Обучение за счет работодателя по ТК РФ
Содержание страницы
Бизнес – это, прежде всего, люди, поэтому руководители престижных компаний заботятся о постоянном повышении квалификации своих сотрудников. Обучение за счет работодателя – довольно частое явление, так как вклад в образование сотрудника – выгодная инвестиция.
Обучение сотрудника за счет работодателя по ТК РФ
В статье 196 ТК указано, что решение об оплате профессионального обучения сотрудника принимает работодатель. Руководитель также вправе самостоятельно определять условия и порядок учебы. Все принятые правила нужно зафиксировать в коллективном договоре и прочих внутренних актах.
В большинстве случаев обучение работников – право, но не обязанность работодателя. Однако существуют исключения, оговоренные в части 4 статьи 196 ТК. Работодатель должен организовать профессиональное обучение некоторым категориям сотрудников:
- Медицинским сотрудникам (статья 79 ФЗ №323).
- Гражданским работникам (статьи 48 и 62 ФЗ №72).
- Нотариусам и их помощникам (статья 30 Основ закона «О нотариате»).
- Аудиторам (статья 11 ФЗ №307).
Работодатель обязан организовать обучение и в том случае, если это считается условием продолжения деятельности служащего.
Виды расходов работодателя на обучение
Условия, на которых происходит оплата обучения, фиксируются в следующих документах:
- Коллективный договор.
- Дополнительное соглашение к трудовому договору.
- Отдельный договор об обучении.
Обязанность фиксации условий обучения прописана в статьях 196 и 199 ТК РФ.
Учеба сотрудника, оплачиваемая работодателем, подразделяется на три основных вида:
- Основная профессиональная.
- Дополнительная.
- Профессиональное обучение.
Данная классификация указана в статьях 10, 73, 76 ФЗ №273. От вида обучения зависит начисление компенсаций, а также гарантии, предоставляемые работнику. Учеба может проводиться без отрыва от работы. В обратном случае работодатель сохраняет за работником его среднюю зарплату и должность. Если место учебы находится в другой местности, организация начисляет работнику командировочные по стандартной схеме (статья 187 ТК РФ).
Гарантии, предоставляемые обучающемуся служащему, перечислены в статьях 173-176, 187 ТК РФ:
- Оплата дополнительного отпуска, предоставляемого при обучении.
- Компенсация транспортных расходов, связанных с проездом в учебное учреждение.
- За работником остается его средняя зарплата.
Каждая операция, связанная с оформлением и оплатой обучения, должна быть подтверждена первичной документацией (часть 1 статьи 9 ФЗ №402). Также необходимо подтвердить факт того, что образовательная услуга была получена. Для этого подходит акт, на котором ставит подписи работодатель и представитель учебного учреждения. Главное требование к подтверждающему документу –наличие всех реквизитов. Подтверждением оказания услуги являются документы об образовании. К примеру, диплом.
Правила и особенности отработки за обучение
Оплата обучения – своеобразная инвестиция работодателя. То есть, руководитель рассчитывает получить бонусы с данной операции в перспективе. Это вовсе не проявление альтруизма работодателя. Однако легко представима ситуация, в которой руководитель вкладывается, но ничего не получает из-за неблагодарного сотрудника. Работник, после прохождения обучения, вполне может уволиться и устроиться в другую компанию с обновленным за чужой счет профессиональным багажом. Как этого не допустить? Работодатель может указать в договоре обязанность отработки за обучение. То есть, сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет компании, не может просто так уйти. Он обязуется отработать определенный срок. Возможность постановки такого условия оговорена в статье 197 и 199 ТК.
Если сотрудник отказывается от обязательной отработки, он обязан возместить расходы работодателя на оплату образовательной услуги.
Данное правило прописано в статьях 207 и 249 ТК РФ. Для защиты своих интересов руководитель должен правильно оформить соглашение с сотрудником.
Юридическое оформление отработки
Руководитель не может обязать сотрудника отрабатывать свои расходы на основании одного лишь приказа о направлении служащего на обучение. Для этого понадобится указать условие отработки в одном из следующих документов:
- Трудовом договоре.
- Дополнительном соглашении.
- Ученическом договоре.
В документе обязательно нужно указать следующую информацию:
- Специальность или направление обучения.
- Сроки и стоимость образовательной услуги.
- Обязанность отработки или компенсации расходов работодателя.
Срок отработки определяется в индивидуальном порядке. Он может составлять как несколько месяцев, так и несколько лет. Все зависит от договоренностей между руководителем и сотрудником. Обычно срок определяется на основании следующих факторов:
- Стоимости образовательной услуги.
- Ценности получаемых знаний.
- Продолжительности обучения.
Сроки обязательно фиксируются в соглашении между сторонами.
Особенности взыскания расходов с сотрудника при увольнении
С сотрудника можно взыскать расходы за предоставленную ранее образовательную услугу только в том случае, если он увольняется по неуважительной причине. Данное правило оговорено статьями 207 и 249 ТК РФ. Однако в законе не уточнены причины, которые могут считаться уважительными или неуважительными. Данные нюансы определяются на основании существующей судебной практики. К примеру, уважительными причинами увольнения считаются:
- Сокращение штата.
- Работник получил медицинское заключение, по которому он не может продолжать работать на прежней должности, но работодатель не может предоставить подходящую должность.
- Призыв работника на военную службу.
Неуважительная причина в данном контексте – самовольная инициатива работника или его виновные действия.
Учет расходов на обучение
Расходы на обучение принимаются к налоговому учету на основании статьи 264 НК. Однако их учет выполняется только при выполнении некоторых условий (Письмо Минфина от 23 марта 2009 года):
- Образовательная услуга оплачивается в интересах компании, такие расходы экономически целесообразны.
- Сотрудник проходит обучение в компании со всеми необходимыми лицензиями.
- Служащий работает на основании трудового договора.
Для учета важно подтвердить все затраты на обучение. Для этого понадобятся следующие документы (Письмо Минфина от 9 ноября 2012 года):
- Договор с учебным учреждением.
- Приказ руководителя о направлении служащего на учебу.
- Образовательная программа, в которой прописано количество учебных часов.
- Акт об оказании образовательной услуги.
- Копия документа о прохождении обучения (к примеру, аттестат).
ВАЖНО! Если обучение сотрудника не сулит компании экономическую прибыль, проводится в интересах самого работника, то сопутствующие расходы не учитываются при расчете налога на прибыль. То есть уменьшить налогооблагаемую базу не получится.
Для снижения налогооблагаемой базы важно доказать две вещи: экономическую выгоду предприятия от обучения работника и связь образовательной услуги и деятельности компании. К примеру, если организация занимается грузоперевозками, а сотрудник направляется на обучение макияжу, такие расходы на налогооблагаемую базу не повлияют.
Обучение и проверка знаний по охране труда: порядок — СКБ Контур
Нормативная база
Основным документом в вопросах охраны труда является, конечно же, Трудовой кодекс. В нем прямо обозначены обязанности как работодателя «обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда» (ст. 22 ТК РФ), так и работника — «соблюдать все требования по охране труда» (ст. 21 ТК РФ). Принципы охраны труда, порядок организации необходимых мероприятий, в том числе обучения, подробно изложены в отдельном разделе X (ст. 209–231).
Кроме Трудового кодекса РФ, разработаны федеральные законы, приказы и постановления, подзаконные нормативные акты. Они устанавливают конкретные требования и стандарты, которые следует использовать при организации профильных мероприятий и разработке локальной документации. Особое внимание обратите на следующие документы:
Кто организует обучение
Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность сотрудников превышает 50 человек, организация обязана создать у себя службу по охране труда или ввести в штат профильного специалиста. И в этом вопросе можно опираться на Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Если количество работников меньше 50, руководитель вправе возложить эти функции на кого-то из сотрудников.
В любом из этих случаев уполномоченные сотрудники обязаны:
- разрабатывать программы обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя;
- проводить вводный инструктаж по охране труда со всеми, кто устраивается на работу, командированными, стажерами и пр.;
- организовывать обучение по охране труда работников организации и ее руководителя по утвержденному графику;
- участвовать в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
Решение создать службу охраны труда или возложить эти функции на кого-то из сотрудников должно быть оформлено документально. Кадровая служба готовит целый ряд локальных нормативных актов. В их числе:
— приказ об организации службы охраны труда;
— приказ о возложении обязанностей инженера по охране труда на специалиста;
— положение об охране труда;
— должностные инструкции работников службы охраны труда;
— перечень профессий и должностей, проходящих обучение и проверку знаний по охране труда и пр.
Любые приказы по охране труда оформляйте в Контур-Персонале
Есть и еще один вариант — заключить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей вышеперечисленные услуги (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).
Кто проходит обучение
Обучение по охране труда, согласно ст. 225 ТК РФ, должны проходить все без исключения работники организации:
- руководители, в том числе работодатели — индивидуальные предприниматели;
- специалисты;
- рабочие.
Те, кто не прошел обучение, не могут быть допущены к выполнению своих трудовых обязанностей.
Важно! Работник, который не прослушал обучающий курс не по своей вине, должен быть отстранен от работы, а организация обязана оплатить этот период как простой по вине организации (ч. 1, 3 ст. 76 ТК РФ).
Инструктаж или обучение?
В зависимости от профиля работы и занимаемой должности работники могут осваивать разные программы. Наиболее распространенный вид обучения — инструктаж. Его проходят все сотрудники без исключения.
Выделяют несколько видов инструктажа.
1. Вводный — для всех принимаемых на работу, а также откомандированных сотрудников сторонних организаций, то есть всех, кто связан с производственной деятельностью. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом руководителя возложены эти обязанности.
2. Первичный на рабочем месте — это инструктаж для всех новых сотрудников, постоянных и временных, для переведенных из соседнего подразделения и откомандированных из других организаций, а также для тех, у кого случился значительный перерыв в трудовой деятельности. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работника: мастер, прораб, преподаватель и пр.
3. Повторный — проводится для всех сотрудников не реже одного раза в шесть месяцев по тем же программам, что и для первичного инструктажа на рабочем месте.
4. Внеплановый — этот вид обучения связан с принципиальными изменениями, которые влияют на выполнение сотрудником трудовых функций. Это может быть изменение законодательства, смена оборудования или технологических процессов. Внеплановый инструктаж проводят также при выявленных случаях грубого нарушения работником требований охраны труда.
5. Целевой — потребность в целевом инструктаже возникает, когда речь идет о ликвидации последствий аварий (стихийных бедствий), о разовых работах и о тех видах деятельности, на которые требуется наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы.
Для представителей рабочих специальностей работодатель обязан провести дополнительное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Это касается новых сотрудников и тех, кто переводится на другую работу. Обучение следует провести в течение месяца после приема/перевода на работу. Порядок и периодичность такого обучения, а также формат проверки знаний у работников рабочих профессий устанавливаются работодателем с опорой на нормативно-правовые акты, которые регулируют безопасность тех или иных видов работ (Постановление № 1/29 от 13.01.2003).
Отдельное обучение должно быть организовано для руководителя организации, его заместителей, заместителей главного инженера по охране труда, а также для специалистов служб охраны труда или работников, на которых работодатель возлагает обязанности организации работы по охране труда. Срок тот же — не позднее одного месяца с момента трудоустройства или назначения на должность.
Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.
Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.
Проверка знаний
Каждый инструктаж должен завершаться устным опросом по приобретенным работником знаниям и навыкам безопасных приемов работы. У представителей рабочих специальностей проверку знаний проводит непосредственный руководитель. У специалистов и руководителей — специальная комиссия из сотрудников, которые получили соответствующее разрешение в вышестоящей организации или в специализированном учебном заведении.
Аттестация руководителей и специалистов проводится не реже чем один раз в три года, а рабочих — не реже одного раза в год.
В состав комиссии по проверке знаний входит не менее трех человек: руководитель организации и/или структурного подразделения, главный специалист (технолог, механик, энергетик и т.д.) и обязательно специалист службы охраны труда (Типовое положение о комиссии по проверке знаний в сфере безопасности и охране трудовой деятельности). Членами комиссии могут быть только те, кто прошел обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке.
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку обучения и проверки знаний сотрудников в части безопасности профессиональной деятельности и охраны труда.
Важно! Cотрудник, не сумевший успешно пройти проверку знаний после обучения, обязан повторить попытку в срок не позднее одного месяца.
Проведенные инструктажи и обучения, а также результаты аттестаций и опросов должны быть зарегистрированы в журналах и при необходимости в наряде-допуске на производство работ. Журналы в обязательном порядке прошиваются и нумеруются. Формы и порядок их ведения утверждены ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
Требование обеспечить сотрудникам безопасные условия труда касается всех без исключения работодателей. Эта сфера деятельности предприятий имеет множество составляющих и достаточно строго регламентирована. Но при этом трудовое законодательство предоставляет разные варианты организации работы по охране труда. Руководителю предприятия следует выбрать подходящий вариант, ознакомиться с нормативной документацией и внимательно относиться к требованиям ТК РФ и законодательных актов. А облегчить оформление необходимых документов помогут современные системы автоматизации.
Читайте также:
kontur.ru
Охрана труда при поступлении на работу
У вас появился новый работник. Какие мероприятия по охране труда следует с ним провести? Смотрите видео Анатолия Терентьева по этой теме в конце статьи.
1. Проведение вводного инструктажа
Как только работник появился на предприятии, еще до подписания трудового договора, с ним необходимо провести вводный инструктаж по охране труда. Данный инструктаж проводит специалист по охране труда, либо специально обученное лицо.
Должна быть программа обучения, утвержденная руководителем организации, с перечнем вопросов, которые вы, как специалист по охране труда включаете на свое усмотрение. Чаще всего включаются общие вопросы:
- общие сведения о предприятии;
- наличие вредных и опасных факторов, которые могут воздействовать на работника;
- средства защиты, которые могут выдаваться работникам;
- льготы и компенсации предоставляемые работникам;
- действия работника в аварийных ситуациях.
Результаты обучения отражаются в журнале регистрации инструктажа по охране труда. Работник расписывается в этом журнале.
2. Проведение первичного инструктажа
Далее, работник выходит на работу. В первый же рабочий день, непосредственный руководитель данного работника проводит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Обучение проводится по программам, инструкциям, или иным документам, в которых отражается порядок и безопасность производства работ. Результаты обучения также отражаются в специальном журнале.
3. Стажировка на рабочем месте
Стажировка обязательна только для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Чтобы определить, нужна ли стажировка работнику, достаточно почитать его трудовой договор. Если в договоре условия труда оптимальны, допустимы, то стажировка для данного работника не обязательна.
Но есть категория работников, которые не зависимо условий труда должны проходить стажировку на рабочем месте (см. федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности).
Это работники, которые занимаются обслуживанием и ремонтом технических устройств. Например, у стропальщика условия труда допустимы, а вот стажировка для него обязательна.
Стажировка оформляется приказом:
«Иванову Ивану Ивановичу назначить стажировку под руководством Петрова Петра Петровича в количестве ________ смен с _____ по ________»
4. Обучение безопасным способам выполнения работ
Есть отдельные виды профессий, по которым инструктаж на рабочем месте можно не проходить, а вот обучение безопасным методам и приемам выполнения работ становится обязательным.
Как проводится? Правила об этом четко не говорят. Минтруд говорит, что организация этого вида обучения проводится на усмотрение руководителя организации. Поэтому можно отправлять своих работников в специализированный учебный центр, либо приглашать специалистов, либо организовать данное обучение у себя на рабочем месте.
Данный вид обучения проводится не позднее 1 месяца при трудоустройстве работника.
Обязательно должна быть разработана программа обучения. Она обычно состоит из пяти разделов:
- трудовое право / рассказываем о правах работников и ответственности;
- охрана труда / разбираем все внутренние локальные документы;
- пожарная безопасность;
- электробезопасность;
- оказание первой помощи пострадавшим.
5. Проверка знаний работников
Проверка знаний оформляется протоколом:
«Комиссия в составе ______________________________ провела проверку знаний требований безопасных методов и приемов выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим …» Также туда можно добавить различные инструкции и внутренние регламенты.
Данный протокол должен быть оформлен и подписан работником не позднее 1 месяца с момента поступления на работу.
6. Допуск работника к самостоятельной работе
Допуск к работе оформляется приказом, который составляется после прохождение всех выше описанных мероприятий:
«На основании положительной проверки знаний, допустить работника к самостоятельной работе».
Вывод:
Почему важно осуществить все эти мероприятия?
Потому, что при несчастном случае на предприятии, все выше описанные мероприятия отражаются в первом разделе акта «Н1», раздел «Сведения о работнике».
Если не будут проведены все выше изложенные мероприятия, то ни о каком допуске работника к работе не может быть и речи. Так, согласно статьи 76 Трудового Кодекса РФ работника, не прошедшего в соответствующем порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний следует незамедлительно отстранить от работы.
Также советуем почитать:
Оцените пожалуйста сайт или материал!
beltrud.ru
зачем и для кого нужна, правила оформления и оплаты труда стажера
Стажировка при приеме на работу необходима для определения руководством уровня квалификации потенциального сотрудника. Со стороны стажера она может расцениваться, как получение опыта и знаний, необходимых для работы. Статья расскажет о деталях ее прохождения, положительных и отрицательных сторонах.
Стажировка: ценный опыт или пустая трата времени
Доступность сотен и тысяч вакансий позволяет молодому специалисту неоднократно выбирать и пробовать себя в той или иной должности. Необдуманные эксперименты в области рынка труда заканчиваются увольнением нового работника через неделю или даже на следующий день после оформления. Это происходит как по желанию работника, которого не устроили условия труда, или работодателя, которому не подошел уровень компетентности нового сотрудника.
Нюансы стажировки
Что же делать, если работодатель не уверен, соответствует ли его требованиям новый работник, а у того, в свою очередь, есть сомнения по поводу своего будущего на новом месте работы.
Принято считать, что стажер – это молодой специалист без опыта, только что пришедший в компанию по направлению из учебного заведения или самостоятельно. На самом деле, в качестве стажера при приеме на работу приходится побывать практически каждому новому или будущему сотруднику. Обучение при приеме на работу – обязательное мероприятие, основной целью которого является получение необходимых навыков для должности, на которую претендует соискатель.
Важно! Рекомендовано проходить стажировку как можно ближе к своей специальности.
Приходя в компанию на вакансию, соискатель предполагает, что если пройдет собеседование, то желаемое место у него в кармане. Очень часто для работодателя этого недостаточно. Да и сам будущий работник вряд ли способен понять, насколько эта вакансия то, что нужно. Именно для этого и нужна стажировка, в течение которой работника обучают, одновременно ставя его на выполнение определенных задач, соответствующих должности. При отсутствии у обучаемого необходимого опыта, это шанс того, чтобы вникнуть в нюансы желаемой должности, присмотреться к условиям труда и будущему коллективу.
Важно! По окончании стажировки можно получить рекомендательные письма, даже если оформление не состоялось. Рекомендательные письма можно прикладывать к своему резюме.
Нельзя путать стажировку с испытательным сроком. Это обучение, в течение которого работодатель принимает решение, подходит ли соискатель на должность сотрудника. Испытательный срок – это срок, во время которого уже оформленный работник должен показать соответствие уровня своей квалификации занимаемой должности.
Что говорит закон?
Трудовой кодекс РФ мало упоминает о стажировке. Раньше это было обязательное мероприятие при приеме на работу. С 01.03.2017 года отменили ГОСТ 12.0.004-90 и вошел в силу ГОСТ 12.0.004-2015. Согласно новому ГОСТу необходимость стажировки определяет исключительно руководитель подразделения или менеджер руководящего состава. Трудовой кодекс оговаривает лишь необходимость заключения трудового договора со стажером. Такой договор не может быть более двух недель. Иногда может заключаться ученический договор. Но это только как дополнение к основному трудовому договору.
В связи с тем, что трудовое законодательство не раскрывает понятие стажировки, работодатель вправе пригласить соискателя на работу с испытательным сроком.
Плюсы и минусы для соискателя и работодателя
Стажировка при приеме на работу давно стала привычной для многих компаний. Нехватка квалифицированных специалистов на рынке труда вынуждает работодателей привлекать в свои ряды студентов и молодых специалистов, предпочитая самостоятельно вырастить потенциальные кадры. При обучении соискателя с опытом работы, это способ оценить его.
Преимущества для работодателя очевидны:
Прием на работу
- возможность оценить специалиста с точки зрения профессионализма и личных качеств
- дополнительный подчиненный, выполняющий определенные задачи за меньшую плату
- если речь идет о студенте, то для работодателя это возможность подогнать специалиста под корпоративные традиции и принципы
- новички могут оптимизировать какие-то процессы внутри компании или стать генераторами новы идей для нее
Минусы для компании-работодателя тоже имеют место:
- при обучении, во время которого происходит переквалификация специалистов, компания несет расходы с ним связанные
- если соискатель не оправдает ожидания руководителя подразделения, то компания теряет ценный ресурс – время
- издержки, связанные с неквалифицированным выполнением задач стажером, компенсируются за счет компании
Стажировка для соискателя или молодого специалиста тоже имеет как плюсы, так и минусы. Чаще всего они сводятся исключительно к личным впечатлениям стажера. Негатив может возникнуть в случае нарушения работодателем Трудового кодекса, или обучение было плохо организовано.
Из преимуществ у потенциального сотрудника появляется возможность показать свои способности и личную ценность, как специалиста. Но главным плюсом прохождения обучения является получение опыта, тем более за это еще и платят.
Оплата стажировки
Порядок оплаты
Несмотря на то, что этот вид деятельности не определен Трудовым кодексом, он напрямую привязан к привлечению физического лица к работе. Поэтому, согласно трудовому законодательству, стажеру должны начислять заработную плату. Оплата осуществляется на основании заключенного договора между работодателем и стажером. Это может быть:
Независимо от того, какой договор был выбран, он оговаривает порядок и объем вознаграждения за труд стажера.
Важно! Совмещение испытательного срока и стажировки целесообразно проводить одновременно, тогда работники получают зарплату соответственно тарифным ставкам предприятия.
Оформление стажера
После собеседования, на котором соискатель получил предложение пройти дальнейшее обучение в компании, он должен написать заявление. В заявлении указывается должность, на которую претендует соискатель, сроки. После заявления оформляется трудовой договор между работодателем и стажером. Чаще всего это срочный трудовой договор с указанными сроками его действия. Договор является основанием считать соискателя полноценным сотрудником компании, наделенным определенными должностными обязанностями.
Компания издает приказ о зачислении сотрудника в штат, о чем выполняется запись в трудовой книжке. В случае успешного окончания испытательного срока, запись обновляется новым приказом о зачислении сотрудника в штат.
При оформлении стажера работодатель должен помнить:
- отсутствие надлежащего оформления нового сотрудника влечет за собой штраф
- при приеме на обучение студента работодатель оформляет ему трудовую книжку, платит заработную плату и страховые взносы
- все лица, которые проходят стажировку при приеме на работу, за исключением государственных служащих, врачей, адвокатов или нотариусов, оформляются на работу с испытательным сроком
Поиск подходящего специалиста, обучение стажера – такие мероприятия требуют к себе внимательного отношения. Стажировка при приеме на работу дает нового сотрудника компании, а также опыт общения между работодателем и соискателем, которое невозможно получить с помощью собеседования или резюме.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
pravodeneg.net
Можно ли принять на работу студента дневного отделения ВУЗа?
В трудовом законодательстве нет никаких запретов и ограничений на совмещение студентами вузов работы с дневной формой обучения. Поэтому любое предприятие имеет право принимать к себе на работу таких сотрудников, в том числе и на полную ставку.
Прием на работу студента дневного отделения следует проводить на общих основаниях, руководствуясь главами 10 и 11 Трудового кодекса РФ.
Многие студенты идут работать по своей специальности во время учебы в избранные ими компании не только для того, чтобы заработать себе дополнительные денежные средства, но и с перспективой того, что они смогут остаться в этой компании и по окончанию обучения. При этом у них уже будет определенный опыт работы в данной компании, и они смогут быстрее получить повышение по службе.
Как происходит процесс приема на работу?
Оформление трудовых отношений со студентом дневного отделения вуза, как и с любым другим работником, необходимо начинать с составления трудового договора. Этот договор можно заключить как бессрочно, так и на любой период не более пяти лет.
Также следует учитывать тот факт, что если для выпускников вузов, окончивших обучение менее 1 года назад, которые впервые оформляются на работу по специальности, запрещено устанавливать испытательный срок, то на студентов вузов очного отделения этот запрет не распространяется. Следовательно, по соглашению сторон студентам дневных отделений может быть установлен срок испытания на общих основаниях.
Режим работы
Поскольку совмещать учебу и работу довольно сложно, то студентам дневных отделений, в основном, подходит работа с режимом неполного рабочего времени либо со свободным (гибким) графиком работы.
Минимальная продолжительность как рабочего дня, так и рабочей недели не установлена законодательно. В связи с этим стороны трудового договора имеют возможность договориться о подходящем графике работы для работника-студента на свое усмотрение. Например, можно установить для него и сокращенную рабочую неделю, и неполный рабочий день либо смену одновременно. При этом заработная плата сотруднику-студенту будет насчитана пропорционально отработанному времени либо ее начисление будет зависеть от объема выполненной им работы (ст. 93 ТК РФ).
Также этой категории работников можно установить режим гибкого рабочего времени. Этот режим работы характеризуется тем, что начало рабочего дня, его окончание либо общая продолжительность устанавливается индивидуально под каждого работника. При этом работнику необходимо будет отработать соответствующее количество рабочих часов в определенных учетных периодах (день, неделя, месяц и т.д.) (ст. 102 ТК РФ).
В основном режим рабочего времени как и время отдыха для работающих студентов дневного отделения оговаривается по соглашению сторон для каждого работника индивидуально. И если он не будет совпадать с общими правилами, принятыми у данного работодателя, то это должно быть обязательно оговорено в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).
Если студенту по условиям трудового договора установлен режим неполного рабочего времени, то этот факт не влияет ни на продолжительность его ежегодного основного оплачиваемого отпуска, ни на учет его трудового стажа и не влечет никаких других ограничений его трудовых прав (ч.3 ст.93 ТК РФ).
Приказ о приеме
Прием на работу студента очного отделения также необходимо оформить приказом (форма № Т-1). Его содержание должно полностью соответствовать трудовому договору, подписанному с этим работником.
С изданным приказом следует ознакомить работника-студента под роспись в течение трех дней с того момента, как он приступил к выполнению своих обязанностей на рабочем месте. По желанию этого работника кадровая служба должна выдать ему копию данного приказа, заверенную соответствующим образом.
Оформление трудовой книжки
Студенту очного отделения, у которого это место работы является первым, кадровая служба предприятия должна оформить трудовую книжку (ч. 4 ст. 65 ТК РФ). Оформление должно быть произведено в пятидневный срок со дня приема сотрудника-студента на работу.
Гарантии и компенсации
Если работающий студент очного отделения получает свое образование в государственно аккредитованном вузе впервые, то для него предусмотрены гарантии по предоставлению необходимых ему для обучения отпусков без сохранения заработной платы (ст. 173 ТК РФ):
- при прохождении промежуточной аттестации —} 15 календарных дней в учебном году,
- при подготовке и защите выпускной квалификационной работы, а также сдаче итоговых государственных экзаменов —} 4 месяца,
- при сдаче итоговых государственных экзаменов —} 1 месяц.
Если же работающий студент учится в вузе без государственной аккредитации, то такие гарантии могут быть оговорены в трудовом договоре этого студента либо в коллективном договоре компании, где он работает.
hr-portal.ru
Программа обучения по охране труда
Самой главной задачей каждого работодателя является безопасность своих сотрудников при произведении ими выделенного участка работ. Для этого законодательство предусматривает целый ряд обучающих и профилактических мер, которые обязаны применяться на производстве. Проведение обучения и проверка знаний является обязанностью работодателя.
Порядок обучения по охране труда
При приеме на предприятие каждому из работников проводится обучение по основам специфики дальнейшее работы. Делается это с целью уменьшения риска получения травм и заболеваний.
ТК РФ в статье 225 предписывает обязательность проверки знаний всем вступающим в должности, а также впоследствии периодически всем работающим. Перемещения внутри организации также должны обязательно сопровождаться обучением и экзаменом. Изучение необходимых основ регламентированных законодательной базой РФ.
В настоящее время применяется внутриорганизационное, а также дистанционное обучение по вопросу безопасности условий рабочего процесса.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов
Программа обучения по охране труда работников должна быть разработана нанимателем. При разработке следует опираться на российскую нормативную базу.
Для каждой рабочей категории составляется своя программа, которая учитывает проведение обучения в необходимом объеме для данной группы специалистов. Проверка проводится сразу по приему, а впоследствии — с установленной по закону периодичностью.
В течение какого срока проводится обучение по охране труда после приема на работу
Охватить весь объем необходимых сведений невозможно посредством краткого инструктажа. По этой причине определена следующая последовательность изучения необходимых основ:
- Перед началом работы проводится первичный инструктаж. Он дает общее представление о необходимом поведении и мерах предосторожности;
- В первый месяц принятый специалист должен изучить все необходимые аспекты и сдать экзамен по вводному инструктажу;
- В установленные строки проводятся повторные проверки знаний;
- При незапланированных изменениях работникам предстоит пройти внеплановое обучение;
- Есть еще целевое инструктирование, направленное на выполнение разовых работ.
В течение первых 30 дней работы каждый принятый сотрудник должен изучить необходимую программу и сдать экзамен.
Приказ о проведении обучения по охране труда работников организации
Как и иные действия в организации любое принятое решение или выполняемое действие необходимо закрепить изданным приказом. Для изучения необходимых основ по охране труда руководитель подписывает соответствующий приказ, в котором следует указать:
- Цели, на которые направлено изучение;
- Период проведения занятий;
- Утверждается комиссия;
- Проставляются сроки проверки полученных знаний;
- Дается указание кадровым работникам подготовить списки обучаемых;
- Прописывается факт недопущения к работе тех кто не прошел проверку.
Приказ доводится до всех участников занятий и утверждается руководителем организации.
Проверка знаний по охране труда
Проведение экзаменов проходит при обязательном присутствии комиссии. Состав утверждается ранее изданным приказом. Его минимальная численность три человека. Обычно к принятию экзаменов привлекают инженеров, механиков, и представителей других профессий. Зачастую в комиссию включают и представителя профкома. Каждый из членов должен иметь допуск к приему экзаменов и соответствующую квалификацию.
По требованиям охраны труда экзаменуемые отвечают на вопросы по выбранному билету. На многих предприятиях практикуется электронные тесты.
Периодичность проверки знаний по охране труда
Интервальность приема экзаменов зависит от установленных норм Министерством Образования и Положением по предприятию. Работники, выполняющие опасные работы могут привлекаться к повторным изучениям раз в полгода. Рабочие специальности экзаменуются раз в полгода. А вот АУП и ИТР должны проверятся с интервалом раз в 36 месяцев.
Внеочередная проверка знаний проводится в случае введения новых нормативных документов, имеющих непосредственное отношение к охране труда. Зафиксированные нарушения работником также влекут за собой необходимость проверить наличие знаний. Произведенные перерывы в работе не позволяют работать по специальности без экзамена.
Протокол по проверке знаний по охране труда образец
Итогом экзамена всегда становится допуск или не допуск к рабочим обязанностям. Выражается он в правильно оформленном протоколе.
Протокол должен содержать:
- Фамилии экзаменуемых;
- Фиксацию номера вытянутого билета;
- Результат проведенного экзамена;
- Подписи членов комиссии.
Не допущенных отстраняют от выполнения обязанностей, до следующего экзамена. Допущенным выдают удостоверение с подписью и печатью
Кто обязан проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда
По закону изучать нормы охраны труда обязаны все принимаемые сотрудники. Повторному периодичному изучению также подлежат все оформленные работники на предприятии. Согласно ГОСТу 2015 года нет ни одной профессии, которая исключается из настоящего списка.
Проверка знаний позволяет уменьшать количество травматизма, а также проводить профилактические меры по предотвращению профзаболеваний.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): Загрузка…russiansu.ru
Обучение персонала как оно есть
«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 7
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ОНО ЕСТЬ
Сегодня все больше работодателей приходят к пониманию, что именно обученный, высококвалифицированный сотрудник является решающим фактором для выживания и развития организации. Да и сами работники осознают, что достойный профессиональный уровень и квалификация — залог успешной работы и высокого дохода.
Но всякое ли обучение дает желаемый результат? Почему одни сотрудники с энтузиазмом относятся к обучению, а другие расценивают это как наказание? В каких случаях обучение становится мощным мотивирующим фактором, а когда отбивает всякое желание работать? Что позволит сделать обучение эффективным?
В век глобализации и стремительных изменений компаниям все сложнее оставаться актуальными, современными, удовлетворять возрастающие потребности своих клиентов. Растет число конкурентов, появляются новые продукты, новые технологии. В таких условиях организации остро нуждаются в квалифицированных кадрах, способных грамотно управлять и эффективно трудиться, обеспечивая высокие результаты деятельности. Большинство организаций сталкиваются с необходимостью подготовить персонал к происходящим и будущим переменам.
Функции обучения
Обучение — важный, но очень непростой процесс. Еще до начала обучения сотрудников необходимо проделать большой объем подготовительной работы, понять, зачем, кого, чему и как предстоит учить.
Играя значительную роль в управлении персоналом, обучение выполняет две важные функции:
1. Приобретение новых умений и навыков позволяет работнику эффективнее выполнять производственные задачи, поставленные компанией, а последней — более полно использовать трудовой потенциал работника.
2. Появляющееся у сотрудника чувство своего высокого профессионализма, признание руководства повышают удовлетворенность работой, что, в свою очередь, мотивирует к еще более производительному труду.
При организации обучения нужно помнить, что даже у самых открытых к обучению взрослых людей имеется некоторая инертность, негибкость мышления, неспособность переключиться на новый способ решения задачи. В частности, поэтому сотрудника, имеющего разнообразный опыт достижения целей, сложно побудить изменить свое привычное поведение, если раньше оно давало какие-то результаты, и еще сложнее заставить повторно сделать то, что в прошлом приносило неудачу. По оценкам экспертов, эффективность обучения (соотношение затрат на обучение и реальных положительных производственных результатов) взрослых составляет от 12 до 20%.
Сотрудники неодинаково воспринимают и усваивают информацию, поэтому важно уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого обучаемого. Как правило, люди хотят учиться, если осознают необходимость этого и видят, как полученный результат поможет им улучшить свою деятельность. Они часто стремятся принять активное участие в обучении, привнести в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, соотнести получаемую информацию со своими целями и задачами.
Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». Собственно, это подтверждает и статистика, согласно которой на слух воспринимается лишь около 20% информации, при этом без практического закрепления через месяц в памяти остается не более 2 — 3%; зрительно человек запоминает около 30% информации, а через месяц остается не более 10%. И только при самостоятельной практической работе информация усваивается на 70%, а через месяц восстанавливается в памяти на 50%.
Методы обучения
Обучение может проводиться различными методами (от вида обучения напрямую зависит степень восприятия информации сотрудниками):
V лекции — наиболее простой и привычный вид обучения, дающий
возможность услышать или прочитать новую информацию. Эта форма
обучения требует наименьших затрат времени и усилий, но и наименее
продуктивна;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V семинары, где сначала дается информация, прочитывается лекция,
показывается материал, а затем проходит обсуждение увиденного и
услышанного. Проведение семинаров не требует особой подготовки,
поэтому часто используется руководителями;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V тренинги — наиболее эффективный вид обучения. Они позволяют
отработать предлагаемые действия в игровых, но приближенных к
реальным ситуациях, сформировать конкретные навыки.
Существует великое множество других методов обучения: деловые и ролевые игры, поведенческое моделирование, кейс-методики, обучение на рабочем месте, стажировка, наставничество и т. д. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. При планировании обучения необходимо учитывать множество факторов, чтобы грамотно составить его программу. Выбирая тот или иной метод обучения, следует ориентироваться на конкретные цели: получение новых знаний, формирование умений, выработка определенных установок, поведенческих моделей, ценностей. Для достижения комплекса целей необходимо использовать несколько методов обучения.
Обучение как мотивация
Правильный подход к процессу обучения может сделать его одним из существенных факторов мотивации, что позволит в течение длительного времени как привлекать новых специалистов, так и удерживать существующих работников. Своевременное и качественное повышение квалификации повышает эффективность работы отдельных специалистов и предприятия в целом.
Согласно исследованиям дополнительное обучение является мотивирующим фактором в среднем для 40% работающих специалистов, а потребность в самосовершенствовании — второй по силе потребностью после интересной, общественно полезной работы.
Перед тем как приступить к планированию обучающих мероприятий, целесообразно провести анализ основных мотивов сотрудников и уже исходя из этого составлять обучающие программы. В зависимости от типа мотивации сотрудники могут рассматривать процесс обучения как способ повышения профессионального совершенствования и карьерного роста, как перспективу увеличения своих доходов (грамотный специалист больше зарабатывает), как возможность творческой самореализации.
Наиболее чувствительны к мотивации обучением высококвалифицированные кадры — топ-менеджеры и ведущие специалисты. Управляющему составу можно предложить полную или частичную оплату (с рассрочкой или без) второго высшего образования, учебы в аспирантуре, обучающих курсов. Для ведущих специалистов предприятия наиболее значимо второе высшее образование. Мощным стимулом послужит и предоставление возможности участия в семинарах, конференциях, «круглых столах». Участие в этих мероприятиях значительно повышает профессиональный уровень, дает возможность пообщаться с коллегами, обсудить текущие вопросы деятельности предприятия.
Специалистов среднего звена можно заинтересовать получением профильного высшего образования, обучением на курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовкой и т. д.
Принимая на работу студентов и молодых специалистов без опыта, компания имеет шанс в перспективе получить грамотных и лояльных молодых специалистов. Студентам, работающим в компании, целесообразно предложить краткосрочную или долгосрочную программу стажировки, можно прикрепить к ним наставника, принять на неполный рабочий день. Один из лучших способов обучения и мотивации молодых сотрудников — прикрепление к ним опытного наставника. Обученный внутри компании специалист более лоялен работодателю, более ориентирован на высокие результаты по сравнению со специалистами, принятыми извне.
Если на предприятии будут работать неквалифицированные сотрудники, повышается риск потерять своего клиента, бизнес перестанет развиваться и приносить прибыль. С другой стороны, всегда присутствует риск того, что сотрудник, выучившись, уйдет к конкурентам и будет там применять полученные за ваши деньги знания. Застраховаться от этого сложно. Особенно велик этот риск при приеме молодого специалиста. Компания может вложить в него много времени и средств, а он, получив необходимый опыт и знания, так и не станет единым целым с организацией и коллективом…
Важно не только заниматься обучением специалиста, но и вкладываться в него эмоционально, создавать такие условия, в которых ему было бы комфортно трудиться. Сотрудника нужно мотивировать сознанием его ценности и полезности, показывать перспективу его дальнейшего развития в рамках организации. Важно, чтобы у него появилось чувство уверенности в завтрашнем дне, тогда он не будет «смотреть на сторону».
Обучение является важной составляющей системы мотивации, которая в конечном счете должна стимулировать персонал на реализацию личных интересов через достижение целей предприятия. Это в идеале. На деле же всегда найдутся сотрудники, которые упорно не желают меняться и осваивать новые модели поведения, объясняя это своим богатым опытом и стажем работы или тем, что не совсем понимают суть обучения, инициированного их руководством. При любом удобном случае такие сотрудники стараются уклониться от участия в обучающих мероприятиях. Но часто это связано не с ленью, а с неинтересным и/или неэффективным организационным процессом.
Вызвать негативные эмоции может направление на обучение в приказном порядке, особенно если сотрудник не видит связи между обучением и своей деятельностью. Отрицательно сказывается на мотивации обучение, проводимое в свободное время работника, а также нерегулярное, бессистемное обучение и отсутствие посттренинговых мероприятий.
Виды обучения
Компании могут проводить индивидуальное обучение отдельных сотрудников, как правило, ключевых специалистов и высшего руководства, или групповое обучение, например, линейного персонала и среднего менеджмента.
Индивидуальное обучение (участие в развивающих проектах, стажировки и временные замещения, наставничество и т. д.) является мощным мотивационным стимулом и может стать решающим аргументом за или против работы в конкретной компании. Его либо изначально включают в мотивационный пакет для специалиста, либо используют как один из инструментов удержания. Применяя эту форму обучения, можно вырастить специалиста высокой квалификации.
Групповое обучение в первую очередь нацелено на повышение квалификации персонала, во вторую — на улучшение мотивационного климата. Такое обучение может проводиться в виде лекций, профессиональных семинаров и мастер-классов, тренингов профессионального и личностного роста, курсов переподготовки и повышения квалификации. Оно формирует положительный образ компании-работодателя, дает возможность получить обратную связь и поддержку от коллег в процессе получения знаний, дает командообразующий эффект.
Групповое обучение делится на подготовку, переподготовку, повышение квалификации, социально-психологическое обучение.
Подготовка персонала проходит по двум направлениям: обучение уже работающих сотрудников (повышение квалификации, переподготовка) и новичков. Подготовка применяется в случае, если требуется обеспечить необходимую квалификацию лицам, которые ею не обладают.
Переподготовка персонала — обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие изменений в профессиональной структуре занятости, в трудоспособности работника и др. Применяется обычно в случае реорганизации или смены профиля работы компании либо в индивидуальных случаях, когда необходимо перебросить конкретного сотрудника в другое структурное подразделение.
К сведению. Согласно Положению о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденному Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571, такая переподготовка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, который осуществляется образовательными учреждениями. Ее цель — совершенствование знаний специалистов для получения дополнительной квалификации и для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Повышение квалификации — обучение работников, которые уже обладают определенными профессиональными навыками, обусловленное изменением характера и содержания труда на занимаемой должности, моральным устареванием знаний. При этом приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Применяется для совершенствования профессионализма или в случаях, когда повышается уровень работы самого предприятия, приобретается более современное оборудование и т. д. Обычно направлено на определенную группу лиц.
Социально-психологическое обучение — обучение всего коллектива или отдельных его групп коммуникативным навыкам, тренировке межличностной чувствительности; преодолению личностных комплексов и барьеров в общении; организации времени, работе в команде, технике ведения переговоров, решению конфликтных ситуаций; и др. Применяется для повышения эффективности работы персонала, его психологической адаптации, создания благоприятного микроклимата в коллективе.
Как сделать обучение эффективным?
Наиболее распространены следующие причины неэффективного обучения:
V отсутствие четкой цели обучения, увязанной со стратегией организации;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V выбор слабой или не соответствующей специфике деятельности программы;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V отсутствие посттренинговой поддержки;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V некомпетентность тренера.
Какие цели ставит работодатель, планируя провести обучение персонала? Как правило, это введение, освоение и укрепление новшеств, создание эффективного коллектива единомышленников, формирование командного духа, повышение уровня квалификации кадров, освоение навыков быстрого реагирования и решения задач, устранение источника возникновения проблем, замещение отсутствующих или выбывших работников.
Работник посредством обучения стремится поддержать и повысить свой профессиональный уровень, получить новую информацию о рынке, организациях и людях, влияющих на деятельность компании, расширить кругозор.
Правильная постановка целей обучения позволяет лучше и точнее определить требования к обучающимся, понять, на что должны быть направлены основные усилия, то есть выделить основные приоритеты в обучении.
Программы обучения, выбранные по принципу «это сейчас модно», «этому обучаются все конкуренты», «давайте сейчас обучим, а там посмотрим» и т. д., вместо того чтобы давать работникам свежие знания и развивать у них новые навыки, забавляют их или мешают работать, не приближая организацию к решению стоящих перед ней задач.
Свойства человеческой памяти таковы, что неиспользуемые, лишние данные забываются. Знания и навыки, сформированные в результате обучения, должны быть каким-то образом опробованы и закреплены в рабочей ситуации. Но в реальности приходится сталкиваться с тем, что новый опыт оказывается ненужным. Обученные сотрудники не пытаются поделиться сведениями с коллегами и в скором времени начинают работать по-старому, постепенно утрачивая приобретенные навыки. Поэтому нужно ставить такого сотрудника перед необходимостью использовать полученную информацию: создавать условия, при которых он не просто сможет применять или использовать новые знания, но которые будут стимулировать к работе по-новому — и не только обученных, но и всех остальных работников.
Большую роль в закреплении приобретенных навыков играет посттренинговая поддержка. Она может быть предоставлена в форме обратной связи по результатам обучения, рекомендаций руководству, телефонных консультаций, дополнительного закрепляющего мини-тренинга, передачи специально подобранной литературы и т. д.
Обучение — процесс динамичный и непрерывный. Нельзя однажды провести обучение и успокоиться. Это нужно понимать, и разрабатывая образовательные программы, и принимая решение об их финансировании. Обучение само по себе не делает людей умнее. Сознательные сотрудники с его помощью упорядочивают свои знания, получают опыт, расширяют свой кругозор. А несознательные впустую тратят время, силы и средства организации. И поэтому, прежде чем начинать обучение, нужно ответить на вопрос: «Сотрудники не умеют хорошо работать или не хотят?». Проводить обучение имеет смысл только в первом случае.
В. В.Аскарова
Эксперт журнала
«Отдел кадров
коммерческой организации»
Подписано в печать
29.06.2012
hr-portal.ru
Добавить комментарий
Комментарий добавить легко