Обучение при приеме на работу – Обучение на работе: обучение или работа?

Содержание

Ученический договор: обучение работника внутри компании-работодателя

 

Автор: Валентина Митрофанова, директор Института профессионального кадровика, эксперт в области трудового законодательства, ведущий бизнес-тренер

 

 

 

Ученический договор заключается в случае, если обучение проводится не сторонней организацией, а непосредственно работодателем

Хотя в практике часто работодатели неправильно толкуют нормы Трудового кодекса РФ, регламентирующего порядок заключения ученического договора и часто заключают ученические договоры отправляя работника обучаться в сторонней организации.

Это является некорректным толкованием норм трудового законодательства и может вызвать ряд значительных проблем у работодателя. Так как, возможна ситуация, что работодатель ошибочно оформив с работником ученический договор отправил его обучаться к другому работодателю и согласно требований трудового законодательства выплачивает такому работнику стипендию. Если работник, например, не закончил обучение, либо не отработал согласованный в ученическом договоре период после окончания обучения работодатель не сможет взыскать с работника стипендию и возможно, иные расходы, так как при заключении самого договора были нарушены нормы трудового законодательства.

Для того, чтобы вы в своей практике не совершили этой распространенной ошибки, давайте разберем почему ученический договор заключается только в ситуации, когда работник (или соискатель) проходят обучение именно внутри компании-работодателя?

 

Данный вывод вытекает из анализа отдельных норм:

  1. Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 200. Срок и форма ученического договора (извлечение)

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации».

Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока. Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 201. Действие ученического договора

Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока.

Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

По теме:  Как составить должностные инструкции. Бюрократия или инструмент управления?

То есть уже из этой гарантии видно, что это не может касаться прохождения обучения в сторонних организациях. Хотя, конечно, и во время прохождения обучения в сторонней организации работник может взять академический отпуск, на период длительной болезни или по иным уважительным причинам.  Тем не менее, здесь требование касается того, что именно работодатель должен продлить срок действия ученического договора с работником, у которого наступили эти уважительные причины.

  1. Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 202. Организационные формы ученичества

Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах».

То есть, например, индивидуальная форма обучения говорит о том, что лицо будет обучаться индивидуально, а не о том, что одно лицо направляется работодателем в стороннюю организацию и индивидуально для него будет реализовано обучение. Кроме этого сторонние организации скорее производят групповое обучение, а не бригадное. Поэтому даже сами формы обучения, предусмотренные Трудовым кодексом РФ говорят об обучении именно на производстве, в самой компании, например, в порядке индивидуального обучения с наставником, бригадного обучения в составе бригады, или курсового обучения.

  1. Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 203. Время ученичества.

Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством

То есть ученик должен учиться, либо учиться и работать не больше нормы рабочего времени. Что является логичным, если обучение реализуется у работодателя.  Так как именно работодатель обязан обеспечить отработку работником его нормальной продолжительности рабочего времени, без его превышения, кроме случаев напрямую установленных законодательством.

По теме :  Современные проблемы обучения на производстве глазами рекрутера

Распространить данное требование на работодателя и обучающую организацию невозможно. То есть  обязать работодателя совместно с обучающей организацией обеспечивать нормальную продолжительность работы работника законодатель не может. И, если работник проходит обучение в сторонней организации очно, или очно-заочно, то конечно, работник и работодатель могут договориться о том, чтобы установить на период обучения работнику неполное рабочее время, чтобы он мог осуществлять очное обучение, но при этом законодатель не может требовать того, чтобы продолжительность обучения в сторонней организации как то контролировалась работодателем, чтобы следить за непревышением нормальной продолжительности рабочего времени.

  1. Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам и при этом работнику должна выплачиваться стипендия

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 204. Оплата ученичества

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам».

То есть работник, или соискатель, который находится на ученическом договоре получает два вида вознаграждения:

стипендия + оплата за труд по расценкам за выполненную во время практических занятий работу.

Опять же понятно, что данные требования никак не могут распространяться на ситуацию, что работодатель отправил работника по ученическому договору получать образование (или повышать квалификационный уровень) у другой образовательной организации, но при этом работодатель еще и выплачивает работнику (соискателю) стипендию и оплату за работу по расценкам работодателя, которую данный обучаемый выполняет на практических занятиях.

И, если требование о выплате стипендии, чисто теоретически может распространятся на ситуацию, что работник обучается в другой организации, а работодатель платит ему стипендию, то требование оплатить по расценкам работодателя работу во время практических занятий точно касается ситуации, что работник выполняет работу именно у этого работодателя.

Хотя вопрос про стипендию также реализуется всегда через учебную организацию. Даже если работник обучается на коммерческой основе и за него оплату производит работодатель, и работник получает стипендию, все равно выплату стипендии производит именно учебное заведение, за счет своих средств или средств включенных в оплату обучения.

То есть статья 204 Трудового кодекса РФ, которая регламентирует оплату ученичества четко показывает, что сам процесс обучения организован у самого работодателя, где обучаемый проходит и обучение и получает за это стипендию и если во время практических занятий он выполняет какие-то работы, за которые в этой организации установлена оплата, то обучаемый имеет право и на оплату этой работы по расценкам, которые установлены в этой компании.

  1. На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства

На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда».

Данная норма обусловлена тем, что даже ученики, получающие образование с отрывом от работы получают его непосредственно у работодателя, поэтому законодательство об охране труда на них и распространяется.

Что в данном случае подразумевает под собой распространение требований трудового законодательства?

Это и право таких работников на отпуска, право на оплату листов нетрудоспособности, право на поощрение, а также права на соблюдение режима труда и отдыха, работу в условиях рабочих мест, прошедших специальную оценку, право на прохождение медицинских осмотров за счет средств работодателя, в случаях установленных законодательством и т.д.

  1. В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством

Выписка:

Трудовой кодекс РФ.

«Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества (извлечение)

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством».

По теме:  Обучение руководителей: актуальность, мотивация, стратегия и методы

Как можно увидеть в данной норме не говорится, что обучение проводилось за счет средств работодателя, что было бы свойственно при обучении в сторонней организации, а говорится «расходы в связи с ученичеством». А при рассмотрении первого варианта, когда работник обучается в сторонней организации (то что мы рассматривали выше)  формулировка была «работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение».

Кроме всего прочего существенным является то, что согласно статье 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, заключается договор об образовании (договор об оказании платных образовательных услуг), а не ученический договор.

Выписка:

«Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

  1. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее — договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период».

 

Ученический договор кроме работников, может заключаться и с соискателем, то есть с лицом, ищущим работу.

С  работником  такой ученический договор может заключаться как на получение образования с отрывом от работы, так и без отрыва от работы.

 

Итак, подводя итоги: ученический договор заключается работодателем с работником или лицом, которое ищет работу (соискателем) на обучение внутри компании.  Но здесь необходимо понимать, что в данном случае сам работодатель должен иметь соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Выписка:

«Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (извлечение)

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение (извлечение)

  1. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение».

То есть ученический договор заключается в случае, если обучение проводится не сторонней организацией, а непосредственно работодателем по реализуемым им образовательным программам в специально созданных для этих целей структурных образовательных подразделениях (например, учебных центрах) и при этом работодатель имеет лицензию на образовательную деятельность.

Таким образом, ученический договор не может заключаться в случае, если обучение проводится не самим работодателем, а сторонней организацией, несмотря на то, что обучение проводится за счет средств работодателя.

 

Обратите внимание, если ваша организация будет заключать ученические договоры на законных основаниях, то есть имея лицензию на образовательную деятельность, необходимо будет предоставить работникам все гарантии, предусмотренные главой 32 Трудового кодекса РФ, о которых речь шла выше.

 

 

Автор публикации

Коллеги ! Рады Вашим публикациям !
Зарегистрируйтесь в личном кабинете, как автор и самостоятельно ведите свою колонку ! Все уникальные статьи попадут в еженедельную рассылку.

Комментарии: 29Публикации: 1585Регистрация: 05-06-2013

hr-media.ru

Обучение персонала как оно есть

«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 7

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ОНО ЕСТЬ

Сегодня все больше работодателей приходят к пониманию, что именно обученный, высококвалифицированный сотрудник является решающим фактором для выживания и развития организации. Да и сами работники осознают, что достойный профессиональный уровень и квалификация — залог успешной работы и высокого дохода.

Но всякое ли обучение дает желаемый результат? Почему одни сотрудники с энтузиазмом относятся к обучению, а другие расценивают это как наказание? В каких случаях обучение становится мощным мотивирующим фактором, а когда отбивает всякое желание работать? Что позволит сделать обучение эффективным?

В век глобализации и стремительных изменений компаниям все сложнее оставаться актуальными, современными, удовлетворять возрастающие потребности своих клиентов. Растет число конкурентов, появляются новые продукты, новые технологии. В таких условиях организации остро нуждаются в квалифицированных кадрах, способных грамотно управлять и эффективно трудиться, обеспечивая высокие результаты деятельности. Большинство организаций сталкиваются с необходимостью подготовить персонал к происходящим и будущим переменам.

Функции обучения

Обучение — важный, но очень непростой процесс. Еще до начала обучения сотрудников необходимо проделать большой объем подготовительной работы, понять, зачем, кого, чему и как предстоит учить.

Играя значительную роль в управлении персоналом, обучение выполняет две важные функции:

1. Приобретение новых умений и навыков позволяет работнику эффективнее выполнять производственные задачи, поставленные компанией, а последней — более полно использовать трудовой потенциал работника.

2. Появляющееся у сотрудника чувство своего высокого профессионализма, признание руководства повышают удовлетворенность работой, что, в свою очередь, мотивирует к еще более производительному труду.

При организации обучения нужно помнить, что даже у самых открытых к обучению взрослых людей имеется некоторая инертность, негибкость мышления, неспособность переключиться на новый способ решения задачи. В частности, поэтому сотрудника, имеющего разнообразный опыт достижения целей, сложно побудить изменить свое привычное поведение, если раньше оно давало какие-то результаты, и еще сложнее заставить повторно сделать то, что в прошлом приносило неудачу. По оценкам экспертов, эффективность обучения (соотношение затрат на обучение и реальных положительных производственных результатов) взрослых составляет от 12 до 20%.

Сотрудники неодинаково воспринимают и усваивают информацию, поэтому важно уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого обучаемого. Как правило, люди хотят учиться, если осознают необходимость этого и видят, как полученный результат поможет им улучшить свою деятельность. Они часто стремятся принять активное участие в обучении, привнести в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, соотнести получаемую информацию со своими целями и задачами.

Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». Собственно, это подтверждает и статистика, согласно которой на слух воспринимается лишь около 20% информации, при этом без практического закрепления через месяц в памяти остается не более 2 — 3%; зрительно человек запоминает около 30% информации, а через месяц остается не более 10%. И только при самостоятельной практической работе информация усваивается на 70%, а через месяц восстанавливается в памяти на 50%.

Методы обучения

Обучение может проводиться различными методами (от вида обучения напрямую зависит степень восприятия информации сотрудниками):

V лекции — наиболее простой и привычный вид обучения, дающий

возможность услышать или прочитать новую информацию. Эта форма

обучения требует наименьших затрат времени и усилий, но и наименее

продуктивна;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V семинары, где сначала дается информация, прочитывается лекция,

показывается материал, а затем проходит обсуждение увиденного и

услышанного. Проведение семинаров не требует особой подготовки,

поэтому часто используется руководителями;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V тренинги — наиболее эффективный вид обучения. Они позволяют

отработать предлагаемые действия в игровых, но приближенных к

реальным ситуациях, сформировать конкретные навыки.

Существует великое множество других методов обучения: деловые и ролевые игры, поведенческое моделирование, кейс-методики, обучение на рабочем месте, стажировка, наставничество и т. д. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. При планировании обучения необходимо учитывать множество факторов, чтобы грамотно составить его программу. Выбирая тот или иной метод обучения, следует ориентироваться на конкретные цели: получение новых знаний, формирование умений, выработка определенных установок, поведенческих моделей, ценностей. Для достижения комплекса целей необходимо использовать несколько методов обучения.

Обучение как мотивация

Правильный подход к процессу обучения может сделать его одним из существенных факторов мотивации, что позволит в течение длительного времени как привлекать новых специалистов, так и удерживать существующих работников. Своевременное и качественное повышение квалификации повышает эффективность работы отдельных специалистов и предприятия в целом.

Согласно исследованиям дополнительное обучение является мотивирующим фактором в среднем для 40% работающих специалистов, а потребность в самосовершенствовании — второй по силе потребностью после интересной, общественно полезной работы.

Перед тем как приступить к планированию обучающих мероприятий, целесообразно провести анализ основных мотивов сотрудников и уже исходя из этого составлять обучающие программы. В зависимости от типа мотивации сотрудники могут рассматривать процесс обучения как способ повышения профессионального совершенствования и карьерного роста, как перспективу увеличения своих доходов (грамотный специалист больше зарабатывает), как возможность творческой самореализации.

Наиболее чувствительны к мотивации обучением высококвалифицированные кадры — топ-менеджеры и ведущие специалисты. Управляющему составу можно предложить полную или частичную оплату (с рассрочкой или без) второго высшего образования, учебы в аспирантуре, обучающих курсов. Для ведущих специалистов предприятия наиболее значимо второе высшее образование. Мощным стимулом послужит и предоставление возможности участия в семинарах, конференциях, «круглых столах». Участие в этих мероприятиях значительно повышает профессиональный уровень, дает возможность пообщаться с коллегами, обсудить текущие вопросы деятельности предприятия.

Специалистов среднего звена можно заинтересовать получением профильного высшего образования, обучением на курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовкой и т. д.

Принимая на работу студентов и молодых специалистов без опыта, компания имеет шанс в перспективе получить грамотных и лояльных молодых специалистов. Студентам, работающим в компании, целесообразно предложить краткосрочную или долгосрочную программу стажировки, можно прикрепить к ним наставника, принять на неполный рабочий день. Один из лучших способов обучения и мотивации молодых сотрудников — прикрепление к ним опытного наставника. Обученный внутри компании специалист более лоялен работодателю, более ориентирован на высокие результаты по сравнению со специалистами, принятыми извне.

Если на предприятии будут работать неквалифицированные сотрудники, повышается риск потерять своего клиента, бизнес перестанет развиваться и приносить прибыль. С другой стороны, всегда присутствует риск того, что сотрудник, выучившись, уйдет к конкурентам и будет там применять полученные за ваши деньги знания. Застраховаться от этого сложно. Особенно велик этот риск при приеме молодого специалиста. Компания может вложить в него много времени и средств, а он, получив необходимый опыт и знания, так и не станет единым целым с организацией и коллективом…

Важно не только заниматься обучением специалиста, но и вкладываться в него эмоционально, создавать такие условия, в которых ему было бы комфортно трудиться. Сотрудника нужно мотивировать сознанием его ценности и полезности, показывать перспективу его дальнейшего развития в рамках организации. Важно, чтобы у него появилось чувство уверенности в завтрашнем дне, тогда он не будет «смотреть на сторону».

Обучение является важной составляющей системы мотивации, которая в конечном счете должна стимулировать персонал на реализацию личных интересов через достижение целей предприятия. Это в идеале. На деле же всегда найдутся сотрудники, которые упорно не желают меняться и осваивать новые модели поведения, объясняя это своим богатым опытом и стажем работы или тем, что не совсем понимают суть обучения, инициированного их руководством. При любом удобном случае такие сотрудники стараются уклониться от участия в обучающих мероприятиях. Но часто это связано не с ленью, а с неинтересным и/или неэффективным организационным процессом.

Вызвать негативные эмоции может направление на обучение в приказном порядке, особенно если сотрудник не видит связи между обучением и своей деятельностью. Отрицательно сказывается на мотивации обучение, проводимое в свободное время работника, а также нерегулярное, бессистемное обучение и отсутствие посттренинговых мероприятий.

Виды обучения

Компании могут проводить индивидуальное обучение отдельных сотрудников, как правило, ключевых специалистов и высшего руководства, или групповое обучение, например, линейного персонала и среднего менеджмента.

Индивидуальное обучение (участие в развивающих проектах, стажировки и временные замещения, наставничество и т. д.) является мощным мотивационным стимулом и может стать решающим аргументом за или против работы в конкретной компании. Его либо изначально включают в мотивационный пакет для специалиста, либо используют как один из инструментов удержания. Применяя эту форму обучения, можно вырастить специалиста высокой квалификации.

Групповое обучение в первую очередь нацелено на повышение квалификации персонала, во вторую — на улучшение мотивационного климата. Такое обучение может проводиться в виде лекций, профессиональных семинаров и мастер-классов, тренингов профессионального и личностного роста, курсов переподготовки и повышения квалификации. Оно формирует положительный образ компании-работодателя, дает возможность получить обратную связь и поддержку от коллег в процессе получения знаний, дает командообразующий эффект.

Групповое обучение делится на подготовку, переподготовку, повышение квалификации, социально-психологическое обучение.

Подготовка персонала проходит по двум направлениям: обучение уже работающих сотрудников (повышение квалификации, переподготовка) и новичков. Подготовка применяется в случае, если требуется обеспечить необходимую квалификацию лицам, которые ею не обладают.

Переподготовка персонала — обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие изменений в профессиональной структуре занятости, в трудоспособности работника и др. Применяется обычно в случае реорганизации или смены профиля работы компании либо в индивидуальных случаях, когда необходимо перебросить конкретного сотрудника в другое структурное подразделение.

К сведению. Согласно Положению о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденному Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571, такая переподготовка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, который осуществляется образовательными учреждениями. Ее цель — совершенствование знаний специалистов для получения дополнительной квалификации и для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Повышение квалификации — обучение работников, которые уже обладают определенными профессиональными навыками, обусловленное изменением характера и содержания труда на занимаемой должности, моральным устареванием знаний. При этом приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Применяется для совершенствования профессионализма или в случаях, когда повышается уровень работы самого предприятия, приобретается более современное оборудование и т. д. Обычно направлено на определенную группу лиц.

Социально-психологическое обучение — обучение всего коллектива или отдельных его групп коммуникативным навыкам, тренировке межличностной чувствительности; преодолению личностных комплексов и барьеров в общении; организации времени, работе в команде, технике ведения переговоров, решению конфликтных ситуаций; и др. Применяется для повышения эффективности работы персонала, его психологической адаптации, создания благоприятного микроклимата в коллективе.

Как сделать обучение эффективным?

Наиболее распространены следующие причины неэффективного обучения:

V отсутствие четкой цели обучения, увязанной со стратегией организации;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V выбор слабой или не соответствующей специфике деятельности программы;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V отсутствие посттренинговой поддержки;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V некомпетентность тренера.

Какие цели ставит работодатель, планируя провести обучение персонала? Как правило, это введение, освоение и укрепление новшеств, создание эффективного коллектива единомышленников, формирование командного духа, повышение уровня квалификации кадров, освоение навыков быстрого реагирования и решения задач, устранение источника возникновения проблем, замещение отсутствующих или выбывших работников.

Работник посредством обучения стремится поддержать и повысить свой профессиональный уровень, получить новую информацию о рынке, организациях и людях, влияющих на деятельность компании, расширить кругозор.

Правильная постановка целей обучения позволяет лучше и точнее определить требования к обучающимся, понять, на что должны быть направлены основные усилия, то есть выделить основные приоритеты в обучении.

Программы обучения, выбранные по принципу «это сейчас модно», «этому обучаются все конкуренты», «давайте сейчас обучим, а там посмотрим» и т. д., вместо того чтобы давать работникам свежие знания и развивать у них новые навыки, забавляют их или мешают работать, не приближая организацию к решению стоящих перед ней задач.

Свойства человеческой памяти таковы, что неиспользуемые, лишние данные забываются. Знания и навыки, сформированные в результате обучения, должны быть каким-то образом опробованы и закреплены в рабочей ситуации. Но в реальности приходится сталкиваться с тем, что новый опыт оказывается ненужным. Обученные сотрудники не пытаются поделиться сведениями с коллегами и в скором времени начинают работать по-старому, постепенно утрачивая приобретенные навыки. Поэтому нужно ставить такого сотрудника перед необходимостью использовать полученную информацию: создавать условия, при которых он не просто сможет применять или использовать новые знания, но которые будут стимулировать к работе по-новому — и не только обученных, но и всех остальных работников.

Большую роль в закреплении приобретенных навыков играет посттренинговая поддержка. Она может быть предоставлена в форме обратной связи по результатам обучения, рекомендаций руководству, телефонных консультаций, дополнительного закрепляющего мини-тренинга, передачи специально подобранной литературы и т. д.

Обучение — процесс динамичный и непрерывный. Нельзя однажды провести обучение и успокоиться. Это нужно понимать, и разрабатывая образовательные программы, и принимая решение об их финансировании. Обучение само по себе не делает людей умнее. Сознательные сотрудники с его помощью упорядочивают свои знания, получают опыт, расширяют свой кругозор. А несознательные впустую тратят время, силы и средства организации. И поэтому, прежде чем начинать обучение, нужно ответить на вопрос: «Сотрудники не умеют хорошо работать или не хотят?». Проводить обучение имеет смысл только в первом случае.

В. В.Аскарова

Эксперт журнала

«Отдел кадров

коммерческой организации»

Подписано в печать

29.06.2012

hr-portal.ru

Обучение при приеме на работу

Ответил адвокат — Коллегия адвокатов:

Здравствуйте Алена!
Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование.
Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Статьей 249 ТК РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение.
Из приведенных норм закона следует, что работник обязан возместить затраты работодателя на его обучение при приеме на работу в случае увольнения без уважительной причины ранее срока, установленного соглашением сторон, в сумме, пропорциональной неотработанному времени.
Статьей 57 ТК РФ установлены требования к содержанию трудового договора, в том числе определено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.
Следует также отметить: то обстоятельство, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров определяется работодателем, не отменяет право последнего установить для работника, прошедшего обучение, в том числе повышение квалификации за счет работодателя, обязанность отработать после обучения определенное время либо требовать возврата суммы, потраченной на обучение работника, в случае его досрочного увольнения без уважительной причины,

www.urprofy.ru

Обучение работников рабочих профессий. Обучение руководителей и специалистов

Обучение работников рабочих профессий

Работодатель обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Все работники, принимаемые на работу на предприятие, должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда по 10-часовой программе, на работах с повышенной опасностью по 20-часовой программе. Обучение проводится по программам, утвержденным работодателем.

Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными условиями труда, где требуется профессиональный отбор, организуется предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией.

Кроме того, работодатель организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем, но не позднее одного месяца после приема на работу.

Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Периодические обучение и проверка знаний рабочих по охране труда проводятся не реже 1 раз в 3 года, если она не определена другими нормативными документами.

Обучение руководителей и специалистов

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования — преподаватели дисциплин “охрана труда”, “безопасность жизнедеятельности”, “безопасность технологических процессов и производств”, а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности.

Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Руководители и специалисты организаций, не прошедшие проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязаны после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца. Вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей и специалистов, не прошедших проверку знаний по охране труда во второй раз, решается руководителем предприятия в установленном порядке.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель обязан проводить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте.

ohrana-bgd.ru

Принять деньги за обучение при приеме на работу

Отсутствие трудового договора с самого первого дня трудовой деятельности должно сильно насторожить, потому что принимать сотрудника на испытательный срок, не оформляя его документально, неправомерно. Сотрудник вправе требовать заключения договора с первого дня работы. Воспользовавшись трудом нанятых работников, недобросовестные работодатели ничего им не платят и попросту «выставляют» на улицу. Как устроиться на работу правильно и не быть обманутым мошенниками Или заманивают на курсы «с гарантией последующего трудоустройства в престижных инофирмах». Возможно, лекции и будут, но ничего престижнее, чем работу распространителя косметики или товаров для дома, тебе потом не предложат. — Еще один вариант: сбор денег за обучение с перспективой устроиться менеджером турфирмы или страховым агентом. Как правило, все заканчивается отборочным этапом, который никто не проходит.

Как организовать обучение сотрудников за счет работодателя

Внимание Обычно срок определяется на основании следующих факторов:
  • Стоимости образовательной услуги.
  • Ценности получаемых знаний.
  • Продолжительности обучения.

Сроки обязательно фиксируются в соглашении между сторонами. Особенности взыскания расходов с сотрудника при увольнении С сотрудника можно взыскать расходы за предоставленную ранее образовательную услугу только в том случае, если он увольняется по неуважительной причине.


Инфо

Данное правило оговорено статьями 207 и 249 ТК РФ. Однако в законе не уточнены причины, которые могут считаться уважительными или неуважительными. Данные нюансы определяются на основании существующей судебной практики.

На собеседовании предложили заплатить за обучение

А есть нечто вроде «представительство зарубежной фирмы», «крупная торговая компании» и т. п. — Если у фирмы, позиционирующей себя как крупная, нет сайта. Хотя, когда проворачиваются масштабные махинации, мошенники не жалеют средств на Веб-ресурсы. — Если в предлагаемой вакансии не указаны конкретное название должности и набор функциональных обязанностей. Объявления типа «Партнер в бизнес-проект», «Помощник руководителя» и «Требуются менеджеры, обращаться только девушкам (с выездом за границу)» ничего хорошего не сулят.

Важно

Не попадись Здесь список действий, которые уберегут тебя от возможных разочарований и потерь, твои нервы и здоровье. — Не обращай внимания на объявления, размещенные на столбах или в метро. Не доверяй визиткам, которые раздают на улице. Солидные фирмы так работников не ищут.


— Не соблазняйся вакансиями, которые получаешь в виде безадресной массовой рассылки (спама).

Сегодня о грустном — о мошенниках

Содержание страницы

  1. Обучение сотрудника за счет работодателя по ТК РФ
  2. Виды расходов работодателя на обучение
  3. Правила и особенности отработки за обучение
  4. Учет расходов на обучение

Бизнес – это, прежде всего, люди, поэтому руководители престижных компаний заботятся о постоянном повышении квалификации своих сотрудников. Обучение за счет работодателя – довольно частое явление, так как вклад в образование сотрудника – выгодная инвестиция.
Обучение сотрудника за счет работодателя по ТК РФ В статье 196 ТК указано, что решение об оплате профессионального обучения сотрудника принимает работодатель. Руководитель также вправе самостоятельно определять условия и порядок учебы.
Все принятые правила нужно зафиксировать в коллективном договоре и прочих внутренних актах. В большинстве случаев обучение работников – право, но не обязанность работодателя.

Почему работодатель просит заплатить (см.)?

Тут же успокоят, скажут, что для Вас этот тест пройти будет проще простого. Небольшая формальность и можно уже будет выходить на работу. Ну конечно, Вы уже понимаете, что будет после окончания теста. Скажут, сожалеем, но Вы не смогли пройти данный тест.

Покажут красивые графики. А денежку за тестирование уже не вернешь Бывает такое чаще в Москве, где с жильем напряженка. Фирма устраивает на работу + предоставляет общежитие по минимальным рыночным ценам.

Приходите, оплачиваете общежитие. Когда приезжаете по указанному адресу в общежитие, оказывается, что Вас там никто не ждет. Могут Вас погонять недельку, пообещать разобраться с вопросом.

Потом сотрудник заболеет, секретарша смениться, в общем, концы в воду … Одним из распостраненных способов обмана являются задания для проверки соискателя. Особенно это развито среди специальностей, связанных с программированием.

Как устроиться на работу правильно и не быть обманутым мошенниками

Пообещают, что данное обучение очень ценно само по себе, могут сказать даже, что курсы закрытые и обучают специальным методикам. Например, секретные методики по продажам. Что соискатель подходит по всем параметрам, но единственное, что не хватает, так это вот этого специального обучения.

Которое, естественно, платное. После такого обучения уже может оказаться, что вакансия закрыта, фирма может вообще испариться бесследно. Или, в крайнем случае, предложат Вам заняться распостранением какой-нибудь продукции сомнительного характера.


Помните, что нормальный работодатель не берет деньги за обучение, тем более до начала оформления трудового договора! Вам могут сказать, что Вы уже практически приняты. Необходимо только открыть счет для перечисления заработной платы. Как вариант – оформить банковскую карту. Может быть пластиковый красивый пропуск.

Если при трудоустройстве просят деньги

Расторжение ученического договора по уважительным причинам»). Компенсировать затраты на обучение нужно в размере, пропорциональном не отработанному сотрудником времени (подробнее об этом см., «Компенсируем понесенные затраты на обучение сотрудника при его увольнении»).В зависимости от того, как составлен ученический договор, возможны два варианта возмещения расходов:

  • порядок компенсации расходов установлен ученическим договором;
  • порядок возмещения затрат работодателя в договоре не прописан.

В первом случае, возмещение расходов производится в порядке, предусмотренном в договоре.Во втором случае, компенсация денежных средств производится в общем порядке возмещения работником материального ущерба, а именно (гл.

39, ст.

Кто заплатит за обучение работника?

Для ускорения необходимо деньги заплатить сразу сейчас, получить спецодежду. А с зарплаты тогда ее обещают возместить. Запомните: при таком раскладе самый благоприятный вариант – это то, что вам выдадут какую-то одежду (ее цена окажется выше раза в два, чем в магазине) и скажут, что вакансия пока занята. Придется еще немного подождать. Ждите, Вам перезвонят. В худшем случае после оплаты фирмы уже не находится.
Или на этом месте сидит уже другой человек, который говорит, что видит здесь Вас в первый раз и ничего не знает. Классика жанра, на которую «клюют» уже только самые наивные соискатели. Это платные прохождения тестов. На предварительном собеседовании Вам сообщают, что все замечательно, на 99% процентов Вы уже подходите. Работа очень престижная и хорошо оплачиваемая. Осталась лишь небольшая формальность – платный тест. Могут объяснить, что фирма иностранная и это у них так принято.

Юридическая помощь!

г. Москва и обл.

г. Санкт-Петербург и обл.

Федеральный номер

vrkadoverie.ru

Обучение при приеме на работу тк рф

ТК РФ; если студент просит, то это нужно отразить;

  • если работнику – студенту ещё нет 18 лет, то он может работать не более 35 часов в неделю – ст. 92 ТК РФ;
  • лицам моложе 18 лет нельзя назначать испытательный срок – ст. 70 ТК РФ.

Трудовой договор подписывается обеими сторонами. Запись в трудовой книжке Если работа студента является основной, и он работает уже больше 5 дней, работодатель обязан сделать запись в трудовой книжке. Об этом сказано в ст. 65 ТК РФ. Записи в трудовой будут выглядеть следующим образом (как и в стандартном случае): Стаж Для начисления пенсии необходим страховой стаж, то есть период, в течение которого за работника отчислялись взносы в ПФР. Это никак не связано с режимом рабочего времени и базой для исчисления взносов. Режим рабочего времени В соответствии со ст.

Статья 65. документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Таким образом, срок обучения организация определяет для каждого случая индивидуально.

Это следует из положений части 1 статьи 200 Трудового кодекса РФ.
При необходимости в дальнейшем срок может быть изменен по соглашению сторон.


Если ученик заболел или проходил военные сборы, то действие ученического договора продлевают на период фактического отсутствия (ч.
2 ст. 201

Внимание

ТК РФ). Вопрос из практики: можно ли изменить профиль профессиональной подготовки или увеличить срок обучения, если во время учебы возникла такая необходимость.


С сотрудником (соискателем) заключен ученический договор Да, можно.


Инфо

Но изменить условия ученического договора можно только по соглашению сторон (ст.


201 ТК РФ). Для этого нужно заключить с учеником дополнительное соглашение в письменном виде.
В нем изложите пункты договора, нуждающиеся в корректировке, в новой редакции.

Как оплачивается обучение до приема на работу?

Фармацевтическую деятельность вправе также осуществлять лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Статья 65 тк рф. документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Ранее в положении о лицензировании образовательной деятельности было указано, что в том, случае, если обучающая организация не выдает обучающимся документ об образовании и не проводит итоговую аттестацию, то лицензия ей не нужна (Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 837 Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации…

Необходимое обучение до приема на работу???!

Для заключения трудового договора в результате избрания по конкурсу трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должны быть определены: • перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу; • порядок конкурсного избрания на эти должности.
В настоящее время законодательными и иными нормативными правовыми актами порядок проведения конкурса установлен лишь в отношении отдельных категорий работников и служащих.

Важно

Так, например, в соответствии со ст. 332 ТК РФ заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.


Если же возникает необходимость провести конкурс в коммерческой организации, законом это, конечно же, не запрещено, однако нужно четко следовать букве закона.

Стажировка на рабочем месте: к чему обязывает тк рф

На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст.
205 ТК РФ). В период ученичества соискателям и сотрудникам выплачивают стипендию.

Ее размер зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации.

При этом стипендия не может быть меньше 1 МРОТ. Такие правила установлены в части 1 статьи 204 Трудового кодекса РФ. Размер стипендии нужно обязательно прописать в ученическом договоре. Внимание: выплату стипендии по ученическому договору нельзя ставить в зависимость от сдачи промежуточной аттестации или экзаменов В курс обучения могут входить практические занятия в организации. Такую работу нужно оплатить отдельно по установленным в организации расценкам. Об этом сказано в части 2 статьи 204 Трудового кодекса РФ. Трудовой кодекс РФ не уточняет, в каком документе должны быть установлены расценки.

Отпуск продлеваем, но приказ не издаём. — Нет. Отпуск не продлеваем и приказ не издаём.

Проголосовать и узнать результаты опроса всех Все опросы сайта Тест дня Книги по кадровому делопроизводству От профессионалов КД.Печатные и электронные версии.Доставка по РФ Все книги Заказать Журналы учета и регистрации.

Разные! Отличное качество, плотная обложка+ПВХ, чёткая разлиновка, правильные графы.

zakon52.ru

Прием на работу студента: пошаговая инструкция оформления, приказ, необходимые документы, разница в оформлении между студентом очной и заочной формой обучения

Желание не зависеть от родителей и потребность в денежных средствах заставляет студента искать работу. Для работодателя сотрудничество с этой категорией граждан связано с рядом особенностей. Прием студента на работу в обязательном порядке проходит с учетом формы обучения. Если лицо обучается на очном отделении ВУЗа, стандартный трудовой договор заключить не получится. Процесс должен выполняться в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ.

ТК РФ

Особенности взаимодействия работника и работодателя в РФ регулирует Трудовой кодекс. Правила составления соглашения с сотрудником отражены в главах 10-11. В соответствии со статьей 59 ТК РФ, если студент обучается на очном отделении ВУЗа, работодатель может заключить с потенциальным работником только срочный договор. Это связано с тем, что обычно студенты-очники хотят найти только подработку на лето.

Внимание

Если сотрудник ещё не достиг совершеннолетия, должна быть установлена сокращенная рабочая неделя. Правило закреплено в статье 92 ТК РФ. Условие должно быть отражено в договоре.

Если человек уже достиг совершеннолетия, он также имеет право просить у работодателя установить неполную рабочую неделю. Для этого потребуется составить заявление или обсудить сотрудничество во время подписания трудового договора. Правило закреплено в статье 93 ТК РФ.

В соответствии со статьей 173 ТК РФ и ФЗ №125 от 22 августа 1996 года, работодатель обязан предоставлять гражданину, который получает образование, оплачиваемый учебный отпуск для подготовки и сдачи экзаменов. Продолжительность периода зависит от курса обучения и основания отпуска.

Дополнительная информация

Наименьший период отдыха в связи с учебой получают студенты начальных курсов. Больше всего времени предоставляется дипломникам. Их учебный отпуск может достигать 4 месяцев.

Прием на работу студента очного отделения

Если компания нанимает лицо, обучающееся на очном отделении ВУЗа, гражданин приобретает те же права и обязанности, что и другие сотрудники организации. Взаимодействие осуществляется на основании норм ТК РФ. Если гражданин оформляется в компанию для прохождения практики, договор заключается между работодателем и учебным учреждением. Стандартное соглашение предстоит подписать, если студент проходит в компании производственную практику. Со студентом-очником заключается срочный договор.

Пошаговая инструкция оформления на работу студента очного отделения

В ТК РФ не отражены положения, касающиеся приема на работу студентов-очников. Однако ряд особенностей всё же существует. Процедура осуществляется по следующей схеме:

  1. Гражданин приходит на собеседование. Работодатель определяет, готов ли он начать сотрудничество со студентом. Во внимание стоит принять возраст претендентов. Не все обучающиеся в ВУЗе достигли совершеннолетия. Заключить соглашение можно только с лицами старше 16 лет. Трудовой кодекс предусматривает ряд ограничений для несовершеннолетних сотрудников. Такие граждане не могут выполнять перечень определенных работ, зафиксированных законодательно. На работодателя накладываются дополнительные обязанности. Он должен будет направить кандидата на обязательный медицинский осмотр за свой счёт. Испытательный срок в отношении несовершеннолетних граждан установить нельзя.
  2. Студент предоставляет пакет документов. Гражданина знакомят с нормами, действующими в организации. Затем уполномоченные сотрудники предлагают подписать трудовой договор.
  3. Работодатель издает приказ о приеме на работу студента. Если гражданин начинает работать впервые, заводится трудовая книжка. Дополнительно оформляется СНИЛС, если документ отсутствует. Лицо должно оставить подпись на приказе. Факт подтверждает знакомство с документом. Действия необходимо выполнить в течение 3 дней с момента начала трудовой деятельности.
  4. Гражданин приступает к трудовым обязанностям.

С гражданином нельзя заключить трудовой договор о работе по совместительству только на основании того, что лицо является обучающимся очного отделения ВУЗа. Учёба не может рассматриваться в качестве дополнительного места трудоустройства.

К сведению

Стоит обратить внимание на режим работы студента-очника. Граждане, входящие в эту категорию, редко могут трудиться 8 часов в сутки. Закон устанавливает ограничения для несовершеннолетних граждан. Они не могут работать больше 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего дня не может превышать 7 часов. Работодатель должен быть готов к тому, что потребуется установка особого графика для сотрудника-студента.

Необходимые документы

Чтобы компания согласилась нанять студента, он должен подготовить пакет документов и предоставить их работодателю. В перечень необходимо включить:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий прохождение обучения;
  • трудовая книжка, если имеется;
  • ИНН и СНИЛС, если имеется;
  • полис ОМС.
Дополнительная информация

Если лицо устраивается на работу впервые, оно должно приобрести новую трудовую книжку. Ее заполнением займется работодатель. ИНН и СНИЛС студент должен получить самостоятельно.

Приказ о приеме на работу

Если компания принимает нового сотрудника, потребуется оформить приказ. Он составляется по форме №Т-1. В документе должны быть отражены основные положения трудового договора, подписанного со студентом. С готовым приказом необходимо ознакомить работника, в отношении которого оформляется локальный нормативно-правовой акт.

В качестве подтверждения факта ознакомления с приказом, человек должен поставить подпись. Действия нужно выполнить в течение 3 суток с момента начала выполнения трудовых обязанностей. По желанию принимаемого на работу студента может быть предоставлена копия приказа, заверенная в соответствии с правилами. Скачать пример приказа можно здесь.

Полный и неполный рабочий день

Студенты могут осуществлять работу на полный или неполный день. Если в компанию устраивается несовершеннолетний гражданин, он не может работать больше 7 часов в сутки. Такое правило закреплено в ТК РФ. Совершеннолетние граждане имеют право попросить установку неполного рабочего дня по собственному желанию. Сведения об этом должны быть в обязательном порядке отражены в трудовом договоре. В соглашении предстоит указать:

  • какие дни будут считаться рабочими;
  • продолжительность работы в сутки и в неделю;
  • перерывы во время выполнения трудовой деятельности, если имеются;
  • время начала и окончания рабочего дня;
  • выходные дни.
К сведению

Дополнительно в соглашении должно быть четко зафиксировано, что студент осуществляет деятельность на неполное рабочее время.

Студенты-заочники обычно устраиваются на общих основаниях. Им устанавливается полный рабочий день, если они не являются несовершеннолетними. Иное возможно по предварительной договоренности сторон. Особенности предстоящего сотрудничества при приеме на работу в обязательном порядке фиксируются документально.

Обязанности работодателя

Список обязанностей фиксирует ТК РФ. Перечень актуален в независимости от того, кто принимается на работу. Работодатель обязан:

  • соблюдать нормы действующего законодательства;
  • обеспечивать одинаковую оплату за равный труд;
  • предоставлять работу в соответствии с трудовым договором;
  • обеспечивать оборудованием и иными средствами, необходимыми для выполнения трудовых обязанностей;
  • знакомить с локальными нормативными актами;
  • выплачивать заработную плату;
  • выполнять предписания Федерального органа исполнительной власти;
  • вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор;
  • обеспечивать бытовые нужды в связи с исполнением трудовых обязанностей ;
  • произведение обязательного социального страхования;
  • возмещать вред, который работник понес в результате выполнения трудовых обязанностей;
  • рассматривать предписание профсоюзных органов.
Внимание

Существуют и особые обязанности, которые возникают только в случае, если на работу принят студент. Так, работодатель обязан предоставлять ученический отпуск. Если на работу принимается несовершеннолетний гражданин, компания обязана скорректировать график работы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ответственность работодателя

Особых положений, касающихся ответственности при приеме на работу студента, ТК РФ не фиксирует.

Ответственность студента

Действие трудового кодекса распространяется на студента в полной мере. Если с лицом заключается договор, оно несет полную материальную ответственность. Если имущество работодателя будет испорчено по вине сотрудника, студент должен будет возместить его стоимость.

Испытательный срок

Трудовой кодекс позволяет работодателю определить потребность в испытательном сроке по собственному желанию. Если компания решит, что период необходим, он будет установлен. Наличие испытательного срока должно быть отражено в соглашении между работником и организацией.

ВАЖНО

Правило действует, если студенту исполнилось 18 лет. Если гражданин младше, закон не позволяет установить испытательный срок. Сотрудничество сразу же должно быть начато на постоянной основе.

Отпуск для студентов

Предоставление и оплата отпуска для сотрудника-студента выполняется в соответствии со стандартными правилами. Предоставление заработной платы осуществляется пропорционально количеству отработанного времени. Денежная выплата за ежегодный отпуск зависит от дохода гражданина за последний год.

Дополнительная информация

Обычно студенты получают меньше других работников. Это отражается и на величине выплаты за отпуск.

Запись в трудовой книжке

Если работа студента является основной, и деятельность будет выполняться дольше 5 суток, в трудовую книжку в обязательном порядке должна быть внесена запись. Правило закреплено в статье 65 ТК РФ. Запись вносится в соответствии с положениями ТК РФ. Особого оформления сотрудничества со студентом-очником не предусмотрено.

Прием на работу на летний период

Если студент очного отделения принимается только на лето, заключается срочный договор. В нем фиксируется информация обо всех особенностях взаимодействия с гражданином. Если устанавливается неполный рабочий день, факт необходимо отразить в соглашении. Работник должен быть ознакомлен с договором. В качестве подтверждения он представляет подпись.

Прием на работу студента очного отделения состоящего в РСО

Если студент состоит в РСО, ТК РФ не фиксирует особой процедуры принятия на работу. Манипуляция будет осуществлена на общих основаниях. Работодатель должен будет принять во внимание возраст потенциального сотрудника и обсудить особенности графика.

К сведению

Все нюансы сотрудничества отражаются в договоре. Бумага в обязательном порядке должна быть предоставлена сотруднику для ознакомления. Лицо подписывает договор, если согласно со всеми его положениями. Только после этого гражданин может приступить к осуществлению трудовой деятельности.

Прием на работу студента заочного отделения

Оформление студента-заочника выполняется на классических условиях. Если лицо впервые получает образование, оно имеет право на все привилегии, отраженные в статьях 173, 174 ТК РФ. Если гражданин решил получить образование такого уровня во второй раз, компания может не предоставлять работнику оплачиваемый отпуск для сдачи сессии и оплачивать проезд.

Нюансы

Нанимая студента-очника, работодатель надеется, что гражданин продолжит выполнение обязанностей в компании после окончания ВУЗа. Организация сможет получить подготовленного специалистов с высшим образованием. Дополнительно учреждение может предоставлять заработную плату студентам значительно ниже, чем штатному сотруднику, занимающему аналогичную должность.

Внимание

Взаимодействие с лицами, проходящими обучение в высших образовательных учреждениях, связано с рядом дополнительных нюансов. Так, сотрудник-студент имеет право потребовать установление сокращенной рабочей недели. Дополнительно гражданин будет периодически уходить на сессию. Учебный отпуск с основным не совмещается. Период оплачивается. Организация не может оказать в ученическом отпуске, если работа является основной. Отклонение заявки будет считаться нарушением прав работника.

Студент будет отсутствовать на рабочем месте дольше остальных сотрудников. Продолжительность ученического отпуска может доходить до 4 месяцев. Такой срок устанавливается для дипломников. Обучающиеся начальных курсов отсутствуют меньше. Средняя продолжительность сессии составляет 1 месяц.

rabotnik-info.ru

Похожие записи

Вам будет интересно

В чем разница между ценой и стоимостью – «В чём разница между ценой и стоимостью?» – Яндекс.Знатоки

Кто такой актив и пассив – Кто такой актив и пассив.

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко