В какую эпоху начинается профессиональная специализация – Вы точно человек?

Конспект по дисциплине «Введение в профессию:общие компетенции профессионала» на тему: «Профессиональная деятельность»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

По дисциплине: Введение в профессию: общие компетенции профессионала

ТЕМА: Сущность профессиональной деятельности в рамках специальности

ТИП УРОКА: Практическое занятие

ВИД УРОКА: Практическое занятие с применением презентации.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные

1. Дать представление о профессиональной деятельности и специальности

2. Закрепить навык постановки цели и задач профессиональной деятельности, формулирования их разными способами.

Развивающие

1. Развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы через классификацию и систематизацию изучаемого материала.

2. Развивать самостоятельность студентов через практические задания.

Воспитательные

  1. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в группах.

  2. Формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

  3. Создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства.

Профессиональные

1. Сформировать профессиональные навыки для сопоставления информации с реальной ситуацией.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: практическое занятие с применением компьютерной презентации; беседа с целью углубления формирования трудовых и профессиональных компетенций.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактические материалы, таблицы, тесты, презентация.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Связь прошлых тем с новой темой

Введение в новую тему

Изложение нового материала

Объяснение понятий

40

5

Первичное закрепление

Выполнение практических заданий

20

6

Подведение итогов урока

Обобщение и систематизирование знаний и умений

10

7

Оглашение домашнего задания

Закрепить изученный материал

5

Ход урока

Дидактическая и хронологическая структура занятия

связь новой темы с предыдущей,

введение в новую тему

15

5

Формирование новых знаний и способов действий

озвучить новую тему, изложение нового материала, объяснение новых понятий

25

6

Применение новых знаний и способов действий

закрепление, подведение итогов

закрепление изученного материала

23

7

Домашнее задание

задать домашнее задание

попрощаться

попрощаться

2

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:

Сущность профессиональной деятельности в рамках специальности

Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют 

деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд.

Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой, основной деятельности человека.

Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

Профессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.

Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего, зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт.

Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).

Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда и люди выполняли различную работу. Каждый умел делать всё «понемногу», а в результате «как следует» не умел делать ничего. Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.

В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.

Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.

Разделение труда — специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности. ее дифференциация по социальным функциям.

В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т.д.). Первоначальное распределение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесло, торговля. На заре рабовладельческого строя умственный труд отделился от физического, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую деятельность, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

Следующим этапом разделения труда стала мануфактура. Сначала были ремесленники — универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т.д.). Затем ремесла стати дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строю согласованных друг с другом. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.

Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Специализация труда представляет собой необходимый момент трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с разными предметами, использует различные орудия и приемы труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.

Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины. Разделение и специализация труда привели к «разделению» самого человека, расчленению его жизнедеятельности, т. е. к выделению в качестве самостоятельных, пожизненно закрепленных за человеком функций тех сторон деятельности, которые только в единстве составляют ее содержание. В результате этого каждый индивид замыкается в сфере узкоспециализированной деятельности и становится «частичным» человеком.

В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.

Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.

В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:

Умственный труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

Физический труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

Отраслевая специализация — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).

Предметная специализация — это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).

Функциональная специализация — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

Профессиональная специализация — дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационная специализация — создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).

ВОПРОСЫ:

  1. В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?

  2. К чему приводит разделение труда?

  3. Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда людей.

  4. В чем заключается сущность разделения труда?

  5. Что следует понимать под формой разделения груда?

  6. Раскройте современные формы разделения профессионального труда людей.

  7. Что такое профессиональная деятельность? Чем она отличается от непрофессиональной?

  8. Каковы функции профессиональной деятельности?

  9. Как можно определить цель и задачи профессиональной деятельности?

  10. Что обеспечивает успех профессиональной деятельности человека?

infourok.ru

Разработка урока по теме «Профессия. Специальность. Классификация профессий». Модуль «Мир профессий». Предпрофильная подготовка (8–9-е классы)

Комментарии автора

Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от обучающихся знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора обучающихся в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности.

Основой для формирования у обучающихся умения анализа профессиональной деятельности на уроке может стать системная профессиограмма, включающая в себя два понятия:

Профессиограмма – как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Психограмма – как характеристика профессионально важных качеств (ПВК) человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

Изучение профессиограмм в образовательном процессе подчиняется как потребностям определенной группы обучающихся, в опоре на результаты изучения их индивидуального профессионально-личностного потенциала, так и классификации типов профессий.

Критериями сформированности умений анализа профессиональной деятельности являются:

Умение выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий.

Умение составлять описание профессий, раскрывать ее специфику и давать краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, составлять профессиограмму профессии.

Умение соотносить данные анализа профессиональной деятельности, знаний о рынке труда, со знаниями о собственных психологических и физиологических возможностях и их применении в условиях той или иной профессиональной деятельности.

Таким образом, для того, чтобы в результате освоения учебного модуля “Мир профессий” обучающиеся смогли грамотно осуществлять анализ профессиональной деятельности, необходимо не простое знакомство с профессиограммой как характеристикой профессии, а поэтапное, из урока в урок, изучение ее структуры, содержания, понятий. Использование технологии построения модуля по принципу “тема в теме” позволяет не только решать задачи курса, реализовывать принцип преемственности знаний при организации учебного процесса, но и максимально увеличить эффективность восприятия обучающимися важного, с точки зрения их профессионального самоопределения, материала.

Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.
  • Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
  • Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Обучающиеся должны знать:

  • Понятия “профессия”, “специальность”, “специализация”, “должность”, “профессиональный путь”.
  • Классификацию профессий.
  • Критерии анализа профессий.

Обучающиеся должны уметь:

  • Оперировать понятиями по теме урока.
  • Проводить анализ профессии на основе классификации профессий.

Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.

Оборудование:

  • таблица “Классификация профессий”;
  • раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;
  • иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;
  • бланки опросника для обучающихся;
  • эпиграфы на доске
    • “Начало – более чем половина всего”. Аристотель;
    • “Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого”. Дж. Каннинг.

Межпредметные связи: история, обществоведение.

Ход занятия

1. Организационный этап.

Вступительное слово педагога

Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность — одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.

Выбор профессии — твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

Формулировка темы и целей и задач урока

Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.

2. Этап изучения нового материала

На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.

Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику:

Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.

План анализа профессии.

Название профессии, специальности.

История профессии.

Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

4. Специальности.

5. Уровень базовых знаний.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

Медицинские противопоказания.

Родственные профессии.

Область применения.

Пути получения профессии.

Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, в особенностях построения профессиограммы.

Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.

Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

Профессия — это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Профессия — это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Специализация — это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

Например:

  • профессия — врач, специальность — хирург, специализация — нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
  • профессия — машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация — машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

Должность — это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности.

Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц “Классификация профессий”):

Классификация профессий:

  • по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;
  • по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;
  • по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.

Или другая классификация типов профессий:

  • по предмету труда: “Человек — Природа”, “Человек — Техника”, “Человек — Человек”, “Человек — Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”;
  • по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;
  • по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;
  • по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;
  • по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;
  • по ответственности в труде: моральная, материальная.

В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать — цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам.

Обучающиеся работают с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий “водитель”, “менеджер”, “следователь”.

Классификация профессий

Группы профессий по условиям труда

Б — бытовые условия труда. О — труд на открытом воздухе.

Н — необычные условия труда. М - морально-ответственные условия труда.

Отделы профессий по орудиям труда

Р — ручные орудия труда. М — машинно-ручные орудия труда.

А — автоматизированные орудия труда. Ф - функциональные орудия труда.

Классы профессий по цели труда

Г - гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать).

П — преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить). И — изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).

Типы профессий по предмету труда

Ч-П - “Человек — Природа”, Ч-Т — “Человек - Техника”, Ч-Ч — “Человек — Человек”,

Ч-ЗС — “Человек — Знаковая система”, Ч-ХО — “Человек — Художественный образ”

Эту схему можно рассматривать и как “лестницу”, по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда).

3. Этап закрепления нового материала

Чтобы закрепить изученный материал, выполним несколько практических заданий. Для начала каждому из вас необходимо определить, что уже сделано для выбора подходящей профессии. Для этого вам предлагается маленький и совсем несложный тест.

Практическое задание 1: Тест “Готов ли ты к выбору профессии?”.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста, поставив в соответствующей графе таблицы “да” или “нет”.

После выполнения теста результаты обрабатываются обучающимися под руководством педагога, и проводится обсуждение полученных результатов.

Практическое задание 2: Соотнесение понятий и категорий.

1). Обучающимся предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка.

Учитель диктует слова вразбивку, обучающиеся самостоятельно их классифицируют и записывают в 4 столбика. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение.

Профессии Специальности Специализации Должности
врач

преподаватель

медсестра

агроном

бухгалтер

педиатр

учитель начальных классов

автослесарь

продавец непродовольственных товаров

инженер-конструктор

семейный доктор

слесарь по ремонту радиоаппаратуры

продавец бакалейного отдела

главврач

вахтер

директор фирмы

сторож

завуч

дворник

2). Распределите приведенные в предыдущей таблице слова по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда.

Преобладает умственный труд Преобладает физический труд

Работы сдаются педагогу, оценки объявляются на следующем уроке.

4. Этап подведения итогов

Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:

  • Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
  • Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
  • Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?

Заключительное слово педагога

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.

Домашнее задание

Подготовить анализ не менее трех профессий родственников иди соседей по типу задания “Соотнесение понятий и категорий”.

urok.1sept.ru

рейтинг специальностей на рынке труда, какую профессию выбрать?

Каждый год тысячи российских выпускников школ решают вопрос, какую профессию выбрать. Хорошо, когда у человека есть определенное призвание, и он буквально с детства знает, что станет, например, музыкантом или спортсменом. Но ведь таких случаев единицы, и большинство абитуриентов выбирают специальность, исходя из ее престижности и востребованности на рынке труда. Так как же определиться с профессией представителям нового поколения?

В нашем обзоре пойдет речь об отраслевой и профессиональной структуре российской занятости и о том, какие профессии пользуются спросом сейчас, а какие станут востребованными в недалеком будущем.

Отраслевая и профессиональная структура российской занятости

С конца 90-х годов прошлого века вместе с кардинальными изменениями в российской экономике стала стремительно меняться и структура профессиональной занятости населения. За прошедшие годы распределение работников между основными отраслями и профессиями изменилось существенным образом, причем это характерно как для спроса, так и для предложения рабочей силы. Самые крупные потери в эти годы испытало сельское хозяйство, где численность работающих сократилась практически на треть. Большие потери понесли обрабатывающая промышленность (-20%), образование (-8%) и добыча полезных ископаемых (-4%)[1]. Остальным отраслям удалось сохранить количество занятых работников на прежнем уровне или даже увеличить его. Главными поставщиками рабочих мест стали сфера финансов (+100%), торговля (+44%), гостиничное хозяйство (+34%), строительство и деловые услуги (по +31%), государственное управление (+21%)[2]. Примерно на 5–10% выросло и количество работающих на транспорте, а также в сфере коммунальных и прочих услуг.

За довольно короткий срок отечественная отраслевая структура занятости приобрела совершенно новый вид. Обрабатывающие производства уступили свое лидерство в качестве самого крупного сектора экономики, доля занятых в них сократилась, а первое место заняла торговля. Интересно, что столь активный отраслевой «передел» обошелся без заметного роста безработицы. Рабочая сила, которая высвобождалась под влиянием технологических и социальных сдвигов из одних секторов экономики, весьма успешно находила свое применение в других.

В целом за 15 последних лет доля первичного сектора экономики (сельское хозяйство и рыболовство) сократилась с 14,1% до 9,4%, вторичного (промышленность и строительство) с 30,4% до 27%, а третичного (сфера услуг) наоборот, выросла с 55,5% до 63,6%.

На заметку
Россия уже не может быть отнесена к числу сверхиндустриальных держав, какой она была до начала перехода экономики на рыночный путь. С точки зрения распределения рабочей силы по отраслям, доминирующим сектором экономики России сегодня является сфера услуг.

Общая численность работающих увеличилась с 2000 года на 11,1%[3]. Львиная доля этого прироста пришлась на докризисный период, завершившийся в 2008 году. С этого момента занятость остается практически неизменной. Что касается профессиональной структуры занятости, то за это время больше всего увеличилось количество руководителей — практически в два с лишним раза — с 4,4% до 8,6%, специалистов высшей квалификации — с 15,6% до 20,4%, работников сферы обслуживания — с 11,8% до 14,5%. Квалифицированных рабочих при этом стало меньше на 10%, неквалифицированных — на 20%, а работников сельского хозяйства — почти на 40%[4].

В итоге доля работников высоких профессиональных квалификаций составила 62% от общего количества занятых, а доля низкоквалифицированных работников — всего лишь 38%[5]. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы эта тенденция сохранится.

Топ-10 самых востребованных профессий на сегодня

Еще лет десять назад среди специалистов возникла обеспокоенность по поводу дисбаланса на рынках образовательных услуг и труда. Из 1,2 миллиона выпускников высших ученых заведений около 40% составляли экономисты и юристы, при этом экономика испытывала недостаток в технологах, инженерах, химиках, биологах. Такая ситуация сохраняется и на сегодняшний день. Многие выпускники, имея неверное представление о востребованности той или иной профессии на рынке труда или под давлением родителей, выбирают престижные, на их взгляд, профессии менеджера или юриста. Однако найти работу после получения диплома многие из них не могут, поскольку рынок давно уже перенасыщен специалистами такого рода. По мнению аналитиков портала «Работа@Mail.ru», на сегодняшний день в стране явный преизбыток психологов, дизайнеров, экономистов, управленцев и дефицит врачей, учителей, инженеров и агрономов.

Возможно, при выборе будущей профессии стоит более внимательно проанализировать ее перспективы на рынке. В 2018 году топ-5 профессий для специалистов с высшим образованием выглядит следующим образом[6]:

  • Специалист информационных технологий. Глобальная компьютеризация, ведущая к необходимости создания качественного программного обеспечения, его тестирования и оптимизации, регулярного обслуживания серверов, разработке программ для борьбы с хищением конфиденциальной информации приводит к тому, что специалисты в сфере IT становятся чуть ли не самыми востребованными.
  • Инженер. Из-за санкций экономика России вынуждена развивать собственное производство в самых разных областях — от пищевой промышленности до тяжелого машиностроения. Поэтому и крупные, и небольшие производственные компании и предприятия все активнее приглашают на работу инженеров. По прогнозам аналитиков, спрос на таких специалистов в ближайшие годы будет только расти.
  • Маркетолог-аналитик. На востребованность этой профессии также оказали влияние антироссийские санкции. Желая получать прибыль в непростых условиях экономической нестабильности, торговые компании вынуждены все чаще разрабатывать собственную маркетинговую стратегию, основываясь на анализе текущей ситуации.
  • Сотрудники социальной сферы. В последние десятилетия по причине низкого уровня заработной платы происходит отток молодых специалистов из школ, детских садов, медучреждений. В связи с этим на сегодня наблюдается большое количество вакансий, которые необходимо закрыть.
  • Переводчик. Требования к качеству перевода с иностранных языков постоянно растут. Поэтому людей, имевших отличные оценки по иностранному в вузах, много, а места переводчиков остаются вакантными. Серьезное изучение иностранного языка — реальный шанс трудоустроиться.

Важно!
В 2018 году в России рискуют остаться без трудоустройства бухгалтеры, продавцы, кассиры[7]. Это связано с автоматизацией труда и сокращением штатов. Поэтому лучше всего выбирать такое образование, которое не сузит возможности на рынке труда, а, наоборот, позволит вовремя перестроиться.

Какие специальности будут востребованы в будущем?

Из-за непрерывных изменений в экономике меняется рынок труда, и те профессии, которые казались востребованными еще пять лет назад, в будущем могут оказаться практически ненужными. Точно предсказать, какие именно специальности станут самыми популярными, очень сложно. Например, в 2005 году аналитики заявляли, что через 10 лет в топ востребованных войдут такие профессии, как специалист в области нанотехнологий и космический работник. Десять лет прошли, но на сайтах по поиску работы такие вакансии по-прежнему отсутствуют.

В «Сколково» выпустили очень интересное издание — «Атлас новых профессий», который поможет студентам и их родителям выбрать самую подходящую специальность и при этом быть востребованными на рынке труда. В этом проекте приняли участие почти 2500 экспертов как из России, так и из-за рубежа. Ими были спрогнозированы востребованные профессии по 19 отраслям экономики. Вот несколько профессий из этого атласа, которые появятся на рынке труда до 2020 года:

  • Переводчики между поколениями. Это люди, которые будут помогать создавать коммуникацию между представителями разных поколений. Проблема «отцов и детей» существовала всегда, в последние годы она обострилась, а в будущем, по мнению Тахира Базарова, станет острой настолько, что необходимы будут специальные переводчики, которые будут помогать общаться, вести переговоры по самым различным поводам. Готовить их будут на факультетах социологии, психологии и в вузах, занимающихся подготовкой специалистов для массмедиа.
  • Сити-фермер. Незаменимая профессия в условиях недостатка земель для выращивания овощей и фруктов. Она предполагает обустройство и обслуживание агропромышленных комплексов на стенах и крышах небоскребов. Уже и сейчас в японских и американских мегаполисах существуют сады на крышах.
  • Биотехнолог. По прогнозам, лет через пять биотехнологи будут востребованы практически везде. Такие специалисты будут заниматься заменой имеющихся небиотехнологических решений продуктами биотехнологии. Например, вместо дизельного топлива — биотопливо, строительные биоматериалы вместо привычных бетона и цемента. Одна из уже существующих разработок в этой сфере — биобетон, представляющий собой симбиоз бетонной смеси и семян растений. Правда, подобные предсказания можно было услышать и в 90-х годах прошлого века, но взрывного спроса на биотехнологов как не было, так и нет.
  • Урбанист-эколог. Специализируется в области строительства, энергетики и контроля за состоянием окружающей среды. Этот прогноз звучит разумно в связи с постоянным ужесточением экологических стандартов во всем мире.
  • Лидер сетевых коммуникаций. На сегодня этой профессией фактически заняты уже сотни людей. В интернете существуют тысячи форумов, сообществ, экспертных групп. Чтобы они работали эффективно, необходимы профессиональные модераторы, которых надо готовить. Заниматься этим могут факультеты PR.

Через 10–50 лет, по мнению авторов «Атласа новых профессий», востребованы будут еще более неожиданные специальности:

  • ГМО-агроном. Несмотря на всеобщую борьбу с генномодифицированными продуктами, рано или поздно они все же станут обычным явлением. Натуральные продукты останутся роскошью, производством которых будут заниматься только небольшие фермерские хозяйства и поклонники здорового образа жизни. Возникнет потребность в ГМО-агрономах, специалистах, которые будут заниматься генной модификацией сельскохозяйственной продукции, используя новейшие достижения биотехнологии.
  • Биоэтик. Специалист, обязанный следить за соблюдением этических норм при трансплантации и биомоделировании органов. Возможно, появится целая отрасль законодательства, занимающаяся проблемами в этой сфере.
  • Оператор медицинских роботов. Уже сейчас с помощью высокоточных медицинских роботов проводятся сложнейшие хирургические операции. В будущем возникнет необходимость в специалистах, имеющих глубокие познания как в медицине, так и в IT-технологиях, способных управлять такими роботами.
  • Психиатр-специалист по информационному «перегреву». Поток информации, которую получает человек ежедневно, в дальнейшем будет только увеличиваться. Последствиями этого может стать эмоциональная перегрузка, ведущая к стрессу и неврозам. К тому же не все умеют отфильтровывать ненужную информацию, поэтому потребуются специалисты, которые будут помогать людям сохранить психическое здоровье в условиях непрерывного и противоречивого информационного потока.
  • Архитектор живых систем. Специалист по проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием микроорганизмов и генетически модицифицированных организмов. Он будет востребован в городах для расчета мощности биореакторов, разработки проектов городских ферм и системы переработки мусора.

Одновременно с появлением новых специальностей, возможно, исчезнут те, которые сейчас являются на рынке труда самыми обычными и нужными. Например, такую печальную судьбу специалисты предрекают для провизоров, библиотекарей и еще целого ряда профессий. Но не стоит слишком уж доверять прогнозам.

Так или иначе, все прогнозы и рейтинги — вещь весьма относительная и при выборе будущей специальности ориентироваться на них не стоит. Не нужно и поддаваться на уговоры родителей или знакомых, лучше всего следовать собственным интересам и предпочтениям. А еще надежнее — выбирать максимально гибкие образовательные программы, дающие возможность работать по специальности как в России, так и за рубежом.

aif.ru

Личностная специализация — Психологос

Личностная специализация — заточенность личности под определенный круг задач, где она достигнет максимальных результатов.

Когда-то к личностной специализации подталкивает жизнь: когда страна требует шахтеров, молодые люди спускаются под землю; когда востребованы бухгалтеры, дети шахтеров идут учиться дебету и кредиту. Бывает, что личностная специализация растет из самого человека против любых внешних обстоятельств: если мальчик слышит звуки и мелодии, он будет писать музыку, потому что этим дышит его душа. Может быть, что человек просто принимает решение и становится, например, полицейским со всеми вытекающими из этого личностными последствиями.

Так или иначе, каждая личность постепенно «затачивается» под определенный круг задач, где она будет способна достигать лучших для определенного человека результатов. Очевидно, что любая специализация имеет и отрицательные последствия. «Специалист подобен флюсу, его таланты односторонни»: спринтер не готовился для поднятия штанги, а штангист не покажет выдающихся результатов в синхронном плавании.

Теоретически личность может быть универсальной. Практически, чтобы быть «на уровне», люди выбирают ту или иную личностную специализацию. Смотри Стержневые направления жизни

Базовые специализации личности

Три основные специализации, которые могут стать вашим проектом и из которых вы можете выбирать, это:

Отличаются эти личностные направленности в первую очередь разными ценностями, достаточно специфическими убеждениями и разным набором умений и навыков. У тех, кто стремится к самоактуализации — свой, типовой набор убеждений и свои привычные умения, которые часто называются для простоты чертами. У тех, кому важнее всего межличностная гармония — другие убеждения и другие черты, особенности и умения. У деловых — свой набор деловых убеждений и деловых навыков.

Вы можете познакомиться с типовыми списками и примерить к себе: сейчас я ближе к этому типу, к этой личностной специализации. А на будущее хотел бы добавить себе специализацию такую…

Меры предосторожности: успешное добавление новой специализации обычно завершается тем, что новая специализация вытесняет старую…

www.psychologos.ru

Похожие записи

Вам будет интересно

Ликвидность организации: Что такое ликвидность

Безвозмездная передача доли в ооо третьему лицу: Доступ закрыт

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко