Специализация профессиональная — Энциклопедия по экономике
В зарубежных вузах используются сотни самых разнообразных программ обучения, весьма различных по соотношению фундаментальных и прикладных (профессиональных) компонентов. К каждой программе дается обоснование различия между общим образованием и областями специализации (профессионального обучения). Последние делятся на четыре направления исследовательская работа преподавание работа в промышленности (бизнес) менеджерская деятельность в коммерческих структурах и административная деятельность в государственном управлении. Во всех странах наблюдается резкий сдвиг в сторону индивидуального обучения. [c.101]Функцио.наль-ная оргструктура (схема 5.2) 1. Группировка организации по функциональному признаку 2. Множественность подчиненности персонала разным руководителям в соответствии с кругом решаемых задач — высокая степень заинтересованности в реализации целей функциональных подразделений в ущерб общим целям организации — высокий уровень специализации профессиональной деятельности — отсутствие дублирования линейных и функциональных взаимосвязей — организации со строгим подчинением и субординацией (например, военные организации) [c.174]
Экспертно-консультативная функция. В процессе групповой деятельности лидер обычно является тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной информации или наиболее квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения и специализации профессиональных функций в больших группах лидеры (руководители организаций) имеют в своем распоряжении различных заместителей, специалистов и консультантов. Экспертно-консультативная функция в ряде случаев может быть основой для возникновения инструментального лидерства. Пример тому — формирование научных школ, которое обычно происходит не в силу каких-либо организационных предписаний, а в связи с появлением ученого, располагающего новыми перспективными идеями. [c.86]
Профессиональный и численный состав рабочих ЛПУМГ определяется в зависимости от объемных показателей управления (состава, количества, вида, типа оборудования и сооружений) на основании Нормативов численности рабочих магистральных газопроводов, утвержденных Мингазпромом 26.05.83. Узкая специализация рабочих, занятых в транспорте газа, нецелесообразна, так как не позволяет обеспечить им полную загрузку в течение рабочего дня. В связи с этим в ГПО внедряется щекинский метод организации труда (совмещение профессий, работа по расширенной зоне обслуживания), позволяющий рабочим не только повысить производительность труда, но и поднять их культурно-технический уровень. Так, линейный трубопроводчик должен не только обслуживать механизмы, применяемые при ремонтно-восстановительных работах (электросварочные агрегаты, воздушные компрессоры, насосы для откачки воды), резать металл керосинорезом и газом, но и выполнять вспомогательные сварочно-монтажные работы. У машинистов технологических компрессоров затраты времени на наблюдение и техническое обслуживание ГПА и вспомогательного оборудования КС не превышают в среднем 50—60 %. Но даже это время не всегда используется ими рационально значительная часть времени — это так называемое пассивное наблюдение, иногда маскирующее потери рабочего времени. [c.15]
Специализация производства — одна из форм общественного разделения труда. В результате общественного разделения труда формируются и обособляются отдельные отрасли промышленного производства (например, геологоразведка, бурение скважин, добыча нефти, нефтепереработка) и отдельные предприятия внутри отрасли. Обособившиеся и специализировавшиеся отрасли и предприятия характеризуются однородностью технологии производства и изготовляемой продукции, особым подбором оборудования и соответствующим профессиональным составом кадров. [c.22]
Специализация — форма общественной организации производства, предполагающая процесс обособления производства с выпуском определенной продукции, с применением особой технологии и специального оборудования, а также с использованием кадров соответствующего профессионального состава. Специализация приводит к увеличению числа предприятий п отраслей промышленности, обособлению производства разно-родНых продуктов. [c.52]
Стимулирует деловую и профессиональную специализацию. [c.337]
Разделение труда (его специализация) является важным фактором повышения производительности труда операционных работников. В самом деле, специализация труда просматривается и сегодня во всех аспектах деловой деятельности. Как в профессиональном футболе игрок, выбивающий мяч в игру, концентрируется только на том, чтобы подальше выбить мяч (а не на игре в качестве защитника задней линии или свободного защитника), точно также операционные служащие могут концентрировать свои усилия на выполнении ограниченного количества производственных заданий. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объем подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда, а могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности использования специализированного оборудования. К недостаткам, присущим специализации, можно отнести уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворенности рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов. При определении содержания работ управляющий производством должен глобально рассмотреть все эти факторы, чтобы найти оптимальную степень специализации труда. [c.615]
Хотя этот процесс воздействует на восприятие будущего руководителем, понимание им современного состояния своей специализации и предмета исследований не меняется. Внутри подразделения способ управления остается управлением изнутри, основанным на специальности и опыте усвоения. Подготовленный для работы по своей специальности персонал продолжает мыслить в том же, основанном на профессиональной специализации духе и спокойно жить в своем подразделении. Сотрудники могут воспринимать свою компанию как место тяжкого труда, как ограничение научно-исследовательской деятельности, но рассматривают свое подразделение НИР как профессиональное убежище от других (например, финансовых) соображений корпорации. [c.185]
Интересным и успешно применяемым средством стимулирования персонала интенсифицировать специализацию является подготовка особого рода специалиста — звезды — для поддержания связей с научным сообществом, профессиональными объединениями и прессой. Таких специалистов нередко называют специалистами по профессиональным обществам , внутрикорпорационными журналистами или пятой колонной . Так как они входят в состав руководства, они располагают относительно большим свободным временем для сбора внешней информации и ознакомления с нею коллег. Таких сотрудников приглашают на высокие должности в профессиональные общества или включают в состав членов проектов, организуемых и финансируемых правительством, что еще больше открывает им доступ к информации. [c.198]
В прошлом подобная тенденция самоидентификации с компанией рассматривалась как признак низких профессиональных качеств. Ныне преимущества гибкого подхода к овладению той или иной специализацией выявлены вполне отчетливо. В отличие от подготовки традиционных специалистов, ориентированных на работу или в области электроники или в машиностроении, такой подход позволяет практикам компетентно осваивать новые виды деятельности, оказывать необходимую помощь коллегам- [c.56]
СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА — установление соответствия качественных характеристик персонала (образование, уровень профессиональной компетентности) требованиям отечественных (международных) стандартов. С.п. осуществляется на основе спектра (классификатора стандартов) специальностей и специализаций в профессиональном образовательном пространстве, согласованного с возможностями человека и тенденциями научно-технического прогресса, и спектра (классификатора стандартов) профессий и должностей в пространстве рабочих мест, согласованного с требованиями реального производства и возможностями профессионального образования. [c.318]
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — одна из составных частей основной профессиональной образовательной программы, определяющая содержание учебного процесса по конкретному направлению подготовки выпускников или по определенной специальности. У.п.в.у.з. включает в себя перечень изучаемых дисциплин, состоящий из гуманитарных, социально-экон., естественнонаучных, общенаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, дисциплин специализации число часов учебного времени по каждой дисциплине, отводимого на аудиторную работу (лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия и т.д.), на самостоятельную работу студента продолжительность и характер практик, число курсовых проектов и работ, экзаменов, зачетов состав и характер итоговой гос. аттестации. Все эти данные представлены в учебном плане по каждому семестру обучения. Учебные планы разрабатываются высшим учебным заведением самостоятельно на основе гос. требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, утвержденных Министерством общего и профессионального образования РФ. Важную роль при составлении учебных планов играют учебно-методические объединения [c.409]
Формы разделения труда различны по технологической однородности выполняемых работ, т. е. по технологическому признаку, определяется профессиональная специализация рабочих по целевому назначению выполняемых процессов, т. е. по производственному признаку, рабочих подразделяют на основных и вспомогательных по форме осуществления трудового процесса различают индивидуальную и коллективную (бригадную) работу. [c.65]
В нефтяной и газовой промышленности по мере внедрения новых форм и методов организации производства намечается дальнейшее развитие процессов технологической специализации, концентрации отдельных видов технологически однородных работ в самостоятельные производства на уровне производственных объединений. Так, в объединениях созданы единые производства по цементированию скважин, вышкомонтажным работам, по законтурному и внутриконтурному заводнению и т. д. В этих условиях важное значение имеет развитие горизонтальных экономических и хозяйственных связей внутри производственного объединения, разработка мер по саморегулированию сложной производственной системы. Все это потребует быстрейшего внедрения АСУ и других перспективных методов управления, повышение профессионального уровня работников, занятых в сфере управления. Автоматизированная система управления будет обеспечивать не только расчет отдельных плановых показателей, но и разработку комплекса взаимоувязанных мероприятий, разрабатываемых на единой методической основе. АСУ, обеспечивая ускорение принятия оптимальных решений, открывает новые возможности для укрупнения предприятий повышения уровня концентрации и специализации производства, уменьшения числа ступеней управления. [c.103]
Специализация — это процесс обособления производств, характеризующихся выпуском определенной продукции, применением особой технологии и специального оборудования, а также использованием кадров соответствующего профессионального состава. При специализации происходит увеличение числа отраслей промышленности и обособление производств разнородных продуктов. Существующие отрасли разделяются на ряд еще более специализированных, возникают новые отрасли (полупроводниковая, атомная, синтетических материалов и др.). [c.75]
То есть, рассматривая к внедрению те или иные варианты структуры, необходимо тщательно взвесить их сильные и слабые стороны, учесть специфику вуза, его место и роль в общей системы профессиональной подготовки, исторически сложившуюся специализацию и пр. [c.100]
Перевод вузов на самофинансирование и прямые договора с предприятиями, изменившаяся стратегия материального производства, а также другие явления уже не позволяют однозначно решать вопросы трудоустройства их выпускников. Это обстоятельство обусловливает постепенное формирование рынка инженерных кадров, где каждый специалист должен будет доказывать свою профессиональную, а, следовательно, и социальную значимость. В этих условиях целесообразно сделать акцент на маркетинге подготовки технических специалистов как принципе, ориентирующем на удовлетворение конкретных потребностей отраслей и предприятий материального производства в инженерных кадрах той или иной специализации, на прогнозировании этих потребностей и соответствующее им планирование развития вузов. Но необходимо подчеркнуть, что в современной крайне нестабильной экономической ситуации далеко не просто разработать и верифицировать алгоритм проекта эффективного развития системы подготовки инженерных кадров. Думается, наиболее адекватно сложившейся ситуации будет отвечать такая стратегическая форма маркетинга, как «креативный» (развивающий) маркетинг. Данное понятие в ракурсе подготовки инженерных кадров должно означать создание системы, обеспечивающей такой уровень социальной [c.338]
Специализация — это процесс обособления отраслей, производства, а внутри них — предприятий, на которых сосредоточивается выпуск определенной продукции с применением характерной для нее технологии и специального оборудования, а также использованием кадров соответствующего профессионального состава. [c.78]
Специализация, вызывая сужение производственных функций того или иного участка предприятия, отнюдь не означает сужение профессиональной специализации рабочих. Наоборот, прогресс в технике и технологии добычи нефти неразрывно связан со специализацией и требует высокой технической квалификации рабочих. [c.30]
Перечень специальностей и специализаций в сфере инновационной деятельности согласно профессиональным стандартам. [c.22]
Перечень специальностей и специализаций в сфере инновационной деятельности согласно профессиональным стандартам представлен в таблице 2. [c.22]
Хотя эмитенты ценных бумаг могут сами разместить (то есть продать) свои обязательства в виде ценных бумаг, сложный механизм эмиссии в условиях конкуренции, потребность в гарантированном размещении ценных бумаг требует не только больших расходов, но и профессиональных знаний, специализации, навыков. Поэтому эмитенты в подавляющем большинстве случаев прибегают к услугам андеррайтеров — профессиональных посредников (банков, брокеров, инвестиционных компаний), организующих и гарантирующих размещение ценных бумаг на согласованных условиях за специальное вознаграждение. [c.453]
Непосредственное влияние на уровень производительности труда в социалистической промышленности оказывают развитие науки и техники и обусловленное этим совершенствование технологических процессов производства и рост технической вооруженности труда, улучшение использования трудовых ресурсов, повышение общеобразовательного и культурного уровня трудящихся и их профессиональной подготовки, правильное разделение труда и специализация производства, с одной стороны, и развитие социалистического кооперирования труда и производства, с другой стороны. Не менее важное значение имеет использование моральных и материальных стимулов непрерывного повышения производительности труда каждым отдельным рабочим и коллективами предприятий в целом — развертывания социалистического соревнования и его высшей формы на современном этапе — движения за коммунистический труд — систематическое воспитание у работников коммунистического отношения к труду, правильная организация материального стимулирования труда, материальной заинтересованности работника в результатах его личного труда и труда всего коллектива, в непрерывном повышении производительности труда. [c.7]
Владение методом двойной записи (и двойного мышления) является профессиональной специализацией бухгалтера. [c.115]
Программное обеспечение прежде всего ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией. Пользователь со стороны программной среды должен ощущать постоянную поддержку своего желания работать в любом режиме активно либо пассивно. Приоритет пользователя при работе с техникой несомненен. Поэтому при их взаимодействии предусматривается максимальное обеспечение удобств работы человека за счет совершенствования программных средств [c.36]
Возникновение и развитие машинной индустрии сопровождалось значительным углублением общественного разделения труда и формированием специализированных производств. В основе их специализации лежит один из факторов производства земля с ее природными ресурсами) труд (способности, профессиональная подготовка) капитал (финансовые средства, производственные основные и оборотные фонды, активы и запасы) информатика, предпринимательство. К примеру, преимущественное использование фактора земля определяет отрасли, производящие сырьевые ресурсы сельское хозяйство, рыболовство, добыча морепродуктов, лесная и горно-добывающая промышленность, частично химическая промышленность (газификация угля). [c.28]
Горизонтальное разделение труда. Организация труда на научной основе объективно требует соответствующих форы его разделения, главной целью которого является специализация работников на выполнении отдельных видов работ, операций и процедур. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. От того, насколько [c.34]
В основе разработки методов научного менеджмента лежали эмпирические наблюдения за выполнением отдельных рабочих операций, замеры (хронометраж) времени, необходимого для осуществления той или иной операции, и на основе анализа полученных результатов — выработка рекомендаций по оптимизации рабочих процессов, системы разделения труда и специализации, установления норм выработки. Для того чтобы стимулировать стремление работающих выполнять и перевыполнять нормы, вводилась система сдельной заработной платы. На основе специализации рабочих операций квалифицированные и менее квалифицированные работники могли выполнять соответствующие их профессиональной подготовке задания. [c.5]
Экономист любой специализации, будь то менеджер, бухгалтер, плановик, финансист или аналитик, должен уметь определить возможность и целесообразность применения автоматизированной информационной технологии в своей профессиональной деятельности Для этого он должен уметь проводить упрощенное эскизное проектирование информационной технологии, автоматизирующей выполняемые им функции. [c.342]
Образовательные подразделения организаций, осуществляющие начальную профессиональную подготовку кадров, должны иметь соответствующую лицензию. Конкретная специализация профессионального обучения производится преимущественно на учебной базе организации или в профессиональных образовательныхучреждениях по заявке организаций поучебным планам, разрабатываемым самими организациями совместно с образовательными учреждениями. [c.507]
Нет товара, который бы мог удовлетворить все потребности. Также дело обстоит и с менеджерами по маркетингу. Найдите и прочно займите свою нишу. Для этого вам понадобятся специализация, профессиональные знания и опыт. Потом вы сможете при желании предложить себя другому сегменту, перепозиционировать себя. [c.178]
В функции ГКРЦБ входит утверждение квалификационных требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Квалификационное свидетельство ГКРЦБ является документом, удостоверяющим соответствие лиц квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям, специалистам организаций, осуществляющим профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, с указанием специализации профессиональной деятельности. [c.458]
Тот факт, что японские технические специалисты обладают гибкостью мышления и кругозором, не ограниченным узкими профессиональными рамками, — еще один фактор, развивающий их умение объединять различные технологии. В Соединенных Штатах, представляясь, работник, обычно говорит Я — специалист по полупровод-пикам или Я — машиностроитель . В Японии же при аналогичных ситуациях вы услышите Я работаю на Хи-тати или Я работаю в компании Мицубиси дзюкогё . Это ясно показывает, что здесь специализация в той или иной области котируется гораздо ниже, чем в США, значительно большую роль играет чувство принадлежности к той или иной компании. [c.56]
Технологическое разделение приводит к обособлению работ по обслуживанию отдельных типов производств (оборудования), обособлению работ внутри подсобно-вспомогательных цехов, непосредственное обслуживание оборудования основного производства, ремонтные работы в энергетических службах и службах КИП и А, внешний и внутренний ремонт, такелажные, коксоочистительные, котельные и другие работы в ремонтных службах и т. д. Этот вид разделения труда вызван необходимостью профессиональной специализации рабочих. [c.238]
Специализация (разделение труда, функционализация) — декомпозиция общих функций организации на более детальные виды деятельности конкретных подразделений, обладающих соответствующей профессиональной и квалификационной компетенцией для их выполнения. [c.756]
Маленькая первобытная община, каждый взрослый член которой умел делать почти все то же, что и все остальные, могла эффективно решать свои немудреные проблемы, управляя своими действиями коллективно и владея своими производительными силами как единый субъект. С переходом от охоты и собирательства к земледелию, скотоводству и ремеслам на смену первобытным общинам пришли многотысячные и даже многомиллионные народы, профессиональная специализация людей стала неуклонно (и все более быстро) возрастать, а проблемы, решаемые ими, — столь же быстро усложняться. Это сделало невозможными общественную собственность на средства производства и коллективное управление ими. Во времена Маркса, Энгельса и Ленина отношения общественной собственности на производительные силы не соответствовали тогдашнему уровню развития последних. Поэтому несмотря на то, что в XX веке произошел ряд победоносных пролетарских и крестьянских восста- [c.52]
economy-ru.info
2. Профессиональная специализация в психологической профессии
Психологи-профессионалы работают в разных областях народного хозяйства, на различных рабочих местах. Поэтому неодинаковы выполняемые ими функции и содержание профессиональной деятельности, специфика работы психолога определяется не только направлением их профессиональной специализации в вузе, но и запросами практики непосредственно на рабочем месте.
Классификация психологических профессий может быть проведена по различным основаниям: по отношению к основным сферам деятельности психолога (академической и практической психологии) и по отношению к существующим отраслям психологии.
1. Психологические профессии по отношению к академической и практической психологии. В соответствии с выделением в качестве основных сфер деятельности психолога академической и практической психологии, психолог-профессионал может работать преимущественно в одной из этих областей (Рис. 7).
Рис. 7. Классификация психологических профессий по сферам деятельности психолога
В сфере академической психологии, психолог может быть теоретиком-исследователем, научным работником. Психологи-теоретики занимаются научными исследованиями, они работают в научно-исследовательских институтах, лабораториях в должности научных сотрудников. В нашей стране помимо знаменитых научно-исследовательских институтов, занимающихся психологическими исследованиями: Психологического института РАО и Института психологии АН РФ, создаются новые НИИ и научные лаборатории. Психологические научно-исследовательские лаборатории открываются не только в научно-исследовательских институтах психологического профиля, но и в смежных областях. Кроме того, значительное число таких лабораторий работает при факультетах психологии высших учебных заведений, которые, помимо обучения студентов, как уже упоминалось, занимаются научно-исследовательской деятельностью.
В сфере практической психологии психолог непосредственно работает с людьми, используя специальные психологические знания и методики, приемы, техники. Практическими психологами являются школьные психологи, семейные психологи-консультанты, психологи-консультанты в центрах психологической помощи и других организациях. Чрезвычайно востребованы в настоящее время психологи – специалисты в области тренинговой работы, занимающиеся поведенческими тренингами («тренеры» для ведения тренингов продаж, командообразования, обучающих тренингов для повышения квалификации персонала и др.).
В последнее время практических психологов с высшим психологическим образованием все чаще приглашают на работу, связанную с психологическим сопровождением и управлением персоналом. Эта работа может охватывать такие направления как отбор кандидатов на должность и проведение собеседований с ними, комплексную психологическую оценку персонала всех уровней. В этом случае психологи работают совместно с менеджерами по работе с персоналом, сотрудниками отделов кадров. В некоторых случаях психологи непосредственно занимают такие должности или сходные с ними по характеру должностных обязанностей. Кроме того, практические психологи в организациях занимаются психологическим обеспечением деятельности сотрудников, созданием благоприятного психологического климата, проблемами группового сплочения, проведением программ обучения сотрудников, оказывают помощь в процессе вхождения новых сотрудников в сложившийся коллектив организации, психологическую поддержку персонала организации в различных напряженных ситуациях профессиональной деятельности, разрабатывают рекомендации для административных работников по управлению персоналом.
Между теоретической и практической сферами деятельности психолога не существует непроницаемой границы. Нередко современные психологи, занимаясь теоретическими исследованиями, одновременно ведут практическую работу в каком-либо учреждении или организации, работают консультантами, школьными психологами, ведут тренинги. Практические психологи, в свою очередь, накопив интересные и значимые результаты в своей работе, обобщают их в виде теоретических научных трудов, которыми могут быть диссертационные исследования, научные статьи и книги, выступления на конференциях и семинарах.
Промежуточное положение между психологами-теоретиками и психологами-практиками занимает психолог-преподаватель. Преподаватель психологии, с одной стороны, работает с людьми, однако предметом его деятельности является передача теоретических знаний обучающимся. В связи с этим в своей работе преподаватель психологии выполняет педагогические функции, занимается педагогической деятельностью. В качестве преподавателя психолог может работать в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, в учебных планах которых имеются психологические дисциплины. Например, в педагогических вузах на всех факультетах, занимающихся подготовкой учителей, студенты изучают общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Помимо перечисленных дисциплин, при получении, например, специальности 030800 – «Изобразительное искусство», студенты изучают такие курсы как «Основы психологии семьи и семейного консультирования» и «Психология личности»; для специальности 061500 – «Маркетинг» читается курс «Социология и психология управления». Таким образом, освоение будущей профессии по многим направлениям подготовки требует изучения психологических дисциплин, для преподавания которых нужны психологи.
В последнее время психология вводится в качестве учебного предмета и в средних школах в составе вариативного и дополнительного компонентов обучения. В нашей стране психология была школьным предметом с начала XIX века (с 1804 г.) до начала XIX века (1917 г.), затем с 1947 года и почти до конца пятидесятых годов XX века. Сейчас эта традиция возобновляется, но в базовые учебные планы общеобразовательной школы психология еще не вошла. Можно предположить, что в скором времени в школах появится учитель психологии, который будет вести соответствующий учебный предмет. За рубежом психология также преподается в средней школе. Например, в школах Великобритании активно вводятся учебные предметы, имеющие психологическое содержание (курс по самосознанию для подростков и другие дисциплины).
Следующим основанием классификации психологических профессий является их разделение в зависимости от того, с какой именно психологической наукой преимущественно связано содержание профессиональной деятельности психолога.
2. Психологические профессии по отношению к отраслям психологии. В зависимости от направления своей практической деятельности и сферы профессиональных интересов, психологи могут быть специалистами в конкретных областях психологии, заниматься преимущественно проблемами, принадлежащими той или иной отрасли психологии: общей, возрастной, педагогической и другим (Рис. 8).
Рис. 8. Классификация психологических профессий по отношению к отраслям психологии
Профессиональная специализация может быть получена разными путями. Во время вузовского обучения, помимо базовой общепрофессиональной подготовки, студент-психолог может получить специализацию в определенной отрасли психологии. В соответствии с полученной специализацией студент может стать педагогическим психологом, социальным психологом, психологом-психофизиологом, специалистом в области психологического консультирования и т.д. Число специализаций и их количество постоянно растет, в связи с бурным ростом психологической науки в целом, и в связи с запросами и потребностями практики в специалистах-психологах того или иного профиля.
Факультеты психологии разных вузов предлагают студентам неодинаковые специализации. Во многом состав разработанных специализаций и их количество определяются, как уже упоминалось, потребностями региона, в котором находится вуз, востребованностью тех или иных специалистов, квалификацией преподавательских кадров вуза.
Получить ту или иную специализацию психолог может не только в стенах вуза, но и в системе дополнительного послевузовского образования для педагогов-психологов. Повышение квалификации может происходить как посредством обучения в аспирантуре и докторантуре, так и на специальных факультетах и отделениях повышения квалификации, работающих при ведущих вузах страны.
Кроме того, получить углубленные знания в каком-либо направлении психологической деятельности можно в ходе специальных программ, курсов, тренингов для педагогов-психологов.
В некоторых случаях психолог специализируется, выбрав определенное психологическое направление в качестве приоритетного в своей деятельности, постепенно знакомясь с теоретической базой избранной проблемы и накапливая практический опыт работы в ней.
Профессиональные специализации психолога не изолированы друг от друга. Так, и психолог-теоретик, и практический психолог, и психолог-преподаватель могут быть специалистами в любой области психологии.
Необходимо также упомянуть, что психологические профессии могут различаться не только по содержанию работы и функциональным обязанностям психолога, но и по отношению к форме собственности, к которой принадлежит рабочее место психолога (Рис. 9).
Рис. 9. Классификация психологических профессий по форме собственности рабочих мест
Психолог может работать в государственных учреждениях: в народном образовании, в силовых структурах (армия, МВД и другие), в лечебных учреждениях, в промышленности, на производстве, в административных органах, в финансовых учреждениях, в спортивных и других организациях. Большинство рабочих мест для педагогов-психологов в настоящее время являются государственными, их открытие регламентируется правительственными документами и постановлениями, государственными стандартами. Деятельность психолога в государственных учреждениях контролируется специальными квалификационными инстанциями, повышение профессиональной квалификации и мастерства поощряется системой оплаты труда.
В настоящее время все больше появляется организаций и учреждений негосударственной формы собственности, в которых также создаются рабочие места для педагогов-психологов.
Психолог может работать в коммерческих фирмах и организациях (частная школа, банк, торговая фирма и другие). В некоторых случаях это предприятия и учреждения совместной формы собственности с зарубежными партнерами, либо полностью финансируемые иностранными собственниками. При такой форме собственности к регламентации и оценке деятельности психолога часто применяются зарубежные стандарты.
И, наконец, психолог может заниматься частной практикой, открыть собственный кабинет, консультацию, предлагать краткосрочное сотрудничество различным организациям для проведения психологического просвещения, тренингов, организационного консультирования, психодиагностических обследований и других видов работы. Как отмечает Ф.Е. Василюк, появился массовый рынок психологических услуг, разных по своему качеству и содержанию − индивидуальное консультирование и психотерапия, детская игровая психокоррекция, развитие памяти и воображения, семейная терапия [5].
В настоящее время большинство педагогов-психологов совмещают свою занятость во всех формах собственности, стараются использовать преимущества каждой из них для повышения эффективности своей профессиональной деятельности и профессионального роста.
Вопросы для самопроверки:
Каковы основные сферы деятельности педагога-психолога?
Почему нельзя назвать точное число отраслей психологической науки? Какие факторы влияют на появление новых отраслей психологической науки?
Каковы основные направления деятельности педагога-психолога?
По каким основаниям могут быть классифицированы психологические профессии?
Какие психологические профессии наиболее востребованы в настоящее время?
studfile.net
Чем отличается специальность от специализации в конкретных сферах деятельности
Современный рынок труда заполнен разными вакантными трудовыми местами, среди которых непременно найдется что-то дельное для каждого из нас.
Чем отличается специальность от специализации?
Однако все работодатели при приеме сотрудника задают, как правило, одни и те же вопросы: « Какая у вас специальность? По какой специализации вы проходили обучение? Какая профессия вам интересна?».
Получается некоторая путаница, ведь в дипломе вы — психолог, учились на психолого-педагогическом факультете, хотите работать с детьми младшего возраста.
Юному соискателю немудрено запутаться во всей этой трудовой терминологии, а в связи с этим необоснованно предстать перед будущим начальником не в лучшем свете.
Чтобы избежать подобных неловких моментов, давайте разберемся вместе, чем же отличается специальность от специализации.
Специальность: разбираемся в значении термина
Итак, став выпускником ВУЗа, вы получаете заветный диплом, который является документом, подтверждающим у вас наличие знаний, умений и навыков в определенной трудовой сфере.
Специальность — это область, в который вы являетесь специалистом
Это и есть ваша специальность, то есть область чего-либо, в которой вы являетесь специалистом.
Профессия в данном случае является более широким понятием, объединяющим людей близких по приобретенным профессиональным навыкам, а специальность более узкое понятие, применимое для людей конкретной сферы деятельности.
Именно специальность прописана у вас в дипломе и иногда она будет совпадать с наименованием вашей профессии.
Здесь же стоит отделить понятие работа. Работа — это вообще любого рода трудовая деятельность, приносящая какой-либо доход (выгоду, пользу) человеку, занимающемуся ею.
Работа не всегда зависит от наличия у вас специальности. Рассмотрим на конкретном примере.
Вы — выпускник педагогического ВУЗа.
В дальнейшей жизни вы планируете связать себя с работой в образовательной среде, по профессии вы являетесь учителем, но можете работать педагогом-организатором, педагогом дополнительного образования.
Хотя прошли обучение на естественно-математическом факультете по специальности учитель физики и математики.
Кстати, существенным отличием специальности от профессии будет и то, что специальность должна быть получена путем обучения, а профессия может быть приобретена в ходе практики.
К примеру, чтобы стать хорошим актером, не всегда нужно окончить театральный институт, можно иметь диплом инженера, а с профессиональной точки зрения относиться к сфере искусств.
Именно на принципах профессиональных специальностей и базируется современное разделение труда в обществе.
Понятие специализации
Еще более непонятным для многих из нас является специализация.
Специализация — более узкое понятие, нежели специальность
Специализация производства, например, нам вполне понятна. Мы можем представить несколько цехов, которые производят совершенно различные товары.
К примеру, перед нами завод по производству химических средств личной гигиены:
- первый цех производит мыло;
- второй – гели для душа;
- третий — шампуни;
- четвертый — бальзамы-ополаскиватели и т.д..
Под этим же углом стоит посмотреть на данный термин применимо к области образования, тем самым дать самим себе подсказку о его значении, как узкой профилизации какого-либо работника.
Если продолжить пример, указанный выше, становится ясно, что специализация проводит еще более четкие границы для трудовой деятельности уже с учетом конкретной специальности.
Таким образом человек со специальностью учитель физики и математики будет иметь специализацию, позволяющему ему преподавать только алгебру и геометрию у определенной возрастной категории учащихся (среднее звено или старшее).
Этот же педагог может иметь дополнительную специализацию педагог –психолог, позволяющую ему работать в данном направлении засчет более углубленного изучения психологических дисциплин во время получения основной специальности.
Благодаря наличию специализации имеется возможность более корректной подготовки кадров той или иной сферы деятельности.
Специальности и специализации, связанные с областью медицины
Разберем все вышеуказанные термины на примере медицины.
Врач — профессия, стоматолог — специальность, стоматолог-хирург — специализация
Итак, у нас есть общее понятие — врач (доктор). Это человек, занимающийся определенной деятельностью, призванной обеспечить физическое и психическое здоровье людей (пациентов).
В данном случае врач — это профессия.
Специальность как более узкое понятие разграничит людей с учетом конкретного рода деятельности: хирург, венеролог, терапевт, онколог, лор.
Специализация «лор» может быть также конкретизирована с учетом особенностей заболевания: сурдолог — лечит проблемы речи, вызванные плохим слухом, фониатр- занимается нарушениями голосового аппарата.
На практике все будет так: специальность лор, специализация сурдология.
Другой пример, когда человек работает по профессии врача, с учетом специальности он является гинекологом, а специализация определяет его деятельность, как гинеколога-онколога (выявление и лечение опухолей), гинеколога-репродуктолога (работа сосредоточена на «повышении рождаемости») и т.д..
Специализация сотрудников других областей трудовой деятельности
Особенно ярко проследить примеры подобного «узкопрофильного трудового деления» можно в финансовой, юридической, строительной отрасли.
Так человек, работающий на правовой арене, относится к профессии, специальности юриста, но с учетом специализации деятельность его будет ограничена в рамках уголовных и гражданских актов.
Знакомый всем нам сотрудник банка гордо носит профессию финансиста, имеет диплом по специальности – финансы и кредит, специализируется на страховании, банковском деле, налогообложении.
Представитель популярной на сегодняшний день профессии инженер, как правило, оканчивает ВУЗ по специальности инженер-конструктор, находит себе работу на заводе, деятельность которого напрямую связана с его специализацией — судостроение.
Кстати, последний пример является самым правильным с точки зрения трудоустройства, потому что именно специализация должна быть ведущим условием при выборе будущей работы.
Выбираем специализацию и специальность
Выбирать специальность и отдельно специализацию, как правило, приходится довольно редко.
Главное — это выбрать профессию
Ведь большинство ВУЗов страны уже ориентированы на подготовку узкопрофильных специалистов, а значит абитуриентам в готовом виде предлагается набор специальностей, сопровождающихся определенными видами специализаций.
Однако стоит помнить, что существует возможность получения дополнительных навыков и знаний (специализации) при изучении того или иного профессионального курса, не всегда непосредственно связанных между собой (как в случае с учителем математики и дополнительной специализацией – психология).
Для начала необходимо выбрать будущую профессию, а уже с учетом её специфики и собственных возможностей ориентироваться на специальность и специализацию.
Подводя итог, отметим следующее.
Прежде чем отправляться на поиски работы или места для обучения той или иной профессии, стоит быть подкованным в терминологическом плане.
Так, вы мечтаете стать врачом, поступаете в медицинский, но не учитываете, что стоматологов в нашей стране и так предостаточно, хотя есть нехватка стоматологов — хирургов, а вы выбрали в качестве специализации терапевта — отсюда трудности с поиском работы, недовольство заработком и т.д..
Ведь зачастую именно отличия профессии от специальности, а специальности от специализации, являются не только фактором вашего возможного попадания в данную «профессиональную ячейку», но и условием престижа, материального благополучия, профессионального развития и интереса будущего рода занятий.
В этом видео вы узнаете, как выбрать профессию и ВУЗ для обучения:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
vyuchit.work
1.2. Профессиональная специализация. Слесарное дело: Практическое пособие для слесаря
1.2. Профессиональная специализация
Специалистом в определенной профессии называют работника, который выполняет узкий диапазон работ. Узкая специализация дает работнику возможность глубже и точнее знать и выполнять порученные операции.
В профессии слесаря существует профессиональная специализация, связанная с обслуживанием и ремонтом специализированных машин, оборудования и различного рода инструмента, например: обслуживание и ремонт железнодорожной техники, металлургического оборудования, автомобильных, тракторных и сельскохозяйственных машин, систем городского водоснабжения и канализации и т. д.
Основное различие между мастерской и специализированным слесарным участком состоит в том, что в слесарной мастерской нет специализации. В ней выполняются все операции, относящиеся к слесарной профессии. Слесарная мастерская в сфере местной промышленности, обслуживания и ремонта имеет ограниченное количество работников, выполняющих все возможные виды работ.
Специализированные слесарные участки в заводских цехах имеют большое число работников различных специальностей, которые выполняют только слесарные работы в соответствии с производственным и технологическим процессом цеха.
Профессиональная бригада – это группа работников одной или нескольких профессий и разных специальностей, которая специализируется на выполнении работ, близких по характеру. Например, слесарные работы при ремонте автотранспорта, слесарные работы при водопроводно-канализационных работах и др. В настоящее время в таких бригадах получает развитие совмещение профессий, позволяющее работникам выполнять более широкий круг работ.
В ремонтных и специализированных мастерских могут работать работники следующих профессий: слесари, кузнецы, жестянщики, механики по ремонту автомобилей, бытовой техники, электромеханики, сварщики, котельщики, чеканщики, механики точных машин, литейщики и др.
На промышленных предприятиях могут работать слесари различных специальностей: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-разметчик, слесарь-сборщик, слесарь-регулировщик, слесарь по ремонту оборудования, слесарь по ремонту электрооборудования, санитарной техники, промышленных тепловых сетей и др.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
hobby.wikireading.ru
Профессиональная специализация — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Профессиональная специализация
Cтраница 2
Материальное благополучие является необходимым условием достижения такого совершенства, однако оно не должно препятствовать гармонии, превращаясь в самоцель, профессиональная специализация не должна подрывать разносторонность личности, а неизбежный риск погони за наживой не должен разрушать душевный покой. [16]
В работе Понятие трудовой школы он доказывал, что в эпоху разделения труда, сопутствующего развитию культуры, каждый человек должен иметь профессиональную специализацию. В задачи школы поэтому должно было, по его мнению, входить обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения, и воспитание гражданина-патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства должна была осуществляться по типу трудовой общины. [17]
Однако компетенция любого работника аппарата управления ( включая и тех, которые назначаются руководителями проектов) ограничена как в силу субъективных причин, так и в связи с неизбежной профессиональной специализацией. Поэтому та часть организационно-технических решений, которая относится к реализации общих целей проекта ( технико-экономические параметры изделия, научно-конструкторская и технологическая концепция проекта, экономические, социальные, правовые и прочие аспекты внедрения новой техники), не может быть включена в компетенцию руководителя проекта. [18]
Система преподавания со своей стороны должна быть достаточно избыточной, обеспечивать усвоение не только стандартного перечня учебных дисциплин, но и различных композиций научных предметов, соответствующих индивидуальному предпочтению студента в профессиональной специализации. Гибкость системы обучения, явдяющаяся следствием многовариантности учебных планов, позволяет выполнить главное условие развития техники — постоянную перестройку целевого планирования подготовки специалиста в соответствии с изменяющимся характером профессиональной деятельности. [19]
Если в условиях частичной механизации труда характерным было углубление специализации, наличие работников узкого производственного профиля и работа по узкой специальности не требовала высокого уровня общего образования ( так как достаточно было иметь знания и навыки для работы на станке только данного типа или уметь выполнять лишь отдельные операции), то теперь возникли и развиваются новые формы функционального разделения труда и новый характер профессиональной специализации рабочих. [20]
Отраслевая специализация библиотечных работников не может быть обеспечена только изучением отраслевых библиографических курсов ( отраслевое библиотековедение просто не существует), она требует отраслевой специализации изучения общенаучных дисциплин. Но это уже будет не профессиональная специализация, осуществляемая в вузах на старших курсах только посредством специальных дисциплин, а разная общенаучная подготовка. В этом случае речь уже должна идти о делении специальности библиотековедение и библиография ( скажем, на три отраслевых комплекса) и обучении по учебным планам, предусматривающим различную по отраслевому содержанию общенаучную подготовку. [21]
Другими ключевыми проблемами проектирования организаций являются: распределение полномочий по принятию решений между подразделениями; создание групп и подразделений по функциональному или целевому признаку. Функциональные группы имеют высокую производительность в силу их профессиональной специализации, но их трудно координировать в смысле достижения общей цели организации. Легче координируются целевые группы более универсального характера, но они имеют более низкую производительность. Пути решения этой проблемы, на наш взгляд, лежат в создании матричной организационной структуры, которая фактически существует во многих разрабатывающих предприятиях. О таком решении проблемы автор ничего не пишет. Подходы к проектированию организаций автор иллюстрирует на примере организации, целью которой является планирование капитальных вложений. [22]
Что касается профессионализма ( в том числе компетентности: и профессиональной специализации аудиторов, а также вопросов повышения качества аудиторской деятельности в целом на основе ПСАД [45]), то его различные аспекты рассматриваются практически во всей книге. [23]
Маленькая первобытная община, каждый взрослый член которой умел делать почти все то же, что и все остальные, могла эффективно решать свои немудреные проблемы, управляя своими действиями коллективно и владея своими производительными силами как единый субъект. С переходом от охоты и собирательства к земледелию, скотоводству и ремеслам на смену первобытным общинам пришли многотысячные и даже многомиллионные народы, профессиональная специализация людей стала неуклонно ( и все более быстро) возрастать, а проблемы, решаемые ими, — столь же быстро усложняться. [24]
По своему характеру проблемы, решаемые с помощью профконсультаций и профориентации, довольно сложны и связаны с познанием психологических закономерностей поведения и его регулирования. В связи с этим профессионально подготовленным психологам отводится центральное место. Профессиональная специализация психологов, работающих в консультационном бюро на предприятии, изменяет традиционные представления о психологии труда. [25]
Здесь исследовались учащиеся третьего года обучения одного из ПТУ г. Ленинграда, успешно справляющиеся с выполнением учебно-производственных заданий. Оказалось, что названные профессиональные специализации предъявляют различные требования к качественному содержанию способностей. [26]
Хотя этот процесс воздействует на восприятие будущего руководителем, понимание им современного состояния своей специализации и предмета исследований не меняется. Внутри подразделения способ управления остается управлением изнутри, основанным на специальности и опыте усвоения. Подготовленный для работы по своей специальности персонал продолжает мыслить в том же, основанном на профессиональной специализации духе и спокойно жить в своем подразделении. Сотрудники могут воспринимать свою компанию как место тяжкого труда, как ограничение научно-исследовательской деятельности, но рассматривают свое подразделение НИР как профессиональное убежище от других ( например, финансовых) соображений корпорации. [27]
Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общее сознание. [28]
Эта книга предназначена прежде всего тем менеджерам, кто стремится или достиг уровня старшего руководящего звена фирмы. Однако роль маркетинга в успехе организации настолько значительна, что к нему нельзя подходить как к узко-специальной дисциплине. Знания и участие в реализации маркетинговых программ входят в круг основных обязанностей менеджеров всех уровней, независимо от профессиональной специализации. Каждый руководитель должен вносить свой личный вклад в создание товаров и услуг, эффективно удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности покупателей. [29]
Отметим некоторые черты, свойственные современной семье. Произошел перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности. Современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей. Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родовых-родственных. [30]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
Чем профессия отличается от должности, а специальность — от специализации?
Для тех, кто вечно путает эти понятия
Держи краткий словарик определений от Адукар, который поможет тебе разобраться с понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» и «должность».
Профессия — это род трудовой деятельности человека, который требует владения определёнными знаниями, умениями и навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную подготовку.
Профессии можно перечислять бесконечно: врач, учитель, экономист, юрист, водитель и т. д. Каждая объединяет целую группу родственных специальностей. К примеру, профессия журналист объединяет такие специальности, как журналистика печатных СМИ, веб-журналистика, аудиовизуальная журналистика, международная журналистика и др.
Специальность — это отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства, в которой работают специалисты.
Специализация — это сам процесс приобретения специальных знаний, умений и навыков в рамках специальности.
К примеру, специализации аудиовизуальной журналистики — тележурналистика и радиожурналистика, журналистики печатных СМИ — периодическая печать, деятельность информагентств и фотожурналистика.
Квалификация — это уровень профессиональной подготовки, степень развития профессиональных знаний и навыков.
Должность — это уже те трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определённое положение в штатной структуре предприятия или учреждения.
А теперь закрепим на примере: «Петя отучился в вузе по специальности «Психология» и, пройдя специализацию «Детская и возрастная психология», получил квалификацию «Детский психолог», устроился на должность «детского психолога» по профессии «психолог». Бинго!
Хочешь узнать, какая профессия тебе подойдёт? Пройди профориентационные тесты и получи список, который поможет тебе определиться с поступлением!
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected].
adukar.by
Разработка урока по теме «Профессия. Специальность. Классификация профессий». Модуль «Мир профессий». Предпрофильная подготовка (8–9-е классы)
Комментарии автора
Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от обучающихся знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора обучающихся в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности.
Основой для формирования у обучающихся умения анализа профессиональной деятельности на уроке может стать системная профессиограмма, включающая в себя два понятия:
Профессиограмма – как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Психограмма – как характеристика профессионально важных качеств (ПВК) человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.
Изучение профессиограмм в образовательном процессе подчиняется как потребностям определенной группы обучающихся, в опоре на результаты изучения их индивидуального профессионально-личностного потенциала, так и классификации типов профессий.
Критериями сформированности умений анализа профессиональной деятельности являются:
Умение выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий.
Умение составлять описание профессий, раскрывать ее специфику и давать краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, составлять профессиограмму профессии.
Умение соотносить данные анализа профессиональной деятельности, знаний о рынке труда, со знаниями о собственных психологических и физиологических возможностях и их применении в условиях той или иной профессиональной деятельности.
Таким образом, для того, чтобы в результате освоения учебного модуля “Мир профессий” обучающиеся смогли грамотно осуществлять анализ профессиональной деятельности, необходимо не простое знакомство с профессиограммой как характеристикой профессии, а поэтапное, из урока в урок, изучение ее структуры, содержания, понятий. Использование технологии построения модуля по принципу “тема в теме” позволяет не только решать задачи курса, реализовывать принцип преемственности знаний при организации учебного процесса, но и максимально увеличить эффективность восприятия обучающимися важного, с точки зрения их профессионального самоопределения, материала.
Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.
- Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
- Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Обучающиеся должны знать:
- Понятия “профессия”, “специальность”, “специализация”, “должность”, “профессиональный путь”.
- Классификацию профессий.
- Критерии анализа профессий.
Обучающиеся должны уметь:
- Оперировать понятиями по теме урока.
- Проводить анализ профессии на основе классификации профессий.
Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.
Оборудование:
- таблица “Классификация профессий”;
- раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;
- иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;
- бланки опросника для обучающихся;
- эпиграфы на доске
- “Начало – более чем половина всего”. Аристотель;
- “Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого”. Дж. Каннинг.
Межпредметные связи: история, обществоведение.
Ход занятия
1. Организационный этап.
Вступительное слово педагога
Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность — одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Выбор профессии — твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.
Формулировка темы и целей и задач урока
Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.
2. Этап изучения нового материала
На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.
Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику:
Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.
План анализа профессии.
Название профессии, специальности.
История профессии.
Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).
4. Специальности.
5. Уровень базовых знаний.
6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.
Медицинские противопоказания.
Родственные профессии.
Область применения.
Пути получения профессии.
Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, в особенностях построения профессиограммы.
Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.
Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.
Профессия — это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.
Профессия — это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.
Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.
Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.
Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.
Специализация — это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.
Например:
- профессия — врач, специальность — хирург, специализация — нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
- профессия — машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация — машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.
Должность — это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности.
Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц “Классификация профессий”):
Классификация профессий:
- по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;
- по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;
- по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.
Или другая классификация типов профессий:
- по предмету труда: “Человек — Природа”, “Человек — Техника”, “Человек — Человек”, “Человек — Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”;
- по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;
- по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;
- по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;
- по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;
- по ответственности в труде: моральная, материальная.
В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать — цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рас
urok.1sept.ru
Добавить комментарий
Комментарий добавить легко