Управление как: Управление — что это такое, функции, принципы, виды и системы управления

Содержание

Что такое «управление»? — Студопедия

Логика изложения какого-либо предмета требует, чтобы первоначально были определены все основные понятия. Поэтому вначале мы должны определиться с тем, что мы будем понимать под «управлением».

Оказывается, что в отечественной науке никогда не было, да и сейчас нет единого понимания этого термина. В различных монографиях, учебниках, учебных пособиях по управлению, менеджменту, теории организации вы можете без труда обнаружить совершенно различные определения того, что авторы понимают под «управлением».

Например, в учебнике для бакалавров «Основы управления» приводится следующее определение понятия «управление». «Слово управление произошло от старорусского «управа», то есть способность что-то или кого-то себе подчинять, контролировать. Управление в широком смысле слова – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, осуществления текущей деятельности, реализацию программных целей, преобразование в новое желательное состояние, решение возникающих проблем.»

Управление — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Управление – функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими функциями У. считаются: поддержание и оптимизация системных характеристик, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.


Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Можно привести еще десятки определений понятия «управление», но пока достаточно остановиться на приведенных выше.

Первое определение, как легко видеть, фактически повторяет определение управления, которое фигурировало еще в Большой Советской энциклопедии. Поэтому отнесемся только ко второму определению. Здесь, во-первых, есть сразу вопрос: управление – это элемент или функция? Поскольку понятно, что элемент и функция — разные вещи. Поэтому при заимствовании из этого определения слово «элемент» попросту убрали. Управление, согласно этому определению, присуще системам любой природы. Но по отношению к биологическим и техническим системам бессмысленно говорить о «режиме деятельности, программе и цели деятельности», поскольку деятельность могут осуществлять только социальные субъекты. Кроме этого, в понимании автора определения управление обеспечивает сохранение определенной структуры. Но это совсем не обязательно для управления. Более того, управление часто предполагает изменение структуры, причем, иногда весьма существенные.


Третье и четвертое из приведенных выше определений являются функциональными, то есть в них управление сводят к некоторым функциям. Но, как Вы легко могли заметить, авторы выделяют совершенно различные функции управления.

Отметим, что проблема выявления существенных признаков управления, на основании которых можно задать содержание понятия и определить его объем, особенно актуальна для отечественных исследователей. Дело в том, что только в русскоязычной литературе существует такой интегративный термин как «управление». В зарубежной литературе принято говорить отдельно о государственном управлении как политическом управлении (government), о государственном управлении как администрировании (

administration), об управлении в сфере бизнеса (management) и об управлении техническими объектами (control). В этом смысле, управление как единый феномен в зарубежных исследованиях отсутствует. Там исследуются четыре различных феномена.

Поэтому, когда в отдельных отечественных учебниках утверждают, то управление это менеджмент, то они заведомо совершают логическую ошибку подмены общего частным. То есть, такое «узкое» понимание управления приведет к тому, что многое останется вне поля зрения исследователей.

Подобное несоответствие русского понятия «управление» и его англоязычных аналогов создает дополнительные трудности при выявлении сущности управления из-за неадекватного использования отечественными авторами материалов исследований зарубежных ученых. При переводе на русский язык для всех четырех указанных выше англоязычных терминов часто используется один эквивалент — управление. Такие «неточности» при переводе не только искажали смысл и выводы оригинальных работ, но иногда заменяли их прямо противоположными.

К сожалению, такие факты отнюдь не новы и не единичны в истории отечественной науки. Здесь можно вспомнить, хотя бы, ситуацию с первым отечественным переводом книги Ч. Дарвина о «естественном отборе» (natural selection). Поскольку до этого времени термин «selection» соответствовал в русском языке понятию «селекция», означающему искусственное выведение новых сортов растений и пород животных, то дарвиновское понятие «natural selection» перевели на русский язык как «естественный подбор». Подобное искажение привело к специфическому и оригинальному пониманию многими русскими учеными и философами сущности эволюционной дарвиновской теории естественного отбора. Подобные недоразумения были исправлены только после повторного перевода трудов Ч. Дарвина К.А. Тимирязевым.

Мы привели здесь этот эпизод не случайно. Во многом аналогичная ситуация сложилась после выхода в русском переводе книги Н. Винера «Кибернетика (или управление и связь животном и машине)», которая в оригинале имела название «Cybernetics or Control and Communication in the animal and the machine». Использование в оригинальном названии слова «control» подчеркивало, что один из «отцов» кибернетики Н. Винер отнюдь не искал и не отстаивал некоторое подобие человека и машины (такую аналогию проводили в прошлом, к примеру, Декарт и Ламетри), а рассматривал живые организмы и машины только с позиций общих черт функционирования (поведения), выделяемых на абстрактном уровне исследования.

Только в этом смысле можно говорить о кибернетике как об общей теории управления. Феномен «control» во многом одинаково проявляется в живом организме и машине. «Когда я сравниваю живой организм с машиной, я ни на минуту не допускаю, что специфические физические, химические и духовные процессы жизни в нашем обычном представлении о ней одинаковы с процессами в имитирующих жизнь машинах. Я просто считаю, что как те, так и другие могут служить примером местных антиэнтропических процессов, способных, по-видимому, также выражаться и многими другими способами…».

Публикация книги Н. Винера вызвала бурный резонанс как за рубежом, так и у нас в стране и послужила отправной точкой для начала дискуссии о сущности управления. В 1963 г. на русском языке выходят две книги, посвященные философским проблемам кибернетики — И.Б. Новика и Г. Клауса. В книге И.Б. Новика основное внимание уделяется философским вопросам теории информации, поскольку спецификой процессов управления, которыми занимается кибернетика, является то, что существенную роль в них играет информация. В книге немецкого логика Г. Клауса содержится философский анализ

основных методологических принципов кибернетики: принципа математического описания поведения системы, принципа «черного ящика», принципа моделирования, принципа обратной связи. В этих первых философских работах, вышедших на русском языке и затрагивающих проблемы кибернетики, прямо вопрос о сущности управления и о его природе не поднимается, хотя косвенным образом все-таки затрагивается.

Так, например, в работе Г. Клауса мимоходом отмечается, что «у Винера для регулирования и управления в оригинале используется слово control«. Подобное замечание не соответствует действительности. И Н. Винер, и его друг и соратник У.Р. Эшби различали понятия «регулирование» и «управление», используя для них соответственно слова «regulation» и «control». В своей работе У. Р. Эшби посвятил целую главу «Regulation and Control» вопросам регулирования и управления. Более того, в своей работе Г. Клаус упоминает о двух типах систем, рассматриваемых Н. Винером — управляемой и регулируемой. «Если обратное воздействие S

3 на S1 не имеет места, то мы имеем управляемую систему, а именно система S1 управляет системой S2, результатом же этого управления является S3 . Но если результат S3 обратно воздействует на S1, то мы имеем
регулируемую
систему, т.к. вся эта система в силу обратного воздействия приходит в одно определенное состояние».

Таким образом, уже в этих первых работах, хотя и косвенно, затрагивалась проблема сущности управления путем соотнесения понятий «управление» и «регулирование». К сожалению, автор не анализирует это соотношение, а просто констатирует наличие его в работе Винера. Подчеркнем, что Н. Винер различал регулирование и управление на основании наличия или отсутствия обратной связи. Наличие последней неизбежно приводило систему в состояние равновесия. Отсутствие обратной связи не гарантировало такой результат. В этом смысле управление у Н. Винера отнюдь не отрицает развития, как это пытаются показать некоторые его критики.

Позднее в отечественной философской литературе был поднят вопрос о том, что понятие «управление» изучено слабо, и это сдерживает дальнейшие исследования всего понятийного аппарата кибернетики. Кроме этого, было отмечено, что даже в тех науках, где понятие «управление» употреблялось задолго до кибернетики, — в теории права, в военной науке и др., — его роль и значение резко изменились. «В том-то и состоит трудность, что это понятие казалось «прозрачным» и «элементарным» только до возникновения кибернетики».

Одним из центральных вопросов при решении проблемы сущности управления является вопрос о его природе. Здесь усматриваются две устойчивые тенденции. Сторонники одной из них утверждают, что управление имеет исключительно социальную природу, свойственно только общественным процессам и нигде больше не встречается. «Управление как объективно существующий процесс возникает лишь в стадии социального самодвижения материи, т.е. с появлением человека и общества. В биологических системах явления регулирования деятельности отдельного организма или их групп имеют в своей основе инстинктивное стремление к приспособлению к окружающей среде, выживание в данной ситуации, продолжение рода.

Поэтому аналогии этих функций с управлением в человеческом обществе, допускаемые отдельными учеными, на наш взгляд, неправомерны». Сторонники другой тенденции, которая получила распространение в отечественной науке с конца 40-х годов ХХ века — после работ Н. Винера, А. Розенблюта, У.Р. Эшби, — связана с тем, что «управление свойственно не только социальному, но и биологическому уровням развития материи. Н. Винер и А. Розенблют теоретически и экспериментально показали наличие процессов управления в технических системах, а также у животных».

Действительно, процессы регуляции и саморегуляции индивидуального и группового поведения (а отнюдь не деятельности) живых организмов в основе своей имеют совершенно иные «цели» и механизмы, нежели процессы управления в человеческом обществе. Процессы регуляции и саморегуляции в живой природе имеют естественный характер и используют механизм естественного отбора, который отвечает за то, чтобы выживали наиболее приспособленные.

Механизм естественного отбора имеет принципиально эволюционную природу, поскольку он имеет смысл при избирательном размножении особей в ряду поколений. Вследствие этого он действует совместно с другими эволюционными механизмами, в частности — с наследственностью, которая является своеобразной «памятью» и определяет влияние прошлого на настоящее и будущее. Кроме этого, механизм естественного отбора работает лишь в тех случаях, когда изменения достаточно малы, т.е. в случае, если речь идет об отборе мелких признаков.

Управление в человеческом обществе связано не только (и даже, не столько) с эволюционными процессами, где наследственность (традиции, обычаи, привычки) играет доминирующую роль по отношению к изменчивости, но и с процессами революционными, когда происходит ломка старых механизмов наследования и доминантное значение получает изменчивость (инновации), затрагивающая не мелкие, а большинство жизненно важных признаков. В эти моменты «память», определяющая детерминацию настоящего и будущего прошлым, теряет свое значение, и механизм естественного отбора не срабатывает, — он для этого не приспособлен. В эти моменты необходимы, следовательно, другие регулятивные механизмы, отличные от естественного отбора, т.е. механизмы «искусственного» отбора, которые в живой природе отсутствуют.

Приверженцы точки зрения, отрицающей исключительно социальную природу управления, обычно апеллируют к работам Н. Винера, А. Розенблюта и У.Р. Эшби. Вообще говоря, подобная апелляция не совсем правомерна, поскольку указанные авторы исследовали не управление (как считают отдельные отечественные исследователи управления, не знакомые, по всей видимости, с работами Н. Винера, А. Розенблюта и У.Р. Эшби на языке оригинала), а только такой феномен как «control». Видимо, неадекватность перевода и новизна проблемы послужили причиной ряда искажений и недоразумений в понимании объекта и предмета кибернетики, ее целей и задач отечественными исследователями.

В вышедшей через год после опубликования «Cybernetics…» книге Н. Винер вынужден был обратить на это внимание и уточнить свое определение кибернетики и управления. «Кибернетика — это учение об управляющих устройствах, о передаче и переработке в них информации». Как видно, Винер подчеркивает техническую сущность разрабатываемой им науки, сужая предмет исследования. «Когда я давал определение кибернетики в первой своей книге, я отождествлял понятия «коммуникация» (communication — в оригинале) и «управление» (control — в оригинале). Управлять возможно, только используя коммуникацию… Таким образом, теория управления в человеческой, животной или механической технике является частью теории информации».

Декларируя первичность коммуникативных процессов по отношению к процессам управления и рассматривая, поэтому, техническую составляющую теории управления как часть теории информации, Н. Винер подчеркивает, что в рамках кибернетики понятия «управление» и «коммуникация» тождественны. Таким образом, Н. Винер и другие утверждали, что только феномен «control» присущ и живому организму и машине, и с этой точки зрения правомерно говорить о «человеческой или животной технике«.

Сведение понятия «управление» к понятию «control» означает расширение объема этого понятия и обеднение его содержания.

Судя по публикациям в отечественной научной литературе, картина представлений о сущности управления является весьма пестрой. Тем не менее, все разнообразие существующих представлений о сущности управления можно разбить на следующие группы: «целесообразная сознательная деятельность», «целенаправленное воздействие», «организация целенаправленных воздействий», «упорядочение», «регулирование», «оптимизация».

Определив в качестве сущности управления «целесообразную, сознательную деятельность», мы настолько расширим понятие управления, отождествив его, по сути дела, с понятием деятельности, сделаем его в плане содержания столь разнородным, что выделение качественной специфики управления будет не возможно.

Рассматривая в качестве сущности управления «целенаправленное воздействие», мы практически сводим управление до уровня отдельных действий, оставляя вне сферы управления то, что предшествует действию или является следствием его результата.

Попытки определения сущности управления путем введения термина «организация» требуют уточнения самого термина «организация», поскольку очень часто последнее отождествляется с понятием «управление».

Подобные проблемы возникают и при определении сущности управления через «упорядочение». Если понимать последнее как установление отношения порядка, то в этом плане «упорядочение» становится тождественным термину «организация», что характерно для работ И. Пригожина и И. Стенгерс. Но для них организация и управление суть различные феномены. Порядок (организация) может спонтанно возникать из хаоса в результате самоорганизации в неравновесных необратимых процессах, которые относятся к «естественным процессам внутри системы». Управление же у них связано с контролем и с противодействием естественному порядку. «Необратимость «отрицательна»: она проявляется в форме неуправляемых изменений, происходящих в тех случаях, когда система выходит из-под контроля. Наоборот, необратимые процессы можно рассматривать как последние остатки самопроизвольной внутренней активности, проявляемой природой, когда человек…пытается обуздать ее».

Рассмотрение в качестве сущности управления регулирования критикуется, например, в работах. Основное содержание их критики сводится к тому, что при таком подходе «размывается» качественная определенность понятия управления, которое в сущности становится тождественным понятию регулирования. При этом никак не разводятся естественные регулятивы и искусственные. Тем не менее, они различны не только по своей природе, но и по механизмам образования.

Естественные регулятивы контролируют непосредственные и ответные реакции на существующие объективные условия. Искусственные регулятивы далеко не всегда имеют достаточную степень объективности, в них весьма существенным бывает влияние субъективного. Более того, искусственные регулятивы могут быть превентивной мерой для еще не существующих, но имеющих возможность осуществления, условий. В этом смысле, если реальное является единственным источником и первопричиной естественных регулятивов, то для искусственных регулятивов существенное значение играет идеальное. «Управление должно изучаться совместно с регулятивными механизмами иной природы, действующими в обществе».

Выделив в качестве сущности управления «оптимизацию», мы сильно сузим понятие управления. Такой подход к сущности управления был исторически обусловлен периодом 40 — 50-х годов ХХ века, когда парадигму оптимизации, успешно зарекомендовавшую себя в технике, попытались принять и в биологии, и в социальных науках. «Модели оптимизации игнорируют возможность радикальных преобразований (т.е. преобразований, меняющих саму постановку проблемы и тем самым характер решения, которое требуется найти), и инерциальные связи, которые в конечном счете могут вынудить систему перейти в режим функционирования, ведущий к ее гибели». Помимо этого, оптимальное решение очень «хрупкое»: незначительное изменение критериев или ограничений может привести к значительному изменению решения. Поскольку любые социальные процессы относятся к процессам с «неполной информацией», то искать оптимальное решение в этом случае бессмысленно. Достаточно найти приемлемое решение, причем в условиях нестабильности необходимым требованием к такому решению должна быть его адаптивность.

Рассмотренные представления о сущности управления либо нецелесообразно расширяют содержание понятия управление, в результате чего оно теряет свою качественную определенность и становится аморфным, либо сужают содержание, что приводит к применимости этого понятия в весьма малой области, меняя статус понятия «управление», переводя его из категории общего в категорию особенного.

Не отрицая регулятивной сущности управления, считаем необходимым провести принципиальное различие между естественными и искусственными, целерациональными регулятивами, поскольку и причины, и цели, и функции, и механизмы их принципиально различны.

Основываясь на этом, будем рассматривать в качестве сущности управления целерациональное регулирование. Подобный подход позволяет сохранить качественную определенность понятия «управление» (в частности, нет необходимости вводить весьма специфический тип управления, который ряд авторов склонен определять как «стихийное», весьма слабо связанный с другим типом — «научное управление») и вместе с тем оставляет его достаточно общим.

С позиций этого подхода будут устанавливаться границы управляемости, определяться место управления в системе деятельности, выясняться функции управления, пониматься специфика и взаимосвязь субъекта и объекта управления, исследоваться их различные модели.

Что такое управление? Кто такой управленец?

1.3 / 5 ( 6 голосов )

Управление – это искусство доведения вещей от начала до конца.

Гарольд Кунц, президент Международной академии управления

Управление на производстве началось тысячи лет назад с тех пор, как появился сам процесс намеренного изготовления определенного товара или услуги. Сегодня в успешной коммерции не обойтись без высокоэффективного и организованного управления. Оно выполняется не только над людьми, но и над финансами, активами, всей компанией в целом. Что такое управление и какие виды бывают? Какие методы современного управления персоналом бывают?

Управление и управленец – что это, в чем особенности

Управление – это такой способ воздействия на объект с целью его изменения. Процесс выполняется с определенной, четко заявленной целью и останавливается только тогда, когда цель будет достигнута. В большинстве случаев понятие “управление” используется как способ контроля и эффективной организации работы предприятия, офиса и его сотрудников.

Функция управления состоит в том, чтобы при минимальных затратах максимально эффективно использовать рабочую силу и материальные ресурсы. Это делается для увеличения доходов компании, производства большего числа товаров или услуг, а также развития производства как такового.

Выполняется управление не само по себе – нужно иметь объект или процесс, которым необходимо управлять. При чем он должен быть не абстрактным, а именно конкретным с четкой целью, которую нужно достичь.

В управлении есть несколько участников – управленец и орудие управление. Управленец – это человек, который контролирует весь процесс производства, принимает ответственные решения по состоянию товаров. Он устанавливает цель управления. Орудием являются или другие сотрудники, которые используются для достижения цели.

К примеру:

Мастер в процессе производства ювелирного украшения является и орудием управления, и самим управленцем, если он работает “на себя”. А вот специалист в профессиональной компании имеет управленца в лице начальника, который контролирует создание изделия.

С понятием управление часто сравнивают термин менеджмент. Изначально менеджмент был обозначение человека, который профессионально объезжал лошадей, но со временем так стали называть сферу деятельности человека. Менеджмент отличается от обычного управления тем, что в нем область распространения намного меньшая. К тому же, управление всегда имеет четкую цель, а в менеджменте все намного сложнее. Тут важен и сам процесс, его особенности и применяемые методики.

Читайте также: Бенефициар – кто это, права и обязанности бенефициара

Современные методы и виды управления

  1. Административные и организаторские – это методы прямого влияния на сотрудников, которые основываются на власти начальства и руководства. Чаще всего административные методы имеют достаточно жесткий характер, там существует система поощрения и наказания, а все правила поведения и обязанности прописаны в трудовом договоре. Сотрудники обязаны придерживаться поведения на производстве, они должны выполнять свои задачи, которые устанавливаются управленцем. Суть такого метода в том, чтобы максимально быстро или в установленные сроки добиться ожидаемого результата (увеличения прибыли компании, сроков выпуска продукции, повышения качества услуг или других). Методы управления базируются на ряде административных документов: закона Украины, инструкций и положений поведения в офисе или на производстве, трудовым договором, планом работы на ближайший срок и других распоряжений. При неэффективном управлении даже профессиональные сотрудники не смогут предоставить компании ожидаемый результат.
  2. Экономический метод основан на отношении между работодателем, руководством компании с сотрудником. Они построены на совместной выгоде – сотрудник получает плату за качественно выполненные услуги, свою работу. Форма мотивации состоит в том, что персонал получает оговоренную заработную плату, а начальство – эффективно выполненные задачи, которые он поручил.
  3. Социально-психологический. В каждом коллективе одну из важнейших ролей играют в первую очередь отношения внутри группы. Они влияют на работоспособность и производительность всей компании. Правильное управление социально-психологическим методом создает положительную обстановку в компании, способствует росту успешности и общему настрою сотрудников. Нужно понимать, что чаще всего административный метод сочетается с социально-психологическим, но управленцами являются разные люди.
  4. Метод правового регулирования – это управление персоналом, сотрудниками, которое состоит в контроле и изменении на основе правовых документов и актов. Он считается одним из самых простых, но одновременно и самым жестким, потому что тут необходимо строго придерживаться договоров и правил. Но на большинство из них были приняты с согласия обеих сторон.

Читайте также: Создать логотип самому: правила и сервисы

Без управления практически невозможно организовать работу компании или другого производства. При эффективном управлении можно максимально быстро увеличить прибыль фирмы. Но нужно понимать, что управленец должен постоянно обучаться, иметь навыки психолога и отлично ориентироваться в законодательных актах.

Кол-во просмотров: 17 602

Управление как информационный и функциональный процесс

Управление – это циклический процесс, такой же, как и любая работа. Ко- гда говорят, что организация функционирует, имеют в виду, что выполняются какие-то определенные действия, необходимые и достаточные для поддержания ее жизнедеятельности. Управление как процесс можно рассматривать с двух точек зрения: как информационный процесс и как функциональный процесс.

Управление как информационный процесс. Рассматривая управление как информационный процесс, надо отметить, что это не что иное, как обмен ин- формацией между управляемой и управляющей системами.

Схема (рис. 2) дает представление о цикле управления и дает понятие управления как процесса. Циклом управления называют кругооборот инфор- мации между объектом управления и управляющей системой или между управ- ляющей системой и внешней средой.

Управленческий цикл совершается либо только по внутреннему контуру, ли- бо по внутреннему и внешнему контурам. В первом случае он вызван информа- цией, пришедшей из объекта управления, и при этом процесс управления может идти только по внутреннему контуру, во втором — он порождается информаци- ей из внешней среды, а управленческий процесс идет (должен идти) не только по внутреннему, но и по внешнему контурам. Причем эти контуры должны быть замкнутыми. Это является необходимым условием эффективного функ-

  Внешний контур управления
ционирования управленческого процесса. А при разомкнутом внутреннем кон- туре управление практически отсутствует полностью, поскольку нет информа- ционного обмена. В реальности внутренний контур всегда замыкается, по- скольку руководитель несет непосредственную ответственность за результаты деятельности подчиненного объекта. Однако внешний контур нередко остается

 

> >

Внешняя среда
Управляющая система (руководители)
Информация о со- стоянии объекта управления
Решение (информа- ция в объект управ- ления)
Информация из внешней среды
Объект управления (управляющая система, подчи-
Информация во внешнюю среду
Внутренний контур управления

Предприятие (организация)

 

Рис. 2. Блок-схема информационного управленческого цикла

разомкнутым (руководитель не всегда передает информацию во внешнюю вре- ду, хотя и замыкает внутренний контур в связи с полученной из внешней среды информацией), поскольку не отвечает за состояние дел во внешней среде и по- этому считает информационный обмен не обязательным. Этим самым внешняя среда ставится в состояние неопределенности.

Ориентируясь на рис. 2, сформулируем понятия: предмет труда, средства труда и результаты труда руководителя применительно к любому процессу управления. Предметом труда управляющей системы (руководителей) явля- ется либо информация о состоянии объекта управления, либо информация из внешней среды об ее потребностях (требованиях) к конкретному объекту управления. Средствами труда руководителей являются мыслительная спо- собность головного мозга и технические средства сбора, переработки и переда- чи информации. Результатом труда руководителей является управленческое

решение, выработанное на основе: либо информации из объекта управления, либо информации из внешней среды.

Образно говоря, информация – это заготовка, мозг и технические средства

– инструмент и оборудование, решение – готовая деталь.

Учитывая информационный характер предмета труда руководителя, что свидетельствует о преобладании умственного труда менеджеров, который явля- ется более утомительным для любого человека, следует обратить внимание на характер информации поступающей к менеджерам. По этому критерию ее можно классифицировать как:

· положительную, т.е. информацию о положительных результатах де- ятельности в объекте управления руководителя;

· нейтральную, т.е. не относящуюся к области деятельности руково- дителя;

· отрицательную, т.е. информацию о возникших проблемах в объекте управления. Под проблемой следует понимать отличие между же- лаемым и действительным состоянием объекта управления (участок, отдел, бюро, цех и т.п.).

В настоящий момент ученые говорят о геометрическом возрастании потока информации, обрушивающейся на людей, но любой человек имеет ограничение на объем обрабатываемой им информации и превышение этого объема приво- дит к возникновению информационной перегрузки у руководителей, в состоя- нии которой невозможно адекватно обрабатывать и реагировать на поступаю- щую информацию. В управлении это влияет на качество результата труда руко- водителя – управленческое решение, реализуемое в процессе достижений целей организации. Учитывая масштаб последствий неправильных решений на успех деятельности организаций, следует свести к минимуму положительную, ис- ключить нейтральную (не относящуюся к делу) и сконцентрироваться на отри- цательной информации, поскольку именно проблемы являются препятствие при реализации цели.

Управление как функциональный процесс. С функциональной точки зрения управление есть не что иное, как исполнение следующих его основных функ- ций:

1. Планирование.

2. Организация.

3. Контроль.

4. Оперативное регулирование.

5. Мотивация.

Функции управления – это самостоятельные, специализированные и обо- собленные участки управленческой деятельности. Эти функции называются ос- новными, потому что они должны исполняться при исполнении всех специфи- ческих функций. Под специфическими функциями понимаются те из них, для исполнения которых создаются функциональные службы на промышленных предприятиях и в других организациях, которые связаны со спецификой их деятельности. Выделение специфических функций управления необходимо для

организации управления, формирования штатов и организационной структуры. Они отражают специфику деятельности конкретной социально-экономической системы.

Все основные функции управления взаимосвязаны между собой и образу- ют управленческий цикл, представленный на рис. 3. Функция мотивации долж- на выполняться руководителем всегда независимо от того какую основную функцию управления он исполняет в текущий момент. Поэтому на рисунке она пронизывает все остальные функции.

 

 

если выполнение ≠ плану   если выполнение =плану Оперативное регулирование
Планирование Организация Контроль
М О Т И В А Ц И Я

 

Рис. 3. Схема функционального управленческого цикла

Кратко охарактеризуем задачу каждой основной функции управления.

Задача планирования предполагает принятие конкретного варианта реше- ния, постановку цели и разработку плана ее реализации.

Задача организации заключается в разработке организационной структуры управления для выбранного варианта, наполнение ее кадрами с соответствую- щими функциями и ответственностью.

Задача контроля заключается в проверке результатов в течение всего про- цесса достижения цели (целей) в заранее установленные сроки.

Задача оперативного регулирования заключается в сведении к минимиза- ции различий между плановым и фактическим состоянием объекта управления. Она не осуществляется, если на стадии контроля не выявлено отклонений.

Задача мотивации заключается в стимулировании действий работников к деятельности по достижению целей предприятия.

Специфические (специальные) функции управления можно разделить на функции управления ресурсами, функции управления процессами и функции управления результатами.

Функции управления ресурсами:

· управление запасами;

· управление финансами;

· управление персоналом.

Функции управления процессами. В любой организации протекает множе- ство процессов, начиная от самого общего процесса управления и до более кон-

кретных: процессы реализации общих функций управления, процессы комму- никаций, принятия решений, производственный процесс. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт про- дукции. В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления процессами:

· управление материально-техническим снабжением;

· основным производством;

· вспомогательным производством;

· обслуживающим производством;

· совершенствование управления;

· управление сбытом;

· маркетингом и т.д.

Функции управления результатами. К результатам (выходам системы) от- носят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют конкретные функции:

· управление качеством;

· производительностью;

· управление затратами.

 

Принципы управления

Принципы управления – основные правила, вытекающие из объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться субъекты управ- ления в процессе управления конкретными объектами и людьми. Принципы управления эволюционируют вместе с изменением концепции управления в те- чение времени. Они совершенствуются, конкретизируются и развиваются.

Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Фреде- рик Тейлор, который в 1911 году опубликовал работу под названием «Принци- пы научного менеджмента». На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивиду- альным трудом рабочих:

§ научный подход к выполнению каждого элемента работы;

§ научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

§ кооперация с рабочими;

§ разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабо- чими.

Другой известный специалист в области менеджмента Анри Файоль в 1916 году в книге «Общее и промышленное управление» сформулировал 14 принци- пов управления, которые актуальны и в настоящее время (табл. 1).

Сформировавшаяся на Западе современная система взглядов на управле- ние опирается на следующие принципы управления:

— лояльность к работающим;

— ответственность как условие успешного менеджмента;

— коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали;

— такая атмосфера в организации, которая способствует развитию способ- ностей работающих;

— долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;

— своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

— использование таких методов работы с людьми, которые обеспечивают удовлетворенность работой;

Таблица 1




Управление как процесс — это… Что такое Управление как процесс?


Управление как процесс

   В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления) с целью решения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются, обеспечения ее должной организации и необходимого режима функционирования. Управление осуществляется в механических, иных технических, биологических, социальных системах. Причем, несмотря на многие их коренные различия, закономерности управления такими системами общие. В соответствии с фундаментальными положениями кибернетики при управлении любыми системами происходят одни и те же процессы получения, преобразования и передачи информации. Во-первых, управляющий субъект всегда получает информацию о поведении управляемого объекта и функционировании всей системы, а также информацию из вне системы. Во-вторых, он эту информацию надлежащим образом интерпретирует, оценивает, анализирует и на основе этого, исходя из задач, стоящих перед системой, принимает управленческое решение, т.е. решение о характере воздействия на объект управления. И, наконец, в-третьих, передает информацию, связанную с принятым решением, управляемому объекту, осуществляя на него необходимое управленческое воздействие. Необходимость поступления информации от объекта управления к субъекту управления, ее оценки и анализа для принятия субъектом управленческого решения свидетельствует, что управление не сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является во многом процессом их взаимодействия. Таким образом, под управлением следует понимать такое воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, которое связано с обусловленными их взаимодействием процессами получения, преобразования и передачи информации и направлено на решение задач, стоящих перед системой, обеспечение соответствующих этим задачам ее организации и функционирования.

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. Б.В. Россинский. 2000.

  • Управление высшим учебным заведением
  • Устав

Смотреть что такое «Управление как процесс» в других словарях:

  • Управление качеством — рассматривается совместно с менеджментом качества, так как это тесно связанные и взаимодополняющие области деятельности, образующие управление качеством в масштабе компании. Управление качеством (англ. quality control) деятельность… …   Википедия

  • Управление программами — Управление программами  процесс управления несколькими взаимосвязанными проектами, направленный на повышение эффективности использования ресурсов, снижение рисков и успешное завершение каждого проекта. На практике и по целям программное… …   Википедия

  • УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими… …   Философская энциклопедия

  • Управление изменениями — это структурный подход к переводу индивидов, команд и организаций из текущего состояния в желаемое будущее состояние. Целью этого организационного процесса является расширение прав и возможностей сотрудников принять и поддержать изменения в их… …   Википедия

  • процесс — 4.25 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. [ИСО 9000:2005] Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Управление — 2 Управление Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояние объекта управления Выбор управляющих воздействий и их реализация (ГОСТ 34.003 90). Применительно к персоналу (как объекту управления) под управлением… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Управление изменениями (ITSM) — Эта статья  о управлении изменениями в управлении услугами IT. Другие значения термина в заглавии статьи см. на Change management. Содержание 1 ITIL …   Википедия

  • Процесс (информатика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Процесс. Статусы процессов в современных ОС. Процесс  выполнение пассивных инструкций …   Википедия

  • Процесс — (Process) Определение процесса, виды и типы процессов Информация об определении процесса, виды и типы процессов Содержание Содержание Определение Исторический Бизнес процесс Тепловой процесс Адиабатический процесс Изохорный процесс Изобарный… …   Энциклопедия инвестора

  • Процесс инновационный —   упорядоченный по времени и структуре порядок реализации комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, производственных и коммерческих мероприятий, охватывающий весь цикл инновационной деятельности. Для научно технических… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей


Управление

Управление:

  • элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности;
  • воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения;
  • процесс организации деятельности объекта управления субъектом управления для достижения поставленных целей.
  • действие субъекта, направленное на себя или на внешние, по отношению к себе, объекты, субъекты с целью их преобразования или изменения их свойств.

 

Управление:

  • как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе».
  • как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
  • как функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
  • как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Существует и множество других определений, в соответствии с которыми управление определяется как: элемент, функция, воздействие, процесс, результат, выбор и т.д. Если управление осуществляет субъект, то управление следует рассматривать как деятельность. Такой подход: управление – вид практической деятельности (управленческая деятельность), объясняет «многогранность» управления и примиряет между собой различные подходы к определению этого понятия.

Если управление – это деятельность управляющего органа, то осуществление этой деятельности является функцией управляющей системы, процесс управления соответствует процессу деятельности (управленческой), управляющее воздействие – ее результату и т.д. Если и управляющий орган и управляемая система являются субъектами, то управление – деятельность (управляющих органов) по организации деятельности (управляемых субъектов).

Особенности управленческой деятельности

Управленческая деятельность, как один из видов профессиональной практической деятельности, обладает общими особенностями. Среди них: уникальность и непредсказуемость человеческой деятельности в конкретных условиях (в том числе, с учетом ограниченных возможностей и ресурсов), способность адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к целеполаганию, способность к самоорганизации и развитию. Помимо этого, управленческая деятельность характеризуется рядом присущих ей особенностей:

  1. Субъектность управленческой деятельности. Управленческая деятельность принципиально субъектна. Конечно, по определению, субъектна любая деятельность, так ее всегда осуществляет некоторый субъект, но в случае управленческой деятельности личные качества субъектов управления, их профессиональный опыт и этическая позиция играют существенную роль.
  2. Самостоятельное целеполагание, осуществляемое субъектом управленческой деятельности (субъектом управления), является ее неотъемлемой чертой. Как правило, он самостоятельно формулирует не только цель своей деятельности, но и цель деятельности управляемой системы, декомпозирует их на задачи, формулирует способы достижения цели. В некоторых случаях, правда, субъект управления лишь транслирует цели, сформулированные вышестоящим уровнем системы.
  3. Опосредованность результата управленческой деятельности заключается в том, что непосредственным результатом управленческой деятельности является управляющее воздействие, оказываемое на управляемую систему. Но осуществляется это воздействие не само по себе, а с целью обеспечить требуемое поведение управляемой системы. Предметом управленческой деятельности является деятельность управляемой системы. То есть конечным (опосредованным) результатом управленческой деятельности является состояние (результат деятельности) управляемой системы. И именно по этому результату оценивается эффективность управления, эффективность управленческой деятельности.
  4. Творческий характер управленческой деятельности. По сути, управление — это принятие решений. А процесс принятия решений невозможно полностью формализовать, в нем всегда присутствуют как неопределенные факторы, так и элементы творчества. В то же время, творчество во многом регламентировано существующими правовыми, этическими и другими нормами, «зажато» ресурсными и другими ограничениями.
  5. Необходимость моделирования, предвидения, прогнозирования поведения управляемой системы в зависимости от управляющих воздействий.
  6. Ответственность субъекта управления за процесс и результаты своей деятельности и деятельности управляемых им субъектов и/или объектов. Субъект управления несет ответственность не только за непосредственные результаты своей собственной деятельности, но и за ее опосредованный результат – за состояние управляемой системы и результаты ее деятельности.
  7. Развитие и адаптация. Особенностью управленческой деятельности является необходимость развития как субъекта управления, так и управляемой системы, а также их адаптация к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Цикл управления

Для описания функционирования систем организационного управления используется понятие управленческого цикла, то есть модели, описывающей процесс управления как последовательное повторение типовых этапов. На сегодняшний день известно несколько десятков моделей описания управленческого цикла, например:

  • цикл А. Файоля. Планирование – Организация – Стимулирование (мотивация) – Контроль;
  • цикл У. Деминга PDCА. Plan – планируй, Do –делай, Check – проверяй, Act – воздействуй;
  • цикл Сбор информации – Планирование – Реализация – Учет – Контроль — Анализ –Регулирование;

В основе любой управленческой деятельности лежит идея непрерывного цикла управления, повсеместно использующего метрики и показатели (для «описания и измерения») и количественные модели. Основной фокус внимания при этом сконцентрирован на методах, инструментах и решениях, направленных на повышение количественно выраженной эффективности деятельности. Все компоненты системы управления эффективностью деятельности представляются в применяемых моделях управленческого цикла через систему конкретных количественных описаний, показателей и моделей.

Системный подход к управлению

Системный подход, реализуя принцип анализа любых объектов и структур управления «от общего к частному», предложил рассматривать организации как системы элементов, для которых должны быть сформированы цели и задачи, обеспечивающие оптимальное их развитие.

Основные составляющие системного подхода к управлению:

  • решение любых проблем начинается с четкого формулирования целей;
  • проблему или задачу следует рассматривать как дерево целей во взаимосвязи каждого частного решения с конечными целями;
  • при определении путей достижения целей следует рассмотреть другие возможные и альтернативные варианты;
  • нельзя допустить, чтобы цели отдельных подсистем противоречили конечным целям системы.

Управление с позиций системного подхода — это сложный процесс, состоящий из регулирования и собственно управления. Задача peгулирования заключается в поддержании некоторых определенных параметров системы на заданном уровне. Собственно управление состоит в определении как раз именно этого заданного состояния системы. Управление — это проектирование. планирование, то есть стратегические функции, а регулирование — оперативное руководство и все функции с ним связанные.

Для изучения функционирования сложной стохастической системы целесообразно представить эту систему в виде управляющей и управляемой подсистемы. Задав параметры управляемой подсистемы, управляющая подсистема должна поддерживай, их на заданном уровне по принципу обратной связи.

Регулирование с обратной связью гарантирует компенсацию возмущений не только определенного вида, но и любых возмущений вообще. При этом компенсируется влияние на систему возмущений, причина возникновения которых, в общем, неизвестна. Это особенно важно, когда мы имеем дело с очень сложными системами, не поддающимися детальному описанию.

С точки зрения системного анализа термин «система» может быть определен как совокупность множества компонентов, объединенных для достижения определенной стратегической цели. В связи с чтим возникает цель (или задача) для достижения (решения) которой создана система. А поскольку цель эта является стратегической, то система для ее достижения должна решать и многие тактические задачи.

Вполне объяснимо желание некоторых руководителей сконцентрировать свои усилия на отдельных, частных вопросах. Они пытаются расширить границы частностей, оставляя в стороне задачу интегрирования результатов, полученных многими подразделениями, хотя для них именно проблема интеграции управления является центральной. Сущность руководства заключается в координации, и понятно, что процесс синтеза, подобный упомянутому, может быть полезен руководителям самого различного уровня. Когда руководители сосредоточивают внимание на отдельных специализированных областях, они могут упустить из виду общие цели своих предприятий и их роль в более крупных системах. Если они будут ясно представлять «общую картину», то они смогут более эффективно выполнять свои обязанности.

Игнорирование общесистемного подхода может быть преднамеренным из-за того, что руководители отделов или функциональных подразделений склонны преувеличивать значение своих собственных действий для результатов общего дела. Иногда такое игнорирование возникает не преднамеренно, а в результате неспособности человека, принимающего решение по отдельным вопросам, представить себе последствия принятых им решений для других направлений деятельности предприятия. Главное в использовании системного подхода к управлению заключается в получении четкой картины сети подсистем и взаимосвязанных частей, которые образуют единое целое.

Идеи системного подхода немыслимы без четкого понятия системы. Система — это целостный комплекс динамически связанных элементов. Рассматривать систему можно только в единстве с окружающей средой. Как правило, любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка, а элемент любой системы свою очередь можно рассматривать как систему более низкого порядка.

Целостность системы и взаимосвязь ее элементов определяется исключительно по отношению к цели системы. При этом систему нельзя отождествлять с реальным объектом, так как любой объект может быть рассмотрен с разных точек зрения, в зависимости от этого может быть выделено множество систем, отражающих ту или иную сторону функционирования объекта. Изучить работу сложных систем на основе исследования отдельных элементов невозможно, так как сложные системы обладают свойствами эмерджентности — способностью системы проявлять свойства, но присущие ни одному элементу системы.

Использование системного подхода и теории систем помогло увидеть организации и любые иерархии управления в единстве составляющих их частей, а также в глобальной системе внешнего мира Одновременно, появилась возможность интегрировать идеи и подходы других школ, которые господствовали в практике и теории управления в разное время. Системный подход привнес в теорию управления методы и достижения, которые были получены в точных науках, технике, естественных и гуманитарных науках.

Однако основное, что дал системный подход для теории управления, — это формирование нового способа мышления. Системный подход позволил руководителям определить место возглавляемой им организации в системе внешнего мира, понять, что любая структура управления — это открытая система, а как следствие этого, что управление организацией нельзя строить как для закрытой системы, т.е. без учета влияния внешней среды на процессы управления внутри организации. Только со времени использования системного подхода к управлению среда стала рассматриваться как одна из основных переменных управления.

Важный результат применения системного подхода к теории и практике управления состоит в том, что появилась возможность объединить все идеи и достижения, полученные разными школами управления. Для этого достаточно было представить их не системами а подсистемами в теории управления. Сразу возникло представление об ограниченности подходов и возможностях их использования. Тем более что каждая школа управления сосредотачивала свои усилия на какой-то одной из сторон (подсистеме) организаций: людях, структурах, методах управления и т.д. Бихевиористская школа исследовала социальную область управления. Школы научного управления и количественных методов изучали в основном аспекты управления в технических системах. Только системный подход позволил объединить все компоненты организаций в единое целое.

Системный подход позволил представить организацию как открытую систему, «входами» в которую являются людские, материальные, финансовые и информационные ресурсы, где они в зависимости от алгоритмов, подходов, методов, средств и технологий управления преобразуются в «выходы» в виде достигнутых целей и результатов деятельности организации (прибыли, повышения товарной массы и качества изделий, роста показателей работы, материального стимулирования. роста производительности труда и т.п.).

 

Планирование

Системный анализ

Исследование операций

Теория принятия решений

 

На главную страницу

 

 

Академия Управленцев. Управление как наука и искусство — для руководителей и персонала

Что такое «НАУКА УПРАВЛЕНИЯ» — это знания управленческих приемов приведенные в СИСТЕМУ есть наука управления.

Что такое «ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ» — это способ познания механизмов управления, образное осмысление действительности, стремление к идеализации связей между СУ и ОУ

Сайт посвящен практикам-управленцам, изучению проблем прикладного управления в организациях. Наш проект будет интересен как начинающим управленцам, так и предпринимателям. Особо хотим отметить, что материалы сайта малопригодны для студенческих рефератов, т.к. они носят сугубо практический характер и не обладают «лоском» академической наукообразности.

Управление это процесс воздействия(не всегда очевидного) субъекта управления(СУ) на объект управления(ОУ) с целью получения некого результата. В некотором смысле, это подтверждается изречением«Управлять — это предвидеть»

Управление бывает структурным(иерархия в компаниях, в армии,государственных структурах) и бесструтурным(мода, маркетинг/мерчендайзинг, политика, неформальные общества и т.д.). Один из принципов бесструтурного управления является наличие выбора у ОУ, т.е. ОУ имеет возможность действовать по другому сценарию, а не по тому, который ему предлагает СУ. Данный принцип изложен в управленческом приеме «выбор без выбора». 


Особенностью нашего проекта(сайта) от аналогичных является то, что мы стараемся больше акцентировать внимание читателей на приемы прикладного управления заложенные в притчах. Практически 100% решений проблемных ситуаций заложенных в притчах отличаются своей НЭстандартностью. Это и является одной из причин большой популярности притч, это и «цепляет» читателя. Кстати, данная особенность хорошо проявляется в юморе и сатире, но легкомысленно считать, что такие приемы это чисто юмористические оксюмороны.

Интересная закономерность наблюдается в управленческих задачах/проблемах. Часто, эффективные, сильные решения находятся в области противоестественного поведения. Например. Вас кто-то обзывает дураком, естественное желание ответить «тем же», обозвать такого наглеца идиотом или чем-то похожим. представьте ситуацию, когда кто-то реагируют на такое хамство противоестественно … Например…с улыбкой спрашивает — а как вы узнали? или еще лучше — «вынужден с вами согласится», в этом случае вы не оставляете сопернику опору(так как нет сопротивления, не на что «опираться»). Тут важен принцип подбора ответа «обратного естественному желанию», т.е. если хочется оскорбить, то улыбаетесь , если хочется убежать наоборот нападаете, т.е. все делается наоборот.


Управленческие решение можно разделить на три группы:

— слабые решения(решения которые создают попутно новые проблемы, которые нужно решать)

— правильные решение(решения, которые справились с ситуаций не создавая дополнительных проблем)

— сильные решения(решения, которые попутно решают другие проблемы, которые изначально не входило в задачу) 

Первого уровня решения, как правило ОЧЕВИДНЫЕ решения, и многие управленцы  этим «болеют». 

Второго уровня решения чуть сложнее, и требует некоторого умственного напряжения. Если человек целеустремлен, то такие задача ему по плечу. 

Самые интересные решения, для нас, это решения третьего уровня. Для нахождения таких решений просто быть умным мало, требуется знания и навыки(говоря по другому требуется обладать некими методами/инструментами). Каждый управленец должен стремится к третьему уровню решений 🙂


Управление и Власть, есть ли между ними отличие или это одно и то же ?

Если мы не рассматриваем вопрос с точки зрения философии, а рассматриваем сравнение в практическом контексте, то это одно и то же. Единственное практические отличие, и то условно, то что «власть» может проявить себя, иногда, как метод насильственного управления. Если можно так выразиться, власть, это возможность управления насильственными методами.

***

Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. А. Файоль


Управление как функция

Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления (с.15).

Управление как процесс

Процессный подход к управлению отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку, разорванную в функциональном подходе, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. Внимание сосредотачивается на взаимосвязанности отдельных действий. Каждое из них, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие функции, цель которых решение проблем и задач предприятия.

Управление — это люди, управляющие организацией

Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял, как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления путем постановки целей и разработки способов их достижения. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых на предприятии работников и получения результатов, соответствующих целям. Поэтому управление — это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих на предприятии. Возрастает необходимость обращения внимания к организационной культуре, различным формам демократизации управления, стилю руководства и лидерству, участию работающих в прибылях, собственности, управлении.

Функции управления и их содержание

Функция управления — совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, необходимых для решения задач предприятия.

В функции проявляется сущность, содержание управления. В образующем управление единстве двух его аспектов — процесса и структуры — содержание его раскрывается в процессе. Отсюда функция управления есть функция процесса управления.

Управление — совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях производства. Отсюда — качественная однородность управления на любых уровнях. Функция управления — научная абстракция, поэтому подходов к их классификации достаточно много. Их состав впервые установлен (с. 22) французским экономистом, основателем классической административной школы управления Анри Файолем в 1916 г. Это пять логически связанных между собой видов деятельности:

1. Планирование и прогнозирование.

2. Организация.

3. Координация и регулирование.

4. Активизация и стимулирование.

5. Контроль (учет, анализ).

При наличии определенной логической последовательности (очередности) в реализации функций практически они все взаимно проникают друг в друга. Так, учет и анализ, казалось бы, завершающие управленческий цикл, на самом деле дают импульсы планированию (коррекции), регулированию и активизации в сочетаниях, различных по опережению времени, мощности воздействия и т.п. (рис. 2).

Схематическое выражение основных взаимосвязей между функциями управления приводится на рис. 3.

В силу единства процесса и структуры управления функции управления должны рассматриваться в связи и во взаимоотношениях с функциями аппарата управления. Практически реализация функций управления на конкретном экономическом объекте связана с выполнением задач, которые призван решать соответствующий аппарат управления. Их следует определять как служебные задачи или как функции-задачи аппарата управления.

Состав функций-задач, как и самого аппарата управления (структуры), определяется особенностями объекта управления, оказывающего на них воздействие. В зависимости от особенностей объекта, наряду с функциями управления (с. 24) объектом в целом, могут быть выделены функции-задачи отдельных звеньев аппарата управления: техническая подготовка производства; различные виды обслуживания; контроль качества продукции и т.д. Единство процесса и структуры управления выражается во взаимопроникновении функций управления и функций-задач, решаемых в управленческом аппарате: выполнение каждой функции-задачи предполагает осуществление всех функций управления, являясь, в свою очередь, способом их реализации.

Предложенная классификация может служить методологической основой при решении практических задач совершенствования управления производственно-экономическими объектами. С учетом такого подхода должны рассматриваться пути совершенствования структуры управления, методологические основы создания автоматизированных систем управления предприятиями и др. [Кузнецов Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. – СПб. Изд-во ОЛБИС. 1997]. Рассмотрим содержание каждой функции управления.

Планированиевид управленческой деятельности, связанной с составлением планов предприятия и его составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает: установление целей и задач; разработку стратегий, программ и планов для достижения целей; определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В командно-административной системе планирование на предприятии выступало инструментом для постановки задач подразделениям и распределения ресурсов между ними для реализации жестко заданных сверху целей. Оно также было средством контроля и оценки результатов и создавало основу для стимулирования труда работников предприятия.

Рис. 3. Связи и взаимодействие функций

В новых условиях хозяйствования планы не задаются предприятиям сверху. Ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, неся полную ответственность за ассортимент, качество и результаты. План становится основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, (с. 25) так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки предприятия и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов; укрепляет взаимодействие руководителей разных служб предприятия.

Планирование в современных условиях — это непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности предприятия за счет выявления возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией. Органичной составной частью планирования при этом становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов, в которых находят отражение важнейшие для любого предприятия связи между целями, ресурсами и возможностями окружающей среды. В свою очередь, стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.

Организациявторая функция управления, задачей которой является формирование ее структуры, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и другими элементами. Организовать — это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Не менее важная задача функции организации — создание условий для формирования такой культуры внутри предприятия, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всего предприятия ценностям. Здесь главное внимание должно уделяться работе с персоналом, развитию стратегического экономического мышления в сознании руководителей, в выработке у работников предпринимательского склада, склонности к творчеству, нововведениям (с. 26).

Мотивациядеятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих на предприятии, и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Процесс мотивации включает: установление или оценку (понимание) неудовлетворенных потребностей; формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей; определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей. Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. К мотивационной деятельности относятся работы по: содержанию, росту и расширению профессиональной квалификации работающих, удовлетворению от полученных результатов, повышению ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и другие виды работ.

Контрольуправленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка, а также учет результатов работы предприятия. В ней выделяют два основных направления: контроль за выполнением работ, намеченных планом и меры по коррекции всех значительных отклонений от плана. Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает элементом обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда предприятия стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами.

Координацияфункция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации (с.27) — достижение согласованности в работе всех звеньев предприятия путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ на предприятии. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами предприятия, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителей.

В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации, когда структуры управления становятся «плоскими» [Управление организацией :Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2005.].

Менеджмент как искусство

Искусство подразумевает применение знаний и умений для достижения желаемых результатов. Искусство можно определить как индивидуальное применение общих теоретических принципов для достижения наилучших возможных результатов. Арт имеет следующие персонажи —

  1. Практические знания: Каждое искусство требует практических знаний, поэтому изучения теории недостаточно. Очень важно знать практическое применение теоретических принципов.Например. Чтобы стать хорошим художником, человек может не только знать разные цвета и кисти, но и разные рисунки, размеры, ситуации и т. д., чтобы правильно их использовать. Менеджер никогда не может добиться успеха, просто получив степень или диплом в области управления; он также должен уметь применять различные принципы в реальных ситуациях, действуя в качестве менеджера.
  2. Персональные навыки: Хотя теоретическая база может быть одинаковой для каждого художника, но у каждого свой стиль и подход к своей работе.Вот почему уровень успеха и качество исполнения различаются от одного человека к другому. Например. есть несколько квалифицированных художников, но М.Ф. Хуссейн известен своим стилем. Точно так же менеджмент как искусство тоже персонализирован. У каждого менеджера свой способ управления вещами, основанный на его знаниях, опыте и личности, поэтому некоторые менеджеры известны как хорошие менеджеры (например, Адитья Бирла, Рахул Баджадж), а другие — как плохие.
  3. Креативность: У каждого художника есть элемент творчества.Вот почему он стремится создать нечто, чего раньше никогда не существовало, что требует сочетания интеллекта и воображения. Управление также носит творческий характер, как и любое другое искусство. Он объединяет человеческие и нечеловеческие ресурсы полезным образом для достижения желаемых результатов. Он пытается создавать приятную музыку, эффективно комбинируя аккорды.
  4. Совершенство через практику: Практика делает человека совершенным. Каждый художник становится все более опытным благодаря постоянной практике.Точно так же менеджеры сначала учатся искусству проб и ошибок, но применение принципов управления на протяжении многих лет делает их совершенными в своей работе.
  5. Целенаправленный: Каждое искусство ориентировано на результат, поскольку оно стремится к достижению конкретных результатов. Таким же образом управление направлено на достижение заранее определенных целей. Менеджеры используют различные ресурсы, такие как люди, деньги, материалы, оборудование и методы, чтобы способствовать росту организации.

Таким образом, мы можем сказать, что менеджмент — это искусство, поэтому оно требует применения определенных принципов, скорее, это искусство высшего порядка, поскольку оно имеет дело с формированием отношения и поведения людей на работе к желаемым целям.

Менеджмент как наука и искусство

Менеджмент — это одновременно искусство и наука. Вышеупомянутые моменты ясно показывают, что менеджмент сочетает в себе черты как науки, так и искусства. Ее считают наукой, потому что она обладает организованной совокупностью знаний, содержащей некую универсальную истину.Это называется искусством, потому что менеджмент требует определенных навыков, которыми владеют руководители. Наука дает знания, а искусство занимается применением знаний и навыков.

Менеджер, чтобы добиться успеха в своей профессии, должен овладеть научными знаниями и искусством их применения. Таким образом, менеджмент — это разумное сочетание науки и искусства, поскольку оно доказывает, что принципы и то, как эти принципы применяются, — это искусство. Наука учит «знать», а искусство учит «делать».Например. человек не может стать хорошим певцом, если он не знает различных раг и не применяет свои личные навыки в искусстве пения. Точно так же менеджеру недостаточно сначала знать принципы, но он также должен применять их при решении различных управленческих проблем, поэтому наука и искусство не исключают друг друга, но дополняют друг друга (как чай и печенье, хлеб и т. масло и т. д.).

Старая поговорка «Менеджеры рождаются» была отвергнута в пользу «Менеджеры сделаны».Совершенно верно замечено, что менеджмент — старейшее из искусств и самое молодое из наук. В заключение можно сказать, что наука — это корень, а искусство — плод.

Прочие ссылки

Интернет-каталог Dmegs




Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)

Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.


.

Менеджмент как деятельность

Подобно различным другим видам деятельности, выполняемым людьми, таким как письмо, игра, еда, приготовление пищи и т. Д., Менеджмент также является деятельностью, поскольку менеджер — это тот, кто достигает целей, направляя усилия других. По словам Кунца, «менеджмент — это то, что делает менеджер». Менеджмент как вид деятельности включает —

  1. Информационная деятельность — В процессе функционирования коммерческого предприятия менеджер должен постоянно получать и передавать информацию устно или письменно.Для эффективного функционирования предприятия необходимо поддерживать связь с подчиненными и начальством.
  2. Решения — Практически все виды управленческой деятельности основаны на тех или иных типах решений. Таким образом, менеджеры постоянно участвуют в принятии различных решений, поскольку решение, принятое одним менеджером, становится основой действий, которые должны предпринимать другие менеджеры. (Например, менеджер по продажам определяет средства массовой информации и содержание рекламы).
  3. Межличностная деятельность — Управление предполагает достижение целей через людей. Следовательно, менеджеры должны взаимодействовать как с начальством, так и с подчиненными. Они должны поддерживать с ними хорошие отношения. Межличностные действия включают в себя работу с подчиненными и решение проблемы. (Например, бонусы для подчиненных).



Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)

Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.


.

Управление как группа

Управление как группа относится ко всем лицам, которые выполняют задачу по управлению предприятием. Когда мы говорим, что управление ABC & Co. хорошее, мы имеем в виду группу людей, которые управляют. Таким образом, как группа, технически говоря, менеджмент будет включать всех менеджеров от главного исполнительного директора до менеджеров первого уровня (менеджеров более низкого уровня). Но в обычной практике менеджмент включает только высшее руководство, то есть генеральный директор, председатель, генеральный директор, совет директоров и т. Д.Другими словами, те, кто озабочен принятием важных решений, эти люди пользуются полномочиями использовать ресурсы для достижения целей организации, а также несут ответственность за их эффективное использование.

Управление как группу можно рассматривать двумя разными способами:

  1. Все менеджеры вместе взятые.
  2. Только высшее руководство

Интерпретация зависит от контекста, в котором используются эти термины.Вообще говоря, есть 3 типа менеджеров —

  1. Патримониальный / семейный управляющий: Те, кто стали руководителями в силу того, что они являются владельцами или родственниками владельцев компании.
  2. Профессиональные менеджеры: Те, кто был назначен на основании их специальных знаний и степени.
  3. Политические менеджеры / государственные служащие: Те, кто руководит предприятиями государственного сектора.

Менеджеры стали частью элитной группы общества, поскольку имеют более высокий уровень жизни в обществе.




Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)

Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно.Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.


.

Что такое менеджмент? Определение, особенности (объясненные)

Под управлением понимаются все действия и задачи, предпринимаемые для целей архивирования посредством непрерывных действий, таких как; планирование, организация, руководство и контроль.

Менеджмент — это процесс планирования, принятия решений, организации, руководства, мотивации и контроля человеческих, финансовых, физических и информационных ресурсов организации для эффективного и результативного достижения своих целей.

Тройная концепция менеджмента

Чтобы понять определение менеджмента и его природу, тройную концепцию менеджмента для расширения сферы действия точки зрения менеджмента.

Мы можем сказать, что менеджмент — это;

Менеджмент — экономический фактор

Для экономиста менеджмент является одним из факторов производства наряду с землей, рабочей силой и капиталом.

По мере того, как индустриализация нации увеличивается, потребность в управлении возрастает.

Управленческие ресурсы фирмы в значительной степени определяют ее производительность и прибыльность. Таким образом, развитие руководителей более важно для фирм в динамично развивающейся отрасли, где прогресс идет быстрыми темпами.

Управление — это система полномочий

С точки зрения администратора, управление — это система полномочий. Исторически менеджмент первым разработал авторитарную философию.

Позже это стало патерналистским.

Тем не менее, позже возникло конституционное управление, которое характеризовалось заботой о последовательной политике и процедурах взаимодействия с рабочей группой.

Наконец, тенденция управления изменилась в сторону демократического подхода и участия.

Современный менеджмент — это не что иное, как синтез этих четырех подходов к власти.

Менеджмент — это классовая и статусная система

С точки зрения социолога, менеджмент — это классовая и статусная система.

Усложнение отношений в современном обществе требует, чтобы менеджеры стали элитой по интеллектуальному и образовательному развитию.

Вступление в этот класс руководителей все больше и больше зависит от высокого уровня образования и знаний, а не от семейных или политических связей.

Некоторые ученые рассматривают это развитие как «управленческую революцию».

Но у вас может быть другая точка зрения на управление, но ее цель остается неизменной; достичь цели эффективно и результативно.

Это набор действий, направленных на ресурсы организации для эффективного и результативного достижения целей организации.

Основные управленческие функции или действия — это планирование, организация, руководство и контроль.

Эти действия предпринимаются менеджерами для эффективного и действенного объединения всех ресурсов (человеческих, финансовых, физических, информационных) для достижения целей организации.

Итак, можно сказать, что характер управления таков;

  • Менеджмент как систематический процесс планирования, организации, укомплектования персоналом, руководства и контроля. Как менеджеры, люди выполняют управленческие функции планирования, организации, укомплектования персоналом, руководства и контроля.
  • Концепции и виды деятельности управления применимы ко всем уровням управления, а также ко всем типам организаций и видов деятельности, которыми они управляют.
  • Цель всех менеджеров универсальна: создать излишек.
  • Менеджмент определяет особую группу людей, чья работа состоит в том, чтобы направлять усилия и деятельность других людей на достижение общих целей.
  • Менеджмент заботится о производительности, что подразумевает эффективность и результативность. Производственные факторы организации, такие как рабочая сила, капитал, земля, оборудование и т. Д., Используются эффективно и эффективно подготавливаются посредством управления для достижения целей организации.
  • Руководство должно уделять внимание достижению целей заинтересованных сторон.
  • Менеджмент — это искусство и наука выполнять работу других людей.
  • «Максимум результата при минимуме усилий» — девиз менеджмента любой организации.

Управление как концепция расширилась с введением новых перспектив в различных областях науки, таких как экономика, социология, психология и т. Д.

Особенности управления

Управление — это процесс постановки и достижения целей эффективно и действенно.Процесс управления имеет некоторые качества или особенности;

  1. Управление связано с усилиями группы
  2. Управление целеустремленно
  3. Управление достигается усилиями других
  4. Управление ориентировано на достижение цели
  5. Управление необходимо
  6. Управление нематериально
  7. Руководство может обеспечить лучшую жизнь

Управление связано с усилиями группы

Обычно руководство связывается с группой.

Хотя люди как личности управляют многими личными делами, групповой упор на управление универсален.

Каждое предприятие предполагает наличие группы для достижения целей. Сейчас установлено, что цели легче достигаются группой, чем одним человеком в одиночку.

Управление целеустремленно

Везде, где есть управление, есть цель. Управление имеет дело с достижением чего-то определенного, выраженного как цель или задача.

Успех управления обычно измеряется степенью достижения целей.Менеджмент существует потому, что он является эффективным средством выполнения необходимой работы.

Управление осуществляется благодаря усилиям других людей

Управление иногда определяется как «достижение цели благодаря усилиям других».

Помимо менеджера фирмы, могут работать бухгалтеры, инженеры, системные аналитики, продавцы и множество других сотрудников, но задача менеджера — объединить всю их деятельность.

Таким образом, можно сказать, что участие в управлении требует отказа от обычной тенденции выполнять все самостоятельно и добиваться выполнения задач посредством групповых усилий.

Управление ориентировано на достижение цели

Руководители сосредотачивают свое внимание и усилия на достижении успешных действий. Успешные менеджеры стремятся к достижениям.

Они знают, когда и с чего начать, что делать, чтобы все двигалось, и как следовать целенаправленному подходу.

Менеджмент необходим

Менеджмент не может быть заменен или заменен чем-либо другим.

Даже компьютер, который является чудесным изобретением двадцатого века, может только помочь, но не заменить управление.

Мы знаем, что компьютер — чрезвычайно мощный инструмент управления.

Он может расширить кругозор менеджера и обострить его понимание, предоставляя больше и быстрее информации для принятия ключевых решений.

Компьютер позволил менеджеру проводить анализ, выходящий за рамки обычных аналитических возможностей человека.

Но на самом деле происходит то, что компьютер не может ни работать сам по себе, ни выносить суждения.

Менеджер играет свою роль, предлагая суждение и воображение, а также интерпретируя и оценивая значение информации / данных в каждом случае.

Управление нематериально

Управление часто называют невидимой силой; о его присутствии свидетельствуют результаты его усилий — мотивация среди сотрудников, дисциплина в группе, высокая производительность, адекватный излишек и т. д.

И наоборот, идентичность руководства также может ощущаться по его отсутствию или наличию его непосредственного напротив бесхозяйственности. О последствиях бесхозяйственности можно только догадываться.

Менеджмент может обеспечить лучшую жизнь

Менеджер может многое сделать для улучшения рабочей среды, стимулирования людей к повышению производительности, достижению прогресса, надежде и достижению лучших результатов в жизни.

Изучение управления превратилось в нечто большее, чем просто использование средств для достижения целей; сегодня он включает моральные и этические вопросы, касающиеся выбора правильных целей, к которым должны стремиться менеджеры.

Менеджмент — это наука и искусство объединения людей для достижения желаемых целей и задач путем эффективной и действенной координации и интеграции всех доступных ресурсов.

Давайте разберемся в определении управления и его основах в этой инфографике

.

Похожие записи

Вам будет интересно

Сезонный бизнес зимой идеи: бюджетные проекты и требующие вложений

Процессы управления персоналом: Процесс управления персоналом: как он реализуется в современных условиях

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко