Несостоятельность. Банкротство предприятия.
Понятие банкротства. Характеристика глубины банкротства предприятия.
Управление банкротством предприятия.
Причины несостоятельности, банкротства предприятия.
В соответствии с федеральным законом РФ о несостоятельности, банкротстве под несостоятельностью, банкротством понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платеже.
Основной признак несостоятельности – денежное обязательство или обязанности по уплате обязательных платежей неисполненным в течении 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Следует отмечать:
Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки по платежам, скидки с долгов, при этом предприятие имеет возможность удовлетворять требования кредиторов в полном объеме.
Преднамеренное банкротство – преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятии, его руководителем или собственником, нанесения ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах третьих лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.
По глубине несостоятельности банкротства различают несколько стадий, которые выделяются с учетом фаз жизненного цикла предприятия:
1)Допустимое банкротство — характеризует зарождение негативного состояния и имеет следующие признаки:
*Резкое уменьшение средств на счетах.
*Изменение в структуре баланса: рост дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование.
*Снижение объемов продаж.
*Всевозможные реорганизации предприятия.
*Снижение курса акций.
*Снижение доходов от основной деятельности.
*Задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества.
2)Критическое банкротство – усиление негативных тенденций, когда затраты на осуществление деятельности предприятия приходится возмещать за счет средств кредиторов. Признаки стадии:
*Трудности с наличностью.
*Нарушение сроков выплаты з/п.
*Рост текучести кадров.
*Установление нереальных цен на продукцию.
*Затруднение в получении кредита.
*Конфликты в высшем руководстве.
Банкротство на первой и второй стадии является обратимым при проведении антикризисных мероприятий.
3)Катастрофическое банкротство – стадия завершается закрытием или принудительной ликвидацией предприятия. Признаки:
*Неудовлетворительная структура баланса.
*Скопление готовой продукции, которая не реализуется.
*Падение объемов производства.
*Низкая заработная плата.
*Сокращенный рабочий день.
*Неспособность предприятия погашать свои срочные обязательства.
2. Управление банкротством предприятия.
Мониторинг управления банкротством предприятия – это сформированная на макроуровне система сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом. Система управления банкротством содержит следующие элементы:
1)Участники системы: предприятия-банкроты, кредиторы конкурсные кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководители должников, арбитражные управляющие, арбитражные суды, инвесторы, дебиторы, собственники.
2)Государственное регулирование. Оно включает:
*Правовое обеспечение.
*Налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату налогов, замораживание начисления пенни, отсрочку и рассрочку по уплате налогов и сборов, налоговые кредиты, наделение льготами по налогам.
*Реструктуризация предприятий банкротов.
*Приватизация несостоятельных государственных и муниципальных предприятий или продажа акций, принадлежащих государству.
*Социальная защита работников предприятия-банкрота.
*Финансово-кредитная политика государства, выражающаяся в оказании финансовой поддержки жизненно-важным для экономики предприятия, находящимся в сложном финансовой состоянии.
3)Принципы управления банкротством:
*Создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства.
*Демократический подход к решению судьбы должника.
*Предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности.
*Создание мер для возрождения бизнеса.
*Защита предприятия от влияний, споров и тяжб во время процедуры финансового оздоровления и внешнего управления.
*Защита интересов всех участников процедуры банкротства.
*Справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащего распродаже.
4)Меры, применяемые к предприятию банкроту. Все меры можно разделить на:
*Оптимистические(реорганизационные).
*Писсимистические(ликвидационные).
К реорганизационным мерам относятся:
-Наблюдение – вводится при возбуждении дела о банкротстве с даты принятия арбитражным судом заявления о признании предприятия банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния предприятия должника. Максимальная продолжительность 7 месяцев.
-Внешнее управление – процедура, применяемая к предприятию должнику в судебном порядке с целью восстановления его платежеспособности. Все полномочия по управлению предприятием возлагаются на внешнего управляющего. Срок процедуры не более 18 месяцев. По решению арбитражного суда срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев. В плане внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, продажа части имущества, взыскание дебиторской задолженности, увеличение уставного капитала за счет взносов участников и третьих лиц или дополнительной эмиссии обыкновенных акций, реструктуризация предприятия, уступка прав требований и т.д.
-Санация(финансовое оздоровление) – это процедура призвана улучшить финансовое положение предприятия за счет привлечения финансовой помощи собственников, кредиторов или третьих лиц. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Арбитражный суд на период процедуры утверждает административного управляющего. Продолжительность процедуры не более чем 2 года.
-Мировое соглашение – предполагает достижение договоренности о предоставлении отсрочки, рассрочки или скидки с долгов. Соглашение заключается только с конкурсными кредиторами, решение принимается собранием кредиторов. Соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.
К ликвидационным относятся:
-Конкурсное производство – процедура, применяемая по решению арбитражного суда к предприятию признанному банкротом, с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате продажи имущества и ликвидации предприятия должника. Продолжительность процедуры 1 год, она может быть продлена на срок не более 6 месяцев. Для проведения процедуры арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, к которому переходят все полномочия по управлению предприятием.
-Добровольная ликвидация под контролем кредиторов – это внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, которое осуществляется по соглашению между его собственниками и кредиторами.
5)Система государственных органов и служб, обеспечивающих государственное регулирование процесса банкротства: арбитражные суды, служба занятости, государственная налоговая служба, внебюджетные фонды, контрольно-ревизионные службы, службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, департаменты экономики финансов и т.д.
Причины несостоятельности предприятия.
Все факторы, влияющие на деятельность организации с точки зрения антикризисного управления можно разделить на положительные и отрицательные. По степени зависимости от субъекта хозяйственной деятельности .все факторы делятся на внутренние и внешние.
Внешние факторы:
1)Экономические – кредитная и налоговая политика государства, покупательская способность населения, платежеспособность экономических партнеров, конъюнктура мировых рынков, государственное регулирование, инфляция и т.д.
2)Социальные – уровень культуры предпринимателей и потребителей их продукции, демографическая ситуация, образ жизни.
3)Правовые – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, обеспечение гарантий сохранения прав на собственность, соблюдение договорных обязательств, защита потребителей от недоброкачественной продукции, защита фирм друг от друга.
4)Природно-климатические и экологические.
Внутренние факторы:
1)Материально-технические – замена физически и морально устаревшей техники, оборудования, строительство и реконструкция производственных площадей, создание новых технологий. Освоение альтернативных источников.
2)Организационные факторы – они объединены в 3 групп:
А)Организация производства
Б)Организация труда
В)Организация управления
3)Социально-экономические факторы:
studfile.net
сущность, критерии, процедура. Меры по финансовому оздоровлению организаций
Банкротство — это несостоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанности по уплате платежей.
Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в, бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
Внешними признаками несостоятельности (банкротства) предприятия являются неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты платежа.
Банкротство наступает после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального признания этого самим должником в случае добровольной ликвидации предприятия. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности является заявление самого должника, кредитора или прокурора. От имени должника заявление в арбитражный суд подается его руководителем. От имени кредиторов арбитражный суд принимает к производству заявление по месту нахождения данного предприятия, указанному в учредительных документах, при условии, что сумма предъявляемых к нему требований со стороны кредиторов составляет не менее 500 минимальных оплат труда.
В отношении должника применяются определенные процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурентное производство, мировое соглашение.
Процедура банкротства предприятия
Процедура банкротства — совокупность разнообразных мероприятий, разрабатываемых и применяемых к предприятию — должнику, целью которых является разрешение споров между предприятием — должником и кредиторами. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к предприятию — должнику могут применяться процедуры, которые представлены на рис. 1.
Наблюдение — процедура банкротства, имеющая целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию. Осуществляется под наблюдением кредиторов.
Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия ограничивается и решения могут приниматься исключительно с согласия временного управляющего. Временный управляющий — лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами.
Рис. 1. Схема действия российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий
По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. На основании представленного отчета и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:
• о введении внешнего управления;
• о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
• о заключении мирового соглашения.
С момента принятия решения наблюдение как процедура банкротства прекращается.
Внешнее управление — процедура банкротства, осуществляемая с целью восстановления платежеспособности предприятия путем проведения организационных и экономических мер, направленных на оздоровление финансового состояния, в том числе путем продажи части его имущества. Она вводится арбитражным судом по решению собрания кредиторов. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника с целью продолжения его деятельности. Продолжительность внешнего управления составляет не более 12 месяцев, однако оно может быть продлено на 6 месяцев.
Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Кандидатуру внешнего управляющего представляет собрание кредиторов. Внешний управляющий как руководитель предприятия-должника имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными актами Российской Федерации.
Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собрания кредиторов. План внешнего управления предусматривает меры по восстановлению платежеспособности должника.
К установленному сроку окончания внешнего управления собрание кредиторов принимает одно из следующих решений:
— о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— о заключении мирового соглашения.
Конкурсное производство — судебная процедура ликвидации предприятия-банкрота, при которой оно подлежит принудительной продаже, а конкурсная масса распределяется между кредиторами.
Целью конкурсного производства является:
• соразмерное удовлетворение требований кредиторов;
• объявление должника свободным от долгов;
• предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.
Принятие арбитражным судом решения о признании должника-банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев. Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Конкурсная масса — имущество, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, далее требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.
Мировое соглашение — процедура банкротства, заключаемая между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника оно подписывается руководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим, со стороны кредиторов — лицом, уполномоченным собранием кредиторов. Оно подлежит утверждению арбитражным судом, о чем указывается в определении арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве, вступает в силу со дня утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу соглашения не допускается.
Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или о прекращении обязательств должника способами, предусмотренными гражданским законодательством. Оно может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.
studfile.net
§ 5. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и граждан
Юридическое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий и физических лиц имеет место везде, где есть товарно-денежные рыночные отношения. Переход России в 90-е гг. к развитию рыночной экономики объективно потребовал использования проверенного историческим опытом средства оживления, оздоровления экономики страны. Необходимо было срочно разработать механизм законодательного регулирования несостоятельности (банкротства), ликвидации неконкурентоспособных предприятий. В настоящее время эти вопросы регулируются Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Несостоятельность (банкротство) определяется как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должником может быть гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, страховые и иные обязательные взносы, подлежащие внесению в бюджет и во внебюджетные фонды).
Признаки банкротства определены в ст. 3 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Общим признаком для граждан и юридических лиц является прекращение платежей по обязательствам или неисполнение требований по обязательным платежам в срок, превышающий три месяца с наступления даты их исполнения. При этом сумма задолженности для юридических лиц должна быть не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, а для индивидуальных
93
предпринимателей и граждан, таковыми не являющихся, — 100 и более минимальных размеров оплаты труда
Кроме того, для признания должника-гражданина банкротом необходимым условием является превышение суммы обязательств над стоимостью имущества должника, на которое может быть обращено судом взыскание.
В общую сумму задолженности включаются лишь суммы долга за товары, работы, услуги и недоимки по налогам и иным обязательным платежам. Не должны приниматься во внимание подлежащие уплате за просрочку неустойки (штрафы, пени), а также финансовые (экономические) санкции.
Размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспорным), если эти требования подтверждены решениями судов или документами, свидетельствующими об их признании должником. К категории установленных относятся также требования, которые не оспариваются должником (размер требований определяется на момент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд). Все иные требования должник может оспорить, а обоснованность его возражений будет проверена арбитражным судом.
Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено только арбитражным судом. Суды общей юрисдикции такие дела не ведут.
Сообщение о признании должника банкротом публикуется за счет должника арбитражным судом в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника наделяются: должник, его кредиторы (это могут быть как российские, так и иностранные физические и юридические лица), прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы. В некоторых случаях закон обязывает руководителя организации-должника или гражданина-предпринимателя обратиться в арбитражный суд с заявлением об их банкротстве. Это необходимо, например, когда удовлетворение требований одного или лескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами, органами управления должника или собственником его имущества (унитарного предприятия)!
Фиктивным по Закону «О несостоятельности (банкротстве)» является обращение должника в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве при отсутствии признаков банкротства в силу наличия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Если действия должника
94
суд квалифицирует в качестве фиктивного банкротства, то это влечет обязанность должника возместить ущерб, причиненный подачей такого заявления в арбитражный суд.
Преднамеренным считается банкротство должника, происшедшее по вине его учредителей (участников) или иных лиц (в том числе руководителей должника), имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия. При установлении преднамеренного банкротства на учредителей (участников) должника, в случае недостаточности имущества должника, может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.
Собрание кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом все действия в отношении его от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов, а кредиторы не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке, в том числе в суды общей юрисдикции.
В компетенцию собрания кредиторов входит решение вопросов введения, продления, прекращения внешнего управления, заключения мирового соглашения, обращения в суд с ходатайством о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, избрания и прекращения полномочий комитета кредиторов.
Инициаторами проведения собрания могут быть арбитражный управляющий, комитет кредиторов, конкурсные кредиторы, требования которых в совокупности составляют не менее трети общей суммы требований, внесенных в реестр. Собрание проводится по месту нахождения должника или в другом месте, установленном инициаторами его проведения. Решения принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и контролирует действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, которое определяет собрание кредиторов, но не более 11 человек.
Для осуществления возложенных на него функций комитет кредиторов вправе: требовать от внешнего управляющего представления информации о финансовом состоянии должника, ходе внешнего управления и конкурсного производства; в случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)», обжаловать в арбитражный суд действия внешнего или конкурсного управляющего вплоть до требования об их отстранении за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 21 Закона).
Арбитражный управляющий — физическое лицо, осуществляющее определенные полномочия по управлению делами должника в период проведения различных процедур несостоятельности (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий),
95
назначаемое арбитражным судом, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
Закон предъявляет определенные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Вопрос о назначении управляющим рассматривается при наличии у претендента аттестата антикризисного управляющего. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Лицо, имеющее лицензию арбитражного управляющего, регистрируется в арбитражном суде, по назначению которого исполняет обязанности арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Инициатива в выборе кандидатуры арбитражного управляющего и ее представлении в суд принадлежит собранию кредиторов. Арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, имеющие дисквалификацию или судимость.
На арбитражного управляющего возложены обязанности по принятию мер, связанных с защитой имущества должника, анализом финансового состояния должника, рассмотрение^ требований кредиторов и ведением реестра требований кредиторов. Для выполнения обязанностей арбитражному управляющему предоставляются определенные законом права. Так, заявления арбитражных управляющих, в том числе о разногласиях, возникших между ними и кредиторами в ходе наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их получения. По результатам рассмотрения заявлений выносятся определения.
За выполнение работы арбитражный управляющий получает вознаграждение, определяемое собранием кредиторов и утверждаемое судом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего законом, может явиться основанием для отзыва его лицензии, освобождения от должности (по инициативе собрания или комитета кредиторов с последующим утверждением судом), а также возмещения убытков, причиненных его действиями либо бездействием.
Законом «О несостоятельности (банкротстве)» для должников- юридических лиц предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные. Первые две процедуры направлены на предупреждение банкротства.
Наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. Копии определения суда о принятия заявления о признании должника банкротом направляются во все банковские учреждения, в налоговые и иные уполномоченные органы, в суды общей юрисдикции и судебному приставу-исполнителю по месту нахождения должника.
96
Органы управления должника на этой стадии не отстраняются от исполнения обязанностей, деятельность организации продолжается в полном объеме. Однако затруднительное положение должника предопределяет высокую степень риска заключаемых им в этот период сделок. Поэтому на стадии наблюдения все крупные сделки должны контролироваться временным управляющим. Руководитель организации-должника продолжает исполнять свои обязанности, но также под наблюдением временного управляющего, назначенного арбитражным судом.
Задачами наблюдения являются: обеспечение сохранности активов должника до вынесения судом решения по существу банкротного дела; определение финансового состояния должника и возможности восстановления его платежеспособности; проведение собрания кредиторов и определение на нем перспектив банкротного дела должника.
Выполняя названные задачи, временный управляющий выявляет размер требований кредиторов, определяет конкурсных кредиторов, а также количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает и проводит первое собрание кредиторов. Он докладывает собранию результаты финансового анализа положения должника и вносит предложения по дальнейшей судьбе должника.
Принятые собранием кредиторов решения временный управляющий докладывает арбитражному суду. После вынесения соответствующего решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела заканчивается наблюдение.
Внешнее управление является еще одной процедурой банкротства, которая применяется к должнику при наличии реальной возможности восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешний управляющий назначается судом, как правило, одновременно с введением внешнего управления. Процедура внешнего управления вводится на срок не более 12 месяцев и может быть продлена не более чем на 6 месяцев. Не позднее 1 месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления, в котором предусматриваются меры по восстановлению платежеспособности должника.
Важнейшими обязанностями временного управляющего являются: обеспечение сохранности имущества должника, анализ его финансового состояния, выявление кредиторов и установление их требований, фактов фиктивного банкротства, проведение собраний кредиторов и представление в суд отчета о проводимых мероприятиях.
На период внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, связанный с приостановлением выплат по обязательствам и обязательным платежам, по исполнительным
97
документам судов, с прекращением начисления неустоек, процентов по закону и договору. Вместе с тем выплачиваются заработная плата и иное вознаграждение работникам организации-должника. Внешнему управляющему законом предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника.
Для восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления могут предусматриваться следующие меры: закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование производства, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требований должника, продажа предприятия (бизнеса) должника и др.
В случае успешного проведения внешнего управления иные банкротные процедуры к должнику не применяются. Внешний управляющий готовит и представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет, в котором показывается, что предприятие восстановило платежеспособность и готово расплатиться с кредиторами. После одобрения отчета на собрании кредиторов внешний управляющий представляет отчет на утверждение в арбитражный суд. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
При наличии ходатайства, принятого собранием кредиторов, арбитражный суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения об утверждении отчета внешнего управляющего. Если в установленный арбитражным судом срок расчеты с кредиторами не будут произведены, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Аналогичное решение о переходе к конкурсному производству принимается арбитражным судом и тогда, когда внешнее управление не дало желаемого результата — восстановление платежеспособности должника.
Конкурсное производство. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства, срок которого не может превышать одного года с возможностью продления этого срока еще на 6 месяцев и более.
Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим, прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности; все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства.
Главной задачей конкурсного производства являются аккумулирование имущества должника и сформирование конкурсной массы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК, согласно которой в первую очередь удовлетворяются требования из причинения вреда жизни и здоровью, во вторую — оплаты труда, выходных пособий, авторское
98
вознаграждение, в третью — обязательства, обеспеченные залогом, в четвертую — по обязательным платежам, в пятую — конкурсных кредиторов в размере основной задолженности и процентов, а затем всех остальных требований, в частности, убытков, неустоек, финансовых санкций.
Вне очереди покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, платежи по аренде и коммунальным расходам конкурсного производства.
При конкурсном производстве используется один расчетный счет в банке, остальные закрываются. После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Организатором торгов может выступать конкурсный управляющий. Имущество, не реализованное на торгах, продается на основании договора купли-продажи без проведения торгов. Такой же порядок предусмотрен в отношении продажи (уступки) прав требования должника. Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований кредиторов, причем требования каждой очереди удовлетворяются после полного выполнения требований предыдущей очереди. В реестр требований кредиторов вносятся сведения о погашении требований кредиторов.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны судом необоснованными.
Закон содержит важное положение о том, что кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.
При неисполнении конкурсным управляющим своих обязанностей суд по ходатайству собрания кредиторов может отстранить его от должности.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в суд отчет с приложением реестра требований кредиторов и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. Суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и выносит определение о завершении конкурсного производства.
В течение 10 дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства конкурсный управляющий должен представить указанные определения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
99
В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С момента внесения такой записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются. Конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.
Мировое соглашение предусмотрено в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» как один из видов применяемых к должнику процедур.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении спора на основе взаимных уступок и мирного урегулирования взаимных претензий. Кредиторы и должники вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.
От имени должника решение о заключении мирового соглашения принимает самостоятельно гражданин-должник либо руководитель организации-должника в период наблюдения, внешний либо конкурсный управляющий в периоды внешнего управления или конкурсного управления соответственно.
Решение о заключении мирового соглашения от лица конкурсных кредиторов принимает собрание кредиторов. Такое собрание может быть созвано в порядке ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» специально для заключения мирового соглашения. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято только при соблюдении двух условий: если за него проголосует большинство конкурсных кредиторов; за это решение проголосуют все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать следующие условия: об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; о скидке с долга; об исполнении обязательств должника третьими лицами; об отмене требований на акции и др.
Мировое соглашение вступает в силу для его участников (в том числе участвующих в нем третьих лиц) со дня его утверждения арбитражным судом. Для всех участников вступившего в силу мирового соглашения оно обязательно и односторонний отказ от него не допускается.
В Законе «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства. В случаях отсутствия должника-гражданина либо руководителя должника-юри-дического лица и невозможности установления их местонахождения заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в суд уполномоченными законом лицами независимо от размера кредиторской задолженности. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника, оценка и реализация имущества, удовлетворение требований кредиторов осуществляются в обычном порядке, после чего конкурсным управляющим составляется ликвидационный баланс и вместе с отчетом представляется в суд.
100
Законом «О несостоятельности (банкротстве)» определены особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц и граждан. Речь идет о градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организациях, банках, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, а также гражданах, включая индивидуальных предпринимателей.
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При банкротстве таких организаций возможны серьезные социальные последствия. Поэтому Закон предусматривает участие в таких делах органа местного самоуправления.
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее половины от общей суммы выручки. Особенности банкротства таких предприятий связаны с использованием и отчуждением земельных участков и сезонным характером их работы.
В отношении банкротства банков и иных кредитных организаций действует специальный федеральный закон. Предварительно вопрос о несостоятельности банка рассматривается Центральным банком России, который при наличии признаков банкротства отзывает лицензию и принимает меры к оздоровлению неплатежеспособного банка, и только после этого судом возбуждается дело.
Что касается банкротства граждан, то соответствующие положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не действуют до внесения норм о банкротстве граждан в Гражданский кодекс РФ.
101
studfile.net
Несостоятельность (банкротство) юридического лица
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Юр. лица » Несостоятельность (банкротство) юридического лицаБанкротство — правовая ситуация, при которой юр.лицо не способно отвечать по своим денежным обязательствам перед кредиторами.
Понятие о банкротстве юридических лиц и процедуры банкротства
С юридической точки зрения, банкротство представляет собой особую правовую ситуацию юридического лица, при которой оно больше не способно в полном объеме отвечать по своим денежным обязательствам перед кредиторами.
Несостоятельность или банкротство обязательно должны быть доказаны и подтверждены в арбитражном суде. Именно наличие непогашенных денежных обязательств является законным поводом для обращения кредиторов в суд. Состав и размер задолженности указывается с учетом числа, когда заинтересованное лицо подает иск.
Законодательство РФ устанавливает необходимость прохождения нескольких процедур банкротства. Их виды закреплены в ГК РФ:
- наблюдение. Порядок и схема процедуры наблюдения направлены, прежде всего, на сохранение имущества, имеющегося у должника, а также на текущую проверку его финансового состояния и экономической деятельности;
- финансовое оздоровление. Сущность данной процедуры состоит в том, что она дает шанс должнику поправить свое текущее экономическое положение, например, с помощью инвестиций, и уберечь собственную организацию от дальнейшего банкротства;
- внешнее управление. Внешнее управление как процедура банкротства, заключается в назначении арбитражного управляющего, который временно принимает на себя обязательства по контролю за текущей экономической деятельностью организации;
- конкурсное производство. Под данной процедурой следует понимать определенные действия в отношении должника, направленные на скорейшее удовлетворение требований кредиторов в полном объеме. Конкурсное производство ведется конкурсным управляющим;
- мировое соглашение. Оно представляет собой процедуру банкротства юридического лица, при которой производство дела о банкротстве может быть прекращено, если причиной этому послужило мировое соглашение между кредитором и должником. Мировое соглашение заключается по взаимному желанию сторон. Юридическая природа мирового соглашения выделяет его как особый документ, который может являться главным и единственным основанием для отмены судебного производства.
Порядок рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде
Обратиться в суд и подать иск о банкротстве могут любые заинтересованные лица. Чаще всего ими являются кредиторы должника. Но для открытия дела в суде необходимо подтвердить два основания: наличие у юридического лица долгов на сумму не менее 500 МРОТ и срок давности этих долгов – не менее 3-х месяцев.
Исковое заявление, подаваемое кредитором, должно быть подписано не только самим кредитором, но и представителем. Суд рассматривает иск в течение 3-х дней. После рассмотрения он принимает его и открывает дело, при отсутствии каких-либо проблем.
После начала рассмотрения, суд выясняет наличие возражений должника на требования кредитора. При наличии таких возражений – в арбитражном суде проверяется их обоснованность. Уже на данной, начальной стадии, между сторонами может быть заключено мировое соглашение.
Установленный порядок судопроизводства и его принципы предполагают, что процедура рассмотрения по существу любого дела о банкротстве должна пройти в течение 3-х месяцев с даты открытия судебного производства.
В данный срок судья может принять одно из нескольких решений:
- о признании банкротом указанного должника и о дальнейшем открытии процедуры конкурсного производства;
- об отказе в признании организации банкротом, если имеются обоснованные причины;
- о введении и назначении конкурсного управляющего;
- о прекращении судебного производства о банкротстве организации.
Факт признания должника банкротом в арбитражном суде обязательно должен быть обнародован в соответствующих печатных изданиях за счет должника.
В том случае, если у него не имеется денежных средств – публикация осуществляется за счет кредиторов.
На любых стадиях рассмотрения дела сторонами может быть заключено мировое соглашение.
Процедура наблюдения, понятие и сущность
Процедура наблюдения вводится на самом начальном этапе банкротства – как только в арбитражный суд поступило письменное заявление о признании несостоятельности юридического лица. Длительность данной процедуры составляет 3 месяца.
Начало процедуры наблюдения несет за собой введение определенных изменений. С этого момента кредиторы не должны обращаться к должнику в индивидуальном порядке.
Теперь все требования должны предъявляться временному управляющему в письменном виде. Они могут быть предъявлены в течение одного месяца.
Если кредитор пропустил установленный срок и не предъявил официальных требований, он не сможет принять участие в первом собрании кредиторов.
В этот момент происходит приостановление исполнения документов по судебным решениям о взысканиях задолженностей по заработной плате, по авторским договорам, по алиментам и т.д.
В тех случаях, когда в арбитражном суде будет вынесено решение об отказе в признании юридического лица банкротом, процедура исполнения указанных документов вновь начнется с данного момента.
Временный управляющий всегда должен представлять собой физическое лицо, обладающее соответствующей компетенцией и знаниями, которое не обладает заинтересованностью в конечном результате дела о признании экономической несостоятельности.
Заключительным этапом процедуры наблюдения становится принятие решения арбитражным судом после проведения первого собрания кредиторов.
Данное решение может заключаться либо в признании должника банкротом и дальнейшем открытии конкурсного производства, либо в введении внешнего управления. Также здесь может быть заключено и мировое соглашение между сторонами.
Порядок и цели процедур финансового оздоровления и внешнего управления
Юридическая процедура банкротства предприятия включает в себя такие этапы и виды, как внешнее управление и финансовое оздоровление.
Сущность и цель внешнего управления заключаются в восстановлении экономической несостоятельности должника, насколько это представляется возможным. При этом происходит передача полномочий по управлению делами организации временному управляющему.
Решение о введении данной процедуры, как правило, выносится после первого собрания кредиторов и по окончанию процедуры наблюдения.
Основными последствиями этой процедуры можно назвать отстранение руководителя-должника от всех текущих дел. Вместе с этим полномочия прекращаются и у органов управления имуществом должника. В течение трех дней руководители обязаны передать всю необходимую документацию и информацию.
Финансовое оздоровление как процедура банкротства представляет собой определенные действия, цель и сущность которых направлены на восстановление платёжеспособности должника и поправке текущего финансового положения организации.
Инициатива проведения данной процедуры может исходить от унитарного предприятия, являющегося собственником имущества должника, учредителей, либо третьих лиц.
Определение о введении процедуры оздоровления выносит арбитражный суд, одновременно назначая административного управляющего. В судебном определении обязательно указывается срок, в течение которого проводится данная процедура.
Административный управляющий должен составить план оздоровления, в котором указывается его сущность и дополнительные особенности данного дела об экономической несостоятельности.
Процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно по причине определенных обстоятельств, например, из-за неоднократных нарушений графика удовлетворения требований кредиторов.
Процедура конкурсного производства и мировое соглашение
Конкурсное производство является неотъемлемой процедурой банкротства. Суть конкурсного производства заключается в удовлетворении требований кредиторов, после того, как лицо окончательно было признано банкротом.
Важные особенности конкурсного производства заключаются в том, что оно должно быть проведено в определенный срок – 1 год основой и 6 месяцев дополнительный. В случае необходимости конкурсное производство может быть продлено по судебному решению.
Такая важная процедура как конкурсное производство, должна быть начата сразу же после завершения рассмотрения судебного дела и признания лица банкротом. Конкурсное производство содержит определенный порядок по выплатам денежных средств кредиторам, например, установленную очередность.
При рассмотрении судебного дела о несостоятельности, стороны всегда имеют возможность заключить мировое соглашение при банкротстве, путем установления взаимных уступок. Природа мирового соглашения направлена, прежде всего, на досрочное урегулирование финансового конфликта.
Мировое соглашение всегда является взаимным решением сторон. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято на общем собрании кредиторов, при рассмотрении судебного дела.
Помимо должника и кредитора, оно может содержать и данные о третьих лицах, например, о поручителях.
advokat-malov.ru
Добавить комментарий
Комментарий добавить легко