Налогообложение малого бизнеса в россии – Особенности налогообложения малого бизнеса в России

Содержание

Малый бизнес и налоги: кто кого? | Бизнес

Страховые взносы для ИП растут быстрее инфляции

С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы.

И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса. Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков.

Применять специальные налоговые режимы становится сложнее

Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний). С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки.

Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г. это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п. Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП.

Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» — налог на профессиональный доход (НПД). После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ». Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые».

Имущественные налоги продолжают расти

В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.

И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

Малый бизнес продолжит сокращаться

Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2019 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП. Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения. Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий.

Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» под вопросом

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2019-м.

Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране. А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне.

www.forbes.ru

Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Актуально на: 15 мая 2018 г.

Мы рассказывали в нашем отдельном материале о критериях отнесения организаций и ИП к субъектам малого предпринимательства. О праве малых предприятий на ведение упрощенного бухгалтерского учета, а также составление бухгалтерской отчетности по упрощенной форме мы также рассказывали в отдельных консультациях. А существуют ли особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства?

Есть ли особенности налогообложения малого бизнеса?

По НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ). И в общем случае субъекты малого предпринимательства от налогообложения не освобождены. Более того, в НК РФ не предусмотрены специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства.

Тем не менее, те налоговые режимы, переход на которые возможен лишь при соблюдении определенных условий и ограничений, обычно рассматриваются как наиболее широко распространенные среди малого бизнеса. Речь идет, к примеру, об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства (УСН), о патентной системе налогообложения для предпринимателей (ПСН) или системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Налогообложение малых предприятий в соответствии со спецрежимами наиболее привлекательно для малых и средних предприятий в силу относительной простоты таких режимов.

Для тех же организаций и ИП, которые не соответствуют критериям специальных налоговых режимов или отказались от них по собственной инициативе, налогообложение малого и среднего бизнеса производится в общем порядке.

В то же время, несмотря на то, что в НК РФ нет налоговых режимов, предназначенных исключительно для малых или средних предприятий, нельзя говорить о полном отсутствии налоговых послаблений для малого бизнеса.

Ведь, к примеру, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены льготы по региональным и местным налогам именно для субъектов малого предпринимательства. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 при соблюдении иных условий малое предприятие имеют налоговую льготу по объекту недвижимости, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.

Налоговый учет на малых предприятиях ведется в соответствии с правилами, установленными для соответствующего налогового режима, который применяет такое малое предприятие.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Напомним, что вновь зарегистрированные ИП относятся к микропредприятиям (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Для таких ИП региональные власти могут предусматривать особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в виде временного освобождения от уплаты налога при применении УСН или ПСН (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Речь может идти только об ИП, которые ведут предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Другие налоги и страховые взносы ИП даже в условиях так называемых «налоговых каникул» уплачивают в общем порядке.

Также читайте:

glavkniga.ru

Проблемы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»



В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения, налогообложение малого бизнеса

Малый и средний бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Малые и средние предприятия в Европе обеспечивают рабочими местами около 67 % занятого населения и производят 58 % валовой добавленной стоимости [5, с. 4]. Данный сектор экономики отличается способностью быстро адаптироваться к внешним изменениям и служит источником инновационного роста для экономики. Малый бизнес наиболее остро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и налогового законодательства, формирует необходимую атмосферу конкуренции, выступает в роли источника формирования среднего класса, обеспечивает политическую и социальную стабильность в обществе и оказывает существенное влияние на предпринимательскую активность региона. Однако в России вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт и занятость населения составляет около 20 % и 25 % соответственно.

Несмотря на то, что развитие данного сектора является одной из приоритетных целей в государственной политике и принимаются специальные законы, указы, постановления и другие нормативные акты, направленные на поддержку малого предпринимательства, в настоящее время доля малого бизнеса очень низка. Сами предприниматели связывают это с плохим предпринимательским климатом в стране. По итогам исследования, проведенного «Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства» в 2015 году 53,4 % предпринимателей заявили об ухудшении условий для ведения деятельности, причем более 10 %—об ухудшении серьезном. При этом самыми важными проблемами предпринимателями названы острая конкуренция (27,3 %), проблема с доступом к кредитам или другим формам заемного финансирования (23,5 %), а также высокий уровень налогов [6, с. 10]. В сложившихся условиях ведения бизнеса предприниматели нуждаются в активных шагах навстречу бизнесу со стороны государства. К числу наиболее ожидаемых мер государственной поддержки опрошенные предприниматели относят в первую очередь снижение налоговой нагрузки (65,4 %). Из числа мер, нацеленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса и попавших в Антикризисную программу Правительства, наиболее ценными опрошенные руководители предприятий признали все решения по снижению налоговой нагрузки — двухлетние налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и возможность регионов снижать ставки по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход [6, с. 11].

Таким образом, традиционно к числу наиболее значимых факторов, влияющих на развитие предпринимательского потенциала в экономике, относят проводимую налоговую политику. Российские предприниматели имеют право выбирать систему налогообложения своего бизнеса. Существует два вида налоговых режимов [2]:

  1. общий режим налогообложения малых предприятий;
  2. специальные режимы:

− единый сельскохозяйственный налог;

− упрощенная система налогообложения;

− упрощенная система, основанная на патенте;

− единый налог на вмененный доход.

Специальные режимы являются более приемлемыми для малого бизнеса, так как они несут в себе пониженную налоговую нагрузку и позволяют предоставлять упрощенную отчетность. Однако действуют законодательные ограничения, по которым не каждое предприятие имеет право применять тот или иной упрощенный режим.

Мировой экономический кризис стал серьезным испытанием для сложившейся в России модели экономического роста. Однако в 2010–2011 гг. российская экономика стала довольно уверенно восстанавливаться. Вместе с тем, уже с III квартала 2012 года стало заметно замедление роста ВВП. Эта тенденция сохранилась и в 2013–2014 гг., а в 2015 году прирост ВВП стал отрицательным [4]. Одной из ключевых возможностей вывода экономики страны из кризисного состояния является стимулирование малого бизнеса. Таким образом, проблема оптимизации налоговой системы Российской Федерации в секторе малого предпринимательства в текущих условиях становится критически важной.

Первым недостатком налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации является высокое налоговое бремя. Система налогообложения в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [1]. Действующая система налогообложения не учитывает особенности издержек малого предпринимательства. Основным источником ресурсов для инвестиций в развитие малых предприятий традиционно выступают собственные средства. При этом в усложняющихся кризисных условиях бизнесмены в большей степени склонны рассчитывать только на свои силы и полностью отказываться от заемных средств. Связано это и с ростом процентных ставок и ужесточением требований банков к залогам и финансовому состоянию заемщиков. В связи с этим применение общего режима налогообложения становится выгоднее для средних и крупных предприятий, имеющий доступ к заемным средствам и использующим их на финансирование развития. Кроме того, установление ставок налогов происходит без достаточного анализа и учета их экономического влияния на производство, стимулирование инвестиций, а также на создание условий, препятствующих уходу налогоплательщиков от уплаты налогов. Так, увеличение в 2013 году страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к уходу с рынка около полумиллиона предпринимателей; а предложение Минэкономразвития РФ в 2016 году увеличить единый налог на вмененный доход для малого бизнеса повлекло превентивный массовый переход малых предприятий на другие системы налогообложения или закрытие бизнеса, что не позволит реально увеличить поступления от данных видов налогов в бюджет и поспособствует уходу части предприятий в теневой сектор.

Налоговая политика, направленная только на решение задачи пополнения бюджета, а не обеспечение экономического роста, в долгосрочной перспективе влечет уменьшение налоговой базы. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка сокращает возможности накопления средств, необходимых для развития производственной базы, что ведет к прекращению деятельности предприятий, уходу их в теневой бизнес, или переориентацию на отрасли с более быстрым оборотом капитала.

Так, в настоящее время, среди отраслей малого предпринимательства преобладает торговля, что вызывает некую настороженность, так как преимущественное развитие отрасли, не создающей добавленную стоимость, опасно для экономики и общества.

С целью построения сбалансированной и самодостаточной экономики, государство должно повышать привлекательность малого бизнеса, функционирующего в производственном секторе, в том числе налоговым путем. Такой малый бизнес должен получать особые налоговые льготы, так как производственная деятельность сопряжена с высокими затратами, требует использования технологий, оборудования, квалифицированного персонала.

Следующей проблемой налогообложения малого бизнеса в России является постоянное изменение налогового законодательства, что затрудняет не только ведение бизнеса, но и работу самих налоговых служб. Нестабильность законодательства увеличивает издержки малого бизнеса сильнее, чем крупного и среднего бизнеса, так как получение информации об изменениях в порядке уплаты, оформлении документов и т. п. (даже если она общедоступная и бесплатная) сопряжено с определенными издержками, а использованы полученные результаты будут для абсолютно разных масштабов производства и реализации. Кроме того, как правило, вносимые изменения усложняют необходимую налоговую отчетность для предпринимателей. В связи с чем на малый бизнес ложатся более высокие удельные временные, денежные и психологические издержки, связанные с ведением налогового учета. При этом неправильное оформление документов или ошибки в сроках их подачи и уплаты налогов вследствие частоты изменений законодательства грозят предпринимателю большими штрафными санкциями.

Еще одной проблемой налогообложения малого бизнеса является сложность системы налогообложения. В настоящее время предприниматель должен обладать профессиональными знаниями по учету и налогообложению, чтобы самостоятельно уплачивать налоги, или нанимать высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам, что не соответствует потребностям бизнеса и отвлекает денежные средства из производства. Большое количество налогов и сборов приводит к тому, что даже профессиональные бухгалтеры допускают ошибки, в результате которых предприятие вынуждено платить пени за несвоевременную уплату налогов. Кроме того, обязательные элементы налогов не всегда однозначно указаны в законодательстве, что приводит к появлению спустя некоторое время после внесения изменений различных инструкций с разъяснениями того, как те или иные налоги необходимо правильно считать, что так же усложняет ведение бизнеса.

Осложняет ситуацию с налогообложением малого бизнеса и низкая финансовая грамотность предпринимателей и недостаток информирования о программах государственной поддержки. В настоящее время государством проводится политика по стимулированию малого и среднего бизнеса. Наиболее распространенной формой такой поддержки является выделение из государственного бюджета целевой финансовой поддержки, направленной на развитие компаний определенных приоритетных сфер деятельности. Еще одним способом поддержки выступает введение упрощенных форм сертификации и лицензирования, предоставление льгот для участия в ярмарках и выставках, а также скидок на рекламные акции. Начинающие предприниматели имеют возможность получать бесплатные юридические консультации. Предоставляются ряду представителей малого бизнеса и налоговые каникулы.

Однако большинство предпринимателей не знают о существовании большого количества форм государственной поддержки, в том числе и налогового характера, что обуславливает необходимость совершенствования информационного обеспечения государственных инициатив. Повышение финансовой грамотности среди населения, проведение мероприятий, направленных на информирование представителей малого бизнеса о существующих мерах государственной поддержки, а также на пояснение осуществляемых изменений в налоговом законодательстве и широкая огласка таких мероприятий в средствах массовой информации могут отчасти решить названную проблему.

Таким образом, в настоящее время возникает вопрос противоречия сугубо фискальной направленности налоговой политики и стратегическим планом правительства по стимулированию роста малого и среднего предпринимательства к 2020 году. В роли основных направлений государственной поддержки малого бизнеса выступают, в первую очередь, создание благоприятного предпринимательского климата и развитой инфраструктуры, устранение существующих нормативно-правовых и административных барьеров, а также расширение доступа к инвестиционным ресурсам. Частные предприниматели нуждаются в системной финансовой, информационной и организационно-методической помощи. Только последовательная и отлаженная работа по названным направлениям поможет повысить эффективность и привлекательность малого предпринимательства в России, и занять данному сектору долженствующие позиции в экономике.

В свою очередь, налоговая политика не должна ограничивать положительный эффект государственной поддержки малого предпринимательства, выступать тормозом развития. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка, большое количество необходимой отчетности, сложное законодательство снижают привлекательность данного сектора, вынуждают предпринимателей искать законные и незаконные способы уклонения от налогов, уводят бизнес в «тень», что в конечном итоге уменьшает величину собранных налогов.

Необходимо повышение эффективности системы налогообложения малого бизнеса, приведение ее в соответствие с современными российскими реалиями. Необходимо найти оптимальное сочетание интересов государства и предпринимательства, перейти от реализации фискальной к стимулирующей функции налогов. Однозначная, стабильная и справедливая система налогообложения сделает данный сектор более привлекательным для предпринимателей. В свою очередь, борьба с недобросовестной конкуренцией, коррупцией и незаконными налоговыми льготами, предоставляющимися совсем не тем, кто в них особенно нуждается, перекрытие каналов перетока денежных средств в теневой сектор и в оффшорные зоны за рубеж позволит сократить нелегальный бизнес, не затрагивая интересы честных предпринимателей.

В заключение отметим, что в настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. Понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.

Литература:

  1. Доброва М. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса / М. А. Дробова // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: www.scienceforum.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — URL: nalog.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  3. Панов А. С. Проблемы налогообложения малого предпринимательства в Приморском крае / А. С. Панов // Современные научные исследования и инновации. 2014. — № 5. — URL: http://web.snauka.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  4. Произведенный валовой внутренний продукт. Годовые данные в детализированной разработке (в текущих ценах) // Росстат. — URL: www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2016)
  5. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 23 с. –URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  6. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 59 с. URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 09.11.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, предприниматель, система налогообложения, налоговая нагрузка, налоговое законодательство, единый налог, Россия, налоговая политика.

moluch.ru

Налогообложение малого бизнеса в России

ВВЕДЕНИЕ.

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности ? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами. Особенно важно создание малых предприятий в сфере банковского дела. Ведь не секрет, что в России сейчас весь капитал (около 80%) сосредоточен в руках 10 крупнейших Московских банков таких как ОНЕКСИМ, МЕНАТЕП, РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ, МОСТБИЗНЕСБАНК и других.

Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США — где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию — с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

МАЛЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОНОМИКИ.


    1. ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА, КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  • численность персонала;

  • размер уставного капитала;

  • величина активов;

  • объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

  • количество занятых работников до 50 чел.;

  • годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

  • сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

  • количество занятых работников от 50 до 250 чел.;

  • годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

  • сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

  1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

  2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

  3. средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие – 1 – 24 занятых;

  • малые – 25 – 99 занятых;

  • промежуточные – 100 – 499 занятых;

  • крупные – 500 – 999 занятых;

  • крупнейшие – 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

в промышленности – 100 человек;

в строительстве – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве – 60 человек;

в научно технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.2 МАЛЫЙ БИЗНЕС НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ.

Число малых предприятий на 1 июля 1999 года составляло 890 тысяч. Для России такой показатель довольно низок. И это при том , что Правительство регулярно выпускает внушительные (не по деньгам) программы развития малого предпринимательства.

Однако есть повод и для небольшого оптимизма . Казалось бы после 17 августа 1998 года малый бизнес должен был изрядно поредеть. Но даже на 1 января 1999 года число малых предприятий выросло на 0, 8 процента. А за первое полугодие 1999 года составила еще 2, 5 процента. Таким образом российский малый бизнес подтверждает свойство характерное для этого сектора предпринимательства во всем мире – живучесть, способность быстро адаптироваться к резким изменениям в хозяйственной среде. Однако что доля его в нашей экономике по прежнему незначительна.

Кризис 17 августа 1998 года больнее всего ударил по малым предприятиям в промышленности , строительстве и научном обслуживании. Уменьшение их численной доли в малом бизнесе было компенсировано прежде всего за счет прироста предприятий торговли и обшественного питания , оптовой торговли продукцией производственного назначения транспорта и других отраслей (см .таблицу 1).

КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ

————————————————————————————————————

На 1 июля 1999 г Справочно

Тыс. в % к в том числе на 1 в % к

Единиц итогу предприятия июля итогу

Част. Формы 1998г

Собствен-сти тыс.

Тыс . в % к ед.

Ед. итогу

___________________________________________________

ВСЕГО 890.0 100 819.5 100 868.4 100

В том числе

Промышленность 136.4 15.3 121.4 14.8 138.2 15.9

Строительство 135.0 15.2 126.6 15.4 138.1 15.9

Сельское хозяйство 14.0 1.6 12.2 1.5 13.6 1.6

Транспорт 20.8 2.3 18.3 2.2 18.3 2.1

Торговля и общест-

Венное питание 398.9 44.8 380.2 46.4 384.3 44.3

Оптовая торговля

Продукцией

Производственно-

Технического

Назначения 14.1 1.6 12.1 1.5 13.4 1.5

Общая коммерчес-

Кая деятельность

По обеспечению

Функионального

Рынка 36.6 4.1 33.1 4.0 36.8 4.2

Здравоохранение

Физическая

Культура и социа-

Льное обеспечение 17.7 2.0 15.8 1.9 17.3 2.0

Наука и научное

Обслуживание 36.8 4.1 32.0 3.9 38.2 4.4

Другие отрасли

Экономики 79.7 9.0 67.8 8.3 70.2 8.1

То есть произошли заметные подвижки в отраслевой структуре , однако не в пользу товаропроизводителей.

Несколько улучшилась ситуация в малом бизнесе с занятостью (см. таблицу 2).

ЧИСЛО РАБОЧИХ МЕСТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ В 1 ПОЛУГОДИИ 1999 ГОДА

Всего В том числе Число за-

Замещенных работников внешних работников мещенных

Рабочих списочного совмести- выполнивших рабочих

Мест состава телей работы по мест в 1

(работников) (без внешних договорам полугодии

тысяч соместителей) гражданско 1999 года

правового в % к 1

характера полугодию

1998г

___________________________________________________________________________________

ВСЕГО 7262,5 6292,3 621,1 349,1 98,8

В том числе

Промышленность 1590,2 1403,2 107,1 79,9 98,9

Строительство 1575,5 1381,4 104,8 89,3 100,9

Сельское хозяйство 190,4 179,5 5,7 5,2 137,2

Транспорт 220,4 190,8 18,9 10,7 108,5

Торговля и общест-

Венное питание 2445,5 2187,4 192,0 66,1 96,8

Оптовая торговля

Продукцией

Производственно-

Технического

Назначения 112,9 99,7 8,7 4,5 110,5

Общая коммерчес-

Кая деятельность

По обеспечению

Функионального

Рынка 185,4 151,1 24,0 10,4 79,4

Здравоохранение

Физическая

Культура и социа-

Льное обеспечение 130,6 90,8 32,9 6,9 100,8

Наука и научное

Обслуживание 193,3 113,6 42,9 36,8 73,5

Другие отрасли

Экономики 618,3 494,9 84,1 39,3 105,9

Из таблицы 2 видно , что число рабочих мест на малых предприятиях к первому полугодию 1998 года меньше на 1,2 процента. Тогда как за 1998 год этот показатель сократился на 4. 7 процента, что свидетельствует о заметном ( а

mirznanii.com

Налогообложение малого бизнеса в России: какую систему выбрать?

22 августа

Рубрика: Налогообложение малого бизнеса

Как известно, налогообложение малого бизнеса в России подразумевает три системы: общую, упрощенную и в виде единого налога. Какую же из них выбрать, открывая новое предприятие? Конечно, если Вы не планируете организовать сразу же крупную или разветвленную компанию со штатом работников свыше 100 человек, то выбирать придется именно из систем налогообложения малого бизнеса. О доходах пока упоминать не будем, так как новое предприятие вряд ли с первых дней станет приносить большую выручку, а тем более прибыль.

Налогообложение малого бизнеса в России

С общей системой все понятно: уплачиваются все полагающиеся по виду деятельности налоги, сборы и платежи, и ведется вся бухгалтерская документация. Существуют, конечно, случаи освобождения от уплаты некоторых налогов, но они не так распространены, как хотелось бы, и требуют выполнения определенных условий.

Упрощенная же система позволяет существенно сократить груз налогов и бумажной работы, но при этом имеет некоторые ограничения. Упрощенное налогообложение малого бизнеса в России доступно лишь организациям и индивидуальным предпринимателям, которые удовлетворяют требованиям гл. 26. 2 Налогового кодекса РФ.

Но при этом этот же Налоговый кодекс позволяет использовать одновременно с упрощенной системой и систему единого налога. Ограничение такого тандема – деятельность субъекта предпринимательства должна быть только определенного вида.

Открывая новое предприятие или становясь индивидуальным предпринимателем, желательно еще до момента регистрации в соответствующих органах выбрать подходящую систему налогообложения малого бизнеса, иначе придется ждать до конца календарного года, чтобы подать заявление на изменение этой системы. Работать по новой системе можно только с начала календарного года, а подавать заявление о переходе на упрощенную систему можно только в октябре-ноябре, а об отказе от нее — не позднее 15 января.

Налогообложение малого предпринимательства имеет много нюансов, поэтому, решив начать собственный бизнес, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам юридической фирмы, занимающейся открытием юридических лиц разных форм собственности, или к сотрудникам налогового органа. Это поможет правильно выбрать будущую систему налогообложения, а значит, минимизировать предполагаемые расходы и увеличить долю прибыли.

www.malyi-biznes.ru

Режимы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Логвинова Е. С., Плахов А. В. Режимы налогообложения малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 340-342. — URL https://moluch.ru/archive/130/36015/ (дата обращения: 12.12.2019).



Малый бизнес — это бизнес, который осуществляется в малых формах и опирается на предпринимательскую деятельность мелких и средних частных предпринимателей.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики любого государства, поскольку благодаря ему появляются новые рабочие места, отчисляются налоги, осваиваются новые виды продукции и услуг, предлагаемые конечному потребителю, формируется конкурентная среда. Малый бизнес, как правило, использует местное сырье для производства, он способствует ускоренному развитию различных отраслей и при этом проявляет гибкость при изменениях в сфере экономики государства, его легче перестроить и модернизировать, чем крупное предприятие.

Плюсы малого предпринимательства очевидны, поэтому государство заинтересовано в его поддержке и развитии, в этом аспекте большое значение имеет помощь на уровне налогообложения.

Итак, на данный момент в Российской Федерации существует 5 режимов налогообложения, один из них может выбрать начинающий предприниматель.

  1. Общий режим налогообложения предполагает достаточно сложную бухгалтерскую отчетность и уплату всех видов налогов (налог на имущество, налог на прибыль, НДС (0 %, 10 % или 18 %)), уплату НДФЛ с заработной платы наемных рабочих, а такжевзносыв пенсионный фонд и фонд социального страхования. Кроме того сдача Деклараций по налогам на прибыль и по НДС.
  2. Упрощенная система налогообложения (УСН) предназначена для помощи малому бизнесу, отчетность не такая сложная, да и имеется ряд послаблений. Индивидуальные предприниматели могут сами выбрать, каким способом им уплачивать единственный налог: налог на «доход» – 6 %-1 % или налог «доход-расход» – 15 %-5 % (процентная ставка зависит от региона). Государство приняло решение о возможности снижения процентных ставок с согласия региональных властей и увеличения лимита дохода, с 2016 года организации, имеющие представительства (не филиалы) в других регионах, имеют право работать по (УСН), вводится новая форма Декларации,НДС перестал учитываться при исчислении налогов к уплате.Кроме этого государство предлагает введение «налоговых каникул». Налоговые каникулы — установленный законодательно срок, в течение которого, впервые зарегистрированные ИП на УСН или ПСН, могут применять нулевые налоговые ставки, установленные в связи с принятием ФЗ от 29.12.2014 г № 477-ФЗ о внесении изменений в ч. 2 НК РФ. Налоговые каникулы предоставляются сроком до 2 лет, это означает, что индивидуальные предприниматели, желающие начать свою деятельность, будут освобождены от уплаты налогов на данный период времени и смогут использовать денежные средства на развитие своего бизнеса.
  3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)-15 %, предполагает также простую бухгалтерскую отчетность с уплатой фиксированного налога на доход в зависимости от вида деятельности (п. 2. ст. 346.26 НК РФ) [1]. Региональные власти получили возможность снизить налоговую ставку ЕНВД с 15 % до 7,5 % на свое усмотрение, в связи с этим изменилась и форма Декларации для ЕНВД.
  4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Ставка ЕСХН составляет 6 % с «доходов — расходы». Налог уплачивается дважды в год, а отчетность ведется по более упрощенной схеме и сдается один раз в год по окончанию налогового периода. Одним из условий возможности применения ЕСХН является то, что доход от сельскохозяйственной деятельности должен составлять не менее 70 % от общих доходов. С 2016г. НДС не влияет на расчет налогов.
  5. Патентная система налогообложения (ПСН). Патентную систему налогообложения можно применять только для ограниченногосписка видов предпринимательской деятельности, который установлен законодательно. Суть данного режима состоит в том, что ИП покупает патент на определенный срок (от месяца до года) и освобождается от уплаты любых налогов и сдачи налоговой отчетности. Единственное условие — вовремя оплатить патент. Стоимость патента рассчитывается региональными властями исходя из потенциальной прибыли, которую можно получить при ведении определенного вида деятельности.

Разумеется, при таком режиме налогообложения существуют ограничения: количество сотрудников — не более 15 человек, максимальная сумма прибыли в год устанавливается местными властями. Использование ККТ не обязательно, но нужно вести книгу учета доходов и расходов. Чтобы иметь возможность работать в других регионах, нужно покупать отдельные патенты. [2]

В последнее время на государственном уровне особое внимание уделяется доходам бюджетной системы Российской Федерации от субъектов малого бизнеса. Это обстоятельство вызвано тем, что субъекты малого бизнеса являются основным элементом рыночной экономики, поскольку входят в структуру современной модели свободного рыночного хозяйства и оказывают существенное влияние: как на темпы экономического роста, так и на состав и динамику валового внутреннего продукта. [4]

Бизнесмен может выбрать любой режим налогообложения в зависимости от вида деятельности предприятия, его объемов и если он сделал это корректно, вовремя сдает отчетность и уплачивает все необходимые налоги, не скрывая дополнительных доходов, то его бизнес будет развиваться успешно.

Итак, мы рассмотрели все возможные режимы налогообложения в РФ и виды налогов, которые уплачиваются начинающим предпринимателем в каждом из режимов, но к сожалению, даже такая поддержка государства не ведет к глобальному росту и процветанию малого бизнеса, поскольку налоговые сборы все же высоки для вновь образовавшихся предприятий с небольшим капиталом, также сами создатели бизнеса не всегда компетентны в организационных вопросах и боятся вкладывать денежные средства в свое дело. А вот крупный бизнес, наоборот, пользуется всеми благами, чтобы сократить налоговые расходы крупные предприятия начинают массовую реорганизацию.

Чтобы предотвратить такое развитие событий, необходимо стремиться к понижению налоговых ставок, повышению информированности населения по вопросам создания и ведения малого бизнеса и, конечно же, корректировать законодательную базу в сфере поддержки малого и среднего бизнеса на всех уровнях.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
  2. Налоги ИП в 2016 году: какие налоги платит ИП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://investingclub.ru/nalogi-ip-usno-envd-osno.html#contents-cc203b025cf3a49427ecffd30ef22960
  3. Государственная политика в сфере налогового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса. Дивина Л. Э. / Российское предпринимательство. 2013. № 20 (242) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bgscience.ru/lib/8289/
  4. Мазур Л. В., Плахов А. В. Налогообложение малого бизнеса и доходы бюджетной системы РФ // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 154–159.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, РФ, налог, режим налогообложения, вид деятельности, Российская Федерация, предпринимательская деятельность, патентная система налогообложения, вид налогов, форма Декларации.

Похожие статьи

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ)

патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ) [1]. ЕСХН применим только для предприятий или индивидуальных…

Особенности налогообложения малого бизнеса

Патентная система налогообложения (далее ПСН) — специальный налоговый режим

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, предприниматель, налог, система налогообложения, схема налогообложения, предприятие, каникулы, общий режим

Использование патентной системы налогообложения

Реформирование налоговой системы РФ последние годы сопровождается серьезными изменениями налогового законодательства. Государство продолжает совершенствовать инструментарий налоговой политики…

Проблемы выбора системы налогообложения при ведении…

Ключевые слова: налогообложение, индивидуальный предприниматель, общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения, налоговая нагрузка.

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий…

Ключевые слова: оптимальные режимы налогообложения, налоги, малый бизнес, общий режим налогообложения, специальный режим налогообложения. Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования.

Оценка эффективности применения патентной системы

патент, патентная система налогообложения, предпринимательская деятельность, специальный налоговый режим, общественное питание, Единый налог, патентная система, розничная торговля, Российская

Особенности патентной системы налогообложения

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, патентная система налогообложения вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территории указанных субъектов.

Проблемы налогообложения малого бизнеса | Статья в журнале…

В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом. Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ

Поступления налогов по упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход ипатентной системе

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, РФ, упрощенная система налогообложения, поступление налогов

moluch.ru

Похожие записи

Вам будет интересно

Разведение кабанов как бизнес: Кого из животных выгодно разводить для бизнеса. Выгодная экзотика: страусы и дикие кабаны

Самые рентабельные товары: Высокомаржинальные товары: ТОП-30 вариантов 2021 года

Добавить комментарий

Комментарий добавить легко