Аттестация рабочих мест обязательна или нет – Аттестация рабочих мест в 2019 году: обязательная или добровольная процедура?

Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя

Из статьи Вы узнаете:

1. Что представляет собой специальная оценка условий труда и какие организации и индивидуальные предприниматели должны ее проводить.

2. Для чего работодателю проводить специальную оценку условий труда.

3. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют проведение специальной оценки условий труда.

 

С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года. Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье Новая форма отчета 4-ФСС с первого квартала 2014 года). Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.

Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой специальная оценка условий труда. Согласно статьи 3 закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам ее проведения рабочим местам присваиваются классы и подклассы условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

 

Какие работодатели  и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда

Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст. 4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д. Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой. Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда.

Специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ, должна проводиться внеплановая специальная оценка (например, при вводе новых рабочих мест, наличии предписания трудовой инспекции, в случае несчастного случая на рабочем месте и др.).

! Обратите внимание: если работодатель проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течении пяти лет с даты окончания аттестации (при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки условий труда).

 

Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда

Результаты проведенной специальной оценки используются в следующих случаях:

1. В качестве обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, проведение обязательных медицинских осмотров) с целью их возмещения из ФСС.

Порядок возмещения подобных расходов за счет средств ФСС и перечень расходов, подлежащих возмещению, установлены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Согласно п. 3 Правил страхователь имеет право возместить за счет ФСС, например, расходы на:

  • реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • приобретение работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • и другие расходы, указанные в Правилах.

2. Для обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты работников, приобретение средств коллективной защиты, оборудование рабочих мест, например, осветительными приборами, оборудование зон отдыха и т.п.) в целях налогообложения.

3. Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Размеры дополнительных тарифов установлены  частью 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф страхового взноса
Опасный48,0 процента
Вредный3.47,0 процента
3.36,0 процента
3.24,0 процента
3.12,0 процента
Допустимый20,0 процента
Оптимальный10,0 процента.

 

4. Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н. В соответствии с ней конкретный размер скидки или надбавки устанавливается по решению ФСС в пределах 40 процентов от утвержденного страхового тарифа. При этом надбавка устанавливается по инициативе ФСС, а скидка по заявлению страхователя.

5. Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.

Гарантии работникам по результатам специальной оценки условий труда предусмотрены также Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

6. В иных целях, перечень которых содержится в статье 7 закона № 426-ФЗ.

 

Итак, мы прояснили «теоретические» аспекты специальной оценки условий труда: кто, когда и зачем должен ее проводить. В следующей статье я напишу о «практических» вопросах, связанных со специальной оценкой: каков порядок ее проведения и, главное, как учитываются расходы на ее проведение.

 

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

 

Законодательные и нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  2. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  4. Приказ Минтруда России от 01.08.2012 № 39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  5. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

 Как ознакомиться с официальными текстами документов — смотрите в разделе Полезные саты

buh-aktiv.ru

Кому и когда необходимо проводить аттестацию рабочих мест?

Когда работодатель слышит фразу «аттестация рабочих мест по условиям труда», то первой мыслью является гора скучной и непонятной документации и возникает желание не заниматься этим вопросом и перевести его решение на потом.

Поэтому часто возникают вопросы: кому нужна аттестация? В каких случаях? Что же это на самом деле: «бюрократизм» правовых норм или производственная необходимость? Зачем нужно проводить такую аттестацию?

Во-первых: у каждого работника должно быть свое рабочее место.

Во-вторых, на рабочем месте необходимо создать безвредные и безопасные условия труда. Именно об этом и должен позаботиться работодатель.

Но не все зависит от руководителя. Сама специфика производства может быть связана с факторами повышенной опасности, вредности и т. д. В таких случаях работодатель должен компенсировать работнику «вредность» его работы исходя из норм действующего законодательства, например предоставить ему дополнительный отпуск; установить повышенную оплату труда; обеспечить выдачу спецодежды и средств индивидуальной защиты; выдавать молоко и лечебно-профилактическое питание. Работник может получить право на пенсию по возрасту на льготных условиях, если это будет подтверждено результатами аттестации.

Как же выявить вредные и опасные факторы производственной среды, позволяющие работникам претендовать на льготы и компенсации? Ответ очевиден: провести аттестацию рабочих мест по условиям труда?

Как на практике определить, нужно ли предприятию проводить аттестацию?

Работодатель должен организовать и провести на своем предприятии аттестацию рабочих мест, если его производство (техпроцессы, оборудование, сырье, продукция) является потенциальным источником вредных и опасных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на здоровье работников сейчас или в будущем.

Для того чтобы выяснить, нужно ли проводить аттестацию, предприятие изучает нормы охраны и гигиены труда в отношении своего производства, а также: Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, Списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда и Списки производств, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели.

Найдя в этих документах работы, факторы, профессии, которые есть на рабочих местах его предприятия, работодатель проводит аттестацию таких мест.

Причем аттестация должна проводиться независимо от того, является работодатель юридическим лицом или частным предпринимателем.

Как проводится аттестация рабочих мест по условиям труда?

Основными действующими нормативными документами, регулирующими процесс проведения аттестации на предприятии продолжают оставаться постановление КМУ № 442 от 01.08.92 г. и Методические рекомендации № 41 от 01.09.92 г. Учитывая Постановление КМУ от 10.09.2014 г. № 442 и постановление КМУ от 11.02.2015 г. № 100 и № 96 от 11.02.2015 г. которыми создана и предоставлены полномочия Государственной службе Украины по вопросам труда, в т. ч. по осуществлению государственного контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и отнесением их к категории с вредными условиями труда, а также участия в организации проведения государственной экспертизы условий труда с привлечением Госсанэпидслужбы. Поэтому в ближайшее время ожидаются изменения и в постановление КМУ № 442 от 01.08.92 г. и в Методические рекомендации № 41 от 01.09.92 г.

Аттестация рабочих мест проводится не реже одного раза в 5 лет. Внеочередная аттестация может быть проведена в том случае, если условия труда на предприятии существенно изменились.

Если аттестацию не проводить, какие могут быть последствия?

Во-первых, если аттестация не проводилась, но предприятие несет затраты на выплату компенсаций и предоставление гарантий работникам (дополнительные отпуска, повышенная оплата труда, спецодежда и т. д.), при проверке могут возникнуть вопросы по поводу правомерности таких выплат (если работодатель находится на бюджетном финансировании), а также проблемы с налогообложением таких выплат.

Во-вторых, если предприятие не проведет аттестацию и не будет предоставлять работникам надлежащие гарантии и компенсации, то каждый «вредный» работник может обратиться в суд и требовать возмещения материального и морального ущерба. В таком случае непроведение аттестации не только не спасет работодателя от ответственности, но, наоборот, станет доказательством его вины.

В-третьих, непроведение аттестации рабочих мест является нарушением законодательства об охране труда, в том числе вышеуказанного постановления КМУ № 442. Нарушитель — руководитель предприятия, может быть привлечен к административной ответственности в виде уплаты штрафа (ч. 1 ст. 41 КУоАП предусматривает ответственность за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения).

Кому нужна аттестация рабочих мест?

Руководителю, поскольку ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации рабочих мест возлагается именно на руководителя предприятия.

Работнику, так как аттестация рабочих мест является основанием предоставления на предприятии компенсаций и гарантий для работников с вредными и опасными условиями труда (доплат к заработной плате, дополнительных оплачиваемых отпусков, специального питания и др.).

Итак, аттестация рабочего места — это право или обязанность работодателя? И как ее провести?

Как же выявить подобные опасные и вредные производственные факторы?

Законодательством установлен перечень профессий с опасными или вредными условиями труда. В частности, такой перечень содержится в списках производств, профессий и должностей, дающих право на льготы при получении пенсии по возрасту; перечнях работ, на которых устанавливается повышенная оплата труда; списке производств, работ, профессий и должностей, работа на которых дает право на дополнительный отпуск; перечне, содержащем названия химических веществ, при работе с которыми рекомендуется выдавать молоко.

Найдя в этих документах профессии, имеющиеся на рабочих местах предприятия, работодатель проводит аттестацию таких мест.

Однако, что делать предприятиям, перечень профессий на которых не указан в списках профессий с опасными или вредными условиями труда? Казалось бы, законодатель урегулировал данный вопрос, приведя определения вредных и опасных условий труда в п. 4 Гигиенической классификации по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденной приказом Минздрава от 27.12.2001 г. № 528.

На практике же данная норма может быть применена только членами аттестационной комиссии, осуществляющими аттестацию. Работодатель, не обладающий специальными знаниями, не может определить вредность производственного фактора, не проведя аттестацию рабочего места.

Получаем замкнутый круг: не проведя аттестацию, мы не можем определить необходимость ее проведения для предприятий, перечень профессий на которых не указан в списках профессий с опасными или вредными условиями труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Перед работодателями, которые определились с проведением аттестации рабочих мест, возникают новые вопросы. Какой порядок проведения такой аттестации? Необходимо проводить аттестацию рабочих мест для всех работников? Ведь на многих предприятиях некоторая часть работников работает в офисных помещениях, а другая — на производстве, где непосредственно и возможно наличие вредных условий труда.

Согласно действующему законодательству аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, определенном в соответствии с постановлением КМУ от 01.08.92 г. № 442 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и Методическими рекомендациями для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденными постановлением Минтруда от 01.09.92 г. № 41.

Аттестацию проводит аттестационная комиссия, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет, при условии, если в течение этого времени на предприятии не менялись коренным образом условия и характер труда.

В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать главных специалистов, работников отдела кадров, труда и заработной платы, охраны труда, органов здравоохранения предприятия, представителей общественных организаций и других.

Итак, именно аттестационная комиссия предприятия, осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за проведением работ на всех этапах аттестации, определяет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

Ответственность руководителей за непроведение аттестации рабочих мест

До января 2015 года в действующем законодательстве Украины отсутствовала отдельная специальная норма, которая предусматривала бы ответственность за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения.

Работодателям должно быть известно, что требуют проводить аттестацию ст. 13 Закона Украины «Об охране труда», а также п. І Порядка № 442. Также непроведение аттестации приведет к нарушению прав работников — фактически, выполняя вредные или тяжелые работы, наемное лицо не получит предусмотренных законодательством компенсаций и социальных гарантий. Это дает основание работнику расторгать трудовой договор по собственному желанию без отработки двухнедельного срока (ч. З ст. 38 КЗоТ), а также обратиться в суд (ст. 221 КЗоТ). Также не следует забывать, что в случае, если непроведение аттестации имело своим следствием причинение вреда здоровью работника, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 271 УК Украины.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 № 77-VIII в КУоАП статью 41 изложено в следующей редакции:

«… Нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде —

влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан…».

То есть в административном законодательстве установлена четкая норма предусматривающая административную ответственность за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, в виде штрафных санкций которые будут накладываться решением суда по результатам рассмотрения материалов административного дела в размере от 510 гривен до 1700 гривен. А в случае повторного привлечения за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения штрафные санкции составят от 1700 гривен до 5100 гривен.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Аттестация рабочих мест является обязательной только при наличии вредных и опасных условий. Во всех остальных случаях это право работодателя, а не обязанность. Однако проводить аттестацию рекомендуется в любом случае, поскольку:

1) работодатель не обладает специальными знаниями для самостоятельного определения вредности и опасности условий труда;

2) не проведение аттестации рабочих мест может привести к штрафам, приостановлению работы предприятия до устранения нарушений в сфере охраны труда и уголовной ответственности (сайт Управления Гоструда в Хмельницкой области).

avers3.com

Аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда: различия

Статья дает ответ на вопрос, чем отличается СОУТ от аттестации рабочих мест.

Что применяется сейчас: аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда? Специальная оценка условий труда (СОУТ) внедрена с 2014 года на замену аттестации рабочих мест (АРМ). Чем отличаются два понятия, рассмотрим ниже.

Что такое СОУТ

Cпециальная оценка — совокупность мер по обнаружению отрицательных трудовых факторов, изучению их влияния на персонал.

Итоги спецоценки применяют для:

  • присвоения ставок страховых взносов;
  • подсчета компенсационных выплат трудящимся;
  • планирования профпроверок, закупок СИЗ.

Подробно спецоценка труда описана в обзоре «Что такое СОУТ», перечень этапов — в материале «Проведение СОУТ».

Что такое аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест обнаруживает негативные составляющие окружающей среды и прочие факторы рабочих мест, их соответствие нормам охраны труда. При выявлении опасных условий работодатель устраняет их.

АРМ дает полную картину на рабочих местах. Ее цели:

  1. Выяснить степень отрицательного воздействия на персонал.
  2. Выявить влияние технологических операций на здоровье трудящихся.
  3. Выяснить уровень травматизма.
  4. Обнаружить потребности трудящихся в спецодежде.

Разница между АРМ и СОУТ

В 2014 году внедрен закон №426-ФЗ. По императиву спецоценку совершают однократно в пятилетний интервал и завершают в последний день года. Выполненная АРМ годна 5 лет. Аттестация рабочих мест и СОУТ: в чем разница? Спецоценку условий труда организуют в целях:

  • смягчения негативных факторов;
  • уведомления служащих о негативных факторов;
  • медосмотров персонала;
  • выплат компенсационного характера персоналу компаний.

Чем отличается СОУТ от аттестации рабочих мест? Спецоценка от АРМ отличается идентификацией. Идентификация — это сопоставление и установление совпадения факторов рабочих мест производственной среды и трудового процесса с классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.

Если вредные трудовые условия рабочей среды не найдены, то фирма заполняет и отправляет в государственную трудовую инспекцию декларацию. Срок ее годности — пять лет. Отрицательно влияющие на трудящихся факторы измеряют. На основе выявленных негативных факторов выделяют классы согласно трудовым условиям.

Причины замены

Разница между спецоценкой условий труда и аттестацией рабочих мест в следующем. Аттестация рабочих процессов предоставляла оценку производства. Часто фиксировали случаи, когда фирма специально скрывала негативные факторы либо сознательно завышала их. Спецоценка выявляет отрицательно влияющие факторы. Отрицательные факторы производства анализируют. По заключениям комиссии, согласно выявленным негативным факторам, присваивают дополнительные страховые тарифы в пенсионный фонд. Рабочие места трудящихся описывают в декларации, выделяя классы опасности.

Информацию о здоровье персонала, полученную в ходе спецоценки, сотрудники трудовой инспекции соберут, обобщат и передадут на хранение в электронную базу. Законодательно закреплен обязательный контроль выводов, сделанных после оценки.

Процесс профподготовки экспертов занимает 72 часа, Министерством труда внедрена переаттестация. Оно выдает удостоверение на спецоценку. Информация хранится в базе данных фирм-оценщиков на сайте Минтруда.

Откорректирован состав комиссии по спецоценке. В нее включали сотрудника работодателя, сотрудника по охране труда, профсоюза и фирмы-эксперта. Комиссия СОУТ имеет прежний состав, исключая эксперта-оценщика.

Различия между аттестацией рабочих мест и специальной оценкой условий труда заключаются в подходе к обследованию рабочих мест. В ходе АРМ обследовали работников, исключая персонал, работающий за ПК меньше 50% смены. В ходе СОУТ места трудящихся оценивают, исключая лиц, работающих на дому, трудящихся вне офиса фирмы. СОУТ устраивают один раз в пять лет, исключая фирмы, получившие положительное заключение в ходе СОУТ.

Последствия замены аттестации на спецоценку

Ранее для гарантии безопасности трудящихся применяли АРМ. Сегодня внедрена спецоценка. Это схема процедур, устанавливающая опасные условия производства, их действие на работника.

Цель спецоценки — создание безопасных условий труда. Согласно выводам оценки рассчитывают доп. тарифы страховых взносов лиц, занятых на вредных работах.

nalogobzor.info

Похожие записи

Вам будет интересно

Шлакоблочный: Ошибка 404. Страница не найдена

Экономическая прибыль бухгалтерская прибыль явные издержки – Понятие экономической и бухгалтерской прибыли

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко