Аттестация рабочих мест по условиям труда определение – Аттестация рабочих мест — это… Что такое Аттестация рабочих мест?

Понятие «аттестация рабочих мест»

Проверка условий труда, безопасность производственного процесса, выявление вредных и опасных факторов, риск здоровья и жизни работников. Весь этот комплекс входит в единое понятие «аттестация рабочих мест по условиям труда» (АРМ, – ред.). АРМ – не просто контроль условий труда, это процедура, целью которой является организация безопасных условий на рабочих местах.

Слово «аттестация» в переводе с латинского языка означает «свидетельство», «подтверждение». Процесс контроля, зародившийся еще до нашей эры, продолжает быть актуальным и в современности. Подтверждение соответствия, свидетельство соответствия со временем на языке практики в области охраны труда получает название – «аттестация рабочих мест по условиям труда». АРМ – действенный рычаг. Являясь не только анализом условий и оценки влияния факторов рабочего процесса, аттестация – это реализация определенных мероприятий, направленных на улучшение, на нормализацию условий труда на рабочих местах. Законодательно определение АРМ закреплено в

статье 209 ТК РФ, где аттестация:

 Цитата: ‘оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда’

За несколько десятилетий существования, АРМ смогла занять прочную нишу в области охраны труда. Но пока сказать с твердостью, что аттестация – «лекарство от всех болезней» трудового процесса – это все равно, что сделать слишком громкое заявление.

Труд человека сопровождается большой опасностью, угрозой. Социально-экономические процессы, низкий уровень организационных вопросов безопасности во многом осложняют обстановку. В противовес данным последствиям – довольно совершенная нормативно-правовая база. Получается, что закон есть, а порядка – нет.

К примеру, в предшествующем Приказе Минздравсоцразвития № 569 от 31 августа 2007 г. прослеживается более лояльное отношение к действиям работодателя, чего уже не скажешь о последнем акте – Приказе Минздравсоцразвития РФ № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Порядок стал четко разграничивать права участников процесса, предъявил более серьезные требования к работодателю. Кстати, что касается действий «хлеб нам дающих». От них в большинстве случаев и зависит состояние производственного процесса. Каждый работодатель обязан обеспечивать работнику нормальные, благоприятные условия труда, которые не будут отрицательным образом сказываться на состоянии здоровья работника, а тем более представлять угрозу его жизни. В реальности мы видим статистику несчастных случаев, на первом месте из которых находится неблагоприятная организация условий труда. Главной мотивацией столь бездейственного и нейтрального отношения являются большие финансовые затраты, которые требуются для приведения в соответствие условий труда.

Оценка состояния рабочих мест, в идеале, является первоочередной. Но не слишком суровые меры со стороны законодательства, приводят к попустительству работодателей. В

ст. 5.27 КоАП говорится о том, что помимо денежного взыскания, к работодателю может быть применимо приостановление хозяйственной деятельности сроком, в зависимости от правомочности должностного лица, до 90 суток или от одного года до трех лет. В зависимости от видов причинения ущерба здоровью сотрудника, работодатель также может быть привлечен и к другим видам ответственности. Подробнее с ними Вы можете ознакомиться в материале: «Обязательная аттестация рабочих мест».

Общественное мнение стало делать выводы о том, что контроль над охраной труда стоит ужесточить. Возможно из-за гуманности нашего строя, «бардак» настолько въелся во все социальные сферы, что единственным действенным выходом является применение самых жестких мер. К примеру, уже имеются заявления о том, что размеры штрафов стоит увеличить в 10 раз. Как Вы думаете? Работодатель захочет тогда оставить условия небезопасными? Наверняка он сразу найдет и средства на обеспечение благоприятного климата, и будет выполнять все предписания и правила в соответствии с нормативной базой. Стоит сконцентрировать все же внимание на сущности процесса аттестации.

Авторы учебного пособия «Аттестация рабочих мест по условиям труда» Готлиб Я. Г. и Девисилов В. А. определяют процесс, как:

 Цитата: ‘АРМ – основной инструмент обеспечения и контроля безопасности условий труда. Главный результат, который достигается при помощи аттестации – это возможность получить конкретные и максимально объективные данные. Она не просто дает картину существующих условий, но и позволяет обосновать на основе полученных оценок и выводов необходимость проведения мероприятий’

Мероприятия, о которых говорят авторы, направлены на улучшение выявленных вредных и опасных условий труда, оздоровление рабочей среды. Поэтому при аттестации так важно использовать именно те методики, которые позволят правильно выявить «очаги» образования несчастных случаев, предупредить появление новых.

В центре исследования АРМ – рабочее место сотрудника и все, что его окружает. В зависимости от уровня влияния факторов, определяется соответствие условий нормативным требованиям законодательства об охране труда. Рабочему месту приходится часто претерпевать изменения. И даже будучи отнесенным по результатам прошедшей аттестации к месту с соответствующими условиями труда, по прошествии пяти лет состояние может ухудшиться из-за изменения технологического процесса, из-за применения новых видов сырья, из-за устаревания оборудования и т.д. Любые изменения должны быть учтены и проверены на соответствие с помощью аттестации.

Обеспечение безопасных условий труда является одной из важнейших социально-экономических задач современного развития национальной российской экономики. АРМ занимает одно из ведущих мест в решении данного вопроса. Но истинные показатели и улучшение будут показаны лишь при проведении качественной проверки. Слово «качество» является фундаментальной основой в понятии АРМ, которая была особо подчеркнута и учтена авторами нового порядка.

АРМ прочно вошла в систему охраны труда, потому как аттестация включает в себя не просто анализ рисков в производственной среде, но и управление ими. Достоверность, объективность и реализация мер по улучшению условий труда – залог успеха любой организации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 апреля 2011 г. N 342н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июня 2011 г. Регистрационный N 20963

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30 (ч. 1), ст. 3613; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49) и подпунктом 5.2.65.2. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (ч. 1), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 3; ст. 378; N 2, ст. 244; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4; ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 316; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 35, ст. 4574; N 52 (ч. 1), ст. 7104; 2011, N 2, ст. 339; N 14, ст. 1935, 1944),

приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению.

2. Ввести в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим приказом, с 1 сентября 2011 года.

3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. N 10577). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.

4. Признать утратившим силу с 1 сентября 2011 года приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. N 10577).

Министр Т. Голикова

Приложение

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

I. Общие положения

1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее — работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее — аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

3. Результаты аттестации используются в целях:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

оценки профессионального риска;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны т

rg.ru

«Цели и задачи аттестации рабочих мест по условиям труда»

Цели и задачи аттестации рабочих мест по условиям труда.

Основной целью аттестации рабочих мест по условиям труда является оценка фактического состояния условий и охраны труда для принятия обоснованных решений по обеспечению безопасности работающих.

Аттестация рабочих мест является составной частью системы охраны труда, которая изменяется и совершенствуется в соответствии с изменением социально – экономических условий в обществе.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Результаты аттестации рабочих мест могут быть использованы для:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда и приведение в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

  • установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышения оплаты труда;

  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда компенсациях;

  • контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

  • оценки профессионального риска;

  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

  • подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

  • подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

  • подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам ) обследованиям) работников;

  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • решение вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

  • рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

  • санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

  • обоснование ограничений труда для отдельных работников;

  • приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с изменениями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателя.

Для достижения этих целей в процессе аттестации рабочих мест необходимо решить следующие задачи:

  • выявление всех вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, имеющихся на каждом рабочем месте;

  • изучение и определение фактических количественных и качественных параметров, характеризующих действие этих факторов;

  • определение нормативных актов, устанавливающих требования безопасности к соответствующим рабочим местам;

  • выбор нормативных актов, регламентирующих воздействие вредных и опасных факторов на состояние здоровья работающих и требования безопасности в соответствии с характером их производственной деятельности и условиями производства;

  • определение льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за вредные и опасные условия труда, соблюдение ограничений на использование труда отдельных категорий работников;

  • изучение обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;

  • проверка соответствия режимов труда и отдыха положениям законодательства о труде;

  • оценка санитарно – гигиенических условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса, травмоопасности на рабочих местах при помощи установленных нормативными правовыми актами критериев;

  • оформление документации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, утверждение и заверение их соответствующим образом.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.

infourok.ru

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда имеет две основные цели:

1) обеспечить реализацию прав работников на охрану труда;

2) обеспечить реализацию прав работников на повышенную оплату за труд во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

Статья 212 Трудового кодекса РФ предусматривает обязательное проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное — создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ доплаты работникам за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Обязательной аттестация является и для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, если предприниматель — физическое лицо нанимает работников по трудовому договору в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В этом случае такое физическое лицо приобретает статус работодателя. Для малых предприятий — юридических лиц аттестация рабочих мест по условиям труда является обязательной, если такая организация имеет штат работников, нанятых по трудовому договору.

Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда в установленные сроки может повлечь за собой ответственность работодателя или иных должностных лиц в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, поскольку требование о проведении аттестации относится к государственным нормативным требованиям охраны труда. Факт непроведения аттестации может быть установлен Государственной инспекцией труда, региональным органом федеральной инспекции труда либо органами прокуратуры.

Аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться в порядке, установленном Минздравсоцразвития России (ст. 209 ТК РФ). В настоящее время такой порядок установлен Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минздравсоцразвития России от 14.03.1997 N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

С 1 сентября 2008 года вводится в действие ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день действуют утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевые Типовые перечни работ с тяжелыми (особо тяжелыми), вредными (особо вредными) условиями труда (их около 20), которые следует применять с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Подготовку аттестации рабочих мест по условиям труда проводит аттестационная комиссия, назначенная приказом руководителя организации.

Обычно к выполнению этой работы привлекают специализированную организацию.

Для измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определения показателей тяжести и напряженности трудового процесса можно привлечь организацию, аккредитованную на право проведения таких измерений.

Сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в установленном Минздравсоцразвития России в соответствии с Постановлением данного Министерства от 24.04.2002 N 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» порядке.

Этим Постановлением утверждены:

1) Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях;

2) Правила сертификации работ по охране труда в организациях;

3) Положение о знаке соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях.

Но поскольку требование об аттестации и последующей сертификации распространяется теперь на всех работодателей, а не только на организации, на наш взгляд, этими нормативными актами могут руководствоваться и работодатели — физические лица.

В бухгалтерском учете затраты работодателя на аттестацию рабочих мест по условиям труда, произведенные за счет собственных средств, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Их отражают по дебету счетов затрат (20, 23, 25, 26, 44).

В налоговом учете затраты на аттестацию рабочих мест, финансируемую за счет предприятия, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (расходы на обеспечение нормальных условий труда) (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Новая редакция ст. 217 Трудового кодекса обязывает работодателей, у которых штат сотрудников более 50 человек, создавать службу охраны труда.

Обратите внимание: в новой редакции Трудового кодекса сохранилось требование о введении должности специалиста по охране труда для работодателей, которые ведут производственную деятельность. В этом случае количество сотрудников роли не играет.

Подробно требования охраны труда раскрыты в гл. 34 Трудового кодекса, в которой появились новые положения. Так, в ст. 212 ТК РФ установлено, что средства индивидуальной защиты должны быть сертифицированы, то есть соответствовать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. Эта же статья обязывает работодателя организовать доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинское учреждение в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

Новшества затронули и гл. 36 Трудового кодекса, регулирующую обеспечение прав работников на охрану труда. Статья 219 ТК РФ дополнена положением о размерах компенсации при работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Размер компенсации устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается.

 

Вывод:Статья 212 ТК РФ обязывает каждого работодателя обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест.

Источник: «Аудит МСК»

hr-portal.ru

Аттестация рабочих мест (АРМ)

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. О содержании текста нового нормативного документа, структуре и порядке проведения специальной оценки условий труда читайте здесь.

Актуальность процесса аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) обусловлена количеством несчастных случаев, профзаболеваний и травм, полученных на производстве, что влияет не столько на саму работу предприятий, сколько отражается на экономических показателях страны. Потери фонда рабочего времени приводят к снижению объемов произведенной продукции и ВВП. По статистическим данным Минздравсоцразвития РФ, в 2011 году процент потерь ВВП, из-за неудовлетворительных условий труда, составляет 4,3%. Существенно подрывают экономику выплаты компенсаций и досрочных пенсий за работу во вредных условиях. Поэтому одной из задач государственной политики стал пересмотр вопросов охраны труда, принятие мер и решений по улучшению условий. Первым шагом стало изменение порядка проверки рабочих мест, условий труда на них.

Тридцать лет совершенствования.

Механизм АРМ был запущен в России в советское время. Стоит отдать должное развитию рыночной экономики, интенсивное развитие которой в 90-х годах дало ход развитию процесса аттестации. Вертикальная система советского периода по управлению народным хозяйством не смогла создавать нормальные и здоровые условия труда, чтобы обезопасить работников от влияния внешних факторов из-за того, что не выделялись должные материальные средства. К концу 80-х годов была предпринята попытка установления льгот и компенсаций людям, которые заняты на производстве с вредными условиями. Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, было утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 3 октября 1986 года. Установление доплат прочно вошло в систему труда и продолжает существовать в современности. Но кардинальных преобразований в управлении охраной труда все же не произошло, потому как, по-прежнему, продолжало расти число несчастных случаев из-за нерационального производственного процесса, число профессиональных заболеваний. Сказался также и переход страны на рыночную экономику.

В 1992 году Министерство труда и занятости населения РСФСР утверждает Приказ «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Намеченные в нем цели остались актуальными и в современности: обязательное проведение аттестации на предприятиях, определение влияния производственных факторов, обоснование предоставления льгот и компенсаций, рационализация условий труда (меры по улучшению). Следующая попытка реформирования процесса была проделана с выходом Постановления от 14.03.1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», когда аттестация стала обязательным этапом для сертификации работ по охране труда на предприятии. Все оценки условий стали проводиться лабораторными методами, была определена проверка всех рабочих мест (ранее проверка мест вышестоящих должностных лиц не проводилась). В «новой» России, с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569, в котором накопленный опыт был учтен и использован в нововведенных правилах, процесс упорядочен. С этого момента АРМ становится важной подсистемой государственного управления по охране труда. Последним нормативным актом становится Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (мы будем называть их «новые правила» и «новый порядок»). Кардинальных отличий нового порядка с предшествующим не наблюдается, но система анализа безопасности условий на рабочих местах приобрела более серьезный и требовательный характер.

Уже долгие годы аттестация служит инструментом обеспечения контроля безопасности условий на рабочих местах. Главный результат, который достигается при контроле – независимая оценка существующих условий, устранение недостатков в работе, улучшение условий.

Процесс подготовки и проведения аттестации – довольно сложный этап, требующий максимальной отдачи со стороны работодателя. Потому как здесь важен полученный результат не только для него, но и для работника. Новые правила, изменившие порядок, направлены на получение достоверных и объективных результатов. Особо подчеркивается значимость слова «объективность».

Ранее проведение аттестации контролировал государственный орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. По указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 орган был преобразован в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд, – ред.). Контроль за охраной труда регулирует Минтруд, в ведении которого находится Федеральное агентство по труду и занятости населения РФ (Роструд, – ред.), которое совершает контроль и надзор в сфере соблюдения законодательства о труде.

С чего начать?

Аттестация является обязательным процессом. Для того, чтобы провести ее, работодателю необходимо ознакомиться с самим порядком проведения АРМ, что позволит обеспечить качество результатов.

Аттестация проводится один раз в пять лет. Но данное требование относится не ко всем рабочим местам. С учетом последних изменений в порядок о проведении АРМ (Приказ Минтруда № 590н от 12.12.2012 г.), с данной периодичностью проводится аттестация лишь тех рабочих мест, условия на которых были признаны вредными или опасными по результатам предыдущей аттестации. А также на рабочих местах, которые подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Ранее аттестация проводилась для всех, без исключения, рабочих мест с указанной периодичностью. В связи с изменениями, условия проведения АРМ несколько видоизменились, и теперь подлежать аттестации могут лишь рабочие места, на которых происходят следующие процессы:

  • выполнение работ с оборудованием, машинами, механизмами, устройствами, транспортными средствами;
  • эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, установок, механизмов, аппаратов, транспортных средств;
  • работа с источниками опасности, которые могут оказывать вредное влияние на сотрудника;
  • использование механизированного, электрифицированного и иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и применение сырья, материалов;
  • вновь организованные рабочие места.

Рабочие места, на которых работники заняты на ПЭВМ, используют копировально-множительные аппараты, иную офисную и бытовую технику, аттестации не подлежат. Данное изменение пришлось по нраву представителям малого бизнеса, потому как оно позволяет значительно экономить финансовые средства, необходимые на проведение аттестации.

Таким образом, аттестация обязательна лишь для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Изменения относятся больше к производственной сфере, но и такие рабочие места, как повара, оператора АЗС, фармацевта, водителя, уборщицы, строителя также должны проходить периодическую проверку в установленные сроки.

Уточним: для вновь организованных рабочих мест аттестация проводится в течение одного года с момента ввода их в эксплуатацию. Ранее срок составлял 60 рабочих дней. Срок увеличен для того, чтобы увидеть, как проявит себя оборудование за более продолжительный срок эксплуатации, как отразится технологический процесс на сотрудниках.

В процессе проведения аттестации работодатель осуществляет организационные функции: определяет сроки проведения аттестации, издает приказ о проведении АРМ на предприятии и о его завершении, определяется с выбором участников согласно требованиям, несет ответственность за полученный итог работы. Руководство и контроль же полностью возлагается на аттестационную комиссию. В ее полномочия входит: составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, оформление необходимых документов по аттестации, карт аттестации для каждого рабочего места, разработка комплекса мероприятий по улучшению рабочей среды.

В оценке только независимые органы!

Обязательным условием при проведении АРМ по новому порядку является привлечение аттестующей организации. В предшествующих нормативных документах этот пункт был условным. То есть, работодателю давалось право свободного выбора привлечения подобной организации. Аттестация, как ее называли, «своими руками», в большинстве случаев, не давала объективных результатов, была нередко формальностью и не более. Согласно новым правилам, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, быть совершенно независимой по отношению к деятельности работодателя и компетентна в предоставлении услуг. Кроме того, они должны быть аккредитованы в установленном порядке, что каждый работодатель может проследить в реестре компаний, оказывающих услуги в области охраны труда.

Работодателям необходимо быть внимательными при выборе организации. Потому как организации, проводящие аттестацию, для привлечения клиентов часто пользуются принципом, построенным на недостаточном знании специфики их работы. Это, главным образом, отражается не только на результатах, но и на стоимости работ. Каким образом формируются цены на аттестацию и как не быть обманутым, предлагаем ознакомиться в материале: «Цены на АРМ».

Одной из основных функций аттестующей организации являются оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, которая осуществляется путем инструментальных замеров факторов производственной среды. Измерения вправе проводить лишь те организации, в состав которых входит собственная испытательная лаборатория (ИЛ, – ред.). Она также должна соответствовать ряду требований, согласно которым осуществление деятельности в области АРМ является вполне законным: иметь поверенную приборную базу и высококвалифицированных специалистов по аттестации. Правомочность подтверждает аттестат аккредитации на выполнение услуг в заявленной области. С 2012 года порядок выдачи аттестатов был изменен. Более подробно об этом Вы можете узнать в материале: «Лаборатория по аттестации рабочих мест».

Инструмент бережливого производства.

Оценку рабочих мест можно использовать в качестве одного из инструментов бережливого производства. Производственная культура начинается, прежде всего, с безопасности сотрудников на рабочих местах. Путем глубокого анализа рабочей среды удается выявить любые несоответствия и причины, так или иначе, влияющие на ухудшение состояния здоровья работника, провоцирующие травмы и несчастные случаи на производстве. На языке аттестации – оценка травмоопасности, при которой определяется соответствие требований по защите от механических, электрических, токсических, температурных воздействий. Для повышения эффективности работы без травм необходимо также проведение обучения всех сотрудников вопросам охраны труда и качественное обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты.

Статистика по проведению АРМ в России.

Проведение аттестации отслеживают органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. Работодатель должен предоставлять результаты по мере завершения АРМ в государственную инспекцию по труду (ГИТ, – ред.), расположенную в субъекте РФ. Инспектор по труду осуществляет анализ данных и выносит общее решение о правомерности процесса.

Общие сводные данные по результатам проведения АРМ отражены на официальном сайте Роструда, где показана численность аттестованных и неаттестованных рабочих мест, допустимость и наличие ВОПФ на рабочих местах предприятий всех регионов страны. Материалы о проведении аттестации за 2012 год представили около 80 тысяч предприятий страны. По оценке ГИТ, показатель говорит о том, что законодательство по проведению АРМ выполняется не всеми работодателями, что может существенно снизить качество организации труда на рабочих местах.

Экспертиза безопасности труда, проверка рабочего места, анализ условий труда – этот ряд можно продолжать и далее, только, смысл этих словесных форм не изменится. Все они подразумевают в себе единое понятие – «аттестация рабочих мест». Этот процесс не несет в себе негатива, не имеет отрицательных сторон. Его цель – улучшение условий на рабочих местах даже там, где это бывает порой сложно сделать, но можно. Важно только четко и ясно представлять необходимость процесса и думать, прежде всего, о людях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Что такое аттестация рабочего места по условиям труда?

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Традиционный порядок проведения оценки условий труда был кардинально изменен, появились новые этапы, требования. О подробностях Вы можете узнать здесь.

Что такое аттестация рабочего места по условиям труда и нужно ли ее проводить? Каждый из нас, наверняка, не раз задумывался над этим вопросом, старался выявить недостатки и достоинства. Прежде всего, аттестация – оценка условий, дающая объективные и достоверные результаты.

При аттестации проводится комплексная проверка условий труда на рабочем месте. В ходе ее проведения выявляются вредные и опасные производственные факторы, применяются меры по устранению нарушений норм охраны труда. Она является обязательной для всех организаций, каждое рабочее место которых должно быть аттестовано в соответствии с установленным порядком в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 342н. Проверка каждого рабочего места должна проходить 1 раз в пять лет. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

Аттестация рабочих мест проходит по следующим этапам:

Аттестация направлена на организацию безопасных условий труда. Каждый работодатель обязан их обеспечивать в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. Как известно, положительный имидж многих предприятий – сегодня довольно важная веха в определении успешной деятельности. Чтобы ее создать, требуются качественные пиар шаги. Строить тяжело, но разрушить можно все в один миг. Любое нарушение, частые несчастные случаи, профзаболевания могут основательно подорвать имидж компании. Поэтому важно, чтобы условия труда соответствовали нормам. В противном случае, будут назначены штрафные санкции в виде денежных взысканий или приостановление деятельности до 90 и более суток.

По данным Федеральной службы по труду и занятости населения, в период с 1 января 2009 г. по 1 октября 2012 г. инспекторами по труду было проверено 6657 организаций, среди которых было выявлено 12473 нарушения по охране труда. Это немалая цифра, потому что за ней стоят, прежде всего, человеческие жизни.

При проверке рабочего места ведутся измерения гигиенических норм, где определяется степень влияния профессионального риска на здоровье человека, определяется степень травмоопасности на рабочем месте и обеспечение работника коллективными средствами защиты.

Информацию о степени ущерба здоровью доносят до каждого работника. Он знакомится с результатами в ходе подписания карты аттестации рабочего места, видит степень тяжести своего трудового процесса, льготы, компенсации, если того требуют условия.

В данный момент на сайте Федеральной службы по труду и занятости проводится социальный опрос по теме: «Проходила ли аттестация на Вашем постоянном месте работы за последние пять лет?». На 30 октября 2012 г. он показал следующий результат: 29% опрошенных ответили положительно, 35% отрицательно, 31% опрошенных вообще впервые слышит о том, что аттестация должна проводиться, 5% ответили, что проводилась, но рабочее место не аттестовано. Это говорит о нежелании работодателей осведомлять работников о многих мероприятиях.

Определение степени тяжести рабочего места, предупреждение уровня риска профессиональных заболеваний, наличие возможных травм, несчастных случаев – весь этот комплекс подразумевается под словом «аттестация», поэтому данный процесс контроля так необходимо проводить на любом предприятии.

Подробнее об этапах прохождения аттестация, можно узнать в материале: «Как провести аттестацию рабочих мест?».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Похожие записи

Вам будет интересно

Кэшбэк что это такое в банке: Что такое кэшбэк простыми словами

Кого нельзя сократить по закону: Онлайн Инспекция — Страница не найдена

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко