Дефолт в экономике это – Дефолт — это… Что такое Дефолт?

Содержание

Дефолт — это… Что такое Дефолт?

Дефо́лт (англ. default — невыполнение обязательств) — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа.

Дефолт может объявляться как компаниями, частными лицами, так и государствами («суверенный дефолт»), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств.

Корпоративный дефолт является важным понятием корпоративного права, являясь, с одной стороны, защитным механизмом для компании, испытывающей временные финансовые трудности (защита от враждебного поглощения, защита от рейдерского захвата и т. д.), а с другой — защищает кредиторов от невыполнения компанией обязательств по займам.

Виды дефолтов

Есть два принципиально разных вида дефолтов: просто дефолт (банкротство) и технический дефолт.

Дефолт (банкротство)

Обычный дефолт обозначает невозможность выполнения заемщиком своих обязательств. Это означает банкротство заемщика. Если это компания, то назначается арбитражный управляющий, который определяет дальнейшие шаги (продажа компании целиком, продажа компании по частям и т. д.). Если дефолт объявляет физическое лицо, действия по отношению к такому заемщику после объявления дефолта регулируются национальным законодательством, но чаще всего обычные люди защищаются законом. Если дефолт объявляет государство, то долги и споры подлежат урегулированию на международном уровне.

Технический дефолт

Технический дефолт возникает вопреки воле эмитента (заёмщика) из-за отсутствия возможностей для оплаты, в дальнейшем прецедент подлежит урегулированию в соответствии с соглашением сторон [1]. Технический дефолт — это ситуация, когда заёмщик не выполняет условия договора займа, но физически он этот договор может выполнить в будущем. Невыполнение условий договора может подразумевать как отказ платить проценты или основную часть долга, так и отказ предоставить необходимые документы (например годовой отчёт) или любое другое нарушение пункта договора займа. Тогда заёмщик может объявить технический дефолт кредитору. Дальнейшая судьба заёмщика и кредитора зависит от причин дефолта и возможностей урегулирования долга в будущем на основе законодательства в стране. Довольно часто технический дефолт не приводит к банкротству заёмщика.

В истории корпоративные дефолты случались довольно часто, и многие правительства и гранды мирового бизнеса когда-то были в состоянии технического дефолта.

Примеры

Яркий пример суверенного дефолта — дефолт 1998 года. 17 августа Правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ. В 2001 году дефолт произошел в Аргентине[2], в Мексике в 1994 году, в Уругвае в 2003 году[3], в Северной Корее в 1987 году[4].

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

что это простыми словами, виды, последствия

В Российской Федерации понятие «дефолт» ассоциируется с событиями 1998 года, когда произошел резкий скачок курса доллара, что привело к падению российского рубля. Сбережения граждан, в том числе находящиеся на сберегательных вкладах в банках, обесценились, введя основную часть населения страны в условия глубокого финансового кризиса. Из-за скачка американской валюты повысились цены на большинство товаров народного потребления, а также на основные услуги, которыми люди привыкли пользоваться каждый день.

Но термин дефолт имеет более широкий смысл, который связан не только с попаданием государства в условия кризиса. Это сложный экономический термин, имеющий сразу несколько трактовок. О том, что такое дефолт, какие он имеет виды и признаки, расскажет Brobank.

Что такое дефолт (простыми словами)

Термин дефолт (от англ. default) означает отказ или физическую невозможность исполнения финансовых обязательств перед кредитором. Распространяется он на, как на оплату основного долга (тела займа), так и на указанные в договоре займа проценты, штрафы, пени, неустойку. В большинстве случаев под данным термином понимается именно отсутствие возможности погашать финансовые обязательства.

Дефолт может объявляться юридическими и физическими лицами, группами компаний, целыми государствами (пример российского дефолта 1998 года). Он является формальным предвестником банкротства заемщика, так как именно на этой стадии назначается процедура финансового наблюдения. Но дефолт не всегда предполагает последующее банкротство: он может иметь временный характер, либо зависеть от обстоятельств, которые в ближайшее время могут отпасть или разрешиться сами собой. Принято различать несколько основных видов дефолта:

  • Простой.
  • Технический.

В свою очередь каждый из этих видов делиться на дополнительные подвиды. Данные подвиды различаются по множеству признаков. Также различие заключается и в субъектах дефолта. В зависимости от вида, предусматривается несколько вариантов решения. Если решение отсутствует, либо невозможно в силу неустранимых обстоятельств, то последствиями этого в 99.9% случаев является банкротство эмитента (заемщика).

Что такое «простой дефолт»

Достаточно распространенная форма дефолта.

Объяснение у нее стандартное: компания или физическое лицо, находящиеся на грани банкротства, отказывается или не имеет соответствующей возможности исполнять свои обязательства перед кредитором.

В хозяйственной сфере эти процессы привели к изменению способа формирования связей между экономическими субъектами: связи строились не на принципах личной зависимости, а на основе имущественной зависимости, когда принуждение и подчинение уступили место добровольному взаимодействию, которое основывается на собственных интересах.

Подобное происходит при наступлении сроков погашения задолженности, выплаты дивидендов, купонных выплат, платежей по облигациям, и прочим выплатам. В данном случае инициируется процедура банкротства самим заемщиком, либо его пока еще действующим кредитором.

При простом государственном дефолте в процесс подключаются международные финансовые организации, которые выделяют средства на погашение страной части или всех обязательств, взамен требуя произвести какие-либо структурные изменения в текущей экономике.Примером такой помощи является получение в 1998 году Российской Федерацией от Международного Валютного Фонда дотаций на погашение внутреннего и внешнего долга.

Непосредственно процесс функционирования и развития рыночной экономической системы связанный с изменениями форм частной собственности, эволюцией экономических субъектов — физических и юридических лиц, в роли которых выступают граждане и экономические организации. Относительно новой системе пришлось уживаться с рыночными экономическими институтами и действиями экономического центра в лице государства, что создают общественные условия для их взаимодействия.

Подобные примеры в последнее время приобретают массовый характер, так как по дефолт может попасть практически любое современное государство. Простой дефолт делится на два отдельных подвида: суверенный и перекрестный. Рыночная экономическая система часто подвергается этим обеим формам, которые являются смежными.

Суверенный дефолт

Пример простого суверенного дефолта был описан выше. Суверенный дефолт объявляется государствами, которые не имеют возможности погашать внутренние и внешние обязательства вследствие наступления глубокого экономического кризиса. Данный вид дефолта также объявляется при отказе от погашения внешних или внутренних обязательств отдельным государством.

Под финансовые обязательства при этом подпадают:

  • Социальные и пенсионные выплаты гражданам государства.
  • Заработные платы (в том числе, и бюджетным служащим).
  • Внешние долги государства перед участниками мирового сообщества, либо перед международными финансовыми организациями.
  • Внешние кредитные обязательства.
  • Обязательства, возникшие из международных правоотношений — контрибуции, репарации, и прочие виды международно-правовых санкций.

В отношении государств, попавших под суверенный дефолт, действует резолюция ООН, прямо запрещающая остальным членам мирового сообщества принуждать государство-должника к изменению политического или государственного строя. До принятия резолюции подобные инциденты имели широкое распространение, особенно, если должником выступала страна, относящаяся к так называемому третьему миру. Сейчас подобное невозможно с точки зрения международных соглашений.

Перекрестный дефолт

Еще один подвид простого дефолта. Объявить его могут государства, юридические лица любого уровня, простые граждане. Под данным термином понимается автоматическое закрытие всех кредитных линий, при отказе заемщика погашать обязательства хотя бы по одной из них.

К примеру, если компания не имеет возможности платить по одним обязательствам, то данное обстоятельство распространяется и на все остальные обязательства.

В практике встречаются случаи, когда компания, исправно платившая по 2-3 кредитным линиям, попадала под дефолт по причине невозможности погашения обязательств по третьей кредитной линии. В стандартном виде данная форма дефолта означает его распространение на все обязательства заемщика, даже если он по некоторым из них продолжает платить. Чаще всего эта форма наблюдается при поступлении средств из одного источника финансирования. Перекрестный дефолт еще принято называть кросс-дефолтом.

Технический дефолт

Не менее часто встречается и данная форма дефолта, которая подразумевает временные затруднения заемщика/плательщика/эмитента в плане соблюдения своих финансовых обязательств. При техническом дефолте компания или физическое лицо сталкивается с обстоятельствами, мешающими своевременно исполнить обязательство. При этом данные обстоятельства не должны зависеть от воли плательщика.

Классический пример технического дефолта: компания должна 1-го числа расплатиться с банком по займу, оформленному некоторое время назад. Компания-плательщик при этом ожидает поступление средств от своего контрагента, который, в свою очередь, должен перевести средства до наступления крайнего срока платежа по займу. Если контрагент не расплатиться своевременно по контракту, клиент банка не сможет внести платеж по займу. В результате этого клиент подпадает под технический дефолт, так как его прямой вины в неуплате по займу нет. Другие признаки технической формы дефолта:

  • Наличие резервов на погашение обязательств.
  • Согласование с кредитором переноса сроков оплаты.
  • Подпадание под штрафные санкции кредитора.
  • Сокращение суммы долга – по договоренности.
  • Возможный переход из технического дефолта в постоянный.

В последнее 20-25 лет именно технический дефолт считается самой часто встречающейся формой. Сложность здесь заключается в том, что данная форма может перерасти в простой дефолт, если обстоятельства, по которым клиент не платит, не разрешаться в ближайшее время. Если под технический дефолт подпадает государство, то в какой-то мере это помогает ему выйти из сложного положения.

Кредиторы соглашаются на снижение суммы задолженности, поэтому плательщик может удержать свою экономику от полного развала, направив освободившиеся средства в ее основные отрасли. Проникновение принципов равенства и свободы в хозяйственную сферу общества вызывает появление рыночной экономической системы, глубокой основой которой стал новый статус экономических субъектов. Этот статус сформировался в результате утверждения частной собственности на ресурсы, эквивалентный обмен в процессе свободной конкуренции, постоянно растущее разделение труда.

Последствия дефолта

О том, что такое дефолт, граждане России узнали в 1998 году, когда вследствие экономического кризиса российский рубль упал по отношению к доллару практически в четыре раза. Самым серьезным последствием дефолта именно для граждан государства считается девальвация, которая наступает при суверенном виде дефолта. Действие этих факторов играет важную роль в дальнейшем развитии рыночной экономической системы, возникновении новых форм хозяйственной деятельности экономических субъектов и форм их взаимодействия.

Под этим термином понимается обесценивание курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Одновременно с этим происходит повышение цен на товары потребления и услуги. Получается, что у людей попросту не хватает денег на приобретение элементарных благ, которыми они привыкли пользоваться в повседневной жизни. Все это позволило сформулировать новые цели и ценности общества, которые влияли на все стороны жизни, в том числе и на хозяйственную деятельность людей.

В итоге страна впадает в глубокий экономический кризис с пустыми прилавками в магазинах и бюджетниками, которым нечем платить заработную плату. Не говоря уже о пенсионерах, которые вынуждены жить без государственной поддержки до тех пор, пока власти не придумают решение по выходу страны из положения дефолта.

Поэтому исследование рыночной экономической системы предусматривает всесторонний анализ форм частной собственности, экономических субъектов и институционной среды их взаимодействия. Именно частная собственность помогает большинству странам выйти из суверенного дефолта и оздоровить свою экономику.

brobank.ru

Дефолт страны, доллара, Беларуси в 2014. Технический дефолт

Дефолт (дословно – невыполнение обязательств) — отказ от оплаты процентов или основного долга по долговым обязательствам. Иными словами – неплатежеспособность или банкротство. Дефолт могут объявлять частные лица, компании и даже государства. Обычно, когда мы говорим о дефолте, подразумевается именно дефолт страны.

Последние новости:

Часто понятие дефолта путают с девальвацией и даже деноминацией. На самом деле это совершенно разные явления, однако между ними существуют определенные причинно-следственные связи. Так, например, резкая девальвация (то есть обесценение национальной валюты) может привести к неспособности государства платить по своим долгам (то есть к дефолту), а спровоцированная обесценением денег инфляция вызовет необходимость проведения деноминации (то есть уменьшение номинала национальной валюты, в народе это часто называет обрезанием лишних нулей).

Наряду с понятием дефолта различают технический дефолт – это ситуация, когда договор займа уже нарушен, имеет место просрочка уплаты долга, однако физически заемщик способен исправить ситуацию и выполнить условия договора займа в будущем. Если заемщик и кредитор сумеют договориться между собой и каким-то образом урегулировать ситуацию, банкротства можно будет избежать.

Несмотря на финансовый кризис, который в последние годы стал хроническим, Беларусь дефолт еще не проходила. Даже в самые непростые годы страна продолжала платить по внутренним и внешним долгам. А вот наша ближайшая соседка и основной торговый партнер ¬– Россия – объявляла технический дефолт 17 августа 1998 года. В тот роковой день российское правительство заявило, что неспособно отвечать по своим внутренним обязательствам и одновременно отказалось от поддержания стабильного курса рубля, который в результате снизился в 3,5 раза всего за одни сутки. Российский дефолт был спровоцирован резким снижением цен на нефть и кризисом в Юго-Восточной Азии.

Из последних примеров – дефолт 2014 в Аргентине, которая произошел летом. Правда, этот дефолт стал скорее отголоском дефолта 13-летней давности, случившийся в той же Аргентине в 2001 году. В июне 2014 года страна должна была выплатить по старым долгам порядка 539 млн долларов, которые находились на счете в американском банке. Однако американский суд заморозил эти средства, признав, что Аргентина не может расплачиваться по другим долгам, пока не выплатит 1,3 млрд долларов двум крупным американским хедж-фондам.

К слову, и дефолт доллара мировая история тоже видела. Например, президент Рузвельт в 1934 году был вынужден объявить дефолт по всем долговым облигациям внутри страны, отказав американцам в их обмене на золото. Доллар тогда девальвировался примерно на 40%. А в 1979 году произошел так называемый «случайный дефолт США», который объяснили техническими проблемами. Минфин США не смог вовремя погасить обязательства на сумму порядка 120 млн долларов. Чиновники оправдывались тем, что оборудование для обработки платежей вышло из строя. Впоследствии долги были оплачены.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

myfin.by

ДЕФОЛТ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ДЕФОЛТ – нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа.

В широком смысле слова этим термином обозначают любые виды отказа от долговых обязательств (т.е. он является синонимом понятию «банкротство»), но как правило его используют более узко, имея в виду отказ центрального правительства или муниципальных властей от своих долгов. 

История дефолтов.

История невозврата долгов cуверенными государствами уходит корнями в глубокую древность и почти сливается с историей государственного бюджета. Дело в том, что внутренние и внешние займы являются одним из универсальных источников доходов государства. Однако у правительства (в отличие от частного заемщика) всегда есть соблазн отказаться от выплаты долга, не опасаясь наказания: государство само является высшим гарантом выполнения любых обязательств, а потому оно не накажет самого себя. От частого применения дефолта удерживает то, что раз обманутые кредиторы больше уже не будут давать займы правительству, которое не выполняет своих обещаний.

Дефолты возникали по разным причинам – от чисто экономических, когда заемщик действительно был не в состоянии производить платежи, до политических, когда сильный не платил слабому либо когда новое правительство отказывалось признавать долги, сделанные предшествующим руководством.

Классическим примером государственного дефолта является история с английским королем Эдуардом III, который в 1327 отказался платить по долгам своего предшественника итальянским банкирам. Не всегда неуплата долга проходила для царственных особ безболезненно. Так, французский король Иоанн II Добрый, попавший во время Столетней войны в 1356 в плен к англичанам, был отпущен ими для сбора выкупа, но затем оказался вынужден из-за неуплаты части суммы вернуться в английский плен, где и умер. Испанский император Карл V, будучи не в силах уплатить долги, передал на время права на эксплуатацию Венесуэлы своим немецким банкирам – Фуггерам. Его сын Филипп II за время своего правления трижды приостанавливал уплату государственных долгов. Одним словом, во времена «мрачного средневековья» аккуратная расплата царствующих особ по долгам была скорее исключением, чем правилом.

В новое время кредитно-денежные отношения «обросли» нормативными актами на межгосударственном уровне, поэтому «платежная дисциплина» правительств заметно возросла. Но и эта эпоха богата случаями невозврата государственных долгов, причем со стороны отнюдь не самых бедных стран.

Так, Оливеру Кромвелю в 1650-е были крайне необходимы деньги на завоевание Ирландии. Он занимал их у лондонских богачей, а также у протестантов во всей Европе. Расплачиваться с кредиторами, а также с солдатами и офицерами собственной армии, Кромвель собирался землей, конфискованной у ирландских католиков. Земель на всех, конечно, не хватило, и Кромвель «забыл» рассчитаться с иностранцами. Еще чаще отказывалось от своих долгов французское правительство: в 16–19 вв. Франция объявляла дефолт фактически каждые 30 лет.

После победы капиталистического строя правительства стали объявлять дефолт гораздо реже, поскольку неплатежеспособность правительства подрывала авторитет национального бизнеса. Когда же от своих долговых обязательств перед банками развитых стран отказывались правительства стран периферии, то это нередко становилось предлогом для колониальных войн. Так, после отказа от долгов правительства Мексики правительство Наполеона III начало в 1850-е настоящую войну против этого государства. Другой известный дефолт 19 в. – дефолт, объявленный правительством Египта в 1875, после которого зона Суэцкого канала оказалась фактически аннексированной европейскими державами.

Новый всплеск дефолтов правительств развитых стран начался после Первой мировой войны, в ходе которой почти все западноевропейские страны оказались должниками Соединенных Штатов. В 1930 Англия отказалась обслуживать свой долг Америке в 14,5 млрд. долл. Частично Англия оправдывала свои действия тем, что ряд правительств американских штатов находились тогда (и до сих пор находятся) в дефолте по обязательствам перед Великобританией, взятым еще в середине 19 в. и существенно превысившим к 1930 английский долг Америке. Последовав примеру Великобритании, долги Первой мировой не вернули Америке также Франция и Италия, не имевшие перед американцами никакой обратной задолженности. На Германии лежал долг по выплате репараций, тянувшийся со времен Версальского договора. Правительство Гитлера в 1933 от их выплаты отказалось, но послевоенное правительство Аденауэра вновь признало их, и в 1953 ФРГ обязалось выплатить их после воссоединения Германии. Однако, став единой, в 1990 Германия на 20 лет реструктуризировала эти долги.

К началу Второй мировой войны ситуация с правительственными долгами становилась все тяжелее. Между 1930 и 1935 из 58 стран, выпустивших международные займы, 21 оказались в дефолте. А к 1937 оказались в «подвешенном» состоянии 70% ценных бумаг долга суверенных стран мира, обращавшихся на американском фондовом рынке.

Можно вспомнить и о дефолте, объявленном в январе 1918 Советской Россией по долгам царского и Временного правительств. Лишь к концу 20 в., когда они сильно девальвировались, новое российское государство решило их частично погасить. Так же произошло и с советским долгом по ленд-лизу: когда началась «холодная война», правительство СССР прекратило платежи по поставкам американского оружия в годы Отечественной войны, а современное российское правительство признало этот долг.

В конце 20 в. участились дефолты по долгам бедных и развивающихся стран, вызванные тем, что их бюджеты оказывались физически не в состоянии обслуживать накопившиеся громадные задолженности. Так, только за 1990-е дефолт по обязательствам в национальной валюте объявляли 12 стран, в том числе Ангола (1992–1997), Аргентина и Бразилия (1986–1990), Венесуэла (1995–1998), Хорватия (1993–1996), Шри-Ланка (1996). Самым катастрофическим оказался дефолт в Аргентине в 2001, который привел к смене нескольких правительств, погромам и мародерству в городах этой страны. В 1998 дефолт объявили страны с переходной экономикой – Россия и Украина.

Виды и механизм дефолтов.

Выделяют следующие три виды дефолтов: дефолт по банковским долгам, дефолт по обязательствам в национальной валюте, дефолт по обязательствам в иностранной валюте.

За период 1975–2003 дефолт по банковским долгам объявляли 75 стран. Дефолт по обязательствам в национальной валюте объявляли в это время только 12 стран. Дефолт по долгу в национальной валюте объявляется значительно реже, чем по внешним займам, поскольку правительство имеет возможность погасить внутренний долг посредством выпуска новых денег (при помощи «печатного станка»). Дефолт же по обязательствам в иностранной валюте за эти 28 лет объявили 76 стран, при этом большинство из стран-заёмщиков – не единожды.

Большие задолженности суверенных государств, с которыми те не могут расплатиться, возникают из-за существенного упрощения механизма заимствования на мировом рынке, где основными кредиторами выступают финансисты богатых государств. Именно это наводит многих на мысль о том, что «виновниками» современного механизма дефолтов, скорее всего, являются развитые страны. Впрочем, никак не ниже и вина нерадивых заемщиков, которые с охотой берут займы, но не умеют их эффективно использовать и потому «прощают всем свои долги».

Сам механизм, приводящий государство-должника в состояние дефолта, во многом похож на циклический процесс роста и разрыва «мыльных пузырей».

На первом этапе этого цикла правительство государства-заемщика получает сравнительно легкий доступ к мировым финансовым источникам в лице Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Парижского клуба и крупных частных банков развитых стран. Эксперты МВФ рекомендуют нуждающимся странам для привлечения инвесторов обещать им высокий процент за кредит. Ожидание большой прибыли действительно привлекает «горячие» деньги – капиталы международных спекулянтов, легко переводящих деньги по всему миру в поисках наиболее доходных краткосрочных вложений. Они начинают охотно покупать государственные ценные бумаги, выпускаемые правительствами этих стран. Вливание огромных средств в экономику отстающих стран, как правило, дает краткосрочные позитивные результаты, убеждающие национальную элиту в том, что она на правильном пути. Здесь нельзя не отметить и то, что, взваливая тяжелое финансовое бремя на государство, высшие чиновники часто преследуют свои собственные корыстные цели. Во многих случаях ощутимая часть заемных средств, так и не дойдя до реальной экономики, оседает на частных банковских счетах госчиновников.

Когда же приходит время расплачиваться по текущим долгам, то государство только частично может сделать это за счет собственных средств. Оно вынуждено опять привлекать деньги на внутреннем и внешнем рынках. Лишь немногим странам удается в этом процессе стабилизировать или уменьшить свою задолженность, но чаще всего государственный долг начинает увеличиваться.

Пока экономика страны растет неплохими темпами, указывая на реальный источник возврата денег, кредиторы с удовольствием предоставляют государству все новые и новые кредиты. Однако при появлении первых признаков экономической или политической нестабильности механизм заимствования начинает пробуксовывать. Желающих ссудить деньги становится все меньше, а процент по кредитам – все больше. Долги начинают расти как снежный ком. Фактически спираль дефолта уже раскрутилась, и достижение состояния неплатежеспособности для страны становится лишь вопросом времени.

Предоставляемая в таких случаях экстренная финансовая помощь со стороны МВФ спасает лишь на время. Кроме реальной помощи заемщику, с целью предотвратить кризис, МВФ своими действиями дает время крупному частному капиталу (спекулянтам с «горячими» деньгами) уйти с проблемного рынка. Таким образом, «разумный» капиталист, выведя вовремя основные средства с опасного рынка, даже в случае наступления дефолта остается в выигрыше. Он успевает заработать огромную прибыль за счет полученных процентных платежей и перепродаж долговых обязательств.

Обычно последнюю точку ставит тот же свободный рынок заимствований, который так поощрял страну делать долги на первых этапах цикла. Наступает момент, когда никто уже не хочет ссужать данное государство, даже под сверхвысокие проценты. И поскольку у него нет текущих средств для рефинансирования долга, правительство объявляет дефолт.

С наступлением дефолта долговой «пузырь» лопается. Следующая за ним реструктуризация долгов обычно приводит к их частичному списанию, а, следовательно, к крупным потерям для тех, кто покупал эти обязательства по высоким ценам и не успел их вовремя перепродать. На этом цикл дефолта заканчивается.

Именно по такому сценарию проходили последние громкие дефолты – таиландский 1997, российский 1998 и аргентинский 2001.

Подобные циклы дефолта могут повторяться несколько раз. Поскольку при выдаче займов государству, которое ранее объявляло дефолт, кредиторы требуют платы за риск (более высокий процент), то повторение дефолтов ведет к ухудшению репутации государства в мировом хозяйстве и к снижению эффективности займов.

Кроме описанного полномасштабного дефолта, государства-должники (особенно обремененные большими внутренними долгами) часто вместо отказа обслуживать долг прибегают к девальвации национальной валюты. Эта мера фактически аналогична «частичному дефолту» по внутреннему долгу. Так, в частности, поступили Аргентина в 1991, Мексика в 1994, Индонезия и Южная Корея в 1997. Нередки и случаи одновременного дефолта и девальвации, как это было во время российского и аргентинского кризисов.

Американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц, анализируя причины финансовых кризисов 1990–2000-х в развивающихся странах, видел их в ошибках международных финансовых институтов, особенно МВФ. «Остается мало сомнений в том, – писал он, – что политика МВФ и министерства финансов [США] способствовала созданию фона, на котором возрастала вероятность кризисов» (Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции. М., «Мысль», 2003). Хотя многие экономисты находят такую оценку слишком критичной, несомненно то, что развитие экономической глобализации если и не повысило вероятность дефолтов в экономике отстающих стран, то точно не нашло до сих пор надежных механизмов ее понижения.

Оценка вероятности дефолта.

Оценкой стабильности государственных финансов занимаются с 1970-х такие известные международные рейтинговые агентства как Moody’s, Standard & Poor’s (S&P) и Fitch-IBCA, определяющие кредитные рейтинги суверенных государств.

Таблица 1. Рейтинги, используемые для оценки риска дефолта
Таблица 1. РЕЙТИНГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКА ДЕФОЛТА
Типы рейтингов

Число лет

Moody’sS&P12345678910
AaaAAA0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%0,00%0,01%0,01%0,01%0,01%
Aa1AA+0,00%0,00%0,01%0,02%0,03%0,04%0,05%0,07%0,08%0,10%
Aa2AA0,00%0,01%0,03%0,05%0,07%0,09%0,11%0,14%0,16%0,20%
Aa3AA-0,00%0,02%0,06%0,10%0,14%0,18%0,23%0,27%0,33%0,40%
A1A+0,01%0,04%0,12%0,19%0,26%0,33%0,41%0,48%0,57%0,70%
A2A0,01%0,07%0,22%0,35%0,47%0,58%0,71%0,83%0,98%1,20%
A3A-0,04%0,15%0,36%0,54%0,73%0,91%1,11%1,30%1,52%1,80%
Baa1BBB+0,09%0,28%0,56%0,83%1,10%1,37%1,67%1,97%2,27%2,60%
Baa2BBB0,17%0,47%0,83%1,20%1,58%1,97%2,41%2,85%3,24%3,60%
Baa3BBB-0,42%1,05%1,71%2,38%3,05%3,70%4,33%4,97%5,57%6,10%
Ba1BB+0,87%2,02%3,13%4,20%5,28%6,25%7,06%7,89%8,69%9,40%
Ba2BB1,56%3,47%5,18%6,80%8,41%9,77%10,70%11,66%12,65%13,50%
Ba3BB-2,81%5,51%7,87%9,79%11,86%13,49%14,62%15,71%16,71%17,80%
B1B+4,68%8,38%11,58%13,85%16,12%17,89%19,13%20,23%21,24%22,20%
B2B7,16%11,67%15,55%18,13%20,71%22,65%24,01%25,15%26,22%27,20%
B3B-11,62%16,61%21,03%24,04%27,05%29,20%31,00%32,58%33,78%34,90%
CaaCCC+26,00%32,50%39,00%43,88%48,75%52,00%55,25%58,50%61,75%65,00%
Источник: Альшанский Л. Возможен ли американский дефолт. – Рынок ценных бумаг, 2003 № 5 (http://www.rcb.ru/Archive/articlesrcb.asp?aid=3196)

Оценка странового риска определяет вероятность финансовых потерь, которые могут возникать у иностранных кредиторов при кредитовании правительства какой-либо страны. Чем выше выставленный государству рейтинг, тем менее вероятно объявление им дефолта (см. Табл. 1, где указана вероятность дефолта за период от 1 года до 10 лет, и Табл. 2, где указана качественная интерпретация рейтингов). Например, рейтинг А (по классификации S&P) означает, что с вероятностью примерно 1% страна, имеющая данный рейтинг, может объявить дефолт по своим официальным кредитным обязательствам не ранее чем через 9–10 лет – это степень надежности выше среднемирового уровня. Долговые обязательства, попавшие в категорию ААА, являются самыми надежными, а категория D не обеспечивает даже возврата номинальной стоимости.

Эти оценки очень важны для международных инвесторов (банкиров) при выборе ими оптимальных направлений инвестирования. В оценочной шкале рейтинговых агентств имеется определенная разделительная черта, отделяющая бумаги инвестиционного уровня (то есть высокого инвестиционного качества) от бумаг неинвестиционного уровня, которые причисляют к классу спекулятивных. Большинство осторожных инвесторов стараются приобрести активы инвестиционного уровня и не накапливать в своих портфелях менее надежные спекулятивные активы.

При анализе кредитоспособности государства одним из наиболее распространенных подходов является сравнение объема государственного долга с объемом ВВП. Ясно, что чем меньше отношение госдолга к уровню ВВП, тем данная страна более надежна как заемщик и тем ниже вероятность дефолта.

Существуют разные взгляды на оценку критичности уровня этого отношения. Так, для вновь принимаемых в Евросоюз стран долг не должен превышать 60% от годового объема ВВП страны. Отметим, что из самих стран ЕС этому условию соответствуют не все. Например, отношение госдолга Италии к ВВП составляет более 100%.

В основном высоким коэффициентом отношения объема госдолга к ВВП «грешат» развивающиеся страны, активно занимающие деньги на международном финансовом рынке. Так, по данным на 2001, отношение госдолга к ВВП у России составляло 60–65% (в 2003 это показатель приблизился к 40%), у Аргентины – 70–75%, у Турции – более 100%.

Таблица 2. Качественная интерпретация индексов надежности долгосрочных долговых обязательств, используемая рейтинговыми агентствами
Таблица 2. КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНДЕКСОВ НАДЕЖНОСТИ ДОЛГОСРОЧНЫХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ РЕЙТИНГОВЫМИ АГЕНТСТВАМИ
Рейтинговые символы (по нисходящей шкале)

Интерпретация рейтинга

Standard&Poor’sMoody’s
Ценные бумаги инвестиционного уровня
ААААааВысшая надежность. Вероятность выплаты процентов и основной суммы долга исключительно высока.
АА+
АА
АА-
Аа1
Аа2
Аа3
Высокая надежность. Вероятность выплаты процентов и основной суммы долга весьма высока.
А+
А
А-
А1
А2
А3
Надежность выше среднего. Возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от стабильности внутриэкономической ситуации.
ВВВ+
ВВВ
ВВВ-
Ваа1
Ваа2
Ваа3
Приемлемый уровень надежности. Возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от состояний внутриэкономической ситуации на момент погашения.
Ценные бумаги неинвестиционного (спекулятивного) уровня
ВВ+
ВВ
ВВ-
Ва1
Ва2
Ва3
Обязательства скорее надежны, чем ненадежны, но существует постоянная угроза неплатежа из-за нестабильности внутриэкономической ситуации.
В+
В
В-
В1
В2
В3
Высокий риск неплатежа. Платежеспособность эмитента ограничена, но соответствует текущему объему выпущенных обязательств.
ССС+
ССС
ССС-
СааОбязательства с сомнительной оплатой либо уже неоплачиваемые. Платежеспособность эмитента подорвана фундаментальной нестабильностью внутриэкономической ситуации.
С
D
Са
D
Невыполнение обязательств (отсрочка платежей или неплатежи). Эмитент уже является банкротом либо терпит убытки.
Источник: Малыгин В., Смородинская Н. Рейтинговая индустрия и международные рейтинговые агентства. – Банковские услуги. 1998, № 4

Но есть «нехорошие» страны и среди высокоразвитых государств. Например, японская экономика, являющаяся второй по величине в мире, имеет государственный долг, равный 140% от ВВП, что является самым высоким уровнем среди промышленно развитых стран. Для Америки этот показатель сейчас уже несколько превышает уровень в 60% и, судя по всему, в ближайшее время будет расти. Отношение объема госдолга к ВВП для некоторых стран на 1998 показано в Табл. 3.

Таблица 3. Совокупный государственный долг некоторых развитых стран (в % к ВВП)
Таблица 3. СОВОКУПНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ НЕКОТОРЫХ РАЗВИТЫХ СТРАН (В % К ВВП)
Страна19801985199019951998
США37,049,155,664,363,8
Япония51,267,065,180,798,4
ФРГ32,842,545,561,667,2
Франция30,938,640,260,064,2
Италия58,182,3104,5122,0117,9
Источник: Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. М., ЧеРо, 1998

Методика оценки кредитоспособности государства с помощью отношения госдолга к ВВП не у всех вызывает недоверие.

Во-первых, все расчеты при этом обычно ведутся в долларах. И если внешний долг часто действительно номинирован в этой валюте, то внутренний долг и объем создаваемого ВВП первоначально рассчитываются в национальной валюте. Это значит, что при значительных колебаниях курса национальной валюты к доллару реальная картина может существенно измениться, что говорит о нестрогости и ненадежности такой оценки.

Во-вторых, и это главное, деньги на погашение долгов государство берет не из валового продукта, а из государственного бюджета. Последний хотя и пропорционален ВВП, но для различных стран имеет существенно разную структуру, а следовательно, разнится и та доля бюджета, которая может быть предназначена на обслуживание долга.

Второй наиболее распространенный подход к анализу состояния государственного долга, а именно его внешней части, предлагает оценивать отношение объема экспорта государства к его внешнему долгу. Чем больше это отношение, тем легче должно быть заемщику при погашении внешнего долга. Здесь также существуют различные оценки критичности этого параметра, но в среднем считается приемлемым уровень в 20% и выше.

Однако и этот показатель также не оптимален. Так, отношение внешнего долга к экспорту, равное 20%, означает, что за 5 лет государство в состоянии погасить внешний долг, посылая всю экспортную выручку на возврат внешних кредитов. Но так как в большинстве случаев речь идет о доходах частных фирм, то для выполнения этой задачи государству придется как минимум «экспроприировать» всю эту выручку. В такой ситуации вряд ли стоит надеяться, что в течение 5 лет объемы экспорта сохранятся на указанном уровне. Да и не ясно, что произойдет в этом случае с самим государством. Не реален и полный выкуп выручки со стороны государства, так как это нарушит систему экспортно-импортных и валютных операций.

 Видимо, при анализе финансового положения государства-заемщика следует в первую очередь обратить внимание на его бюджет, на соотношение доходов госбюджета и государственного долга. Важно определить, какую часть доходов бюджета это государство может выделить на обслуживание долга, не обостряя при этом социального и экономического положения. Так как доходы бюджета в том или ином виде являются «налогом с экономики», то для прогнозирования ситуации нам все равно придется анализировать экономическое положение данного государства и его перспективы (включая ВВП, объем экспорта и другие важные показатели).

Далее следует оценить разницу между полученной цифрой и объемом реальных выплат по обслуживанию долга в рассматриваемом периоде. Если разница будет в пользу выплат по долгам, то государству, естественно, придется прибегнуть к дополнительному заимствованию. В таком положении находятся Бразилия, Турция, дефолтировавшая Аргентина и некоторые другие менее крупные страны-заемщики. Эта ситуация, очевидно, чревата раскручиванием описанной выше спирали дефолта, и здесь очень важно правильно оценить, на какой стадии цикла находится страна-заемщик и насколько необратим процесс раскручивания спирали.

К сожалению, готовых рецептов такой оценки пока нет, но рекомендуется проводить хотя бы сравнительную оценку состояния фундаментальных показателей различных стран-заемщиков, ранжируя их по степени риска. В этом смысле среди крупнейших мировых заемщиков наиболее сложное положение в начале 2000-х было у Турции и Японии. Рейтинговые агентства уже обратили внимание на трудности последней – в 2001–2003 Standard & Poor’s трижды понижало рейтинг Японии, который опустился с максимального ААА до АА-. Все же и после этого понижения доверие рынка японскому правительству оставалось на очень высоком уровне и считалось, что раскручивание здесь спирали дефолта в ближайшее время маловероятно. Что же касается Турции, имеющей достаточно низкий рейтинг В-, то процесс возникновения дефолта, по мнению экспертов, здесь уже необратим, и долговой кризис в этой стране является вопросом ближайшего будущего.

Сам факт присвоения стране рейтинга (даже если он не слишком высок) имеет колоссальную политическую значимость, улучшая ее имидж, что, в свою очередь, дает стране важные экономические преимущества – начиная от улучшения условий внешних заимствований и кончая возможностью шире привлекать иностранные инвестиции, не говоря уже о праве региональных администраций и национальных компаний также получить международный кредитный рейтинг. Однако международное доверие, оказываемое стране в результате присвоения ей рейтинга, имеет и обратную сторону, связанную с повышением ответственности: он ставит страну под жесткий контроль со стороны мирового инвестиционного и финансового сообщества в плане выбора и успешности реализации разумного хозяйственного курса.

 В ситуации, когда бюджет направляет на обслуживание долга больше средств, чем необходимо для текущих выплат, инвестор может чувствовать себя вполне уверенно. Государство в этом случае без проблем может сохранить задолженность на текущем уровне, а возможно, пойдет и на ее уменьшение. Именно такой в последние несколько лет была ситуация с долгами России и Мексики. Однако и в этом случае необходим непрерывный мониторинг положения дел в стране-заемщице, так как оно может быстро и резко ухудшиться. К примеру, при существенном падении цен на нефть оба указанных государства могут с течением времени перейти из списка «хороших» должников в список «плохих».

Дефолт 1998 в постсоветской России.

После распада СССР Россия в 1990-е почти постоянно испытывала финансовые трудности, связанные с экономическим кризисом. Поэтому она остро нуждалась в зарубежных займах, но не могла надежно гарантировать обслуживание долга.

Первые рейтинги российских долговых бумаг, полученные после размещения в конце 1996 еврооблигационных государственных займов, имели категорию ВВ- (Standard&Poor’s), и Ва2 (Moody’s), что означало способность к исполнению обязательств в краткосрочной перспективе, но риск неплатежа в долгосрочной. Для России тогда был важен сам факт присвоения рейтинга (а не его величина), поскольку это поднимало престиж страны как заемщика и открывало ее неосвоенный фондовый рынок для иностранных инвесторов.

Самым тяжелым экономическим событием 1990-х стал, конечно, дефолт 1998, который предрекался многими аналитиками еще в конце 1997.

Следствием больших внешних и внутренних займов, осуществлявшихся правительствами радикальных реформаторов, явился огромный госдолг, возросший до заоблачных высот: более 150 млрд. долл. внешний и 200 млрд. долл. (по курсу июля 1998) внутренний, что все вместе составляло примерно 50% ВВП России. Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего, на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 мировой финансовый кризис в Азии. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

Уже весной 1998 эксперты предлагали приостановить выплаты по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО) и плавно девальвировать рубль, снижая его курс по отношению к твердым валютам. Однако российское правительство, поддерживаемое МВФ, по политическим соображениям категорически возражало и против ликвидации долговой «пирамиды», и против девальвации рубля. Для экстренной помощи был получен еще один – стабилизационный – кредит МВФ на 17,1 млрд. долл., и даже получен в начале июля 1998 его первый транш в 4,8 млрд. долл. Казалось, страна получила передышку хотя бы на 3–4 месяца, которую можно использовать для осмысления ситуации и наведения порядка в делах. Но уже 17 августа 1998 начался резкий «обвал» курса рубля, и российское правительство объявило технический дефолт.

Возможность технического дефолта, то есть временного замораживания долгов, обычно включается в соглашения стран с МВФ и не является чем-нибудь сверхъестественным. Девальвация – тоже мера обыденная: ее регулярно проводят для повышения конкурентоспособности экспорта даже самые развитые страны вроде Японии или Германии. Но все же, как правило, технический дефолт объявляют, чтобы избежать девальвации, а валюту девальвируют, чтобы избежать дефолта. При этом главное – это не напугать финансовые рынки непредсказуемостью, предотвратить панику. В России же одновременно грянули и дефолт, и девальвация. Никаких официальных разъяснений не было, зато ползли панические слухи, что все вложения пропали. Внезапная отставка правительства С.Кириенко тоже не прибавила оптимизма. Инвесторы испугались, что грядет полное и тотальное «государственное банкротство» и начали любой ценой выводить из России свои капиталы. В результате рубль «обрушился» окончательно. В кризисном 1998 все агентства понизили российский рейтинг до уровня несостоятельности (В3 по версии Moody’s, ССС – по версии Standard&Poor’s).

Главной причиной российского дефолта 1998 считают неудачную политику российского правительства и Центрального банка России, которые в борьбе за стабильность валютного доллара прибегали к безудержным заимствованиям за рубежом.

В ходе кризиса 1998 рубль, наконец, девальвировался, а вскоре начали расти мировые цены на экспортируемые из России сырьевые ресурсы. Частая при Ельцине смена правительств тоже вскоре уступила место новой стабильной власти Путина. Все эти факторы способствовали не только началу с 1999 полосы экономического роста, но и улучшению кредитного имиджа России.

Уже в 2001, благодаря значительному улучшению бюджетной и платежной ситуации в России, а также договоренностям 2000 с Лондонским клубом о списании большей части советского долга, агентство Standard&Poor’s повысило кредитный рейтинг России с уровня В- до В, а Moody’s – с В2 до Ва3, что означало ограниченную платежеспособность, но соответствующую текущему объему обязательств. В 2002 Standard&Poor’s повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг России до ВВ-, что свидетельствовало о «стабильности» прогноза. После очередного пересмотра рейтингов в мае 2003 России присвоен страновой рейтинг на уровне ВВ по версии Standard&Poor’s и Ва2 по версии Moody’s. Все эти рейтинговые позиции принадлежат переходной группе, то есть России оставалось совсем немного до вхождения в группу рейтингов инвестиционного уровня.

Наконец, в октябре 2003 международное агентство Moody’s присвоило России хотя и самый низкий, но все-таки инвестиционный кредитный рейтинг Baa3. Это означало, что Россия перешла, наконец, из категории стран с низкой привлекательностью для инвесторов в категорию динамично развивающихся государств мира. Однако этот новый рейтинг значения все же не достиг уровня 1996. Даже в 2003 кредитный рейтинг России по-прежнему был ниже рейтинга многих развивающихся и переходных стран (например – Колумбии, Сальвадора, Индонезии, Казахстана, Молдовы, Таиланда, Туркмении, Украины, Вьетнама). Видимо, должно пройти еще не одно десятилетие, прежде чем Россия завоюет статус надежного заемщика, не опасающегося дефолта.

Дмитрий Преображенский, Кристина Лядская, Юрий Латов

www.krugosvet.ru

Что такое дефолт, каким он бывает и чем может грозить

Дефолт — это экономическая ситуация, при которой должник не может полностью выполнять свои финансовые обязательства. Проще говоря, у заемщика нет возможности или желания рассчитываться со своими кредиторами. Должниками могут выступать как обычные граждане или предприятия, так и целые страны, которые не могут выплачивать коммерческие и банковские кредиты или облигационные займы.

Типы дефолта

Дефолт может быть:

  • Государственным. Вызывается отказом правительства страны выплачивать проценты и основную сумму задолженности по государственным облигациям.
  • Корпоративным. Проявляется отсутствием возможности возвращать коммерческий или банковский заем или отказом погашать корпоративные облигации (для организаций).
  • Частным. Проявляется полным или частичным уклонением от выплат по банковскому кредиту или займу другой кредитной организации.

В зависимости от характера экономических последствий, дефолт может быть двух типов:

— Технический дефолт. Возникает при частичном неисполнении своих финансовых обязательств. Здесь должник нарушает лишь некоторые пункты договора или соглашения: несвоевременно выплачивает платежи по процентам, отказывается перечислять основную сумму долга, предоставлять финансовую отчетность и т. д. В такой ситуации должник еще имеет возможность погасить свой долг и избежать банкротства с его более негативными последствиями.

— Банкротство. Оно заключается в официальном признании финансовой несостоятельности должника и отсутствии у него средств, необходимых для выполнения обязательств. Если речь идет об организации, то для погашения ее долгов и ликвидации полностью распродаются ее активы. Если банкротом объявляется физическое лицо, то вопрос регулируется в соответствии с законодательством. В случае, если банкротом становится государство, то к урегулированию ситуации подключаются международные организации, например, МФО.

Почему возникает дефолт

Дефолт может быть вызван:

  • несбалансированностью бюджета;
  • снижением доходов;
  • экономическим кризисом;
  • изменением политического режима;
  • ошибками финансовой политики;
  • проведением реформ;
  • отказом платить по долгам, которые оставила предыдущая власть;
  • другими непредвиденными обстоятельствами.

Причиной несбалансированного бюджета обычно являются завышенные ожидания доходов или резкий рост расходов. В масштабах государства это может случиться, если падают цены на экспорт, в бюджет не поступают средства в полном объеме, или имеют место другие процессы, например, ведутся военные действия на фоне смены политической власти в стране и экономического кризиса. Сам по себе кризис в экономике с сопутствующим ему спадом производства, снижением доходов и покупательской способности населения, ростом инфляции и оттоком капитала также является составляющей дефолта. Все эти явления в значительной мере снижают способность государства находить возможности для погашения своих долгов, внешних и внутренних.

Дефолт объявлен. Что дальше?

Последствия дефолта могут быть не только негативными, но и положительными.

Негативные последствия выглядят так:

  • Падают рейтинги государства. При отказе государства платить свои долги очень страдает его международная репутация и финансовый рейтинг. В результате происходит отток инвестиций, получить международную финансовую помощь становится сложнее, ведь кредиторы имеют все основания выдвигать более жесткие требования и требовать гарантий возврата.
  • Стремительно дешевеет национальная валюта страны, допустившей дефолт. Из-за обесценивания денег снижаются доходы граждан, растет бедность, наступают другие негативные последствия.
  • Снижаются объемы производства, или даже оно полностью замирает. Из-за обесценивания национальной валюты и разрыва связей с международными партнерами производство становится убыточным, доходы населения снижаются, появляется безработица.
  • Приходит в упадок банковская система. Банки лишаются возможности получать международную финансовую помощь, что ведет к оттоку депозитов, росту портфеля просроченных кредитов, снижению объемов кредитования, замораживания счетов и услуг.
  • Растет напряженность в социальной сфере, наступает политический кризис. Правительство страны теряет доверие других стран и лишается возможностей международного сотрудничества. Также его перестают поддерживать граждане своего государства, что проявляется протестными акциями, попытками сменить власть и т. д.
  • Стремительно падает уровень жизни граждан, наступают локальные дефолты.

Как ни странно это звучит, но у дефолта могут быть и положительные последствия, которые выражены:

  • Появлением возможности не отдавать долги, направляя свободные средства в экономику.
  • Ростом конкуренции и развитием незатребованных мощностей, например, переходом предприятий на внутренние ресурсы.
  • Перестройкой всей экономической системы государства. Ростом потребности в развитии внутреннего рынка. Прекращением деятельности ненужных производств и компаний, фальшивых фирм или посредников, единственной целью которых было обогащение конкретных лиц.
  • Появлением реальной возможности снизить кредитную задолженность страны, так как, во время переговоров с кредиторами последние могут «простить» должнику часть процентов или аннулировать часть долга или даже весь долг. Кредиторы могут пойти на это, чтобы вернуть хотя бы часть средств.

Подводя итоги, можно сделать такой вывод о дефолте. Отношение к нему исключительно как к экономическому явлению, ведущему чуть ли не к гибели страны, является однобоким и неверным. Дефолт может также стать началом ее возрождения и стартом для восстановления экономики. Поэтому, в разговоре о дефолте нельзя оперировать только негативными фактами. К сожалению, при объявлении дефолта страны ее гражданам приходится на своих плечах нести все его последствия. Однако, грамотная стратегия правительства может ускорить процесс восстановления экономики и рост благосостояния населения.


Было интересно?

Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях: И подпишитесь, чтобы ничего не пропустить:

www.exocur.ru

История дефолтов в разных странах

Среди европейских стран, объявлявших банкротство в XIX-XX веках, Австро-Венгрия, которая объявляла дефолт пять раз; Испания, объявлявшая дефолт восемь раз (с учетом еще шести дефолтов, зафиксированных в предыдущие столетия).

Греция дефолт или реструктуризацию долгов проводила за свою современную историю (с 1829 года) пять раз и находилась в этом состоянии, согласно выкладкам Рогоффа, половину всего своего независимого существования.

Кроме того, в XIX веке география государственных банкротств существенно расширилась за счет получивших независимость латиноамериканских стран: Колумбия, Доминиканская Республика, Гватемала и Мексика объявляли дефолт по четыре раза, а Венесуэла — шесть. В 1875 году обанкротилась Оттоманская империя.

Другой известный дефолт XIX века — дефолт, объявленный правительством Египта в 1875 году, после которого зона Суэцкого канала оказалась фактически аннексированной европейскими державами.

В XX веке дефолт объявляли в основном неевропейские страны, хотя Германия, Австрия, Венгрия и Польша каждая пережили его по два раза.
В январе 1918 года Советская Россия отказалась платить по долгам царского и Временного правительств. Лишь к концу XX века, когда эти долги сильно девальвировались, новое российское государство решило их частично погасить. То же произошло и с советским долгом по ленд-лизу: когда началась «холодная война» правительство СССР прекратило платежи по поставкам американского оружия в годы Отечественной войны; современное российское правительство признало этот долг.

В 1930 году Великобритания отказалась обслуживать свой долг Америке в 14,5 миллиарда долларов. Частично она оправдывала свои действия тем, что ряд правительств американских штатов находились тогда в дефолте по обязательствам перед Великобританией, взятым еще в середине XIX века и существенно превысившим к 1930 году английский долг Америке. Последовав примеру Великобритании, долги Первой мировой не вернули Америке также Франция и Италия. На Германии лежал долг по выплате репараций (в международном праве возмещение государством в силу мирного договора или иных международных актов ущерба, причиненного им государствам, подвергшимся нападению), тянувшийся со времен Версальского договора 1919 года. Правительство Гитлера в 1933 году от их выплаты отказалось, но послевоенное правительство Аденауэра вновь признало их, и в 1953 году ФРГ обязалась выплатить их после воссоединения Германии.

Однако, став единой, в 1990 году Германия на 20 лет реструктуризировала эти долги.
Турция, Бразилия и Перу оказывались в прошлом столетии неплатежеспособными по пять раз, Коста-Рика и Гватемала — по шесть. Нигерия, несмотря на недолгую историю (она получила независимость в 1960 году), успела обанкротиться пять раз.

Последний всплеск дефолтов был отмечен в 1990-е годы, когда по обязательствам в национальной валюте дефолт объявляли 12 стран, в том числе Ангола (1992-1997), Аргентина и Бразилия (1986-1990), Венесуэла (1995-1998), Хорватия (1993-1996), Шри-Ланка (1996). В 1998 году дефолт объявила и Россия.

Государства-должники, особенно обремененные большими внутренними долгами, часто вместо отказа обслуживать долг прибегали к девальвации национальной валюты. Эта мера фактически аналогична «частичному дефолту» по внутреннему долгу. Так, в частности, поступили Аргентина в 1991 году, Мексика в 1994 году, Индонезия и Южная Корея в 1997 году.

По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor’s, в 1997 году в состоянии дефолта по своим долговым обязательствам (как банковским, так и облигационным) находилось 37 стран. К ноябрю 1998 года в состоянии дефолта находилась 31 страна.

Самым катастрофическим оказался дефолт в Аргентине в 2001 году, который привел к смене нескольких правительств, погромам и мародерству в городах этой страны.

В сентябре 2003 года Аргентина объявила о дефолте по долгам МВФ. Правительство страны решило отложить платежи в размере 2,9 миллиарда долларов, мотивируя это угрозой для резервов Центрального банка. Отказ Аргентины платить по долгам стал самым крупным дефолтом в истории МВФ.

В декабре 2008 года президент Эквадора Рафаэль Корреа объявил о том, что страна отказывается платить 30,6 миллиона долларов процентов по глобальным облигациям. Ранее Эквадор уже отказывался платить по своим обязательствам в 1980-1990-х годах.

Эксперты отмечают, что значимых экономик, ни разу не объявлявших дефолта по внешнему долгу, очень мало — среди них США, Канада, Австралия, Новая Зеландия; скандинавские страны и Бельгия в Европе; Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань в Азии.

В истории США было два эпизода (в 1790 и 1933 годах), когда правительство не платило полностью по долгам, хотя и не допустило дефолта в техническом смысле этого термина. В обоих случаях инвесторов в американские ценные бумаги вынудили согласиться на выплату долга с дисконтом.
Еще один редкий исторический казус показывает, что даже минимальная задержка с выплатой долга грозит США непропорционально большим ущербом. В 1979 году США из-за технической ошибки допустили «мини-дефолт» по облигациям на 122 миллиона долларов (это лишь одна сотая процента от всей суммы тогдашнего долга в 800 миллиардов). Но стоимость заимствований в тот год выросла на 0,6%, или на шесть миллиардов долларов.

2011 год стал для США годом обострения проблем с государственным долгом. Из-за отсутствия решения по максимальному уровню госдолга, который был превышен в мае, страна фактически балансировала на грани дефолта и кризиса. Однако 2 августа 2011 года президент США Барак Обама подписал одобренный обеими палатами конгресса закон о повышении потолка госдолга, компромиссный вариант которого был разработан лишь 31 июля — за два дня до «часа X» — 2 августа, когда Америке при отсутствии решения по госдолгу пришлось бы объявить технический дефолт.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Технический дефолт — что такое, причины и последствия

Технический дефолт возникает, когда заёмщиком нарушается какое-либо условие кредитного договора, при этом он не отказывается выплачивать долг. Этот вид дефолта имеет отличительную особенность: заёмщик не может выполнить обязательство в настоящее время, но имеет возможность выплатить кредитную задолженность в ближайшем будущем. Причиной технического дефолта может стать отказ выплачивать проценты, вовремя не предоставленная кредитору нужная документация, несоответствие указанных заёмщиком сведений и т. д.

Что такое дефолт

Дословный перевод понятия «дефолт» с английского языка значит неспособность выполнения заёмщиком ранее взятых на себя обязательств. Если говорить простыми словами, государство, предприятие или физическое лицо оказывается в ситуации, когда не может в полном объёме погасить кредит или не в состоянии выплачивать проценты по нему. Обязательства могут быть нарушены по векселям, облигациям, закладным, банковским кредитам, чекам.

По сути, дефолт – это ситуация, когда нарушаются любые обязательства: политические, дипломатические, торговые и заключается в:

  • неплатёжеспособности государства, компании или физического лица;
  • невыполнении долговых обязательств в установленные сроки;
  • предоставлении заёмщиком недостоверных данных;
  • нарушении условий эмиссии ценных бумаг, кредита и других соглашений;
  • прекращении бизнеса заёмщика, банкротстве, несостоятельности.

Существуют два основных вида дефолта:

  1. Обычный.
  2. Технический.

Обычный дефолт

При обычном дефолте должник (государство или компания) официально признаёт свою неспособность исполнения долговых обязательств перед кредиторами по причине отсутствия денег. В этом случае на предприятии создают команду временных (кризисных) управляющих, основная задача которых – проанализировать и выработать стратегии дальнейших действий, например ликвидация предприятия, продажа его активов и выплаты кредиторам.

При признании неплатёжеспособности государства, решение принимается на международном уровне. В этом процессе активно участвуют кредиторы и международные финансовые организации (например, Международный валютный фонд).

Обычный дефолт бывает двух типов:

  • перекрёстный. Отличается последовательностью просрочек обязательств по долгу;
  • суверенный. Государство не в состоянии больше выполнять ни внутренние, ни внешние долговые обязательства.

Технический дефолт

Технический дефолт вызывает наименьшие негативные последствия и может возникнуть каждый раз, когда происходит нарушение какого-либо пункта кредитного договора. В большинстве случаев это нарушение срока выплаты. К примеру, человек взял кредит, но не может своевременно его погасить, так как неожиданно задержали зарплату. Уже в ближайшее время подобная ситуация может полностью разрешиться.

Технический дефолт предприятия-заёмщика может быть автоматическим, если какой-либо показатель вышел за пределы, установленные соглашением. При этом должник продолжает выплачивать задолженность. Но пункт соглашения не соблюдён и возникают не фундаментальные, а технические трудности по выполнению взятых обязательств.

Объявление технического дефолта может быть вызвано ошибками технического свойства: представлен неполный пакет документов, не уплачиваются начисленные проценты или произошёл сбой платёжной системы. Последствия таких ситуаций могут быстро нивелироваться. При неуплате процентов в течение длительного времени кредитор вправе обратиться к законодательству, выяснить причины невыплаты задолженности и требовать, чтобы заёмщик выполнил все свои долговые обязательства.

Причины дефолта предприятия

Главная причина дефолта заключается в несбалансированности дохода и расхода должника. Основные причины, которые приводят к неплатёжеспособности предприятия:

  1. Резко растёт конкуренция в области деятельности предприятия.
  2. Непродуманность и рискованность политики руководителей компании при получении кредитов. Не рассчитываются возможные риски по неуплате кредитной задолженности.
  3. Растёт просроченная и безнадёжная дебиторская задолженность.
  4. Нестабильные валютные курсы, которые могут привести к резкому росту стоимости импортного сырья или оборудования, необходимого для производственной деятельности.
  5. Происходят перебои поставок сырья, из-за чего предприятие не может вовремя произвести и реализовать продукцию, чтобы получить доход и выплатить денежные средства кредиторам и инвесторам.

Причины дефолта государства

Дефолт государства могут вызвать следующие причины:

  • непродуманность экономической стратегии, результатом чего становится кризис в экономике, который приводит к несбалансированному государственному бюджету;
  • несбалансированность политики, наращивание внешнего и внутреннего долга;
  • резко снижается доходная база бюджета, и растут бюджетные расходы. На пополнение государственного бюджета отрицательное влияние оказывают высокие ставки налогов и теневая экономика. В условиях снижения прибыли государство вынужденно компенсирует недостаток средств кредитами, взятыми у международных кредитных организаций, что подразумевает увеличение внешнего долга;
  • кризис в экономике, вызванный внешнеполитическими причинами;
  • резкое изменение внутреннего политического курса, которое сопровождает сознательный отказ выплачивать долги. Такая ситуация может сильно повлиять на государственную экономику, привести к регрессу, который стремительно сокращает поступления в казну;
  • форс-мажорные и непредвиденные ситуации. Военные действия внутри государства, кризис мировой экономики и другие обстоятельства, которые невозможно спрогнозировать, часто приводят к дефолту или полному банкротству страны.

Последствия дефолта

Неплатёжеспособность государства может вызвать следующие тяжёлые последствия:

  1. Снижение финансового рейтинга страны. Отказ от выплаты долгов оказывает отрицательное влияние на финансовую репутацию государства. Рынок кредитования полностью независим и никто не может заставить выдавать кредиты государству, отказавшемуся от погашения кредитных задолженностей. Без внешних финансовых вливаний государство может использовать лишь собственные ограниченные резервы.
  2. Снижение авторитета страны и национального бизнеса.
  3. Недоступность получения дешёвых кредитов с низкими ставками (для правительства и предприятий).
  4. Невозможность получения международной помощи и обесценивание резервов. Отток инвестиций вызывает обрушение финансовой системы страны и серьёзные проблемы в банковском секторе.

Дефолт оказывает негативное влияние как на государство-банкрот, так и на страны-кредиторы. Дефолт государства может стать причиной обвала финансовых рынков и международного финансового кризиса. В результате пострадают не только граждане страны, отказавшейся выплачивать долги, но и граждане других государств.

Как и любая экономическая ситуация дефолт государства может нести как негативные, так и некоторые позитивные последствия:

ПозитивныеНегативные
Повышается конкурентоспособность внутренних производителей и экономики на международных рынкахОбесценивание национальной валюты

 

Полностью перестраивается экономика страны: функционирует на безопасном уровне и обеспечивается только собственными источниками финансированияУвеличение стоимости импортных товаров
При значительном уровне долгов деньги, которые раньше уходили из страны, направляются на решение внутренних проблемСнижение спроса и покупательной способности денег. Население страны беднеет и не может приобретать товары в том же объёме
Ликвидируются «дутые» экономические отрасли. Растёт роль реального производстваСпад промышленного производства и сокращение рынка сбыта при увеличении расходов предприятий
Имеется возможность согласовать с кредиторами более выгодные условияСокращение рабочих мест и снижение зарплаты вызывает обнищание населения и рост безработицы

Как предотвратить дефолт

Можно с уверенностью сказать, что дефолт не возникает внезапно. Этой ситуации предшествуют многие обстоятельства. Чтобы предотвратить несостоятельность обычного гражданина, нужно серьёзно относиться к кредитованию. Ведь дефолт может стать причиной банкротства и лишения всего имущества. В первую очередь нужно определиться с необходимостью брать кредит. Вероятнее всего можно немного подождать с приобретением желаемой вещи, накопить необходимую сумму и сделать покупку.

Но случаются и непредвиденные ситуации: вовремя не выдали зарплату, уволили или сократили. Многие в этом случае обращаются к услугам микрокредитных организаций, которые заманивают обещаниями быстро выдать деньги лишь по паспорту. Сразу можно отметить, что выйти из ситуации, когда один кредит перекрывается другим кредитом, очень сложно.

Решив сегодняшнюю проблему, должник усложняет своё финансовое положение в дальнейшем, так как одна неоплаченная сумма к концу месяца превратится в две. Кроме того, при задержках выплат заёмщику придётся оплатить внушительную неустойку. Очень важно понимать, что прежде чем заключить сделку с какой-либо финансовой организацией, нужно тщательно взвесить собственные финансовые возможности.

Намного сложнее функционирование предприятий и организаций. Руководителями решаются не только текущие вопросы по работе своего предприятия, но и учитывается выплата зарплаты сотрудникам и расчёты с кредиторами и поставщиками. Все эти факторы очень важны для того, чтобы осуществлять успешную деятельность.

Ни для кого не секрет, что дефолт государства сравним лишь с концом света. Никто полностью не осознаёт происходящее и, главное, никто не знает какие действия предпринимать. В такой ситуации выручат продуманные грамотные шаги руководителей страны. Опытом прошлого доказано, что одним из факторов, вызвавших дефолт 1998 года, стала неправильная политика в экономике, которую проводило руководство.

В то время бюджет России пополнялся в основном за счёт экспорта в соседние страны. А когда мировые цены на нефть рухнули, это стало роковым последствием. Сейчас правительство проводит политику, направленную на развитие многих отраслей экономики. Это значит, что экономическое положение не будет зависимым от экспорта и станет намного устойчивей.

Кроме того правительство создало дополнительные резервы, предназначенные стать «подушкой безопасности» на случай возникновения финансового кризиса. Всё это даёт основание предполагать, что гражданам России дефолт не угрожает.

vfinansah.com

Похожие записи

Вам будет интересно

Вид нетрудоспособности в больничном листе: 01, 02, 04, 31 и другие — Бухонлайн

Как содержать нутрий: КАК СОДЕРЖАТЬ НУТРИЙ — Разведение и содержание нутрий — Звероводство

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко