Возмещение ндс налогоплательщик: возврат налога на добавленную стоимость юридическими лицами и ИП на ОСНО в 2019 году — Контур.НДС+ — СКБ Контур

Содержание

О возмещении НДС экспортерами.Начало пути

Статьей 165 НК РФ определен исчерпывающий перечень документов, которые налогоплательщик должен представить для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными в статьях 165 НК РФ, а согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), а также не устанавливается обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению.

Отсутствие результатов встречных проверок поставщиков не является основанием для отказа в возмещении налога при соблюдении налогоплательщиком условий, определенных в ст. ст. 165, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В законе отсутствуют нормы о зависимости возмещения экспортного НДС от результатов встречных проверок поставщиков экспортного товара.

Закон не требует устанавливать производителя товара при обращении с заявлением в налоговый орган о возмещении из бюджета НДС по экспортным поставкам.

ИМНС не вправе истребовать документы, не предусмотренные налоговым законодательством для подтверждения права налогоплательщика на возмещение НДС и не ставит возмещение НДС в зависимость от добросовестности поставщика товара экспортеру.

Конституционный Суд РФ в определении от 25.07.01 г. № 138-О указал, что по смыслу п. 7 ст. 3 Кодекса в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга, пользуется своими правами, в том числе — правом на налоговые вычеты и возмещение НДС.

В Определении Конституционного Суда РФ от 10 января 2002 г. N 4-О»По жалобе открытого акционерного общества «Пивовар — Живое пиво» на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца первого пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации» содержится также следующая правовая позиция:

«…2. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы… При этом истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что добросовестный налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

»

Фактически, налоговые органы возлагают бремя своих функций на налогоплательщика.

Не налоговая инспекция должна предъявлять претензии (не основанные на законе) к добросовестному экспортеру за действия его контрагентов, а именно добросовестный хозяйствующий субъект должен предъявлять претензии к МНС РФ, так как в соответствии со ст.11

Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (с изменениями от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня, 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 22 мая 2003 г.):

« Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков — предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года.

»

ФНС усилила борьбу с незаконным возмещением НДС — Российская газета

Федеральная налоговая служба опубликовала для сотрудников письмо с разъяснениями о проведении камеральных проверок деклараций при возмещении НДС (письмо от 18.12.2014 г. N ЕД-18-15/1693). По мнению экспертов, документ полезно принять к сведению и предпринимателям, поскольку он применяется при всех случаях возврата НДС из бюджета. Однако главная ценность письма в том, что налоговики открыто разъясняют, как они будут действовать в случаях, когда компания необоснованно претендует на возмещение налога.

«Порядок возмещения НДС закреплен в статье 176 Налогового кодекса: если по итогам прошедшего квартала сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по облагаемым НДС операциям, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику. Возмещение налога абсолютно законно и производится в форме зачета или возврата. По общему правилу для возмещения этого налога в налоговый орган представляется соответствующая декларация.

Налоговики проводят камеральную проверку этой декларации и определяют, обосновано ли возмещение», — напоминает Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП».

В письме ФНС расписан новый порядок действий налоговых инспекторов при решении вопросов по возмещению НДС. Например, ФНС подтвердила, что если трехмесячный срок проведения камеральной проверки истек, нарушения при этом не выявлены, а ответы на свои запросы налоговики от компании так и не получили, то проверка прекращается без составления акта. «Однако нет разъяснения по тому, какое решение примут в этой ситуации налоговики — возмещать НДС или нет. На практике налоговая инспекция сегодня не соблюдает трехмесячный срок проведения камеральной проверки и не выносит решение, пока не дождется ответов на все свои вопросы от налогоплательщика. Поэтому реальный срок проверки затягивается до шести-девяти месяцев, а то и больше. Налогоплательщики в основном ждут решения налоговиков, так как требовать ответа и указывать налоговой на несоблюдение сроков не решаются.

Как новый порядок поможет налоговикам принять решение о возмещении НДС, совершенно непонятно, а ведь именно оно — это решение — и есть ключевая цель проведения проверки. Прекратить проверку через три месяца без составления акта, а дальше что? Такой подход только проясняет временные границы, но абсолютно не способствует принятию решения, которое необходимо налогоплательщику», — уверена Кира Гин-Барисявичене.

В своем письме ФНС указывает на порядок взаимодействия налоговиков и правоохранителей при незаконном возмещении НДС. «Однако что законно, а что незаконно — решает налоговая инспекция. Поэтому не стоит исключать случаи, когда при добросовестном возмещении НДС к налогоплательщику все-таки будут приходить следователи, имеющие иную точку зрения, чем у налоговой инспекции, а это однозначно сводится к новым проверкам, допросам, потере руководителем нервных клеток, не говоря уже о возможных финансовых потерях компании, — отметила эксперт. — Налоговые органы и раньше не спешили и не очень любили возмещать НДС, а с учетом последних тенденций в нашей стране по усилению контроля за любыми «телодвижениями» этого налога создается впечатление, что уже с 2015 года чуть ли не к каждой камеральной проверке на новых и тоже абсолютно законных основаниях будет привлекаться полиция.

Это приведет к тому, что количество «отчаянных и смелых» налогоплательщиков, желающих возместить НДС, начнет существенно уменьшаться».

Также ФНС разъяснила, что делать инспекторам, если денежные средства уже переведены на расчетный счет организации-заявителя, а позже при проверке деятельности организации выяснилось, что заявитель все-таки незаконно потребовал возместить ему НДС. ФНС считает, что нужно начать выездную тематическую налоговую проверку и одновременно направить материалы в правоохранительные органы на организацию-заявителя. Таким образом, к организации, которая уже возместила НДС, прошла камеральную проверку постфактум, может прийти выездная проверка, а также представители правоохранительных органов, чтобы с пристрастием проверить ее деятельность.

«В письме уточняется порядок работы с налогоплательщиками, которым удалось незаконно получить из бюджета денежные средства. В этом случае бизнес получает очевидный риск проведения тематической налоговой выездной проверки с участием сотрудника правоохранительных органов и направлением материалов в полицию. Если же информация о незаконности возмещения НДС стала известна налоговикам после вынесения решения о возмещении налога, но денежные средства из бюджета на счета налогоплательщика еще не были переведены, то в этом случае предпринимателю гарантирована выездная проверка, информирование правоохранительных органов о его действиях, а также налоговики вправе вызвать налогоплательщика в инспекцию для получения пояснений. Если по итогам выездной проверки будет доказано, что НДС был возмещен действительно незаконно, то налогоплательщик обязан будет вернуть в бюджет излишне возмещенную сумму налога», — сказала Евгения Яковлева, руководитель отдела бухгалтерского сопровождения и налогового консультирования юридической компании «Приоритет».

Законопослушным налогоплательщикам эксперт рекомендует более тщательно проверять первичную документацию и полученные счета-фактуры на правильность их составления.

Аналитика

26.12.2019

15.10.2019

03. 05.2017

18.04.2017

Отказ от льготы по НДС и возмещение налога

Путем подачи «уточненки» по НДС с указанием вычетов УК может от-казаться от применения освобождения от налогообложения. Обоснование – в Определении ВС РФ от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015

07.10.2015

17.07.2015

17.09.2014

09.06.2014

08.05.2014

09.10.2013

13.08.2013

22.06.2012

Нужно ли для возмещения НДС представлять в ИФНС книгу покупок

Представляя декларацию с НДС к возмещению, бухгалтеры зачастую сталкиваются с требованием налоговой инспекции сдать и книгу покупок для проверки. Надо ли выполнять это требование? Особенно актуален этот вопрос, когда по каким-то причинам быстро представить книгу невозможно. Ответы судов, в зависимости от ситуации, вы найдете в этой статье

12.04.2012

22.03.2012

Нужно ли для возмещения НДС представлять в ИФНС книгу покупок

Представляя декларацию с НДС к возмещению, бухгалтеры зачастую сталкиваются с требованием налоговой инспекции сдать и книгу покупок для проверки. Надо ли выполнять это требование? Особенно актуален этот вопрос, когда по каким-то причинам быстро представить книгу невозможно. Ответы судов, в зависимости от ситуации, вы найдете в этой статье

09.11.2011

Зачет НДС из сумм налога к возмещению

Компания — налоговый агент по НДС может зачесть налог к уплате за счет сумм к возмещению. Если инспекция откажет в зачете, фирма может обратиться в суд. Арбитры встают на сторону компаний, позволяя производить такой зачет

16.06.2011

Решение об отказе в возмещении НДС перед обращением в суд необходимо сначала обжаловать в вышестоящий налоговый орган

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности должно быть сначала обжаловано в вышестоящем налоговом органе и только после этого – в суде (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Решение об отказе в возмещении НДС принимается одновременно с решением о привлечении к ответственности. В связи с этим остается открытым вопрос: можно ли обжаловать решение об отказе в возмещении в суд, не обращаясь предварительно в налоговый орган? Положения Налогового кодекса РФ не обязывают налогоплательщика обжаловать в вышестоящий налоговый орган решение об отказе в возмещении НДС. Однако ФАС Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что процедура досудебного обжалования в данном случае все же обязательна

22.02.2011

Некоторые аспекты исчисления и применения трехлетнего срока на возмещение НДС

Налогоплательщик в случае превышения сумм налоговых вычетов над суммами исчисленного НДС имеет право на возмещение налога в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем данное право ограничено временными рамками, установленными п. 2 ст. 173 НК РФ, в соответствии с которым плательщик налога не вправе претендовать на возмещение НДС в случаях, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Правильное определение момента начала и окончания течения давностного срока имеет важное юридическое и практическое значение, поскольку с истечением этого срока право на возмещение НДС может быть утрачено

22.12.2010

29.09.2010

Правовой режим гарантии возврата НДС

С введением заявительного порядка возмещения НДС налоговые органы стали принимать банковские гарантии, согласно которым банк обязуется уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения НДС, если решение о возмещении суммы налога отменено полностью или частично (гарантии возврата НДС)

08. 07.2010

Перейти к странице:

К судебным спорам по возмещению НДС лучше готовиться заранее

— Наиболее распространенными в уходящем году были дела, связанные с оспариванием решений налоговых органов об отказе в возмещении НДС, — рассказала генеральный директор АКГ «Гудвилл» Нина Фирсова. — Особое внимание налоговые органы уделяли проверке добросовестности контрагентов.
Весьма распространенной, по словам аудиторов, стала практика отказа в возмещении НДС в связи с ненадлежащим исполнением налоговых обязательств контрагентом налогоплательщика. К примеру, летом компания А оплатила услуги или товар, поставляемые ей компанией Б, а к концу года при подаче декларации компанией А выяснилось, что компания Б задолжала казне. Налоговый орган в таком случае отказывает компании А в возмещении НДС. Как пояснили в компании «ЭРКОН», налоговики исходят из того, что если предпринимательство — это деятельность, связанная с рисками (что закреплено в Гражданском кодексе РФ), то предприниматели не могут перекладывать эти риски на бюджет, а бюджет не должен эти риски оплачивать. В свою очередь, предприниматели отстаивают собственную правоту в суде по подобным спорам, доказывая, что при выборе контрагента проявили должную осмотрительность. 
— В общем случае необходимо доказать, что вы выбрали контрагента не «от балды», а также не вступали с ним в сговор, дабы разделить средства, укрытые от казны, — рассказал руководитель аудиторско-консалтинговой группы «ЭРКОН» Эркен Андержанов. — Важно убедиться, что контрагент находится по своему юридическому адресу. В суде часто требуется доказать, что с контрагентом велись переговоры, деловая переписка. Судей часто интересует, где и как подписывался договор. Спор с налоговой службой, отмечают собеседники N, требует от налогоплательщика хорошей предварительной подготовки. Важным является представление документов, полученных до заключения договора (свидетельств, копий учредительных документов, выписки из ЕГРЮЛ и т. п.), договоров аренды помещений, штатных расписаний. В свою очередь, налоговики могут анализировать IP-адреса компьютеров, с которых осуществлялось управление банковскими счетами, данные о транспортных средствах, указанных в ТТН, адреса погрузки и доставки товара. В ходе выездных проверок налоговые органы часто проводят допросы руководителей контрагентов и работников налогоплательщиков для получения доказательств нарушений налогового законодательства.
— Действенным аргументом в суде является предоставление в качестве доказательств фотографий, полученных с помощью камер видеонаблюдения, — отмечает Нина Фирсова. — Таким образом по одному из дел была подтверждена доставка товара автотранспортом, притом что сами владельцы транспорта дали налоговой показания о том, что доставка не осуществлялась. Если налогоплательщик не проявил должной осмотрительности в выборе контрагента, суд, как правило, принимает сторону налогового органа. При этом в некоторых случаях предоставления документов, наличие которых призвано подтвердить эту самую осмотрительность, оказывается все же не достаточно. — В свете новых регламентов ФНС по проведению налоговых проверок кардинально изменилось содержание акта налоговой проверки, — комментирует генеральный директор ООО «Премьер-Аудит» Анна Орунова. — Доводы инспекторов о доначислении налогов основаны в большинстве случаев на собственных суждениях и результатах допросов руководителя, главного бухгалтера или иных сотрудников и не подтверждены первичными документами и нормами законодательства. В актах проверок зачастую упоминается о подозрительных сделках. К сожалению, налогоплательщики не всегда акцентируют внимание на сути заключаемых сделок и реальных возможностях их исполнить, полагая, что достаточно будет лишь документального подтверждения таковых. Однако акцент на документооборот без учета реальной возможности исполнения сделки приводит таких налогоплательщиков к поражению в судебной борьбе с налоговыми органами. В качестве иллюстрации Анна Орунова приводит случай из недавней практики. Налоговый орган отказал в вычете по НДС, поставив под сомнение факт выполнения строительных работ у заказчика на том основании, что генподрядчик при встречной проверке не предоставил достаточное документальное подтверждение своих взаимоотношений с субподрядчиками: не были должным образом оформлены командировки субподрядчиков, притом что первичные документы и счета-фактуры были в порядке, а работы оплачены и фактически произведены. В суде удалось доказать, что отсутствие журнала учета работников, прибывших в служебную командировку, не является основанием для отказа в возмещении налога. По мнению участников обзора, нередко налоговые органы сознательно идут на незаконный отказ от возмещения НДС при абсолютно законных действиях налогоплательщика: например, при крупных импортных закупках, когда налогоплательщик уплачивает НДС на таможне, а затем в этом же квартале пытается уплаченный НДС возместить.
— Налоговики всеми правдами и неправдами пытаются воспрепятствовать возмещению НДС в таких случаях, — рассказал Эркен Андержанов. — Вызов на комиссию для дачи пояснений возмещения НДС сам по себе уже является для многих руководителей чем-то запредельно страшным. А если со стороны должностного лица последует намек на пристрастное отношение в случае отказа в подаче уточненной декларации, большинство предпринимателей отказывается от любых споров с налоговыми органами. Однако шансы на положительный результат в судебном разбирательстве в таких случаях весьма велики.

Когда налоговая пришлет отказ в вычетах по НДС

При ведении налогового учета по НДС определяющее значение имеет правильное оформление документов, связанных с налоговыми вычетами, и проверка контрагентов, подтверждающая реальность сделки. Ведь отказ в вычетах грозит компаниям не только значительными финансовыми потерями в конкретный период времени, но и, снижая репутацию налогоплательщика в глазах ИФНС, может быть причиной повышенного внимания со стороны контролирующих органов в будущем.

Содержание статьи:

1. Когда налоговая отказывает в вычете по НДС

2. Общий порядок принятия НДС к вычету

3. Отказ в вычетах по НДС как результат расхождения данных

4. Ошибки в счетах фактурах, не препятствующие вычету

5. Подтверждение реальности сделки

6. Документы для должной осмотрительности

7.  Процедуру выбора нужно документально доказывать

8. Ответственность за проверку контрагентов

9. Если налоговая отказала в возмещении НДС

По порядку разберем каждый из этих вопросов.

1. Когда налоговая отказывает в вычете по НДС

Отказ в вычетах по НДС возможен, как когда налогоплательщик не выполняет требований НК РФ, касающихся правил предоставления вычетов, так и тогда, когда есть претензии к контрагентам, когда проверка контрагентов не проводилась. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1

Налоговая отказывает в вычете по НДС, если компания заявляет его за пределами трехлетнего срока. При расчете срока рекомендуется учесть, что с даты выставления счета-фактуры поставщиком и представления декларации по НДС налогоплательщиком не должно пройти более трех лет (Определение Верховного суда от 04.09.2018 № 308-КГ18-12631).