Почему государству необходимо оказывать поддержку малому бизнесу – Зачем государство поддерживает малый бизнес?

Содержание

Какая помощь оказывается от государства малому бизнесу?

Помощь малому бизнесу от государства — это не что иное, как один из приемов, предпринимаемых для развития экономики страны. О видах такой помощи  предлагаем поговорить подробнее, так как действующие на сегодняшний день программы способны существенно облегчить жизнь начинающим бизнесменам и предпринимателям, уже имеющим опыт самостоятельной деятельности, но решившим модернизировать или расширить собственное дело. 

Господдержка малого бизнеса в РФ

Государственная поддержка малого бизнеса — как ее получить?

Господдержка малого бизнеса в РФ

Поддержка малого бизнеса, вопреки расхожему мнению, заключается не только в том, чтобы предоставить грант, субсидию, льготу и т. п. выплаты перспективным предпринимателям. Государство старается помогать бизнесменам по всем фронтам, то есть не просто дать денег на приобретение оборудования, помещения или реализацию какой-либо идеи, но и научить правильно распоряжаться переданными ресурсами, обучить правильному руководству бизнесом, создать благоприятные условия для становления предпринимательства. В связи с этим поддержку малому бизнесу можно условно разделить на несколько направлений:

  1. Денежная помощь. Наиболее привычный и востребованный способ поддержки малого бизнеса, на котором для большинства предпринимателей все и заканчивается. Сюда входят уже упомянутые гранты, субсидии, льготы и компенсации.
  2. Интеллектуальная поддержка. Государство готово поделиться знаниями о том, как необходимо вести эффективный бизнес, как организовать его таким образом, чтобы получать от него максимальную отдачу. И дело не только в рациональном использовании материальных ресурсов или принятии экономически верных решений, но также в сохранении благоприятного климата в трудовом коллективе, искусстве подбора персонала, умении принимать нестандартные решения, использовать рекламные механизмы для продвижения своего продукта и т. д. Во всех субъектах федерации регулярно проводятся бесплатные семинары, тренинги, курсы… Все, что необходимо предпринимателю, — это только держать руку на пульсе и посещать подобные мероприятия. Кроме того, сюда же можно отнести и бесплатную помощь узкопрофильных специалистов (например, юристов, бухгалтеров и экономистов).
  3. Благоприятная среда. В этот пункт следует включить действия государства, обеспечивающие максимально комфортные условия для создания и развития бизнеса. Примером такой деятельности можно считать создание фондов предпринимательства в субъектах, бизнес-инкубаторов, развитие инфраструктуры.
  4. Минимизация требований к субъектам малого предпринимательства. Этот пункт крайне важен, хотя многие и не принимают его в расчет, когда речь идет о поддержке и стимулировании субъектов малого предпринимательства. Данный пункт включает в себя правовую поддержку малого бизнеса, упрощенный порядок регистрации и налогообложения, предоставление налоговых каникул, планируется ввести освобождение законопослушных субъектов малого предпринимательства от налоговых проверок в течение 3 лет с момента начала осуществления деятельности и т. п.
  5. Поддержка предприятий и предпринимателей, деятельность которых направлена на создание инноваций, научно-технических разработок, а также молодых дарований, занимающихся развитием передовых технологий. Данные виды деятельности являются приоритетными во всех субъектах Федерации.
  6. Еще один вид помощи малому бизнесу от государства — предоставление площадок для реализации и рекламы продукта. В суровых условиях рынка, особенно с учетом нежданного кризиса, этот вид господдержки стал выглядеть для молодых предпринимателей еще более привлекательным. Речь в данном случае идет о всевозможных форумах и ярмарках, где субъектам малого бизнеса на время проведения мероприятия совершенно бесплатно предоставляется торговое место. Это отличный способ сэкономить на рекламе своего продукта, а также шанс заключить ряд выгодных контрактов. Как показывает практика, потребность в такого рода мероприятиях растет с каждым годом, наблюдается их массовая популяризация среди предпринимателей, что, безусловно, дает свои плоды.

Государственная поддержка малого бизнеса — как ее получить?

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется на основании поступающих от предпринимателей заявлений (заявок на участие). Таким образом, если вы хотите получить от государства какой-либо вид помощи из перечисленных выше, необходимо заявить о себе. Куда для этого следует обратиться и какие документы необходимо собрать, зависит от того, на какой вид помощи вы рассчитываете.

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Субъекты Федерации и муниципальные органы власти уполномочены также на осуществление собственных программ помощи малому бизнесу и, к слову сказать, активно этим правом пользуются. Поэтому, если вы решили получить помощь от государства в развитии своего бизнеса, прежде всего ищите информацию о действующих программах в вашем регионе. Ее можно получить в фонде малого предпринимательства (орган может называться иначе в вашем регионе) или  на его официальном сайте. На сайте вы сможете также найти архив уже проведенных (для того чтобы получить представление о работе в данном направлении в общем) и список запланированных мероприятий, перечень документов, которые следует собрать и подать участия в программе.

Следует отметить, что специалисты фондов поддержки малого бизнеса дают бесплатные консультации по вопросам, касающимся получения государственной и муниципальной помощи, и могут оказать помощь в подготовке необходимых документов.

Большинство регионов активно развивает возможности онлайн-подачи заявок на участие в различных мероприятиях и получение финансовой помощи. Для этого необходимо лишь перейти по соответствующей ссылке на сайте определенного региона, внести данные об осуществляемой вами деятельности и прикрепить электронные копии документов согласно списку. Ваша онлайн-заявка в оговоренный срок будет рассмотрена, а решение направят на ваш адрес.

Напоследок нужно сказать, что все программы в рамках проекта помощи малому предпринимательству проводятся на безвозмездной основе, а сами органы, осуществляющие такую помощь, являются некоммерческими организациями, цель которых не получать прибыль, а оказывать содействие в реализации госпрограмм.

nsovetnik.ru

Помощь малому бизнесу: 3 способа получить деньги

Работа «на дядю» стала горше редьки, а один лишь голос «любимого» шефа заставляет вас брезгливо морщиться?

Тогда вы наверняка уже мечтали о том, чтобы пуститься в свободное плаванье предпринимательства и стать если не акулой бизнеса, то вполне заметной рыбешкой.

Но что делать, если со стартовым капиталом туговато?

Не отчаивайтесь!

Даже у нашего распрекрасного государства предусмотрена помощь малому бизнесу.

Читайте о том, как заполучить деньги на создание своего дела.

10 приоритетных направлений помощи государства малому бизнесу или Кто сердцу мил?


Чтобы не промахнуться со сферой деятельности, нужно знать, что в приоритете у государства сегодня для помощи малому и среднему бизнесу:

  1. Предприниматели, которые только выходят «на стезю войны».

    В новичках хотят видеть будущих Стивов Джобсов, Дональдов Трампов и Рокфеллеров.

    И кто знает – возможно, способностей у вас ни на капельку не меньше?

  2. Предприятие которые что-то производят.

    Государству не слишком интересны проекты, действующие по принципу «Купи подешевле, продай подороже», да и вам, думается, тоже.

  3. Те, кто хотят заниматься экологическим туризмом.

    Чтобы преуспеть в этой сфере, стоит не только любить матушку-природу, но и быть гостеприимных, как десяток грузин вместе взятых.

  4. Те, кому мило народное творчество и все, что с этим связано.

    А вы думали, что из вашего умения строгать деревянные ложки никакого толку?

  5. Сельское хозяйство.

    Программы помощи малому бизнесу ориентированы и на тех, кто мечтает встречать рассветы за рулем трактора в поле или доением кормилицы Буренки.

  6. Жилищно-коммунальная сфера.


    Если вы мечтаете о комфорте, чистоте и порядке везде и вокруг, готовы убирать, ремонтировать, скрести и натирать до блеска все, что попадет на руку– можете смело рассчитывать на помощь государства вашему малому бизнесу.
  7. Товары первой необходимости (производство).

    Вряд ли государственного чиновника, который решает, оказывать ли вам помощь, заинтересует салон по пошиву одежды для комнатных собачек, а вот пекарня или сыроварня – вполне вероятно.

  8. Социальная сфера.

    Готовы на льготных условиях оказывать услуги или реализовывать товары малоимущим, пенсионерам, инвалидам и т.д. – смело изучайте программы помощи малому и среднему бизнесу.

    Как говориться, вам – стартовый капитал, госслужащим – «галочка» в графе «Развитие социальной сферы» и реализация программы.

  9. Разработки в научно-технической сфере.

    Даже чиновникам хочется ощущать себя гражданином нормальной страны, а не дикарем с острова Папуа Новая Гвинея.

  10. Различные инновации.

    Чувствуете в себе потенциал Кулибина? Готовы модернизировать даже ложку?

    Помощь среднему и малому бизнесу именно для вас!

3 варианта оказания помощи малому бизнесу от государства

От безработного – до успешного бизнесмена: субсидия от Центра занятости

Не стоит лить слезы над трудовой книжкой с записью об увольнении!

Лучше ознакомиться с порядком получения субсидии в органах занятости, которые привлечены к оказанию помощи среднему и малому бизнесу:

  • Первым делом зарегистрируйтесь безработным в ближайшем Центре.

    Поверьте, даже если у вас с десяток лет стажа на должности директора нефтеперерабатывающего завода, в этом нет ничего постыдного или предосудительного.

    И уж тем более нет ничего зазорного в том, чтобы просить о помощи для своего малого бизнеса;

  • Напишите детализированный бизнес-план со всеми расчетами, под который хотите получить субсидию.

    Все-таки правы были родители, когда советовали получить второе высшее образование.

    Вот и вспоминайте все, чему вас учили на экономическом факультете, посоветуйтесь с успешными предпринимателями, по

biznesprost.com

Что в нынешних условиях государство делает для среднего и малого бизнеса?

В России 5 млн малых и средних предприятий (МСП), дающих работу каждому четвертому россиянину. Однако их доля в экономике — не более 21 %, в то время как в других экономически развитых странах — больше половины (в Японии, например, — 63 %). После принятия федерального «антикризисного плана» для бизнеса в январе 2015 года вопросы поддержки МСП стали приоритетом экономической политики и курируются первым лицом лично. Посмотрим, что уже делается и будет делаться в этом направлении, и как поддерживают бизнес в Москве.

Фокус на федеральном уровне

Принятая в начале года антикризисная программа предоставляет малому и среднему бизнесу ряд немаловажных преференций. Для поддержания инновационного сектора был одобрен федеральный закон о предоставлении грантов малым инновационным предприятиям на финансирование проектов.

Был принят закон о снижении избыточного антимонопольного контроля: предприниматели без значительной рыночной силы получили иммунитет, а оснований для для внеплановых проверок стало меньше. Снизились барьеры для начала деятельности: всем впервые зарегистрированным ИП дается право на двухлетние «налоговые каникулы». Кстати, на заседании Госсовета 5 апреля 2015 года Владимир Путин поставил вопрос о предоставлении аналогичной льготы МСП (очевидно, что не всем, а определенной категории приоритетных для экономики компаний: производящих, высокотехнологичных, замещающих импорт).

О том, что малый и средний бизнес, наконец-то, попал в поле зрение большой политики, говорит повестка Госсовета — обсуждение вопросов развития МСП, и содержание выступления на нем первого лица. Президент обратил внимание на необходимость создания прозрачных механизмов взаимодействия государства и бизнеса, упрощения доступа к инженерной инфраструктуре, льготной аренде неиспользуемого имущества в госсобственности, повышения доступности кредитов. Владимир Путин дал поручение в регионы избегать резкого роста налоговой нагрузки на бизне

blog.ucmsgroup.ru

Зачем государству нужен малый бизнес?

Не исключением стало и наше государство. Однако, руководство нашей страны все же больше «дышит» в сторону крупного бизнеса. Именно ему реально уделяется больше внимания (льгот), так как именно этот сегмент платит в бюджет приблизительно 85% всех налогов, о чем постоянно говорят первые лица государства. К сожалению, должен признать, что к малому и среднему бизнесу относятся исключительно как к мелким деталям от мощной «машины по уплате налогов». При этом отсутствие некоторых деталей не сможет повлиять на работу всего механизма…

Виталий Кулаков, адвокат, старший партнер адвокатской фирмы «Advice» для UBR.UA

Уважаемые руководители страны, не нужно сравнивать мелкий бизнес с крупным относительно количества уплаченного налога. Давайте рассматривать мелкий бизнес как институт, призванный обеспечить занятость населения. Ведь если реально обеспечить надлежащие условия для развития малого бизнеса, многие наши соотечественники, которые в большинстве своем имеют высшее образование, смогут заниматься своим предпринимательским делом, повышать украинскую производительность, кормить свои семьи, не «прося» у государства никаких социальных выплат на их содержание.

Самая уязвимая часть предпринимателей.

По данным Государственной службы статистики Украины, в период экономического кризиса 2009-2011 года большая часть ушедших из бизнеса (почти 1,5 млн. человек) – это физические лица-предприниматели. Эта огромная масса людей теперь стала безработными вместе с другими, которые попали под сокращение по месту своей работы. Именно им теперь государство должно выплачивать определенные суммы, как пособие по безработице. Неужели государству это экономически выгодно?

Уверен, что малый бизнес необходимо рассматривать не как институт, который приносит мало прибыли, а как альтернативную занятость населения.

Наш законодательный орган, в общем-то, перенимает практику европейского сообщества по поддержке и развитию малого бизнеса, но должен признать, что в большинстве своем все законы и положения, принятые в этом направлении, носят декларативный характер.

Я уверен, что для реального развития малого бизнеса, нашей власти необходима реальная политическая воля в принятии стратегически важных изменений и в области разрешительных нормативных актов, и в области системы налогообложения, и в области контроля за деятельностью предпринимателей.

Посудите сами, наряду с огромными изменениями, направленными на развитие малого бизнеса, о которых постоянно говорят в парламенте и правительстве Украины, в рейтинге «Ведение бизнеса» за 2012 год, представленного Международной Финансовой корпорацией и Мировым банком, Украина опустилась со 149-го на 152-е место из 183 участников. Впереди нас такие «развитые» страны, как Либерия, Буркина Фасо, Гамбия, Мозамбик, Камбоджия, Либерия и т. п.

Основная цель – упрощение ведения бизнеса.

Считаю, что действовать необходимо решительно и оперативно, не обращая внимания ни на рейтинги, ни на личные амбиции. Основная цель – упрощение ведения бизнеса в Украине. Ведь если в нашей стране будет больше налогоплательщиков и меньше «дармоедов», экономика страны будет развиваться стремительно.

Во-первых, необходимо «ликвидировать» так называемое понятие «решение вопроса». Например, предприниматель, который обращается за помощью через так называемое «единое окно», может рассчитывать на получение соответствующих документов, однако в течение нескольких дней и лишь в том случае, если все документы будут в порядке. А если ему необходимо получить документы в течение дня, что делать? В таком случае он обращается к «определенным» лицам, которые за «определенные» деньги смогут сделать все быстро и без проблем. Я уже не говорю о коррупции, это уже не модно, а говорю о последствиях. Предприниматель платит большую сумму, которая идет в карман чиновникам, а не в бюджет. А ведь можно же установить официальную сумму за ускорение получения разрешительных документаций и предприниматель с удовольствием их оплатит. Но в этом случае будет пополнен местный бюджет, из которого смогут финансироваться и школы, и садики, и больницы и т. д. Конечно, это не очень понравится чиновникам, так как «поток» будет проходить в обход них. Вот в этом, я считаю, и должна быть политическая воля, чтобы отучить чиновников быть «звеном», через которое проходят финансовые потоки.

Во-вторых. Нужно принять такие нормативные акты, которые будут направлены на реальное упрощение получения разрешений на ведение деятельности. В Европейском сообществе существует всего шесть видов лицензий и 30 видов разрешений. Для сравнения, в Украине, после проведенного «упрощения», осталось 58 лицензий и 227 разрешений. Самое парадоксальное в этом то, что меньшее количество лицензий и разрешений никак не делает европейский товар некачественным или таким, который не соответствует стандартам. Наоборот, мы все с радостью всегда приобретаем именно товары европейского производства. Секрет прост: нужно устанавливать контроль за соблюдением стандартов качества в течение всей деятельности предпринимателя, а не в момент выдачи лицензии или разрешения, когда предприниматель еще и не начал свою работу по сути.

В-третьих. Необходимо принять ряд нормативных актов, которые будут направлены на обеспечение реальной финансовой поддержки начинающим предпринимателям путем предоставления им налоговых льгот. Кроме того, необходимо решить вопрос об установлении дифференцированной ставки налогообложения в зависимости от количества проживающих в том или ином регионе. Для предпринимателей, которые имеют наемных работников, крайне важно уменьшить размер единого социального взноса минимум в два раза.

Отказаться от «планов на выявление правонарушений».

И еще один немаловажный момент. Уважаемые руководители контролирующих органов, давайте уберем постсоветсткую практику по установлению «планов на выявление правонарушений». Ведь если предприниматель ведет правильно свою деятельность, давайте признаем это и поблагодарим его! У Вас будет в последующем меньше работы, а Украина сможет выйти вперед в рейтингах по ведению бизнеса.

Подводя итог вышесказанному, хочется верить, что власть вскоре после парламентских выборов сможет найти в себе силы, чтобы обратить внимание на состояние развития малого бизнеса, сделает все возможное и невозможное, чтобы обеспечить условия работы, которые дадут возможность нашим согражданам конкурировать не только между собой, но и с иностранными коллегами. Также остается надеяться, что руководство страны все-таки поймет, что основа общества и его сила складывается не из 1000 собственников крупного бизнеса, а из миллионов представителей малого и среднего бизнеса.

news.realt.ua

Государственная поддержка предпринимательства – кому она нужна и зачем — Бизнес


Глядя на поднявшиеся взносы по социальному страхованию, на попытки увеличить уставный капитал ООО, на 2 толстых тома налогового кодекса, кажется, что государство делает всё, чтобы испортить жизнь предпринимателям.
При этом параллельно выдаются гранты на создание собственного дела в центрах занятости, в фондах поддержки предпринимательства – и это тоже инициатива государства. Внимание, вопрос: Почему государство делает на первый взгляд прямо противоположные вещи – усложняет жизнь бизнесу и одновременно пытается ему помогать?
Основной источник дохода государства – это налоги. Кроме того, государству выгодно чтобы максимальное количество людей было трудоустроено – ведь тогда их жизнь обеспечивает работодатель, а не бюджет.
Исходя из этих двух утверждений, становится ясно, что государству есть прямая выгода от развития предпринимательства – больше предприятий – ниже безработица, больше налогов поступает в бюджет – сплошные плюсы.
Кроме того, у государства есть деньги – и есть варианты куда их вложить. Можно вложить в инфраструктуру – дороги, например. Но дороги, выражаясь языком предпринимателя – это, по сути, основные средства – они напрямую не приносят дохода в бюджет, только косвенно, путем снижения транспортно-логистических расходов. А вложения в развитие бизнеса – это прямой актив. Вложи в бизнес один раз – и собирай с него налоги всё время его существования.
При этом мы приходим к ситуации, когда государству выгодно дать денег бизнесу на развитие (что оно и делает грантами, субсидиями, льготными кредитами и прочими инструментами поддержки), научить бизнесменов предпринимательству (например, по «президентской программе»), однако совершенно невыгодно снижать налоги и страховые взносы, ведь в первом случае оно вкладывается в активы, а во втором – наоборот, урезает собственные доходы.
В последнее время основной тренд государственной поддержки бизнеса – это поддержка инноваций. В целом, это объясняется достаточно просто – инновационный бизнес низкоконкурентен, а вероятность взрывного роста и высоких доходов от такого бизнеса в целом выше, чем от традиционного. Кроме того, инновационные проекты – это имидж. Через сто лет никто не вспомнит, какие именно компании изобрели первые компьютеры. Все будут помнить только имя создателя и страну. Реально, для страны это важно – вспомните, какие споры идут на тему «кто все-таки изобрел радио» и т.п.
Что касается того, что многие инновационные проекты кажутся смешными, глупыми или странными – в целом, с точки зрения экономики это неважно! Главное, чтобы этот бизнес платил налоги и был законным, а то, на чем он зарабатывает деньги – государству абсолютно безразлично. И наплевать, если инновационный бизнес смешной или странный – главное, что он платит налоги, остальное неважно.
Часто предприниматели высказывают мысль – не надо нас поддерживать, главное, не мешайте. В целом, мысль интересная, но есть одна тонкость – государство в любом случае в первую очередь беспокоится о своем интересе. И если в масштабах страны собирать налоги удобнее, требуя при этом кучу сопроводительной документации – так будет, потому что это необходимо стране. Там где это возможно, бюрократию пытаются снижать – например, налоговые декларации уже давно подают в электронном виде, и я думаю, что тенденция уменьшения количества бумаг будет продолжаться.
С одной стороны, государственная поддержка, например, грант на открытие компании или льготный лизинг, позволяют развиваться быстрее, чем если бы предприниматель скапливал нужные суммы самостоятельно. С другой стороны нельзя не отметить, что государственная поддержка расслабляет – ведь одно дело, когда ты вкладываешь свои кровные в бизнес, и совсем другое – когда ты тратишь государственную субсидию. Поэтому государственная поддержка не должна быть постоянной – помогли один раз, предприятие раскрутилось – хорошо. Не раскрутилось – значит надо поддержать другое, которое раскрутится. Нет смысла вкладывать деньги в актив, который не приносит прибыли.
Подозреваю, что люди считают что есть выбор  — либо государство дает денег на поддержку, либо снижает налоги и убирает бюрократию. На самом деле, вопрос стоит по другому – либо государство дает денег, либо не дает. Варианта снижать налоги или убирать бюрократию у нас пока нет. А это значит, надо пользоваться и радоваться хотя бы той поддержке, которая есть сейчас.

konstmal.livejournal.com

Нужна ли помощь государства малому бизнесу?

Государство готово поддерживать бизнес, но нужна ли такая помощь предпринимателю? Предприниматель — тот, который создает блага и ценности при ограниченных ресурсах. Когда у человека появляется желание получить помощь со стороны государства, это уже не предприниматель, а обычный служащий, который работает только когда есть ресурсы. Поэтому я считаю, что предпринимателям государственная помощь не нужна.

Как получить помощь малому бизнесу от государства?

Человек сначала должен определиться, ему нужна государственная поддержка или просто необходимы оборотные средства, кредиты и налоговые льготы?

Когда появляется четкое понимание, возникает следующий вопрос – Кто еще, кроме государства, может помочь? Найдутся не менее 3-4 альтернатив, например, для производства уникальной выпечки требуются средства, чтобы купить печку, масло, муку и так далее. Кто может поддержать? Торговая сеть, которая будет реализовать выпечку, поставщик оборудования – с пониманием, что это перспективное дело и можно развиваться, поставщик сырья и так далее.

А если еще учитывать, что по каждой перечисленной категории легко можно найти несколько конкурирующих фирм — выбор обеспечен. Тогда задается следующий вопрос – сколько стоит принимать помощь у них? Любая помощь имеет свою цену, в том числе государственная.

Господдержка малого бизнеса: субсидии, гранты, микрозаймы — советы эксперта

Какова цена получения государственной поддержки?

Во сколько обходится получение государственной помощи? Для вступления в государственную программу необходимы разработка бизнес-планов и отчетов, хождение по кабинетам, участие в конкурсах и так далее — время, силы, нервы и отчеты. Человек разве для этого создает бизнес?

Финансовые средства – это не цель, а средство для достижения поставленных целей. Когда с бизнесом общаешься о его целях, часто оказывается, что деньги совсем не нужны – требуются помещения, оборудование, сотрудники, транспорт, реклама и так далее (см. Лучшие бесплатные способы рекламы. Как рекламироваться бесплатно и эффективно?). Но ведь есть же люди и предприятия, у одного есть помещение, у другого лишнее оборудование, третьему ничего не стоит заниматься продвижением.

Задача из поиска денег переводиться на плоскость поиска партнеров. Когда сложно договариваться с людьми, ищите помощь у государства или у банков, вступайте в государственные программы. Сам я считаю, что с людьми очень просто договариваться и найти общие интересы.

Программа государственной поддержки «Начинающий фермер»

Договариваться и совместно производить, использовать только собственные навыки и ресурсы — это одна из основ кооперации – тем, чем мы сейчас занимаемся и активно продвигаем в нашем регионе. Кооперация — испытанный веками механизм по улучшению благосостояния ее участников и достижению поставленных ими целей. Для любителей льгот в начальном этапе деятельности в кооперации тоже предусмотрены налоговые льготы, такие как отсутствие налога на прибыль и НДС.

promdevelop.ru

Бег с препятствиями. Почему в России проваливается программа поддержки малого бизнеса | Бизнес

Во-первых, существуют два основных источника данных о численности работников малых и средних предприятий — реестр МСП, который ведет ФНС, и ежегодные выборочные обследования Росстата. Данные по численности между ними различаются больше чем на миллион работников. А сравнение важно проводить на абсолютно сопоставимых данных.

Во-вторых, сравнение предполагает внимательную работу с показателями. Отношение числа работников в секторе МСП к общей численности занятых (получено по опросам Росстата, включая неофициально самозанятых) существенно занижает долю сектора МСП. В этом случае доля занятых в сфере МСП с 2008 года сократилась с 29,5% до 24,1% (26,2% по данным реестра), что даже хуже, чем рассчитала Счетная палата. Методически правильнее делить среднесписочную численность работников сектора МСП на аналогичный показатель по всей экономике. При таком подходе доля сектора хотя и снизилась за рассматриваемый период с 36,3% до 34,7%, но показатели стратегии МСП пока выполняются.

Экономические факторы

Реальная экономическая ситуация не самым благоприятным образом влияет на развитие предпринимательства и ограничивает возможности регулятора. Важнейший фактор предпринимательской активности в России, по нашим исследованиям, — это объем доступных рынков. Около 42% фирм сферы МСП в России занимаются торговлей, они формируют до 60% оборота сферы МСП, а следовательно, сокращение платежеспособного спроса, наблюдаемое с конца 2014 года, больно бьет по малым и средним предприятиям.

Структура сферы МСП в России такова, что подавляющее большинство (более 95%) фирм — это микробизнес и индивидуальные предприниматели (ИП), которые, по данным реестра МСП, на текущий момент трудоустроили чуть более 11 млн человек, то есть больше половины от численности всех работников сектора МСП. При этом, согласно эмпирическим исследованиям, большинство новых рабочих мест создают малые и средние быстрорастущие компании.

Для достижения целевых показателей по занятости программа должна фокусироваться на ликвидации барьеров роста, на обеспечении условий для превращения микробизнеса в малый, а малого — в средний, на создании доступа к финансированию на каждой стадии роста. 

Денег нет

Поддержка МСП в России оказывается по нескольким направлениям, включая программу Минэкономразвития, деятельность корпорации МСП и МСП Банка, снижение административной нагрузки и др. Лишь программа Минэкономразвития реализуется в виде субсидирования регионов России для оказания разного рода поддержки МСП, включая финансовую, услуги по принципу «одного окна» и др. Условием предоставления субсидии является софинансирование: регион должен самостоятельно обеспечить по крайней мере 5% (но не более 70%) своих расходных обязательств по поддержке МСП. В последние годы объем финансирования сокращается.

По нашим подсчетам, более 45% малых и средних предприятий расположены в 10 регионах России: это Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Свердловская область, Ростовская область, Республика Татарстан, Новосибирская область, Челябинская область, Нижегородская область. На те же регионы приходится около 43% занятых в сфере МСП. Учитывая разные финансовые возможности субъектов Федерации и разный уровень развития сферы МСП в них, диспропорции в распределении субсидий — это нормальная практика.

Сравнивать объем средств, выделяемый на господдержку различных регионов, в абсолютных значениях некорректно, поскольку объем господдержки зависит от числа малых и средних предпринимателей в регионе. Вполне логично, что на Республику Татарстан и Москву тратится гораздо больше средств, чем на Алтайский край и Магаданскую область. Более того, если бы основной целью программы поддержки МСП был рост количественных показателей, то поддержку следовало бы сосредоточить лишь на регионах-лидерах, которые могут обеспечить нужный прирост показателей.

Что делать?

Но для развития предпринимательства в России необходимо, чтобы инфраструктура поддержки была доступна в каждом регионе. Для этого важно скорректировать принципы распределения субсидий с учетом созданной инфраструктуры. Кроме того, регионы должны более активно информировать предпринимателей о существующих мерах государственной поддержки и возможностях для развития бизнеса. Чтобы стимулировать региональные администрации проводить такую работу, Минэкономразвития России составляет рейтинг субъектов по информационному освещению темы. 

Для невыполнения ряда показателей по развитию малого и среднего бизнеса есть и вполне объективные причины, в частности, падение доходов населения. Но есть и специфические, характерные для особенностей поддержки этой сферы государством. Но итог один: существует потенциал для улучшения этих показателей в будущем. Это зависит и от федеральных властей, и от руководства регионов. 

www.forbes.ru

Похожие записи

Вам будет интересно

Примеры налогов – ( ) —

Стартап 2018 – ТОП 15 лучших стартапов мира в 2018

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о