И п – Индивидуальный предприниматель (Россия) — Википедия

Содержание

что это такое, расшифровка, субъекты малого предпринимательства, плюсы, минусы

ИП – понятие, давно ставшее неотъемлемой частью нашей жизни. ИП является формой регистрации малого и среднего бизнеса и имеет ряд своих особенностей. Практически каждый удачный предприниматель, вне зависимости от того, является ли он владельцем ООО или другой формы организации бизнеса, начинал именно с получения статуса индивидуального предпринимателя.

ИП – расшифровка понятия

Аббревиатура ИП расшифровывается как индивидуальный предприниматель и является организационно-правовой формой ведения хозяйства. Любой индивидуальный предприниматель, в первую очередь, считается субъектом малого предпринимательства.

Сегодня под определение индивидуального предпринимателя попадает любое официально оформленное физическое лицо, предоставляющее свои услуги без образования любой коммерческой структуры. Ранее ИП называли также частными предпринимателями. Приобретается данный статус только после регистрации в органах налоговой инспекции.

Кто может стать ИП?

В законе четко прописано, кто может оформить себя в статусе индивидуального предприятия. Сюда относятся:

  • совершеннолетние дееспособные лица, то если лица, достигшие 18 лет;
  • дееспособное несовершеннолетнее лицо по достижении 16 лет, но строго при согласии родителей или опекунов или же в случае вступления в брак;
  • граждане, проживающие на момент регистрации на территории РФ. При этом не имеет значения, являются ли они гражданами РФ или другого государства.

Не могут зарегистрироваться как ИП муниципальные и государственные служащие.

Стоит отметить, что выбирать форму регистрации для предоставления услуг в качестве ИП рекомендуется начинающим предпринимателям. В данной ситуации они смогут опробовать себя в роли предпринимателя, оценить свои возможно и затем, при надобности, выбрать другую форму ведения бизнеса, к примеру, ООО.

Деятельность индивидуального предпринимателя

Какие же факты могут указывать на ведение лицом предпринимательской деятельности?

  • Изготовление и последующая реализация тех или иных вещей с целью получения прибыли.
  • Приобретение имущества и последующая его реализация.
  • Ведение отчетности по хозяйственным операциям, связанным с заключением сделок купли-продажи услуг или товаров.
  • Наличие устойчивых отношений между покупателями и продавцами в определенной сфере деятельности.

Отметим, что при ведении данных видов деятельности при отсутствии регистрации в налоговых органах физическое лицо не является ИП.

Финансовые особенности

ИП имеет ряд своих особенностей в финансовой сфере.

  1. Став на учет в налоговую инспекцию в форме индивидуального предпринимателя, лицо обязано выплачивать фиксированный платеж в пенсионный фонд. В тоже время на основе этих отчислений формируется будущая пенсия, идет трудовой стаж.
  2. Любая женщина, оформившая ИП, имеет право получать пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в случае рождения ребенка.
  3. Женщина, оформившая ИП, при наличии добровольных страховых отчислений в соцстрахование также имеет право на декретное пособие.
  4. При наличии добровольных отчислений в Фонд социального страхования любой ИП имеет право получать больничные выплаты. Но при этом размер выплат рассчитывается исходя из минимальной заработной платы.
  5. Еще одной особенностью является то, что ИП не может взять оплачиваемый отпуск. При необходимости ИП может лишь приостановить свою деятельность на время, но уплачивать при этом налоги все же придется.

Плюсы и минусы ИП как формы ведения хозяйственной деятельности

Как и любой вид деятельности, оформление в виде ИП имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы

  • Простота в регистрации ИП. Так, для регистрации необходимо предоставить ксерокопию и оригинал паспорта, заявление на регистрацию и квитанцию об уплате госпошлины.
  • Отсутствие обязательной отчетности по выручке. В отличие от владельца ООО, индивидуальный предприниматель не обязан вести ворох документации. Достаточно тонкой амбарной книги.
  • Свобода от налога на имущество, используемое в предпринимательской деятельности.
  • Меньший размер налогов, по сравнению с другими формами организации деятельности.
  • Меньшая сумма штрафов. По аналогии с налогами, ИП в случае нарушения выплачивает меньшую сумму штрафа, нежели владелец ООО.
  • Реже проверяется налоговой, о чем говорит статистика.
  • Простота закрытия. При желании ИП можно закрыть в течение нескольких дней. О том, как закрыть ИП – читайте тут.
  • Не требуется регистрировать юридический адрес. При регистрации указывается адрес регистрации самого физического лица.
  • Единоличное владение доходами. Заработанные деньги, за вычетом налогов, предприниматель может использовать в своих личных целях.

Деятельность ИП входит в трудовой стаж, что в итоге отражается на размере пенсии.

Минусы

Имеет ИП и ряд своих недостатков, куда относится:

  • Невозможность продажи или покупки ИП. Связанно это с тем, что на деле ИП является, по сути, физическим лицом.
  • ИП отвечает по своим обязательствам имуществом. То есть, в случае задолженностей по кредитам или нерентабельности бизнеса, покрывать убытки, нанесенные третьим лицам – банкам, контрагентам придется из собственного кармана. В противном случае суд имеет право обязать вас продать часть имущества для погашения долгов.
  • Запрет на некоторые виды деятельности. ИП не имеет права торговать алкогольной продукцией, открывать банки и т.д. Кроме того, при ведении деятельности, требуемой наличия лицензии, ИП может быть оштрафован или даже ликвидирован.
  • Недоверие со стороны юридических лиц. Далеко не всегда юридические лица стремятся заключать договора с ИП. Связано это, зачастую, с особенностями налогообложения.
  • Фиксированные взносы в ПФ независимо от наличия или отсутствия деятельности. Даже если вы не получали прибыли в течение нескольких месяцев, налоги платить придется.
  • Невозможно наличие нескольких соучредителей на уровне регистрации. Зарегистрировать ИП можно только на одного человека.
  • ИП должен руководить бизнесом самостоятельно, у него не может быть заместителей или генеральных директоров. Право подписи имеет только ИП. Даже в случае серьезной болезни принимать решение придется ему.

Видео: Отзыв об ИП после года работы

В следующем видео можно услышать отзыв об ИП – почему оно было открыто, какие особенности, какие результаты после года работы:

ИП – является наиболее простой и быстрой формой регистрации малого бизнеса. Несмотря на то, что статус ИП все же подразумевает некоторые ограничения, он является идеальным вариантом для открытия бизнеса, особенно если вы не имеете необходимых навыков в ведении бизнеса.

moyaidea.ru

Чайковский, Пётр Ильич — Википедия

Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля [7 мая] 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

Как композитор-профессионал Чайковский сформировался в 1860—1870 годы, ознаменованные большим подъёмом общественной и культурной жизни Российской империи: многогранным развитием русской музыки, литературы и живописи, расцветом отечественного естествознания, ярких завоеваний в области философии и эстетики.

Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников — композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.

Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.

Происхождение

Прадед композитора по отцовской линии, Фёдор Афанасьевич Чайка (1695—1767), происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек. Семейное предание утверждало, что он участвовал в Полтавской битве и умер в чине сотника «от ран»[6], хотя фактически он дожил до старости и умер в екатерининское время. Дед композитора, Пётр Фёдорович Чайка (1745—1818), был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены, которую предположительно звали Анной (1717—?). Во время учёбы в Киево-Могилянской академии Пётр Фёдорович «облагородил» свою фамилию, став называться Чайковским. Он был лекарем и участником русско-турецкой войны 1768—1774 годов, получил в 1785 году дворянство и более двадцати лет до своей смерти в 1818 году служил городничим уездного города Глазова Вятской губернии. Был женат на Анастасии Степановне Посоховой, от которой у него было двадцать детей.

Прадед композитора по материнской линии, Мишель-Виктор Асье (1736—1799) — французский скульптор, «модельмейстер» Мейсенской Королевской фарфоровой фабрики, который был женат на Марии Кристине Элеоноре Виттиг, дочери австрийского офицера Георга Виттига

[7]. Их пятый ребёнок из шести, Михаэль Генрих Максимилиан Асье (1778—1830), приехал в Россию в качестве учителя французского и немецкого языков в Артиллерийском и Инженерном шляхетском кадетском корпусе в 1795 году, а в 1800 году — принял русское подданство, после чего появился русскоязычный вариант его имени — Андрей Михайлович Ассиер. Впоследствии он служил таможенным чиновником в Министерстве финансов, дослужился до чина действительного статского советника и имел семь детей от двух браков.

Илья Петрович Чайковский (1795—1880), отец композитора, был младшим из двадцати детей Петра Фёдоровича

[8]. Получив образование в Горном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, он стал инженером и был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака с Марией Карловной Кайзер, от которой у него осталась дочь Зинаида, в 1833 году он женился на 20-летней Александре Андреевне, урождённой Ассиер (1812—1854), дочери Андрея Ассиера (от первого брака) и Екатерины Михайловны, урождённой Поповой. Незадолго до смерти отца Александра Андреевна окончила Училище женских сирот, где обучалась риторике, арифметике, географии, литературе и иностранным языкам. Пётр Плетнёв, которому Пушкин посвятил «Онегина», был её учителем литературы в старших классах
[8]
.

В 1837 году Илья Петрович, определив дочь Зинаиду в Екатерининский институт в Санкт-Петербурге, переехал с молодой женой на Урал, куда получил назначение на пост начальника большого, по тем временам, Камско-Воткинского сталелитейного завода. Там Илья Петрович стал обладателем большого дома с прислугой и собственного войска в виде сотни казаков. Гостями дома были местное дворянство, столичная молодёжь, приезжавшая на практику, и инженеры из Англии[9].

Биография

Детство и юность (1840—1865)

Семья Чайковских в 1848 году
(крайний слева — Пётр Ильич)

Пётр Ильич Чайковский родился

25 апреля (7 мая) 1840 в посёлке Воткинск Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия) при Камско-Воткинском заводе. 5 (17) мая того же года был крещён; воспреемниками были протоиерей Василий Блинов и Надежда Тимофеевна Вальцева[* 1]. Он был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра (в замужестве Давыдова), а в 1843 — Ипполит. Вместе с Чайковскими жили также другие родственники Ильи Петровича: его тётя — Надежда Тимофеевна и племянницы — Лидия Чайковская (сирота) и Настасья Васильевна Попова[11]. Дети жили в мезонине дома[12].

В 1844 году для обучения детей из Петербурга в Воткинск приехала гувернантка Фанни́ Дюрба́х, француженка родом из Монбельяра, которая всеми была тепло встречена: «Навстречу выбежала масса людей, начались объятия и поцелуи, среди которых трудно было различить родных от прислуги, так ласковы и теплы были проявления всеобщей радости. Мой отец подошёл к молодой девушке и расцеловал её как родную. Эта простота, патриархальность отношений сразу ободрили и согрели молодую иностранку и поставили в положение почти члена семьи»[11].

Родители Петра Ильича любили музыку: его отец в юности играл на флейте, а мать когда-то играла на арфе[7] и фортепиано, а также пела романсы[* 2]

. Фанни Дюрбах не имела никакого музыкального образования, но музыку тоже любила[13]. Как и во всяком порядочном доме, в доме Чайковских был рояль, а также вывезенный из столицы механический орган — оркестрина. Однако именно оркестрина, в исполнении которой маленький Пётр впервые услышал арию Церлины из оперы «Дон Жуан» Моцарта, произвела на него самое сильное впечатление. На валиках этого органа были также отрывки из опер Россини, Беллини и Доницетти[14].

К роялю, вероятно, Петра впервые подвела его мать, затем в 1845—1848 годах с ним занималась Марья Марковна Пальчикова[15], которая была из крепостных и выучилась грамоте и музыке на медные деньги

[16]. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу:

Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране[13].

В детские годы Петр Чайковский сочинял неумелые стихи, в основном на французском языке, и очень интересовался биографией Людовика XVII; в 1868 году он, будучи уже взрослым, приобрёл в Париже гравюру, изображавшую Людовика в Тампле, и оправил её в рамку. Эта гравюра и портрет Антона Рубинштейна долгое время были единственными украшениями его жилья

[7].

В феврале 1848 года Илья Петрович вышел в отставку с пожалованием ему пенсии и чина генерал-майора. В сентябре того же года он семьёй переехал временно в Москву для решения вопроса о частной службе. Чтобы не расстраивать детей Фанни Дюрбах, сознавая, что стала уже ненужной, втайне от детей рано утром покинула дом, избежав трогательного расставания и перешла на службу к помещикам Нератовым. Вместе со своими вещами она увезла «музей Пьера»: клочки бумаги, его старые тетрадки и залитые чернилами черновики — она решила сохранить эти вещи, так как верила, что непременно когда-нибудь встретится с ним

[17]. В ноябре семья переехала из Москвы в Петербург, где Петра и Николая отдали в пансион Шмеллинга. Там были также серьёзные уроки музыки с учителем Филлиповым, первые пианистические трудности, они также впервые побывали в театре, где на Петра большое впечатление произвели опера, балет и симфонический оркестр. В Петербурге Пётр переболел корью, которая оставила осложнения, связанные с работой центральной нервной системы, выражавшиеся также в припадках, которые, возможно, унаследованы от дедушки Ассиера[* 3].

Определив Николая на учёбу в Институт Корпуса горных инженеров семья в начале 1849 года переехала в Алапаевск, где Илья Петрович получил должность управляющего завода наследников Яковлева. Для подготовки Петра к поступлению в конце 1849 года была нанята новая гувернантка Анастасия Петрова, только что окончившая Николаевский институт в Петербурге

[7]. 1 (13) мая 1850 года в Алапаевске родились братья-близнецы — Анатолий и Модест.

Училище правоведения

Родители планировали определить Петра Чайковского на учёбу в Горный корпус, как и Николая, однако они передумали. В начале августа 1850 года с матерью и сёстрами Зинаидой и Александрой он прибыл в Санкт-Петербург для поступления в приготовительный класс Императорского училища правоведения — закрытое мужское учебное заведение, находившееся на углу набережной реки Фонтанки и улицы, ныне носящей имя композитора.

22 августа 1850 года они с матерью посетили театр, где давали оперу «Жизнь за царя» Глинки и он впервые услышал русскую оперу в исполнении большого оркестра, хора и солистов, а в середине октября — побывал на балете «Жизель» Адольфа Адана, главную партию в котором исполняла итальянская балерина Карлотта Гризи[7]. В октябре Александра Андреевна вернулась в Алапаевск, «противную Алапаиху»[18] как он называет город в одном из писем к родителям; разлука с матерью была сильной душевной травмой. Его петербургским попечителем стал друг семьи — Модест Вакар, который забирал его с братом Николаем к себе на воскресенье[19]. В одно такое воскресенье Чайковский случайно занес в их дом скарлатину, которая объявилась в одном из приготовительных классов Училища правоведения, заразился сын Модеста Вакара Николай и скоропостижно скончался в возрасте пяти лет. Увидев труп мальчика и впервые столкнувшись с этим непоправимым горем, десятилетний Пётр Чайковский во всём винил себя, хотя его никто не упрекал[20] и даже скрывали от него диагноз.

К весне 1851 года попечение Модеста Вакара сменилось попечением Ивана Ивановича Вейца и Платона Вакара. В апреле того же года Пётр Чайковский впервые увидел императора Николая I, «так близко как папашин диван стоит от его конторки в кабинете»[21], на детском балу в Дворянском собрании. В сентиментально-страстных письмах к родителям он умолял родителей навестить его, но за весь 1851 год приехал только отец, недели на три в сентябре.

В мае 1852 года Илья Петрович оставил службу и с остальным семейством переехал в Петербург, а Пётр успешно сдал вступительные экзамены в «настоящий» класс Училища правоведения. Его классными воспитателями были «очень ограниченный, но очень хороший, то есть добрый человек»[22]И. С. Алопеус и Эдуард Гальяр де Баккара[23], а любимым учителем — И. И. Берар, преподававший литературу и французский язык. В училище он также учился у Франца Беккера по фортепиано и пел в хоре по руководством Гавриила Ломакина. Уроки с Беккером не приносили никакой пользы, но Чайковский неплохо импровизировал на задаваемые темы на фисгармонии и фортепиано[7]. Следя за музыкальной жизнью Петербурга, он услышал обе оперы Глинки, его музыку к трагедии Н. Кукольника «Князь Даниил Дмитриевич Холмский», оперы Мейербера и оперу «Волшебный стрелок» Вебера, познакомился с музыкой Даргомыжского, Шуберта и Шумана[24].

В мае 1853 года юный поэт Алексей Апухтин (Лёля) оказался в одном классе с Петром Чайковским, они подружились на всю жизнь. Будучи самым близким другом, Апухтин оказал заметное влияние на Чайковского: на его веру, ценности, убеждения и литературные пристрастия. В эти годы Чайковский начинает активно читать, в основном те книги, которые были дома, у его отца[25].

Мать Чайковского Александра Андреевна в 1854 году заболела холерой. Доктора лечили её и не теряли надежды, но она скончалась 13 (25) июня 1854 года[* 4]. Шесть детей, из которых старшему было шестнадцать лет, шли за гробом. Илья Петрович также заболел холерой в день похорон жены, был при смерти, но выжил[27]. Вернув Николая и Петра в классы, а Александру и Ипполита определив в закрытые учебные заведения, Илья Петрович с четырёхлетними близнецами переехал на время к своему брату Петру Петровичу.

В 1855—1858 годах немецкий пианист Рудольф Кюндингер, которого нанял для сына Илья Петрович, преподавал Петру игру на фортепиано. На занятиях Чайковский также знакомился с западной инструментальной музыкой, исполняя её с преподавателем в четыре руки. В своей «Автобиографии» Чайковский позже напишет: «Каждое воскресенье я проводил с ним час и делал быстрый прогресс в игре на фортепиано. Он был первым, кто стал брать меня с собой на концерты»[28]. Уроки с Кюндингером были прекращены весной 1858 года, когда Илья Петрович в сомнительной афере потерял всё своё состояние и вынужден был искать работу. Вернувшаяся в семью после окончания института Александра стала главой семьи. В память прежних инженерных заслуг Илья Петрович получил место директора Технологического института и переехал с детьми в большую казённую квартиру[29].

XX выпуск Императорского училища правоведения, 1859 г.
П. Чайковский — 7-й слева в 1-м ряду, 6-й — В. Герард.

13 (25) мая 1859 года Чайковский окончил училище, а 29 мая (10 июня) — получил аттестат и был удостоен чина девятого класса (титулярный советник). Аттестат содержит следующие оценки по предметам, которые он освоил в училище: отличные — церковное, гражданское, уголовное и финансовое право, гражданское и уголовное судопроизводство, местные законы, римское право, энциклопедия законоведения, история русского права, судебная медицина, русская и французская словесность; очень хорошие — закон божий, государственное право, межевые законы и судопроизводство, логика, психология, латинская и немецкая словесность, всеобщая и отечественная история, всеобщая и отечественная география, всеобщая и отечественная статистика; хорошие — математика, естественная история и физика[30].

Биографы отмечают, что несмотря на распространённость телесных наказаний в учебных заведениях того времени, Чайковский избежал как этого вида наказаний[31], так и издевательств со стороны других учащихся. Одноклассник Чайковского Фёдор Маслов утверждал, что он «был любимцем не только товарищей, но и начальства. Более широко распространённой симпатией никто не пользовался»[32].

По случаю 50-летия Училища правоведения, «несмотря на крайнее отвращение», Чайковский сочинил на собственный текст «Правоведческую песнь» для хора, а также «Правоведческий марш». Он отказался участвовать в торжествах по случаю юбилея, поэтому оба произведения были исполнены 5 декабря 1885 года в отсутствие автора[28].

Служба в Министерстве юстиции

Сразу после окончания Училища правоведения Пётр Чайковский поступил на службу в I отделение департамента Министерства юстиции[33], где преимущественно вёл дела крестьян[34]. В свободное от службы время он давал волю всевозможным выдумкам, развлечениям и вечеринкам в компании сестры Александры, брата Николая, кузины Аннет[* 5], Апухтина и других, а также посещал оперный театр, где под влиянием дружбы с Луиджи Пиччиоли, с которым он практиковался в итальянском языке, отдавал предпочтение итальянской опере[35].

В 1861 году впервые осуществилось его желание съездить за границу: с 18 июня по 21 сентября 1861 года[36] он сопровождал знакомого своего отца инженера В. В. Писарева в деловой поездке по Европе в качестве переводчика и за три месяца посетил Берлин, Гамбург, Брюссель, Антверпен, Остенде, Лондон и Париж. До отъезда Чайковский 9 июня написал сестре: «…я еду за границу, ты можешь себе представить мой восторг, а особенно, когда примешь в соображение, что, как оказывается, путешествие моё почти ничего не будет стоить, я буду что-то вроде секретаря, переводчика». Впоследствии интерес к европейской культуре, знание нескольких иностранных языков, в том числе свободное владение французским и итальянским, необходимость отдохнуть и поработать в комфортных условиях, а позднее и успешная гастрольная деятельность обусловили заметное место зарубежных поездок в жизни композитора, многие из которых стали важными вехами его творчества[37][* 6].

Петербургская консерватория
П. Чайковский, нач. 1860-х г.

Идея совместить государственную службу с музыкальными занятиями принадлежала отцу композитора Илье Петровичу. Он втайне сходил проконсультироваться к Кюндингеру, который ранее занимался музыкой с его сыном, и спросил, есть ли у его сына настоящий музыкальный талант. На что получил ответ: музыкального таланта нет, для музыкальной карьеры он не годится, да и поздно начинать — ему скоро двадцать один год[38]. Несмотря на такой неутешительный отзыв, он предложил своему сыну продолжить обучение музыке, что тот воспринял сначала несерьёзно. Позднее Кюндингер с сожалением писал: «Если бы я мог предвидеть, кто выйдет из тогдашнего правоведа, то вёл бы дневник наших уроков с ним»[39].

В сентябре 1861 года поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), которые в 1862 году были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию, где Пётр Чайковский стал одним из её первых студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Заремба (контрапункт, музыкальная форма) и Антон Рубинштейн (сочинение и инструментовка). Одновременно также обучался игре на флейте у Чезаре Чиарди и на органе у Генриха Штиля[34]. Наиболее заметными из соучеников Чайковского были Густав Кросс, Карл Фан-Арк и Рихард Метцдорф[40]. До 1863 года Чайковский сочетал музыкальные занятия с работой чиновника, затем по настоянию Антона Рубинштейна он бросил службу, получив свободу, бедность, которая за ней последовала, а также уверенность в своём бесспорном призвании, и целиком отдался музыке. Позже Чайковский вспоминал о том, как его отец отреагировал на уход из министерства:

Не могу без умиления вспоминать о том, как мой отец отнесся к моему бегству из Министерства Юстиции в Консерваторию. Хотя ему было больно, что я не исполнил тех надежд, которые он возлагал на мою служебную карьеру, хотя он не мог не огорчиться, видя, что я добровольно бедствую, ради того, чтоб сделаться музыкантом, но никогда, ни единым словом не дал мне почувствовать, что недоволен мной. Он только с теплым участием осведомлялся о моих намерениях и планах и ободрял всячески. Каково бы мне было, если б судьба мне дала в отцы тиранического самодура, какими она наделила многих музыкантов.
П. Чайковский, 1863 г.

В 1863 году Чайковский присутствовал на премьере оперы «Юдифь» Александра Серова. В консерватории его связывает тесная дружба с Германом Ларошем — будущим выдающимся музыкальным критиком, раньше других по достоинству сумевшим оценить дарование композитора, с которым они долгими часами играли в четыре руки[* 7]. Лето 1865 года он провёл у сестры, Александры Ильиничны, в Каменке, затем вернулся в Петербург, простился с отцом и братьями, которые уезжали на зиму на Урал к его сводной сестре Зинаиде, и переехал в пустую квартиру Апухтина, уехавшего в Москву. В одиночестве, бедности и долгах его часто посещали мысли о возвращении на службу в департамент[42].

Среди его консерваторских сочинений — увертюра «Гроза» по одноимённой пьесе Александра Островского и «Характерные танцы» («Танцы сенных девушек») для симфонического оркестра, вошедшие позднее в оперу «Воевода». «Характерные танцы» впервые были исполнены 30 августа 1865 года под управлением Иоганна Штрауса в концертном зале Павловска — это было первое публичное исполнение музыки Чайковского. Затем он сам продирижировал в Михайловском дворце своей новой Увертюрой F-dur, исполненной консерваторским оркестром[43].

Дипломной работой Чайковского была кантата «К радости» на русскоязычный перевод одноимённой оды Фридриха Шиллера, исполненная 29 декабря 1865 года (10 января 1866)[34]. Композитор на премьере кантаты не присутствовал, она не произвела на петербургских музыкантов никакого впечатления — Антон Рубинштейн поморщился, читая её, Серов сказал, что он «ожидал большего», молодой критик Цезарь Кюи объявил, что «Чайковский совсем слаб», что «дарование его нигде не прорвало консерваторские оковы», — один Ларош был от кантаты в восторге, увидев в этом произведении большие творческие возможности Чайковского[44]. 31 декабря (12 января) того же года он окончил курс Петербургской консерватории с большой серебряной медалью (высшей наградой в те годы). Диплом об окончании консерватории с присвоением звания «свободного художника» был выдан Чайковскому только 30 марта (11 апреля) 1870 года, после утверждения положения о консерватории:

Совѣт Консерваторіи симъ свидѣтельствует, что сынъ Инженеръ-Генералъ-Маіора, Надворный Совѣтникъ Петръ Ильичъ Чайковскій, Православнаго вѣроисповѣданія, 29-ти лѣтъ, окончилъ въ Консерваторіи въ Декабрѣ месяцѣ 1865 года полный курсъ музыкальнаго образованія и на испытаніях оказалъ слѣдующіе успѣхи: въ главныхъ предметахъ: теоріи композиціи (по классу Профессора Зарембы) и инструментовкѣ (по классу Профессора А. Рубинштейна) — отличные, игрѣ на органѣ (по классу Профессора Штиля) — хорошіе; во второстепенныхъ (обязательныхъ) предметахъ: игрѣ на фортепіано — весьма хорошіе и дирижированіи — удовлетворительные. Вслѣдствіе того, и на основаніи § 19 Высочайше утвержденнаго Устава Консерваторіи, Петръ Чайковскій Совѣтомъ Консерваторіи удостоенъ званія СВОБОДНАГО ХУДОЖНИКА и утвержденъ въ ономъ Президентомъ Русскаго Музыкальнаго Общества 31-го Декабря 1865 года, со всѣми присвоенными сему званію правами и преимуществами : во вниманіе же къ отличнымъ способностямъ Петръ Чайковскій награжденъ серебряною медалью. Въ удостовѣреніе чего и выданъ ему, Чайковскому, сей дипломъ с приложеніем печати Консерваторіи. Марта 30 дня 1870 года[45].

В Москве (1866—1878)

П. Чайковский, конец 1860-х г.

По совету Антона Рубинштейна его брат Николай Рубинштейн, приехавший в Санкт-Петербург за новыми кадрами, предложил Чайковскому место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории музыки и инструментовки в Музыкальных классах Московского отделения Русского музыкального общества[46]. После окончания консерватории, 5 (17) января 1866 года Чайковский уехал из Санкт-Петербурга в Москву[47], где с 13 (25) января — начал свою педагогическую деятельность

ru.wikipedia.org

Пнин, Иван Петрович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пнин.

Ива́н Петро́вич Пнин (1773 — 17 (29) сентября 1805, Петербург) — русский поэт-публицист. Отец живописца Петра Пнина.

Внебрачный сын фельдмаршала князя Н. В. Репнина, получивший усечённую фамилию, родился, видимо, за границей[4]. Воспитывался в доме отца. Получив образование в Московском университетском пансионе, а потом в артиллерийском и инженерном корпусе, Пнин служил в артиллерии, затем в департаменте народного просвещения на положении мелкого гражданского чиновника.

В 15 лет он написал первую «оду», за которой последовал целый ряд других. Расцвет литературной деятельности относится к 90-м годам XVIII века. В отличие от современных ему «одописцев» Пнин воспевал в них «нравственные совершенства человека», протестовал против насилий, унижения и рабства. В оде «Человек», направленной, очевидно, против Державина, Пнин требует освобождения человека от постыдного названия «червя»:

Какой ум слабый, униженный
Тебе дать имя червя смел?
То раб несчастный, заключенный
Который чувствий не имел.

В противовес Державину Пнин, обращаясь к человеку, говорит:

Ты царь земли — ты царь вселенной
Хотя ничто в сравненьи с ней
Хотя ты прах один возженный
Но мыслию велик своей.[5]

В одах «На правосудие» и «Надежда» Пнин в ярких красках рисует тяжелое положение крепостных. Как последователь французского материализма XVIII века, в частности Гольбаха, он выступал за политическое равенство.

Помимо од Пнин пишет лирические стихи и басни, тематика его произведений так же широка: от высоких философских и политических размышлений до эротики. Пнин являлся последовательным сторонником идейной поэзии. В «Послании к некоторым писателям» он утверждал, что «цель полезная» оправдывает даже сочинение, которое «слишком худо написано».

В 1798 году Пнин вместе с А. Ф. Бестужевым издавал «Санкт-Петербургский журнал», в котором наряду с сентиментальными повестями в духе того времени печатались также публицистические заметки в защиту пользы и необходимости широкого просвещения. В форме разговора калифа и его визиря Пнин приводит и разбивает все возражения против просвещения, навеянные французской революцией и распространявшиеся в русском обществе.

Развитию литературной деятельности Пнина в этом направлении особенно способствовало начало царствования Александра I. Он примкнул к той группе молодых петербургских писателей, из которой составилось «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Стихотворения его, написанные в это время, печатались в «Журнале российской словесности» и «Журнале для пользы и удовольствия», а по смерти Пнина — в «Благонамеренном» и «Пантеоне русской поэзии». Свои взгляд на образ правления Пнин выразил в басне «Царь и придворный». Придворный сравнивает царя с верхним камнем пирамиды, а нижние, основные камни — с народом, созданным для него. На лесть придворного царь отвечает словами:

Тот камень, что свой блеск бросает с высоты
Разбился б в прах — частей его не отыскали
Когда б минуту хоть одну
Поддерживать его другие перестали.

Испытав на себе всю тяжесть положения незаконнорождённых (в 1801 году умер Репнин, не упомянув сына в завещении), Пнин в 1803 году обратился к Александру I с запиской «Вопль невинности», в которой требовал улучшения положения незаконных детей, совершенно незаслуженно обреченных законом на материальную и нравственную кару (статья была впервые опубликована в «Историческом вестнике», 1889, № 1).

В книге «Опыт о просвещении относительно России» Пнин, исходя из мысли, что просвещение не может мириться с рабством, высказывается за освобождение крестьян, с которыми «помещики поступают хуже, нежели со скотами, им принадлежащими». Общая цель, к которой должно стремиться просвещение, заключалась, по мнению Пнина, «в приготовлении России полезных сынов отечеству, а не таких, которые бы гнушались тем, что есть отечественного, и презирали свой язык». Пнин предлагал обучать крестьян земледелию, дворян — юридическим наукам, военных — военным, священников — декламации, а не древним языкам, никому не нужным, и т. д. Книга Пнина разошлась очень быстро, но когда в том же году автор представил её с дополнениями в цензуру для нового издания, оно было остановлено, так как, по словам цензора, автор «с жаром и энтузиазмом жалуется на злосчастное состояние русских крестьян, коих собственность, свобода и даже жизнь находятся в руках какого-нибудь капризного паши». По этому поводу Пнин написал диалог между «манджурскими» цензором и писателем, в котором цензор тщетно старается убедить наивного автора в том, что «не всякая истина должна быть напечатана». Доносом на это сочинение Пнина приобрёл себе недобрую славу Г. В. Гераков[6].

Преждевременная смерть Пнина вызвала всеобщее сожаление, выразившееся в целом ряде речей, некрологов и стихотворений с похвалами открытому и честному характеру Пнина, его доброте и гражданским добродетелям. Общество любителей словесности, избравшее Пнина в 1805 году своим председателем, почтило память его особым заседанием. Ср. статью Н. Прыткова («Древняя и новая Россия», 1878, № 9) и «Сочинения К. Н. Батюшкова» (изд. П. Н. Батюшкова, СПб., 1887, т. 1).

  1. 1 2 3 Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 5.
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #130145629 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. 1 2 Пнин Иван Петрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  4. ↑ Публикации ИРЛИ РАН > Справочники > Словарь русских писателей XVIII века > П > ПНИН Иван Петрович (недоступная ссылка)
  5. ↑ По поводу оды Пнина существуют разные точки зрения. Согласно одной, впервые высказанной в 1878 г. И. В. Прытковым (см.: «И. П. Пнин и его литературная деятельность». — Сб. «Древняя и новая Россия», 1878, т. 3, с. 23) и поддержанной В. Н. Орловым (ПР, с. 774 и ПРм, с. 56-57, 399—400) и В. А. Западовым («Державин и Пнин». — «Русская литература», 1965, No 1, с. 114—115), Пнин полемизирует с державинской одой «Бог», в частности имеет в виду такую её знаменитую строку: «Я царь — я раб, я червь — я бог!» По мнению Ю. М. Лотмана, в оде Пнина нет никакой полемики, её идея — философское осмысление всесилия человеческого разума (Ю. М. Лотман, С кем же полемизировал Пнин в оде «Человек»? — «Русская литература», 1964, No 2, с. 166—167). Высказывалось также предположение, что полемический адрес ст-ния Пнина — «Ода на гордость» Панкратия Платоновича Сумарокова («Русская литература», 1963, No 1, с. 134—135).
  6. Модзалевский Б. Л. Гераков, Гавриил Васильевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Бурцев А. Е. Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг, т. IV, СПБ, 1901 (перепеч. «Опыта о просвещении относительно к России»)
  • Даденков Н. И. П. Пнин, Опыт его биографии и обзор литературной деятельности, «Известия Историко-филологического института кн. Безбородко в Нежине», т. XXVI (1912)
  • Каллаш В. В. «Друг истины» (Памяти И. П. Пнина), «Русская мысль», 1905, № 9
  • Каллаш В. В. Памяти И. П. Пнина, «Русские ведомости», 1905, № 253
  • Луппол И. К. Русский гольбахианец конца XVIII в., «Под знаменем марксизма», 1925, № 3
  • Модзалевский Б. Л. Пнин, Иван Петрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Петухов Е. В. И. П. Пнин и его «Вопль невинности», «Исторический вестник», 1889, № 7
  • Поляков А. С. Пушкин и Пнин, «Пушкин и его современники», вып. XVII—XVIII, СПБ, 1913
  • Прытков Н. Л. И. П. Пнин и его литературная деятельность, «Древняя и Новая Россия», ч. 3, 1878, № 9.
  • Семенников В. П. Радищев, Очерки и исследования, П., 1923
  • Сухомлинов М. И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, т. I, СПБ, 1889, стр. 430—434 и 520.
  • Филиппов А. И. П. Пнин и его непропущенный цензурою «Опыт о просвещении относительно к России», «Известия по русскому языку и словесности Академии Наук СССР», 1929, том II, книга II.

ru.wikipedia.org

Индивидуальный предприниматель в РФ, все про ИП и бизнес на ранних стадиях

Вы начинающий индивидуальный предприниматель и пытаетесь найти нужную информацию про различные аспекты ведения ИП? Или Вы хотите открыть собственное дело и решили оформиться индивидуальным предпринимателем, но пока не знаете, как это грамотно сделать? В любом случае сайт ИПинформ поможет Вам найти нужную информацию об открытии и ведении ИП с минимальными затратами времени.

 «IPinform.ru» – информационный портал для индивидуальных предпринимателей

Наш информационный портал был создан для того, чтобы помочь всем желающим открыть свой бизнес в качестве ИП и сделать это быстро и грамотно, а также дать всю необходимую и максимально полезную информацию о всех аспектах ведения деятельности индивидуального предпринимателя.

Для этого на нашем сайте есть:

  • Обзор всех плюсов и минусов организационно-правовой формы ИП по сравнению с другими формами организации бизнеса (ООО, ЗАО).
  • Полезная информация по подготовке к открытию бизнеса, в том числе через Центр занятости населения.
  • Подробные инструкции по регистрации индивидуального предпринимателя, заполнению различной документации и ликвидации ИП.
  • Что нужно делать сразу же после прохождения государственной регистрации, в том числе как зарегистрировать печать и открыть расчетный счет в банке.
  • Какие налоги, взносы и платежи должен уплачивать индивидуальный предприниматель, как их правильно рассчитывать, а также как, когда и куда нужно проводить оплату по ним.
  • Особенности ведения бухгалтерского, кассового и кадрового учета, а также все необходимое по отчетности в федеральную налоговую службу, пенсионный фонд и фонд социального страхования.
  • Обзор особенностей правового положения ИП, его прав, обязанностей, возможной ответственности.
  • Подробная информация о системах налогообложения, которые могут использоваться при данной организационно-правовой форме ведения бизнеса.
  • Раздел посвященный основным момента развития бизнеса на начальных этапах и формированию эффективной команды.

Все вышеперечисленное поможет вам быстро найти ответы на интересующие вас  вопросы и решить возникшие проблемы. Для того чтобы предоставить вашему вниманию всю вышеуказанную информацию, нам пришлось обработать большое количество статей и публикаций по данным вопросам и выложить для вас в структурированном и понятном для восприятия виде.

«IPinform» — вся информация в одном месте

Главная проблема, с которой сталкивается индивидуальный предприниматель в начале своей деятельности – это отсутствие или малое количество понятной, структурированной, а самое главное  достоверной информации по нужной теме.

Вроде бы информация по искомым вопросам есть, но нужно ее еще найти, так как она разбросана по разным сайтам и часто размещена там в сложно читаемом виде.

При создании «ИПинформ» мы постарались учесть эту проблему и собрали на страницах данного информационного портала максимально разнообразную информацию, которая касается всех аспектов деятельности ИП и решения его проблем. Мы сделали максимально удобную навигацию по сайту, чтобы любой индивидуальный предприниматель мог легко найти нужную статью, а также навигацию по странице, чтобы сразу же можно было перейти к нужной информации. Также мы вставили в каждую статью видео по различным важным моментам и нюансам открытия и ведения ИП.

Если среди посетителей нашего сайта найдутся индивидуальные предприниматели,  которые готовы будут поделиться своим опытом и знаниями, мы будем только рады разместить вашу информацию.

Если Вы вдруг найдете ошибки или неточности на нашем сайте, или же отсутствие какой-то ценной и нужной информации, которая касается открытия, ведения или развития бизнеса индивидуальных предпринимателей, мы будем признательны, если Вы укажите на них.

Цель сайта «IPinform.ru» — быть надежным помощником и консультантом для индивидуальных предпринимателей и всех, кто собирается стать ИП, и мы постараемся приложить  все усилия, чтобы заслужить ваше доверие.

Становясь на непростой путь предпринимательства, каждый бизнесмен должен понимать, что

Одной из первых задач, стоящих перед предпринимателем, является определение оптимальной системы налогообложения. Поскольку на размышления ему дается не более месяца после регистрации, следует заранее узнать, какими вариантами он располагает, в чем их недостатки и преимущества.

Человек, решившийся заняться собственным бизнесом, должен разбираться во всех процессах, которые касаются внутренней и внешней работы

Знания о правилах организации и развития бизнеса полезны тем, кто хотел бы открыть собственное дело или усовершенствовать уже существующее, а также людям, которые просто интересуются экономикой. Научившись ориентироваться в мире предпринимательства, вы поймёте, что получать доход, работая на себя, не так сложно и рискованно. С чего начать Неважно, интересуетесь ли вы конкретной сферой или стремитесь разобраться в мире предпринимательства вообще, — для начала вам будет полезно узнать побольше о бизнесе как о единой системе. Вы поймёте, как взаимодействуют деловой человек и государство, как застраховать начинание, какие идеи считаются перспективными у нас и за рубежом — и многое другое. Также вам наверняка будут интересны

Не всегда у предпринимателя хватает сил справляться с делами в одиночку. Выход есть – использование наемного труда. Но как только будет принят на работу первый сотрудник, статус ИП изменится — теперь он работодатель. Какие обязанности появляются у предпринимателя с расширением штата сотрудников и как с ними справляться? Прием на работу В небольшой организации вопросами кадрового учета занимается сам владелец бизнеса. Ведение кадровой работы включает в себя множество аспектов. Работодателю необходимо знать, как ведутся личные дела работников, как правильно заключить трудовой договор и написать характеристику для подчиненного, каким образом поддерживать трудовую дисциплину в коллективе. Первым в списке стоит непосредственно прием на работу. Дать объявление

Деятельность предприятия подчиняется строго установленным правилам и сопряжена с ведением большого количества документации. Относительно последней возникает множество вопросов, поскольку всевозможные бланки для ИП и требования к их составлению часто меняются: самое полезное, что можно предложить

ipinform.ru

И.П. Подласый

Иван Павлович Подласый является ведущим специалистом по теории и истории педагогики, доктором педагогических наук, профессором, директором в научно-исследовательском центре Киевского национального педагогического университета им. М. Драгоманова. Автор достаточно плодотворно работает над созданием учебной литературы, предназначенной для студентов высших учебных заведений. В последние годы им созданы учебники, отражающие теоретические вопросы современного образования и воспитания детей, в которых представлены особенности и организационные аспекты образовательно-воспитательного процесса в условиях школьного образования.

Педагогика в двух томах (2016 год)

В $2016$ году был выпущен учебник педагогики в двух томах, которые автор посвящает рассмотрению общих вопросов педагогики, проблем обучения и воспитания школьников в соответствии с новейшими достижениями в современной науке.

Первый том учебника раскрывает общие основы педагогики – предмет и систему педагогики, воспитание в современном мире, эдукационный процесс; также рассматриваются закономерности эдукации и робурсации – условия и факторы эдукации, закономерности эдукационного процесса, развитие и формирование человека, механизмы воспитания-обучения, принципы и правила эдукации. Второй том учебника «Педагогика. Практическая педагогика» предназначен для закрепления теоретического материала студентами.

Педагогика для бакалавров (2015 год)

Данный учебник предназначен для студентов высших учебных заведений различных специализаций, содержит материал по общим основам педагогики, некоторый материал дублирует содержание учебника в двух томах ($2016$ года), однако рассмотрены некоторые разделы, которые не представлены в двухтомном издании – образовательная система России, технологии обучения и воспитания, продуктивная технология, щадящая технология, партнёрская технология, управление качеством эдукации.

Каждая глава в учебнике заканчивается итоговым тестом и списком дополнительной литературы по изучаемому материалу. Кроме того, в приложениях представлены:

  • краткий словарь понятий и терминов;
  • литература для углубленного изучения курса;
  • ответы на тесты.

Учебник педагогики в трёх книгах (2010)

Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, системно и последовательно представлены вопросы теоретической педагогики. Основное отличие данных учебников заключается в оригинальности подачи учебного материала – применении интерактивного обсуждения изучаемой проблемы.

В первой книге изложены основные проблемы дидактики (теории обучения), подробно раскрываются принципы организации педагогического процесса в условиях школы, формы и методы организации учебного процесса.

Во второй книге представлены современная теория и технологии обучения – учебник позволяет получить достаточно полные представления о современных образовательных технологиях, методах, формах организации дидактического процесса, особенностях деятельности современных образовательных учреждений.

Книга $3$ позволяет усвоить проблемы взаимоотношений семьи и школы, организации коррекционного процесса в условиях школьного обучения, особенности реабилитации и перевоспитания детей, оступившихся в некоторый период своей жизни, а также условия и способы успешности в подготовке педагогических кадров.

Кроме представленных учебников, И.П. Подласым в разные годы изданы учебники «Педагогика начальной школы», «Энергоинформационная педагогика», «Педагогика. Успешный экзамен» и ряд других учебников и учебных пособий.

spravochnick.ru

Метод Павлова И. П.: описание, особенности, применение

И. П. Павлов является одним из основоположников физиологии пищеварительной системы. Одной из самых ценных заслуг физиолога является создание фундамента для дальнейших научных исследований пищеварительного тракта. Физиолог, который был в дальнейшем удостоен Нобелевской премии, применял самые новаторские методы. Высокий уровень мастерства проявлялся уже в первых исследования Павлова.

Открытия в физиологии и психологии

Метод Павлова, при помощи которого физиолог производил свои знаменитые опыты с собаками, известен каждому школьнику. Благодаря своим самым знаменитым опытам ученый смог не только исследовать состав пищеварительных соков, чем заложил основы современной физиологии, но и сделать важные выводы относительно работы центральной нервной системы. Именно поэтому метод Павлова в психологии не менее важен, чем в области физиологии и медицины. Опираясь на открытое им понятие условного рефлекса, ученый смог объяснить сложнейшие процессы, имеющие место в коре головного мозга человека.

Павлов был последователем Сеченова. Однако когда последнему пришлось покинуть Петербург, великий русский физиолог продолжил свое обучение у И. Ф. Циона, который обучил его виртуозной технике проведения операций. Более десятилетия Павлов посвятил тому, чтобы суметь устанавливать фистулы (или отверстия) в стенках пищевода животных.

Начиная изучать слюнные железы, Павлов обладал наилучшей базой исследований из всех вопросов физиологии, которыми он занимался. Однако в теоретических выводах того времени содержалось немало ошибочных положений. К примеру, считалось, что рефлекторное слюноотделение полностью зависит от возбуждения рецепторов, находящихся в ротовой полости. Метод Павлова, который получил название хронического эксперимента (такого, когда животное после проведения опытов оставалось в живых). Он позволил продвинуть физиологию и медицину того времени на значительный уровень.

Новаторский способ

Чтобы получить возможность исследовать состав и действие пищеварительных соков, их необходимо было каким-то образом достать в чистом виде. Получение желудочного сока методом Павлова стало одним из самых передовых и прогрессивных шагов в исследованиях, посвященных физиологии внутренних органов. Ни один ученый-физиолог не смог этого сделать до И. П. Павлова. Например, нередко применялась следующая операция: у собаки вскрывали желудочную полость и находили проток поджелудочной железы. В него вставлялась трубка, и за несколько минут, пока животное еще было в живых, исследователи получали всего насколько капель желудочного сока. Павлов был против таких операций, поскольку получаемый этим способом материал был загрязненным. Эти данные никаким образом не могли продвинуть медицинскую науку.

Особенности экспериментов физиолога

Метод Павлова кардинально отличался от попыток его предшественников получить материал для исследований. Отыскав проток поджелудочной железы, ученый отделял его от двенадцатиперстной кишки. Затем он пришивал кусочек стенки кишки к краям раны на поверхности брюха. Теперь желудочный сок вырабатывался наружу – в специально подставленную воронку.

Если у животного были здоровыми другие железы, это никак не отражалось на жизнедеятельности – в течение нескольких лет собаки были совершенно здоровыми и годными для проведения опытов. Очевидным преимуществом всех методов исследования Павлова была возможность сохранить жизнь и здоровье подопытного животного. И. П. Павлову было известно общее свойство жизни – большей частью во всех живых организмах имеет место избыточность, одна и та же функция обеспечивается разными способами, и в силу этого у организма практически всегда есть резервные возможности для выживания.

Заслуги ученого

Павлов устанавливал животным постоянные фистулы. С их помощью можно было постоянно вести наблюдение за деятельностью определенной внутренней железы. За метод Павлова был назван фистульным. С помощью этого способа физиолог смог собирать пищеварительные соки, вырабатывающиеся в различных фазах процесса переработки пищи. Роль физиолога в исследованиях деятельности пищеварительных желез нельзя переоценить – этот раздел физиологии ученые нередко называют «русской главой», а сам И. П. Павлов в 1904 году был удостоен высшей награды – Нобелевской премии.

Еще одно открытие

Метод Павлова также позволял исследовать образование условных и безусловных рефлексов. Павлов обратил внимание, что желудочный сок у собаки выделяется не только при виде пищи, но и когда животное слышит шум шагов человека, который ее приносит. Так ученый начал исследовать и процессы жизнедеятельности головного мозга. Причем реакции подобного рода могли вырабатываться у животных не только в ответ на шум шагов, но и на включение света, звон колокольчика, различные запахи и т. д.

Типы рефлексов

Физиолог разделил все возможные ответы организма на две категории. Врожденные реакции он назвал безусловными, а те, что были приобретены в процессе жизнедеятельности – условными. К первой категории относится защита от врагов, поиски пищи, а также достаточно сложные действия – например, строительство гнезда. Безусловные рефлексы присущи каждому живому организму с рождения. А выполнение тех команд, которые животное получает от дрессировщика, относится к категории условных рефлексов.

Они могут существовать достаточно длительное время, но рано или поздно могут исчезнуть, затормозиться. При этом физиолог выяснил, что процесс торможения может быть внешним. Например, у собаки уже выработался слюноотделительный рефлекс на включение света. Если же затем сопровождать включение лампочки непривычным для животного шумом, то условный рефлекс в некоторых случаях может и не проявиться. Именно по этой причине в том институте, где проводил свои опыты Павлов, было построено специальное отделение – «Башня молчания», в которой стены были очень толстыми и не пропускали посторонних звуков.

Сигнальные системы

Исследователь выделял две сигнальные системы, которые присущи не только животным, но и человеку. Люди, равно как и животные, воспринимают сигналы из окружающего мира. Этот тип физиолог назвал первой сигнальной системой. Однако человек существенно отличается от братьев своих меньших социально обусловленной второй сигнальной системой – речью. Без общения с другими людьми этот тип системы у человека не развивается. Методы исследования И. П. Павлова получили широкое признание не только в физиологии и медицине, но и в психологии и педагогике.

Исследования

К примеру, Павлов сумел сделать важный вывод: секреция слюноотделения не всегда одинакова. Этот процесс варьируется, и поддается влиянию нескольких факторов: во-первых, это сила, природа, а также количество внешних раздражителей; а во-вторых – непосредственно функциональное значение вырабатываемой слюны (оно может быть пищеварительным, гигиеническим или же защитным). Проанализировав результаты, полученные в ходе опытов, Павлов сделал важнейший вывод: тонкая изменчивость в работе слюнных желез продиктована различной возбудимостью рецепторов, находящихся в полости рта, к различным раздражителям. Эти изменения являются приспособительными. В дальнейшем физиолог выяснил, что этот вывод является справедливым и для другого типа выделений слюны – психической секреции.

Заслуги физиолога

Методы работы Павлова по праву называются передовыми еще по одной причине: одной из важнейших заслуг физиолога является открытие ведущей роли нервной системы в живом организме. Именно нервная система играет первостепенную роль в работе различных пищеварительных желез, регуляции работы других внутренних органов. Данное учение в дальнейшем было названо нервизмом. Знания, полученные Павловым, используются и в современном мире. Именно на базе этой информации создаются различные лекарства, применяемые для лечения пищеварительной системы, а также даются рекомендации относительно правильного питания.

Впервые свои исследования в области физиологии высшей нервной деятельности ученый озвучил на Мадридском докладе, написанном на русском языке. Всего изучению физиологии нервной системы ученый посвятил в общей сложности порядка 35 лет.

Получение чистого материала

Каким методом воспользовался Павлов, чтобы установить состав чистого желудочного сока? Если говорить о терминологии, то его способ получил свое название – «метод мнимого кормления». Исследовать чистый желудочный сок стало возможным только после применения данного эксперимента И. П. Павловым и Е. О. Шумовой-Симановской. Впервые он был проведен в 1889 году. К наложению фистулы была присоединена еще одна операция – перерезка пищевода. Но при этом пищевод не перерезался полностью. Рассечению подлежало только две трети его толщины – края пришивались к поверхности шейных мышц.

Наука и жизнь животных

Огромное количество споров по поводу своей этичности до сих пор вызывает метод Павлова. Собаки при этом вызывали у великого физиолога восхищение. Павлов считал их совершенными животными и искренне скорбел о каждой жизни, которую пришлось положить на алтарь научных исследований. Ученый старался максимально уменьшить страдания подопытных животных. Он прибегал к усыплению лишь в тех случаях, когда у них уже не было шансов.

fb.ru

Институт физиологии имени И. П. Павлова РАН — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 апреля 2018; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 апреля 2018; проверки требуют 7 правок.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт физиологии им. И. П. Павлова»
(ИФ им. И. П. Павлова)
Международное название Pavlov Institute of Physiology RAS, ISAN
Основан 1925
Директор чл.-к. Л. П. Филаретова
Расположение  Россия
Юридический адрес 199034 Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6
Сайт infran.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН — один из институтов Отделения биологических наук Российской академии наук.

Институт ведет фундаментальные и прикладные исследования, направленные на раскрытие механизмов высшей нервной деятельности, функционирования сенсорных и висцеральных систем организма. На молекулярно-клеточном, генетическом, онтогенетическом и нейрогуморальном уровнях изучаются механизмы адаптивного поведения человека и животных. Исследуются основные принципы восприятия и обработки информации органами чувств и её реализация, механизмы адаптивных реакций висцеральных систем[1].

Институт физиологии ведет своё начало от Физиологического института Академии наук СССР, организованного на базе Физиологической лаборатории С. Е. Минца в 1925 году. Первым директором института до 1936 года был выдающийся учёный, первый лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины академик И. П. Павлов[2]. Основная задача института состояла в изучении физиологии больших полушарий головного мозга по методу условных рефлексов. К началу 1930-х гг. тематика исследований института концентрировалась на изучении закономерностей работы коры головного мозга, взаимодействия процессов возбуждения и торможения, типов нервной системы, экспериментальных неврозов, а также высшей нервной деятельности человекообразных обезьян. В 1934 году были организованы новые отделы (анатомический, биохимический, биофизический и экспериментальной психологии) и созданы предпосылки для углубленного изучения структурных и физико-химических основ физиологии и психологии головного мозга животных и человека. По инициативе И. П. Павлова начались исследования в области нейрогенетики.

В 1936 году, после кончины И. П. Павлова, институту присвоено его имя. Возглавил институт ученик И. П. Павлова академик Л. А. Орбели (1936—1950). Получили развитие исследования биохимии и биофизики клетки, эволюционная, сравнительная, возрастная физиология, физиология вегетативной нервной системы и физиология органов чувств. В годы Великой Отечественной войны сотрудники института разрабатывали прикладные проблемы (в том числе способы борьбы с последствиями травм центральной и периферической нервной системы и изучение механизмов адаптации к гипоксии).

В 1950 году произошло объединение Физиологического института им. И. П. Павлова АН СССР с Институтом эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова Академии медицинских наук СССР и Институтом центральной нервной системы АМН СССР. Новый Институт физиологии им. И. П. Павлова АН СССР возглавил академик К. М. Быков, а затем академики В. Н. Черниговский и В. А. Говырин. В 1950-е года институт стал крупнейшим физиологическим центром по изучению физиологии и патологии высшей нервной деятельности, общей физиологии нервной системы, физиологии органов чувств, эволюционной и экологической физиологии. Одним из ведущих направлений исследований в этот период была физиология и патология кортико-висцеральных отношений, успехи в которой сыграли значительную роль в создании и обобщении современных представлений о генезе психосоматических заболеваний человека. Были получены приоритетные данные, касающиеся структурно-функциональной организации рецепторов внутренних органов и их представительства в коре головного мозга, механизмов восприятия и переработки сенсорной информации, роли стриато-таламо-кортикальной системы в регуляции поведения, онтогенеза мотивационно-эмоциональных реакций. Академиком А. М. Уголевым был открыт новый тип пищеварения — пристеночное (мембранное) пищеварение. В комплексных исследованиях изучалось участие различных физиологических систем в процессах адаптации к факторам внешней и внутренней среды и их роль в поддержании гомеостаза организма.

С 1981 по 1994 года дальнейшее развитие получили работы по изучению процессов регуляции функциональных систем организма, а также механизмов адаптации. В этом направлении установлены фундаментальные закономерности взаимоотношения местных и центральных механизмов регуляции кровообращения, тонуса сосудов, дыхания, гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы. Выявлена роль генов, контролирующих универсальные свойства нервной системы, связанные с процессами адаптации и обучения. Раскрыто важное значение вторичных внутриклеточных посредников в реализации генетической информации, детерминирующей деятельность нервной системы. Большое внимание стало уделяться изучению молекулярно-клеточных механизмов, лежащих в основе приспособительных реакций организма.

Лаборатория в Колтушах

1994 по 2015 год директором Института являлся чл.-корр. РАН Д.П. Дворецкий

В настоящее время Институт физиологии им. И. П. Павлова — одно из крупнейших многопрофильных физиологических учреждений страны. Главное здание института находится в Санкт-Петербурге, однако большая его часть расположена в основанном И. П. Павловым научном городке в Колтушах, под Санкт-Петербургом. Научный городок с территорией около 100 га включает современные лабораторные здания, Павловский мемориальный комплекс, виварий и антропоидник, научную библиотеку, инфраструктуру обеспечения, жилой массив, парк. Институт располагает одной из крупнейших научных библиотек физиологического профиля, основанной в конце прошлого столетия в Физиологической лаборатории Российской академии наук.

ru.wikipedia.org

Похожие записи

Вам будет интересно

Сняли льготы за квартиру: Льготы по ЖКХ: кому положены, как оформить

Референтная ссылка: Что такое реферальная ссылка и как ее эффективно использовать? – Что такое реферальная ссылка — объясняем простыми словами

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко