Налоги и налоговое планирование – Журнал «Налоги и налоговое планирование»

Содержание

Налоговое планирование в организации | Статья в журнале «Молодой ученый»



Налоговое планирование может значительно повлиять на формирование финансовых результатов деятельности организации, поэтому при принятии многих управленческих решений задача налогового планирования заключается в анализе всех наступающих налоговых последствий на основе вариантности (т. е. разработки альтернативных вариантов или версий) и оценке степени их влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая оптимизация, методы налогового планирования, оценка эффективности налогового планирования

Для начала следует определить, что подразумевает понятие «налоговое планирование».

Налоговое планирование — законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Сущность налогового планирования — признание права налогоплательщиков применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и проблемы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств [1, с.65]. в подтверждение этой идеи можно привести слова американского судьи Лирнда Хэнда: «…Нет ничего дурного в том, чтобы осуществлять деятельность, платя минимум налогов. Так поступают все — и бедные, и богатые, — и все поступают правильно, поскольку никто не должен платить более предписанного законом: налог является закрепленным изъятием, а не добровольным пожертвованием».

В случае несоответствия данным нормам (закону) эти мероприятия признаются налоговыми органами как способы уклонения от уплаты налогов.

Значение налогового планирования в организациях увеличивается в связи с появившейся тенденцией в налоговом администрировании Российской Федерации предоставлять в налоговые органы по месту регистрации налогоплательщиков информацию о прогнозах налоговых платежей в предстоящий налоговый период (год, квартал). Несмотря на то, что подобные запросы налоговых органов не урегулированы законодательством о налогах и сборах, данная практика находит все большее распространение.

Распространению практики налогового планирования в организациях способствует также совершенствование налогового администрирования — осуществление налогоплательщиком контроля за уровнем налоговых рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3–06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Данной концепцией установлены общедоступные критерии оценки риска налоговых правонарушений, которые используются налоговыми органами с целью отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. Налогоплательщики получили возможность самостоятельно оценить свои риски и исправить ошибки при исчислении налогов. Очень важно, если налогоплательщик будет прогнозировать наступление налоговых рисков в рамках налогового планирования, а не только по итогам налогового или отчетного периода.

Необходимо отметить правоприменительный аспект налогового планирования, который заключается в полном и правильном использовании налогоплательщиком всех предусмотренных налоговым законом льгот и других благоприятных положений налогового законодательства, в оценке позиций налоговых органов по вопросам толкования и применения актов о налогах и сборах и анализ основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Налоговое планирование может проводится несколькими методами:

– замена налогового субъекта;

– замена вида деятельности;

– замена налоговой юрисдикции;

– использование вариантов учета, отраженных в учетной политике;

– использование налоговых кредитов;

– использование специальных режимов и пр.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании такой организационно- правовой формы (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения, к примеру упрощенная система налогообложения.

Метод изменения вида деятельности предполагает переход на осуществление таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени. В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение, например, в регионах Российской Федерации.

Выбор учетной политики, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейший метод налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета — например, применение ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств, создание резервов на списание дебиторской задолженности по безнадежным долгам.

В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом.

Оптимизация следующим способом:

– путем использования налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, размытых положений договора;

– использование нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку.

Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Одним из важнейших инструментов налогового планирования, являются льготы, их применение в значительной степени зависит от регионального законодательства. Развитие методов налогового планирования приводит к появлению совокупности новых приемов налоговой оптимизации. К примеру, использование механизма тонкой капитализации в налоговом планировании.

На практике с точки зрения налогообложения наиболее выгодно организовать финансирование компании займами (кредитами), а не за счет вкладов в уставный капитал. Значительно реже приносит больше выгоды передача фондов в качестве распределенной прибыли, а не путем выплаты процентов.

Наибольшими возможностями использования механизма тонкой капитализации в целях получения налоговых выгод располагают многонациональные группы компаний.

Так, группа, состоящая из материнской компании в одной стране и дочерней — в другой, при прочих равных условиях в целом уплачивает меньшие суммы налога в случае перевода прибыли дочерней компании в материнскую в форме процентов, которые подлежат вычету при определении налогооблагаемой прибыли дочерней компании, чем в случае выплаты дивидендов, не подлежащих вычету. Включение в группу такого промежуточного участника, как холдинговая компания, базирующаяся в так называемой налоговой гавани, позволяет сочетать это преимущество с отсрочкой (возможно, на неопределенное время) любой задолженности по налогу на доход, находящийся в распоряжении материнской компании.

Оценить эффективность налогового планирования можно по формуле:

Рассчитывая ежемесячно или ежеквартально коэффициент, организация будет наглядно представлять налогового бремени. Но для более качественного анализа необходимо сгладить эффект колебания выручки. Это можно сделать путем деления налогов на зависимые от выручки (налог на прибыль, акцизы, НДС) и не зависимые от выручки (налог на имущество, страховые взносы, транспортный и земельный) налоги. Далее следует рассчитать коэффициенты по постоянным и переменным налогам.

Необходимо анализировать полученные результаты в разрезе постоянных и переменных налогов. В противном случае может оказаться, что коэффициент эффективности налогового планирования снизился только за счет уменьшения переменных налогов, а в целом применение метода налогового планирования не дало никакого эффекта [2, с.11]

В заключение, можно сделать ряд выводов.

  1. Налоговые платежи в значительной степени влияют на расходы организации, что приводит к необходимости их планирования, оптимизации.
  2. Целесообразно начинать процесс налогообложения в организации с налогового планирования, так как это позволит выбрать наиболее приемлемый режим налогообложения.

Налоговое планирование является неотъемлемой частью управления хозяйственно- финансовой деятельностью организации, включающей:

– управление величиной налоговой базы;

– оптимизацию условий хозяйствования организации с точки зрения налогообложения;

– регулирование сроков налоговых платежей и другие целенаправленные действия.

Содержание этапов и видов налогового планирования свидетельствует о его заметном влиянии на конечный финансовый результат деятельности организации.

Литература:

  1. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2015–520 с.
  2. Митюгова Э. С. Налоговое планирование: более 60 законных схем / Э. С. Митюгова. — М.: Издательство АйСи, 2017. — 360 с.
  3. Налогообложение организаций: учебник / коллектив авторов; под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М.: КНОРУС, 2014. — 512 с.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое планирование, налог, дочерняя компания, Российская Федерация, налоговый субъект, налоговое администрирование, налоговая юрисдикция, налоговая оптимизация, материнская компания, тонкая капитализация.

moluch.ru

Налоговое планирование — Полезный журнал Good-Tips.PRO

Подробности
Равилов Владимир
Категория: Налоги

Эта статья будет интересна всем, кто изучает налоговый менеджмент, интересуется способами и методикой оптимизации налогового бремени, а также желает применять налоговое планирование в своем бизнесе.

Англо-русский банковский энциклопедический словарь (автор Б. Г. Федоров), дает следующее определение налогового планирования: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ».

Налоговое планирование — это интеграционный процесс по упорядочиванию хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

Словарь деловых терминов Джека Фридмана, определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость — все это примеры налогового планирования».

Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей. Предлагаемые определения рассматривают существо налогового планирования с сугубо ограничительных позиций, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой.

В то же время, налоговое планирование призвано не только и не столько уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, ибо минимизация и оптимизация налогового портфеля не всегда отвечает стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта, последнему иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу в силу тех или иных причин (например, если издержки по минимизации налоговой нагрузки превышают доходы от нее, кроме того, руководство предприятия может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных (например, на градообразующем предприятии) и политических причин, а также, если инвестиционный план развития хозяйствующего субъекта не предусматривает уменьшения налоговых расходов.

У малых предпринимательских структур, перешедших на уплату налога с вмененного дохода, вряд ли есть необходимость в разработке схем по уменьшению налогообложения). Отказ от минимизации налогообложения в указанных случаях не означает отказа от применения налогового планирования, наоборот, налоговое планирование продолжает оставаться одним из основных видов общеэкономического планирования (специалисты предприятия продолжают отслеживать действующее налоговое законодательство, производить налоговые расчеты, составлять календарь налогоплательщика, который на некоторых предприятиях заменяет налоговый план и т.д.).

Таким образом, налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

С содержательно-процедурных позиций налоговое планирование, как и любой другой вид человеческой деятельности, состоит из нескольких неоднородных по своей сути и призванных играть особую роль в процессе планирования ступеней. Разбиение деятельности по налоговому планированию, исходя из специфических особенностей тех или иных процедур, применяемого научного аппарата, логической согласованности и последовательности деятельности, субъективного и объективного состава на определенные укрупненные этапы, имеет большое теоретическое значение и практический смысл.

С теоретической точки зрения разукрупнение налогового планирования как целостной деятельности на отдельные составляющие позволяет в наиболее полной мере изучить конструкцию данной экономической категории, посредством применения индуктивного логического аппарата, а также проявить место налогового планирования в комплексе общеэкономического планирования деятельности предприятия. Учитывая обширную область распространения и влияния деятельности, связанной с налоговым планированием, в системе управления предприятием, обнаружение методологических, функциональных и директивных связей налогового планирования с другими видами управленческой деятельности возможно только при анализе взаимодействия обособленных институтов планирования между собой, без учета их синергетической составляющей. На практике поэтапное разбиение налогового планирования призвано придать последовательность операций, определить четкую организационную структуру, исполнителей и ответственных за реализацию тех или иных налоговых мероприятий; осуществлять контроль над реализацией принятых управленческих решений.

Процесс налогового планирования

В литературе при описании процесса налогового планирования на предприятиях применяются различные подходы для определения его структурных элементов. Так, некоторые авторы считают, что налоговое планирование состоит из четырех взаимосвязанных этапов единого цикла (на рис. 1):

Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;

Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Другие исследователи при описании процесса налогового планирования используют иную градацию процедур:

На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виде не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия.

На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности — по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.

На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Третьи полагают, что процессу налогового планирования свойственна следующая структура:

1)анализ хозяйственной деятельности;

2)вычленение основных налоговых проблем;

3)разработка и планирование налоговых схем;

4)подготовка и реализация налоговых схем;

5)включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

Результаты налогового планирования

Приведенные выше характеристики содержания процесса налогового планирования основываются, прежде всего, на определении налогового планирования — как практической деятельности по оптимизации налогового портфеля. В то же время, как уже отмечалось, налоговое планирование — неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, первому в полной мере должна соответствовать процедура общехозяйственного планирования, в противном случае планирование налогов может войти в противоречие с общим планом развития предприятия, что в итоге повлечет возникновение дисбалансов в управлении предприятием, а также увеличение издержек на управление. Дешевле предусмотреть налоговые последствия для предприятия в общем плане развития предприятия, нежели корректировать утвержденный план в соответствии с налоговыми ожиданиями.

Поэтому работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, плано-разработочного и основного этапа.

Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в том числе действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап — реализация данного плана.

Продолжение темы: Организация налогового планирования

Литературные источники:
1. Мельник Д. Налоговый менеджмент — М.: Финансы и статистика, 2009
2. Рогозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения). 10-е изд., в 3-х тт. — М., 2008
3. Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. — М., 2009

Текст: Vladimir Ravilov

good-tips.pro

Налоговое планирование организации: Виды и методы

Главная » Налоговое планирование организации: Подробный анализ видов, методов и этапов

ЭкономияЭкономияУдалить 0

Налоговое планирование в организации – наиболее эффективный способ оптимизации работы предприятия, основанный на определенных методах и включающий несколько этапов.

Внедрение этой системы объясняется желанием минимизировать налоговую нагрузку предприятий, не нарушая закон.

Для высокой эффективности процедуры, были выделены определенные элементы и способы проведения планирования.

Содержание этой статьи:

Определение и суть процедуры

Налоговое планирование на предприятии – это мероприятия, направленные на организацию всей деятельности предприятия, с целью минимизации налоговых выплат с помощью законных методов.

Для достижения оптимального эффекта, могут быть использованы все возможные преимущества и льготы, предусмотренные законодательством РФ.

Планирование налогов вводят для достижения определенной цели: сформировать оптимальную модель управления, которая снизит налоговую нагрузку предприятия.

В России данная концепция оптимизации только начала получать распространение. Принципы действенности системы основаны на неоднозначности норм законодательной базы.

Большинство прописанных норм не имеют точного определения, и могут быть трактованы по-разному. На их основании, для снижения выплат, могут применяться все допустимые методы и способы оптимизации налогов, особенно при грамотной налоговой учетной политике.

вернуться к меню ↑

Основные виды налогового планирования

Планирование налогов на предприятии, как и любая другая система оптимизации работы компании, имеет свои внутренние отличия, на основании которых различают несколько видов.

В зависимости от статуса налогоплательщика, различают индивидуальную и корпоративную систему налогового планирования.

Опираясь на масштаб территориального воздействия компании, может быть применено местное, международное или национальное планирование.

Наиболее востребованный вид планирования в нашей стране основан на задачах, которые необходимо решить и период действия программы. В данном случае выделяют два вида: долгосрочное и текущее планирование.

Долгосрочное (стратегическое)

Данный вид направлен на использование тех методов и приемов, которые снижают общий объем налоговых обязательств в течение длительного периода.

Особенность данной процедуры в том, что она может проводиться на протяжении всего существования компании.

Как правило, стратегический вид системы налогового планирования является основой для всех решений по управлению предприятием и складывается из определенных элементов:

  1. определение наиболее оптимального расположения компании, формирования внутренней структуры, как руководящего отдела (во главе, к примеру, с генеральным директором ООО), так и подразделений;
  2. организация наиболее подходящей правовой формы и хозяйственной структуры компании.

Текущее

Данная система налогового планирования, позволяет скорректировать их объем в меньшую сторону за небольшой промежуток времени или в конкретной ситуации хозяйственной деятельности предприятия. Для этого используют следующие элементы:

  • создание оптимальной формы договоров;
  • применение налоговых преимуществ (льгот) организации с учетом всех изменений основного налогообложения, определенным законодательством;
  • разработка максимально эффективной политики ведения учета, и бухгалтерской отчетности.
вернуться к меню ↑

Методы налогового планирования

Для обеспечения эффективности проведения мероприятий по снижению налоговых выплат на предприятии применяют определенные методы:

  • оптимизированная стратегия по налоговым обязательствам, на основании которой разрабатывается план реализации программы;
  • создание налогового календаря. Он предназначен для осуществления точного контроля и прогнозирования результатов, соблюдения всех сроков выплат и отчетности по налогам, во избежание штрафных санкций;
  • финансовое прогнозирование и контролирование дебиторской задолженности. В этом случае, в организации не допускается задолженность по выплатам за оказанные услуги или предоставление товара, сроком более 4 месяцев;
  • грамотное оформление сделок и использование налоговых льгот с учетом отсрочек и снижения платежей;
  • полный контроль бух.учета и финансовой отчетности. Это позволит оперативно получать объективную информацию о деятельности предприятия;
  • рациональное применение прибыли и активов организации. Внедрение лоббирования и офшоров.

Важно: несмотря на законность действий, государством не приветствуется подобная оптимизация и в ряде случаев трактуется как «избежание оплаты налогов». Нередко налоговыми органами осуществляются выездные налоговые проверки. Поэтому прежде, чем использовать некоторые методы, стоит просчитать все возможные риски организации.

вернуться к меню ↑

Этапы программы

Налоговое планирование предприятий представляет собой многогранный ступенчатый процесс, учитывающий множество факторов.

Условно, всю проводимую работу можно разделить на четыре основных этапа:

  1. Первый этап. На данном периоде определяется максимально выгодное, с точки зрения налогов, местоположение основного предприятия и его филиалов. Здесь же выбирают режим и форму налоговых отчислений. Прорабатываются все варианты, приводящие к минимизации выплат: безналоговый перевод, льготы, условия внутренних соглашений и др.
  2. Второй этап. Определяются с оптимальной организационно-правовой формой деятельности, как с образованием юридического лица, так и без.
  3. Третий этап. Этот этап предусматривает полный контроль и корректировку использования всех налоговых преимуществ, относящихся к данной предпринимательской деятельности в организации. Здесь осуществляют глубокий анализ и финансовое прогнозирование всех форм сделок, определяются с формой оплаты и реализацией социальной политики. Все действия должны быть ориентированы на действующее законодательство, с учетом изменений.
  4. Четвертый этап. Внимание уделяют рациональному внедрению прибыли и активов компании. В данном случае рассматривается не только предполагаемый доход от инвестиций и их риски, но и те налоги, которые должны быть уплачены после получения данного дохода.

Важно: 1 и 2 этапы применяются только при образовании предприятия. В отличие от них, 3 и 4 этапы востребованы при каждой сделке.

вернуться к меню ↑

Особенности планирования

Для учредителей компаний, система налогового планирования – это хороший вариант, позволяющий устроить наиболее выгодное инвестирование получаемого капитала и осуществление деятельности.

Для того чтобы оптимизация имела максимальную эффективность, следует учитывать особенности данной процедуры:

  • для успешной деятельности, необходимо учитывать принцип резидентства. В нашей стране налогообложение более лояльно к своим гражданам;
  • при выборе формы налогообразования, прежде всего, стоит ориентироваться не на ставки, а на правила расчета дохода, который будет облагаться в организации;
  • активы, получаемые предприятием, рекомендуется перемещать как движения капиталов, на не внутренней прибыли.

Перечисленные особенности позволят минимизировать затраты на налоговые обязательства предприятия, законным путем с полным раскрытием информации.

вернуться к меню ↑

Эльвира Митюкова: Налоговое планирование в 2016 году

yurface.ru

Налоговое планирование

ПЛАН

Введение

1. Участники процесса планирования

2. Налоговое планирование

3. Оптимизация, а не просто минимизация

Заключение

Литературы

ВВЕДЕНИЕ

Право налогоплательщика[1] принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Поскольку налог — это ничто иное, как безвозмездное изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить ’’ущерб», причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости» налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением прямо перечисленных в законе*. Ст. 12 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривает, что «налогоплательщик имеет право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательными актами».

Уклониться от налогообложения можно как легальными методами так и при помощи незаконных операций.

Избежание налогов — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.

Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

1. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ

Процесс налогового планирования это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера). Во-вторых, — постоянный поиск оригинальных решений и схем работы Вашей организации. В-третьих, — постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций Вашего профиля и смежных сфер бизнеса.

Какова же роль каждого из участников процесса налогового планирования?

Менеджер

Дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения.

Бухгалтер

Проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Формулирует возможные с точки зрения процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов.

Юрист

Анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом “узких мест” при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершения (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом “узких мест” при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом “узких мест”.

Особенность роли юриста в налоговом планировании

Необходимость в налоговом планировании обусловлена наличием в налоговом праве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены , либо допускают их неоднозначное толкование? В этой сфере выбор наиболее “налогооптимальных” направлений требует тщательного прогнозирования возможной реакции налоговой администрации и большой вероятности вступления в активные действия с целью получения ее предварительной реакции на те или иные варианты интерпретации действий налогоплательщика и их правовых и финансовых последствий.

Классификация методов (этапов) налогового планирования

По субъекту

корпоративное налоговое планирование

личное (частное) налоговое планирование

смешанное

По объектам:

внешнее (учредителями)

внутреннее (исполнительными органами организации)

По юрисдикции (территории действия)

международное

национальное (общегосударственное)

местное (субъекта федерации или муниципального образования)

Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.

2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора “оптимального” сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их “компенсация” может повлечь за собой крупные финансовые потери.

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.

НБ=НН/ОРП*100%

НБ – налоговое бремя

НН – налоги начисленные за отчетный период

ОРП – объем реализованной продукции

Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

3. ОПТИМИЗАЦИЯ, А НЕ ПРОСТО МИНИМИЗАЦИЯ

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговая оптимизация — процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией.

Многие задают вопрос: если можно законным способом оптимизировать налоговые платежи, то почему бы не созда

mirznanii.com

Оптимизация налогов и налоговое планирование

 

  1. Налоговая оптимизация (налоговое планирование) — что это?

  2. Способы налогового планирования

  3. Учетная политика

  4. Как налоговики определяют формальные операции и необоснованные расходы

  5. Полезные ссылки

 

В первую очередь необходимо понимать, что наша Родина заинтересована в максимально возможном поступлении налогов и контролирует полноту исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом налогоплательщики не заинтересованы уплачивать налоги в максимальном размере и ищут пути решения этого вопроса.

Конечно же, платить налоги в полном объеме тяжело, а некоторым и вовсе не по силам, но не стоит для этого прибегать к черным (незаконным) схемам т.к. существуют и белые, т.е. законные и безопасные. Их называют налоговой оптимизацией.

Разрабатывая алгоритмы налоговой оптимизации необходимо помнить, что арбитражная практика ввела понятие «налоговая выгода» (Постановление Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006), поэтому сама схема налоговой оптимизации не должна приводить к нарушению законов. Достичь этой цели можно с помощью налогового планирования.

 

Налоговая оптимизация (налоговое планирование) — что это?

Налоговое планирование – это такое планирование финансово-хозяйственных операций, которое позволяет организации уплачивать законно установленные налоги и не платить излишние суммы налогов (сборов), т.е. это комплекс мероприятий, целью которых является построение рациональной системы налогообложения организации на основе законов. Построение рациональной системы налогообложения основано на методах планирования доходов и расходов, использования отсрочек и рассрочек уплаты налогов, получения инвестиционного налогового кредита, способах и методах признания доходов и расходов, использования резервов, льгот и освобождений.

Налоговое планирование прежде всего позволяет ответить на 3 основных вопроса:

  • какую сумму налогов и в какие сроки надо платить;

  • имеется ли возможность минимизировать налоговые платежи;

  • как выявить и минимизировать налоговые риски.

При этом всегда надо держать в уме, что даже если законом четко указано – как поступать налогоплательщику, налоговые органы могут иметь другую точку зрения, что неизбежно влечет спор.

 

Способы налогового планирования

Осуществление налогоплательщиком налогового планирования означает выполнение следующих основных функций:

  1. Оптимизация налогообложения (постоянное изыскание возможностей по уменьшению налогового бремени).

  2. Планирование сроков и сумм уплаты налогов путем составления бюджета.

  3. Отслеживание сроков уплаты налогов.

  4. Минимизация штрафных санкций и пеней.

  5. Выявление и анализ налоговых рисков.

  6. Прогнозирование изменений налогового законодательства.

Способы налогового планирования можно разделить на несколько видов:

  1. Выбор оптимальной организационно-правовой формы ведения бизнеса

  2. Использование пробелов в законах

  3. Выявление ошибок при расчете и уплате налогов путем создания внутреннего контроля.

  4. Применение налоговых льгот

  5. Правильное формирование учетной политики

  6. Применение оффшоров

  7. Использование льготных схем налогообложения

  8. Правильная организация договорной работы

  9. Прогнозирование изменений налогового законодательства

Одним из эффективных способов оптимизации налогообложения является учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Схематично изложнное можно представить так:

 

Учетная политика

Учетная политика – это определенные принципы, основы, обычаи, правила и практические приемы, принятые организацией для формирования бухгалтерского учета и подготовки финансовой и налоговой отчетности.

С 01.01.2007 в статью 11 Налогового кодекса РФ внесено определение учетной политики, согласно которому учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При разработке учетной политики организации предстоит решить следующие задачи:

  1. Сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющем осуществить анализ хозяйственной деятельности организации.

  2. Создать оптимальную схему налогового учета.

  3. Предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие налоговому законодательству.

  4. Создать систему организации документооборота и учета информации.

Т.о. в учетной политике необходимо описать все нюансы деятельности именно вашей организации: ее структуру, состав, производственный процесс и т.д. Причем в такой политике лучше всего оптимизировать весь производственный, кадровый, управленческий процесс, затронуть все стороны бизнеса. Принимая какое-либо решение об оптимизации, нужно тщательно проанализировать сделку для того, чтобы она не вызывала интереса налоговиков.

Учетная политика для целей налогообложения является обязательным документом. Так в соответствии с п. 12 ст. 167 НК:

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Читать следующую статью на эту тему: Проверка контрагентов на добросовестность

Статья подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 18.03.2012.

Статья написана и размещена 01.05.2011. Дополнена — 18.03.2012

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2019

 

Полезные ссылки по теме «Оптимизация налогов и практические вопросы ее применения»

  1. НДФЛ с наследства

  2. Налоговая ответственность за непредставление документов

  3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  4. Что такое налоговая выгода

  5. Подтверждение статуса налогового резидента РФ

  6. Оптимизация зарплатных налогов

  7. Налоговое планирование

  8. Как уменьшить налоговые риски бизнеса

  9. Проверка контрагентов на добросовестность

  10. Что делать, когда к вам пришла налоговая проверка

  11. Признаки недобросовестности налогоплательщиков

  12. Что такое фирма — однодневка

  13. Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

Тэги: оптимизация налогов, налоговая оптимизация, методы, схемы, налоговое планирование, налоговая нагрузка

yuridicheskaya-konsultaciya.ru

Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.

Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования. Управление налогами на предприятиях и в организациях. Пределы налогового планирования. Возможности минимизации налоговых платежей в РФ. Основные принципы оптимизации налоговых платежей. Уменьшение налога на прибыль путем использования чистой прибыли на льготируемые цели. Основные требования законодательства по оформлению оптимизации. Основные способы минимизации НДС. Пути снижения других налоговых платежей в рамках законодательства о налогах.

  1. Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования.

Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209. п. 2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Поскольку налог — это безвозмездное изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить ’’ущерб», причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.

Необходимость налогового планирования определена современным налоговым законодательством, предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.

Налоговое планированиезаключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора оптимального сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их “компенсация” может повлечь за собой крупные финансовые потери.

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по вопросам проектов налоговых законов, направлений и содержания готовящихся налоговых реформ, а также анализа направлений налоговой политики, проводимой Правительством РФ.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции. Эффективность же налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение.

studfiles.net

4.2. Налоговое планирование. Налоговый менеджмент

4.2. Налоговое планирование

Налоговое планирование – это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции управления намечается не только результат, который должен быть достигнут в процессе управления налоговыми потоками, но и должен быть определен эффективный способ достижения намеченного результата. Конкретные способы формирует управляющая система, опираясь на свои представления о том, как будет функционировать управляемый объект в планируемом периоде (здесь важны прогнозные данные). Именно поэтому при управлении любыми социально-экономическими процессами планирование всегда сопровождается прогнозированием, основой которого является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных результатов развития ситуаций.

Поскольку основой налогового менеджмента выступает финансовая наука, то налоговое планирование и прогнозирование в определенной степени является и частью финансового планирования (прогнозирования). Задачи налогового планирования и прогнозирования неоднозначны. Они различаются в зависимости от того, относительно какого объекта управления они ставятся: применительно к налоговым потокам страны (ее территорий) или налоговым потокам отдельного предприятия.

Налоговое планирование – это основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.

Цели и задачи налогового планирования на макро– и микроуровне различны. Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств.

Целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Ключевую роль в налоговом планировании играет аналитическая стадия сбора и обработки информации, которая поступает как от налогоплательщиков, так и со стороны государства, для выработки управленческих решений. В целом, налоговое планирование – это процесс аналитический и одновременно поисковый, творческий, требующий индивидуального подхода. На базе проведенного анализа составляются различные варианты деятельности субъекта общего налогового менеджмента. Главная задача на данном этапе заключается в сравнении выработанных различных вариантов (планов) на предмет выявления наиболее подходящего в складывающихся условиях и позволяющего достичь поставленной цели с наибольшим эффектом.

Следующий этап налогового планирования – разработка общей концепции налогообложения, обеспечивающей реализацию стратегических экономических целей налогового менеджмента, т. е. практическое внедрение планов.

Налоговое планирование тесно связано с налоговой политикой, и не только на государственном уровне. С 2002 года в России предприятия обязаны разрабатывать ежегодную политику для целей налогообложения, положения которой доводятся до сведения налоговых органов. Однако на государственном уровне налоговая политика в определенной степени сводится к налоговому планированию: все параметры налоговой политики отражаются в налоговом планировании. Налоговая политика состоит из стратегии и тактики, и налоговое планирование также подразделяется на стратегическое и тактическое. Причем налоговое планирование эффективно в том случае, когда имеет место тесное взаимодействие обеих его составляющих.

Стратегическое налоговое планирование представляет собой долгосрочное планирование достижения поставленных стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики. В современных российских условия стратегическое планирование на предприятии не достаточно развито, что связано, в первую очередь, с нестабильностью в стране – это относится к правовому полю, экономической среде, политической обстановке. В масштабе страны процесс стратегического налогового планирования более развит, что связано с наличием в целом поставленного процесса планирования во всех сферах деятельности и на всех уровнях. Налоговое планирование всегда имело место в нашей стране, составлялись и составляются прогнозные значения налоговых поступлений в бюджетную систему, анализируются причины недоимок. Однако, говорить о том, что сейчас в России есть полноценная система налогового планирования как элемента налогового менеджмента, еще рано.

На уровне отдельно взятых налогоплательщиков большее распространение имеет тактическое текущее или оперативное налоговое планирование, которое получило свое развитие в России в середине 90-х гг. XX в. Данный вид налогового планирования предполагает составление прогнозных данных и разработку планов налоговых платежей в разрезе на текущий год. Однако на предприятиях разработка таких годовых налоговых планов неизбежно перерастает в стратегическое налоговое планирование, если данный хозяйствующий субъект продолжает использовать выработанную концепцию налоговой политики, учитывающую меняющиеся внешние и внутренние факторы.

В целом, как элемент налогового менеджмента, состоит из следующих процессов:

– налоговое прогнозирование,

– стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики),

– налоговое бюджетирование, ориентированное на результат,

– рациональное использование полученных дополнительных доходов на финансирование эффективных расходов.

Важнейшей формой финансового планирования является бюджетирование, непосредственно направленное на оптимизацию налоговых потоков. Этого нельзя сказать о налоговом менеджменте. Поэтому необходимо повысить роль налогового бюджетирования в налоговом планировании, сделав его центральным звеном налогового менеджмента. В виду особой значимости налогового бюджетирования на государственном и корпоративном уровне, оно будет подробно рассмотрено в специальных разделах учебного пособия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Похожие записи

Вам будет интересно

Разработка плана производства предприятия – планирование производства

Бизнес план предприятия – Бизнес-планы готовые примеры

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко