Форма собственности в китае – Формы собственности на средства производства и классовая структура общества в Китайской Народной Республике.

Формы собственности на средства производства и классовая структура общества в Китайской Народной Республике.

Формы собственности на средства производства и классовая структура общества в Китайской Народной Республике.

В результате революционных аграрных преобразований и социалистической национализации крупной промышленности и банков в экономике Китая произошли коренные изменения. На смену крупной капиталистической собственности компрадорской буржуазии и иностранных монополистов пришла социалистическая всенародная собственность, а на смену феодально-помещичьей собственности— частная собственность крестьян.

В настоящее время в Китайской Народной Республике имеются следующие формы собственности на средства производства: государственная, то есть общенародная, собственность; кооперативная собственность; мелкая частная собственность тружеников-единоличников — крестьян и ремесленников; капиталистическая собственность.

Государственная, общенародная собственность является социалистической. Она охватывает предприятия, находившиеся ранее в собственности монополистического капитала и иностранных капиталистов, национализированные народно-демократической властью, а также предприятия, вновь созданные государством после победы революции: фабрики и заводы, шахты и электростанции, железные дороги и другие виды транспорта, средства связи и т. д.

Недра земли, воды, а также определённые законом как государственные лесные массивы, целинные земли и прочие природные ресурсы также являются государственной собственностью и принадлежат всему народу. В области сельского хозяйства государственной собственностью являются организуемые государством машинно-тракторные, прокатные и агротехнические станции и государственные сельскохозяйственные предприятия — госхозы. В сфере обращения государству принадлежат торговые предприятия, играющие решающую роль в оптовой торговле. В руках государства находится почти вся внешняя торговля и почти всё банковое дело.

В 1952 г. в руках государства уже было сосредоточено 80% тяжёлой промышленности и около 50% лёгкой промышленности (не включая ремесленное производство). Доля социалистического уклада в промышленности и в торговле возрастает быстрыми темпами. В 1949 г. государственные предприятия производили 43,8% всей промышленной продукции страны, а в 1952 г.—67,3%. Доля оптовой и розничной государственной и кооперативной торговли в 1950 г. составляла 44,4% всего внутреннего торгового оборота, а в 1952 г.—02,9%.

Государство контролирует всю внешнюю торговлю, непосредственно сосредоточивает в своих руках около 90% всех импортных и экспортных операций, включая всю торговлю с СССР и странами народной демократии. Государственный народный банк имеет монопольное право эмиссии и контролирует свыше 90% всех вкладов и ссуд.

В 1950 г. впервые в истории Китая был составлен единый государственный бюджет, обладавший реальной базой. С 1951 г. бюджет выполняется с превышением доходов над расходами. Около 60% средств бюджета в 1953—1954 гг. направлялось на народнохозяйственное и культурное строительство.

Государственная, общенародная собственность на средства производства составляет основу социалистических производственных отношений в промышленности. Государственное хозяйство является ведущей силой всего народного хозяйства и материальной основой для проведения народно-демократическим государством социалистических преобразований.

На базе общенародной социалистической собственности на средства производства в государственном хозяйстве начал складываться и проявлять своё действие основной экономический закон социализма. Целью государственных социалистических предприятий является удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей трудящихся. Социалистическое промышленное производство вооружается передовой техникой. Но действие основного экономического закона социализма ещё сильно ограничено, так как в народном хозяйстве страны частнособственнические формы хозяйства являются преобладающими.

В противовес закону конкуренции и анархии производства возникает и начинает действовать экономический закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства. Народное правительство Китая, опираясь на государственную социалистическую собственность на средства производства, осуществляет текущее и перспективное планирование народного хозяйства. Государственные предприятия всё более развиваются по плану, на них применяется хозяйственный расчёт и производится оплата рабочих и служащих в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда. Государство устанавливает цены на важнейшие продукты промышленного и сельскохозяйственного производства, регулирует денежное обращение и контролирует внешнюю торговлю. Тем самым государство оказывает регулирующее влияние и а другие, несоциалистические секторы народного хозяйства.

Кооперативная собственность охватывает снабженческо-сбытовую, кредитную, потребительскую кооперацию, производственные кооперативы и промысловые артели. В отличие от государственных предприятий, базирующихся на общенародной социалистической собственности, кооперативные предприятия составляют собственность отдельных коллективов и организаций. Наиболее развитые формы кооперативов носят социалистический характер.

Наряду с этим в кооперативный сектор входят такие простейшие виды кооперативов, которые являются лишь зародышами социалистических форм хозяйства. К этим кооперативам относятся, например, временные, сезонные группы трудовой взаимопомощи, в которых применяется коллективный труд крестьян для проведения некоторых работ на полях единоличных хозяйств. При этом сохраняется не только частная собственность на землю, но и на орудия сельскохозяйственного производства, а также на произведённую продукцию. По мере дальнейшего обобществления средств производства и труда эти простейшие формы кооперативов будут постепенно превращаться в крупные социалистические коллективные хозяйства.

Кооперация в сфере обращения представлена главным образом сельскими снабженческо-сбытовыми кооперативами, занимающимися снабжением своих членов товарами широкого потребления, сельскохозяйственными орудиями, удобрениями и закупкой у них продукции.

Снабженческо-сбытовая кооперация находится под руководящим воздействием государственной торговли и способствует усилению экономических связей мелкотоварной крестьянской экономики с государственной социалистической экономикой, укреплению плановости в деле снабжения крестьян промышленными товарами, а также в деле государственных закупок зерна, хлопка и другого сырья для промышленности. Кредитная кооперация связана с Государственным народным банком, который направляет её деятельность и оказывает ей помощь денежными средствами. Народно-демократическое государство всемерно помогает развитию производственной кооперации единоличных крестьян и ремесленников, способствуя постепенному переходу её от низших форм к высшим.

По состоянию на апрель 1954 г. во временных и постоянных группах взаимопомощи состояло более 50% всех крестьянских дворов. В стране имелось более 90 тысяч сельскохозяйственных производственных кооперативов, в которых состояло 1 660 тысяч крестьянских хозяйств. Ко времени выполнения первого пятилетнего плана (1957 г.) предполагается объединить в сельскохозяйственные производственные кооперативы 35% всех крестьянских хозяйств и около 40% всей обрабатываемой площади страны. В 1954 г. снабженческо-сбытовая кооперация объединяла 150 миллионов человек. Кредитная кооперация на селе представлена в виде сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В стране имеется в настоящее время 9 400 кредитных кооперативов, насчитывающих 6 миллионов членов.

Мелкая частная собственность на землю и другие средства производства, основанная на личном труде, охватывает многомиллионные массы крестьянских хозяйств и ремесленников. В результате революционных аграрных преобразований сильно увеличилась прослойка среднего крестьянства и значительно сократилось число бедняков и батраков, которые, получив землю, стали вести своё собственное хозяйство.

Значительная часть крестьян в отдалённых и малонаселённых районах Китая (Тибет, Синьцзян, Внутренняя Монголия) ведёт натуральное и полунатуральное (патриархальное) хозяйство в виде примитивного земледелия и кочевого скотоводства, удовлетворяющее личные нужды крестьян и весьма слабо связанное с обменом и рынком.

Мелкая частная собственность на средства производства представлена также ремесленным производством, особенно широко распространённым в деревне, мелкими торговыми заведениями в городах, мелкими мастерскими по бытовому обслуживанию населения и др.

Ввиду того, что Китай является аграрной страной со слаборазвитой промышленностью, мелкотоварное производство занимает преобладающее место в экономике.

В китайской деревне насчитывается свыше 100 миллионов мелких и мельчайших крестьянских хозяйств. В стране имеется около 30 миллионов ремесленников. Сельское хозяйство продолжает базироваться на распылённом и отсталом мелкокрестьянском производстве. Земля раздроблена на карликовые участки и обрабатывается ручным трудом крестьян или с помощью рабочего скота старыми, примитивными сельскохозяйственными орудиями. Большая часть промышленных товаров, потребляемых крестьянством, производится кустарями я ремесленниками.

Мелкотоварное крестьянское и ремесленное производство неизбежно порождают капиталистические элементы. В деревне происходит классовая дифференциация крестьянства на бедняков и кулаков. Но она в условиях народно-демократического государства носит ограниченный характер.

В мелкотоварном секторе регулирующую роль играет закон стоимости, проявляющий своё действие в стихийной форме. Закон стоимости оказывает существенное воздействие и на производство в государственных и кооперативных предприятиях. По мере укрепления государственной и кооперативной собственности и расширения действия закона планомерного развития государство всё более овладевает законом стоимости, деньгами, торговлей и превращает их в орудия социалистического строительства.

Народно-демократическое государство оказывает единоличным хозяйствам крестьян и ремесленников помощь в деле использования имеющихся у них производственных возможностей, вместе с тем оно всемерно поощряет их переход на социалистический путь развития через кооперацию на основе строгого соблюдения принципа добровольности.

Частная капиталистическая собственность на средства производства включает капиталистические промышленные предприятия в городе, кулацкие хозяйства в деревне, предприятия торгового капитала и занимает большое место в экономике Китая. К этой форме собственности относятся также многочисленные ремесленные мастерские с наёмной рабочей силой и мануфактуры, число которых довольно значительно.

В руках частного капитала в 1952 г. находилось 31% продукции крупной промышленности, пе менее половины всей лёгкой промышленности и 70% всего оборота розничной торговли. Что касается кулачества, то оно частично было экспроприировано в ходе гражданской войны и революционных аграрных преобразовании. В настоящее время удельный вес кулаков в китайской деревне составляет: в старых освобождённых районах — около 1%, а в районах, освобождённых позже,— от 2 до 4%.

Регулятором капиталистических хозяйств выступает закон стоимости. В капиталистических предприятиях продолжает действовать закон прибавочной стоимости.

Поскольку на современном этапе нет экономических предпосылок для замены капиталистического производства социалистическим, существует необходимость использования для подъёма хозяйства промышленных, кустарных и торговых предприятий, находящихся в руках частного капитала. Народное правительство Китая в целях увеличения промышленного и сельскохозяйственного производства в стране и развития товарооборота предоставляет частным предприятиям кредиты, даёт им заказы на производство определённых видов товаров, снабжает их сырьём и закупает у них готовую продукцию.

Вместе с тем проводится политика ограничения эксплуататорских тенденций капиталистов в городе и кулачества в деревне;

Буржуазия стремится к расширению и усилению эксплуатации рабочего класса и крестьянства, к взвинчиванию цен на товары первой необходимости в обход существующих законов народного правительства, к ослаблению контроля рабочего класса на частных предприятиях и т. д. Народное правительство пресекает деятельность капиталистов, дезорганизующую экономику, подрывающую государственные планы и тем самым наносящую вред государству и народу, усиливает свою регулирующую роль в отношении частнокапиталистических предприятий в интересах подъёма народного хозяйства в целом. Существенную роль в ограничении капиталистических элементов в городе и деревне играет налоговая политика народной власти.

Особое значение в экономике переходного периода Китая имеет государственный капитализм. Государственный капитализм представлен главным образом смешанными промышленными и торговыми предприятиями, банками, кредитными обществами, в которых участвуют государство и частный капитал. Эти предприятия работают под контролем государства. Около четверти прибыли государственно-капиталистических предприятий попадает в руки капиталистов, а остальная часть идёт в виде подоходного налога государству, на улучшение материально-бытового положения рабочих, на расширение оборудования предприятий. Доля государственно-капиталистических предприятий в продукции крупной промышленности составляла в 1952 г. 6%.

Народное правительство Китая поощряет переход частнокапиталистических предприятий к различным формам государственного капитализма с тем, чтобы в дальнейшем постепенно заменять капиталистическую собственность государственной, общенародной собственностью.

Таким образом, в современной экономике Китая существуют три основных экономических уклада: социалистический, мелкотоварный и капиталистический.

В соответствии с изменениями в экономике изменилась классовая структура общества. Основными классами в Китайской Народной Республике являются рабочий класс и крестьянство. Кроме того, имеется класс национальной буржуазии в городе и кулачества в деревне, а также многочисленный слой городской мелкой буржуазии.

Решающее значение для успеха социалистического строительства имеет укрепление союза рабочих и крестьян под руководством рабочего класса. В этом состоит основное условие вовлечения крестьянских масс в строительство социализма. Политика народной власти направлена на всемерное развитие экономической смычки государственной промышленности с крестьянским хозяйством и на кооперирование крестьянских хозяйств. Поскольку на современном этапе в Китае ещё не создана социалистическая индустрия, способная подвести под сельское хозяйство базу крупного машинного производства, производственная смычка города и деревни не получила ещё развития. Экономические связи между городом и деревней осуществляются главным образом в форме торговой смычки. Государство всемерно развивает государственную и кооперативную торговлю, вытесняя частный капитал из товарооборота. В целях обеспечения потребностей страны в продовольствии и преодоления стихийных капиталистических тенденций государство приступило с зимы 1952/53 г. к проведению плановых заготовок зерна.

Основным классовым противоречием в переходный период является противоречие между рабочим классом и трудящимися массами крестьянства, с одной стороны, буржуазией в городе и кулачеством в деревне — с другой. Социалистическое преобразование экономики Китая сопровождается острой классовой борьбой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

2. Эволюция форм собственности в Китае

За годы экономических реформ в Китае произошел переход от системы так называемой общественной (общенародной и коллективной) собственности к современной экономической системе, для которой характерно многообразие и взаимодействие форм собственности. Китайские экономисты выделяют в экономике страны следующие формы собственности: государственную, коллективную, индивидуальную, частную, смешанную (государственную с коллективной, коллективную с частной, государственную с частной), акционерную, иностранную, собственность соотечественников (тунбао Гонконга, Аомыня и Тайваня).

На самом деле данное деление является достаточно условным (в частности, выделение собственности соотечественников), и поэтому в конце 90-х гг. появилось разделение форм собственности на 2 блока – государственная и негосударственная (миньин, миньбань, фэйгоёу). Негосударственная форма собственности является достаточно размытым понятием и включает предприятия коллективной, индивидуальной, частной, а также различных смешанных форм собственности. С точки зрения известного российского экономиста В.Г. Гельбраса, современная экономика Китая представлена предприятиями трех основных форм собственности: 1) государственных и контролируемых государством предприятий; 2) предприятий, основанных за счет прямых зарубежных инвестиций; 3) частных национальных предприятий.

Эволюция форм собственности в Китае шла путем создания и постепенного расширения негосударственных форм собственности. Продажа предприятий государственного сектора практиковалась достаточно редко и только в отношении мелких нерентабельных государственных предприятий. Негосударственный сектор формировался на основе привлечения иностранного предпринимательского капитала, развития коллективного, индивидуального, а затем и частного предпринимательства. При этом в 80-90-х гг. государство проводило политику приоритетного развития государственного сектора и предприятий с иностранным капиталом. Это выразилось, в частности в том, что по сравнению с национальным частным капиталом предприятия иностранного капитала получили более широкий спектр льгот, прежде всего налоговых.

Что касается государственного сектора, то правительство страны стремилось сохранить его ведущие позиции в экономике. Помимо объективных причин, связанных с отсутствием крупного частного капитала в стране, который мог купить государственную собственность в процессе акционирования, существовали причины социального и идеологического характера. Поэтому государство проводило политику поддержки предприятий государственного сектора за счет предоставления субсидий, льгот и банковских кредитов. Осуществление данной политики стало возможным в результате стабильного высокого экономического роста, который был обеспечен благодаря бурному развитию предприятий индивидуальной и коллективной форм собственности (особенно в сельской местности), а также предприятий с иностранным капиталом.

Сельские предприятия, известные как поселково-волостные предприятия (ПВП), по оценкам многих китайских экономистов, в период 80-х – первой половине 90-х гг. являлись движущей силой экономического, прежде всего промышленного развития страны. В условиях переходного характера новых форм собственности в период экономических реформ в Китае, поселково-волостные предприятия возникали по инициативе или на средства местных властей как предприятия коллективной, индивидуальной и муниципальной государственной собственности. Местные власти способствовали их росту, предоставляя такие дефицитные ресурсы, как земля, электроэнергия и капитал, гарантируя займы и политическую поддержку. Заинтересованность местных властей в развитии поселково-волостных предприятий объяснялась передачей им значительной части налоговых поступлений от этих предприятий.

Развитие ПВП и значительный удельный вес, который они к середине 90-х гг. заняли в валовом промышленном продукте и экспорте страны, позволили правительству избежать осуществления программы массовой приватизации, которая проводилась в странах Восточной Европы и России. Во второй половине 90-х гг. центральное правительство объявило политику «крепко держать большое и отпустить малое» (чжуа да, фан сяо), которая фактически означала либерализацию в отношении мелкого предпринимательства, объектами которой в массе и являлись ПВП. В результате политики преобразований сельских коллективных и государственных предприятий большая их часть превратилась в предприятия индивидуальной, частной, акционерной и кооперативно-паевой форм собственности. Таким образом, понятие ПВП, столь популярное в 80-90-х гг., постепенно выходит из обращения.

Политика реформ в системе собственности привела к очень значительным изменениям в структуре собственности. Однако статистические данные по соотношению форм собственности достаточно разноречивы и носят приблизительный характер. По некоторым оценкам, удельный вес государственного сектора в ВВП страны понизился с 70 до 40%. Многие экономисты оценивают долю негосударственного сектора на уровне 65% ВВП, в том числе, на национальный негосударственный капитал приходится 50%, а иностранный капитал – 15%. Наиболее высокий удельный вес негосударственный сектор занял в обрабатывающей промышленности и строительстве. Тем не менее, следует признать, что в ряде отраслей промышленности и третичного сектора: электроэнергетика, добыча нефти, газа, угля, машиностроение, металлургия, химия, железнодорожный и авиационный транспорт, кредитно-финансовый сектор доля государственного сектора вплоть до последнего времени оставалась очень высокой. В таких отраслях, как авиационная, производство и снабжение электроэнергией, газом и водой государство пока сохраняет абсолютную монополию.

Однако смена и корректировка модели социально-экономического развития страны на рубеже ХХ-ХХ1 вв. внесла серьезные изменения в процесс трансформации отношений собственности. Если на начальной стадии реформ частная собственность формировалась только в форме мелкого предпринимательства и находилась под жестким контролем государства, то в 2004 гг. в Конституцию была внесена поправка, по которой государство впервые объявило о неприкосновенности частной собственности. Общественная и частная собственность не только не противопоставляются, но стимулируется их слияние и создание смешанной собственности. Некоторые китайские экономисты считают, что новый этап реформы отношений собственности приведет к тому, что исчезнет государственное предприятие как объект государственного управления и останется только государственная собственность, которой владеет государство. И хотя термин приватизация по-прежнему находится под запретом, структурные преобразования государственной собственности, осуществляемые через процесс акционирования, следует рассматривать как фактическую приватизацию.

studfiles.net

Место частного сектора в современной экономике Китая THE WALL

Китай – крупнейшее по численности населения государство мира, в котором вплоть до реформ XX века преобладал коллективный труд, а частная собственность была под контролем государства, следовательно, не являлась доминирующей. За годы существования КНР система отношений собственности претерпела множество изменений.

«Новодемократическая революция»[1] Мао Цзэдуна предполагала модернизацию экономики Китая, что означало проведение индустриализации, введение жёсткого центрального управления, а также осуществление национализации и вытеснение частного сектора, введение народных коммун, которые пришли на смену сельскохозяйственным кооперативам.

Дальнейшие преобразования начались в сельских районах с проведения в 1978 году по инициативе Дэн Сяопина аграрной реформы, которая основывалась на переходе от полунатурального планово-административного хозяйствования к рынку, товарно-денежным отношениям[2]. Были отменены народные коммуны, введена система семейных подрядов, что открыло новые перспективы для развитых крестьянских домохозяйств (к 1984 году более 90% крестьянских дворов перешли на систему подрядов). «В 1978 году на государственную собственность приходилось 56% ВВП Китая, коллективную – 43%, необщественные формы собственности – всего 1%»[3]. Более того, государство смягчило свой контроль над негосударственными предприятиями, предоставляя налоговые льготы и создавая благоприятный инвестиционный климат. В этот период частный сектор как отдельная форма производства отсутствовал.

В 80-х гг. наблюдался процесс либерализации экономики, проявлявшийся в привлечении иностранного капитала в производство на территории Китая. С начала 80-х гг. стали появляться совместные предприятия с участием иностранных партнеров, для чего было разработано специальное законодательство: это позволило заимствовать у других стран передовые технологии, а также современные и эффективные методы управления, таким образом развивая и расширяя частнокапиталистическое производство. Преобразования в госсекторе стимулировали отделение предприятий от административных органов власти, превращая их в самостоятельных товаропроизводителей; государственные организации выводились из системы бюджетного финансирования. В конце 80-х – начале 90-х гг. становится распространённой форма акционирования: целью этого процесса должно было стать превращение сельских учреждений в независимые от местных властей и наделённые правами акционерных и кооперативных[4]. Уже в первой половине 1993 г. насчитывалось более 3200 подобных предприятий. В 1994 году был принят закон о корпорациях, что подразумевало преобразование большей части государственных организаций в корпорации.

К 1998 году коллективная собственность составляла около 5% общего количества сельских предприятий, соответственно, преобладающая роль – за индивидуальными и частными формами собственности, лидирующими по объёму продукции. С 1999 г. действует Закон о предприятиях, основанных исключительно на личных инвестициях: согласно этому закону 450 частным фирмам предоставлено право самостоятельного ведения экспортно-импортных операций (ранее такое было возможно только для крупных государственных организаций)[5]. Прирост частного сектора был получен и за счет волостных и поселковых предприятий, которые перешли в данную категорию, хотя ранее считались коллективными. В 2001 году примерно 1/5 всех крупномасштабных промышленных компаний являлись частной собственностью, функционировали более 6 млн индивидуальных и более 1 млн частных учреждений. Уже в 2003 году индивидуальных хозяйств насчитывалось около 30 млн. В 2009 году 500 самых крупных частных предприятий в Китае произвели продукцию на общую сумму 4,74 трлн.  юаней, что  на 15% более 2008 г. и превосходит средние темпы роста государственных организаций[6].

Общая прибыль всего частного сектора была меньше, чем суммарная прибыль лишь двух компаний, принадлежащих государству — «China Mobil» и «Petro China». «Достижения» этих гигантов госсектора получают негативную оценку в китайском обществе, их руководство обвиняется в монополизме и коррупции. По итогам 2013 года на частный сектор экономики приходилось свыше 60% ВВП Китая, количество зарегистрированных частных предприятий в стране составило более 12 млн, а количество индивидуальных хозяйств – более 44 млн[7]. Все перечисленные факторы иллюстрируют, что частный сектор является важной составляющей структуры собственности и играет большую роль в подъёме китайской экономики.

Важно отметить, что только в 2007 году был принят закон о защите частной собственности (этот закон готовился около 14 лет): он подтверждает права индивидуальных предпринимателей, утверждает неприкосновенность имущества. Но землю в Китае можно только арендовать, формально она по-прежнему остаётся государственной собственностью. Однако новый закон предусматривает автоматическое продление срока аренды участков после его истечения, содержит положение о возможности наследования этих прав, а также допускает в отдельных случаях и частную собственность на землю.

Очевидно, что на данный момент государственный сектор меньше частного, за исключением крупных перерабатывающих предприятий, которые зарекомендовали себя на мировом рынке и установили связи с зарубежными компаниями и поставщиками сырьевых ресурсов. Далее рассмотрим сильные и слабые стороны двух основных форм собственности.

Некоторые учёные, такие как профессор университета Цинхуа Цуй Чжиюань, считают, что создание смешанной модели «соразвития» государственного и частного секторов экономики достаточно перспективно: в этой модели госсобственность и планирование способствуют развитию бизнеса, что «позволит переориентироваться на внутренний спрос, уменьшить зависимость от экспорта, а также сократить неравенство между городом и деревней»[8].

Уже с 2010 года ведётся обсуждение реформы отношений частных инвесторов и государственных учреждений. Начальник Центра по корпоративному управлению и предпринимательству Пекинского педагогического университета Гао Минхуа раскрыл суть этой проблемы, которая заключается в том, что «частные предприятия в большинстве своём не велики и не хотят присоединяться к государственным компаниям, потому что могут оказаться в подчинении собственника более крупного подразделения, то есть у государства». Именно поэтому частные фирмы неохотно стремятся к сотрудничеству с государственными.

В 2012 году Госсовет и Комитет государственного имущества ввели некоторые меры, направленные на поощрение проведения частных инвестиций в государственные организации: был введен временный запрет для крупных госпредприятий на диверсификацию своего капитала на уровне всей компании; также частные учреждения получили право образовывать промышленные группы для инвестирования в государственные формы собственности. Государственные предприятия вынуждены все чаще обращаться к частному капиталу, так как им необходимо выполнять поставленные перед ними задачи производственного роста, в то же время они не имеют права увеличивать суммы банковских кредитов, которые уже имеются.

В 2014 году комиссия по регулированию банковской деятельности Китая одобрила тестовый вариант создания от 3 до 5 частных банков, которые будут кредитовать в основном средние и небольшие компании. До этого в стране существовал лишь один частный банк – Minsheng Bank. Цель программы — упростить доступ к кредитам для малого бизнеса. Экономика Китая долгое время опиралась на крупные государственные банки, которые, в свою очередь, в основном кредитовали наиболее развитые промышленные компании, принадлежавшие государству. Для дальнейшей либерализации экономики необходимо изменение модели её кредитования[9]. Частные банки – нововведение для экономической системы, установленной в Китае. Созданные банки будут иметь свои характерные черты, но общая цель, которую ставят перед ними, состоит в поддержке реальной экономики Китая.

Первый частный онлайн-банк «WeBank» запустила одна из крупнейших интернет-компаний в Китае Tencent (которая по данным ресурса Technicasia.com на конец декабря 2014 года владеет 30% WeBank и располагает капиталом в $482 млн). На церемонии запуска банка присутствовал один из руководителей Компартии Китая Ли Кэцян, который сделал следующее заявление: «Мы будем снижать цены и обеспечивать практические выгоды для малых клиентов, одновременно заставляя традиционные финансовые организации ускорять свои реформы»[10]. WeBank будет работать только в интернете и с помощью приложений для мобильных устройств. Впоследствии кредитное учреждение может столкнуться со сложностями в привлечении капитала, так как депозиты в традиционном виде для WeBank будут недоступны. Возможно, WeBank будет увеличивать капитал через онлайн-переводы. Конкурентом WeBank станет онлайн-банк, который создает интернет-ретейлер Alibaba Group вместе с частным конгломератом Fosun International. Предприятие получило название Zhejiang Internet Commerce Bank. Предполагается, что Alibaba Group, как и Tencent Holdings, будет активно использовать «big data»[11] в своем банковском бизнесе.

Негосударственные компании Китая, в том числе Fosun International и Haitong Securities, заключили в 2014 году большое количество сделок. До этого в области слияний и поглощений в Китае доминировали государственные предприятия. Объём заключённых сделок в Азии за исключением Японии поднялся на 48 процентов в прошлом году, до исторического максимума $802,2 миллиарда, согласно предварительным данным Thomson Reuters на середину декабря. Китай был наиболее активным рынком слияний и поглощений в 2014 году: на его долю пришлись сделки на $353 миллиарда.

Ли Кэцян, китайский государственный и политический деятель, один из руководителей Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики, премьер Государственного совета КНР

Банкиры ожидают, что эта тенденция усилится в 2015 году, отражая увеличение роли частных фирм на рынках капитала. Инвестиционные банки также рассчитывают, что объёмы слияний и поглощений в текущем году возрастут благодаря реформам в отношении государственных предприятий Китая и приватизации в Австралии, где правительства штатов Новый Южный Уэльс и Виктория, вероятно, продадут энергетические активы на сумму A$26 миллиардов ($21,2 миллиарда). Инвестиционные компании, в распоряжении которых находятся $130 миллиардов неиспользуемого капитала, также, вероятно, выделят в 2015 году более крупную сумму на покупку активов, считают банкиры. Еще одной причиной роста этого сектора станет падение цен на нефть и металлы, что, как ожидается, заставит азиатские компании скупать пострадавшие фирмы.

В экономике Китая частный сектор демонстрирует высокие темпы развития. На госсектор  в  год  (1978 г.),  когда  только начинались  китайские экономические реформы Дэн Сяопина, приходилось 78% валового внутреннего продукта (ВВП), на негосударственный сектор — 22%. К 2008 г. уже  наблюдалась обратная картина:  негосударственные предприятия  производили 72%  ВВП, а  государственные — 28%[12].

Частный сектор в Китае стал важным источником финансовых поступлений и осуществления инновационной деятельности, обеспечивая свыше 50% налоговых поступлений, создавая более 80% рабочих мест и свыше 90% новых рабочих мест в китайских городах[13]. Он играет возрастающую роль в содействии экономическому росту, в обеспечении определённых удобств населению и благоприятных условий для увеличения занятости, в сохранении социальной стабильности.

Автор: Анна Сидорова

Источник фото:  http://static2.uk.businessinsider.com

[1] Панцов А. В. Мао Цзэдун. — М.: «Молодая гвардия», 2007.//  http://bungalos.ru/b/pantsov_mao_tszedun/24

[2] Длин Н. А.   Ю. В. Чудодеев. На глазах меняющийся Китай. – Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2010, № 2, с. 215.

[3] Ли Л., Кондрашова Л. Демократизация прав собственности: китайский вариант. – Проблемы теории и практики управления, 2003, № 2, с. 25.

[4] Круглов А. М. Развитие сельских предприятий – стратегический выбор Китая. – Проблемы Дальнего Востока, 1998, № 2, с. 86.

[5] Ли Л., Кондрашова Л. Указ. соч., с. 27.

[6] Семин А.В. Китай: быстрое развитие негосударственного сектора экономики // Интернет-журнал «Новое  Восточное Обозрение» – http://www.ru.journal-neo.com/node/5354

[7] Информационное агентство «Синьхуа», 11.06.2014 //  http://russian.news.cn/china/2014-06/11/c_133399915.htm

[8] Королёв А. Китай 3.0. – Проблемы Дальнего Востока, 2013, № 3, с. 167.

[9] Китай одобрил пробный проект создания частных банков // Интернет-сайт «Вести. Экономика», 06.01.2014// http://www.vestifinance.ru/articles/37638

[10] Чивчалов А. В Китае заработал первый частный онлайн-банк WeBank //  Онлайн-издание «3DNews — Daily Digital Digest», 08.01.2015 – http://www.3dnews.ru/907601

[11] Большие данные (англ. «big data») — метод обработки больших массивов информации

[12] Семин А.В. Китай: быстрое развитие негосударственного сектора экономики // Интернет-журнал «Новое  Восточное Обозрение» – http://www.ru.journal-neo.com/node/5354

[13] Информационное агентство «Синьхуа», 05.12.2012 //  http://russian.news.cn/economic/2012-12/05/c_132020670.htm

thewallmagazine.ru

В Китае частную собственность объявили неприкосновенной

Парламент Китая на только что завершившейся ежегодной сессии одобрил закон о защите частной собственности. По сути, впервые с прихода к власти в этой стране в 1949 году Коммунистической партии частная собственность получает ту же правовую защиту, что и государственная.

Этот закон готовился в Китае почти 14 лет, то есть половину всего времени, что в стране проводятся экономические реформы, начатые в 1978 году Дэн Сяопином. Перед сессией парламента – на фоне протестов тех, кто считает, что закон нарушит базовые принципы социализма — обсуждение его проекта в прессе было запрещено. Когда один из ведущих деловых журналов этот запрет нарушил, ему пришлось перепечатать весь тираж очередного номера.

Открывая ежегодную сессию Всекитайского собрания народных представителей, ни один из высших руководителей страны даже не обмолвился о законопроекте. Тем не менее, в последний день сессии он был вынесен на голосование, результат которого был предсказуем: «за» – 2799 делегатов, «против» – 52.

«Закон подтверждает права частных собственников и способствует утверждению правил рыночной экономики, нормальному экономическому развитию страны в будущем», — говорит Фань Яньчин, депутат Всекитайского собрания народных представителей от провинции Цзянсу. Тем не менее, главный объект собственности – землю – в Китае можно лишь арендовать, формально она по-прежнему остается в собственности государства.

Земля в городах

Частные владельцы предприятий или любых строений в Китае могут лишь арендовать земельные участки под ними. В городах сроки такой аренды составляют от 40 до 70 лет. Поэтому объектами купли-продажи могут теперь быть не сами участки, а права на их аренду. Причем новый закон предусматривает автоматическое продление срока аренды после его истечения. Одно из главных положений нового закона – право наследования этих прав, считает эксперт по китайской экономике, научный сотрудник Гуверовского института Стэнфордского университета в Калифорнии профессор Михаил Бернштам.

В стране уже сложился городской средний класс. И неожиданно выяснилось, что 80% городского населения (а это – половина всего населения Китая) являются владельцами того или иного городского жилья – этот показатель в Китае даже чуть выше, чем в США. «Смогут ли они свое накопленное трудом богатство, которое заключается в домовладении, передать своим детям? Для китайцев, с их культом детей, это — самый большой вопрос! – поясняет Михаил Бернштам. – И новый закон однозначно отвечает на него: да, эта собственность может наследоваться».

Более того, закон допускает в отдельных случаях и частную собственность на землю. Например, участки, занятые стоянками автомобилей вокруг многоквартирных домов, уже становятся частной собственностью тех, кто владеет этим жильем – целиком или отдельными квартирами.

Сельские земли

Сельскохозяйственные земли Китая формально также принадлежат государству. Фактически, начиная с 1978 года, они находятся в индивидуальном владении. Сроки аренды таких участков еще меньше, чем в городах – до 30 лет. Но, как и в городах, права аренды этих участков могут отныне наследоваться, а срок аренды автоматически продлевается по его истечении.

Тем не менее, как и в городах, сельскохозяйственные земли в Китае также не продаются. Любые операции проводятся только с правами на их аренду. Не могут владельцы таких прав и заложить участок для получения, скажем, банковского кредита. Впрочем, эту проблему здесь решают иначе.

«В Китае сегодня действуют 30 тысяч сельских банковских кооперативов. Государство намерено их укрупнить – до 3 тысяч, — говорит Михаил Бернштам. — Именно эти кооперативы и предоставляют сельским жителям необходимые кредиты, потому что у сельского населения в целом — крупные сбережения».

Общий объем частных банковских вкладов в Китае превышает 80% ВВП страны и составляет более 2 триллионов долларов. В России объем частных вкладов в 15 раз меньше и соответствует 15% ВВП.

Неприкосновенность собственности

Формально частная собственность в Китае была уравнена с государственной в 2004 году. В том числе, на уровне изменений в Конституции. Тем не менее, ежегодно в стране отмечаются тысячи массовых протестов, в основном в сельских регионах, когда местные земли фактически захватываются для нового строительства, часто – не без помощи местных чиновников и без какой-либо компенсации владельцам прав на аренду этих участков.

Право собственности — это не только право ее контролировать и владеть. Это и право на защиту этой собственности от любых посягательств, напоминает профессор Бернштам. То, что теперь узаконено в Китае, является, по сути, неким аналогом четвертой поправки к Конституции США, которая гласит, что без специального решения суда или по каким-то законам никто не имеет права захватывать принадлежащую человеку собственность — землю, жилище и любую другую.

«Вот этого в Китае до сих пор не было, — говорит Михаил Бернштам. — Уже в 2004 году в разных законах Китая появились некоторые положения, которые давали определенные права частным собственникам и уравнивали права частной собственности и государственной. Однако до сих пор в стране не было единого закона, который бы все это консолидировал и однозначно утверждал: частная собственность – неприкосновенна! Теперь такой закон появился».


www.svoboda.org

Организационно-правовые формы китайских компаний: какие бывают? Как выбрать?

Получить базовые сведения о китайских регистрационно-правовых формах будет полезно не только тем, кто решил открыть свою компанию в Поднебесной, но и тем, кто ищет партнёров и хочет иметь представление, с кем собирается работать. В Китае множество форм собственности на юридическое лицо. Некоторые из них применяются чаще, некоторые – довольно редко. Мы сочли необходимым рассказать о шести правовых режимах, три из которых подходят для компании с иностранным капиталом.

Предупреждение: Китайские правовые формы настолько отличны от принятых в Российской Федерации, что обобщение вроде «ООО в Китае называются так-то» полностью некорректны. Можно проводить некоторые аналогии, но по факту в каждой такой связке сходств оказывается меньше, чем различий.

Wholly Foreign-Owned Enterprise (WFOE)

  • Расшифровка: Предприятие с полностью иностранным капиталом.
  • На китайском: 外商独资企业
  • Пиньинь: Wàishāng dúzī qǐyè
  • Также может быть использована аббревиатура WOFE.

Как следует из названия, компания с организационно-правовой формой WFOE принадлежит только зарубежным (с точки зрения Китая) инвесторам. Данный вариант регистрации появился сравнительно недавно и действует не во всех отраслях экономики (в частности, такая правовая форма не может быть у китайского СМИ). Все эксперты советуют иностранцам именно такой способ организации бизнеса в Поднебесной, так как именно он даёт полный контроль на капиталом и управленческими решениями.

Существенным минусом является тот факт, что регистрация компании требует внесения на специальный счёт уставного капитала определённого размера.Однако на его внесение может быть предоставлена рассрочка.

Joint Venture (JV)

  • Расшифровка: Совместное предприятие.
  • На китайском: 合资.
  • Пиньинь: Hézī.

Совместное предпрятие подразумевает участие в бизнесе китайской стороны. До того, как появилось WFOE, JV было единственной возможностью для иностранцев выйти на рынок Китая. Разумеется, эта форма регистрации порождает массу возможностей для злоупотреблений с китайской стороны. Поэтому из года в год совместных предприятий регистрируется всё меньше. Единственным стимулом их регистрировать является необходимость действовать в сферах, недоступных для WFOE.

Участие местной стороны может способствовать решению некоторых типичных для Китая вопросов в бизнесе, но эксперты советуют: если уж вы хотите связаться с JV, оставляйте за собой большую часть уставного капитала, никогда не соглашайтесь на паритет.

Representative Office

  • Расшифровка: Представительство
  • Китайское название: 代表处
  • Пиньинь: Dàibiǎo chù

Очень важно понимать, что представительство компании в Китая не является самостоятельным юридическим лицом. Упрощенная процедура регистрации позволяет в некотором, ограниченном виде заявить о себе на китайском рынке, но существующие жесткие ограничения для такого правового режима не позволят вам полноценно вести бизнес. Даже нанимать персонал и принимать деньги вы легально не сможете.

Теперь перейдём к описанию режимов, которые недоступны для зарубежного бизнеса, но довольно часто встречаются в китайском деловом обороте.

State Owned Enterprise (SOE)

  • Расшифровка: Государственное предприятие
  • Китайское название: 国有 企业
  • Пиньинь: Guóyǒu qǐyè

Также встречается название «Государственная корпорация, госкорпорация» (Government Owned Corporation, GOC)

До 80х годов прошлого века все предприятия существовали именно в этой правовой форме и принадлежали государству. С тех пор, как Китай развернулся на встречу свободному предпринимательству и иностранному капиталу такие компании являются скорее атавизмом. Тем не менее, в некоторых ключевых сферах, таких как телекоммуникации, энергоснабжение и аэрокосмические разработки, госпредприятия по-прежнему доминируют.

Private Enterprise (PE)

  • Расшифровка: Частное предприятие
  • Китайское название: 民营 企业
  • Пиньинь: Mínyíng qǐyè

К этой категории принадлежит основная масса регистрируемых в Китае фирм. В них нет ни правительственного, ни иностранного капитала. Такое предприятие может быть организованным одним лицом, группой лиц или же другим предприятием.

Individually Owned

  • Расшифровка: Индивидуальный предприниматель
  • Китайское название: 个体户
  • Пиньинь: Gètǐhù

Данная форма владения подразумевает единоличное управление предприятием и подходит для самозанятого населения и небольших предприятий, типа прачечной, ресторана или парикмахерской.

Как определить, к какому типу относится компания?

Для этого достаточно запросить копию бизнес-лицензии. В ней обязательно указывается организационно-правовая форма. Этот документ заполняется исключительно на китайском, поэтому ищите иероглифы 类型. Чтобы помочь вам разобраться в том, что содержится в бизнес-лицензии, мы подготовили специальную статью.

chinacheck.ru

Социалистический Китай (часть 2) — серп и молот — LiveJournal

Сегодняшний Китай с его несомненными экономическими успехами  — главное пугало для капиталистического мира.  Основная угроза ему. Поэтому самым значимым противостоянием на современном этапе является противостояние Китая и США, а не России и США.  Мы, в стране,  ставшей мировым улусом, превращенном выкормышами троцкистского  ЦК КПСС, в почти полноценный Бантустан,    под влиянием провластной пропаганды, которая рисует противостояние РФ и США, как главный политический фактор в мире,  просто угорели от испарений квасного патриотизма.
    Нашей власти выгодно представлять свою политику чем-то значимым в мировом масштабе, этой ей рейтинг поднимает. Если бы народ осознал, насколько наша политика «значима», то с рейтингом случилась бы полная катастрофа.
     Да, конечно, санкции против России. На этих санкциях и спекулируют: смотрите, как Америка нас боится, даже санкциями душит. Мы,  страшные, как заболевший бешенством медведь! Мы одни с Америкой боремся!
   Не бешенством заболел медведь, а идиотизмом.  Санкции США и в отношении Ирана вводили.   Мы примерно как Иран?  Это мания величия.  Санкции еще и в отношении Ливии вводили.  И в отношении  Югославии. Вот примерно на этом уровне в мире  мы.  А уж что американцы о северокорейцах  говорят, как их гнобят и какие там санкции  —  нам еще далеко до этого!
    Но в наших  зомбоящиках почти не звучат новости о том,  как развиваются отношения между КНР и США.  О том, что на днях  жена любителя минета говорила про Китай – промолчали. Потому что говорить об этом стыдно нашим клоунам.  Противостоит империалистической  Америке  социалистический Китай.  А нашу страну опустили до такого уровня, что мы болтаемся в ногах этих гигантов, как надоедливая шавка. Стыдно и мерзко.
     Но особенно стыдно читать и слушать бред наших «экономистов», которые Китай называют капиталистической страной.  Да еще почти все «левые»   гавкают  в унисон.  А папа Зю  вообще ссучился до такой степени, что хочет китайский опыт привить к России.  Не удивляйтесь этому утверждению, позже объясню, почему  китайские коммунисты пришли бы сами в ужас от привития их опыта к России. И дело не в менталитетах…
        Главный вопрос –  правда ли, что КНР является капиталистической страной? 
Нет. Просто на примере КНР пытаются внушить благотворность «рынка».  Именно  представление КНР капиталистическим государством – одно из самых мощных оружий в борьбе с коммунистической идеологией.
   Самое интересное, что китайцы не изобретали велосипеда, они сделали почти в точности то, что планировал сделать Ленин во время НЭПа, и с той же целью. Но об этом тоже позже.
     Главное, а почему какие-то идиоты решили, что если в социалистической стране разрешена частная собственность, то эта страна сразу становится капиталистической?  Социализм – это движение. От капитализма к коммунизму. И на этом пути собственность может быть любая.  Вот коммунизм – это одна собственность, общенародная.  Но по пути чего только нет.  В СССР во время НЭПа была и частная собственность иностранных концессий. Но никому в голову не придет тот СССР назвать капиталистическим. 
  А вот в хрущевско-брежневском СССР была только одна форма собственности (на средства производства, конечно) – государственная, но Мао прямо  говорил, что страна находится на пути к реставрации капитализма. Он ошибся?
    Смотрим на собственность в Китае.  Собственность на землю – только государственная (общенародная).  Вы не знали что на землю и недра в Китае нет частной собственности? Что землю только арендовать можно? Теперь знайте.
    Дальше, кроме государственной (общенародной)  и частной собственности в Китае есть еще одна.  И очень значимая для экономики.  Кооперативная (общественная). Но она же социалистическая!   Почти все сельское хозяйство КНР стоит на кооперативах.  Никаких аналогий не возникает?
    И у власти   народ Китая с авангардом – Коммунистической партией. А в Конституцию Китая заглядывать никто не пытался:
«Статья 1. Китайская Народная Республика является социалистическим государством народно-демократической диктатуры под руководством рабочего класса, базирующимся на союзе рабочих и крестьян. Социалистическая система является базовой системой Китайской Народной Республики. Ни одна организация или частное лицо не имеет права подрывать социалистическое государство.
Статья 2. Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу. Всекитайский Собрание Народных Представителей и местные собрания народных представителей разных уровней являются органами, через которые народ осуществляет государственную власть. Народ управляет государством, осуществляет управление экономическими, культурными и социальными делами, используя, согласно закону, различные каналы и различные пути.

Статья 6. Основой социалистической экономической системы Китайской Народной Республики является социалистическая общественная собственность на средства производства, а именно, общенародная собственность и коллективная собственность.
Статья 7. Движущей силой национальной экономики является государственная экономика, т.е. социалистическая экономика с общенародной собственностью. Государство обеспечивает укрепление и развитие национальной экономики.
Статья 8. Сельские коммуны, сельскохозяйственные производственные кооперативы и другие формы кооперативной деятельности, такие как сбытовые кооперативы, кредитные и потребительские кооперативы относятся к сектору социалистической экономики, находясь в коллективной собственности работающих в них людей. Трудящиеся, являющиеся членами сельских экономических объединений, имеют право в определенных законом рамках обрабатывать участки пахотных земель и холмов, отведенных в их личное пользование, заниматься выпуском побочной продукции и выращивать личный скот. Различные виды кооперативов в крупных и небольших городах, занятые в сфере ремесел, промышленности, строительства, транспорта, торговли и услуг, находящиеся в коллективной собственности работающих в них людей, также принадлежат к сектору социалистической экономики. Государство защищает законные права и интересы городских и сельских экономических коллективов и стимулирует, направляет и способствует росту коллективной экономики.
Статья 9. Все минеральные ресурсы, вода, леса, горы, луга, необработанные земли, морские берега и другие природные ресурсы находятся в собственности государства, т.е. в общенародной собственности, за исключением лесов, гор, лугов, необработанных земель и морских берегов, которые, в соответствии с законом, находятся в коллективной собственности. Государство обеспечивает рациональное использование природных ресурсов и защищает редких животных и растения. Любое присвоение или уничтожение природных ресурсов организацией или частным лицом запрещается.
Статья 18. Китайская Народная Республика позволяет зарубежным предприятиям, зарубежным хозяйственным организациям и иностранцам, являющимся частными лицами, делать инвестиции в Китай и вступать в различные формы экономического сотрудничества с китайскими предприятиями и другими экономическими организациями Китая в соответствии с законами Китайской Народной Республики. Все зарубежные предприятия, зарубежные хозяйственные организации также как и совместные китайско-иностранные предприятия на территории Китая должны соблюдать законы Китайской Народной Республики.
     И где капиталистический Китай? В фантазиях?…
   

p-balaev.livejournal.com

Китай капиталистическая страна?: burckina_faso — LiveJournal


Часто сталкиваюсь с мнением, что в Китае самый, что ни на есть капитализм. Чтобы понять, как Китай устроен на самом деле нужно в первую очередь ознакомиться с Конституцией Китая. И так прикоснемся к первоисточнику, главе первой «Основные принципы»:

Статья 1. Китайская Народная Республика является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.

Социалистический строй является основным строем Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или частным лицам подрывать социалистический строй.

Статья 2. Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу.

Так прямо и написано, что Китай социалистическая страна и вся власть принадлежит народу Китая. Читаем дальше:

Статья 6. Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики – социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс.
<…>
Статья 7. Сектор экономики, основанной на государственной собственности, то есть социалистическая экономика, основанная на системе общенародной собственности, является руководящей силой в народном хозяйстве.
<…>
Статья 9. Недра, воды, леса, горы, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы являются государственной, то есть общенародной собственностью. Исключение составляют леса, горы, степи, целинные земли и отмели, которые по закону являются коллективной собственностью.

Везде прописан примат общенародной собственности на землю и недра. Всё примерно, как в СССР было.

Теперь про рыночную экономику, которая в Китае социалистическая рыночная, а не капиталистическая. В СССР, кстати, тоже всегда существовала рыночная экономика, как часть общей. Хоть при Сталине, хоть при Брежневе:

Статья 11. Необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, являются важной составляющей социалистической рыночной экономики.

Государство охраняет законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств. Государство поощряет, поддерживает и направляет развитие а также осуществляет наблюдение и контроль необщественного сектора экономики.

Статья 12. Социалистическая общественная собственность священна и неприкосновенна.

Статья 13. Законная частная собственность граждан неприкосновенна.

Тут есть некоторая градация: социалистическая собственность священна и неприкосновенна, а частная просто неприкосновенна. И государство имеет право:

…в соответствии с законом реквизировать или использовать частную собственность граждан, а также выплатить компенсацию, при наличии общественных нужд.

Опять про рыночную экономику:
Статья 15. Государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику.

Государство усиливает экономическое законодательство, совершенствует макрорегулирование.

Государство на основании закона запрещает любым организациями или частным лицам нарушать социально-экономический порядок.

Про иностранный капитал:

Статья 18. Китайская Народная Республика разрешает иностранным предприятиям и другим иностранным экономическим организациям либо частным лицам в соответствии с законами Китайской Народной Республики вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями или другими китайскими хозяйственными организациями.

Все находящиеся на территории Китая иностранные предприятия и иные иностранные экономические организации, а также смешанные предприятия, основанные на китайском и иностранном капитале, должны соблюдать законы Китайской Народной Республики. Их законные права и интересы охраняются законами Китайской Народной Республики.

Про главенствующую идеологию:

Статья 24. Государство усиливает строительство социалистической духовной культуры путем широкого распространения высоких идеалов, нравственного и культурного воспитания, воспитания в духе соблюдения дисциплины и законности, путем разработки и осуществления всевозможных правил и памяток для разных категорий населения города и деревни.

Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму, проводит в народе воспитание патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма, воспитание на основе диалектического и исторического материализма, ведет борьбу против буржуазной, феодальной и иной тлетворной идеологии.

Этакая смесь конфуцианских форм с коммунистической сутью. Вывод из всего этого следующий: в Китае социализм, примат государственной и общественной собственности на недра, землю, средства производства, где рыночные механизмы используются, как инструмент экономики.

burckina-faso.livejournal.com

Похожие записи

Вам будет интересно

Акт на возврат товара от покупателя – Акт о возврате товара поставщику. Образец и бланк 2019-2020 года

Как правильно оформить возврат товара поставщику документы: учет у покупателя и поставщика

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко