Труда биржа – ,

Содержание

основания и условия постановки на учет в центре занятости

Биржа труда — это посредник между работником и работодателем: помогает им найти друг друга. Обычно так называют государственное учреждение — центр занятости населения (ЦЗН).

На учет в центр занятости становятся, чтобы получать пособие, а еще там бесплатно учат новым профессиям. В статье расскажем об условиях постановки на учет, о том, какие документы нужны для биржи труда и как туда попасть.

Существует ли электронная биржа труда

Встать на биржу труда через интернет не получится. Для этого придется прийти в центр занятости лично и с документами.

Но у центров занятости работают сайты — их можно считать электронными биржами. Обычно на сайтах есть информация о том, как встать на учет.

Еще электронными биржами труда называют сайты объявлений, где работодатели ищут сотрудников, например «Авито», «Хедхантер» или «Суперджоб». Также существует общероссийская база вакансий центров занятости.

На таких сайтах можно прочитать, как встать на учет, еще здесь удобно узнавать о различных мероприятиях: семинарах или тренингах. Например, на сайте может быть оповещение о ярмарке вакансий. На таких мероприятиях собираются представители организаций и рекламируют себя, а соискатели выбирают подходящую работу.

Стартовая страница одного из центров занятости в ВоронежеСтартовая страница сайта трудвсем.ру

Как встать на биржу

Встать на биржу — значит получить статус безработного. Безработным платят пособие, помогают искать работу, освоить бесплатно новую специальность или запустить свой бизнес.

Обучение

Можно пройти различные курсы, всего их несколько десятков. Например, курсы бухгалтера, оператора котельной или лифтера. Обучение длится от месяца до шести, после него выдается сертификат. Учат бесплатно. За время прохождения курсов начисляется пенсионный стаж и платят стипендию.

ст. 29 ФЗ «О занятости населения в РФ»

Пособия

Зарегистрированным безработным платят пособие. Размер и срок выплат зависит от нескольких факторов. Например, работал ли человек раньше, сколько платили за последние три месяца на последнем месте и как много он работал за последний год.

Основания и условия постановки на учет

Официально безработный — это не любой человек, который не работает, а только тот, кого служба занятости поставила на учет.

Встать на биржу труда может трудоспособный человек без заработка, который готов искать работу и приступить к ней. Заработком считается не любой доход. Если вы работаете временно, но по договору — это заработок, безработным вас не признают. Если вы уже не работаете, но компания еще платит средний заработок в связи с сокращением, то стать безработным можно и важно: тогда справка из ЦЗН позволит получить от бывшего работодателя средний заработок за третий месяц после увольнения.

ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ»

ст. 178 ТК РФ «Выходные пособия»

Сроки и порядок признания безработным

Для постановки на учет на бирже труда нужно принести документы. Служба занятости должна признать безработным не позднее 11 дней с этого момента. В течение первых 10 дней они будут предлагать варианты трудоустройства. Лучше заранее узнать у сотрудников, какие документы нужны для биржи.

Будущему безработному выдают список вакансий, он выбирает подходящие и получает направления на работу. В направлении указано название и адрес компании, а также номер телефона и должность сотрудника, с которым предстоит общаться. Если на работу не берут, работодатель отмечает в направлении причину. Чаще всего пишут: «Отказано в связи с рассмотрением другой кандидатуры».

Образец направления на работу от ЦЗН

Можно искать варианты и самостоятельно. На этот случай центр занятости выдает другой бланк — «Индивидуальный план поиска работы». В народе его называют «бегунок». Это таблица, в которой нужно записать дату, этапы прохождения и результат собеседования.

В «бегунке» работодатель тоже делает отметки о результатах рассмотрения кандидатуры.

«Бегунок» от биржи труда

Если за 10 дней никто не возьмет на работу, то служба занятости признает безработным. За эти первые десять дней тоже заплатят пособие.

После этого безработный ходит в ЦЗН два раза в месяц. Ему предлагают несколько вакансий, обычно две-три. В течение следующих трех дней он должен пройти собеседования в этих организациях. Если его кандидатура никого не устроит, он приносит в центр занятости бланк с отказами, и тогда пособие продлят. Если не приходить в ЦЗН, то сумма пособия может быть снижена или его совсем перестанут платить.

