Престиж профессии – Самые престижные профессии в России и мире

Что такое «престиж профессии» и надо ли его «поднимать»?

Насколько решаема эта задача и что стоит за ее постановкой – наивность, благие намерения или попытка отвлечь внимание от более важных проблем? 
В основе любого выбора, в том числе и профессионального, лежат мотивы, убеждения, ценности. Конструктивные, то есть направленные на личностный рост и благо общества, надо воспитывать и взращивать. Деструктивные, как сорняки, пробиваются сами, а, если их еще и удобрять, задушат все здоровое, что еще осталось. 
Фильмы и книги как формы профпропаганды, моделирующие привлекательный, но далекий от реальности образ профессии, активизируют желание быть на виду, в центре внимания, чтобы о человеке знали и говорили, не важно, хорошо или плохо. Так развивается тщеславие – качество, которое сплошь и рядом встречается у политиков, так называемых общественных деятелей, людей искусства, тех, кто себя к ним причисляет, и тех, кто им подражает. Оно не имеет ничего общего с профессиональной успешностью, более того, блокирует творческие способности и разрушает личность. 
Кроме мотива привлечения внимания к своей персоне есть еще один мощный мотив – стремление к власти. Проще отказаться от денег и славы, чем от власти. Эта потребность не насыщаема – история показывает множество примеров, когда человек держится за власть вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Если стремление к власти – не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества. 
Наиболее понятный и очевидный мотив – деньги. Известный немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив «стяжательским» и одним из деструктивных, а тип человека, работающего исключительно из материальных соображений – рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Дороже всего стоят услуги на грани и за гранью закона. 
Все три мотива тесно переплетены и известны с древних времен как славолюбие, властолюбие и сребролюбие. Так, жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Более того, логическое развитие этих мотивов – патологические состояния, граничащие с психическими заболеваниями. 
Задачи «повышения престижа рабочих профессий», «перераспределения трудовых ресурсов с учетом потребностей рынка труда», «ориентации молодежи на профтехобразование» не могут быть решены ни в приказном порядке, административными мерами, ни с помощью манипуляции перечисленными мотивами. Престиж профессии — это степень ее уважения в обществе. По тому, какие профессии «престижны», можно ставить диагноз обществу. Но лечить надо не симптомы, а болезнь. 

Даже если мы сегодня бросим все силы на пропаганду рабочих или инженерных профессий, завтра – на агитацию в педагогические и медицинские вузы и колледжи, эксплуатируя стремление человека к деньгам, власти и славе, мы получим всего-навсего новое поколение людей, готовых на все ради денег, власти или славы. 
Среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» – самый коварный. Проблемы природы престижа профессии поднимались еще в восьмидесятые годы психологами, социологами и философами. Смысл предложений ученых сводился к тому, чтобы направить усилия не на перераспределение мест профессии в иерархии престижа, а на сокращение, «сжатие» этой иерархии путем обесценивания престижа как мотива выбора профессии в глазах молодежи на этапе профессионального самоопределения. 
Деление на «престижные» и «непрестижные» профессии – скорее, следование стереотипам, чем проявление действительной практичности, адекватного оценивания своих способностей и объективных обстоятельств, потому что не существует «рыночных» и «нерыночных» профессий. Среди «престижных» профессий подростки чаще всего называют профессии юриста, экономиста, менеджера, дизайнера, психолога, а среди «непрестижных» – профессии дворника, уборщицы, плотника, врача, учителя. 
В Словаре русского языка С.И. Ожегова «престиж» определяется как «влияние, уважение, которым пользуется кто-либо или что-нибудь» (от франц. prestige — обаяние, очарование; лат. — praestigium — иллюзия, обман чувств). В социологическом словаре престиж определяется как отрицательная или положительная оценка индивидуальных качеств или социальной эффективности. В этом значении термин «престиж» близок к социальному смыслу понятия «статус». 
Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий, складывающаяся из уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д. 
Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную обществом, и является элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения. 
Молодежь, не имея собственного профессионального опыта, копирует транслируемые семьей и обществом модели восприятия профессий. Поэтому любые попытки изменить представления молодежи о «престижности» или «непрестижности» определенных профессий неэффективны, если не меняется общественное мнение. Более того, попытки манипуляции сознанием молодых людей, склонных к подростковому негативизму, вызовут обратный эффект.

www.profirk.ru

Что такое «престиж профессии» и надо ли его «поднимать»?



Ежегодно в нашей стране проводятся десятки социологических исследований, результаты которых очевидны. Большинство из них сводится к констатации следующих положений: во-первых, учащиеся имеют недостаточное представление о своих возможностях, требованиях профессии и рынка труда; во-вторых, влияние взрослых и школы  на выбор профессии или мало, или деструктивно; в-третьих, выбор профессии большинством выпускников  определяется соображениями престижа, а не требованиями рынка труда. Из этих фактов делается парадоксальный вывод – надо поднять престиж профессий, не пользующихся популярностью у молодых людей.


Насколько решаема эта задача и что стоит за ее постановкой – наивность, благие намерения или попытка отвлечь внимание от более важных проблем?

В основе любого выбора, в том числе и профессионального, лежат мотивы, убеждения, ценности. Конструктивные, то есть направленные на личностный рост и благо общества, надо воспитывать и взращивать. Деструктивные, как сорняки, пробиваются сами, а, если их еще и удобрять, задушат все здоровое, что еще осталось.

Фильмы и книги как формы профпропаганды, моделирующие привлекательный, но далекий от реальности образ профессии, активизируют желание быть на виду, в центре внимания, чтобы о человеке знали и говорили, не важно, хорошо или плохо. Так развивается тщеславие – качество, которое сплошь и рядом встречается у политиков, так называемых общественных деятелей, людей искусства, тех, кто себя к ним причисляет, и тех, кто им подражает. Оно не имеет ничего общего с профессиональной успешностью, более того, блокирует творческие способности и разрушает личность.

Кроме мотива привлечения внимания к своей персоне есть еще один мощный мотив – стремление к власти. Проще отказаться от денег и славы, чем от власти. Эта потребность не насыщаема – история показывает множество примеров, когда человек держится за власть вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Если стремление к власти – не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.

Наиболее понятный и очевидный мотив – деньги. Известный немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив «стяжательским» и одним из деструктивных, а тип человека, работающего исключительно из материальных соображений – рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Дороже всего стоят услуги на грани и за гранью закона.

Все три мотива тесно переплетены и известны с древних времен как славолюбие, властолюбие и сребролюбие. Так, жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Более того, логическое развитие этих мотивов – патологические состояния, граничащие с психическими заболеваниями.

Задачи «повышения престижа рабочих профессий», «перераспределения трудовых ресурсов с учетом потребностей рынка труда», «ориентации молодежи на профтехобразование» не могут быть решены ни в приказном порядке, административными мерами, ни с помощью манипуляции перечисленными мотивами. Престиж профессии — это степень ее уважения в обществе. По тому, какие профессии «престижны», можно ставить диагноз обществу. Но лечить надо не симптомы, а болезнь.

Даже если мы сегодня бросим все силы на пропаганду рабочих или инженерных профессий, завтра – на агитацию в педагогические и медицинские вузы и колледжи, эксплуатируя стремление человека к деньгам, власти и славе, мы получим всего-навсего новое поколение людей, готовых на все ради денег, власти или славы.

Среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» – самый коварный. Проблемы природы престижа профессии поднимались еще в восьмидесятые годы психологами, социологами и философами. Смысл предложений ученых сводился к тому, чтобы направить усилия не на перераспределение мест профессии в иерархии престижа, а на сокращение, «сжатие» этой иерархии путем обесценивания престижа как мотива выбора профессии в глазах молодежи на этапе профессионального самоопределения.

Деление на «престижные» и «непрестижные» профессии – скорее, следование стереотипам, чем проявление действительной практичности, адекватного оценивания своих способностей и объективных обстоятельств, потому что не существует «рыночных» и «нерыночных» профессий. Среди «престижных» профессий подростки чаще всего называют профессии юриста, экономиста, менеджера, дизайнера, психолога, а среди «непрестижных» – профессии дворника, уборщицы, плотника, врача, учителя.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова «престиж» определяется как «влияние, уважение, которым пользуется кто-либо или что-нибудь» (от франц. prestige — обаяние, очарование; лат. — praestigium — иллюзия, обман чувств). В социологическом словаре престиж определяется как отрицательная или положительная оценка индивидуальных качеств или социальной эффективности. В этом значении термин «престиж» близок к социальному смыслу понятия «статус».

Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий, складывающаяся из уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д.

Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную обществом, и является элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.

Молодежь, не имея собственного профессионального опыта, копирует транслируемые семьей и обществом модели восприятия профессий. Поэтому любые попытки изменить представления молодежи о «престижности» или «непрестижности» определенных профессий неэффективны, если не меняется общественное мнение. Более того, попытки манипуляции сознанием молодых людей, склонных к подростковому негативизму, вызовут обратный эффект.

Резапкина Г.В.

3.151565512029

www.xn—-jtbibbrldcuew.xn--p1ai

ПРОФЕССИЙ ПРЕСТИЖ — это… Что такое ПРОФЕССИЙ ПРЕСТИЖ?


ПРОФЕССИЙ ПРЕСТИЖ
(франц. prestige — первонач. — обаяние, очарование) — значимость, авторитет, уважение, влияние, которыми наделяются в обществе различные виды деятельности (профессии).

П.П. определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий. Последняя выстраивается в результате оценки имеющихся различий в степени сложности и важности разных видов трудовой деятельности, необходимого для их осуществления уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д.

П.П. измеряется посредством шкал П.П., полученных в результате социологических опросов, в которых респонденты соотносят социальную значимость или привлекательность различных профессий и выстраивают их относительно друг друга. Шкалы П.П. обладают относительной устойчивостью. Поскольку молодежь не имеет своего собственного опыта в сфере труда, она заимствует шкалу П.П. у работающего населения, у более старшего поколения. Формирование П.П. обусловлено различиями в труде и его последствиях для представителей различных профессий. П.П. представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную группой. П.П. является составным элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.

Отражая социальную неоднородность общества, П.П. отражает и престижность различных социальных слоев населения. Его изучение может способствовать разработке механизма воспроизводства социальной структуры. В западной социологии, в частности, в работе Д. Треймана «Престиж профессии в сравнительном ракурсе» П.П. рассматривается в рамках концепций социальной стратификации . Отечественные исследования в большей степени затрагивают П.П. в контексте социального самоопределения молодежи и ее профессионального выбора. Оказывая сильное влияние на профессиональную ориентацию молодежи, П.П. воздействует и на ее профессиональную мобильность.

О.Г. Лукашова

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

  • ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Смотреть что такое «ПРОФЕССИЙ ПРЕСТИЖ» в других словарях:

  • ПРЕСТИЖ —         социальный (франц. prestige, первонач. обаяние, очарование, от лат. praestigium иллюзия, обман чувств), соотносительная оценка социальной роли или действия, социальной или проф. группы, социального института, физич. достоинства,… …   Философская энциклопедия

  • ПРЕСТИЖ — (PRESTIGE) В области исследований профессионального неравенства в США традиционным, восходящим, по крайней мере, к 1920 м гг., является взгляд, согласно которому статус или «репутация» («honour») различных групп представляет собой важное… …   Социологический словарь

  • Престиж профессии — соотносительная оценка ее общественной значимости в ряду профессий, специальностей, занятий, стихийно складывающаяся в общественном мнении. П. п. как явление общественного сознания имеет ценностно нормативную природу и субординирует отношение к… …   Социологический справочник

  • ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ — феномен обществ. сознания, в к ром опосредствованно отражается существующая в об ве иерархия профессий, видов трудовой деятельности, определяемая различиями в степени сложности и ответственности труда, продолжительностью необходимого для него… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ — отражение обществ. сознании реального положения в системе обществ. отношений отдельного человека, соц., профессиональной группы (слоя), трудового коллектива и т. п., характеризующее то влияние, уважение, к рыми они пользуются в об ве. Критерий… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Престиж социальный — франц. prestige обаяние, очарование, от лат. prestigium иллюзия, обман чувств) соотносительная оценка социальной значимости различных объектов, явлений, разделяемая членами данного общества, группы на основании принятой системы ценностей.… …   Социологический справочник

  • СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ — специальная социологическая теория, содержание которой состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества , отношение людей к сфере профессий , выраженное в оценочных суждениях и профессиональном поведении. Объектом С.П.… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ —         см. Престиж социальный. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ — отрасль социологии, предмет к рой состояние и тенденции изменения профессиональной структуры об ва, отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях (вербаль но) и соц. поведении. С.п. рассматривает профессиональную структуру в …   Российская социологическая энциклопедия

  • Социальный престиж —         значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей. Объектами С. п. чаще всего оказываются социальные роли (например, профессии, место в организации), действия людей (например, в… …   Большая советская энциклопедия


sociology_encyclopedy.academic.ru

Престижность

Престижность профессии
  • Очень часто выбирая свою будущую профессию, молодые люди руководствуются таким фактором, как ее престижность.
  • ПРЕСТИЖ (франц. prestige, первоначальное значение — обаяние, очарование, от лат. praestigium — иллюзия, обман чувств), авторитет, уважение, доверие.
  • «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ» — значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей.
  • В качестве синонима престижности профессии можно использовать также слово «мода».

Почему престижность? Ориентация на престижную профессию говорит о желании пользоваться авторитетом и привлекательностью в глазах общества, своего ближайшего окружения — родных и знакомых. А какие профессии пользуются вниманием и симпатией? Конечно же те, о которых «все говорят». В результате, в числе престижных оказываются профессии, фигурирующие в средствах массовой информации (особенно в газетах и на телеэкранах). Причем привлекательность им придается косвенно, через описание «романтичной» жизни их обладателей: деятельности политиков, достижений спортсменов, светской жизни «звезд».

Престиж и самооценка

Стремление к обладанию чем-либо престижным, не только профессией, но и вещами, свидетельствует о желании поднять свою оценку в глазах окружающих и, как следствие, собственную Самооценку. При этом человек становится заложником оценивающих его людей, но что-либо внешнее — чья-либо оценка или чей-то единственный авторитет, не может стать основой для Самооценки. Как человек САМ ОЦЕНИВАЕТ СЕБЯ, является основой для самоуважения и уверенности в себе.

Получить престижную профессию, еще не означает получить уважение и признание. Только САМ человек и только ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ в выбранной профессии делают его уважаемым и привлекательным в глазах окружающих. Во все времена люди признавали, что престижным может стать практически любое занятие — все зависит от того, как человек будет работать. Михаил Захарович Третьяков, отец знаменитого Третьякова — основателя Московской картинной галереи так сформулировал эту мысль: «Каждая профессия должна давать средства к жизни. Каждая профессия почетна, если ведется честно: честный сапожник, трудолюбивый и искусный в своем деле, лучше нечестного или же неталантливого ученого».

Счастье не в том,
что бы делать что хочешь,
а что бы всегда хотеть того, что делаешь.
Л. Н. Толстой

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
Альберт Эйнштейн 

Счастье дается тому,
кто много трудится.
Леонардо да Винчи

kirov-college.narod.ru

ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ — это… Что такое ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ?


ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ
— феномен обществ. сознания, в к-ром опосредствованно отражается существующая в об-ве иерархия профессий, видов трудовой деятельности, определяемая различиями в степени сложности и ответственности труда, продолжительностью необходимого для него образования профессиональную (см.), уровнем его оплаты и др. П.п. обладает относительной самостоятельностью от отражаемого им объективного положения профессий в об-ве, а шкала П.п. — относительной устойчивостью. Ф.Р. Филиппов.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ
  • ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ» в других словарях:

  • ПРЕСТИЖ —         социальный (франц. prestige, первонач. обаяние, очарование, от лат. praestigium иллюзия, обман чувств), соотносительная оценка социальной роли или действия, социальной или проф. группы, социального института, физич. достоинства,… …   Философская энциклопедия

  • ПРЕСТИЖ — (PRESTIGE) В области исследований профессионального неравенства в США традиционным, восходящим, по крайней мере, к 1920 м гг., является взгляд, согласно которому статус или «репутация» («honour») различных групп представляет собой важное… …   Социологический словарь

  • ПРОФЕССИЙ ПРЕСТИЖ — (франц. prestige первонач. обаяние, очарование) значимость, авторитет, уважение, влияние, которыми наделяются в обществе различные виды деятельности (профессии). П.П. определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом… …   Социология: Энциклопедия

  • Престиж профессии — соотносительная оценка ее общественной значимости в ряду профессий, специальностей, занятий, стихийно складывающаяся в общественном мнении. П. п. как явление общественного сознания имеет ценностно нормативную природу и субординирует отношение к… …   Социологический справочник

  • ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ — отражение обществ. сознании реального положения в системе обществ. отношений отдельного человека, соц., профессиональной группы (слоя), трудового коллектива и т. п., характеризующее то влияние, уважение, к рыми они пользуются в об ве. Критерий… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Престиж социальный — франц. prestige обаяние, очарование, от лат. prestigium иллюзия, обман чувств) соотносительная оценка социальной значимости различных объектов, явлений, разделяемая членами данного общества, группы на основании принятой системы ценностей.… …   Социологический справочник

  • СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ — специальная социологическая теория, содержание которой состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества , отношение людей к сфере профессий , выраженное в оценочных суждениях и профессиональном поведении. Объектом С.П.… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ — отрасль социологии, предмет к рой состояние и тенденции изменения профессиональной структуры об ва, отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях (вербаль но) и соц. поведении. С.п. рассматривает профессиональную структуру в …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ —         см. Престиж социальный. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ …   Философская энциклопедия

  • Социальный престиж —         значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей. Объектами С. п. чаще всего оказываются социальные роли (например, профессии, место в организации), действия людей (например, в… …   Большая советская энциклопедия


sociologicheskaya.academic.ru

Престиж профессии

Вопросы от газеты «Самарское обозрение»

  1. Престиж профессии и престиж специальности – как согласуются эти понятия? Что такое «престиж профессии», в чем он выражается, чем измеряется? Что служит индикаторами престижности?
  2. Кто или что формирует престиж профессии? Стереотипы влияют на престиж профессии или стереотипы формируются в зависимости от престижа?
  3. Как меняется престиж профессии? Сколько времени, в среднем, уходит на смену престижности профессии?
  4. Какие профессии считают престижными сегодня? Почему?
  5. Каков срок престижности профессии (т.е. сколько лет может быть престижна профессия), от чего он зависит?
  6. Кто измеряет престиж профессии?
  7. Возможны ли случаи, когда профессии-аутсайдеры становятся престижными? Как и когда это происходит?
  8. В случае, когда профессия престижна, ее стараются получить как можно большее число людей. Является ли это впоследствии причиной перенасыщения образовательного рынка специалистами по данной специальности.
  9. Какие трудности возникают, если профессия осталась, а престиж «ушел»?

 

Отвечает Наиль Таштабанов

Ассоциация управленческих кадров «Олимп»

Престижность профессии и специальности в основном определяются по месту возникновения индикаторов престижности. Престижность профессии и ее индикаторы можно определить на рынке образовательных услуг в периоды поступления абитуриентов в образовательные учреждения, а престижность специальности в периоды выбора студентами той или иной специальности на старших курсах обучения.

На рынке образовательных услуг престижность профессии определяются следующими основными индикаторами: конкурс поступления абитуриентов на профессию в ВУЗ; стоимость образовательных услуг. Понятно, что чем престижнее профессия, тем выше конкурс и стоимость образовательных услуг. Необходимо также ввести понятие «потребность» рынка труда в специалистах той или иной профессии. На рынке труда потребность рынка труда в специалистах определяется следующими индикаторами: количество вакансий на рынке труда в определённый период времени; компенсации за труд.

Следует подчеркнуть, что высокая престижность профессии не часто соответствует высокой потребности рынка труда в представителях этих престижных профессий. Для примера: на такие исторически высоко престижные профессии как врач, учитель, инженер потребность рынка труда невысокая, а зарплата низкая. Это говорит о том, что рынок труда либо насыщен представителями этих профессий, либо потребность рынка труда на эти профессии не высокая. Результатом этого «перекоса» явилось падение престижности данных профессий. В настоящее время снова возникает дефицит учителей, врачей и инженеров, следовательно, возрастает престижность этих профессий.

К настоящему времени резко выросла престижность таких профессий, как менеджер, маркетолог, экономист, психолог, юрист и т.д. Но рынок труда не в состоянии переварить всех выпускников Вузов по данным профессиям, что привело к перенасыщению рынка труда этих профессий. Возникла ситуация, когда низкая потребность рынка труда не соответствует высокой престижности профессии. Как следствие ожидается некоторое падение престижности этих профессий.

В настоящее время наблюдается стойкая тенденция повышения престижности профессий в области IT-технологий. Растет доля рынка труда таких профессий, как биолог, химик…, а следовательно будет расти престижность данных профессий.

Учитывая выше сказанное, мы наблюдаем, что рынок образовательных услуг по своей гибкости и динамичности сильно отстаёт от рынка труда и его постоянно изменяющихся потребностей. В настоящее время существует необходимость коренных изменений в области образования и подготовки кадров для народного хозяйства. Образование должно смещаться в сторону создания гибких, эффективных, краткосрочных образовательных программ подготовки специалистов, это во первых. Во вторых, необходимы механизмы более тесного взаимодействия рынка образования и рынка труда. В третьих, на уровне государственных органов, министерств образования или экономики должны создаваться индикаторы рынка труда, которые необходимо публиковать в СМИ и доводить до средних школ и учеников, а также их родителей, особенно в периоды поступления в ВУЗы.

Выше шла речь о профессиях высокой квалификации, требующих длительных обучения, профессиональной подготовки и практического опыта.

Существует множество профессий низкой квалификации труда. Престижность этих профессий также может быть высокой или низкой, период жизни длительный или короткий. Длительность подготовки на эти профессии не высокая. В настоящее время рост экономики вызывает рост потребности в неквалифицированной рабочей силе. На рынке труда существует недостаток неквалифицированной рабочей силы. Этот недостаток в настоящее время частично покрывается за счёт иностранных рабочих. Решить проблему насыщения рынка труда неквалифицированной рабочей силы можно, во первых, демографическим путём — стимулируя рост рождаемости населения, во вторых, внедрением достижений техники и технологий заменяющим неквалифицированный труд, в третьих облегчением доступа иностранной рабочей силы на российский рынок труда, в четвёртых, повышая престижность рабочих профессий в том числе с помощью СМИ.

В связи с тем, что рынок неквалифицированного труда изменяет свои показатели в краткосрочные периоды, подготовкой рабочей силы в большей степени должны заниматься работодатели самостоятельно, создавая консорциумы, кластеры или корпоративные образовательные структуры и программы.

auk-olymp.ru

О трудоустройстве, престиже профессий и отдельно — о СыктГУ | Мемуары о будущем

Опубликовано: 28 мая 2011 года



26 мая на портале «КомиОнлайн» проходила онлайн-конференция на тему «Престиж профессии», где я тоже принял участие.

Решил здесь, в блоге, скопипастить свои же ответы на вопросы, которые задавали участники конференции. Вопросы касались не только престижа профессий, но также трудоустройства и отдельно, как это обычно бывает, было несколько «наездов» на СыктГУ.

Собственно, читайте сами. И вопросы и ответы .

От чего зависит престиж профессии?

Престиж профессии зависит от многих факторов. Это и макроэкономическая ситуация в стране, и текущая социально-политическая конъюнктура, и особенности конкретного региона, и стратегические векторы высшего руководства страны.

В то же время нет «плохих» профессий. Просто есть профессии, востребованные в данное время в данном месте. Нередко бывает так, что престижность какой-либо одной профессии, и непрестижность другой — социальный миф, распространяемый с какой-либо целью.

Большинство выпускников местных вузов не могут устроится по специальности, работают продавцами, многие вообще сидят без работы. Почему так происходит? Зачем тратить 5 лет в вузе и потом выполнять ту работу, которая по силам специалисту со средним образованием или вообще без него?

Я бы не стал так категорично утверждать про «большинство». Либо уточнил — выпускников каких специальностей «большинство». Экономических? Может быть. Юридических? Тоже может быть. В своё время во всех вузах (государственных и частных) пооткрывали бесчисленное число экономических и юридических специальностей и естественным образом их стал переизбыток, поскольку экономике страны не нужны экономисты и юристы в таком количестве. Об этом последние годы говорит и Президент, и Председатель Правительства РФ.

Тем, кто не хочет «тратить 5 лет в вузе и потом выполнять ту работу, которая по силам специалисту со средним образованием или вообще без него» я бы посоветовал более тщательно выбирать будущую профессию, ориентируясь на общероссийские и региональные тренды рынка труда и направления социально-экономического развития.

Кстати, если выбирать профессию, связанную с информационными технологиями, то вероятность работать «продавцом» после окончания вуза практически исключается. Конечно, если сам выпускник вдруг не захочет работать в сфере торговли

Ведь ни для кого не секрет, что в России в сфере информационных технологий и информационной безопасности сейчас острая нехватка квалифицированных кадров. И потребность в IT-кадрах будет только возрастать. Выбирая будущую профессию «айтишника», можно быть уверенным в своём будущем.

Если человек хочет найти работу, какими методами это можно сделать? Кроме газеты ВДВ и центра занятости?

Во-первых, необходимо точно знать, какую именно работу хотелось бы получить. Понятно, что высокооплачиваемую . Но — какую по функционалу и объемам соответствующих обязанностей? По некоторым студентам знаю, что зачастую человек даже на пятом курсе не знает, чем конкретно он хочет заняться в будущем.

Во-вторых, формируйте и постоянно наращивайте личную капитализацию. Если вы студент, участвуйте в конкурсах, различных мероприятиях. Независимо от того, учитесь вы сейчас или уже давно закончили вуз, постоянно повышайте свои компетенции посредством самообучения либо обучения на программах дополнительного профессионального образования.

Как правило, лучшую и высокооплачиваемую работу находят те, кто владеет несколькими профессиональными направлениями. Например, сейчас на рынке труда острая нехватка экономистов-программистов, т.е. тех, кто профессионально знает и экономику, и программирование. Будьте активными. Те, кто просто сидят и ждут хорошую работу, как правило, её не находят.

В-третьих, если говорить об инструментах, то кроме газет и центра занятости можно использовать рассылку резюме по тем компаниям, где вы бы хотели работать. В этом случае чем лучше и объёмнее ваше личное портфолио (капитализация), тем выше вероятность, что вас пригласят на собеседование. Также просматривайте сайты фирм — многие из них прямо на сайте сообщают о вакансиях. Из пока ещё экзотических методов — заведите собственный сайт или блог как элемент личного PR. На сайте расскажите, что вы умеете, каких успехов достигали. Можно разместить и отсканированные документы, подтверждающие ваши компетенции (навыки и умения).

В целом, еще раз подчеркну, необходимо занимать активную жизненную позицию. Помните, что успех (в том числе и при поиске работы) приходит только к тому, кто его хочет получить. Пассивные ожидания в современном быстро меняющемся мире не модны.

Большинству не работа нужна, а источник дохода и удовлетворения. На 100% уверен, если бы предложили много денег никто бы не работал вообще. Престиж профессии? Вы вообще о чем? Самая престижная профессия — крупный чиновник-говорильник, с большими полномочиями и без ответственности с iq

Не разделяю ваше мнение. У разных людей разные мотиваторы. Я знаю многих людей, которые «за копейки», но занимаются любимым делом.

Уважаемы участники,назовите 3 профессии, которые по-вашему можно назвать престижными у нас в Коми и 3 — самые НЕ престижные? Сами вы считаете свои профессии престижными? Что вообще сейчас подразумевается под этим словом?

Мнение одного человека (любого) всегда будет субъективным. В том числе и при составлении каких-то рейтингов. Поэтому лучше я порекомендую вам обратиться к статистике приема на специальности Сыктывкарского государственного университета, а вы сами уже сможете сделать выводы в отношении престижности тех или иных профессий:

http://syktsu.ru/g/Abiturientam/Abiturientam/page/2011/02/01/Usloviya_priyoma_2011_goda/

Отвечу и на вторую часть вопроса. Профессия у меня по диплому «математик» . Сложно судить о её престижности/непрестижности сейчас, т.к. просто «математиком», кроме научного центра, у нас в республике работать негде. Если говорить о преподавательской работе, считаю её одной из самых престижных, но, к сожалению, далеко не самой высокооплачиваемой.

Добрый день. У меня десятки знакомых, которые получили высшее образование и не могут устроится по специальности — нет опыта работы. Что за бред!? Где взяться опыту то?

Важным является наработка опыта по профессии в течение учебы в вузе (на старших курсах). Без этого опыту, конечно, невозможно взяться сразу после окончания вуза.

Кстати, такой подход, что студенты на 3-5 курсах уже начинают работать (иногда даже за материальное вознаграждение от компании) в серьезных проектах, получая необходимый профессиональный опыт, давно применяется на факультете информационных систем и технологий СыктГУ по специальностям IT-профиля. Для нас это уже в порядке вещей.

В этом году мы и наши контрагенты начали подключать ко «взрослым» IT-проектам студентов 3-го и даже 2-го курса. Таким образом, выпускник по окончания имеет и опыт, и рекомендации от тех фирм, где он нарабатывал свой опыт.

Если вам требуются конкретные советы, где получить опыт работы именно по вашей профессии, то неплохо было бы, чтобы вы назвали её .

многие специальности в сгу не котируются, сама учучь по спец. бух учет, их уже итак перебор!!

Насчет экономистов (в т.ч. и бухгалтеров) я уже выше говорил. В то же время квалифицированный бухгалтер в Сыктывкаре — что называется «на вес золота».

Насчет «некотирования многих специальностей в сгу»:

  1. Что значит «не котируются»?
  2. Какие именно специальности, кроме бухучета вы имеете ввиду? Если один бухучет, то это далеко не «многие». Если не только «бухучет», то откуда вы знаете, если вы учитесь на бухучете? Или, как говорится, «одна бабка сказала»?

На этой неделе по всей стране звенят последние звонки, выпускники 9 и 11 классов прощаются со школой. Что бы вы им посоветовали — как определится с выбором профессии, вуза или ссуза, чтобы не разочароваться в учебе, ведь очень многие поступают, а через год бросают — «не мое», получается, они зря занимали чье-то место. Понятно, что все не предусмотришь, в школах не всегда уделяют профориентации должное место, может, профучреждениям пойти им навстречу?

Самое главное для выпускника школы самому понять, кем хочется быть через 4-5 лет. Не надо никого слушать, а просто следовать своим личным предпочтениям и устремлениям. Как это ни банально, будущее зависит только от нас самих. Я знаю нескольких студентов своего факультета (который готовит IT-кадры), которые ушли со старших курсов только из-за того, что они поняли, что являются гуманитариями, и заниматься техническими науками им неинтересно. Кстати, мы перед отчислением по собственному желанию всегда стараемся выявлять причину такого решения со стороны студента.

Специалист в ЛЮБОЙ области будет востребован, если это профессионал. А профессионалом можно стать благодаря не только и не столько знаниям, которые даёт вуз или ссуз, сколько личной мотивации (как следствие, трудолюбию и лучшей наработке профессионального опыта), а также ориентированности на успех. Плюс, опять же, опыт, который необходимо нарабатывать, ещё учась в вузе.

Неверный выбор профессии может привести к потери времени в будущем из-за отложенных проблем с самоопределением и личным жизненным целеполаганием. Поэтому относится к вопросу своей будущей профессии надо серьезно уже сразу после «последнего звонка» в школе. А ещё лучше — до…

Также, как совет, наблюдайте за текущей конъюнктурой в стране. В ближайшие пять-десять лет большим спросом будут пользоваться специалисты информационно-технологического и инженерно-технического профиля.

пока преподаватели будут и дальше учить по совковым принципам, учеба в универе лцчше не станет,многие дисциплины просто не связаны с жизн. практикой и логике не поддаются!! так что престижность и сгу, наверно, разные вещи)))

Из вашего вопроса непонятно, что вы имеете ввиду под «совковыми принципами» Хотя, догадываюсь. И даже поддержу вас в этом мнении в том контексте, что многие преподаватели (и не только в СыктГУ) не хотят перестраиваться с учетом изменившихся внешних обстоятельств. Устаревшие методики, неактуальный фактологический и прикладной материал, исключительно академические подходы к чтению дисциплин — нынешний бич всей высшей школы, а не только какого-то одного вуза.

В то же время в защиту и всех вузов в целом, и, в частности, СыктГУ в части дисциплин, которые не связаны с «жизненной практикой», могу сказать, что не всё зависит от высшего учебного заведения.

В России есть государственные образовательные стандарты, которых обязаны придерживаться вузы при подготовке специалистов. И эти стандарты разрабатывались давно. Некоторые — в прошлом веке.

Все образовательные системы, в т.ч. и вузы, являются инерционными по отношению к изменениям внешней среды. Они одними из последних перестраиваются в любой стране и в любом обществе вслед за изменениями в экономике, политике, в других сферах.

Кстати, у нас в стране сейчас происходит как раз внедрение новых федеральных образовательных стандартов и переход на уровневую систему подготовки (бакалавриат-магистратура). Подробнее, если интересна тема реформ в высшей школе России, а также в конкретно взятом СыктГУ, можно узнать здесь:

http://bda-expert.com/2011/03/bakalavriat-i-magistratura-perehod/

Так что, «престижность и СыктГУ» — это одинаковые вещи . Не всё зависит от СыктГУ, и это важно понимать.

Образование в СыктГУ, может быть, не лучше, но и не хуже, чем в московских и других российских вузах. Это показывают многочисленные рейтинги, которые легко найти в интернете. Они объективны в отличие от вашего субъективного мнения. Кстати, вы не представились

Картинка взята отсюда: volgograd.ru

См. также:


 Loading …


Записи с теми же метками:
Комментарии: (8)

bda-expert.com

Похожие записи

Вам будет интересно

Мотивирующие кино – 20 отлично мотивирующих фильмов

Где работать женщине после 50: Как найти работу после 45 и 50 лет: советы отчаявшимся

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко