Налоги и налоговое планирование – : , ,

Содержание

Налоговое планирование в организации | Статья в журнале «Молодой ученый»



Налоговое планирование может значительно повлиять на формирование финансовых результатов деятельности организации, поэтому при принятии многих управленческих решений задача налогового планирования заключается в анализе всех наступающих налоговых последствий на основе вариантности (т. е. разработки альтернативных вариантов или версий) и оценке степени их влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая оптимизация, методы налогового планирования, оценка эффективности налогового планирования

Для начала следует определить, что подразумевает понятие «налоговое планирование».

Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Сущность налогового планирования — признание права налогоплательщиков применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и проблемы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств [1, с.65]. в подтверждение этой идеи можно привести слова американского судьи Лирнда Хэнда: «…Нет ничего дурного в том, чтобы осуществлять деятельность, платя минимум налогов. Так поступают все — и бедные, и богатые, — и все поступают правильно, поскольку никто не должен платить более предписанного законом: налог является закрепленным изъятием, а не добровольным пожертвованием».

В случае несоответствия данным нормам (закону) эти мероприятия признаются налоговыми органами как способы уклонения от уплаты налогов.

Значение налогового планирования в организациях увеличивается в связи с появившейся тенденцией в налоговом администрировании Российской Федерации предоставлять в налоговые органы по месту регистрации налогоплательщиков информацию о прогнозах налоговых платежей в предстоящий налоговый период (год, квартал). Несмотря на то, что подобные запросы налоговых органов не урегулированы законодательством о налогах и сборах, данная практика находит все большее распространение.

Распространению практики налогового планирования в организациях способствует также совершенствование налогового администрирования — осуществление налогоплательщиком контроля за уровнем налоговых рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3–06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Данной концепцией установлены общедоступные критерии оценки риска налоговых правонарушений, которые используются налоговыми органами с целью отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. Налогоплательщики получили возможность самостоятельно оценить свои риски и исправить ошибки при исчислении налогов. Очень важно, если налогоплательщик будет прогнозировать наступление налоговых рисков в рамках налогового планирования, а не только по итогам налогового или отчетного периода.

Необходимо отметить правоприменительный аспект налогового планирования, который заключается в полном и правильном использовании налогоплательщиком всех предусмотренных налоговым законом льгот и других благоприятных положений налогового законодательства, в оценке позиций налоговых органов по вопросам толкования и применения актов о налогах и сборах и анализ основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Налоговое планирование может проводится несколькими методами:

– замена налогового субъекта;

– замена вида деятельности;

– замена налоговой юрисдикции;

– использование вариантов учета, отраженных в учетной политике;

– использование налоговых кредитов;

– использование специальных режимов и пр.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании такой организационно- правовой формы (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения, к примеру упрощенная система налогообложения.

Метод изменения вида деятельности предполагает переход на осуществление таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени. В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение, например, в регионах Российской Федерации.

Выбор учетной политики, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейший метод налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета — например, применение ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств, создание резервов на списание дебиторской задолженности по безнадежным долгам.

В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом.

Оптимизация следующим способом:

– путем использования налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, размытых положений договора;

– использование нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку.

Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Одним из важнейших инструментов налогового планирования, являются льготы, их применение в значительной степени зависит от регионального законодательства. Развитие методов налогового планирования приводит к появлению совокупности новых приемов налоговой оптимизации. К примеру, использование механизма тонкой капитализации в налоговом планировании.

На практике с точки зрения налогообложения наиболее выгодно организовать финансирование компании займами (кредитами), а не за счет вкладов в уставный капитал. Значительно реже приносит больше выгоды передача фондов в качестве распределенной прибыли, а не путем выплаты процентов.

Наибольшими возможностями использования механизма тонкой капитализации в целях получения налоговых выгод располагают многонациональные группы компаний.

Так, группа, состоящая из материнской компании в одной стране и дочерней — в другой, при прочих равных условиях в целом уплачивает меньшие суммы налога в случае перевода прибыли дочерней компании в материнскую в форме процентов, которые подлежат вычету при определении налогооблагаемой прибыли дочерней компании, чем в случае выплаты дивидендов, не подлежащих вычету. Включение в группу такого промежуточного участника, как холдинговая компания, базирующаяся в так называемой налоговой гавани, позволяет сочетать это преимущество с отсрочкой (возможно, на неопределенное время) любой задолженности по налогу на доход, находящийся в распоряжении материнской компании.

Оценить эффективность налогового планирования можно по формуле:

Рассчитывая ежемесячно или ежеквартально коэффициент, организация будет наглядно представлять налогового бремени. Но для более качественного анализа необходимо сгладить эффект колебания выручки. Это можно сделать путем деления налогов на зависимые от выручки (налог на прибыль, акцизы, НДС) и не зависимые от выручки (налог на имущество, страховые взносы, транспортный и земельный) налоги. Далее следует рассчитать коэффициенты по постоянным и переменным налогам.

Необходимо анализировать полученные результаты в разрезе постоянных и переменных налогов. В противном случае может оказаться, что коэффициент эффективности налогового планирования снизился только за счет уменьшения переменных налогов, а в целом применение метода налогового планирования не дало никакого эффекта [2, с.11]

В заключение, можно сделать ряд выводов.

  1. Налоговые платежи в значительной степени влияют на расходы организации, что приводит к необходимости их планирования, оптимизации.
  2. Целесообразно начинать процесс налогообложения в организации с налогового планирования, так как это позволит выбрать наиболее приемлемый режим налогообложения.

Налоговое планирование является неотъемлемой частью управления хозяйственно- финансовой деятельностью организации, включающей:

– управление величиной налоговой базы;

– оптимизацию условий хозяйствования организации с точки зрения налогообложения;

– регулирование сроков налоговых платежей и другие целенаправленные действия.

Содержание этапов и видов налогового планирования свидетельствует о его заметном влиянии на конечный финансовый результат деятельности организации.

Литература:

  1. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2015–520 с.
  2. Митюгова Э. С. Налоговое планирование: более 60 законных схем / Э. С. Митюгова. — М.: Издательство АйСи, 2017. — 360 с.
  3. Налогообложение организаций: учебник / коллектив авторов; под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М.: КНОРУС, 2014. — 512 с.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое планирование, налог, налоговый субъект, налоговое администрирование, налоговая юрисдикция, налоговая оптимизация, материнская компания, дочерняя компания, Российская Федерация, тонкая капитализация.

moluch.ru

Налоговое планирование

Подробности
Равилов Владимир
Рубрика: Налоги

Эта статья будет интересна всем, кто изучает налоговый менеджмент, интересуется способами и методикой оптимизации налогового бремени, а также желает применять налоговое планирование в своем бизнесе.

Англо-русский банковский энциклопедический словарь (автор Б. Г. Федоров), дает следующее определение налогового планирования: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ».

Налоговое планирование — это интеграционный процесс по упорядочиванию хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

Словарь деловых терминов Джека Фридмана, определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость — все это примеры налогового планирования».

Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей. Предлагаемые определения рассматривают существо налогового планирования с сугубо ограничительных позиций, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой.

В то же время, налоговое планирование призвано не только и не столько уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, ибо минимизация и оптимизация налогового портфеля не всегда отвечает стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта, последнему иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу в силу тех или иных причин (например, если издержки по минимизации налоговой нагрузки превышают доходы от нее, кроме того, руководство предприятия может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных (например, на градообразующем предприятии) и политических причин, а также, если инвестиционный план развития хозяйствующего субъекта не предусматривает уменьшения налоговых расходов.

У малых предпринимательских структур, перешедших на уплату налога с вмененного дохода, вряд ли есть необходимость в разработке схем по уменьшению налогообложения). Отказ от минимизации налогообложения в указанных случаях не означает отказа от применения налогового планирования, наоборот, налоговое планирование продолжает оставаться одним из основных видов общеэкономического планирования (специалисты предприятия продолжают отслеживать действующее налоговое законодательство, производить налоговые расчеты, составлять календарь налогоплательщика, который на некоторых предприятиях заменяет налоговый план и т.д.).

Таким образом, налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

С содержательно-процедурных позиций налоговое планирование, как и любой другой вид человеческой деятельности, состоит из нескольких неоднородных по своей сути и призванных играть особую роль в процессе планирования ступеней. Разбиение деятельности по налоговому планированию, исходя из специфических особенностей тех или иных процедур, применяемого научного аппарата, логической согласованности и последовательности деятельности, субъективного и объективного состава на определенные укрупненные этапы, имеет большое теоретическое значение и практический смысл.

С теоретической точки зрения разукрупнение налогового планирования как целостной деятельности на отдельные составляющие позволяет в наиболее полной мере изучить конструкцию данной экономической категории, посредством применения индуктивного логического аппарата, а также проявить место налогового планирования в комплексе общеэкономического планирования деятельности предприятия. Учитывая обширную область распространения и влияния деятельности, связанной с налоговым планированием, в системе управления предприятием, обнаружение методологических, функциональных и директивных связей налогового планирования с другими видами управленческой деятельности возможно только при анализе взаимодействия обособленных институтов планирования между собой, без учета их синергетической составляющей. На практике поэтапное разбиение налогового планирования призвано придать последовательность операций, определить четкую организационную структуру, исполнителей и ответственных за реализацию тех или иных налоговых мероприятий; осуществлять контроль над реализацией принятых управленческих решений.

Процесс налогового планирования

В литературе при описании процесса налогового планирования на предприятиях применяются различные подходы для определения его структурных элементов. Так, некоторые авторы считают, что налоговое планирование состоит из четырех взаимосвязанных этапов единого цикла (на рис. 1):

Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;

Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Другие исследователи при описании процесса налогового планирования используют иную градацию процедур:

На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виде не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия.

На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности — по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.

На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Третьи полагают, что процессу налогового планирования свойственна следующая структура:

1)анализ хозяйственной деятельности;

2)вычленение основных налоговых проблем;

3)разработка и планирование налоговых схем;

4)подготовка и реализация налоговых схем;

5)включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

Результаты налогового планирования

Приведенные выше характеристики содержания процесса налогового планирования основываются, прежде всего, на определении налогового планирования — как практической деятельности по оптимизации налогового портфеля. В то же время, как уже отмечалось, налоговое планирование — неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, первому в полной мере должна соответствовать процедура общехозяйственного планирования, в противном случае планирование налогов может войти в противоречие с общим планом развития предприятия, что в итоге повлечет возникновение дисбалансов в управлении предприятием, а также увеличение издержек на управление. Дешевле предусмотреть налоговые последствия для предприятия в общем плане развития предприятия, нежели корректировать утвержденный план в соответствии с налоговыми ожиданиями.

Поэтому работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, плано-разработочного и основного этапа.

Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в том числе действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап — реализация данного плана.

Продолжение темы: Организация налогового планирования

Литературные источники:
1. Мельник Д. Налоговый менеджмент — М.: Финансы и статистика, 2009
2. Рогозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения). 10-е изд., в 3-х тт. — М., 2008
3. Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. — М., 2009

Текст: Vladimir Ravilov

good-tips.pro

Елена Сидорова. Конспект лекций по налоговому планированию

   Прежде всего, следует отметить, что современные авторы не дают однозначного определения как собственно налогового планирования, так и объекта, на который направлен этот процесс. Зачастую смешиваются понятия «налоги» и «налогообложение», «налоговый платеж» и «налоговое обязательство», «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка», «налоговая оптимизация», «налоговая минимизация», «налоговое планирование» и «налоговое администрирование».
   Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является непременным и непосредственным ее элементом и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах.
   Существует большое количество определений понятия «налогового планирования». Рассмотрим некоторые из них.
   1. Козенкова Т., главный бухгалтер ИД: Налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству.
   2. Англо-русский банковский энциклопедический словарь Б.Г. Федорова дает следующее определение налогового планирования: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ».[1]
   3. Словарь деловых терминов (Dictionary of Business Terms) Джека Фридмана (Jack P. Friedman), выпущенный издательством Barron’s Educational Series, Inc., определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость – все это примеры налогового планирования».[2]
   Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей.[3]
   4. В учебном пособии Е.Н. Евсегнеева налоговое планирование определено как «законный способ обхода налогов с использование предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств».[4]
   Рассмотрим вопрос о соотношении налогового планирования и налоговой оптимизации, а также экономическую природу последнего. Соответственно, возникает необходимость более детального изучения термина «налоговая оптимизация».
   «Оптимизация» в трактовке А.Б. Райзберга и др. – это «определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, т. е. наилучшее состояние системы».[5] Таким образом речь идет о достижении наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах.
   Следовательно, «налоговая оптимизация – это определение величины налогооблагаемой базы, при которой достигается оптимум хозяйственной системы предприятия».
   Основной задачей налогового планирования можно считать предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
   Налоговое планирование призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования.
   Таким образом, налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (см. схема 3), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.
Схема 3. Структура налогового планирования
   Проекция конструкции налогового планирования в виде пирамиды (см. схема 3) позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех уровнях налогового планирования, где определяющим видовым признаком является его темпоральность.

   В большинстве стран сложились специальные методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов и существенно ограничить сферу налогового планирования, т. е. создать определенные пределы налогового планирования, которые как правило включают следующие методы:
   1) законодательные ограничения;
   2) меры административного воздействия;
   3) специальные судебные доктрины.
   Рассмотрим их более подробно.

Законодательные ограничения.
   Существует ряд мер, направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов:
   – обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика;
   – обязанность предоставлять налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
   – обязанность удерживать налоги у источников.
   За нарушение налогового законодательства предусмотрены экономические меры ответственности. В ряде стран существуют специальные штрафные налоги (penalty tax), которые применяются к налогоплательщикам в специальных случаях.
Административные воздействия.
   С их помощью создается возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов.
Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов.
   Законодательство Российской Федерации признак могут уклонения от уплаты налогов. Согласно ст. 198–199 Уголовного кодекса Российской Федерации уклонение от налогов признается в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытие других объектов налогообложения.
   Следует отметить, что временные пределы налогового планирования практически не существуют.
   Таким образом, пока происходит совершенствование и изменение налоговой системы, будет иметь место и налоговое планирование.
   Целесообразно выделить еще два вида пределов налогового планирования:
   1) качественные, в том числе законодательные (предел рентабельности, предел цены, предел определенных видов расходов и т. п.), административные и т. п. Кроме того реальные ограничения для налогового планирования создает неопределенность внешней среды создает реальные ограничения для налогового планирования;
   2) количественные, характеризующие возможность снижения налоговой нагрузки и общей ставки налогообложения как в целом по хозяйствующем субъекту, так и по конкретному налогу. Причем по конкретному налогу целесообразно сравнивать достигнутый уровень налогообложения не со ставкой, указанной в соответствующем законе, а с реальной ставкой налогообложения, имевшейся в отчетном периоде.
   К разряду количественных ограничений налогового планирования следует отнести величину издержек, затрачиваемых на внедрение, организацию и осуществление налогового планирования, а также масштабы деятельности фирмы, которые в настоящее время существенно расширяются в условиях происходящей глобализации мировой экономики.

   Основами налогового планирования являются:
   1) учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политик государства;
   2) разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;
   3) правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;
   4) оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.
   Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:
   – платить минимум из положенного;
   – осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;
   – использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;
   – использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
   – не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.
   К принципам оптимизации налогообложения в компании можно отнести:
   1) принцип адекватности затрат;
   2) принцип юридического соответствия;
   3) принцип конфиденциальности;
   4) принцип подконтрольности;
   5) принцип допустимого сочетания формы и содержания;
   6) принцип нейтралитета;
   7) принцип диверсификации;
   8) принцип автономности.
   Таким образом налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.
   В зависимости от важности решаемых задач, степени влияния на конечный финансовый результат деятельности организации можно выделить два этапа налогового планирования – стратегическое и оперативное.
   Стратегическое налоговое планирование представляет собой механизм, позволяющий хозяйствующему субъекту определить основополагающие условия его функционирования с точки зрения оптимизации налогообложения.
   Все принципиальные для организации моменты, такие как: определение цели и задачи, сферы производства и обращения, направления и вида деятельности, выбор организационно-правовой формы и формы собственности, определение структуры и степени ее сложности, месторасположения и т. д., напрямую связаны с налогообложением. Выбор того или иного варианта влечет за собой различные налоговые последствия. От того как будет организовано предприятие, какие формы и направления своей деятельности оно выберет в большой степени зависит уровень его налогообложения, а значит формирование финансовых результатов и перспективы дальнейшего развития. Стратегическое налоговое планирование определяет основные направления и принципы налоговой политики хозяйствующего субъекта и носит длительный характер.
   Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности предприятия и направленных на регулирование уровня его налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет среднесрочный или краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.
   Элементы стратегического и оперативного налогового планирования организации представлены на схеме 4.
Схема 4. Этапы и направления налогового планирования
   Сущность стратегического налогового планирования заключается в том, что при решении важнейших условий своего функционирования предприятие проводит анализ налоговых последствий при выборе того или иного варианта и определяет оптимальный, наиболее соответствующий реализации поставленных стратегических целей.
   На этом же этапе происходит формирование основных элементов налоговой учетной политики организации, которые определяют принципы ведения налогового учета на ряд лет и оказывают прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.
   Практика работы ряда российских организаций показала эффективность одного из элементов налогового планирования – составления информационной налоговой базы конкретного хозяйствующего субъекта. Она включает в себя полный перечень платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по видам деятельности, систему льгот, ставки, источники начисления налогов, сроки уплаты и т. д.
   То есть на этапе стратегического планирования целесообразно формировать так называемое налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и все другие элементы налогового планирования.
Направления стратегического налогового планирования.
   Можно выделить три этапа функционирования организации, когда применение методов стратегического планирования наиболее эффективно и целесообразно.
   Наиболее широкие возможности открываются на этапе создания организации. В этом случае производится оценка альтернативных вариантов функционирования новой хозяйствующей единицы с точки зрения наступления налоговых последствий выбора вида деятельности, структуры и других основополагающих моментов, определяется оптимальный вариант и составляется исходная информационная налоговая база.
   Главной задачей стратегического налогового планирования при этом является определение наиболее эффективных с точки зрения налогообложения условий предпринимательской деятельности образовавшейся организации.
   Большое влияние стратегическое налоговое планирование может оказать также на решения хозяйствующего субъекта при кардинальных изменениях условий его функционирования, в частности при смене собственников, реорганизации, слиянии, расширении, переориентации на другие виды деятельности и т. д. В данной ситуации в ходе планирования проводится анализ вводимых изменений и оценка их эффективности с точки зрения налогообложения. Задачей здесь является определение наиболее рациональных путей осуществления запланированных изменений.
   И, наконец, в том случае, когда основные направления, структура, налоговый статус и месторасположение хозяйствующего субъекта уже определены, он работает и не планирует каких-либо серьезных изменений в своей деятельности, внедрение элементов стратегического налогового планирования тем не менее имеет место. Оно заключается в проведении анализа уже существующих условий функционирования организации, составлении информационной налоговой базы и формировании «налогового поля» для осуществления на этой основе оперативного налогового планирования.
   Таким образом элементы стратегического налогового планирования необходимо применять на любом этапе существования хозяйствующей единицы.
Направления оперативного налогового планирования.
   Оперативное налоговое планирование осуществляется по двум основным направлениям.
   Первое направление – расчет, анализ и управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакам, и составление на этой основе среднесрочных и краткосрочных планов налоговых платежей.
   Воздействие на налоговые базы, управление ими является одной из основных задач налогового планирования. Для этого налоги необходимо дифференцировать и сгруппировать по каким-либо признакам. На практике часто применяется группировка налогов по источникам их уплаты, что определяет необходимость подхода к управлению их уплатой за счет цены продукции, себестоимости, прибыли организации.
   Однако более действенным представляется метод дифференциации налогов по одинаковой или сходной налоговой базе, принимаемой за основу. Это значительно упрощает процедуру плановых расчетов, а значит и процесс анализа и управления. Следуя этому принципу, можно составить несколько налоговых групп. Основными базами, принимаемыми за исходную точку расчетов, являются: объем выручки от реализованной продукции (работ, услуг), фонд оплаты труда, стоимость имущества (всего или отдельной его части), прибыль. Внутри налоговой группы определение налогооблагаемой базы по каждому конкретному налогу происходит по принципу «от простого – к сложному», а между группами фиксируются прямые и косвенные связи. Производится анализ состава налоговых баз по каждому налогу с целью регулирования величин элементов, входящих в базы обложения и размеров налогов.
   Принцип «от простого – к сложному» предполагает поэтапный расчет налогов одной группы в зависимости от усложнения их налогооблагаемой базы.
   Далее устанавливаются и фиксируются связи между налогооблагаемыми базами и группами налогов.
   Внутри группы анализируется состав налоговых баз по каждому налогу с целью регулирования величин элементов, входящих в налоговые базы, и размеров налогов. Это направление включает в себя анализ предоставленных законодательством налоговых льгот и оценку эффективности их применения, а также определение оптимальных вариантов налогового и бухгалтерского учета.
   На основе расчета налоговых баз составляются конкретные планы налоговых платежей. В зависимости от специфики деятельности организации это могут быть трех-, двухгодичные планы, которые разбиваются на более короткие периоды. Например, организациям, осуществляющим издательскую деятельность и распространяющим свои издания по подписке, целесообразно составлять полугодовые планы в соответствии со сроками подписки; предприятиям в области образования – планы, соответствующие по сроку учебному периоду, и т. д.
   Необходимо отметить, что на данном этапе планирования для расчета величин налогов на основе налоговых баз следует применять укрупненные показатели, оказывающие определяющее или значимое влияние. Соответственно факторы, не играющие существенную роль, нужно свести к минимуму, что значительно упростит и ускорит процесс расчета и анализа.
   Следующий элемент оперативного налогового планирования – налоговый календарь. Главная задача при составлении налогового календаря – четкий прогноз суммы уплаты налогов по конкретным датам. Если для среднесрочного планирования уместны укрупненные расчетные показатели, то для месячного плана, каковым является календарь, необходимы точные, выверенные данные, подлежащие ежедневному уточнению. Задачей этого этапа планирования является также контроль своевременности уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, т. к. нарушение сроков их перечислений неизбежно влечет за собой серьезные штрафные санкции.
   Второе направление оперативного налогового планирования – составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителями предприятий. Как правило сначала принимается решение, например о выпуске новой продукции или создании нового структурного подразделения, производятся определенные действия – юридические, производственные и пр., осуществляются материальные вложения и лишь потом, в момент непосредственной уплаты налогов, выясняется, какие налоги, в каком размере, куда уплачиваются и какие при этом могли быть альтернативные действия. Только рассмотрение всех возможных вариантов с применением метода составления компьютерных финансовых моделей, их оценка с точки зрения налоговых последствий с учетом дисконтирования денежных потоков и выбор на этой основе наиболее оптимального варианта уже на начальной стадии работы над новым проектом может обеспечить успешное его внедрение и дальнейшее осуществление.
   То же самое касается и текущих хозяйственных и финансовых операций. Налоговое планирование предполагает проведение анализа всех сделок на стадии их оформления, заключения договоров. От того как изложены те или иные условия соглашения во многом зависит величина возникающих при этом налоговых обязательств. При наличии постоянных или однотипных операций необходимо разработать унифицированные формы договоров, других необходимых документов, виды типовых бухгалтерских проводок, а также регистры налогового учета. В их разработке должны участвовать одновременно производственные, юридические, финансовые и бухгалтерские службы (или специалисты) организации.

thelib.ru

налоговый учет, оптимизация налогообложения, налоговая помощь и консультация

Налоговое планирование в настоящее время становится неотъемлемой составляющей любой предпринимательской деятельности. Серьезная конкурентная борьба вынуждает хозяйствующих субъектов грамотно вести налоговый учет, и при этом максимально оптимизировать свои расходы и в первую очередь налоговые платежи.
На сайте рассматриваются правовые аспекты налогового планирования, в доступной форме донесена важная правовая информация о допустимых моделях налогового планирования, правильной организации налогового учета, а также о возможных способах минимизации налоговых рисков при налоговом планировании.

Информация, представленная на сайте структурирована в разрезе основных разделов:

Новости — публикуется свежая информация об изменениях в налоговом законодательстве, комментируются приказы и письма финансовых ведомств, рассматривается арбитражная практика по налоговым спорам

Статьи — актуальные статьи и комментарии налогового права по всем элементам российского и международного налогового учета

Каталог фирм — фирмы, оказывающие налоговую помощь, в части оптимизации, аудита, регистрации оффшоров и налогового консалтинга

Налоговая Консультация — налоговое консультирование посетителей сайта по наиболее сложным и спорным вопросам применения норм налогового законодательства

Документы — налоговые регистры, формы первичных документов учета, налоговая отчетность, а так же правила и порядок их заполнения

Зайдя в один из этих разделов и выбрав интересующую тематику в левом меню сайта будет отобран самый обширный ряд статей, фирм либо консультаций требуемой тематики.

Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности компании — позволяет грамотно организовать налоговый учет, оптимизировать денежные потоки, управлять затратами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость. В свою очередь, на оптимизацию налогов влияют выбор учетной политики, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие элементы планирования, широко освещенные на сайте, ключевыми из которых являются:

Используя даже самые чистые с законодательной точки зрения варианты налоговой оптимизации, практически невозможно избежать налоговых споров и конфликтов с налоговыми органами. К сожалению, в таких конфликтах налогоплательщики поставлены в невыгодные условия, поскольку налоговики наделены государством властными полномочиями и различными правовыми инструментами по принудительному ограничению прав и имущественных интересов налогоплательщиков.
Однако правильное применение налогового законодательства, профессиональная постановка налогового учета, знание своих законных прав, умение использовать предоставленные законодательством гарантии и возможности позволяют налогоплательщикам обезопасить себя от необоснованных действий и решений налоговых органов.

 

Оптимизация налогообложения и налоговый учет

 

В последнее время все более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.
Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.
Безусловно, любое налоговое планирование связано с определенными предпринимательскими рисками, степень которых зависит от качества и нормативной обоснованности налогового планирования. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. С точки зрения интересов государства — это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.
Полностью избежать налоговых рисков в налоговом планировании практически невозможно.
Сайт содержит полную структурированную информацию обо всех элементах и объектах налогового учета, основными из которых являются: налог на прибыль, НДС, страховые взносы, налог на имущество, НДФЛ, УСН, ЕНВД.
В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.
На сайте всецело рассмотрена сущность и правовое содержание налогового планирования, дается анализ важнейших принципов налогового планирования, а так же исследование методов и моделей налогового планирования и связанных с ними актуальных проблем применения современного налогового законодательства.
Оффшоры позволяют оптимизировать налоговое бремя компаний путем планирования оптимальной структуры бизнеса.
Надеемся, выводы и рекомендации, помогут налогоплательщикам оптимизировать налоговые платежи и отстоять свои права в спорах с налоговыми органами по вопросу о допустимости и законности налоговой оптимизации.

 

Налоговая консультация и налоговая помощь

 

На современном этапе развития налоговой политики и постоянного реформирования систем бухгалтерского учета и налогообложения колоссальным спросом в сфере аудиторских услуг и налогового консалтинга пользуется налоговое консультирование. Рост потребности в налоговом консультировании и оказании налоговой помощи обусловлен и ужесточением политики налогового администрирования со стороны государства в последние годы. Кроме того, учитывая тот факт, что налоговая составляющая общего аудита не в силах охватить весь спектр информации, оказывающей ключевое влияние на налоговые обязательства организации, в связи с чем, аудиторы не могут дать ей гарантии на отсутствие у нее проблем с налоговыми органами и полноты и своевременности сдачи налоговой отчетности, а так же уплаты налогов.
Налоговое консультирование и обслуживание осуществляется в следующих формах:

Большое значение на повышение качества консалтинговых услуг приобретает применение различных форм налогового консультирования и оказания налоговой помощи налогоплательщику. И даже применение инновационных методов налогового консультирования оказание таких услуг не в силах всецело удовлетворить имеющиеся на рынке потребности по налоговому сопровождению субъектов предпринимательской деятельности. В связи с этим широкое применение получила новая отрасль в аудиторской деятельности — налоговый аудит.
Стабильность финансового положения в любой сфере предпринимательской деятельности всецело зависит от величины налоговых обязательств субъекта и оценки его налоговых рисков, что влечет увеличение значимости налогового аудита. Проведение полноценного налогового аудита позволяет всецело изучить, оценить и снизить налоговые риски организации.
Надеемся, сформулированные предложения, представленная на сайте информация, налоговая консультация и выводы окажутся полезными для субъектов предпринимательской деятельности.

Консультация по вопросам бухгалтерского учета осуществляется экспертами сайта Бухгалтерские услуги в Москве, специалистами одного из ведущих бухгалтерских сайтов рунета.

www.pnalog.ru

4.2. Налоговое планирование. Налоговый менеджмент

4.2. Налоговое планирование

Налоговое планирование – это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции управления намечается не только результат, который должен быть достигнут в процессе управления налоговыми потоками, но и должен быть определен эффективный способ достижения намеченного результата. Конкретные способы формирует управляющая система, опираясь на свои представления о том, как будет функционировать управляемый объект в планируемом периоде (здесь важны прогнозные данные). Именно поэтому при управлении любыми социально-экономическими процессами планирование всегда сопровождается прогнозированием, основой которого является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных результатов развития ситуаций.

Поскольку основой налогового менеджмента выступает финансовая наука, то налоговое планирование и прогнозирование в определенной степени является и частью финансового планирования (прогнозирования). Задачи налогового планирования и прогнозирования неоднозначны. Они различаются в зависимости от того, относительно какого объекта управления они ставятся: применительно к налоговым потокам страны (ее территорий) или налоговым потокам отдельного предприятия.

Налоговое планирование – это основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.

Цели и задачи налогового планирования на макро– и микроуровне различны. Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств.

Целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Ключевую роль в налоговом планировании играет аналитическая стадия сбора и обработки информации, которая поступает как от налогоплательщиков, так и со стороны государства, для выработки управленческих решений. В целом, налоговое планирование – это процесс аналитический и одновременно поисковый, творческий, требующий индивидуального подхода. На базе проведенного анализа составляются различные варианты деятельности субъекта общего налогового менеджмента. Главная задача на данном этапе заключается в сравнении выработанных различных вариантов (планов) на предмет выявления наиболее подходящего в складывающихся условиях и позволяющего достичь поставленной цели с наибольшим эффектом.

Следующий этап налогового планирования – разработка общей концепции налогообложения, обеспечивающей реализацию стратегических экономических целей налогового менеджмента, т. е. практическое внедрение планов.

Налоговое планирование тесно связано с налоговой политикой, и не только на государственном уровне. С 2002 года в России предприятия обязаны разрабатывать ежегодную политику для целей налогообложения, положения которой доводятся до сведения налоговых органов. Однако на государственном уровне налоговая политика в определенной степени сводится к налоговому планированию: все параметры налоговой политики отражаются в налоговом планировании. Налоговая политика состоит из стратегии и тактики, и налоговое планирование также подразделяется на стратегическое и тактическое. Причем налоговое планирование эффективно в том случае, когда имеет место тесное взаимодействие обеих его составляющих.

Стратегическое налоговое планирование представляет собой долгосрочное планирование достижения поставленных стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики. В современных российских условия стратегическое планирование на предприятии не достаточно развито, что связано, в первую очередь, с нестабильностью в стране – это относится к правовому полю, экономической среде, политической обстановке. В масштабе страны процесс стратегического налогового планирования более развит, что связано с наличием в целом поставленного процесса планирования во всех сферах деятельности и на всех уровнях. Налоговое планирование всегда имело место в нашей стране, составлялись и составляются прогнозные значения налоговых поступлений в бюджетную систему, анализируются причины недоимок. Однако, говорить о том, что сейчас в России есть полноценная система налогового планирования как элемента налогового менеджмента, еще рано.

На уровне отдельно взятых налогоплательщиков большее распространение имеет тактическое текущее или оперативное налоговое планирование, которое получило свое развитие в России в середине 90-х гг. XX в. Данный вид налогового планирования предполагает составление прогнозных данных и разработку планов налоговых платежей в разрезе на текущий год. Однако на предприятиях разработка таких годовых налоговых планов неизбежно перерастает в стратегическое налоговое планирование, если данный хозяйствующий субъект продолжает использовать выработанную концепцию налоговой политики, учитывающую меняющиеся внешние и внутренние факторы.

В целом, как элемент налогового менеджмента, состоит из следующих процессов:

– налоговое прогнозирование,

– стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики),

– налоговое бюджетирование, ориентированное на результат,

– рациональное использование полученных дополнительных доходов на финансирование эффективных расходов.

Важнейшей формой финансового планирования является бюджетирование, непосредственно направленное на оптимизацию налоговых потоков. Этого нельзя сказать о налоговом менеджменте. Поэтому необходимо повысить роль налогового бюджетирования в налоговом планировании, сделав его центральным звеном налогового менеджмента. В виду особой значимости налогового бюджетирования на государственном и корпоративном уровне, оно будет подробно рассмотрено в специальных разделах учебного пособия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Налоговое планирование как основной метод оптимизации налоговых потоков

Актуальность темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства, которая определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

Налоговое планирование — законная деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход [1, с.15].

В России созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются теоретические положения и методические основы налогового планирования в организациях.

Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями рыночной конкуренции и стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению налоговых расходов и увеличению собственных средств для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.

Как любая экономическая категория налоговое планирование строится на определенных принципах, которыми являются законность, обязательность, эффективность, перспективность, взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.

Налоговое планирование, тесно взаимодействует с маркетингом, финансами предприятий, бухучетом, кадровой политикой, снабжением. Оно служит одним из основных инструментов расчета показателей эффективности деятельности предприятия. Значит, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплексе финансового менеджмента.

Налоговое планирование на уровне предприятия называют корпоративным налоговым планированием. Оно предполагает выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании.

На практике используются следующие методы налогового планирования: ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения.

Метод ситуационного налогового планирования — наиболее простой и доступный для любого предприятия, поэтому он нашел самое широкое применение. Предприятие на основе своего устава и иных учредительных документов, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и статистическими нормативами, определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, уточняет ставки и льготы. Формируется налоговое поле предприятия. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых предприятие участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса. Затем образуется система договорных отношений предприятия с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями [2, с.26].

К численным балансовым методам относятся: метод микробалансов, метод графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод и статистический балансовый метод.

Метод микробалансов состоит в следующем. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности предприятия в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволяет выбрать более выгодный вариант.

Матрично-балансовый метод применяют для полных и всесторонних исследований. Это достаточно простой многопараметрический метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Методы исследования матриц позволяют устанавливать наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями. Математический анализ этих связей может быть дополнен экономическими условиями, позволяющими определить неявные (опосредованные) связи.

Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретного предприятия от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности. Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основой для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности. Применение данного метода ограничено тем, что в настоящее время в России нет широкой практики публикации балансов и финансовых отчетов предприятия.

Метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе презумпции, что действуют всего два налога, а именно: косвенный налог (НДС, акцизы) и налог на прибыль организаций. Ряд налогов игнорируется в силу своей незначительности либо выводятся с помощью определенных итераций к одному из этих двух видов налогов. Записывают уравнение, которое показывает долю налоговых отчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, а также позволят получить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями (величиной налога на имущество организаций, величиной амортизационных отчислений, величиной единого социального налога, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величины процентов, выплачиваемых за их использование). Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой оптимизации, можно оценить их влияние на величину двух основных (базовых) налогов, взимаемых с хозяйствующего субъекта.

В корпоративном налоговом менеджменте особое значение имеет бюджетирование, в ходе которого прогнозируются суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без налогового бюджетирования сложно добиться реальности и эффективности общего бюджетирования предприятия, грамотно поставленное налоговое бюджетирование принесет организации существенный финансовый эффект.

В организации служба налогового планирования осуществляет следующие функции:

—                   готовит среднесрочные и долгосрочные комплексные налоговые планы, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы, организует контроль за выполнение подразделениями плановых налоговых заданий;

—                   осуществляет координацию проведения исследований, направленных на повышение эффективности мероприятий налогового планирования;

—                   дает необходимые рекомендации по вопросам налогообложения с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутацию организации;

—                   участвует в рассмотрении исков к налоговым, таможенным органам в арбитражных судах;

—                   следит за изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые документы;

—                   осуществляет методическое руководство и организует работу по налоговому учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности в целях налогообложения, разработку рациональной с точки зрения налоговых последствий учетной политики;

—                   осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды;

—                   оказывает методическую помощь работникам подразделений организации по вопросам налогообложения и налогового учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

Эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем оптимизации налоговых платежей [3, с.25].

Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:

—                   придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;

—                   свести к минимуму налоговые обязательства;

—                   максимально увеличить прибыль;

—                   разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;

—                   эффективно руководить денежными потоками;

—                   избегать штрафных санкций.

Каждому предприятию необходимо осуществлять налоговое планирование для достижения наибольшего финансового процветания. Профессионально выполненное налоговое планирование — важный шаг к развитию предприятия.

Литература:

1.      Налоговый менеджмент. Учебное пособие / С. В. Барулин, Е. А. Ермакова, В. В. Степаненко. М.: ОМЕГА-Л, 2011.- 269 с.

2.      Боброва А. В., Головецкий Н. Я. Организация и планирование налогового процесса. — М.: Экзамен, 2012.- 251 с.

3.      Стороженко О. Г. Проблемы налогового планирования на корпоративном уровне // Бюллетень финансовой информации. — 2011. — № 9–10.- С. 25.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое планирование, хозяйствующий субъект, предприятие, финансовый поток предприятия, статистический балансовый метод, налоговый учет, налоговое законодательство, матрично-балансовый метод, косвенный налог, двухкоординатная система налогообложения.

moluch.ru

6. Государственное налоговое планирование и прогнозирование

6.1. Содержание государственного налогового планирования

Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти (налоговую тактику), а также реализацию долговременных направлений экономической и налоговой политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (налоговой стратегии). В конечном счете, основной целью государственного налогового планирования является обеспечение реализации налогами всех своих функций, включая максимальную собираемость запланированных объемов налоговых поступлений по всем их видам.

Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.

Достижение цели налогового планирования возможно, с одной стороны, на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени, состава и структуры системы налогов и налогообложения на текущий бюджетный год и перспективу, поддержания высокого уровня собираемости налогов и эффективности налогового контроля, а с другой стороны, с учетом закона растущих финансовых потребностей государства. При этом важно учитывать и структуру источников налоговых поступлений. Так, в настоящее время в России основные бюджетные поступления обеспечиваются за счет налогов с организаций, а в их составе за счет косвенных налогов, тогда как в большинстве развитых стран наоборот – за счет налогов с физических лиц и прямых налоговых платежей. Объективный предельный уровень налоговых изъятий (для каждой страны он индивидуален) ограничивает возможности государства в увеличении своих доходов на основе увеличения налогового бремени. В этой связи, важнейшей проблемой научного налогового планирования является поиск компромиссных решений, учитывающих обе противодействующие закономерности в конкретных практических действиях государственных органов законодательной и исполнительной власти.

Государственное налоговое планирование начинается с разработки или корректировки научно обоснованной концепции налоговой политики, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, задачи и методы их достижения, опять же исходя из стратегических и тактических параметров, заложенных в налоговой политике.

Целевые налоговые установки формируются на основе бюджетных заданий и параметров программ социально-экономического развития страны. Основная задача государственного налогового планирования состоит в экономическом обосновании количественных параметров бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны в рамках разработанной и законодательно принятой налоговой концепции.

Государственное налоговое планирование решает следующие основные задачи:

· формирование правового поля и налогового законодательства;

· построение рациональной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации, основанной на оптимальных параметрах совокупного налогового бремени и структуры системы налогов;

· оптимизация объектов налогообложения и налоговой базы;

· разработка рациональной системы налоговых скидок и льгот;

· разработка налогового бюджета на предстоящий финансовый год и среднесрочную перспективу.

В зависимости от периода, целей и задач планирования различают оперативное (на месяц, квартал), текущее (на один финансовый год) и стратегическое (долгосрочное) налоговое планирование. В основе текущего и стратегического планирования лежат прогнозные параметры налогового потенциала. Под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (имеется в виду не фактическая сумма поступлений как таковых, а именно способность, возможность)[14].

Стратегический налоговый потенциал определяется как прогнозируемый объем совокупной налоговой выручки, получаемый в сфере производства и обращения после вычета совокупных затрат по ее обеспечению[15]. Среди наиболее существенных факторов, определяющих стратегический налоговый потенциал, выделяют объем денежной массы в обращении, зависящие от него параметры внутреннего валового продукта, вещественные и трудовые факторы производства, индексы цен, инфляции и других показателей. Тактический налоговый потенциал определяется как суммарная величина прогнозируемого объема налоговых поступлений, рассчитываемого с учетом стратегического налогового потенциала и налоговых ставок[16].

Стратегическое налоговое планирование связывается с перспективной оценкой доходности территории, т. е. с определением стратегического налогового потенциала. Инструментом, с помощью которого осуществляется такая оценка, является прогнозирование налоговых поступлений, которым должны быть охвачены не столько сами величины налоговых поступлений, сколько их налоговые базы и составляющие их элементы. Стратегическое налоговое планирование не ограничивается лишь задачей прогнозирования налогового потенциала и ориентировано на оценку внутреннего потенциала системы налогообложения, реализующегося через совокупность кадровых, законодательно-нормативных, организационных и иных его составляющих, а также через принципы и методы управления налоговым производством. Результатом такой оценки должна стать выработка концепции долгосрочного развития налоговой системы.

Текущее налоговое планирование связывается с формированием плана налоговых поступлений на конкретный финансовый год и определением способов обеспечения заданных налоговых обязательств. Отправным моментом при реализации этого процесса должно стать принятие решений относительно общественных приоритетов на текущий год по конкретным направлениям и размерам государственных расходов. При этом, наряду с другими задачами, предусматривается обеспечить формирование доходной части бюджетов с учетом изменений налогового законодательства. Задание целевого ориентира в виде качественных и количественных параметров расходной части бюджетов ставит проблему поиска налоговых и неналоговых источников покрытия запланированных бюджетных расходов, определения их соотношения на конкретный плановый период.

В целом процесс налогового планирования на государственном уровне можно представить в виде следующей последовательности:

1) устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения;

2) разрабатываются методы и конкретные мероприятия по реализации поставленных целей;

3) разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней;

4) определяются и устанавливаются конкретные пропорции распределения налогов между бюджетами различных уровней, составляющих основу налогового планирования;

5) составляется прогнозный расчет общих сумм налогов, взимаемых в каждой территории (административной единице), что должно обеспечить экономически обоснованные плановые показатели;

6) определяются общие объемы налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном, региональном и местном уровнях.

Необходимо отметить единство текущего и стратегического налогового планирования. Без тщательной проработки перспектив развития налогообложения, осуществленной с учетом возможных изменений внешней среды, невозможна разработка реалистических налоговых планов.

Формирование и принятие налоговой концепции как элемента государственных налоговой политики и налогового планирования представляет собой результат поиска наиболее приемлемого варианта налогового режима, выбираемого с учетом предполагаемых социально-экономических и политических условий. Следует отметить, что детальная проработка налоговых режимов (состава и структуры налоговых доходов, величины налоговых ставок, льгот и санкций, других способов обеспечения выполнения плановых налоговых заданий) составляет также содержание другого элемента государственного налогового менеджмента – государственного налогового регулирования.

Методом государственного налогового планирования является оценка соотношения налогового потенциала с фактическими поступлениями налогов и определение на этой основе экономически обоснованных объемов и структуры поступлений налогов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на обоснованно высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

В этой связи налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Похожие записи

Вам будет интересно

Как делается план – Как составить план текста? Рекомендации по составлению плана с примерами

Бизнес план ногтевого сервиса – Бизнес план маникюрного салона с расчетами

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко