Налоги на малый бизнес в россии – Малый бизнес и налоги: кто кого? | Бизнес

Содержание

Малый бизнес и налоги: кто кого? | Бизнес

Страховые взносы для ИП растут быстрее инфляции

С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы.

И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса. Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков.

Применять специальные налоговые режимы становится сложнее

Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний). С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки.

Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г. это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п. Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП.

Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» — налог на профессиональный доход (НПД). После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ». Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые».

Имущественные налоги продолжают расти

В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.

И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

Малый бизнес продолжит сокращаться

Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2019 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП. Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения. Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий.

Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» под вопросом

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2019-м.

Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране. А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне.

www.forbes.ru

какие налоги платят фирмы в 2019 году

  • КАК ОТКРЫТЬ ООО
    • Регистрация ООО в 2019 году
    • Регистрация ООО онлайн
    • Как зарегистрировать ООО по доверенности
    • Что нужно для открытия ООО
    • Открытие ООО с одним учредителем
    • Выбираем между ООО и ИП
    • Как зарегистрировать ООО через МФЦ
    • Срок регистрации ООО
    • Юридический адрес ООО
    • Юр. адрес по месту жительства
    • После регистрации ООО что делать дальше
    • Выбор ОКВЭД для ООО
    • Отказ в государственной регистрации юридического лица
  • ДОКУМЕНТЫ
    • Форма Р11001| Бланк и Образец
    • Заполнение формы Р11001
    • Документы для открытия ООО
    • Учредительные документы ООО
    • Устав ООО
    • Устав ООО с одним учредителем
    • Типовой устав ООО от ФНС
    • Решение о создании ООО с единственным учредителем
    • Протокол общего собрания учредителей ООО
    • Договор об учреждении ООО
    • Гарантийное письмо ООО
    • Свидетельство ИНН юридического лица
    • Уведомление о переходе на УСН
    • Свидетельство о государственной регистрации ООО
    • Трудовой договор с генеральным директором
    • Приказ о назначении генерального директора ООО
  • РАЗВИТИЕ
    • Регистрация обособленного подразделения
    • Смена юридического адреса ООО
    • Добавление ОКВЭД для ООО
    • Смена генерального директора в ООО
    • Выход участника из ООО
    • Увеличение уставного капитала ООО
    • Уменьшение уставного капитала ООО
    • Смена наименования ООО
    • Внесение изменений в Устав
    • Заявление по форме Р14001
    • Доверенность на представление интересов юридического лица в налоговой
    • Закрытие обособленного подразделения
    • Свидетельство на товарный знак | Образец и итоговая стоимость
    • Продажа доли в ООО
    • Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ: ответственность ООО
  • ДЕНЬГИ ООО
    • Стоимость регистрации ООО
    • Госпошлина на открытие ООО
    • Уставной капитал ООО
    • Выплата дивидендов
    • Налогообложение дивидендов
    • Субсидиарная ответственность учредителя и директора ООО
    • Ответственность учредителя за деятельность ООО
  • НАЛОГИ
    • Календарь бухгалтера на 2019 год — таблица сроков сдачи
    • Какие налоги платят фирмы: налогообложение ООО
    • Как перейти с УСН на ОСНО с 2019 года: пошаговая инструкция
  • РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ
    • Расчетный счет как основной финансовый инструмент для ООО
    • Где для ООО выгоднее открыть расчетный счет
    • Сколько стоит открыть расчетный счет для ООО в 2019 году
    • Какие документы ООО предоставляет в банк для открытия счета
    • Как обналичить деньги на расчетном счете ООО
    • Расчетно кассовое обслуживание юридических лиц: услуги РКО для бизнеса
  • |► ПОПУЛЯРНОЕ
    • Электронная подпись для юридических лиц
    • ТОП-3 идеи для бизнеса с нуля: свое дело с минимальными вложениями
    • Почему люди продают готовый бизнес и стоит ли его покупать?
    • Бизнес-план для малого бизнеса с нуля: рекомендации и образцы с расчетами
    • Онлайн касса для ООО
    • Печать организации: требования и образец
    • С чего начать бизнес: из маленького — в большой, а не наоборот!
    • Какое название выбрать для ОО

otkryt-ooo.ru

Вырастут налоги на малый бизнес? Неправда. Далеко не у всех

Налоги для малого бизнеса увеличивают почти на 5% — такими заголовками пугают сегодня российские СМИ. Давайте разберемся, так ли это.

На самом деле речь идет о проекте Минэкономразвития по коэффициентам-дефляторам для налогов на 2020 год. Будет повышено четыре коэффициента — для ЕНВД, ПСН, торгового сбора и НДФЛ.

НДФЛ

Куда применяется коэффициент при расчете НДФЛ, многие бухгалтеры даже не знают, поскольку не все имеют дело с иностранными работниками. Иностранцы уплачивают фиксированные авансовые платежи (ст. 227.1 Налогового кодекса). Именно при их расчете и используется коэффициент-дефлятор. Фиксированную сумму платит иностранный гражданин, а не работодатель, поэтому к налогам бизнеса она отношения не имеют.

Размер фиксированных авансовых платежей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда.
 
Торговый сбор

Этот сбор, увы, малый бизнес платит, но только в Москве. При этом коэффициент применяется только в одном случае — расчете торгового сбора у розничных рынков. Всего в Москве в реестре 27 таковых. Может некоторые из них и подходят под параметры малого предприятия, но делать вывод о повышении торгового сбора у всех плательщиков только потому, что он вырастет у десятка управляющих компаний, несколько странно.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Очень распространенная система налогообложения у малого бизнеса. Но дело в том, что повышается не размер потенциального дохода для расчета патента, а максимально возможный потенциальный доход. Т.е. региональные власти могут увеличивать максимально возможный потенциальный доход, указанный в НК (пп.2.1 п.8 ст. 346.43) в установленных кодексом пределах. Но ежегодно этот максимум можно индексировать на коэффициент-дефлятор.  Таким образом, стоимость самого патента у большинства предпринимателей не вырастет.

ЕНВД

А вот с вмененкой все печально. 2020 год последний год, когда будет применяться эта система налогообложения. Более того, многие организации и ИП потеряют право применять ЕНВД уже с 1 января будущего года (подробности тут). И повышение коэффициента-дефлятора действительно увеличит налог на 4,9%. В 2019 году коэффицент равен 1,915, а в 2020 будет уже 2,009. При этом прогнозируемая инфляция на следующий год оказывается меньше — всего 4%

Таким образом, пугающие бизнесменов заголовки СМИ касаются только тех, кто применяет ЕНВД. Но им, напоминаем, и так осталось недолго. 

 

www.klerk.ru

Налоги на малый бизнес в России:новшества законодательства

Открывая собственное дело, каждый предприниматель, прежде всего, просчитывает налоговую нагрузку. Не секрет, что в России давление налогового бремени на малый бизнес достаточно серьезное, поэтому многие работают полулегально, скрывая свои реальные доходы.

Однако руководство страны понимает, что доля налогов малого бизнеса в бюджете значительна, и объем поступлений может увеличиться, если создать условия для развития этого сегмента.

Именно поэтому, сейчас много усилий прикладывается для оказания поддержки малому и среднему бизнесу, а также для создания условий для выхода его из тени. О том, какой предстоит налог на малый бизнес 2015 и какие предусмотрены льготы, и поговорим далее.

Содержание:

  • Налоговые системы для малого бизнеса;
  • Новшества по налогам для малого бизнеса в 2015 году;
  • Три года без проверок;
  • Налоговые каникулы для ИП.

Системы налогообложения малого предпринимательства

Налоги для малого бизнеса – понятие обширное, включающее в себя целый ряд систем налогообложения. Чаще всего небольшие предприятия и ИП выбирают:

  • ОСНО;
  • УСН;
  • патент;
  • ЕНВД.

ОСНО – это общая система налогообложения, на которую каждое юридическое и физическое лицо переводится сразу же после регистрации. Она предусматривает обложение бизнеса целым набором налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и т.д.). Это наименее привлекательная система для малого бизнеса, поскольку объем налогов здесь наибольший, а также необходимо вести подробный бухгалтерский учет всех операций.

УСН – это один из налоговых спецрежимов, предназначенных именно для малого бизнеса. Налоговые сборы для малого бизнеса на УСН ограничиваются уплатой одного налога в размере:

  • 6% с прибыли;
  • 15% с оборота.

Малый бизнес чаще всего выбирает именно эту систему, поскольку она позволяет вести упрощенный учет, и объемы выплат при этом небольшие.

Патентная система доступна только микробизнесу. Ее еще называют торговым налогом на малый бизнес. Зачастую речь идет об ИП, которые оказывают бытовые услуги населению или торгуют различными товарами на рынках и в небольших магазинах. Сама по себе система предусматривает покупку патента на определенный срок (чаще всего год), уплаченная при этом сумма и является налогом с деятельности.

ЕНВД – это налоговый спецрежим, на который автоматически переводятся малые предприятия, занимающие определенными видами бизнеса. Расчет налога здесь основывается на специальных коэффициентах и физических показателях (торговая площадь, количество ТС и так далее). Налоговые поступления от малого бизнеса здесь ограничиваются одним налогом, а НДС, налог на прибыль и другие, как и в предыдущих случаях, не платятся.

Существуют и такие спецрежимы по налогам, как ЕСХН, которым могут воспользоваться только сельхозпроизводители. Кроме того, стоит учитывать, что в каждом субъекте федерации могут быть свои индивидуальные правила налогообложения, ставки налогов и другие нюансы,с учетом нововведений на налоги малый бизнес 2015, принятых руководством страны.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Налоги для малого бизнеса в 2015 году: нововведения

В июле президент подписал закон об особых налоговых режимах для малого и среднего бизнеса, который способствует снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. Некоторые эксперты даже заговорили о новом налоге на малый бизнес, однако все несколько проще.

В частности, этот нормативный акт позволит региональным властям снижать ставки для тех, кто выбрал упрощенную систему НО. Налог, исчисляемый с прибыли, можно уменьшить с 6% до 1%, а в Крыму с 4% до 1%. Тем ИП, которые зарегистрировались впервые и собираются оказывать бытовые услуги гражданам, региональные власти могут устанавливать нулевую ставку налога при УСН и работе по патенту.

Изменения коснулись патентной системы. Количество видов деятельности, в рамках которых можно работать по патенту, увеличивается с 47 до 63. В частности, теперь патент смогут приобрести предприниматели, занимающиеся изготовлением продукции из молока, аквакультурой и рыболовством, ремонтом компьютерного оборудования, выращиванием овощей, заготовкой трав и семян и так далее.

Некоторые эксперты, правда, считают, что регионы не станут снижать ставки, опасаясь уменьшения налоговых поступлений от малого бизнеса. Потому для реализации данной программы в перспективе будут выделены соответствующие средства, чтобы в погоне за поступлением налогов от малого бизнеса местные чиновники не игнорировали нововведения.

Освобождение от проверок

Еще одной новостью по налогам для малого бизнеса стало освобождение от налоговых проверок. Соответствующий закон приняла Госдума первого июля текущего года. В соответствии с данным нормативным актом, малый бизнес с первого января 2016 года освобождается от различных проверок контрольно-надзорных органов сроком на три года. Освобождение касается тех предприятий и ИП, которые в течение предыдущих трех лет не допускали нарушений законодательства.

В то же время надзорные органы могут проверить малый бизнес в том случае, если ранее его должностные лица или само предприятие (ИП) были привлечены к административной ответственности за грубые нарушения законов, или деятельность была временно остановлена.

Освобождение не касается проверок по части пожарной, экологической и промышленной безопасности. По мнению авторов закона, он позволит снизить надзорное давление на бизнес, которое в значительной мере останавливает рост и развитие малого и среднего бизнеса.

Налоговые каникулы

В декабре минувшего года был принят еще один интересный закон, позволяющий малому бизнесу снизить налоговое бремя. В нем прописан не новый налог на малый бизнес, а специальный режим, который называется налоговыми каникулами. Налоговыми каникулами смогут воспользоваться ИП, которые  зарегистрировались впервые. Им будет предоставлено право на нулевую ставку налога в течение двух налоговых периодов с момента регистрации. Программа, по которой бизнесу могут быть предоставлены налоговые каникулы, будет действовать с 2015 по 2020 год.

О каких налогах для малого бизнеса идет речь? Нулевая ставка будет устанавливаться для ИП, которые перешли на патентную систему или УСН. При этом сфера деятельности, в которой будет работать предприниматель, должна быть производственной, социальной или научной. ИП, имеющий право на нулевой налог на малый бизнес, должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя впервые.

Региональные власти имеют право устанавливать ограничения для льготников по количеству наемных работников или объему поступлений. Эксперты считают, что этот закон позволит тем, кто только начинает бизнес, освоиться в нем без лишних потерь, а тем, кто работает без регистрации, легализовать свой бизнес.

Налоги на малый бизнес в России, безусловно, всегда были менее обременительны и сложны в исчислении, однако есть немало спорных моментов, которые пугают потенциальных предпринимателей. Сегодня власти пытаются привлечь в малый бизнес как можно больше граждан, для чего и был принят ряд законов, направленных на снижение налоговой нагрузки.


Загрузка…

mir-biz.ru

В России захотели резко увеличить налоги на малый бизнес

Минэкономразвития (МЭР) РФ с целью ежегодной индексации налогов для малого бизнеса предлагает поднять с 2020 года единый налог на вмененный доход (ЕНВД), заменяющий налоги патент, а также торговый сбор на 4,9% относительно 2019 года.

Все эти режимы используются малым бизнесом, и годом ранее рост этих налогов составил лишь 2,5%, сообщает РБК.

Исходя из расчетов агентства, при прочих равных условиях в 2020 году ЕНВД, патент и торговый сбор повысятся на 4,9%. В частности, для ЕНВД это будет самым значительным ростом с 2015 года (тогда ставка этого налога увеличилась на 7,5%).

Хотя в абсолютном выражении рост налоговой нагрузки не так уж велик, практика показывает, что микробизнес часто страдает и в таком случае, констатирует эксперт «СКБ Контур» Наталья Никитченко.

По ее словам, ЕНВД — самый популярный налоговый режим в секторе малого бизнеса, и «очередное повышение выбьет из колеи предпринимателей, во всяком случае какую-то их часть».

Напомним, 10 июля первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов объявил, что его ведомство не рассматривает возможность продления единого налога на вмененный доход (ЕНВД) после 2020 года. По словам главы Минфина, «ЕНВД оказался не самым эффективным с точки зрения работы режимом». «Через ЕНВД, мы видим, происходит существенное уклонение от уплаты налогов», — заявил Силуанов в Совете Федерации.

Особенность ЕНВД заключается в том, что налог взимается с предполагаемого, а не с фактического дохода. Это означает, что реальные объемы денежных поступлений на сумму платежа в бюджет никак не влияют. При этом плательщики ЕНВД освобождены от ряда платежей: налога на прибыль (для юридических лиц), НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей), НДС (кроме операций по импорту) и налога на имущество (за исключением имущества, которое оценивается по кадастровой стоимости). ЕНВД применяется только к отдельным видам деятельности, а не к организации в целом.

Еще в мае 2016 года Госдума продлила действие ЕНВД до 1 января 2021 года. Ранее предполагалось, что его действие должно было прекратиться 1 января 2018 года.

Тем временем председатель правительства РФ Дмитрий Медведев убежден, что долю работающих в малом бизнесе россиян необходимо доводить до половины от числа занятого населения страны. Об этом он заявил 27 сентября на встрече с президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александром Калининым.

Тот напомнил, что в рамках нацпроекта в малом бизнесе должно быть «занято не 19 миллионов человек, а 25 миллионов, чтобы доля была не 22%, а 32%».

В связи с этим премьер заявил, что «в любом современном обществе, в любой современной экономике вклад малого бизнеса весьма существенный».

«Скажу больше: даже те цифры, которые Вы (Калинин — ред.) сейчас обозначили и которых мы должны достичь, то есть больше 30%, — это все равно не предел. В большинстве стран с современной структурой экономики малый бизнес составляет в районе 50% от числа занятого населения. Наверное, это те цели, которые мы должны ставить перед собой на ближайшие годы, десятилетия и стремиться к ним», — подчеркнул Медведев.

Глава «Опоры России» также сообщил, что вклад малого бизнеса РФ в валовой продукт с 2015-го по 2018 год включительно вырос с 18 до 22,3%. Более того, по оценкам Росстата, за прошлый год только оборот малых и средних предприятий вырос на 10%.

Однако еще в августе Институт экономики роста имени Столыпина представил данные, согласно которым число предприятий малого и среднего бизнеса по итогам I полугодия 2019 года уменьшилось на 7-8% год к году (минус 18,3 тыс. малых и минус 1,5 тыс. средних).

Впрочем, позже первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов объяснил, с чем связано сокращение количества малых и средних предприятий (МСП) в России. «Если посмотреть на перечень малых и средних предпринимателей, которые зарегистрированы в реестре малого и среднего предпринимательства, происходит небольшое сокращение. С чем это связано? Это связано с тем, что целый ряд МСП переходят в разряд более крупных предпринимателей. Таких за последний год составило около 3 тысяч предприятий», — заявил глава Минфина.

Добавим, что в конце августа рабочая группа Госсовета РФ выступила с инициативой снизить конечную ставку кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с 8,5 до 6,5% годовых с целью активизации программы льготного кредитования МСП.

www.rosbalt.ru

Режимы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Логвинова Е. С., Плахов А. В. Режимы налогообложения малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 340-342. — URL https://moluch.ru/archive/130/36015/ (дата обращения: 03.12.2019).



Малый бизнес — это бизнес, который осуществляется в малых формах и опирается на предпринимательскую деятельность мелких и средних частных предпринимателей.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики любого государства, поскольку благодаря ему появляются новые рабочие места, отчисляются налоги, осваиваются новые виды продукции и услуг, предлагаемые конечному потребителю, формируется конкурентная среда. Малый бизнес, как правило, использует местное сырье для производства, он способствует ускоренному развитию различных отраслей и при этом проявляет гибкость при изменениях в сфере экономики государства, его легче перестроить и модернизировать, чем крупное предприятие.

Плюсы малого предпринимательства очевидны, поэтому государство заинтересовано в его поддержке и развитии, в этом аспекте большое значение имеет помощь на уровне налогообложения.

Итак, на данный момент в Российской Федерации существует 5 режимов налогообложения, один из них может выбрать начинающий предприниматель.

  1. Общий режим налогообложения предполагает достаточно сложную бухгалтерскую отчетность и уплату всех видов налогов (налог на имущество, налог на прибыль, НДС (0 %, 10 % или 18 %)), уплату НДФЛ с заработной платы наемных рабочих, а такжевзносыв пенсионный фонд и фонд социального страхования. Кроме того сдача Деклараций по налогам на прибыль и по НДС.
  2. Упрощенная система налогообложения (УСН) предназначена для помощи малому бизнесу, отчетность не такая сложная, да и имеется ряд послаблений. Индивидуальные предприниматели могут сами выбрать, каким способом им уплачивать единственный налог: налог на «доход» – 6 %-1 % или налог «доход-расход» – 15 %-5 % (процентная ставка зависит от региона). Государство приняло решение о возможности снижения процентных ставок с согласия региональных властей и увеличения лимита дохода, с 2016 года организации, имеющие представительства (не филиалы) в других регионах, имеют право работать по (УСН), вводится новая форма Декларации,НДС перестал учитываться при исчислении налогов к уплате.Кроме этого государство предлагает введение «налоговых каникул». Налоговые каникулы — установленный законодательно срок, в течение которого, впервые зарегистрированные ИП на УСН или ПСН, могут применять нулевые налоговые ставки, установленные в связи с принятием ФЗ от 29.12.2014 г № 477-ФЗ о внесении изменений в ч. 2 НК РФ. Налоговые каникулы предоставляются сроком до 2 лет, это означает, что индивидуальные предприниматели, желающие начать свою деятельность, будут освобождены от уплаты налогов на данный период времени и смогут использовать денежные средства на развитие своего бизнеса.
  3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)-15 %, предполагает также простую бухгалтерскую отчетность с уплатой фиксированного налога на доход в зависимости от вида деятельности (п. 2. ст. 346.26 НК РФ) [1]. Региональные власти получили возможность снизить налоговую ставку ЕНВД с 15 % до 7,5 % на свое усмотрение, в связи с этим изменилась и форма Декларации для ЕНВД.
  4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Ставка ЕСХН составляет 6 % с «доходов — расходы». Налог уплачивается дважды в год, а отчетность ведется по более упрощенной схеме и сдается один раз в год по окончанию налогового периода. Одним из условий возможности применения ЕСХН является то, что доход от сельскохозяйственной деятельности должен составлять не менее 70 % от общих доходов. С 2016г. НДС не влияет на расчет налогов.
  5. Патентная система налогообложения (ПСН). Патентную систему налогообложения можно применять только для ограниченногосписка видов предпринимательской деятельности, который установлен законодательно. Суть данного режима состоит в том, что ИП покупает патент на определенный срок (от месяца до года) и освобождается от уплаты любых налогов и сдачи налоговой отчетности. Единственное условие — вовремя оплатить патент. Стоимость патента рассчитывается региональными властями исходя из потенциальной прибыли, которую можно получить при ведении определенного вида деятельности.

Разумеется, при таком режиме налогообложения существуют ограничения: количество сотрудников — не более 15 человек, максимальная сумма прибыли в год устанавливается местными властями. Использование ККТ не обязательно, но нужно вести книгу учета доходов и расходов. Чтобы иметь возможность работать в других регионах, нужно покупать отдельные патенты. [2]

В последнее время на государственном уровне особое внимание уделяется доходам бюджетной системы Российской Федерации от субъектов малого бизнеса. Это обстоятельство вызвано тем, что субъекты малого бизнеса являются основным элементом рыночной экономики, поскольку входят в структуру современной модели свободного рыночного хозяйства и оказывают существенное влияние: как на темпы экономического роста, так и на состав и динамику валового внутреннего продукта. [4]

Бизнесмен может выбрать любой режим налогообложения в зависимости от вида деятельности предприятия, его объемов и если он сделал это корректно, вовремя сдает отчетность и уплачивает все необходимые налоги, не скрывая дополнительных доходов, то его бизнес будет развиваться успешно.

Итак, мы рассмотрели все возможные режимы налогообложения в РФ и виды налогов, которые уплачиваются начинающим предпринимателем в каждом из режимов, но к сожалению, даже такая поддержка государства не ведет к глобальному росту и процветанию малого бизнеса, поскольку налоговые сборы все же высоки для вновь образовавшихся предприятий с небольшим капиталом, также сами создатели бизнеса не всегда компетентны в организационных вопросах и боятся вкладывать денежные средства в свое дело. А вот крупный бизнес, наоборот, пользуется всеми благами, чтобы сократить налоговые расходы крупные предприятия начинают массовую реорганизацию.

Чтобы предотвратить такое развитие событий, необходимо стремиться к понижению налоговых ставок, повышению информированности населения по вопросам создания и ведения малого бизнеса и, конечно же, корректировать законодательную базу в сфере поддержки малого и среднего бизнеса на всех уровнях.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
  2. Налоги ИП в 2016 году: какие налоги платит ИП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://investingclub.ru/nalogi-ip-usno-envd-osno.html#contents-cc203b025cf3a49427ecffd30ef22960
  3. Государственная политика в сфере налогового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса. Дивина Л. Э. / Российское предпринимательство. 2013. № 20 (242) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bgscience.ru/lib/8289/
  4. Мазур Л. В., Плахов А. В. Налогообложение малого бизнеса и доходы бюджетной системы РФ // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 154–159.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, РФ, налог, режим налогообложения, вид деятельности, Российская Федерация, предпринимательская деятельность, патентная система налогообложения, вид налогов, форма Декларации.

Похожие статьи

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ)

патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ) [1]. ЕСХН применим только для предприятий или индивидуальных…

Особенности налогообложения малого бизнеса

Патентная система налогообложения (далее ПСН) — специальный налоговый режим

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, предприниматель, налог, система налогообложения, схема налогообложения, предприятие, каникулы, общий режим

Использование патентной системы налогообложения

Реформирование налоговой системы РФ последние годы сопровождается серьезными изменениями налогового законодательства. Государство продолжает совершенствовать инструментарий налоговой политики…

Проблемы выбора системы налогообложения при ведении…

Ключевые слова: налогообложение, индивидуальный предприниматель, общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения, налоговая нагрузка.

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий…

Ключевые слова: оптимальные режимы налогообложения, налоги, малый бизнес, общий режим налогообложения, специальный режим налогообложения. Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования.

Оценка эффективности применения патентной системы

патент, патентная система налогообложения, предпринимательская деятельность, специальный налоговый режим, общественное питание, Единый налог, патентная система, розничная торговля, Российская

Особенности патентной системы налогообложения

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, патентная система налогообложения вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территории указанных субъектов.

Проблемы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале…

В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом. Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ

Поступления налогов по упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход ипатентной системе

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, РФ, упрощенная система налогообложения, поступление налогов

moluch.ru

Проблемы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»



В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения, налогообложение малого бизнеса

Малый и средний бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Малые и средние предприятия в Европе обеспечивают рабочими местами около 67 % занятого населения и производят 58 % валовой добавленной стоимости [5, с. 4]. Данный сектор экономики отличается способностью быстро адаптироваться к внешним изменениям и служит источником инновационного роста для экономики. Малый бизнес наиболее остро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и налогового законодательства, формирует необходимую атмосферу конкуренции, выступает в роли источника формирования среднего класса, обеспечивает политическую и социальную стабильность в обществе и оказывает существенное влияние на предпринимательскую активность региона. Однако в России вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт и занятость населения составляет около 20 % и 25 % соответственно.

Несмотря на то, что развитие данного сектора является одной из приоритетных целей в государственной политике и принимаются специальные законы, указы, постановления и другие нормативные акты, направленные на поддержку малого предпринимательства, в настоящее время доля малого бизнеса очень низка. Сами предприниматели связывают это с плохим предпринимательским климатом в стране. По итогам исследования, проведенного «Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства» в 2015 году 53,4 % предпринимателей заявили об ухудшении условий для ведения деятельности, причем более 10 %—об ухудшении серьезном. При этом самыми важными проблемами предпринимателями названы острая конкуренция (27,3 %), проблема с доступом к кредитам или другим формам заемного финансирования (23,5 %), а также высокий уровень налогов [6, с. 10]. В сложившихся условиях ведения бизнеса предприниматели нуждаются в активных шагах навстречу бизнесу со стороны государства. К числу наиболее ожидаемых мер государственной поддержки опрошенные предприниматели относят в первую очередь снижение налоговой нагрузки (65,4 %). Из числа мер, нацеленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса и попавших в Антикризисную программу Правительства, наиболее ценными опрошенные руководители предприятий признали все решения по снижению налоговой нагрузки — двухлетние налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и возможность регионов снижать ставки по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход [6, с. 11].

Таким образом, традиционно к числу наиболее значимых факторов, влияющих на развитие предпринимательского потенциала в экономике, относят проводимую налоговую политику. Российские предприниматели имеют право выбирать систему налогообложения своего бизнеса. Существует два вида налоговых режимов [2]:

  1. общий режим налогообложения малых предприятий;
  2. специальные режимы:

− единый сельскохозяйственный налог;

− упрощенная система налогообложения;

− упрощенная система, основанная на патенте;

− единый налог на вмененный доход.

Специальные режимы являются более приемлемыми для малого бизнеса, так как они несут в себе пониженную налоговую нагрузку и позволяют предоставлять упрощенную отчетность. Однако действуют законодательные ограничения, по которым не каждое предприятие имеет право применять тот или иной упрощенный режим.

Мировой экономический кризис стал серьезным испытанием для сложившейся в России модели экономического роста. Однако в 2010–2011 гг. российская экономика стала довольно уверенно восстанавливаться. Вместе с тем, уже с III квартала 2012 года стало заметно замедление роста ВВП. Эта тенденция сохранилась и в 2013–2014 гг., а в 2015 году прирост ВВП стал отрицательным [4]. Одной из ключевых возможностей вывода экономики страны из кризисного состояния является стимулирование малого бизнеса. Таким образом, проблема оптимизации налоговой системы Российской Федерации в секторе малого предпринимательства в текущих условиях становится критически важной.

Первым недостатком налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации является высокое налоговое бремя. Система налогообложения в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [1]. Действующая система налогообложения не учитывает особенности издержек малого предпринимательства. Основным источником ресурсов для инвестиций в развитие малых предприятий традиционно выступают собственные средства. При этом в усложняющихся кризисных условиях бизнесмены в большей степени склонны рассчитывать только на свои силы и полностью отказываться от заемных средств. Связано это и с ростом процентных ставок и ужесточением требований банков к залогам и финансовому состоянию заемщиков. В связи с этим применение общего режима налогообложения становится выгоднее для средних и крупных предприятий, имеющий доступ к заемным средствам и использующим их на финансирование развития. Кроме того, установление ставок налогов происходит без достаточного анализа и учета их экономического влияния на производство, стимулирование инвестиций, а также на создание условий, препятствующих уходу налогоплательщиков от уплаты налогов. Так, увеличение в 2013 году страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к уходу с рынка около полумиллиона предпринимателей; а предложение Минэкономразвития РФ в 2016 году увеличить единый налог на вмененный доход для малого бизнеса повлекло превентивный массовый переход малых предприятий на другие системы налогообложения или закрытие бизнеса, что не позволит реально увеличить поступления от данных видов налогов в бюджет и поспособствует уходу части предприятий в теневой сектор.

Налоговая политика, направленная только на решение задачи пополнения бюджета, а не обеспечение экономического роста, в долгосрочной перспективе влечет уменьшение налоговой базы. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка сокращает возможности накопления средств, необходимых для развития производственной базы, что ведет к прекращению деятельности предприятий, уходу их в теневой бизнес, или переориентацию на отрасли с более быстрым оборотом капитала.

Так, в настоящее время, среди отраслей малого предпринимательства преобладает торговля, что вызывает некую настороженность, так как преимущественное развитие отрасли, не создающей добавленную стоимость, опасно для экономики и общества.

С целью построения сбалансированной и самодостаточной экономики, государство должно повышать привлекательность малого бизнеса, функционирующего в производственном секторе, в том числе налоговым путем. Такой малый бизнес должен получать особые налоговые льготы, так как производственная деятельность сопряжена с высокими затратами, требует использования технологий, оборудования, квалифицированного персонала.

Следующей проблемой налогообложения малого бизнеса в России является постоянное изменение налогового законодательства, что затрудняет не только ведение бизнеса, но и работу самих налоговых служб. Нестабильность законодательства увеличивает издержки малого бизнеса сильнее, чем крупного и среднего бизнеса, так как получение информации об изменениях в порядке уплаты, оформлении документов и т. п. (даже если она общедоступная и бесплатная) сопряжено с определенными издержками, а использованы полученные результаты будут для абсолютно разных масштабов производства и реализации. Кроме того, как правило, вносимые изменения усложняют необходимую налоговую отчетность для предпринимателей. В связи с чем на малый бизнес ложатся более высокие удельные временные, денежные и психологические издержки, связанные с ведением налогового учета. При этом неправильное оформление документов или ошибки в сроках их подачи и уплаты налогов вследствие частоты изменений законодательства грозят предпринимателю большими штрафными санкциями.

Еще одной проблемой налогообложения малого бизнеса является сложность системы налогообложения. В настоящее время предприниматель должен обладать профессиональными знаниями по учету и налогообложению, чтобы самостоятельно уплачивать налоги, или нанимать высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам, что не соответствует потребностям бизнеса и отвлекает денежные средства из производства. Большое количество налогов и сборов приводит к тому, что даже профессиональные бухгалтеры допускают ошибки, в результате которых предприятие вынуждено платить пени за несвоевременную уплату налогов. Кроме того, обязательные элементы налогов не всегда однозначно указаны в законодательстве, что приводит к появлению спустя некоторое время после внесения изменений различных инструкций с разъяснениями того, как те или иные налоги необходимо правильно считать, что так же усложняет ведение бизнеса.

Осложняет ситуацию с налогообложением малого бизнеса и низкая финансовая грамотность предпринимателей и недостаток информирования о программах государственной поддержки. В настоящее время государством проводится политика по стимулированию малого и среднего бизнеса. Наиболее распространенной формой такой поддержки является выделение из государственного бюджета целевой финансовой поддержки, направленной на развитие компаний определенных приоритетных сфер деятельности. Еще одним способом поддержки выступает введение упрощенных форм сертификации и лицензирования, предоставление льгот для участия в ярмарках и выставках, а также скидок на рекламные акции. Начинающие предприниматели имеют возможность получать бесплатные юридические консультации. Предоставляются ряду представителей малого бизнеса и налоговые каникулы.

Однако большинство предпринимателей не знают о существовании большого количества форм государственной поддержки, в том числе и налогового характера, что обуславливает необходимость совершенствования информационного обеспечения государственных инициатив. Повышение финансовой грамотности среди населения, проведение мероприятий, направленных на информирование представителей малого бизнеса о существующих мерах государственной поддержки, а также на пояснение осуществляемых изменений в налоговом законодательстве и широкая огласка таких мероприятий в средствах массовой информации могут отчасти решить названную проблему.

Таким образом, в настоящее время возникает вопрос противоречия сугубо фискальной направленности налоговой политики и стратегическим планом правительства по стимулированию роста малого и среднего предпринимательства к 2020 году. В роли основных направлений государственной поддержки малого бизнеса выступают, в первую очередь, создание благоприятного предпринимательского климата и развитой инфраструктуры, устранение существующих нормативно-правовых и административных барьеров, а также расширение доступа к инвестиционным ресурсам. Частные предприниматели нуждаются в системной финансовой, информационной и организационно-методической помощи. Только последовательная и отлаженная работа по названным направлениям поможет повысить эффективность и привлекательность малого предпринимательства в России, и занять данному сектору долженствующие позиции в экономике.

В свою очередь, налоговая политика не должна ограничивать положительный эффект государственной поддержки малого предпринимательства, выступать тормозом развития. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка, большое количество необходимой отчетности, сложное законодательство снижают привлекательность данного сектора, вынуждают предпринимателей искать законные и незаконные способы уклонения от налогов, уводят бизнес в «тень», что в конечном итоге уменьшает величину собранных налогов.

Необходимо повышение эффективности системы налогообложения малого бизнеса, приведение ее в соответствие с современными российскими реалиями. Необходимо найти оптимальное сочетание интересов государства и предпринимательства, перейти от реализации фискальной к стимулирующей функции налогов. Однозначная, стабильная и справедливая система налогообложения сделает данный сектор более привлекательным для предпринимателей. В свою очередь, борьба с недобросовестной конкуренцией, коррупцией и незаконными налоговыми льготами, предоставляющимися совсем не тем, кто в них особенно нуждается, перекрытие каналов перетока денежных средств в теневой сектор и в оффшорные зоны за рубеж позволит сократить нелегальный бизнес, не затрагивая интересы честных предпринимателей.

В заключение отметим, что в настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. Понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.

Литература:

  1. Доброва М. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса / М. А. Дробова // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: www.scienceforum.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — URL: nalog.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  3. Панов А. С. Проблемы налогообложения малого предпринимательства в Приморском крае / А. С. Панов // Современные научные исследования и инновации. 2014. — № 5. — URL: http://web.snauka.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  4. Произведенный валовой внутренний продукт. Годовые данные в детализированной разработке (в текущих ценах) // Росстат. — URL: www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2016)
  5. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 23 с. –URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  6. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 59 с. URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 09.11.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, предприниматель, система налогообложения, налоговая нагрузка, налоговое законодательство, единый налог, Россия, налоговая политика.

moluch.ru

Похожие записи

Вам будет интересно

Массовое увольнение это – что это такое по ТК РФ, по каким критериям определяется (сколько человек) по кодексу, действия работника

Исполняющего обязанности – кто это и как регулировать его труд? – Кадровое дело № 2, Февраль 2011

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о