Курсы повышения квалификации и профессиональный стандарт: виды и формы
Для настоящего специалиста своего дела освоение новых нюансов и технологий в профессии – это вечный, непрекращающийся процесс. В связи с тем, что совершенствуется техника, меняются стандарты качества, да и само общество не стоит на месте, образование многих специалистов достаточно быстро становится неэффективным или неактуальным. Например, внедрение инклюзивного образования приводит к тому, что педагоги должны осваивать технологии преподавания для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Именно для этих целей и создаются курсы повышения квалификации. При помощи данного типа дополнительного образования специалисты имеют возможность не только расширить свои профессиональные познания, но и получить новые. При этом чаще всего вопрос о прохождении подобных курсов – каждый специалист решает индивидуально. Хотя существует ряд профессий, где систематическое повышение уровня образования – это обязательное условие для продолжения трудовой деятельности.
К этой категории можно отнести представителей следующих профессий:
- медицинские работники;
- педагогические работники;
- государственные служащие;
- работники железнодорожного транспорта.
Получение удостоверения о повышении квалификации также является дополнительным стимулом для продвижения по карьерной лестнице. Специалисты, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации имеют право также претендовать на более высокий уровень заработной платы.
Формы повышения квалификации
На сегодняшний день есть большое число организаций, которые реализуют дополнительное образование. В связи с этим число форматов достаточно большое, поэтому каждый желающий может наиболее удобную для себя форму.
Следует выделить следующие виды повышения квалификации:
- на базе высших образовательных учреждений;
- образовательные программы, продолжительность которых не превышает двадцати часов;
- исследовательские или научные проекты, проводимые при участии зарубежных специалистов;
- дистанционные образовательные программы.
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации сегодня возможно осуществлять в различных форматах, которые будут отвечать нуждам и ресурсам слушателя. Так, программы дополнительного образования могут иметь следующие разновидности:
- краткосрочные курсы, максимальная продолжительность которых составляет 72 часа, а в их основу обычно закладывают узкопрофильные вопросы;
- длительные курсы могут иметь срок более 100 часов. При этом они предлагают к рассмотрению целый пласт актуальных вопросов в отрасли;
- узконаправленные курсы, которые имеют продолжительность от 72 до 100 часов. А глубина освещенных вопросов зависит от их продолжительности.
Законодательство в отношении повышения квалификации
Вопросы, связанные с необходимостью проходить курсы повышения квалификации, описаны в 196 статье Трудового кодекса.
В первой части статьи прописываются ситуации, когда повышение квалификации или профессиональная переподготовка зависит от решения работодателя. Вторая часть прописывает условия и порядок прохождения обучения, которые приняты в организации.
В третьей части указано, что работодатель имеет право составить внутренний документ, где пропишет представители каких профессий и в какие сроки должны проходить обучение. Четвертая же часть описывает профессии, где регулярное повышение квалификации – обязательное условие для дальнейшей работы.
Профессиональный стандарт и курсы повышения квалификации
Для каждого специалиста в той или иной области выработан перечень определенных требований, которым он должен соответствовать для того, чтобы занимать соответствующую должность. Сегодня этот перечень компетенций и навыков принято называть профессиональным стандартом.
Иными словами, профстандарт – это перечень квалификационных характеристик, которым должен следовать специалист, чтобы отвечать современным запросам. С 1 июля 2016 года все работодатели при приеме на работу нового сотрудника должны ориентироваться на действующие профстандарты.
Самым ярким примером можно считать профессиональные стандарты в медицине. Так, врачам каждые пять лет необходимо проходить курсы повышения квалификации по своей специальности. По итогу сертификационного цикла медицинские специалисты получают медицинский сертификат, который предоставляет право ведения медицинской деятельности по указанному в нем профилю.
Популярные статьи в категории:
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеруОпределение и повышение квалификации работника согласно законодательству


Квалификация работника — это уровень его подготовленности к профессиональной деятельности. Трудовой кодекс определяет термин «квалификация работника» как уровень профессиональных знаний, навыков и умений работника, подтвержденный документами об образовании.
Содержание статьи[развернуть]
Что дает работодателю повышение квалификации работников
Основная цель мероприятий по профессиональной подготовке сотрудников — улучшение теоретических знаний и практических умений в рамках профессии.
Повышение квалификации персонала имеет следующие преимущества:
- Применение новейших технологий. Многие организации имеют возможность внедрить в производство новую технику. Но она часто не используется, так как в компании нет сотрудников, способных работать с ней (см. Внедрение CRM-системы для увеличения прибыли компании).
- Квалификация работника характеризуется продуктивностью его работы. Ее повышение позволит удовлетворить потребности клиентов и повысить конкурентоспособность организации.
- Выявление профессионалов, которые могут занять руководящую должность. В ходе обучения наилучшим образом проявляют себя люди, имеющие лидерские качества и способности к руководству.
- Способность быстро реагировать на изменение рынка. Высококвалифицированные сотрудники могут быстро реагировать на изменение потребностей клиентов.
- Опытные специалисты могут выполнять различные задачи и улучшить производительность организации (см. Сколько стоит повышение производительности труда?).
- Гарантированная занятость сотрудников.
- Забота руководства о сотрудниках стимулирует их к улучшению производительности.
Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?
Уровень квалификации руководящего персонала, специалистов и служащих определяется их опытом и образованием:
- Специалисты наивысшей квалификации имеют ученые звания и степени.
- Высшей квалификации — высшее образование и опыт.
- Средней квалификации — среднее или средне-специальное образование.
- Специалисты — практики не имеют специального образования, но занимают должности специалистов и руководителей.
Уровень квалификации работников производства определяется разрядами. Они присваиваются в зависимости от профессиональной подготовки.
- Неквалифицированные рабочие не проходят специальную подготовку. Они заняты на обслуживающих и вспомогательных работах.
- Малоквалифицированные рабочие проходили подготовку в течение нескольких недель. Они выполняют несложную работу.
- Квалифицированные рабочие учатся несколько лет и имеют опыт работы. Они выполняют сложные строительные, ремонтные и прочие работы.
- Высококвалифицированные рабочие проходят подготовку более 2 лет и обладают большим практическим опытом. Они работают со сложным оборудованием и выполняют ответственную работу.
Интересный факт: Оценка профессиональных качеств работников осуществляется с учётом их вклада в развитие организации при выполнении должностных обязанностей.
Цели повышения квалификации для работодателя и персонала

Профессиональная подготовка подразумевает не только обучение на рабочем месте или в учебном заведении, но и обмен знаниями, самообразование, чтение специализированной литературы.
Цели повышения квалификации:
- улучшение конкурентоспособности организации;
- повышение способностей сотрудников адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка;
- улучшение профессиональных навыков работников, их компетентности;
- возможность для сотрудника построить карьеру;
- улучшение взаимопонимания между сотрудниками и руководством организации;
- повышение приверженности сотрудников своей компании, что позволяет снизить текучесть кадров.
Обязательное повышение квалификации согласно закону
Для некоторых профессий законодательством предусмотрено обязательное повышение квалификации. Организация повышения квалификации работников возлагается на работодателя. Отправляя работника на обучение, он обязан сохранить его рабочее место, освободить от должностных обязанностей на период подготовки и выплатить среднюю заработную плату за этот период.
Обязательное повышение квалификации проходят:
- медицинские работники;
- педагоги;
- работники железнодорожного транспорта, если их деятельность связана с движением поездов;
- водители автомобильного и городского электрического транспорта;
- охранники.
Виды повышения квалификации работников, их особенности
В зависимости от специфики организации, сложности производства, цели обучения и навыков сотрудников чаще выбирают один из данных видов повышения квалификации работников.
- Краткосрочная подготовка. Рассматриваются отдельные проблемы, возникающие на конкретном производстве. После завершения проводится зачет или экзамен.
- Тематические семинары. Рассматривают проблемные вопросы, возникающие в отрасли, регионе или на предприятии.
- Длительное обучение. Проходит в образовательном заведении и подразумевает углубленное изучение проблем, связанных с профессиональной деятельностью. После завершения проводится аттестация.
Информация о результатах обучения передаётся в отдел кадров.
Интересный факт: Как показывает практика, среди сотрудников, занимающих руководящие должности, не все имеют необходимую квалификацию для выполнения поставленных требований.
Где можно пройти профессиональную подготовку?
Согласно трудовому законодательству сотрудники могут обучаться в организации или в образовательном учреждении, прошедшем государственную аккредитацию. К таким учреждениям относят академии, курсы, институты, учебные центры.
Если обучение можно пройти без отрыва от производства, оно проводится на предприятии. Может проходить индивидуально или в группе.
Интересный факт: Если лицензия образовательного учреждения приостановлена после вступления в силу договора об оказании образовательных услуг, организация пострадает только в случае, если ей было известно об отсутствии лицензии.
Документальное сопровождение повышения квалификации
Повышение квалификации сотрудников оформляется следующими документами:
- Ученический договор, который является дополнением к трудовому. Он может заключаться как с действующим работником организации, так и с потенциальным.
- Программа подготовки и переподготовки кадров с указанием образовательного уровня и учреждения, в котором проводится подготовка.
- В соответствии с программой издаётся приказ о направлении сотрудника на обучение.
- Между организацией и учреждением, осуществляющим подготовку кадров, заключается договор.
- Документы, подтверждающие прохождение обучения: свидетельство, сертификат, диплом. Выдаются образовательным учреждением.
- Счёт фактура от учреждения, предоставляющего услугу.
- Документы, которые подтверждают оплату предоставленных услуг.
Какие есть различия между повышением квалификации и переподготовкой
Главная > О Центре > Публикации
- Сведения о каких видах дополнительного образования нужно вносить в трудовую книжку и личную карточку.
- Какие документы подтверждают повышение квалификации и переподготовку.
- Что такое краткосрочное повышение квалификации, стажировка, профессиональное обучение.
- Какие есть способы повышения квалификации сотрудников.
- Как часто нужно проводить повышение квалификации работников, в каких формах и как организовать обучение сотрудников.
1. Сведения о каких видах дополнительного образования нужно вносить в трудовую книжку и личную карточку.
Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Такое определение дано в п. 14 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее «Закон 273-ФЗ»).
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (п. 5 ст. 76 Закона 273-ФЗ).

Согласно пп. «б» п. 9 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (далее «Правила») в трудовую книжку при ее оформлении на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки) вносятся, в частности:
- образование,
- профессия,
- специальность.
Все записи о квалификации вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока (п. 10 Правил).
Также в трудовую книжку по месту работы вносятся сведения о дополнительном образовании с указанием соответствующих документов: о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров (пп. «б» п. 21 Правил).
В п. 3.1. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее «Инструкция») приводится порядок внесения этих записей.
Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками.
Изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в квалификационные справочники, штатное расписание организации, доводятся до сведения работников, после чего в их трудовые книжки на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя вносятся соответствующие изменения и дополнения.
Если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись.
Установление работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации отмечается в трудовой книжке с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации.
Например, слесарю-ремонтнику была установлена вторая профессия «Электрогазосварщик» с присвоением 3 разряда. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата установления второй профессии, в графе 3 делается запись: «Установлена вторая профессия «Электрогазосварщик» с присвоением 3 разряда», в графе 4 указывается соответствующее удостоверение, его номер и дата.

Личная карточка работника (унифицированная форма Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») При поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, заполняются работником кадровой службы на основании документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.
Раздел X личной карточки работника «Дополнительные сведения» заполняется для полноты учета сведений о сотрудниках, обучающихся в учебных заведениях и др.

Если во время работы в организации сотрудник повышал квалификацию (от 16 ак.ч. – п. 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», далее «Приказ №499»), то заполняется раздел V личной карточки работника.

Если во время работы в организации сотрудник прошел обучение по профессиональной переподготовке (свыше 250 ак. ч. – п. 12 Приказа №499), то заполняется раздел VI личной карточки работника.

2. Какие документы подтверждают повышение квалификации и переподготовку.
При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной подготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и/или дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.
Обучение завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (п. 14 ст. 76 Закона 273-ФЗ).
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации.

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.
Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.


При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и/или высшего образования удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (п.16 ст. 76 Закона 273-ФЗ).

3. Что такое стажировка.
Согласно п. 12 ст. 76 Закона 273-ФЗ дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей (п. 13 Приказа №499).
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержание дополнительных профессиональных программ.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения.
Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
- самостоятельная работа с учебными изданиями,
- приобретение профессиональных и организаторских навыков,
- изучение организации и технологии производства, работ,
- непосредственное участие в планировании работы организации,
- работа с технической, нормативной и другой документацией,
- выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера),
- участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
4. Какие есть формы и способы повышения квалификации сотрудников.
Формы и сроки повышения квалификации определяются образовательной программой и/или договором об образовании (п. 13 ст. 76 Закона 273-ФЗ).
Содержание программы повышения квалификации должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе (п. 8 Приказа №499).
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ (п. 17 Приказа №499):
- лекции,
- практические и семинарские занятия,
- лабораторные работы,
- круглые столы,
- мастер-классы,
- мастерские,
- деловые игры,
- ролевые игры,
- тренинги,
- семинары по обмену опытом,
- выездные занятия,
- консультации,
- выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы
- и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Если работник направляется на обучение с отрывом от производства, то в табеле учета рабочего времени проставляется код «ПК» или «ПМ» (повышение квалификации с отрывом от работы в другой местности).
5. Как часто нужно проводить повышение квалификации работников, в каких формах и как организовать обучение сотрудников
Согласно ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В некоторых случаях работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, например:
- сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
- медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)
- государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)
- педагогические работники (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
- работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»)
- водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Процедура направления работника на обучение представлена в схеме 5:

Если обучение происходит за счет работодателя, то в договор об обучении можно включить условие о возмещении затрат в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, установленного в договоре (ст. 249 ТК РФ). Работник обязуется возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (см. пример 5, п. 2.2.6 договора об обучении).
Пример 5. Договор об обучении работника (.pdf)
Пример 6. Приказ о направлении работника на обучение (.pdf)
09.06.2019
Ближайшие группыСортировать:по датепо возрастанию ценыпо убыванию ценыпо популярностипо новинкампо скидке
Главная > О Центре > Публикации
Что такое повышение квалификации?
Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Повышение квалификации подразделяется на три вида:
![]() |
Краткосрочное повышение квалификации
Объём занятий – не менее 72 часов. Документ об образовании – Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Краткосрочное повышение квалификации – это тематическое обучение по вопросам конкретного производства.Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат. |
![]() |
Тематические и проблемные семинары
Объём занятий – от 72 до 100 часов. Документ об образовании – Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Второй вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условия, – это тренинги, тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения. |
![]() |
Длительное повышение квалификации
Объём занятий – от 100 до 500 часов. Документ об образовании – Свидетельство о длительном повышении квалификации. Цель длительного повышения квалификации – углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на людей, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний. |
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости. Обучение может быть с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
В основном, программы повышения квалификации организуются по заявкам предприятий. Периодичность прохождения курсов устанавливают сами работодатели. Однако закон гласит, что курсы повышения квалификации должны проводиться не реже одного раза в 5 лет в течение всего трудового стажа работника.
Другие разделы ДПО:
Что такое профессиональная переподготовка?
Что такое стажировка?
Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих
Повышение квалификации инженеров
Вернуться в статью: Что такое дополнительное профессиональное образование?
Повышение квалификации: что такое и кому необходимо?
Во многих официальных документах, регулирующих отношения работника и работодателя, часто упоминается понятие повышение квалификации. Разберемся, что это означает и в каких случаях необходимо проходить повышение квалификации.
Повышение квалификации – что это?
В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.
Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.
Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.
Виды и варианты повышения квалификации
Чтобы освоить новые ступени профессии, сначала специалисту нужно выбрать какие и где проходить курсы повышения квалификации. В системе дополнительного профессионального образования выделяют три вида подобного обучения:
-
краткосрочное;
-
долгосрочное;
-
тематическое.
Главным отличием между ними является продолжительность образовательного процесса:
-
при краткосрочных курсах – 72 академических часа;
-
при тематических – от 72 до 100 часов;
-
при долгосрочных – больше 100 часов.
Первые два варианта предполагают, что после завершения обучения специалисты получат Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Если же проходить курсы, которые рассчитаны на больше, чем 100 часов, то специалист получает Свидетельство о длительном повышении квалификации.
Основное отличие здесь в том, что краткосрочное повышение квалификации нужно, чтобы устранить какой-то конкретный пробел в знаниях. Удостоверение краткосрочных курсов при этом, как правило, не позволяет претендовать на более высокую должность.
Долгосрочные курсы повышения квалификации дают право занимать руководящую должность или какую-либо иную. Особенно это актуально для специалистов, вступающих в СРО – саморегулируемые организации. К таковым относятся, например, юристы, аудиторы, бухгалтеры и т.д. Поэтому руководители организаций-участников СРО обязаны раз в три или пять лет отправлять своих сотрудников на повышение квалификации и проходить его сами.
Виды повышения квалификации
Если же говорить о формах обучения, то на сегодняшний день вариантов достаточно много:
-
очная;
-
очно-заочная;
-
заочная.
Занятия могут проходить:
- в дневное время;
-
в вечернее время;
-
по выходным;
-
с использованием конференц-связи или дистанционных технологий.
Обязательно ли повышение квалификации?
Суть курсов повышения квалификации в том, чтобы работник мог подтвердить свой профессиональный уровень, либо подтянуть свои знания.
Для этого Министерство труда и занятости РФ внедрило профессиональные стандарты. Образно говоря, профстандарты – это свод предписаний, где перечислены все требования по подготовке специалиста, необходимой для работы образовательной базы, принципы и методики ведения трудовой деятельности.
Именно профессиональные стандарты предписывают проходить повышение квалификации. В России существует ряд профессий и специализаций, для которых эта процедура является обязательной. Все остальные специалисты могут проходить курсы повышения квалификации либо по желанию, либо в случае необходимости.
К специалистам, для которых повышение квалификации обязательно, относятся:
-
педагогические работники;
-
медицинские работники;
-
специалисты горной промышленности;
-
государственные гражданские служащие;
-
судьи и прокуроры.
По утвержденному профессиональному стандарту педагога любой учитель или воспитатель детского сада должен подтверждать свои знания не раз в пять лет, как другие специалисты, а каждые три года. Иными словами, документы о повышении квалификации имеют и сроки годности – три и пять лет, соответственно. Поэтому процедура повышения квалификации носит регулярный характер.
Кто может проводить повышение квалификации?
На сегодняшний день реализовывать дополнительное профессиональное образование, в рамках которого и осуществляется повышение квалификации, могут:
В России по закону этим могут заниматься и коммерческие, и государственные организации. Главным критерием является наличие у образовательного центра соответствующей лицензии, выданной Рособрнадзором или его региональными департаментами.
в чём разница / TeachMePlease
Клиенты TeachMePlease регулярно спрашивают, в чём различие между курсами профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Мы подготовили развёрнутый ответ, который поможет разобраться в назначении обоих форматов обучения и выбрать для себя подходящий.
Сходства форматов обучения
И переподготовка, и повышение квалификации относятся к дополнительному профессиональному образованию (далее ДПО), которое «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» в соответствии со ст.1 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».
Учиться на программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации могут люди с оконченным средним профессиональным или высшим образованием, а также те, кто находятся в процессе его получения. Правда, тем, кто только учится, документы об окончании курсов выдадут только после окончания основного образования и предъявления диплома. При поступлении на программы дополнительного профессионального образования, как правило, понадобятся следующие документы:
- копия паспорта;
- диплом о высшем образовании или о среднем профессиональном образовании.
Учебные программы ДПО должны быть составлены с учётом профессиональных стандартов, требований квалификационных справочников, федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.
На этом сходства переподготовки и повышения квалификации заканчиваются, так как данные программы преследуют разные цели, а соответственно имеют разные содержания и количество учебных часов. О различиях мы и поговорим далее.
Отличия программ повышения квалификации
В соответствии со статьёй 4 ФЗ-273 : «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации».
Повышение квалификации — это обучение именно в рамках вашей специальности. Это неотъемлемая часть непрерывного профессионального образования. Курсы по данному направлению необходимы для того, чтобы специалист успешно выполнял свои обязанности в соответствии с меняющимися требованиями, современными технологиями и подходами.
Специалисты в некоторых сферах, например, медицине, образовании, аудите — обязаны повышать квалификацию регулярно, что закреплено на законодательном уровне.
Любой специалист может попросить работодателя о прохождении курсов повышения квалификации за счёт организации, обосновав необходимость такого обучения.
Курс повышения квалификации не может быть менее 16 академических часов, максимальный срок длительности программ неограничен.
По окончании обучения выдаётся удостоверение о повышении квалификации.
Отличия программ профессиональной переподготовки
«Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» — ст.5 ФЗ-273.
Другими словами, окончив курс повышения квалификации, вы можете сменить профессию. Но в отличие от второго высшего образования профессию можно сменить либо в той области, где вы работаете сейчас, либо в той, что не требует базового профильного образования. Также профессиональная переподготовка необходима в случае длительного перерыва в работе по определённой специальности.
Например, специалист по медицинскому массажу обязательно должен иметь среднее профессиональное образование по специальности «Медицинский массаж». Если же специалист учился по одной из перечисленных программ среднего профессионального образования: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» или высшего образования: специалитет по «Лечебному делу» или «Педиатрии» — он может пройти курс профессиональной переподготовки по специальности «Медицинский массаж» и работать на должностях «Медицинская сестра по массажу», «Медицинский брат по массажу», «Массажист». Работники с любым другим базовым образованием не могут пройти курс переподготовки и претендовать на данные специальности.
Используйте единый квалификационный справочник и профессиональные стандарты, чтобы узнать, какое образование необходимо для работы по желаемой специальности. К слову, образовательные организации не должны принимать на обучение людей с основным образованием, которое не подходит для выбранной специальности. Для этого перед поступлением на курс должны проверить документы об образовании.
Обратите внимание, для профессиональной переподготовки установлен минимальный срок обучения — она не может длиться менее 250 академических часов. Максимальная длительность учёбы неограничена.
По окончании обучения и успешного прохождения аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного организацией образца.
Так могут существовать следующие варианты записей в документах:
- с наименованием квалификации;
- с наименованием квалификации и указанием нового вида профессиональной деятельности;
- с указанием нового вида профессиональной деятельности (в рамках имеющейся ранее квалификации).
Как видите, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки — это совершенно разные направления обучения, которые служат разным целям, и выбирать курс стоит именно в соответствии с вашими потребностями.
Сравните цены, программы и условия обучения на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации на TeachMePlease.
Основные преимущества повышения квалификации персонала
Чтобы в полной мере использовать умения и навыки, ваша организация должна обеспечить возможности для его развития и самосовершенствования, чтобы соответствовать технологическим и организационным изменениям. Существует четыре основные причины того, почему развитие и повышение квалификации персонала в настоящее время приобрело особенно большое значение:
- Век информации — быстрые технологические изменения.
- Изменения требований к рабочей силе.
- Недостаток навыков, особенно в высокотехнологичных и наукоемких областях.
- Постоянные организационные изменения.
1. Век информации
Век информации, то есть технологическая революция, основанная на развитии информационных технологий, сопровождается существенными изменениями в экономике и рабочих обязанностях. Мы перешли от промышленной системы изготовления и перемещения продукции к системе сервисного обслуживания и решения наукоемких задач.
Традиционные требования к рабочим и служащим изменились, возникли новые рабочие места, особенно в сфере обслуживания, телекоммуникации и сфере информационных технологий. Сейчас в Европе и Северной Америке примерно 70% рабочих мест предполагают умственный труд и менее 30% — физический, тогда как пятьдесят лет назад соотношение было обратным. Следовательно, готовность меняться, приспосабливаться становится важнейшим требованием к работнику.
По данным департамента труда США, среднестатистический американец, вступающий сейчас в ряды рабочей силы, будет не менее трех раз в течение своей трудовой деятельности менять ее вид. В сходных обстоятельствах находятся и трудовые ресурсы европейских стран, «работа на всю жизнь» становится редкостью. Таким образом, людям необходимо развивать и приобретать универсальные знания и навыки, которые помогут устроиться на новую работу при изменении рабочей ситуации.
2. Изменение требований к рабочей силе
Раньше люди могли надеяться, что полученного ими образования и навыков хватит на всю жизнь. Однако сейчас базовое обучение создает лишь основу для профессиональной карьеры. Достаточные навыки и опыт при приеме на работу отнюдь не гарантируют того, что в связи с изменением обстоятельств и рабочей ситуации не потребуется совершенствовать имеющиеся у работника навыки.
Работа и учеба должны стать неразрывными, ведь если сотрудники не имеют возможности повышать квалификацию на рабочем месте, их навыки постепенно устаревают. Аналогичным образом, если руководство компании не вкладывает достаточно средств в обучение и переквалификацию кадров, производство неизбежно тормозится.
Традиционно термин «развитие» (повышение квалификации) относилось к сравнительно небольшому по численности управленческому звену в крупных компаниях, менеджеров считали «мозгом» организации.
Однако сейчас возникла необходимость в распределении руководства, то есть большее число людей теперь должно владеть соответствующими навыками. Численность и удельный вес руководителей и специалистов возросли, что усилило потребность в повышении профессиональной квалификации. Действительно, постоянное повышение профессиональной квалификации теперь выдвигается в качестве обязательного требования большинством профессиональных ассоциаций.
Необходимость в дополнительном обучении и повышении квалификации сначала затронула менеджеров и узких специалистов, а теперь это касается персонала всех уровней.
3. Недостаток навыков
Технологическое развитие привело к росту числа квалифицированных и наукоемких работ и потребности в специалистах, обученных соответствующим образом. Недостаток квалифицированных кадров сдерживает развитие бизнеса, однако это вполне естественное явление, вызванное временным расхождением в развитии новых технологий и процессов и обучения им кадров.
Осуществить переподготовку работников старшего возраста часто можно гораздо быстрее. Очевидно, первым шагом в преодолении несовершенства навыков должно стать использование существующих кадров и их умений.
Сиюминутные последствия отсутствия необходимых навыков вполне очевидны, однако отсроченный эффект пренебрежительного отношения к повышению квалификации персонала может проявиться, когда ситуация станет критической.
Традиционно, когда у компании большой «портфель заказов», руководство не находит времени на обучение персонала; вместе с тем, когда дел становится меньше, на обучение зачастую не хватает денег. Исследования показывают, что наибольших успехов добиваются те организации, которые систематически занимаются повышением квалификации своих сотрудников и расходуют на обучение достаточно средств.
Расширяя внутренние возможности и повышая гибкость кадров, компания предотвращает дефицит квалифицированных сотрудников и меньше подвержена краткосрочным изменениям в экономике.
4. Постоянные организационные изменения
За последнее десятилетие большинство организаций претерпели значительные изменения. Как правило, это связано с переходом от иерархических пирамид к коллективам, работающим по принципу команды. Отметим некоторые последствия этого процесса для менеджеров и персонала:
- Менеджерам и руководителям часто приходится управлять большим количеством людей и более сложными рабочими процессами и процедурами. Соответственно меньше возможностей остается для микроуправления, а сотрудники могут проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения.
- Менеджеры и руководители получили дополнительные обязанности по работе с персоналом и обучению, промышленным связям, безопасности производства и т. п. Это повышает потребность в делегировании полномочий.
- Популярный в настоящее время стиль командной работы означает, что персонал должен развивать у себя умение руководить и работать в команде. Кроме того, сотрудникам приходится проявлять большую гибкость, работая в разных качествах над различными заданиями.
Некоторые из вышеупомянутых изменений, вероятно, вас пока не коснулись. Вместе с тем менеджерам следует быть готовыми к значительным переменам, которые, несомненно, грядут. Забота о повышении квалификации персонала даст людям необходимые навыки и уверенность в своих силах, чтобы пробовать новые роли и преодолевать периоды неопределенности.
Почему нужно развивать персонал
Менеджеры часто считают наиболее важными для себя профессиональные и технические аспекты работы. Когда эти функции «осложняются» дополнительными обязанностями, например повышением квалификации персонала, реальная работа иногда страдает. За последнее десятилетие, однако, идея о том, что менеджеры и руководители должны способствовать росту и развитию своих сотрудников, укрепилась и стала ключевой обязанностью этих лиц. Их участие в повышении квалификации кадров важно по следующим причинам:
- Руководство людьми означает положительное влияние на них, это один из лучших способов поддержки их развития.
- Большинство проблем сводятся к «человеческому фактору». Если вспомнить и проанализировать имеющиеся проблемы, обнаружится, что они зачастую имеют непосредственное отношение к неудовлетворительной коммуникации, несовершенству знаний или навыков, незрелому отношению к работе. Занимаясь подготовкой персонала, развивая его рабочие навыки, вы можете преодолеть целый ряд проблем.
- Обучение с отрывом от работы часто неэффективно, и задача менеджеров — провести параллели с текущими заданиями. Действительно, если идеи и подходы, рекомендованные при обучении, противоречат принятым в компании, сотрудники испытывают разочарование, вновь приступая к своей работе. Ваше участие должно снижать вероятность конфликта и разочарования, когда сотрудники применяют вновь приобретенные знания и навыки на своем рабочем месте.
- В успешных организациях создается особая атмосфера, способствующая росту и развитию персонала, действуют постоянные программы повышения квалификации, то есть это не является однократной акцией. Помимо официальных программ обучения имеются возможности для неформальной учебы. Например, исследования в компании Motorola показывают тесную взаимосвязь между формальным и неформальным обучением на рабочем месте. Исследователи подсчитали, что каждый час формального обучения соответствует четырем часам неформальной учебы, в частности практике, проверке полученной информации, поиску взаимосвязи между теорией и практикой.
Несмотря на насущную необходимость, некоторые менеджеры неохотно тратят время на повышение квалификации персонала. Ниже приведены четыре наиболее типичных довода, некоторые из них, возможно, вам знакомы. После каждого довода дается возможный ответ инертному менеджеру, исповедующему подобные взгляды.
1. «Я очень занят(а), мне с трудом удается должным образом справляться с текущей работой. У меня просто нет времени на то, чтобы кого-то учить. У меня достаточно своих обязанностей».
Ответ. Вы действительно перегружены, так что давайте обсудим, как помочь вам разрешить некоторые проблемы, перепоручив их другим сотрудникам. Вас не просят непосредственно заниматься обучением сотрудников, хотя иногда и это помогает; вам предлагается позаботиться о повышении квалификации кадров, чтобы они смогли избавить вас от части обязанностей.
Исходите из того, что кадры — самый ценный и дорогостоящий ресурс каждой организации: эффективность управления определяется преимущественно тем, что делают ваши сотрудники, а не тем, чем занимаетесь вы. Эффективность собственной работы и продуктивность деятельности зависят от умения побудить свою команду к добросовестному производительному труду.
Однако существуют всего два способа повышения продуктивности — расширение возможностей персонала и повышение желания трудиться с высокой самоотдачей. Забота об обучении и повышении квалификации своих сотрудников не только расширяет их возможности, но и усиливает мотивацию.
Повышение квалификации персонала требует времени, но увеличивает эффективность работы команды и качество производимой продукции или оказываемых услуг. Следовательно, необходимо найти на это время.
2. «Опыт — лучший учитель. Мой начальник никогда мне не помогал и никогда не показывал, как и что нужно делать. Я учился управлять сам, на собственных ошибках, так почему я должен беспокоиться об обучении своих сотрудников?»
Ответ. Многое можно узнать на собственном опыте, но для этого требуется большое количество времени, а само обучение сопровождается рядом ошибок. Помимо всего прочего, таким образом не всегда можно узнать, как лучше что-либо сделать.
Плохое усвоение основ сильно затрудняет «уроки опыта»: иногда люди в процессе трудовой деятельности закрепляют собственные ошибки. В конце концов, один год неэффективной работы, помноженный на 35, даст сотруднику право на получение наград, но принесет мало пользы организации.
Ваш начальник, возможно, вам не помогал, но неужели вы не хотели бы поддержки и руководства с его стороны? Все мы должны заботиться о развитии своих сотрудников, поскольку в этом случае их работа быстрее становится качественной и безопасной. Вы же не станете рекомендовать учиться вождению на личном опыте. Сначала следует пройти курсы, выучить основные правила и сдать экзамен.
3. «Я принимаю на работу квалифицированных сотрудников. У нас не учебное заведение — учиться нужно было раньше. Здесь люди работают».
Ответ. Ваши сотрудники получили соответствующую подготовку, однако с развитием организации требования к работе изменились. Работа будет выполняться быстрее и с более высоким качеством, если дать людям возможность развиваться и совершенствовать свои навыки. Когда работник видит, что попал в тупик, что не сможет учиться и повышать свою квалификацию, продуктивность его труда падает, а сам он стремится сменить работу при первой же возможности.
Преимущества повышения квалификации персонала для организации
Повышение квалификации персонала поможет по следующим ключевым направлениям:
- Подбор и расстановка кадров. Перспектива обучения и повышения квалификации привлекает хороших специалистов. Текучесть кадров снижается, поскольку должным образом подготовленные сотрудники получают больше удовлетворения от работы, так как могут полнее себя реализовать, а их усилия получают признание.
- Использование новых технологий и производственных систем. Во многих компаниях имеется широкий спектр технологических возможностей, однако некоторые из них не используются из-за отсутствия квалифицированных кадров. Повышение квалификации на рабочем месте, когда начальник организует обучение отдельных сотрудников или небольших групп, служит кратчайшим путем к применению новых технологий.
- Качество продукции и услуг. Обучение и повышение квалификации персонала, особенно неформальных лидеров команд и сотрудников, работающих с клиентами, позволяет полнее удовлетворять потребности клиентов.
- Выявление потенциальных руководителей и управленческого персонала. В процессе повышения квалификации проявляют себя сотрудники с потенциальными способностями к руководству и менеджменту, в связи с чем можно строить долгосрочные планы на будущее в масштабах всей организации.
- Способность организации действенно реагировать на меняющиеся обстоятельства. Прошедший обучение и повышение квалификации персонал расширяет возможности реагирования на меняющиеся требования клиентов.
Преимущества повышения квалификации персонала для руководителей
Личное участие в повышении квалификации сотрудников способствует самосовершенствованию в следующих направлениях:
- Текущие дела. Концентрируя внимание на повышении квалификации персонала, вы тем самым заботитесь о том, чтобы ваши сотрудники учились на ошибках, а не повторяли их. Если вы сами или кто-либо из опытных работников научите людей, что и как нужно делать, у работников появятся новые навыки, круг их обязанностей можно расширить, что сэкономит вам время в будущем.
- Потенциальные возможности сотрудников. В отличие от оборудования ценность кадров повышается со временем, благодаря приобретению новых знаний и опыта. Постоянно совершенствуя свои навыки, вы и ваши сотрудники никогда не отстанете от требований времени и сумеете справиться с изменившейся рабочей нагрузкой. Развитие собственных возможностей гарантирует в будущем независимость от других подразделений и консультантов.
- Собственные перспективы карьерного роста. Типичная ошибка, когда человек, желая стать незаменимым, стремится сделать все сам. Позаботившись о повышении квалификации своих сотрудников и возложив на них больше ответственности, вы сэкономите силы и время и сможете расширить круг своих обязанностей.
Преимущества повышения квалификации для сотрудников
- Гарантированная занятость. Сотрудники, владеющие многочисленными навыками, больше востребованы, поскольку могут приспособиться к меняющемуся характеру работы. Развитие универсальных навыков повышает ценность сотрудника, который может выполнять разную работу в данной организации.
- Рабочий потенциал. Персонал, занимающийся развитием своих навыков и желающий их улучшить, может брать на себя дополнительные обязанности. У таких сотрудников больше возможностей для продвижения по службе.
- Ослабление стресса. Адекватная подготовка, соответствующая рабочим требованиям, ослабляет стресс и повышает способность приспосабливаться к изменениям и работе в сложных условиях.
- Мотивация и удовлетворение от работы. Повышая свою квалификацию, сотрудники ощущают заботу руководства, что способствует повышению мотивации и удовлетворения от работы.
По данным опросов, размер оплаты имеет гораздо меньшее значение, чем принято считать. Исследователи сделали важное наблюдение: люди хотят интересной и увлекательной работы, хотят работать с удовольствием и гордиться результатами своего труда. Менеджеры и руководители имеют большое влияние на работу своих сотрудников и их отношение к ней. Следует больше заботиться о повышении удовлетворенности работой.
Типичные ситуации
Когда вы приступаете к чему-либо новому или что-то меняете, возможно возникновение определенных трудностей. Ниже описаны несколько ситуаций, которые иногда возникают, если уделять внимание развитию своих сотрудников. После каждого описания предлагается возможная реакция на ситуацию.
Ситуация. Люди ранее прошли курс обучения, но отнеслись к нему не слишком серьезно ввиду отсутствия преемственности.
Реакция. Поставьте их в известность, что у вас есть особый метод подготовки и контроля после окончания курсов. Подготовка включает обсуждение с сотрудником предстоящего курса обучения и ваших с ним ожиданий. К контролирующим относятся следующие мероприятия: 1) обсуждение с вами пройденного курса обучения, при этом акцент делается на том, как применить приобретенные знания в текущей работе; 2) краткое выступление сотрудника на собрании трудового коллектива, чтобы коллеги получили представление о пользе обучения и, возможно, помогли воплотить в жизнь новые идеи.
Ситуация. Вы годами не обращали внимания на своих сотрудников и внезапно решили заняться их обучением и развитием. Некоторые из них озадачены, скептически относятся к новым веяниям.
Реакция. На обычном собрании трудового коллектива отметьте, что собираетесь развить собственные навыки и хотите, чтобы сотрудники обдумали пути повышения своей продуктивности. Большинство людей одобрительно воспримут эту идею. Некоторые «ветераны производства» будут нуждаться в заверениях, что новая политика не представляет для них угрозы. Встретьтесь с каждым из них лично, пусть они предложат направления повышения квалификации, обсудите способы их реализации. Для тех, кто работает в организации длительное время, курс обучения с отрывом от работы окажется более интересным и полезным, чем обучение на рабочем месте.
Ситуация. Вы заинтересованы в развитии собственных навыков и умений ваших сотрудников, но должны заручиться поддержкой начальства.
Реакция. Анализ результатов работы дает возможность обсудить с начальником перспективы развития своих сотрудников и свои собственные. Дайте начальнику понять, что собираетесь заняться повышением квалификации персонала, а также упомяните связанные с этим выгоды для организации.
Питер Шейл (Peter Shayle)
Elitarium
Добавить комментарий
Комментарий добавить легко