Налоги и налоговое планирование – Основные принципы и методы налогового планирования

налоговый учет, оптимизация налогообложения, налоговая помощь и консультация

Налоговое планирование в настоящее время становится неотъемлемой составляющей любой предпринимательской деятельности. Серьезная конкурентная борьба вынуждает хозяйствующих субъектов грамотно вести налоговый учет, и при этом максимально оптимизировать свои расходы и в первую очередь налоговые платежи.

На сайте рассматриваются правовые аспекты налогового планирования, в доступной форме донесена важная правовая информация о допустимых моделях налогового планирования, правильной организации налогового учета, а также о возможных способах минимизации налоговых рисков при налоговом планировании.

Информация, представленная на сайте структурирована в разрезе основных разделов:

Новости — публикуется свежая информация об изменениях в налоговом законодательстве, комментируются приказы и письма финансовых ведомств, рассматривается арбитражная практика по налоговым спорам

Статьи — актуальные статьи и комментарии налогового права по всем элементам российского и международного налогового учета

Каталог фирм — фирмы, оказывающие налоговую помощь, в части оптимизации, аудита, регистрации оффшоров и налогового консалтинга

Налоговая Консультация — налоговое консультирование посетителей сайта по наиболее сложным и спорным вопросам применения норм налогового законодательства

Документы — налоговые регистры, формы первичных документов учета, налоговая отчетность, а так же правила и порядок их заполнения

Зайдя в один из этих разделов и выбрав интересующую тематику в левом меню сайта будет отобран самый обширный ряд статей, фирм либо консультаций требуемой тематики.

Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности компании — позволяет грамотно организовать налоговый учет, оптимизировать денежные потоки, управлять затратами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость. В свою очередь, на оптимизацию налогов влияют выбор учетной политики, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие элементы планирования, широко освещенные на сайте, ключевыми из которых являются:

Используя даже самые чистые с законодательной точки зрения варианты налоговой оптимизации, практически невозможно избежать налоговых споров и конфликтов с налоговыми органами. К сожалению, в таких конфликтах налогоплательщики поставлены в невыгодные условия, поскольку налоговики наделены государством властными полномочиями и различными правовыми инструментами по принудительному ограничению прав и имущественных интересов налогоплательщиков.

Однако правильное применение налогового законодательства, профессиональная постановка налогового учета, знание своих законных прав, умение использовать предоставленные законодательством гарантии и возможности позволяют налогоплательщикам обезопасить себя от необоснованных действий и решений налоговых органов.

 

Оптимизация налогообложения и налоговый учет

 

В последнее время все более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.

Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Безусловно, любое налоговое планирование связано с определенными предпринимательскими рисками, степень которых зависит от качества и нормативной обоснованности налогового планирования. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. С точки зрения интересов государства — это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.

Полностью избежать налоговых рисков в налоговом планировании практически невозможно.

Сайт содержит полную структурированную информацию обо всех элементах и объектах налогового учета, основными из которых являются: налог на прибыль, НДС, страховые взносы, налог на имущество, НДФЛ, УСН, ЕНВД.

В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.

На сайте всецело рассмотрена сущность и правовое содержание налогового планирования, дается анализ важнейших принципов налогового планирования, а так же исследование методов и моделей налогового планирования и связанных с ними актуальных проблем применения современного налогового законодательства.
Оффшоры позволяют оптимизировать налоговое бремя компаний путем планирования оптимальной структуры бизнеса.

Надеемся, выводы и рекомендации, помогут налогоплательщикам оптимизировать налоговые платежи и отстоять свои права в спорах с налоговыми органами по вопросу о допустимости и законности налоговой оптимизации.

 

Налоговая консультация и налоговая помощь

 

На современном этапе развития налоговой политики и постоянного реформирования систем бухгалтерского учета и налогообложения колоссальным спросом в сфере аудиторских услуг и налогового консалтинга пользуется налоговое консультирование. Рост потребности в налоговом консультировании и оказании налоговой помощи обусловлен и ужесточением политики налогового администрирования со стороны государства в последние годы. Кроме того, учитывая тот факт, что налоговая составляющая общего аудита не в силах охватить весь спектр информации, оказывающей ключевое влияние на налоговые обязательства организации, в связи с чем, аудиторы не могут дать ей гарантии на отсутствие у нее проблем с налоговыми органами и полноты и своевременности сдачи налоговой отчетности, а так же уплаты налогов.

Налоговое консультирование и обслуживание осуществляется в следующих формах:

Большое значение на повышение качества консалтинговых услуг приобретает применение различных форм налогового консультирования и оказания налоговой помощи налогоплательщику. И даже применение инновационных методов налогового консультирования оказание таких услуг не в силах всецело удовлетворить имеющиеся на рынке потребности по налоговому сопровождению субъектов предпринимательской деятельности. В связи с этим широкое применение получила новая отрасль в аудиторской деятельности — налоговый аудит.

Стабильность финансового положения в любой сфере предпринимательской деятельности всецело зависит от величины налоговых обязательств субъекта и оценки его налоговых рисков, что влечет увеличение значимости налогового аудита. Проведение полноценного налогового аудита позволяет всецело изучить, оценить и снизить налоговые риски организации.

Надеемся, сформулированные предложения, представленная на сайте информация, налоговая консультация и выводы окажутся полезными для субъектов предпринимательской деятельности.

Консультация по вопросам бухгалтерского учета осуществляется экспертами сайта Бухгалтерские услуги в Москве, специалистами одного из ведущих бухгалтерских сайтов рунета.

www.pnalog.ru

Елена Сидорова. Конспект лекций по налоговому планированию

   Прежде всего, следует отметить, что современные авторы не дают однозначного определения как собственно налогового планирования, так и объекта, на который направлен этот процесс. Зачастую смешиваются понятия «налоги» и «налогообложение», «налоговый платеж» и «налоговое обязательство», «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка», «налоговая оптимизация», «налоговая минимизация», «налоговое планирование» и «налоговое администрирование».
   Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является непременным и непосредственным ее элементом и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах.
   Существует большое количество определений понятия «налогового планирования». Рассмотрим некоторые из них.
   1. Козенкова Т., главный бухгалтер ИД: Налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству.
   2. Англо-русский банковский энциклопедический словарь Б.Г. Федорова дает следующее определение налогового планирования: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ».[1]
   3. Словарь деловых терминов (Dictionary of Business Terms) Джека Фридмана (Jack P. Friedman), выпущенный издательством Barron’s Educational Series, Inc., определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость – все это примеры налогового планирования».[2]
   Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей.[3]
   4. В учебном пособии Е.Н. Евсегнеева налоговое планирование определено как «законный способ обхода налогов с использование предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств».[4]
   Рассмотрим вопрос о соотношении налогового планирования и налоговой оптимизации, а также экономическую природу последнего. Соответственно, возникает необходимость более детального изучения термина «налоговая оптимизация».
   «Оптимизация» в трактовке А.Б. Райзберга и др. – это «определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, т. е. наилучшее состояние системы».[5] Таким образом речь идет о достижении наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах.
   Следовательно, «налоговая оптимизация – это определение величины налогооблагаемой базы, при которой достигается оптимум хозяйственной системы предприятия».
   Основной задачей налогового планирования можно считать предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
   Налоговое планирование призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования.
   Таким образом, налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (см. схема 3), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Схема 3. Структура налогового планирования

   Проекция конструкции налогового планирования в виде пирамиды (см. схема 3) позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех уровнях налогового планирования, где определяющим видовым признаком является его темпоральность.

   В большинстве стран сложились специальные методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов и существенно ограничить сферу налогового планирования, т. е. создать определенные пределы налогового планирования, которые как правило включают следующие методы:
   1) законодательные ограничения;
   2) меры административного воздействия;
   3) специальные судебные доктрины.
   Рассмотрим их более подробно.

Законодательные ограничения.

   Существует ряд мер, направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов:
   – обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика;
   – обязанность предоставлять налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
   – обязанность удерживать налоги у источников.
   За нарушение налогового законодательства предусмотрены экономические меры ответственности. В ряде стран существуют специальные штрафные налоги (penalty tax), которые применяются к налогоплательщикам в специальных случаях.

Административные воздействия.

   С их помощью создается возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов.

Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов.

   Законодательство Российской Федерации признак могут уклонения от уплаты налогов. Согласно ст. 198–199 Уголовного кодекса Российской Федерации уклонение от налогов признается в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытие других объектов налогообложения.
   Следует отметить, что временные пределы налогового планирования практически не существуют.
   Таким образом, пока происходит совершенствование и изменение налоговой системы, будет иметь место и налоговое планирование.
   Целесообразно выделить еще два вида пределов налогового планирования:
   1) качественные, в том числе законодательные (предел рентабельности, предел цены, предел определенных видов расходов и т. п.), административные и т. п. Кроме того реальные ограничения для налогового планирования создает неопределенность внешней среды создает реальные ограничения для налогового планирования;
   2) количественные, характеризующие возможность снижения налоговой нагрузки и общей ставки налогообложения как в целом по хозяйствующем субъекту, так и по конкретному налогу. Причем по конкретному налогу целесообразно сравнивать достигнутый уровень налогообложения не со ставкой, указанной в соответствующем законе, а с реальной ставкой налогообложения, имевшейся в отчетном периоде.
   К разряду количественных ограничений налогового планирования следует отнести величину издержек, затрачиваемых на внедрение, организацию и осуществление налогового планирования, а также масштабы деятельности фирмы, которые в настоящее время существенно расширяются в условиях происходящей глобализации мировой экономики.

   Основами налогового планирования являются:
   1) учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политик государства;
   2) разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;
   3) правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;
   4) оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.
   Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:
   – платить минимум из положенного;
   – осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;
   – использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;
   – использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
   – не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.
   К принципам оптимизации налогообложения в компании можно отнести:
   1) принцип адекватности затрат;
   2) принцип юридического соответствия;
   3) принцип конфиденциальности;
   4) принцип подконтрольности;
   5) принцип допустимого сочетания формы и содержания;
   6) принцип нейтралитета;
   7) принцип диверсификации;
   8) принцип автономности.
   Таким образом налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.
   В зависимости от важности решаемых задач, степени влияния на конечный финансовый результат деятельности организации можно выделить два этапа налогового планирования – стратегическое и оперативное.
   Стратегическое налоговое планирование представляет собой механизм, позволяющий хозяйствующему субъекту определить основополагающие условия его функционирования с точки зрения оптимизации налогообложения.
   Все принципиальные для организации моменты, такие как: определение цели и задачи, сферы производства и обращения, направления и вида деятельности, выбор организационно-правовой формы и формы собственности, определение структуры и степени ее сложности, месторасположения и т. д., напрямую связаны с налогообложением. Выбор того или иного варианта влечет за собой различные налоговые последствия. От того как будет организовано предприятие, какие формы и направления своей деятельности оно выберет в большой степени зависит уровень его налогообложения, а значит формирование финансовых результатов и перспективы дальнейшего развития. Стратегическое налоговое планирование определяет основные направления и принципы налоговой политики хозяйствующего субъекта и носит длительный характер.
   Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности предприятия и направленных на регулирование уровня его налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет среднесрочный или краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.
   Элементы стратегического и оперативного налогового планирования организации представлены на схеме 4.

Схема 4. Этапы и направления налогового планирования

   Сущность стратегического налогового планирования заключается в том, что при решении важнейших условий своего функционирования предприятие проводит анализ налоговых последствий при выборе того или иного варианта и определяет оптимальный, наиболее соответствующий реализации поставленных стратегических целей.
   На этом же этапе происходит формирование основных элементов налоговой учетной политики организации, которые определяют принципы ведения налогового учета на ряд лет и оказывают прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.
   Практика работы ряда российских организаций показала эффективность одного из элементов налогового планирования – составления информационной налоговой базы конкретного хозяйствующего субъекта. Она включает в себя полный перечень платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по видам деятельности, систему льгот, ставки, источники начисления налогов, сроки уплаты и т. д.
   То есть на этапе стратегического планирования целесообразно формировать так называемое налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и все другие элементы налогового планирования.

Направления стратегического налогового планирования.

   Можно выделить три этапа функционирования организации, когда применение методов стратегического планирования наиболее эффективно и целесообразно.
   Наиболее широкие возможности открываются на этапе создания организации. В этом случае производится оценка альтернативных вариантов функционирования новой хозяйствующей единицы с точки зрения наступления налоговых последствий выбора вида деятельности, структуры и других основополагающих моментов, определяется оптимальный вариант и составляется исходная информационная налоговая база.
   Главной задачей стратегического налогового планирования при этом является определение наиболее эффективных с точки зрения налогообложения условий предпринимательской деятельности образовавшейся организации.
   Большое влияние стратегическое налоговое планирование может оказать также на решения хозяйствующего субъекта при кардинальных изменениях условий его функционирования, в частности при смене собственников, реорганизации, слиянии, расширении, переориентации на другие виды деятельности и т. д. В данной ситуации в ходе планирования проводится анализ вводимых изменений и оценка их эффективности с точки зрения налогообложения. Задачей здесь является определение наиболее рациональных путей осуществления запланированных изменений.
   И, наконец, в том случае, когда основные направления, структура, налоговый статус и месторасположение хозяйствующего субъекта уже определены, он работает и не планирует каких-либо серьезных изменений в своей деятельности, внедрение элементов стратегического налогового планирования тем не менее имеет место. Оно заключается в проведении анализа уже существующих условий функционирования организации, составлении информационной налоговой базы и формировании «налогового поля» для осуществления на этой основе оперативного налогового планирования.
   Таким образом элементы стратегического налогового планирования необходимо применять на любом этапе существования хозяйствующей единицы.

Направления оперативного налогового планирования.

   Оперативное налоговое планирование осуществляется по двум основным направлениям.
   Первое направление – расчет, анализ и управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакам, и составление на этой основе среднесрочных и краткосрочных планов налоговых платежей.
   Воздействие на налоговые базы, управление ими является одной из основных задач налогового планирования. Для этого налоги необходимо дифференцировать и сгруппировать по каким-либо признакам. На практике часто применяется группировка налогов по источникам их уплаты, что определяет необходимость подхода к управлению их уплатой за счет цены продукции, себестоимости, прибыли организации.
   Однако более действенным представляется метод дифференциации налогов по одинаковой или сходной налоговой базе, принимаемой за основу. Это значительно упрощает процедуру плановых расчетов, а значит и процесс анализа и управления. Следуя этому принципу, можно составить несколько налоговых групп. Основными базами, принимаемыми за исходную точку расчетов, являются: объем выручки от реализованной продукции (работ, услуг), фонд оплаты труда, стоимость имущества (всего или отдельной его части), прибыль. Внутри налоговой группы определение налогооблагаемой базы по каждому конкретному налогу происходит по принципу «от простого – к сложному», а между группами фиксируются прямые и косвенные связи. Производится анализ состава налоговых баз по каждому налогу с целью регулирования величин элементов, входящих в базы обложения и размеров налогов.
   Принцип «от простого – к сложному» предполагает поэтапный расчет налогов одной группы в зависимости от усложнения их налогооблагаемой базы.
   Далее устанавливаются и фиксируются связи между налогооблагаемыми базами и группами налогов.
   Внутри группы анализируется состав налоговых баз по каждому налогу с целью регулирования величин элементов, входящих в налоговые базы, и размеров налогов. Это направление включает в себя анализ предоставленных законодательством налоговых льгот и оценку эффективности их применения, а также определение оптимальных вариантов налогового и бухгалтерского учета.
   На основе расчета налоговых баз составляются конкретные планы налоговых платежей. В зависимости от специфики деятельности организации это могут быть трех-, двухгодичные планы, которые разбиваются на более короткие периоды. Например, организациям, осуществляющим издательскую деятельность и распространяющим свои издания по подписке, целесообразно составлять полугодовые планы в соответствии со сроками подписки; предприятиям в области образования – планы, соответствующие по сроку учебному периоду, и т. д.
   Необходимо отметить, что на данном этапе планирования для расчета величин налогов на основе налоговых баз следует применять укрупненные показатели, оказывающие определяющее или значимое влияние. Соответственно факторы, не играющие существенную роль, нужно свести к минимуму, что значительно упростит и ускорит процесс расчета и анализа.
   Следующий элемент оперативного налогового планирования – налоговый календарь. Главная задача при составлении налогового календаря – четкий прогноз суммы уплаты налогов по конкретным датам. Если для среднесрочного планирования уместны укрупненные расчетные показатели, то для месячного плана, каковым является календарь, необходимы точные, выверенные данные, подлежащие ежедневному уточнению. Задачей этого этапа планирования является также контроль своевременности уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, т. к. нарушение сроков их перечислений неизбежно влечет за собой серьезные штрафные санкции.
   Второе направление оперативного налогового планирования – составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителями предприятий. Как правило сначала принимается решение, например о выпуске новой продукции или создании нового структурного подразделения, производятся определенные действия – юридические, производственные и пр., осуществляются материальные вложения и лишь потом, в момент непосредственной уплаты налогов, выясняется, какие налоги, в каком размере, куда уплачиваются и какие при этом могли быть альтернативные действия. Только рассмотрение всех возможных вариантов с применением метода составления компьютерных финансовых моделей, их оценка с точки зрения налоговых последствий с учетом дисконтирования денежных потоков и выбор на этой основе наиболее оптимального варианта уже на начальной стадии работы над новым проектом может обеспечить успешное его внедрение и дальнейшее осуществление.
   То же самое касается и текущих хозяйственных и финансовых операций. Налоговое планирование предполагает проведение анализа всех сделок на стадии их оформления, заключения договоров. От того как изложены те или иные условия соглашения во многом зависит величина возникающих при этом налоговых обязательств. При наличии постоянных или однотипных операций необходимо разработать унифицированные формы договоров, других необходимых документов, виды типовых бухгалтерских проводок, а также регистры налогового учета. В их разработке должны участвовать одновременно производственные, юридические, финансовые и бухгалтерские службы (или специалисты) организации.

thelib.ru

виды, этапы, оптимизация налогообложения 2019

Независимо от вида деятельности, каждый налогоплательщик обязан вносить в пополнение государственного бюджета свою лепту. И хотя избавиться от обязательства уплаты налогов невозможно, всегда есть вероятность их существенного снижения. Для этого каждый предприниматель периодически осуществляет налоговое планирование.

Эта процедура является одной из важных составляющих элементов финансового планирования. Вся суть налогового планирования сводится к выбору и последующему применению законных способов и приемов, позволяющих снизить величину налоговых обязательств. И если налогоплательщик регулярно не будет заниматься осуществлением этой процедуры, то в конечном итоге это негативно отразится на хозяйственной деятельности предприятия. От отсутствия налогового планирования (НП) пострадает доходность предприятия.

Существенное снижение используемых в развитии оборотных средств приведет к финансовой неустойчивости. Налоговое планирование на предприятии является важной и обязательной процедурой, от которой зависит не только величина налогов, но и развитие предприятия. О налоговом планировании следует задумываться еще в процессе подготовки предприятия к будущей деятельности.

Виды и этапы НП

Налоговое планирование в организации является одним из обязательных пунктов, которое присутствует в бизнес-плане независимо от сферы, к которой относится вид деятельности предприятия. Оно помогает подобрать оптимальные пути решения как при выборе системы налогообложения, так и вариантах снижения налога. В каждом случае НП дает возможность вовремя провести изменения в экономической и финансовой политике, не выходя за рамки закона.

Применение НП в каждой ситуации проводится с использованием разных методов, актуальных на момент его проведения. Подбор инструментов и методов осуществляется на основании проводимых предприятием налоговых сделок и других процедур, требующих оплаты налогов.

Для эффективного проведения НП руководство компании занимается процедурой анализирования выбранного ранее и применяемого теперь вида налогообложения. Во время анализа в используемой системе налогообложения руководитель обязан точно определить существующие в этой системе достоинства, а также выявить все его слабые места. На самом деле простого ознакомления с условиями и возможностями присутствующих в используемой системе налогообложения недостаточно для полного понимания всей картины.

Чтобы создаваемая картина была в полном объеме, необходимо взять во внимание всю деятельность фирмы и составить список, в котором будут отображены основные поставщики и потребители выпускаемой предприятием продукции либо услуг. Когда отражение всех спектров деятельности предприятия будут отображены, происходит непосредственно изучение применяемого на текущий момент системы налогообложения. Во время ее изучения для сравнения и анализа могут применяться используемые компанией договоры и первичные документы налогового учета.

После этой процедуры наступает следующий шаг в налоговом планировании – расчет текущей величины налоговой нагрузки. И лишь после всех вычетов и подсчетов наступает самый главный момент — выбор метода, способствующего улучшению хозяйственной деятельности. Перед тем как сделать окончательный выбор в пользу заинтересовавшего метода, нужно провести дополнительный анализ его применения. То есть следует рассмотреть все возможные последствия, которые могут наступить после применения выбранного метода снижения налоговой нагрузки и увеличения деятельности предприятия.

Для этого нужно составить список будущих мероприятий, имеющих непосредственное отношение к планированию налогов. Нужно, чтобы к каждому налогу имелось детальное описание. Затем необходимо осуществить расчет величины всех налогов, которые нужно будет уплачивать при выборе определенного метода. После выполнения расчетов проводится разработка документации по методу налогового планирования, который был ранее выбран и впоследствии утвержден. Все этапы, из которого состоит процесс налогового планирования, направлены на достижение увеличения деятельности компании, осуществляемой за счет оптимизации налогообложения.

Оптимизация налогообложения

Да, большая часть успеха развития предприятия зависит от правильно составленного налогового планирования. Но в действительности это только полдела на пути к желаемой цели. Для того чтобы деятельность предприятия действительно пошла в гору, необходимо помимо составления НП еще и внедрять его в жизнь. При внедрении стоит учитывать один аспект. Малейшее уклонение от условий, присутствующих в НП, может стать причиной снижения деятельности предприятия. Это требование относится ко всему, не только к правильно оформляемым документам, но и к профессионализму работников.

Также для достижения увеличения деятельности компании не стоит раскрывать секрет успеха другим лицам. Пусть выбранный метод планирования останется в стенах компании. Помимо применения метода, следует весь период своевременно осуществлять уплату налогов и сдачу отчетности. Хоть эти действия не способствуют увеличению дохода, зато они помогут избежать дополнительных расходов, связанных со штрафами.

saldovka.com

Налоговое планирование как основной метод оптимизации налоговых потоков

Актуальность темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства, которая определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

Налоговое планирование — законная деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход [1, с.15].

В России созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются теоретические положения и методические основы налогового планирования в организациях.

Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями рыночной конкуренции и стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению налоговых расходов и увеличению собственных средств для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.

Как любая экономическая категория налоговое планирование строится на определенных принципах, которыми являются законность, обязательность, эффективность, перспективность, взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.

Налоговое планирование, тесно взаимодействует с маркетингом, финансами предприятий, бухучетом, кадровой политикой, снабжением. Оно служит одним из основных инструментов расчета показателей эффективности деятельности предприятия. Значит, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплексе финансового менеджмента.

Налоговое планирование на уровне предприятия называют корпоративным налоговым планированием. Оно предполагает выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании.

На практике используются следующие методы налогового планирования: ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения.

Метод ситуационного налогового планирования — наиболее простой и доступный для любого предприятия, поэтому он нашел самое широкое применение. Предприятие на основе своего устава и иных учредительных документов, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и статистическими нормативами, определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, уточняет ставки и льготы. Формируется налоговое поле предприятия. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых предприятие участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса. Затем образуется система договорных отношений предприятия с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями [2, с.26].

К численным балансовым методам относятся: метод микробалансов, метод графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод и статистический балансовый метод.

Метод микробалансов состоит в следующем. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности предприятия в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволяет выбрать более выгодный вариант.

Матрично-балансовый метод применяют для полных и всесторонних исследований. Это достаточно простой многопараметрический метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Методы исследования матриц позволяют устанавливать наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями. Математический анализ этих связей может быть дополнен экономическими условиями, позволяющими определить неявные (опосредованные) связи.

Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретного предприятия от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности. Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основой для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности. Применение данного метода ограничено тем, что в настоящее время в России нет широкой практики публикации балансов и финансовых отчетов предприятия.

Метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе презумпции, что действуют всего два налога, а именно: косвенный налог (НДС, акцизы) и налог на прибыль организаций. Ряд налогов игнорируется в силу своей незначительности либо выводятся с помощью определенных итераций к одному из этих двух видов налогов. Записывают уравнение, которое показывает долю налоговых отчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, а также позволят получить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями (величиной налога на имущество организаций, величиной амортизационных отчислений, величиной единого социального налога, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величины процентов, выплачиваемых за их использование). Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой оптимизации, можно оценить их влияние на величину двух основных (базовых) налогов, взимаемых с хозяйствующего субъекта.

В корпоративном налоговом менеджменте особое значение имеет бюджетирование, в ходе которого прогнозируются суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без налогового бюджетирования сложно добиться реальности и эффективности общего бюджетирования предприятия, грамотно поставленное налоговое бюджетирование принесет организации существенный финансовый эффект.

В организации служба налогового планирования осуществляет следующие функции:

—                   готовит среднесрочные и долгосрочные комплексные налоговые планы, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы, организует контроль за выполнение подразделениями плановых налоговых заданий;

—                   осуществляет координацию проведения исследований, направленных на повышение эффективности мероприятий налогового планирования;

—                   дает необходимые рекомендации по вопросам налогообложения с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутацию организации;

—                   участвует в рассмотрении исков к налоговым, таможенным органам в арбитражных судах;

—                   следит за изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые документы;

—                   осуществляет методическое руководство и организует работу по налоговому учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности в целях налогообложения, разработку рациональной с точки зрения налоговых последствий учетной политики;

—                   осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды;

—                   оказывает методическую помощь работникам подразделений организации по вопросам налогообложения и налогового учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

Эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем оптимизации налоговых платежей [3, с.25].

Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:

—                   придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;

—                   свести к минимуму налоговые обязательства;

—                   максимально увеличить прибыль;

—                   разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;

—                   эффективно руководить денежными потоками;

—                   избегать штрафных санкций.

Каждому предприятию необходимо осуществлять налоговое планирование для достижения наибольшего финансового процветания. Профессионально выполненное налоговое планирование — важный шаг к развитию предприятия.

Литература:

1.      Налоговый менеджмент. Учебное пособие / С. В. Барулин, Е. А. Ермакова, В. В. Степаненко. М.: ОМЕГА-Л, 2011.- 269 с.

2.      Боброва А. В., Головецкий Н. Я. Организация и планирование налогового процесса. — М.: Экзамен, 2012.- 251 с.

3.      Стороженко О. Г. Проблемы налогового планирования на корпоративном уровне // Бюллетень финансовой информации. — 2011. — № 9–10.- С. 25.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое планирование, хозяйствующий субъект, предприятие, налоговое законодательство, матрично-балансовый метод, косвенный налог, финансовый поток предприятия, статистический балансовый метод, двухкоординатная система налогообложения, налоговый учет.

moluch.ru

Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы

Новая страница 1


Налоговые платежи составляют значительную долю
финансовых потоков хозяйствующих субъектов. Поэтому управление налогообложением
как вид деятельности на предприятии входит в практику хозяйственной жизни. Среди
способов управления налогообложением важное место занимает налоговое
планирование.


Сущность налогового
планирования

заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все
допустимые законом средства, приемы и способы (в т.ч. и пробелы в
законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Таким образом, налоговое планирование — это законный способ
уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом
льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.


Налоговое планирование подразделяется на 2 вида:
корпоративное и личное. Корпоративное налоговое планирование
предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых
установок организации с учетом величины возможных налоговых последствий.
Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а потому основной
задачей налогового планирования является выбор такой системы уплаты налогов,
которая позволяет их оптимизировать. Это означает не только снижение налогового
бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное
распределение налоговых платежей по времени.


Цели налогового планирования:


❏             
соблюдение
налогового законодательства;


❏             
сведение до
минимума излишних налоговых выплат;


❏             
максимальное
увеличение прибыли;


❏             
разработка
структуры взаимовыгодных сделок;


❏             
управление
потоками денежных средств;


❏             
эффективное
сотрудничество с участниками налогового планирования;


❏             
влияние на
законодательные органы власти, налоговые и финансовые органы, суды.


Поскольку возможны различные модели поведения
налогоплательщика, то следует разграничивать понятия «налоговое планирование» и
«уклонение от уплаты налога», «обход налогов».


Уклонение от уплаты налогов

— это несвоевременная уплата налогов, непредоставление документов, незаконное
использование налоговых льгот и т.д.


Обход налогов
— это ситуация, в которой лицо не является
налогоплательщиком в силу различных причин.


Налоговая оптимизация
— это достижение экономического эффекта в виде
уменьшения налоговых платежей путем квалифицированной организации дел по
исчислению и уплате налогов, которая исключает или снижает случаи необоснованной
переплаты налогов. Действия по легальному уменьшению налоговых платежей иначе
называют налоговым планированием, однако понятие налоговой оптимизации намного
шире.


Налоговая оптимизация
— это уменьшение размера налоговых обязательств
посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих
полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых
освобождений и других законных приемов и способов.


Существуют два вида налоговой оптимизации:


1.

Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает
применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя
налогоплательщика в процессе всей его деятельности.


2.

Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой
совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика
в каждом конкретном случае.


Таким образом, налоговое планирование
это комплексное и целенаправленное применение налогоплательщиком мер,
направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой
оптимизации.


Налоговое планирование может использовать юридические
пробелы в законодательстве, а также толкования норм налогового права в пользу
налогоплательщика. Но данный метод носит нерегулярный и рискованный характер,
поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу
невозможно.


Принципы налогового
планирования
:


1.                
Налоговое планирование не
должно нарушать закон.


2.                
Принцип разумности уплаты
налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т.е.
полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги
необходимо в последний день установленного для этого срока.


3.                
Налоги нельзя просто
механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:


❏             
сокращение одних
налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;


❏             
простое
сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый
результат и сдерживает развитие бизнеса;


❏             
механическая
минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и
к ее оспоримости налоговыми органами.


4.                
Планировать налоги следует в
общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного
расчета экономии и потерь, т.е. учитывать многофакторность налоговой
минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий
по минимизации налогового бремени.


5.                
Кредо налогового планирования —
ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве.


6.                
Сокращать налоги нужно не путем
ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией
деятельности всего предприятия.


7.                
Принцип конфиденциальности.


8.                
Необходимо уделять внимание
документальному оформлению.


Элементы налогового
планирования:


❏             
стратегия
оптимального управления предприятием и план ее реализации. Наиболее эффективным
способом увеличения прибыли является не механическое сокращение налогов, а
построение такой системы управления и принятия решений, при которой оптимальной
является вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает устойчивое сокращение
налоговых потерь на долгосрочную перспективу;


❏             
учетная политика,
т.е. выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и
налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов
хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы
погашения стоимости активов, способы применения счетов бухучета и обработки
данных;


❏             
должное состояние
бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать информацию и для
налоговых целей. Для того чтобы предприятию было выгодно сделать информацию
бухгалтерского учета прозрачной, т.е. понятной как в отношении принятия
инвестиционных решений, так и при расчете налогов, необходимо создать
соответствующие условия;


❏             
схемы налогового
планирования, которые логично и естественно вписываются в бизнес клиента и
служат обоснованием законного снижения налогов. Если схема будет выглядеть
неубедительно, контролирующие всегда найдут доводы, чтобы оспорить всю схему
либо доставить неприятности постоянными проверками;


❏             
налоговый
календарь, необходимый для контроля за правильностью исчисления и соблюдения
сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности;


❏             
четкое исчисление
обязательств (налоговых и прочих), недопущение дебиторской задолженности по
договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 3-х месяцев.


Процесс налогового планирования состоит из нескольких
взаимосвязанных этапов, которые не следует рассматривать как четкую и
однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение
налоговых обязательств.


 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (17), ноябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

peomag.by

Похожие записи

Вам будет интересно

Табачный ларек бизнес план – Как открыть табачный киоск. Подробная инструкция.

Примерный бизнес план – Бизнес-планы готовые примеры

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о