Кому не нужно оформляться в качестве безработных

Поэтому нет таких категорий, которым нужно или не нужно оформляться в качестве безработных. Зато бывают случаи, когда взрослый человек фактически не работает, но встать на биржу труда у него не получится.

Предприниматели

Индивидуальным предпринимателям нельзя встать на биржу труда. Даже если у ИП давно нет оборотов, безработным такого человека не признают. То же насчет учредителей коммерческих организаций.

Наоборот, один из вариантов, который предложит служба занятости, — открыть ИП, чтобы трудоустроить самого себя. Еще и денег могут дать — почитайте, как встать на биржу и открыть свой бизнес.

Пенсионеры

Пенсионера не оформят и пособие платить не будут, но могут помочь подобрать вакансию, если тот хочет работать.

Встать на биржу не получится даже тому, кто вышел на пенсию раньше общепринятого возраста, например по выслуге. Исключение — инвалиды трудоспособных групп. Их ставят на учет.

Как встать на учет на биржу труда

На сайте Роструда узнайте, где находится главное управление службы занятости по вашему региону. Сначала лучше позвонить им, потому что в городе может быть несколько окружных центров занятости. По телефону скажут, как и где встать на биржу труда. Например, если вам нет 30 лет, могут рассказать, как встать на молодежную биржу.

В центре занятости обязательно потребуют паспорт и документы об образовании и квалификации: диплом, аттестат, свидетельство. Понадобятся ли для биржи труда дополнительные документы, зависит от того, работал ли человек раньше.

На сайте Роструда выберите свой регион

Ранее работавшие граждане

Тем, кто раньше работал, нужно взять с собой трудовую книжку и справку с работы о среднем заработке за последние 3 месяца.

Те, кто ранее не работал

Ранее не работавшие должны предоставить только паспорт и документы об образовании и квалификации. Для этой категории размер выплат будет самым маленьким — 1500 Р в месяц.

После сокращения

Если вас сократили, тоже потребуется принести в центр занятости трудовую книжку и справку с работы о среднем заработке за последние 3 месяца.

Компания, которая сократила сотрудника, будет платить ему в течение двух месяцев среднемесячную зарплату. Если сотрудник встанет на учет в центр занятости, то еще месяц в том же размере.

После прекращения выплат от компании безработный будет получать пособие с биржи труда.

Беременные

Беременные тоже могут встать на биржу труда. Но после 30 недель вставать на учет бессмысленно — статус безработного в этом случае ничего не дает.

Если срок беременности до 30 недель, женщина получает пособие по безработице. Затем ей дают отпуск по беременности и родам на 140 дней, и выплаты из ЦЗН прекращаются. В этот период она считается нетрудоспособной и получает пособие для беременных.

Срок выплаты пособия по безработице в это время тоже не идет. Когда женщина выйдет из декрета, она будет снова получать пособие по безработице столько времени, сколько ей оставалось до ухода в декрет.

В некоторых случаях листок нетрудоспособности дают раньше тридцатой недели. Например, если женщина беременна несколькими детьми.

Инвалиды

Инвалида поставят на учет, если медико-санитарная экспертиза признала его трудоспособным. Поэтому встать на биржу труда могут только инвалиды второй и третьей групп.

Инвалиду потребуется принести в ЦЗН индивидуальную программу реабилитации.

Повторное обращение в центр занятости

Если биржа труда отказалась признать безработным, повторно пробовать можно через месяц со дня отказа.

Особенности обращения

На бирже труда возьмут на учет только с отметкой о постоянной регистрации. Обращаться нужно в соответствующий центр занятости.

Не по месту регистрации

Бывает, что человек по паспорту зарегистрирован в одном месте, а фактически постоянно живет в другом. Служба занятости не принимает это во внимание. Зарегистрироваться в ЦЗН можно лишь по месту регистрации.

Также не нужно путать областные, городские и районные биржи труда. Областная служба занятости находится в областном центре, но там не поставят на учет человека, который прописан в этом городе. Они работают с жителями области. И наоборот: городская биржа труда не возьмет на учет жителя области.

Служба занятости Воронежской области находится в Воронеже. Но если туда придет житель Воронежа, а не области, то статус безработного и пособие ему не дадут. Могут только предоставить вакансии и попробовать трудоустроить.

Нет прописки

Граждан признает безработными центр занятости по месту жительства, поэтому без прописки встать на учет не получится.

С временной пропиской

Если у человека только временная прописка, на учет его не поставят.

Документы, чтобы встать на учет

Любая биржа труда требует следующие документы:

  1. Паспорт РФ.
  2. Трудовая книжка. Не нужна тем, кто раньше не работал.
  3. Справка с последнего места работы о среднем заработке за последние три месяца.
  4. Документы об образовании и квалификации. Например, аттестат или свидетельство о прохождении курсов.
  5. Реквизиты для перечисления пособия.
  6. Для инвалидов — программа индивидуальной реабилитации.
  7. Военный билет, если есть.

Перечень необходимых документов может быть шире: некоторые биржи труда просят СНИЛС или свидетельство о заключении брака, хотя таких требований нет в законе. Лучше заранее уточнить, какие документы нужны для конкретной биржи.

Что нужно взять с собой, когда идешь в воронежский ЦЗН. Этот список выдают там же, но можно заранее уточнить по телефону или в законе, какие документы нужны для биржи труда

Почему могут не признать безработным

Биржа труда отказывает по трем группам причин: нетрудоспособность, занятость и невыполнение требований службы занятости.

Откажут нетрудоспособным. К ним относятся:

  1. Те, кому еще не исполнилось 16 лет.
  2. Женщины с ребенком до полутора лет.
  3. Пенсионеры. Пенсионеры по инвалидности могут быть признаны трудоспособными, и тогда их могут признать безработными.

Откажут трудоспособным, но занятым. К ним относятся:

  1. Те, кто имеет оплачиваемую работу, в том числе временную. Не важно, трудовой договор или договор гражданско-правового характера. Даже работа на неполный день лишает возможности стать безработным. Исключение — общественные работы.
  2. Индивидуальные предприниматели и учредители коммерческой организации.
  3. Военнослужащие.
  4. Школьники и студенты-очники.
  5. Осужденные и заключенные.

Откажут трудоспособным и незанятым, но не выполнившим требования. К ним относятся:

  1. Те, у кого нет паспорта или постоянной регистрации.
  2. Те, у кого нет никакого образования.
  3. Те, кто в течение десяти дней дважды отказался от предложенной работы. Неявка в службу занятости приравнивается к таким отказам.
  4. Те, кто до оформления на бирже труда не работал и не учился и при этом дважды отказался пройти обучение от центра занятости.

Какие пособия и в каком размере выплачивают безработным

Безработным платят пособие по безработице. Если безработный пошел на обучение от биржи труда, на это время пособие заменяют на стипендию.

С 1 января 2019 года размер пособия по безработице вырос почти в два раза. Раньше минимальный размер был 850 Р, теперь — 1500 Р. Максимальный размер вырос с 4900 Р до 11 280 Р.

Размеры пособий по безработице

Минимальную выплату — 1500 Р — получат:

  1. Безработные, которые раньше не работали или не работают больше года.
  2. Безработные, которых уволили за нарушение дисциплины, например, за прогулы.
  3. Безработные, чей стаж за прошлый год менее 26 недель — это примерно полгода.

Остальным первые три месяца будут платить 75% от средней зарплаты за последние три месяца работы. Следующие три месяца — 60%. Размер пособия центр занятости будет высчитывать по справке о среднем заработке с последнего места работы. Если сумма получилась больше 8000 Р, то заплатят только 8000 Р. Исключение — предпенсионеры. Для них максимум — 11 280 Р. Почитайте, что еще дадут предпенсионерам.

Как определяют размер пособия по безработице

Сколько можно находиться на учете

На три месяца назначат пособие тем же, кому назначают минимальный размер:

  1. Кто впервые ищет работу или не работает больше года.
  2. Безработные, которых уволили за нарушение дисциплины.
  3. Безработные, чей стаж за прошлый год менее 26 недель.

Когда прекращают платить пособие, с учета не снимают. Можно оставаться безработным до выхода на пенсию.

В каких случаях происходит снятие с учета

Кроме трудоустройства, безработного снимут с учета, если он:

  1. Стал пенсионером.
  2. Умер.
  3. Переехал. В этом случае нужно регистрироваться в центре занятости по новому месту жительства.
  4. Раньше нигде не работал и не учился, а на бирже труда два раза подряд отказался от обучения.
  5. Не приходит в центр занятости без уважительной причины. В такой ситуации снизят пособие либо снимут с учета.
  6. Получал пособие обманом. Например, подделал документы для биржи труда.
  7. Сам отказался от пособия.
  8. Пришел на биржу труда нетрезвый.
  9. Осужден на исправительные работы или его посадили в тюрьму.

journal.tinkoff.ru

Газета «Биржа труда» | Интерактивный портал Центра занятости населения «Моя работа»

Оценка качества предоставления услуг 
Все опросы…


                    
 
  


      
.
       

      


Браузеры для просмотра Карта сайта Обратная связь
Все права защищены. Любое копирование собственных материалов сайта разрешено с обязательным использованием ссылки на ресурс.

czn.mos.ru

ГКУ ЦЗН | Интерактивный портал Центра занятости населения «Моя работа»

Центр занятости населения города Москвы осуществляет реализацию государственной политики по обеспечению государственных гарантий в области труда, занятости населения и трудовой миграции на территории города Москвы.

Отдел трудоустройства инвалидов
Отдел профориентации, социальной адаптации и психологической поддержки
Отдел взаимодействия с работодателями
Отдел организации документооборота
Отдел информационно-аналитической работы
Отдел эксплуатации автоматизированных систем

Адрес: г. Москва, ул. Щепкина, д. 38, стр.1, метро: Проспект Мира

Отдел финансово-бухгалтерского учета и отчетности
Отдел кадровой работы
Отдел планово-экономической деятельности
Отдел социальных выплат

Отдел организации закупок
Отдел материально-технического снабжения 
Отдел охраны труда и обеспечения безопасности

Адрес: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 9, стр. 1,  метро: Текстильщики

Отдел координации деятельности территориальных структур 
Отдел реализации государственных услуг по профобучению
Отдел содействия организации собственного дела 
Отдел организации общественных работ и временной занятости

Адрес: г. Москва, ул. 5-я Кожуховская, д. 8, к. 2,  метро: Автозаводская
 
Отдел экспертизы проектов квотирования рабочих мест 
Отдел содействия созданию дополнительных рабочих мест

Отдел квотирования рабочих мест
Адрес:  г. Москва, ул. Люсиновская, д. 37,  м. Серпуховская 

Отдел мониторинга квотирования рабочих мест
Адрес: г. Москва, ул. Шелепихинское шоссе, д. 17, корп. 1

Информационно-консультационный отдел
Адрес: г. Москва, Старомонетный переулок, д. 9, стр. 1,  м. Третьяковская

Отдел мониторинга рынка труда
Отдел правовой работы  
Контрольный отдел

Адрес: г. Москва, ул. Сущевский вал, 14/22, к. 1, метро: Савёловская

czn.mos.ru

Биржа труда — Большая советская энциклопедия

Би́ржа труда

Учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Б. т. возникли в 1-й половине 19 в. в Германии и Англии, а затем во Франции и других странах. В начале 20 в. в Англии была учреждена общенациональная Б. т. В условиях современного государственно-монополистического капитализма посреднические функции при трудовом найме выполняют главным образом государственные Б. т., подчинённые министерствам труда. С их помощью буржуазное государство воздействует на рынок труда в интересах монополий. Государственные Б. т. оказывают посреднические услуги при трудоустройстве безработных, а также лиц, желающих переменить работу, изучают спрос и предложение рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях. В их функции входит также профессиональная ориентация молодёжи. В ряде стран (Англия, Италия, Франция) Б. т. ведут учёт безработных и производят выплату пособий по безработице. Отказ от направления на работу, предложенного Б. т., обычно влечёт за собой лишение этого пособия. Государственные Б. т. являются бюрократическими учреждениями, от управления которыми трудящиеся и профсоюзы отстранены. В деятельности Б. т. нередко процветают коррупция, взяточничество, шантаж, дискриминация трудящихся по признакам расы, национальности, политическим убеждениям. В классовых конфликтах между капиталистами и рабочими Б. т. в ряде случаев оказывает помощь предпринимателям, поставляя им штрейкбрехеров.

Наряду с государственными Б. т. в капиталистических странах существуют платные частные агентства (конторы) по трудовому посредничеству, обслуживающие, как правило, определённые категории рабочих (с.-х. рабочих, конторских служащих, учителей и т.п.), а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах, религиозных и молодёжных организациях.

Деятельность Б. т. не оказывает заметного влияния на состояние рынка труда при капитализме. Направления, даваемые Б. т. лицам, состоящим у них на учёте, не являются обязательными для предпринимателей; последние могут не считаться со специальностью лиц, поступающих на работу через Б. т. Многие предприниматели, и в особенности крупные и средние, нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий. Значительная часть трудящихся, и в первую очередь квалифицированные работники, не пользуются услугами Б. т. В США, например, через Б. т. трудоустраиваются не более 15% вновь принятых на работу. Б. т. не могут существенно уменьшить размеры безработицы (См. Безработица)

этого неизбежного спутника капитализма.

В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки Б. т. в большинстве случаев созданы после 2-й мировой войны 1939—45. Зачастую они функционируют лишь в крупных городах, выполняя главным образом задачи по учёту и трудоустройству безработных. Активизация деятельности Б. т. рассматривается в этих странах как одно из важных средств улучшения использования трудовых ресурсов.

В России Б. т., созданные городскими управами, возникли в начале 20 в. в крупнейших промышленных центрах (Москва, Петербург, Рига, Одесса). Наряду с ними получили распространение частные посреднические конторы, которые за предоставление работы взыскивали с безработных высокую плату. Профсоюзы в организации трудового посредничества через Б. т. не участвовали.

В СССР Б. т. существовали в первые годы Советской власти. Они были орудием пролетарского государства по планомерной борьбе с безработицей — наследием капитализма. Опубликованный 31 января 1918 за подписью В. И. Ленина декрет «О биржах труда» ликвидировал все частные и платные бюро и конторы по найму и учредил государственные бесплатные Б. т., на которые возлагались трудоустройство безработных и выдача им пособий, а также учёт и распределение рабочих во всех отраслях народного хозяйства, упорядочение спроса и предложения труда, организации общественных работ и т.п. В управлении Б. т. участвовали профсоюзы и комсомол. Советские Б. т. сыграли важную роль в обеспечении всеобщей занятости населения. К концу 1930 безработица в СССР была ликвидирована, в связи с чем Б. т. прекратили своё существование. Обеспечение кадрами народного хозяйства СССР носит планомерно-организованный характер и проводится комитетами Советов Министров союзных республик по использованию трудовых ресурсов с их органами на местах, которые осуществляют организованный набор рабочих и их переселение. Набором рабочей силы занимаются и сами предприятия. Из других социалистических стран Б. т. имелись в Югославии (1970).

Лит.: Суворов К. И., Исторический опыт СССР по ликвидации безработицы, М., 1968; Экономика труда, М., 1967; Lester R., Economics of labor, N. Y., 1954: International Labour Office, Employment objectives and policies, Gen., 1969.

И. Я. Киселев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. биржа труда — Государственная структура, посредническое звено между работодателями и наемной рабочей силой. с помощью б.т. государство воздействует на рынок труда, регулирует проблемы трудоустройства безработных и лиц, желающих сменить профессию. б.т. Большой юридический словарь
  2. БИРЖА ТРУДА — БИРЖА ТРУДА — англ. labour exchange; нем. Arbeitsamt. Учреждение, деятельность к-рого направлена на приспособление предложения на рынке труда к его спросу, осуществляющее посреднические операции между ищущим работу и работодателем. Социологический словарь
  3. биржа труда — Учреждение, осуществляющее на правах посредника наем рабочих. БИРЖА ТРУДА регистрирует также безработных. Деятельность БИРЖ ТРУДА получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций Международной организации труда. Входит составной частью в государственную службу занятости. Финансовый словарь терминов

gufo.me

Биржа труда — это… Что такое Биржа труда?

        учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Б. т. возникли в 1-й половине 19 в. в Германии и Англии, а затем во Франции и других странах. В начале 20 в. в Англии была учреждена общенациональная Б. т. В условиях современного государственно-монополистического капитализма посреднические функции при трудовом найме выполняют главным образом государственные Б. т., подчинённые министерствам труда. С их помощью буржуазное государство воздействует на рынок труда в интересах монополий. Государственные Б. т. оказывают посреднические услуги при трудоустройстве безработных, а также лиц, желающих переменить работу, изучают спрос и предложение рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях. В их функции входит также профессиональная ориентация молодёжи. В ряде стран (Англия, Италия, Франция) Б. т. ведут учёт безработных и производят выплату пособий по безработице. Отказ от направления на работу, предложенного Б. т., обычно влечёт за собой лишение этого пособия. Государственные Б. т. являются бюрократическими учреждениями, от управления которыми трудящиеся и профсоюзы отстранены. В деятельности Б. т. нередко процветают коррупция, взяточничество, шантаж, дискриминация трудящихся по признакам расы, национальности, политическим убеждениям. В классовых конфликтах между капиталистами и рабочими Б. т. в ряде случаев оказывает помощь предпринимателям, поставляя им штрейкбрехеров.

         Наряду с государственными Б. т. в капиталистических странах существуют платные частные агентства (конторы) по трудовому посредничеству, обслуживающие, как правило, определённые категории рабочих (с.-х. рабочих, конторских служащих, учителей и т.п.), а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах, религиозных и молодёжных организациях.

         Деятельность Б. т. не оказывает заметного влияния на состояние рынка труда при капитализме. Направления, даваемые Б. т. лицам, состоящим у них на учёте, не являются обязательными для предпринимателей; последние могут не считаться со специальностью лиц, поступающих на работу через Б. т. Многие предприниматели, и в особенности крупные и средние, нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий. Значительная часть трудящихся, и в первую очередь квалифицированные работники, не пользуются услугами Б. т. В США, например, через Б. т. трудоустраиваются не более 15% вновь принятых на работу. Б. т. не могут существенно уменьшить размеры безработицы (См. Безработица) этого неизбежного спутника капитализма.

         В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки Б. т. в большинстве случаев созданы после 2-й мировой войны 1939—45. Зачастую они функционируют лишь в крупных городах, выполняя главным образом задачи по учёту и трудоустройству безработных. Активизация деятельности Б. т. рассматривается в этих странах как одно из важных средств улучшения использования трудовых ресурсов.

         В России Б. т., созданные городскими управами, возникли в начале 20 в. в крупнейших промышленных центрах (Москва, Петербург, Рига, Одесса). Наряду с ними получили распространение частные посреднические конторы, которые за предоставление работы взыскивали с безработных высокую плату. Профсоюзы в организации трудового посредничества через Б. т. не участвовали.

         В СССР Б. т. существовали в первые годы Советской власти. Они были орудием пролетарского государства по планомерной борьбе с безработицей — наследием капитализма. Опубликованный 31 января 1918 за подписью В. И. Ленина декрет «О биржах труда» ликвидировал все частные и платные бюро и конторы по найму и учредил государственные бесплатные Б. т., на которые возлагались трудоустройство безработных и выдача им пособий, а также учёт и распределение рабочих во всех отраслях народного хозяйства, упорядочение спроса и предложения труда, организации общественных работ и т.п. В управлении Б. т. участвовали профсоюзы и комсомол. Советские Б. т. сыграли важную роль в обеспечении всеобщей занятости населения. К концу 1930 безработица в СССР была ликвидирована, в связи с чем Б. т. прекратили своё существование. Обеспечение кадрами народного хозяйства СССР носит планомерно-организованный характер и проводится комитетами Советов Министров союзных республик по использованию трудовых ресурсов с их органами на местах, которые осуществляют организованный набор рабочих и их переселение. Набором рабочей силы занимаются и сами предприятия. Из других социалистических стран Б. т. имелись в Югославии (1970).

         Лит.: Суворов К. И., Исторический опыт СССР по ликвидации безработицы, М., 1968; Экономика труда, М., 1967; Lester R., Economics of labor, N. Y., 1954: International Labour Office, Employment objectives and policies, Gen., 1969.

         И. Я. Киселев.

dic.academic.ru

БИРЖА ТРУДА — что такое в Большой советской энциклопедии

БИРЖА ТРУДА, учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Б. т. возникли в 1-й пол. 19 в. в Германии и Англии, а затем во Франции и др. странах. В нач. 20 в. в Англии была учреждена общенациональная Б. т. В условиях совр. гос.-монополистич. капитализма посреднич. функции при трудовом найме выполняют гл. обр. гос. Б. т., подчинённые мин-вам труда. С их помощью бурж гос-во воздействует на рынок труда в интересах монополий. Гос. Б. т. оказывают посреднич. услуги при трудоустройстве безработных, а также лиц, желающих переменить работу, изучают спрос и предложение рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях. В их функции входит также проф. ориентация молодёжи. В ряде стран (Англия, Италия, Франция) Б. т. ведут учёт безработных и производят выплату пособий по безработице. Отказ от направления на работу, предложенного Б. т., обычно влечёт за собой лишение этого пособия. Гос. Б. т. являются бюрократич. учреждениями, от управления к-рыми трудящиеся и профсоюзы отстранены. В деятельности Б. т. нередко процветают коррупция, взяточничество, шантаж, дискриминация трудящихся по признакам расы, национальности, политическим убеждениям. В классовых конфликтах между капиталистами и рабочими Б. т. в ряде случаев оказывает помощь предпринимателям, поставляя им штрейкбрехеров.

Наряду с гос. Б. т. в капиталистич. странах существуют платные частные агентства (конторы) по трудовому посредничеству, обслуживающие, как правило, определённые категории рабочих (с.-х. рабочих, конторских служащих, учителей и т. п.), а также посреднич. бюро по трудоустройству при профсоюзах, религиозных и молодёжных орг-циях.

Деятельность Б. т. не оказывает заметного влияния на состояние рынка труда при капитализме. Направления, даваемые Б. т. лицам, состоящим у них на учёте, не являются обязательными для предпринимателей; последние могут не считаться со специальностью лиц, поступающих на работу через Б. т. Многие предприниматели, и в особенности крупные и средние, нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий. Значительная часть трудящихся, и в первую очередь квалифицированные работники, не пользуются услугами Б. т. В США, напр., через Б. т. трудоустраиваются не более 15% вновь принятых на работу. Б. т. не могут существенно уменьшить размеры безработицы — этого неизбежного спутника капитализма.

В развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки Б. т. в большинстве случаев созданы после 2-й мировой войны 1939-45. Зачастую они функционируют лишь в крупных городах, выполняя гл. обр. задачи по учёту и трудоустройству безработных. Активизация деятельности Б. т. рассматривается в этих странах как одно из важных средств улучшения использования трудовых ресурсов.

В России Б. т., созданные гор. управами, возникли в нач. 20 в. в крупнейших пром. центрах (Москва, Петербург, Рига, Одесса). Наряду с ними получили распространение частные посреднич. конторы, к-рые за предоставление работы взыскивали с безработных высокую плату. Профсоюзы в организации трудового посредничества через Б. т. не участвовали.

В СССР Б. т. существовали в первые годы Сов. власти. Они были орудием пролетарского государства по планомерной борьбе с безработицей — наследием капитализма. Опубл. 31 янв. 1918 за подписью В. И. Ленина декрет «О биржах труда» ликвидировал все частные и платные бюро и конторы по найму и учредил гос. бесплатные Б. т., на к-рые возлагались трудоустройство безработных и выдача им пособий, а также учёт и распределение рабочих во всех отраслях нар. х-ва, упорядочение спроса и предложения труда, организации обществ, работ и т. п. В управлении Б. т. участвовали профсоюзы и комсомол. Сов. Б. т. сыграли важную роль в обеспечении всеобщей занятости населения. К кон. 1930 безработица в СССР была ликвидирована, в связи с чем Б. т. прекратили своё существование. Обеспечение кадрами нар. х-ва СССР носит планомерно-организованный характер и проводится комитетами Советов Министров союзных республик по использованию трудовых ресурсов с их органами на местах, к-рые осуществляют организованный набор рабочих и их переселение. Набором рабочей силы занимаются и сами предприятия. Из других социалистич. стран Б. т. имелись в Югославии (1970).

Лит.: Суворов К. И., Исторический опыт СССР по ликвидации безработицы, М., 1968; Экономика труда, М., 1967; Lеster R., Economics of labor, N. Y., 1954; International Labour Office, Employment objectives and policies, Gen., 1969.

И. Я. Киселёв.


bse.slovaronline.com

Похожие записи

Вам будет интересно

Для чего нужен оквэд организации – что это такое, для чего нужен, на что влияет, где его взять?

Бизнес на выращивании картофеля – Выращивание картофеля как бизнес — инструкция пошагово!

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко