Правило золотого – Золотое правило нравственности — Википедия

Содержание

Золотое правило нравственности — Википедия

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии[1] и является основополагающим мировым этическим принципом.

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.

Мыслитель Xристиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (лат. justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

  • принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;
  • принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;
  • принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Можно заметить два аспекта правила:

  • отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;
  • положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия»[2].

Западногерманский профессор XX века Г. Райнер также выделяет три формулировки «золотого правила» (перекликающиеся с трактовками Христиана Томазия и В. С. Соловьева)[3]:

  • правило вчувствования (Einfühlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»;
  • правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»;
  • правило взаимности (Gegenseitigkeitsregel): «как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним».

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами»[4].

В той или иной форме встречается у Фалеса Милетского[5], Гесиода[6], Сократа[7], Платона[7] , Аристотеля[8] и Сенеки[5][9][10][11][12][13].

В иудаизме[править | править код]

В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущими раввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши своё золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись»[5][14].

В христианстве[править | править код]

В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.

  • В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:38—40)
  • В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:32—34).
  • В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31).

Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.

  • В Послании к Римлянам апостола Павла: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8—10).
  • В Послании к Галатам апостола Павла: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13—15).
  • В Послании Иакова: «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак. 2:7-9).
  • В Деяниях Апостолов: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:28,29).

Блаженный Августин писал о золотом правиле в «Исповеди» в 1-й книге (гл. 18) в негативной трактовке: «И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь»[5].

Папа Григорий Девятый в 1233 году в письме к французскому епископу указывал: «Est autem Judæis a Christianis exhibenda benignitas quam Christianis in Paganismo existentibus cupimus exhiberi» («Христианам следует относиться к иудеям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим в языческих землях»)[15].

В исламе[править | править код]

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»[5][16].

В индуизме[править | править код]

Перед Битвой на Курукшетре, о которой повествуется в «Махабхарате», и которая произошла не позднее 1000 года до н. э., Видура поучает своего брата царя Дхритараштру[17][уточнить]:

Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма — прочее проистекает от желания.

Оригинальный текст (санскрит)

na tat parasya samdadhayat pratikulam yad atmanah
samgrahenaisa dharmah syat kamad anyah pravartat

В Упанишаде возникает новая идея об отсутствии разницы между конечным и вечным, что выражает в так называемая упадишадская формула единства: санскр. tát túvam ási, то есть «Это есть ты!». Эта же формула может быть истолкована в виде золотого правила как выражение желания увидеть себя в другом человеке[5].

У Конфуция золотое правило сформулировано в негативной трактовке в его «Беседах и суждениях»[18]. Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» (子貢問曰:“有一言而可以終身行之者乎?”子曰:“其恕乎!己所不欲,勿施於人。” Вэй Лин Гун, 24). Иначе этот вопрос-ответ звучит как: «Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому»[5]. Схожие принципы, помимо конфуцианства, встречаются в даосизме и моизме.

Распространение золотого правила на мир природы[править | править код]

Принцип взаимности золотого правила распространяется и на мир природы:

Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ.

Тот, кто собирается взять заострённую палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.

Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, чёрные и жёлтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут чёрные и жёлтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.

Представитель немецкой классической философии Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив в своём труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и развивает в «Критике практического разума» (1788):

… поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом.

Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке[20]:

… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет[21]:

Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi fieri non vis alteri ne feceris может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.

Нравственный закон, не зависящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным.

В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, то есть внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга.

В светской гуманистической форме правило нравственности формулировал и Жан-Поль Сартр в работе «Экзистенциализм — это гуманизм»[22]:

Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, — всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех.

  1. ↑ От Талиона к Золотому Правилу. Специфика нравственного требования. 2. «Золотое правило» в истории этики // Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности — М.: МГУ, 1974.
  2. Апресян Р. Г. Золотое правило // Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова / Отв. ред. Р. Г. Апресян. — М.: Гардарики, 1999. — С. 25.
    • Reiner H. Die «Goldene Regel»: Die Bedeutung einer sittlichen Grundformel der Menschheit // Zeitschrift fur philosophische Forschung. Bd. 3. 1948. — S. 74;
    • Lexicon fur Theologie und Kirche. Bd. 4. 1960. — S. 1040.
  3. ↑ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [V, 21] / Общ. ред. и вступит ст. А. Ф. Лосева. — М., 1979. — С. 211.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 2 Золотое правило этики (недоступная ссылка) // Клопфер М., Кольбе А. Основы этики М., 2005.
  5. ↑ Философия./ под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. — М.:Академический проект, 2009. — С. 71.
  6. 1 2 Платон. Критон // Платон. Избранные диалоги. — М.: Художественная литература, 1965. — С. 316—317.
  7. ↑ Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1984. — С. 250.
  8. Uchenna B. Okeja, Normative Justification of a Global Ethic: A Perspective from African Philosophy. — Lexington Books, 2013. — P. 124.
  9. Vincent Barletta Death in Babylon: Alexander the Great and Iberian Empire in the Muslim Orient. — The University of Chicago Press, 2010. — P. 31.
  10. ↑ Seneca, Epistulae ad Lucilium, 94, 43.
  11. ↑ Publilius Syrus, Sententiae, sententia 2.
  12. ↑ Seneca, Ep., 94, 67.
  13. ↑ Вавилонский Талмуд, Мишна, Шаббат 31а
  14. ↑ Categorical Imperative.
    • «Изречения Магомета, не вошедшие в Коран» // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. — М., 1956. — Т. 40. — С. 344;
    • Al-Suhrawardy A. The sayings of Muhammad. — New York, 1990. — P. 72.
    • Vidura-niti — Mhb. V. 33—41, V. 39.57;
    • Махабхарата. Книга пятая. Удьйога-парва (книга о старании) / Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. — Л.: Наука, 1976. — С. 97.
  15. ↑ Конфуций (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2370 дней] — историякопия), Конфуций, «Беседы и суждения», 15:24 Архивная копия от 28 февраля 2009 на Wayback Machine, 12:2 Архивная копия от 22 марта 2011 на Wayback Machine.
  16. ↑ Л. Н. Толстой Путь жизни в «Книгах Google»
  17. Иммануил Кант. Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.
  18. Иммануил Кант. I. Основы метафизики нравственности. 1785. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности // Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.
  19. ↑ Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм.

ACADEMIA / Рубен Апресян. «Золотое правило морали. Генезис» / tvkultura.ru (видео-лекция)

ru.wikipedia.org

Что такое правило «золотое сечение» в фотографии

Как известно, снимает не фотоаппарат, а фотограф. Недостаточно купить хорошую фотокамеру и дорогие объективы, чтобы получать интересные профессиональные фотографии, которые будут нравиться окружающим. Нужно научиться настраивать технику и изучить правила композиции. Среди последних особое место занимает правило золотого сечения. Понять что такое правило «золотого сечения» сразу – не так легко, но вникнув и начав использовать при съемке, можно добиться прекрасных результатов, которые будут радовать как самого фотографа, так и тех, кто смотрит ваши работы.

Правило золотого сечения

Это композиционное правило, поэтому начнем с того, что такое композиция, и зачем она нужна.

Композиция – это правильное расположение объектов съемки в пространстве фотографии. Она позволяет расставить акценты в кадре должным образом: выделить главные объекты и убрать или сделать малозаметными второстепенные. Так зритель сможет понять, что хотел сказать своей работой автор.

Среди многих композиционных правил золотое сечение занимает важное место. Не зря его принято называть «божественной пропорцией». Правило гласит, что любой кадр нужно разделить на девять частей. Сделать это помогают 2 горизонтальные и 2 вертикальные линии. В местах, где они пересекаются, возникают 4 точки. Их называют точками силы или узлами внимания. Они считаются самыми активными частями кадра, на которые зритель обращает больше всего внимания. Именно в этих областях снимка лучше всего располагать главное: объекты, действия, другие акценты, которые должны заметить те, кто рассматривает конечный результат.

Но это лишь одна часть правила. В нем также важны пропорции. Композиция кадра, составленного в соответствии с золотым сечением, должна быть сформирована из нескольких частей. Большие и меньшие части фотографии должны быть пропорциональны друг другу и общей длине кадра. Пропорция снимка должна выглядеть так: 1:0.618:1.

Истоки появления правила

Доподлинно неизвестно кому принадлежит первенство в открытии правила. Его приписывают многим древним ученым и деятелям искусства. Но очевидно, что им пользовались еще до нашей эры.

Правило золотого сечения упоминалось в работах Евклида, датируемых примерно 300 годом до нашей эры. В труде «Начала» он использовал деление отрезка в крайнем и среднем отношении, чтобы построить правильный пятиугольник, позже названный золотым.

Также открытие правила приписывают Пифагору. Он обнародовал новые знания. В дальнейшем ими пользовались при возведении различных сооружений, создании барельефов и скульптур.

Золотые пропорции были известны и активно использовались египтянами. Храм Парфенон, пирамида Хеопса, украшения и барельефы из гробницы Тутанхамона были созданы по законам золотого сечения.

Новый виток развития правилу дали открытия итальянского математика Леонардо Фибоначчи. Он обнаружил, что природа и окружающий нас мир подчиняется конкретной схеме, приятной человеческому взгляду. Он выстроил последовательность чисел, благодаря которой появились сетка и спираль Фибоначчи. Они используются для создания правильной композиции в разных сферах и в наши дни. В том числе и в фотографии.

Как пользоваться правилом золотого сечения

Золотые пропорции должен знать каждый фотограф, который стремится или считает себя профессионалом.

Порой бывает непросто расположить объекты на фотографии правильно, чтобы не перегрузить ее. Ведь достаточно выделить несколько главных точек, чтобы снимок стал интересным, приобрел смысл и заставлял зрителя пересматривать его снова и снова.

Как же снимать в разных жанрах, пользуясь правилом золотого сечения.

Портретная фотография

Делая крупный лицевой портрет, лучше всего делать акцент на губах или глазах модели. Расположив их в узлах внимания, можно лучше передать характер и чувства человека.

Снимая человека до пояса, хорошим решением будет выделить глаза и губы. Также в этом виде портрета важное значение могут иметь руки. От их положения зависит настроение и характер человека. Распахнутые или скрещенные, они покажут открытость или закрытость человека, его настроение.

Следуя правилу золотого сечения, лучше оставлять свободное место в той части фотографии, в которую смотрит модель. Например, если она смотрит влево, удачным решением будет разместить ее на правой части сечения.

Если приходится снимать человека в полный рост, лучше располагать его не прямо по центру, а вдоль левой или правой линии сечения. Так кадр станет интереснее для зрителя и ему будет удобно рассматривать фон, изучая мелкие детали, дополняющие общее впечатление от фотографии.

Тоже касается съемки фотоаппаратом группы людей. Они необязательно должны быть в самом центре. Интереснее будет, если каждый человек будет попадать на 2 линии или точки их пересечения.

Точно также можно применять правило золотого сечения, создавая фотографии с животными или предметами в главной роли. Эксперименты приведут к оригинальным и интересным результатам.

Фотографии пейзажей

Есть 2 правила при съемке пейзажей, которые должен знать даже новичок:

  1. Горизонт не должен быть завален. Горизонтальная линия, отделяющая небо от земли не может быть наклонена влево или вправо. Она должна быть строго параллельна верхней и нижней линиям границы фотографии. Если только это не специальная задумка автора, которая помогает ему лучше раскрыть суть снимка;
  2. Горизонт не должен делить фотографию пополам. Линию горизонта следует располагать в нижней или верхней трети кадра. Это зависит от того, какая часть значимее на конкретной фотографии. Если главный объект – небо с невероятными облаками и красками, лучше оставить для него большую часть кадра. Если самое интересное происходит на земле, а небо не представляет собой ничего привлекательного, достаточно уделить ему лишь треть снимка.

Макросъемка

При макросъемке детали и конкретные объекты особенно важны. Поэтому в точках силы должен обязательно располагаться главный объект. Чтобы не отвлекать зрителя на другие детали композиции, фон лучше размыть, заранее настроив фотоаппарат. Например, широко раскрыв диафрагму.

Фотографии движущихся объектов

Снимки, в которых главные объекты движутся, также должны подчиняться канонам композиции, в том числе и правилу золотого сечения.

Здесь важно показать, что объекту есть куда перемещаться, что рамка фотографии не прерывает его движение. Лучше всего снимать главный объект на левой вертикальной линии, если он движется вправо. И наоборот – если он направляется в левую сторону. Так кадр будет выглядеть логично.

Правило золотого сечения очень важно при создании качественных фотографий. Оно помогает оживить творчество, перестать делать безликие снимки, научившись управлять вниманием зрителя, выделять главное, доносить свою идею до окружающих. Это мощный инструмент фотографа, известный с древних времен. Композиция кадра должна быть понятной и интересной. Только так зрителю захочется долго рассматривать фотографию и возвращаться к ней снова и снова. Хороший способ – научиться использовать правило золотого сечения – не только изучить теорию, но и оценить его на практике, рассматривая кадры великих фотографов. Поняв, по какому принципу они строили композицию, можно научиться следовать их примеру.

my-photocamera.ru

🍀 Божественная гармония: что такое золотое сечение: пропорции и принципы

Эта гармония поражает своими масштабами…

Здравствуйте, друзья!

Вы что-нибудь слышали о Божественной гармонии или Золотом сечении? Задумывались ли о том, почему нам что-то кажется идеальным и красивым, а что-то отталкивает?

Если нет, то вы удачно попали на эту статью, потому что в ней мы обсудим золотое сечение, узнаем что это такое, как оно выглядит в природе и в человеке. Поговорим о его принципах, узнаем что такое ряд Фибоначчи и многое многое другое, включая понятие золотой прямоугольник и золотая спираль.

Да, в статье много изображений, формул, как-никак, золотое сечение — это еще и математика. Но все описано достаточно простым языком, наглядно. А еще, в конце статьи, вы узнаете, почему все так любят котиков =)

Что такое золотое сечение?

Если по-простому, то золотое сечение — это определенное правило пропорции, которое создает гармонию?. То есть, если мы не нарушаем правила этих пропорций, то у нас получается очень гармоничная композиция.

Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому.

Но, кроме этого, золотое сечение — это математика: у него есть конкретная формула и конкретное число. Многие математики, вообще, считают его формулой божественной гармонии, и называют «асимметричной симметрией».

До наших современников золотое сечение дошло со времен Древней Греции, однако, бытует мнение, что сами греки уже подсмотрели золотое сечение у египтян. Потому что многие произведения искусства Древнего Египта четко построены по канонам этой пропорции.

Золотое сечение в математике

Считается, что первым ввел понятие золотого сечения Пифагор. До наших дней дошли труды Евклида (он при помощи золотого сечения строил правильные пятиугольники, именно поэтому такой пятиугольник назван «золотым»), а число золотого сечения названо в честь древнегреческого архитектора Фидия. То есть, это у нас число «фи» (обозначается греческой буквой φ), и равно оно 1.6180339887498948482… Естественно, это значение округляют: φ = 1,618 или φ = 1,62, а в процентном соотношении золотое сечение выглядит, как 62% и 38%.

В чем же уникальность этой пропорции (а она, поверьте, есть)? Давайте для начала попробуем разобраться на примере отрезка. Итак, берем отрезок и делим его на неравные части таким образом, чтобы его меньшая часть относилась к большей, как большая ко всему целому. Понимаю, не очень пока ясно, что к чему, попробую проиллюстрировать наглядней на примере отрезков:

Итак, берем отрезок и делим его на два других, таким образом, чтобы меньший отрезок а, относился к большему отрезку b, так же, как и отрезок b относится к целому, то есть ко всей линии (a + b). Математически это выглядит так:

Этот правило работает бесконечно, вы можете делить отрезки сколь угодно долго. И, видите, как это просто. Главное один раз понять и все.

Но теперь рассмотрим более сложный пример, который попадается очень часто, так как золотое сечение еще представляют в виде золотого прямоугольника (соотношение сторон которого равно φ = 1,62). Это очень интересный прямоугольник: если от него «отрезать» квадрат, то мы снова получим золотой прямоугольник. И так бесконечно много раз. Смотрите:

Но математика не была бы математикой, если бы в ней не было формул. Так что, друзья, сейчас будет немножко «больно». Решение золотой пропорции спрятала под спойлер, очень много формул, но без них не хочу оставлять статью.

Ряд Фибоначчи и золотое сечение

Продолжаем творить и наблюдать за магией математики и золотого сечения. В средние века был такой товарищ — Фибоначчи (или Фибоначи, везде по-разному пишут). Любил математику и задачи, была у него и интересная задачка с размножением кроликов =) Но не в этом суть. Он открыл числовую последовательность, числа в ней так и зовутся «числа Фибоначчи».

Сама последовательность выглядит так:

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233… и дальше до бесконечности.

Если словами, то последовательность Фибоначчи — это такая последовательность чисел, где каждое последующее число, равно сумме двух предыдущих.

Причем здесь золотое сечение? Сейчас увидите.

Спираль Фибоначчи

Чтобы увидеть и прочувствовать всю связь числового ряда Фибоначчи и золотого сечения, нужно снова взглянуть на формулы.

Иными словами, с 9-го члена последовательности Фибоначчи мы начинаем получать значения золотого сечения. И если визуализировать всю эту картину, то мы увидим, как последовательность Фибоначчи создает прямоугольники все ближе и ближе к золотому прямоугольнику. Вот такая вот связь.

Теперь поговорим о спирали Фибоначчи, ее еще называют «золотой спиралью».

Золотая спираль — логарифмическая спираль, коэффициент роста которой равен φ4, где φ — золотое сечение.

В общем и целом, с точки зрения математики, золотое сечение — идеальная пропорция. Но на этом ее чудеса только начинаются. Принципам золотого сечения подчинен почти весь мир, эту пропорцию создала сама природа. Даже эзотерики, и те, видят в ней числовую мощь. Но об этом точно не в этой статье будем говорить, поэтому, чтобы ничего не пропустить, можете подписаться на обновления сайта.

Золотое сечение в природе, человеке, искусстве

Прежде, чем мы начнем, хотелось бы уточнить ряд неточностей. Во-первых, само определение золотого сечения в данном контексте не совсем верно. Дело в том, что само понятие «сечение» — это термин геометрический, обозначающий всегда плоскость, но никак не последовательность чисел Фибоначчи.

И, во-вторых, числовой ряд и соотношение одного к другому, конечно, превратили в некий трафарет, который можно накладывать на все, что кажется подозрительным, и очень радоваться, когда есть совпадения, но все же, здравый смысл терять не стоит.

Однако, «все смешалось в нашем королевстве» и одно стало синонимом другого. Так что в общем и целом, смысл от этого не потерялся. А теперь к делу.

Вы удивитесь, но золотое сечение, точнее пропорции максимально приближенные к нему, можно увидеть практически везде, даже в зеркале. Не верите? Давайте с этого и начнем.

Пропорции золотого сечения в человеке

Знаете, когда я училась рисовать, то нам объясняли, как проще строить лицо человека, его тело и прочее. Все надо рассчитывать, относительно чего-то другого.

Все, абсолютно все пропорционально: кости, наши пальцы, ладони, расстояния на лице, расстояние вытянутых рук по отношению к телу и так далее. Но даже это не все, внутреннее строение нашего организма, даже оно, приравнивается или почти приравнивается к золотой формуле сечения. Вот какие расстояния и пропорции:

  • от плеч до макушки к размеру головы = 1:1.618

  • от пупка до макушки к отрезку от плеч до макушки = 1:1.618

  • от пупка до коленок и от коленок до ступней = 1:1.618

  • от подбородка до крайней точки верхней губы и от нее до носа = 1:1.618

Разве это не удивительно!? Гармония в чистом виде, как внутри, так и снаружи. И именно поэтому, на каком-то подсознательном что-ли уровне, некоторые люди не кажутся нам красивыми, даже если у них крепкое подтянутое тело, бархатная кожа, красивые волосы, глаза и прочее и все остальное. Но, все равно, малейшее нарушений пропорций тела, и внешность уже слегка «режет глаза».

Короче говоря, чем красивее кажется нам человек, тем ближе его пропорции к идеальным. И это, кстати, не только к человеческому телу можно отнести.

Золотое сечение в природе и ее явлениях

Классическим примером золотого сечения в природе является раковина моллюска Nautilus pompilius и аммонита. Но это далеко не все, есть еще много примеров:

  • в завитках человеческого уха мы можем увидеть золотую спираль;

  • ее же (или приближенную к ней) в спиралях, по которым закручиваются галактики;

  • и в молекуле ДНК;

  • по ряду Фибоначчи устроен центр подсолнуха, растут шишки, середина цветов, ананас и многие другие плоды.

Друзья, примеров настолько много, что я просто оставлю тут видеоролик (он чуть ниже), чтобы не перегружать текстом статью. Потому что, если эту тему копать, то можно углубиться в такие дебри: еще древние греки доказывали, что Вселенная и, вообще, все пространство, — спланировано по принципу золотого сечения.

Вы удивитесь, но эти правила можно отыскать даже в звуке. Смотрите:

  • Наивысшая точка звука, вызывающая боль и дискомфорт в наших ушах, равна 130 децибелам.

  • Делим пропорцией 130 на число золотого сечения φ = 1,62 и получаем 80 децибел — звук человеческого крика.

  • Продолжаем пропорционально делить и получаем, скажем так, нормальную громкость человеческой речи: 80 / φ = 50 децибел.

  • Ну, а последний звук, который получим благодаря формуле – приятный звук шепота = 2,618.

По данному принципу можно определить оптимально-комфортное, минимальное и максимальное число температуры, давления, влажности. Я не проверяла, и не знаю, насколько эта теория верна, но, согласитесь, звучит впечатляюще.

Абсолютно во всем живом и не живом можно прочесть высшую красоту и гармонию.

Главное, только не увлекаться этим, ведь если мы хотим что-то в чем-то увидеть, то увидим, даже если этого там нет. Вот я, например, обратила внимание на дизайн PS4 и увидела там золотое сечение =) Впрочем, эта консоль настолько классная, что не удивлюсь, если дизайнер, и правда, что-то там мудрил.

Золотое сечение в искусстве

Тоже очень большая и обширная тема, которую стоит рассмотреть отдельно. Тут лишь помечу несколько базовых моментов. Самое примечательное, что многие произведения искусства и архитектурные шедевры древности (и не только) сделаны, по принципам золотого сечения.

  • Египетские и пирамиды Майя, Нотр-дам де Пари, греческий Парфенон и так далее.

  • В музыкальных произведениях Моцарта, Шопена, Шуберта, Баха и прочих.

  • В живописи (там это наглядно видно): все самые знаменитые картины известных художников сделаны с учетом правил золотого сечения.

  • Эти принципы можно встретить и в стихах Пушкина, и в бюсте красавицы Нефертити.

  • Даже сейчас правила золотой пропорции используются, например, в фотографии. Ну, и конечно, во всем остальном искусстве, включая кинематограф и дизайн.

Золотые котики Фибоначчи

Ну и, наконец, о котиках! Вы задумывались о том, почему все так любят котеек? Они же ведь заполонили Интернет! Котики везде и это чудесно =)

А все дело в том, что кошки — идеальны! Не верите? Сейчас докажу вам это математически!

Видите? Тайна раскрыта! Котейки идеальны с точки зрения математики, природы и Вселенной =)

* Я шучу, конечно. Нет, кошки, действительно, идеальны) Но математически их никто не измерял, наверное.

На этом, в общем-то, все, друзья! Мы увидимся в следующих статьях. Удачи вам!

P. S. Изображения взяты с сайта medium.com.

pearative.ru

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» — это… Что такое «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»?



«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»

        одна из древнейших нравств. заповедей, содержащаяся в нар. пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе. Высказывалась др.-вост. и др.-греч. мудрецами, вошла в Евангелие. Кант видоизменил её в своём учении о категорическом императиве.


Философский энциклопедический словарь.


— М.: Советская энциклопедия.
Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.
1983.

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»

общепринятое в этике название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Этому древнейшему принципу моральных представлений человечества, игравшему роль правила житейского благоразумия – если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай и ты зла, – более широкое звучание придал Кант в формулировке категорического императива (см. Императив): человеку следует поступать так, как он считает правильным поступать для всех людей. См. также Правило.


Философский энциклопедический словарь.
2010.

.

  • ЗНАНЕЦКИЙ
  • ЗОЛЬГЕР

Смотреть что такое ««ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»» в других словарях:

  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО — «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» – общепринятое в этике название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Этому древнейшему принципу моральных представлений человечества, игравшему роль правила… …   Философская энциклопедия

  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО — (golden rule) Правило, согласно которому потребление в экономике максимизируется, если темп роста экономики равен предельному продукту капитала. Предположим, что при постоянном устойчивом росте капиталоемкость равна z; если темп роста равен g, в… …   Экономический словарь

  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО — одна из древнейших нравственных заповедей: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе. Высказывалась древневосточными и древнегреческими мудрецами, вошла в Новый Завет …   Современная энциклопедия

  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО — одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в народных пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе. Высказывалась древневосточными и древнегреческими мудрецами, вошла в Новый Завет.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО — «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО», одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в народных пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе. Высказывалась древневосточными и древнегреческими мудрецами, вошла в …   Энциклопедический словарь

  • Золотое правило — Возлюби ближнего, как самого себя (Золотое правило) в авраамических религиях, конфуцианстве, античной философии и в ряде других мировых религий  основополагающий этический принцип. В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»  (Лев.19 …   Википедия

  • «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» — в немарксистской этике так принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Это была, в сущности, одна из первых в истории моральных представлений человечества формулировок… …   Словарь по этике

  • Золотое правило —     одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе . Исторически это требование фигурировало… …   Педагогический терминологический словарь

  • «Золотое правило» — одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в народных пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе. Высказывалась древневосточными и древнегреческими мудрецами, вошла в Новый Завет.… …   Энциклопедический словарь

  • Золотое правило — библейская заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними» древнейший принцип моральных представлений человечества. Немецкий философ Иммануил Кант формулировал его так: человеку следует поступать так, как он …   Начала современного естествознания

dic.academic.ru

Правило золотого сечения и его опровержение

Правила композиции

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей?
Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

 

Правило золотого сечения
На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием «Золотого сечения». Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

 

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

 

Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила «золотого сечения». Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

 

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ПРАВИЛА ТРЕТЕЙ


Андрей ЗЕЙГАРНИК

Когда я опубликовал эту статью с критикой «правила третей» в своем личном блоге, то встретил неожиданное сопротивление даже тех, от кого я совершенно этого не ожидал. Неприятие было очень сильным, но это только укрепило меня в мысли, что это правило не просто получило незаслуженно много внимания, а слишком сильно вдалбливается в голову фотографов. Настолько сильно, что многие из них оказались совершенно не способны посмотреть правде в глаза и критически отнестись к самому правилу, но при этом способны критически отнестись к этому тексту. В конце статьи я вернусь к их типичным аргументам.

Кроме того, меня одновременно порадовало и расстроило количество негативных отзывов, в которых не было серьезных аргументов вообще. Расстроило то, что их было много, а порадовало то, что неприятие без аргументации как раз и доказывает, что это не правило, а, скорее, распространенное заблуждение. Ситуация примерно такая же как с нобелевской премией, присужденной Альберту Эйнштейну. Если спросить, за что ее присудили, то большинство ответит, что за теорию относительности, в то время как на самом деле формулировка была такой: «За заслуги в области теоретической физики и, в особенности, за открытие законов фотоэффекта». С этим правилом ситуация совершенно такая же: большинство часто заблуждается.

Что такое правило третей и как его формулируют

Во многих пособиях для начинающих фотографов часто можно встретить утверждения типа «Правило третей — это мощный композиционный метод превращения фотографий в более интересные и динамичные. Правило третей гласит, что изображение выглядит наиболее интересно, когда изображенные на нем предметы или его зоны разделены воображаемыми линиями, которые делят изображение на трети — как по вертикали, так и по горизонтали» или что-нибудь в таком духе. Хочу подчеркнуть, что эта формулировка принадлежит не мне, а скопирована с одного из Интернет-сайтов. Ссылку давать бессмысленно, потому что таких сайтов и пособий слишком много.

Иногда пишут еще хуже: на линии третей должны ложиться главные композиционные элементы. Приведу, пример наугад, взяв его из одной из многих тысяч страниц в Интернете, посвященных данному вопросу.

Хорошая картинка? По-моему, бездарная. А вот какая картинка приведена в Википедии:

Интересная и динамичная? Да нет, тоже бездарная. Весьма скучная, совершенно статичная, не вызывающая интереса.

Очень хорошо, теперь мы знаем первый важный момент: если правило третей выполняется, то картинка не становится автоматически интересной и динамичной. Другими словами, если правило третей и соблюдается, то это еще не значит, что фотография будет хорошей. Примеры вы видите сами и можете найти массу других.

Как использовали правило классики живописи?

Давайте возьмем несколько картинок с сайта, где приводятся наиболее известные произведения изобразительного искусства, что-то типа «100 лучших картин на все времена». Я выбрал несколько случайных файлов с изображением картин и прочертил линии, делящие кадр на три части. Посмотрим, как великие мастера использовали правило третей.

Вот, например, всем известная Мона Лиза Леонардо да Винчи:

Что попало на трети? Да практически ничего важного. Немного подбородка и немного почти скрытой кисти левой руки. Глаза — мимо, губы — мимо, грудь — мимо, контрастные светлые пятна (лицо, грудь, правая рука) — все мимо, линия горизонта — мимо. Почти все мимо линий, которые делят кадр на трети.

Как насчет Холбейна?

Ура! Здесь на нужную линию попала нижняя часть полочки и кисть руки. Остальное мимо. Да он издевался! Столько геометрических форм и все мимо третей!

Может быть, нам поможет Рождение Венеры Боттичелли? Посмотрим…

Вы что-нибудь видите из важных элементов на третях? Я — нет.

Возьмем что-нибудь из другой оперы. Пусть это будет Ренуар.

Он что специально промахивался? На нужную линию попала только фигура человека в черной шляпе на заднем плане. Наверное, чтобы его все заметили. Он тут главный, а остальное — почти фон?

Отдельное спасибо Дали. Горизонт, края двух прямоугольных предметов попали. Ну, хоть что-то!

Возьмем Руссо:

Лев вписался в трети. Это хорошо. Ну, еще по мелочи кое-что. Но все остальное немного мимо цели.

Мунк, понятное дело, издевался:

Я предлагаю закончить эту часть Шагалом. У него все так геометрично и контрастно! Сейчас мы все увидим!

Ну надо же! Только глазик? Как-то маловато…

Какой можно сделать вывод из серии этих изображений? Я думаю, вы и сами поняли, что как-то с правилом третей у мастеров кисло выходит, по крайней мере, в той формулировке, в какой оно взято мной с одного из сайтов. Давайте зафиксируем второй важный вывод: Чтобы получить интересное изображение, совершенно необязательно думать о третях. Мастера им пользовались довольно вяло.

Золотое сечение

Многие утверждают, что это слегка упрощенное «правило золотого сечения». Немного «математики»: золотое сечение — это деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Это довольно просто, если немного подумать. Нетрудно подсчитать отношение короткой стороны к длинной. Оно примерно составляет 0.618. А где проходит линия трети? Где-то рядом 0.66(6). Математика золотого сечения очень интересная. Любознательный читатель найдет много полезного в википедии.

Что нам это дает для конструирования динамичного интересного кадра? Абсолютно ничего! Математика вообще крайне редко или даже вообще никогда не помогает создавать визуальную гармонию в изобразительном искусстве и фотографии. Поэтому, если вы не увлекаетесь нумерологией, про золотое сечение смело можно забыть. Это третий важный пункт.

Должен заметить, что во время дискуссии в блоге многие принимали критику правила третей, но тут же говорили: «На самом деле, выполняется не правило третей, а правило золотого сечения». Откровенно говоря, это правило еще хуже. Тут дело в том, что делить кадр на равные части легко и просто, и человеческий глаз это невольно делает, а вот найти какое-то «невероятно правильное, точное и золотое» деление кадра на глаз практически невозможно. Магия золотого сечения — это фетиш. Красивая математика, но не более того. Людям свойственно верить в чудеса, магические числа, пришельцев, чудодейственные свойства пирамид и прочую ерунду. Чтобы проиллюстрировать это, позволю себе описать одно исследование, проведенное учеными.

Сотрудники факультета психологии Университета Калифорнии в Лонг Бич Барру Сингер и Виктор Бенасси провели любопытное исследование и опубликовали статью под названием «Некоторые люди постоянно одурачены» («Fooling Some People All the Time»; это название цитирует известное высказывание Авраама Линкольна: «You can fool some of the people all of the time, and all of the people some of the time, but you cannot fool all of the people all of the time.»). Суть исследования была такой: в студенческую аудиторию в этом университете пригласили фокусника (Крэйга Рейнолдса). Одной группе студентов он был представлен как аспирант, интересующийся психологией паранормального, и как человек, который продемонстрирует сверхспособности психики. При этом преподаватель явно сказал, что он лично ни в какие такие сверхспособности не верит. После этого больше двух третей студентов (а это факультет психологии весьма престижного университета!) верили, что перед ними только что свершился акт волшебства. Некоторые даже пытались, как могли, защищаться от дьявольщины. Второй группе Крэйг был представлен как фокусник, не претендующий на чудеса. В этой группе более половины студентов считали, несмотря на такое предупреждение, что Крэйг обладает сверхчеловеческими способностями. Я немного упростил описание. Поверьте, что исследование было проведено по всем правилам эксперимента и что придраться было совершенно не к чему. Людям свойственно верить в чудеса и, даже если я буду использовать очень умную аргументацию и попытаюсь убедить читателей в том, что никакой магии золотого сечения не существует, больше половины со мной не согласятся уже потому, что верить во всякую ерунду в природе человека. Если вы дочитали до этого момента и считаете, что золотое сечение — это важное понятие в композиции, не продолжайте чтение дальше, вы зря потратите время.

Что пишут о правиле третей уважаемые люди?

Мне стало интересно, что пишет о правиле третей классик психологии восприятия Рудольф Арнхейм в своей книге Art and Visual Perception: A Psychology of the Creative Eye (Berkeley, University of California Press, 1997). И я ничего у него про такое правило не нашел. Тогда я взял книгу нашего классика по композиции в фотографии Александра Лапина. Сейчас вышло уже пятое издание его книги «Фотография как», которую всем рекомендую. Об этом очень важном правиле я ничего не нашел и там. Обсуждаются традиционные вопросы симметрии, связи, ритмика, равновесие, напряжение и прочие традиционные для вопросов композиции и психологии восприятия понятия и идеи. Кроме того, определенная часть читателей моего блога, получившая классическое художественное образование, о правиле третей даже не слышали.

Что не так с фотографиями, сделанными по правилу третей?

Давайте разберемся, почему фотографии, которые я вначале этой заметки назвал бездарными, смотрятся убого? Есть такое понятие в психологии восприятия: напряжение. Напряжение создается за счет тех элементов изображения, которые находятся «не совсем на своих местах». Например, если объект находится не ровно по центру изображения, а рядом с ним, то это создает напряжение. Если есть симметрия в кадре, которая немного нарушена, то это создает напряжение. Если у изображения есть ритмический рисунок, и он частично нарушен, то это тоже создает напряжение. Напряжение всегда снижает равновесность изображения и заставляет нас разглядывать те места, в которых оно возникает. Чем более сильные напряжения, тем дальше изображение от классической и ближе к экспрессионисткой манере. Неполная симметрия, неполная соразмерность ритма, неодинаковость масштабов элементов изображения — важнейшие источники напряжения, заставляющие нас рассматривать и изучать изображение. Благодаря этому оно становится понятным и запоминающимся.

Немного проиллюстрирую это на примерах:

Фотография Lise Sarfati:

Это изображение, говоря языком нематематическим, симметрично. Но не полностью! Различия между правой и левой стороной заставляют нас вникать в детали снимка.

Фотография Mark Power:

В этой фотографии Марка Пауэра есть ритм в виде повторений похожих элементов. Что заставляет нас разглядывать этот кадр? Повторяемые элементы не идентичны, а похожи; их размеры не одинаковы, а различны; эти элементы расположены не очень закономерно; эти элементы контрастируют с другими по величине элементами. Контрасты и напряжения — алфавит изобразительного языка.

Где нужно помещать важные элементы кадра, чтобы фотография выглядела неинтересно? Да в самых простых местах: центр кадра, его углы, главные диагонали, четверти и (тада-а-ам!!!) трети. Вот мы и пришли, наконец, к ответу на поставленный вопрос. Если вы хотите сделать очень простой, но не очень интересный кадр, активно используйте трети и все перечисленные геометрически правильные места. Кажется, теперь понятно, почему Ренуар промахивался (см. примеры выше). Ну, конечно, в эти места может что-то случайно попасть. Если нарисовать на площади кадра все возможные «особые» линии, на них точно что-то попадет. А если это что-то не точка, а размерный элемент, и если попадание не точное, а приблизительное, то обязательно найдется в хорошем кадре нечто, что попадает на эти линии. Делает ли это обстоятельство «правило» верным? На мой взгляд, не делает, иначе можно было бы сформулировать несметное множество якобы очень полезных правил, но никто же этого не делает.

Два слова о том, почему линии третей особые и какие вообще есть особые линии и точки. Особые и самые простые для нахождения глазом точки — это, в первую очередь, углы кадра. Если мы соединим их линиями, то получим стороны кадра и две главные диагонали. На пересечении главных диагоналей — геометрический центр кадра. Линии, параллельные сторонам, проведенные через центр кадра, делят его пополам. Если делить половинки кадра по тому же принципу, то получим четверти с аналогичными построениями и линиями. Это совершенно очевидные и простые места для нахождения глазом. Далее необходимо вспомнить, что у здорового человека два видящих глаза. Наше зрение бинокулярно, и мы воспринимаем изображение сразу двумя глазами, но вообще-то довольно легко поделить плоскость изображения на три части: центр и две периферийные области — условно левее левого глаза и правее правого глаза. Самое простое (но кто сказал, что самое правильное?) — поделить плоскость на равные части. Кстати, в силу специфики нашего зрения нам удобнее делить кадр по вертикальным линиям третей, а не по горизонтальным. А вот на пять частей нам делить кадр уже намного сложнее. Доказывает ли это, что правило третей из-за этого работает? Конечно, нет. Ведь когда мы говорим о содержательном центре кадра, он чаще всего не совпадает с геометрическим центром. Так же и с третями: содержательное может находится недалеко от особых линий (не только линий третей), но не обязательно на них. Да и удобство деления на равные трети тоже сомнительно. Многое зависит от того, с какого расстояния рассматривается изображение и что изображено.

Аргументы оппонентов

В заключение я кратко рассмотрю типичные аргументы моих оппонентов, которые считают, что правило все-таки есть, и что оно работает.

— Искушенному фотографу с большим визуальным опытом правило третей не нужно, а новичку, который привык ставить что-то важное в центр, не помешает правило, которое будет заставлять его это не делать.

Почему бы просто не порекомендовать новичку не ставить главное в центр? Правило третей тут не причем. Мне кажется, что учить чему-то неправильному, чтобы потом переучивать делать правильно — в целом не очень продуктивная идея.

— Это правило сформулировано для любительской семейной съемки. Не стоит уделять столько времени его критике.

Мне неизвестно, для каких целей его придумали. Сегодня его преподают будущим профессиональным фотографам. Им оно не помогает, а скорее вредит, потому что его использование связано с непониманием важных композиционных приемов.

— Это правило не надо понимать буквально. Важные объекты могут быть объемными и находиться рядом с третями. Точное попадание неважно.

Точное попадание не просто не важно, оно вредно для кадра, как видно из примеров выше. «Неточные попадания» описываются более общими правилами создания напряжения в кадре. Никогда не слышал про «правило четвертей», но оно описало бы все те же явления не хуже, чем правило третей. Делить кадр на одинаковые части в случае четвертей даже легче. Почему мы постоянно слышим только про трети? Более того, если нарисовать “особые линии”, о которых говорится выше, то очевидно, что их довольно много, а важные элементы так или иначе окажутся вблизи некоторых из них, независимо от общего качества композиции. Посмотрите сами, на кадр с обозначенными половинами, третями, четвертями и главными диагоналями:

Других существенных контраргументов практически и нет. Мне кажется, для серьезного фотографа мыслить в терминах правила третей непродуктивно. Гораздо полезнее мыслить в терминах равновесия, напряжения, контраста, ритма и т.п. или приобретать визуальный опыт и делать хорошие фотографии по наитию, не анализируя кадр, пока он еще не сделан.

Копипаст:

http://www.fotopapa.com/article/zolotoe-sechenie-pravilo-tretei-v-fotografii.html

http://photo-element.ru/analysis/thirds/thirds.html

elims.org.ua

My Kitchen Stories — Кулинарный фото блог: Основы композиции. Правило золотого сечения. Правило третей.

     Фотография
во многом схожа с рисунком. Только художник в руках держит кисть, а фотограф
камеру.  Любой рисунок начинается с
выбора объекта и расположения его на бумаге.  В
природе, архитектуре, в человеке уже все скомпоновано, все пропорционально и
фотографу остается только нажать на кнопку. 
Но когда он смотрит на снимок, оказывается что ту красоту, которую он
видит глазами, он не отобразил на фотографии. Почему так происходит? И что
нужно делать для того чтобы получить красивую фотографию?

Когда
мы смотрим на красивый пейзаж, мы взглядом охватываем все вокруг, потом по
отдельности рассматриваем речку, 
деревья,  как падают лучики
солнца, рассматриваем, как играют тени, какие присутствуют цвета, и все вместе
создает впечатление красивой картинки. Помимо зрительного восприятия, мы
чувствуем тепло, запах воздуха, слышим пение птиц, все это усиливает наше
восприятие картинки.

Зрение
человека бинокулярное, мы смотрим на один объект одновременно с двух разных точек (правым и
левым глазом), это позволяет нам видеть изображение трехмерным (то есть видеть
глубину пространства).

Фотография
же изображает только высоту и ширину, так как мы снимаем только с одной
точки. Задача фотографа показать объём
объектов, глубину пространства, передать атмосферу, движение, эмоции с помощью
различных инструментов. Посмотрев в видоискатель, мы понимаем, что не все что
мы видим глазами попадает в рамки кадра, нам приходится выбирать интересные
объекты, кадрировать то, что видим в реальности, выбирать и размещать объекты в
рамках  видоискателя. Для того что бы
получить красивую фотографию не достаточно просто нажать на кнопку, необходимо
подумать о композиции картинки, чем мы заполним кадр, как и где будут
размещаться объекты.

И
так что же такое композиция?

Композиция
с латинского означает «составлять, сочинять, располагать» .

Композиция
– это набор правил и приемов о правильном расположении объектов в единое
гармоничное целое, в рамках одной плоскости (фото снимка или листа бумаги). Знание и соблюдение правил
композиции, делает снимок более выразительным, помогает фотографу сделать
акценты на главных объектах, и привлечь внимание зрителя. 

Основные
составляющие композиции:


Правило третей и правило золотого сечения


Правило диагоналей и диагонального золотого сечения.


Движение и ритм в фотографии


Точка съемки и ракурс
Этот список можно продолжать и продолжать, но пока остановимся на этом.

Правило
золотого сечения и числа Фибоначчи. 

Использование правила золотого сечения, позволяет нам достичь гармонии в композиции с помощью определенных пропорций и чисел. Считается, что первым вывел это понятие Пифагор (VI в. до н.э.) позаимствовав знания у египтян и вавилонян. Это правило применяли математики, архитекторы, художники, биологи.

Если говорить точнее, золотое сечение — это деление целого на две не равные части,  в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот.
     В математеке это легко продемонстрировать на отрезке, тогда становится понятнее о чем речь.

А:B=B:C  и C:B=B:A
      Это соотношение обозначается буквой φ =0,618= 5/8. Меньший отрезок соответственно = 0,382 = 3/8, а весь отрезок принимаем за единицу.

      Когда мы говорим о фотографии, то мы плоскость нашей картинки делим на части по принципу золотого сечения. То есть от края каждой плоскости на расстоянии 5/8 и 3/8 проводим линии. Точки пересечения линий зачастую называют — «зрительным центром», так как взгляд человека задерживается именно в этих точках, и там мы стараемся размещать главные объекты композиции.
В своей камере вы можете включить сетку в видоискателе и расчитать где находятся эти точки, таким образом во время сьемки вы будете подготовлены и будете знать где лучше размещать объекты сьемки.

     Можно изготовить вот такой циркуль. Его использовали древнегреческие архитекторы при постоении храмов, используя золотое сечение.

   

     Арифметическим выражением золотого сечения является ряд Фибоначчи.
     Фибоначчи итальянский математик, изучая природные явления открыл золотую пропорцию чисел.
     Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Числа стоят в особенной последовательности так, что каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих 2 + 3= 5; 3 + 5= 8; 5 + 8= 13, 8 + 13= 21 а отношение чисел, которые расположены рядом, приближается к отношению золотого деления. Например, 21 : 34= 0,617, а 34 : 55= 0,618.
    Применение золотого сечения и чисел Фибоначчи наблюдается в природе, в анатомии человека. Например количественное соотношение частей тела соответствует числам из ряда Фибоначчи. Если сопоставить длины фаланг пальцев и кисть руки, то можно заметить что это соотношение равно золотому делению.

Посмотрим несколько фотографий, с применением правила золотого сечения.

        Правило третей
     Это
«упрощенный» вариант «золотого сечения». Во время сьемки зачастую применяется правило третей.  Суть заключается в следующем: мы делим
изображение на 3 равных части по горизонтали, и на 3 равных части по вертикали.
Таким образом, мы получаем 9 равных частей. 

Основные
объекты размещаются вдоль линий либо в точках пересечений линий.
Рассмотрим на примере фотографии ночного Киева. На изображение мы накладываем сетку с линиями делящими на трети. Смотрим как
лучше разместить объект сьемки, и чем заполнить кадр. Это лучше делать сражу же в видоискателе, нежели потом кадрировать, тем самым ухудшая качество изображения. Главный объект церковь, мы размещаем ее находится вдоль вертикальной линии. Купол церкви находится в точке пересечения. Линия горизонта лежит вдоль линии третей.

Применив правило третей, мы кардинально не изменили фотографию, мы просто придали больше значимости объекту сьемки.
Очень удобно использовать это правило для размещения горизонта (на верхней или нижней линии).

Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.

Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии. Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево, то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.
 

И последний совет. Правая нижняя точка имеет самое сильное воздействие, нижняя левая точка имеет наименьшее воздействие. Таким образом, когда у нас в кадре есть несколько объектов, главный мы разместим в нижнем правом углу.

Люблю это видео. Оно напоминает о том, как все в этом мире пропорционально, красиво гармонично и прекрасно. Красивое знакомство с правилом золотого сечения и числами Фибоначчи.

И маленькое домашнее задание.
Проверить свои фотографии, использовали вы в них правило золотого сечения или правило третей. Поможет вам в этом прозрачная сетка, которую можно наложить на фотографию. В архиве есть несколько вариантов пересечения.
Не стоит сразу же выбрасывать снимки, которые не укладываются под сетку золотого сечения или третей. Это правило как и все остальные очень относительно, ведь в композиции есть множество других составляющих, которые помогут удержать взгляд зрителя.
О других правилах мы поговорим в следующих статьях.

elenatitarenko.blogspot.com

Золотые правила — сборник золотых правил всех профессий

Лучшие золотые правила

Золотое правило нравственности

Относись к другим так, как хочешь чтобы другие относились к тебе

Счастливая жизнь

Полезно: 36

Прикольно: 11

Золотое правило сисадмина

Сперва Бэкап, а потом ломаем.

Программист
Системный администратор
ИТ

Полезно: 35

Прикольно: 18

Золотое правило программиста

Если работает — не трогай.

Программист
Системный администратор

Полезно: 29

Прикольно: 17

Золотое правило разведчика

Меньше говори, больше слушай.

Военные
Разведчик

Полезно: 27

Прикольно: 1

Золотое правило сис. админа

Не прикручивай крышку системного блока пока не включил компьютер после починки.

Системный администратор
ИТ

Полезно: 26

Прикольно: 16

Золотое правило сисадмина

Никогда не бегите на заявку на проблему с ПК сразу, возможно через 5 минут проблема решится сама!

Программист
Системный администратор

Полезно: 24

Прикольно: 16

Золотое правило системного администратора

Система работает не трогай систему.

Системный администратор
ИТ

Полезно: 23

Прикольно: 6

Золотое правило сисадмина

Делай бекапы!

Системный администратор
ИТ

Полезно: 22

Прикольно: 8

Золотое правило журналиста

Разбирайся в том, о чем говоришь.

Журналистика

Полезно: 21

Прикольно: 4

Золотое правило водителя

Не спеши, все равно светофор остановит!

Водитель

Полезно: 21

Прикольно: 3

Золотое правило художника

Помнить, что жизнь не зебра, а радуга

Счастливая жизнь
Искусство
Художник

Полезно: 21

Прикольно: 12

Золотое правило учителя

Не переносить свое плохое настроение на учеников.

Образование
Учитель

Полезно: 20

Прикольно: 6

Золотое правило электрика

Не проверив, всегда считай, что оборудование находится под напряжением!

Электрика

Полезно: 20

Прикольно: 5

Золотое правило сисадмина

Пользователь всегда врёт.

Программист
Системный администратор
ИТ

Полезно: 20

Прикольно: 20

Золотое правило разведчика

В случае провала не отступай к своим.

Военные
Разведчик

Полезно: 18

Прикольно: 2

Золотое правило фотографа

Без положительных эмоций ничего хорошего не получится. Будьте в позитивном расположении духа!

Счастливая жизнь
Фотографии

Полезно: 17

Прикольно: 6

Золотое правило учителя

Старайся замечать в детях даже самые малые достижения.

Образование
Учитель

Полезно: 16

Прикольно: 7

Золотое правило нравственности

Не делайте другим того, чего не хотите себе.

Счастливая жизнь
Психология

Полезно: 16

Прикольно: 4

Золотое правило учителя

Не терпеть и любить, а любить и терпеть.

Образование
Учитель

Полезно: 16

Прикольно: 6

Золотое правило журналиста

Любой текст должен отвечать на вопросы: кто? что? где? когда? почему? (зачем?) как?

Журналистика

Полезно: 15

Прикольно: 2

Напиши своё золотое правило!

zolotoepravilo.ru

Похожие записи

Вам будет интересно

Как пишется обязанности – Как правильно пишется слово ОБЯЗАННОСТЬ. Ударение в слове ОБЯЗАННОСТЬ

Аффилированные лица и бенефициары в чем разница – Что такое аффилированные лица — чем отличаются от бенефициаров

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о