Аттестация рабочих мест на производстве – Аттестация рабочих мест на производстве, на предприятии

Аттестация рабочих мест на производстве, на предприятии

Производственные предприятия являются важнейшим звеном рыночной экономики, благодаря которым создается продукция, необходимая для удовлетворения потребностей людей. В Российской Федерации существует огромное количество предприятий, число которых с каждым годом увеличивается. Если обратиться к официальным данным Росстата, число предприятий и организаций по субъектам РФ, к примеру, в 2005 году составляло – 4767260, в 2009 их число равнялось – 4907753. Отрасли предприятий страны подразделяются на: промышленные, транспортные, торговые, предприятия в сферах различных услуг. Трудовые процессы на них сведены к автоматизации, но преобладающим по-прежнему остается труд человека. Говоря о производстве, почему-то параллельно с успехами его развития, идет понимание опасности и угрозы жизни и здоровья человека.

Организация труда – самая волнующая тема для каждого сотрудника, так как она не всегда носит должный характер. Есть виды деятельности, которые не могут обеспечить удовлетворительные условия труда в силу специфики своих работ, каковым и является производство. Самыми сложными отраслями производства считаются строительство, промышленность, транспорт, добыча полезных ископаемых. Производственный процесс на них всегда связан с большой долей опасности для здоровья, а порой и жизни человека. При проверках производственных предприятий превалируют условия, которые не отвечают санитарно-гигиеническим нормам. Далее идут такие основные показатели, как тяжесть и напряженность трудового процесса. По данным Росстата, в 2011 году самая большая доля занятых работников с неблагоприятными гигиеническими условиями была отмечена на предприятиях по добыче полезных ископаемых (45,3%) по сравнению с другими (строительство, связь, обрабатывающее производство).

Кстати, о проверке. Сегодня способом контроля безопасности условий труда является аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.). Самостоятельная подсистема в области охраны труда имеет своей целью глубокий инструментальный анализ каждого рабочего места на предприятии. АРМ подразумевает введение в технологический процесс комплекса мероприятий, который бы позволил оптимизировать

трудовой процесс. Конечно, когда затрагиваются промышленные предприятия, можно понять, что для них порой кажется утопичной мысль о рационализации условий. Но уменьшить степень влияния внешних факторов на человека и обезопасить его от них возможно. Аттестация и является такой процедурой. Она позволяет каждому работодателю показать объективную оценку условий труда, благодаря чему, он может избежать административной и уголовной ответственности, связанной с организацией неудовлетворительных условий труда. Работодатели неохотно прибегают к ее проведению. Если бы не было строго узаконенного порядка, большинство из них так бы и продолжали ущемлять интересы человека, заставляя его работать в самых жестких условиях труда. На производстве подобное положение дел неприемлемо, потому как речь идет о тяжелых и сложных видах работ, которые представляют реальную угрозу жизни рабочих.

Порядок по проведению аттестации был введен в России в 1997 году. Ранее также предпринимались попытки по контролю безопасности на предприятиях, но официальную огласку АРМ получила с момента введения Приказа о проведении АРМ 1997 года, далее 2007 года. Сегодня процесс регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года.

АРМ на производстве включает в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, степени травмоопасности и обеспеченности средствами коллективной защиты (СИЗ, – ред.).

Оценка гигиенических нормативов проводится в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 путем инструментальных измерений. Она направлена на выявление производственных факторов, исследуется допустимость их влияния на человека, задействованного на данном рабочем месте.

При оценке травмоопасности объектом исследования является оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для осуществления трудовой деятельности, подготовка работников по вопросам охраны труда. Оценка проводится путем рассмотрения технической документации.

 Обеспеченность СИЗ работников выявляется на основе проверки установленного порядка обеспечения, соответствия средств защиты.

Из совокупности полученных данных определяется соответствие рабочего места установленным нормативным требованиям охраны труда. Если рабочее место признано не соответствующим, работнику должны назначаться компенсации, различные льготы.

Каждое рабочее место на производстве уникально по характеру выполнения операций. Рассмотрим наиболее распространенные специальности на типичном промышленном предприятии, как токарь, электромонтер, инженер и слесарь. Особенности их работы позволяют нам понять, что именно характерно для производственного рабочего места, какие факторы, чаще всего, влияют на их

рабочий процесс. Потому как знание специфики выполнения работы упрощает процесс проведения аттестации.

Токарь занимается различной обработкой изделий на токарном оборудовании. Неспроста его работа сравнима с ювелирным мастерством. При работе с металлом, деревом и другими материалами он выполняет изделия необходимой формы. При аттестации выявляется уровень влияния факторов в рабочей среде, основными из которых на рабочем месте токаря являются: шум, вибрация, недостаточное освещение, тяжесть труда, напряженность труда. Немаловажно также оценивать и травмоопасность. Главную угрозу на рабочем месте токаря составляют станки. Оборудование работает от высокого напряжения, в нем имеются вращающиеся горячие металлические детали, которые могут повлечь, по неосторожности, травмы работника. Предлагаем Вам получить более подробную информацию по анализу рабочего места токаря в материале: «АРМ токаря».

Мы привыкли в качестве слесаря принимать работников служб жилищно-коммунальных хозяйств. На самом деле, это довольно многоплановая профессия из-за широкого спектра слесарных работ: слесарь-инструментальщик, слесарь-монтажник, слесарь-сборщик, слесарь-ремонтник. Каждый из этих видов работ может встречаться как на производстве, так и в быту.

АРМ слесаря будет проводиться на объекте, на котором он производит свои работы. Чаще всего, это слесарные мастерские. Но отдельным категориям, таким как слесари-сантехники, к примеру, присущ мобильный характер работ. Это значит, что они не имеют строго закрепленного участка и в течение рабочей смены они осуществляют передвижение от одного объекта к другому для осуществления ремонтных работ, для предотвращения аварийных ситуаций и т.д. Каким образом осуществляется оценка нестационарных рабочих мест слесарей, Вы можете узнать в материале: «АРМ слесаря».

Работа электромонтера является одной из опасных, потому как они соприкасаются с электричеством, которое может явиться риском угрозы жизни и здоровья работника. Работе электромонтера могут препятствовать такие факторы, как: электрическое и магнитное поле, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей среды, высокий уровень шума, повышенная температура оборудования и т.д. Аттестация его рабочего места является обязательной, потому как позволяет предупредить всевозможные несчастные случаи из-за неправильно организованного рабочего места, на основе чего затем разрабатываются меры по улучшению рабочей среды.

Более полную информацию об аттестации их рабочих мест Вы можете получить в материале: «АРМ электромонтера».

В строительстве – архитектор-планировщик, в промышленности – инженер

. Именно на производстве главным «звеном» по созданию действующих механизмов являются представители данной профессии.

Если рабочие специальности требуют обучения определенному алгоритму действий по выполнению операций, соблюдения техники и правил безопасности, то от инженера зависит постановка цели, разработка информации о продукте, о способах производства продукта. Помимо этого, инженер осуществляет руководство и контроль над процессом производства продукта. При подготовке производства, инженеры должны, в свою очередь, предусмотреть влияние негативных факторов, потому как они несут ответственность за создание безопасных условий труда. Но и вокруг них также должны быть созданы соответствующие условия. Инженеры делятся по специфике работ (инженер-электрик, инженер-сметчик, инженер-конструктор и т.д.), поэтому при АРМ будут изучаться характерные факторы для каждого рабочего места, с которыми Вы можете ознакомиться в материале: «АРМ инженера»

Специалистами аттестующей организации составляется протокол по результатам измерений, в котором фиксируются все выявленные значения. Если фактор находится в недопустимых нормах, указывается источник, причина и характер. Данные затем используются для формирования результатов проведения АРМ на предприятии и передаются в контрольно-надзорные органы.

Таким образом, благодаря проведению АРМ на производстве, решается ряд задач, главной из которых является – создание благоприятных условий труда. Эффективность производственного процесса во многом зависит от работоспособности сотрудников, поэтому работодателю необходимо создавать комфортные рабочие условия.

Подробнее с самим порядком проведения аттестации рабочих мест, Вы можете ознакомиться в материале: «Порядок проведения АРМ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Кто проводит аттестацию рабочих мест?

Актуально на: 28 апреля 2018 г.

О цели проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, или специальной оценки условий труда, ее периодичности и ответственности за непроведение спецоценки мы рассказывали в нашей консультации. А как проводится аттестация рабочих мест? О порядке аттестации рабочих мест по условиям труда расскажем в этом материале.

Этап 1: подготовительный

Правила и порядок аттестации рабочих мест (а точнее – спецоценки) установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Так, подготовительный этап в порядке проведения аттестации рабочих мест на предприятии включает в себя следующие шаги (ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • работодатель образует комиссию по проведению спецоценки, которая должна состоять из нечетного числа членов, утверждает свои приказом состав и порядок деятельности такой комиссии, а также график проведения спецоценки;
  • комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест;
  • работодатель заключает договор на проведение специальной оценки условий труда со специализированной организацией.

Специализированные организации, проводящие аттестацию рабочих мест, должны соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. В частности, в уставе такой организации в качестве одного из видов деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда.

Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приведен в справочно-информационной системе по охране труда Минтруда в специальном разделе.

А проводится ли спецоценка на вакантных рабочих местах? В связи с тем, что при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются, специальная оценка условий труда на вакантных рабочих местах не производится (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).

Этап 2: непосредственное проведение спецоценки

Этап непосредственного проведения специальной оценки включает в себя следующие действия (ст.ст. 10, 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • специализированная организация идентифицирует на рабочих местах работодателя потенциально вредные или опасные производственные факторы и составляет протокол по результатам такой идентификации;
  • комиссия работодателя утверждает протокол.

Если вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах работодателя не установлены, условия труда на них признаются комиссией допустимыми. Соответственно, исследования и измерения производственных факторов не производятся.

В противном случае комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов. Результаты таких исследований и измерений также оформляются в виде протокола и являются основанием для отнесения условий труда на рабочих местах по степени вредности или опасности к классам (подклассам) условий труда.

Этап 3: оформление результатов спецоценки

По результатам спецоценки условий труда специализированная организация, проводившая оценку, составляет отчет о ее проведении (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Этот отчет должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии. Если какой-то член комиссии не согласен с результатами спецоценки, он может изложить в письменной форме свое мотивированное особое мнение и приложить к такому отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, проводившую спецоценку, и направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении спецоценки заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (ч. 5.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель должен ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). А именно – с картами специальной оценки, содержащими сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах (Письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).

В этот же срок работодатель должен разместить на своем официальном сайте в Интернете (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах проведения спецоценки, т. е. указать установленные работодателю классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, а также перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Результаты проведенной специальной оценки условий труда работодатель должен отражать в таблице 5 формы 4-ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, Приказ ФСС от 26.09.2016 № 381).

Если на рабочих местах не были выявлены вредные или опасные производственные факторы или условия труда на них по результатам исследований и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ), работодатель должен оформить Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Декларация подается в государственную инспекцию труда. Форма Декларации и порядок ее подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Также читайте:

glavkniga.ru

5. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Правовой основой для аттестации рабочих мест является постановление Минтруда России от 14.03.1997 г. №12 «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда».

Аттестация рабочих мест по условиям труда – система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Результаты аттестации могут быть использованы для:

  • планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

  • сертификации работ по охране труда на предприятии;

  • обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

  • решения вопросами о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональные заболевания, установления диагноза профзаболеваний;

  • включения в трудовой контракт условий труда работников;

  • ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

  • составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда;

  • применения административно-экономических санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

Аттестация рабочих мест носит обязательный характер для работодателя, определяет для него необходимые условия по практическому выполнению обязанностей согласно законодательным актам по охране труда.

Аттестации по условиям труда подлежат все рабочие места на предприятии. Сроки аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменений условий и характера труда, но не реже 1 раза в 5 лет с момента проведения последних изменений. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса и по требованию органов Государственной экспертизы условий труда РФ при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест.

Аттестацию осуществляет организация самостоятельно или с привлечением для проведения части работ специалистов.

При аттестации рабочих мест работы проводятся по трем направлениям:

  • гигиеническая оценка условий труда по факторам вредности и опасности, тяжести и напряженности трудового процесса;

  • оценка травмобезопасности рабочих мест;

  • оценка обеспеченности работников средствами защиты.

По результатам инструментальных измерений уровня вредных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда (безопасные, опасные, вредные) и степень (1, 2, 3, 4) вредных условий труда по гигиеническим критериям.

По результатам обследования рабочего места на соответствие оборудования, инструмента, средств обучения и инструктажа требованиям нормативных и правовых актов определяется класс условий труда по травмобезопасности (оптимальный, допустимый, опасный).

По результатам исследования характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый трех степеней) и напряженности (оптимальный, допустимый, напряженный трех степеней) трудового процесса.

Результаты оценок оформляются актами и протоколами установленной формы.

Аттестационная комиссия оформляет результаты своей работы общим протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда, к которому прилагаются все материалы аттестации и план мероприятий по улучшению условий труда, который включает перечень необходимых мер, которые необходимо выполнить на предприятии для улучшения условий и охраны труда.

Основным выводом по результатам аттестации каждого рабочего места является заключение о том, что

рабочее место аттестовано при выполнении требований:

  • отсутствуют опасные и вредные факторы или их фактические значения соответствуют оптимальным или допустимым значениям;

  • выполнены требования по травмобезопасности и обеспеченности СИЗ;

рабочее место признано условно аттестованным, если

  • фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие гигиенические нормативы;

  • требования по травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не соответствуют нормам;

  • условия труда относятся к вредным;

рабочее место неаттестовано, если условия труда отнесены к 4 классу (опасные) и подлежит немедленной ликвидации или переоснащению.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет

studfile.net

Аттестация рабочих мест (АРМ)

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. О содержании текста нового нормативного документа, структуре и порядке проведения специальной оценки условий труда читайте здесь.

Актуальность процесса аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) обусловлена количеством несчастных случаев, профзаболеваний и травм, полученных на производстве, что влияет не столько на саму работу предприятий, сколько отражается на экономических показателях страны. Потери фонда рабочего времени приводят к снижению объемов произведенной продукции и ВВП. По статистическим данным Минздравсоцразвития РФ, в 2011 году процент потерь ВВП, из-за неудовлетворительных условий труда, составляет 4,3%. Существенно подрывают экономику выплаты компенсаций и досрочных пенсий за работу во вредных условиях. Поэтому одной из задач государственной политики стал пересмотр вопросов охраны труда, принятие мер и решений по улучшению условий. Первым шагом стало изменение порядка проверки рабочих мест, условий труда на них.

Тридцать лет совершенствования.

Механизм АРМ был запущен в России в советское время. Стоит отдать должное развитию рыночной экономики, интенсивное развитие которой в 90-х годах дало ход развитию процесса аттестации. Вертикальная система советского периода по управлению народным хозяйством не смогла создавать нормальные и здоровые условия труда, чтобы обезопасить работников от влияния внешних факторов из-за того, что не выделялись должные материальные средства. К концу 80-х годов была предпринята попытка установления льгот и компенсаций людям, которые заняты на производстве с вредными условиями. Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, было утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 3 октября 1986 года. Установление доплат прочно вошло в систему труда и продолжает существовать в современности. Но кардинальных преобразований в управлении охраной труда все же не произошло, потому как, по-прежнему, продолжало расти число несчастных случаев из-за нерационального производственного процесса, число профессиональных заболеваний. Сказался также и переход страны на рыночную экономику.

В 1992 году Министерство труда и занятости населения РСФСР утверждает Приказ «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Намеченные в нем цели остались актуальными и в современности: обязательное проведение аттестации на предприятиях, определение влияния производственных факторов, обоснование предоставления льгот и компенсаций, рационализация условий труда (меры по улучшению). Следующая попытка реформирования процесса была проделана с выходом Постановления от 14.03.1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», когда аттестация стала обязательным этапом для сертификации работ по охране труда на предприятии. Все оценки условий стали проводиться лабораторными методами, была определена проверка всех рабочих мест (ранее проверка мест вышестоящих должностных лиц не проводилась). В «новой» России, с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569, в котором накопленный опыт был учтен и использован в нововведенных правилах, процесс упорядочен. С этого момента АРМ становится важной подсистемой государственного управления по охране труда. Последним нормативным актом становится Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (мы будем называть их «новые правила» и «новый порядок»). Кардинальных отличий нового порядка с предшествующим не наблюдается, но система анализа безопасности условий на рабочих местах приобрела более серьезный и требовательный характер.

Уже долгие годы аттестация служит инструментом обеспечения контроля безопасности условий на рабочих местах. Главный результат, который достигается при контроле – независимая оценка существующих условий, устранение недостатков в работе, улучшение условий.

Процесс подготовки и проведения аттестации – довольно сложный этап, требующий максимальной отдачи со стороны работодателя. Потому как здесь важен полученный результат не только для него, но и для работника. Новые правила, изменившие порядок, направлены на получение достоверных и объективных результатов. Особо подчеркивается значимость слова «объективность».

Ранее проведение аттестации контролировал государственный орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. По указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 орган был преобразован в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд, – ред.). Контроль за охраной труда регулирует Минтруд, в ведении которого находится Федеральное агентство по труду и занятости населения РФ (Роструд, – ред.), которое совершает контроль и надзор в сфере соблюдения законодательства о труде.

С чего начать?

Аттестация является обязательным процессом. Для того, чтобы провести ее, работодателю необходимо ознакомиться с самим порядком проведения АРМ, что позволит обеспечить качество результатов.

Аттестация проводится один раз в пять лет. Но данное требование относится не ко всем рабочим местам. С учетом последних изменений в порядок о проведении АРМ (Приказ Минтруда № 590н от 12.12.2012 г.), с данной периодичностью проводится аттестация лишь тех рабочих мест, условия на которых были признаны вредными или опасными по результатам предыдущей аттестации. А также на рабочих местах, которые подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Ранее аттестация проводилась для всех, без исключения, рабочих мест с указанной периодичностью. В связи с изменениями, условия проведения АРМ несколько видоизменились, и теперь подлежать аттестации могут лишь рабочие места, на которых происходят следующие процессы:

  • выполнение работ с оборудованием, машинами, механизмами, устройствами, транспортными средствами;
  • эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, установок, механизмов, аппаратов, транспортных средств;
  • работа с источниками опасности, которые могут оказывать вредное влияние на сотрудника;
  • использование механизированного, электрифицированного и иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и применение сырья, материалов;
  • вновь организованные рабочие места.

Рабочие места, на которых работники заняты на ПЭВМ, используют копировально-множительные аппараты, иную офисную и бытовую технику, аттестации не подлежат. Данное изменение пришлось по нраву представителям малого бизнеса, потому как оно позволяет значительно экономить финансовые средства, необходимые на проведение аттестации.

Таким образом, аттестация обязательна лишь для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Изменения относятся больше к производственной сфере, но и такие рабочие места, как повара, оператора АЗС, фармацевта, водителя, уборщицы, строителя также должны проходить периодическую проверку в установленные сроки.

Уточним: для вновь организованных рабочих мест аттестация проводится в течение одного года с момента ввода их в эксплуатацию. Ранее срок составлял 60 рабочих дней. Срок увеличен для того, чтобы увидеть, как проявит себя оборудование за более продолжительный срок эксплуатации, как отразится технологический процесс на сотрудниках.

В процессе проведения аттестации работодатель осуществляет организационные функции: определяет сроки проведения аттестации, издает приказ о проведении АРМ на предприятии и о его завершении, определяется с выбором участников согласно требованиям, несет ответственность за полученный итог работы. Руководство и контроль же полностью возлагается на аттестационную комиссию. В ее полномочия входит: составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, оформление необходимых документов по аттестации, карт аттестации для каждого рабочего места, разработка комплекса мероприятий по улучшению рабочей среды.

В оценке только независимые органы!

Обязательным условием при проведении АРМ по новому порядку является привлечение аттестующей организации. В предшествующих нормативных документах этот пункт был условным. То есть, работодателю давалось право свободного выбора привлечения подобной организации. Аттестация, как ее называли, «своими руками», в большинстве случаев, не давала объективных результатов, была нередко формальностью и не более. Согласно новым правилам, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, быть совершенно независимой по отношению к деятельности работодателя и компетентна в предоставлении услуг. Кроме того, они должны быть аккредитованы в установленном порядке, что каждый работодатель может проследить в реестре компаний, оказывающих услуги в области охраны труда.

Работодателям необходимо быть внимательными при выборе организации. Потому как организации, проводящие аттестацию, для привлечения клиентов часто пользуются принципом, построенным на недостаточном знании специфики их работы. Это, главным образом, отражается не только на результатах, но и на стоимости работ. Каким образом формируются цены на аттестацию и как не быть обманутым, предлагаем ознакомиться в материале: «Цены на АРМ».

Одной из основных функций аттестующей организации являются оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, которая осуществляется путем инструментальных замеров факторов производственной среды. Измерения вправе проводить лишь те организации, в состав которых входит собственная испытательная лаборатория (ИЛ, – ред.). Она также должна соответствовать ряду требований, согласно которым осуществление деятельности в области АРМ является вполне законным: иметь поверенную приборную базу и высококвалифицированных специалистов по аттестации. Правомочность подтверждает аттестат аккредитации на выполнение услуг в заявленной области. С 2012 года порядок выдачи аттестатов был изменен. Более подробно об этом Вы можете узнать в материале: «Лаборатория по аттестации рабочих мест».

Инструмент бережливого производства.

Оценку рабочих мест можно использовать в качестве одного из инструментов бережливого производства. Производственная культура начинается, прежде всего, с безопасности сотрудников на рабочих местах. Путем глубокого анализа рабочей среды удается выявить любые несоответствия и причины, так или иначе, влияющие на ухудшение состояния здоровья работника, провоцирующие травмы и несчастные случаи на производстве. На языке аттестации – оценка травмоопасности, при которой определяется соответствие требований по защите от механических, электрических, токсических, температурных воздействий. Для повышения эффективности работы без травм необходимо также проведение обучения всех сотрудников вопросам охраны труда и качественное обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты.

Статистика по проведению АРМ в России.

Проведение аттестации отслеживают органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. Работодатель должен предоставлять результаты по мере завершения АРМ в государственную инспекцию по труду (ГИТ, – ред.), расположенную в субъекте РФ. Инспектор по труду осуществляет анализ данных и выносит общее решение о правомерности процесса.

Общие сводные данные по результатам проведения АРМ отражены на официальном сайте Роструда, где показана численность аттестованных и неаттестованных рабочих мест, допустимость и наличие ВОПФ на рабочих местах предприятий всех регионов страны. Материалы о проведении аттестации за 2012 год представили около 80 тысяч предприятий страны. По оценке ГИТ, показатель говорит о том, что законодательство по проведению АРМ выполняется не всеми работодателями, что может существенно снизить качество организации труда на рабочих местах.

Экспертиза безопасности труда, проверка рабочего места, анализ условий труда – этот ряд можно продолжать и далее, только, смысл этих словесных форм не изменится. Все они подразумевают в себе единое понятие – «аттестация рабочих мест». Этот процесс не несет в себе негатива, не имеет отрицательных сторон. Его цель – улучшение условий на рабочих местах даже там, где это бывает порой сложно сделать, но можно. Важно только четко и ясно представлять необходимость процесса и думать, прежде всего, о людях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда имеет две основные цели:

1) обеспечить реализацию прав работников на охрану труда;

2) обеспечить реализацию прав работников на повышенную оплату за труд во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

Статья 212 Трудового кодекса РФ предусматривает обязательное проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное — создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ доплаты работникам за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Обязательной аттестация является и для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, если предприниматель — физическое лицо нанимает работников по трудовому договору в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В этом случае такое физическое лицо приобретает статус работодателя. Для малых предприятий — юридических лиц аттестация рабочих мест по условиям труда является обязательной, если такая организация имеет штат работников, нанятых по трудовому договору.

Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда в установленные сроки может повлечь за собой ответственность работодателя или иных должностных лиц в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, поскольку требование о проведении аттестации относится к государственным нормативным требованиям охраны труда. Факт непроведения аттестации может быть установлен Государственной инспекцией труда, региональным органом федеральной инспекции труда либо органами прокуратуры.

Аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться в порядке, установленном Минздравсоцразвития России (ст. 209 ТК РФ). В настоящее время такой порядок установлен Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минздравсоцразвития России от 14.03.1997 N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

С 1 сентября 2008 года вводится в действие ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день действуют утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевые Типовые перечни работ с тяжелыми (особо тяжелыми), вредными (особо вредными) условиями труда (их около 20), которые следует применять с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Подготовку аттестации рабочих мест по условиям труда проводит аттестационная комиссия, назначенная приказом руководителя организации.

Обычно к выполнению этой работы привлекают специализированную организацию.

Для измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определения показателей тяжести и напряженности трудового процесса можно привлечь организацию, аккредитованную на право проведения таких измерений.

Сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в установленном Минздравсоцразвития России в соответствии с Постановлением данного Министерства от 24.04.2002 N 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» порядке.

Этим Постановлением утверждены:

1) Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях;

2) Правила сертификации работ по охране труда в организациях;

3) Положение о знаке соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях.

Но поскольку требование об аттестации и последующей сертификации распространяется теперь на всех работодателей, а не только на организации, на наш взгляд, этими нормативными актами могут руководствоваться и работодатели — физические лица.

В бухгалтерском учете затраты работодателя на аттестацию рабочих мест по условиям труда, произведенные за счет собственных средств, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Их отражают по дебету счетов затрат (20, 23, 25, 26, 44).

В налоговом учете затраты на аттестацию рабочих мест, финансируемую за счет предприятия, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (расходы на обеспечение нормальных условий труда) (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Новая редакция ст. 217 Трудового кодекса обязывает работодателей, у которых штат сотрудников более 50 человек, создавать службу охраны труда.

Обратите внимание: в новой редакции Трудового кодекса сохранилось требование о введении должности специалиста по охране труда для работодателей, которые ведут производственную деятельность. В этом случае количество сотрудников роли не играет.

Подробно требования охраны труда раскрыты в гл. 34 Трудового кодекса, в которой появились новые положения. Так, в ст. 212 ТК РФ установлено, что средства индивидуальной защиты должны быть сертифицированы, то есть соответствовать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. Эта же статья обязывает работодателя организовать доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинское учреждение в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

Новшества затронули и гл. 36 Трудового кодекса, регулирующую обеспечение прав работников на охрану труда. Статья 219 ТК РФ дополнена положением о размерах компенсации при работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Размер компенсации устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается.

 

Вывод:Статья 212 ТК РФ обязывает каждого работодателя обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест.

Источник: «Аудит МСК»

hr-portal.ru

Организации, проводящие аттестацию рабочих мест (АРМ)

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. В связи с этим все организации, оказывающие ранее услуги по аттестации рабочих мест, обязаны сменить область аккредитации на специальную оценку условий труда. Подробности читайте в материале: «Организации, проводящие специальную оценку условий труда».

Аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) – обязательный процесс, который должен проводиться с определенной периодичностью для каждого рабочего места. Процесс создан для того, чтобы вести проверку условий труда на наличие влияния вредных и опасных производственных факторов, на наличие травмоопасности и степени обеспеченности работников средствами коллективной защиты (СИЗ, – ред.). При проведении АРМ важно качество, благодаря которому достигается главный и важный принцип, заложенный в основу аттестации – объективность и достоверность. Полученные результаты позволяют увидеть те насущные проблемы, угрозы и риски, которых удастся избежать лишь при проведении рационального плана мероприятий по улучшению условий труда.

Главным документом, регулирующим порядок проведения аттестации, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н (далее Приказ, – ред.). Фундаментальная основа требовательно подходит к вопросу независимости всех участников процесса. Напомним, предшествующим порядком являлся Приказ Минздравсоразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569. Он относился к работодателям более благонамеренно с той позиции, что они могли проводить аттестацию самостоятельно, приглашать сторонние организации к участию лишь по своему усмотрению. Новые правила немного изменили подход к данной ситуации, поэтому при проведении АРМ обязательным стало участие аттестующих организаций, которые должны иметь беспристрастность к процессу проведения измерений и оценки условий труда.

Как определиться с выбором аттестующей организации?

Какими критериями руководствоваться при выборе организаций? Как выбрать из такого количества организацию, которая проведет аттестацию и дешево и качественно?

Эти и еще многие вопросы волнуют работодателей при выборе аттестующей организации. Конечно, на пике интереса – цены на аттестацию. Два понятия «дешево» и «сердито» не часто уживаются друг с другом. АРМ – не исключение из этих правил. Стала довольно часто встречаться недобросовестность многих компаний по отношению к выполнению своих обязательств. Получается, платишь деньги, а результат не оправдывает ожиданий. Кстати, результат АРМ стал центром особого внимания государственной инспекции по труду. Если они обнаружат несоответствия АРМ, представленные результаты могут вполне быть признаны недействительными. В таких случаях работодателю поручается незамедлительное повторное проведение аттестации на предприятии. Вот только для повторной АРМ никаких послаблений в плане стоимости уже не предусмотрено. Работодателю придется еще раз привлекать аттестующую организацию, заключать с ней договор на оказание услуг и выплатить определенную сумму для проведения измерений. Почему-то именно в этот момент работодатели начинают пристально относиться к процессу аттестации, внимательно изучать аттестацию, в то время, когда они уже изначально могли бы избежать подобных казусов, заранее подробно ознакомившись с сущностью и функциями порядка проведения.

В связи с участившимися случаями обмана большинство работодателей стали практиковать передачу результатов на государственную экспертизу, в результате которой проверяется соответствие полученных сведений, степень достоверности представленных данных. Это позволяет работодателям определиться с тем, не впустую ли были выплачены средства аттестующим организациям. При заключении договора важно рассмотреть вопрос о материальной ответственности компании, которая представила результаты, отличные от реальной ситуации на предприятии. Попробуем разобраться, что собой представляют организации, проводящие аттестацию рабочих мест.

По требованиям Приказа, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, аккредитованным в строго установленном порядке для оказания услуг именно в области аттестации. Подтверждение о правомерности ведения действий в области АРМ каждый работодатель может найти в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В этом реестре содержится полная информация о сроках действия аккредитации и области по оказанию услуг. Кроме того, в нем содержится информация об исключенных организациях из реестра, указываются их причины, одной из которых является несоблюдение порядка предоставления услуг по аттестации. Реестр находится в открытом доступе на сайте: http://rao.rosminzdrav.ru/.

Присутствие в реестре свидетельствует о многих показателях. Попасть в него при сегодняшних требованиях довольно сложно. Аттестующая организация должна иметь в своем составе аккредитованную испытательную лабораторию (ИЛ, ­– ред.), которая также проходит проверку контрольных органов для разрешения на осуществление своей деятельности и должна соответствовать ряду требований. Лаборатории по аттестации проводят измерения и оценку условий труда. До 2012 года, а точнее до выхода Постановления Правительства РФ № 602 от 19 июня 2012 года, ИЛ проходили аккредитацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Сегодня аттестат аккредитации на основании положительных выводов выдает Федеральная служба по аккредитации. Для того, чтобы соответствовать требованиям, ИЛ также должна иметь в своем составе собственную поверенную приборную базу и соответствующих специалистов.

Приборы для измерения факторов играют важную роль при получении результатов. Для использования их в области аттестации, необходимо также соответствовать ряду критериев. Серия используемых приборов должна быть утверждена и занесена в Государственный реестр средств измерений РФ. Но наличие в реестре – не всегда является показателем того, что прибор готов к использованию. В реестре утверждается лишь тип серии приборов, после чего каждый отдельно взятый прибор должен будет пройти поверку в Ростехрегулировании с целью установления пригодности и соответствия метрологическим требованиям. Подробнее об использовании укомплектованной приборной базы, Вы можете узнать в материале: «Приборы для аттестации рабочих мест».

Как бы ни были оснащены лаборатории современными приборами, качество проведения АРМ все же зависит от сотрудников, которые проводят измерения. Их профессионализм зависит от качества полученного обучения, от навыков, полученных в ходе работы в области охраны труда. Специалисты по аттестации должны иметь соответствующее свидетельство, подтверждающее право на ведение работ в области АРМ, периодически повышать квалификацию. Непрерывно меняется нормативно-правовая база, приборная база, специалист должен уметь быстро ориентироваться в этих вопросах, уметь применять их на практике.

Аттестующая организация получает право на ведение работ в области АРМ только при соответствии перечисленным требованиям. Порядок их аккредитации осуществляется на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 205н (ред. от 22.11.2011 г.).

Организация, осуществляющая АРМ должна обосновывать свои действия, свои цены. Даже, несмотря на сложность оказываемых работ, все эти факторы должны действовать в разумных пределах.

При проведении работ по АРМ, руководитель вправе привлекать несколько аттестующих организаций. При этом он может или разделять часть работ между ними или же поручать полное проведение каждой из них для того, чтобы увидеть соответствие представленных результатов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Сертификация рабочих мест

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. При этом сертификация организации работ по охране труда была отменена. Взамен было введено декларирование соответствия условий труда государственным нормативам в области охраны труда. Декларированию подлежит рабочее место, которому присвоен оптимальный или допустимый класс условий труда. Подробнее о новой процедуре здесь.

Сертификат рабочего места – это документ, подтверждающий соответствие рабочего места требованиям охраны труда. Он выдается специализированными организациями. Удовлетворение рабочих мест этим требованиям позволяет обеспечить оптимальные и допустимые условия труда, являющиеся залогом здоровья и безопасности работников организаций. Сертификация рабочих мест, а точнее сертификация работ по охране труда в организациях, осуществляется исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.).

В 212 статье Трудового кодекса РФ говорится об обязанностях работодателя. Проведение АРМ с последующей сертификацией организации работ по охране труда – одна из них. Аттестация позволяет выделить наиболее опасные и вредные очаги влияния производственных факторов, недостатки организации охраны труда на предприятиях с последующим проведением рациональных предложений по усовершенствованию условий труда на рабочих местах.

В России существует более 100 систем сертификации. Условно их можно разделить на три вида:

Система сертификации работ по охране труда (ССОТ, – ред.) была введена в России в 2002 году с выходом Постановления Минтруда России № 28 «О создании сертификации работ по охране труда в организациях». Сертификацию выполнял уполномоченный Минтрудом России Орган по сертификации. Процедура представляла собой анализ материалов аттестации, при положительном результате которого организации выдавали сертификат установленного образца. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 1 сентября 2010 г. № 779н Постановление Минтруда № 28 признано утратившим силу. Но сертификация в России по-прежнему существует. Сегодня она представлена в качестве добровольной сертификации (СДСОТ, – ред.), когда у работодателя появилась возможность самостоятельного выбора органа по сертификации.

Основной целью системы является подтверждение соответствия работ по охране труда согласно действующим государственным нормативным требованиям. С помощью содействия средствами сертификации независимая экспертиза позволяет решить проблемы создания безопасных условий труда на основе достоверной оценки. Помимо проверок и оценок добровольная сертификация подразумевает проведение рациональных предложений для улучшения существующих условий, устранение нарушений. Сертификацию проводят органы по сертификации, экспертные центры, испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке на право проведения указанных работ. Они также, в свою очередь, получают аттестат аккредитации в СДСОТ организаций. Перечень этих зарегистрированных организаций, которые могут оказывать данные услуги, содержится в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.

В сертификации преимущественно заинтересованы работодатели, которым важно иметь подтверждение своих достижений, своего существующего положения дел в области охраны труда или же по предписанию в результате проверки органов государственной инспекции по труду РФ (ГИТ, – ред.). Наличие сертификата является конкурентным преимуществом при участии в различных тендерах, торгах, при осуществлении торговых операций с зарубежными партнерами.

Сертификация работ по охране труда невозможна без проведения АРМ на всех рабочих местах организации. Потому как сведения о результатах аттестации являются документарным подтверждением условий труда. Напомним, АРМ проводится согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н.

Сертификация проводится в зависимости от объема работ, от потребностей заказчика, от установленных рамок самого органа по сертификации. В ходе оценок могут выявляться различные несоответствия (не проводятся медицинские осмотры, недостаточное обеспечение СИЗ и т.д.), которые специализированные органы исправляют совместными усилиями с работодателями. Работодателю необходимо будет исправить недостатки для того, чтобы сертификат соответствия был выдан. Документ выдается сроком на три года. Но после его получения необходимо проходить ежегодный инспекционный контроль для подтверждения соответствия условий труда. В противном случае – действие сертификата приостанавливается. При отсутствии действий со стороны работодателя документ аннулируется.

Если сертификация проводится по предписанию ГИТ, работодатель должен поставить их в известность о результатах сертификации. В остальных случаях о проведении сертификации контрольно-надзорные органы уведомлять не стоит, так как орган по сертификации регистрирует сертификат в реестре системы сертификации.

Работодатели, которые игнорируют проведение данной процедуры, привлекаются к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Размер штрафных санкций устанавливается в зависимости от правомочности организации.

Получая сертификат соответствия, каждая организация свидетельствует о создании безопасных условий труда на рабочих местах. Кроме того, наличие сертификата указывает на выполнение работодателем трудового законодательства в области охраны труда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Похожие записи

Вам будет интересно

Обычные товары это – Обычные товары и товары Гиффена — КиберПедия

Как внести изменение в штатное расписание – Порядок внесения изменений в штатное расписание

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о